«Реализации законодательства о закупках как инструмент противодействия коррупции»

03.08.2016г. состоялось очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства в сфере закупок при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Мероприятие собрало представителей контрольно-надзорных органов, государственных заказчиков, профессиональных участников рынка, общественных организаций, представителей СМИ. Заседание Экспертного совета стало очередной площадкой для конструктивного диалога, в ходе которой эксперты детально разобрали некоторые аспекты контрактной системы, меры противодействия коррупции в данной сфере. Также  вопросами для дискуссий стали закупки по организации питания, закупки в строительной сфере.

Открывшая заседание совета руководитель Управления ФАС по Республике Башкортостан Акбашева З.Х. обратила внимание на тот факт, что контрактная система в сфере закупок, представляя собой отдельную ключевую систему регулирования отношений, нуждается в особом подходе не только к комплексному, правовому регулированию, но и к мероприятиям по противодействию возможным коррупционным проявлениям. Следовательно, для предотвращения коррупционных проявлений в контрактной системе в сфере закупок необходимы не только специфические, но и комплексные, внутрисистемные меры, направленные одновременно как на минимизацию или предотвращение проявлений коррупции, так и на их профилактику.

Выступление в рамках заявленной темы продолжил Якупов И.Н. – председатель регионального отделения общероссийской общественной организации Центр противодействия коррупции в органах государственной власти по Республике Башкортостан, который отметил принципиальную важность осуществления контроля государственной закупки не только на начальной стадии, но и на конечной стадии исполнения контракта.

Исламгулов С.Ф. - начальник отдела контроля закупок Управления ФАС по Республике Башкортостан представил доклад на тему: «Осуществление государственной политики по контролю в сфере закупок на территории Республики Башкортостан». Говоря об основных нарушениях в сфере государственных закупок, Исламгулов выделил допускаемые заказчиками злоупотребления в документации в части установления требований к участникам закупки, приводящие к ограничению количества участников рынка. Далее Исламгулов озвучил риски возникновения «схем обхода» конкурентных процедур, используя для этих целей предприятия уголовно-исполнительной системы. Так, изменениями от 27.06.2016 года в Постановление Правительства РФ № 1292 в Перечень ТРУ, производимых учреждениями и предприятиями УИС у единственного поставщика, включен код ОКПД2 43.99 «Работы строительные…». В этой связи, существуют риски использования учреждений УИС в качестве «прокладки» с целью «обхода» конкурентных процедур.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Прокуратуры Республики Башкортостан – Харчевников Б.С. озвучил результаты проверок, проведенные органами прокуратуры республики по выявлению нарушений коррупционной направленности в сфере закупок, отметив, что органами прокуратуры ведется масштабная работа по надзору за соблюдением Федерального закона №44-ФЗ.

С докладом выступил Ядыкин В.С. юрисконсульт I  категории отдела материально-технического обеспечения ГБУЗ Республиканский клинический онкологический диспансер, который предложил в качестве одного из способов противодействия проявлениям коррупции в госзакупках необходимость соблюдения начальной (максимальной) цены  попозиционно и за единицу товара (работы, услуги на стадии заключения договора по итогам электронного аукциона. «Проблемой является отсутствие законодательного регулирования обязанности соблюдения НМЦ попозиционно (и за единицу товара (работы, услуги) на стадии заключения договора по итогам электронного аукциона, отсутствие обязанности соблюдать последовательности указания цен за позицию последовательности описания объекта закупки (технического задания) при расчете НМЦ, отсутствие обязанности закреплять НМЦ единицы ТРУ, а также отсутствие четкой обязанности у Заказчика требовать уплату неустойки от исполненного с просрочкой обязательства, штрафа за неисполнение обязательств и неустойки от неисполненного обязательства (от суммы расторжения договора). Для устранения пробела, считаю необходимым внести изменения в действующее законодательство», добавил Ядыкин В.С.

На заседании совета  активное участие принял постоянно действующий член Экспертного совета – представитель Комитета Нострой по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве Васильев В.Л., генеральный директор Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан – Мусин Д.М. Денис Мухамедьянович отметил, что серьезным инструментом борьбы с коррупцией является общественный контроль, поскольку является наиболее значимым механизмом взаимосвязи общества и государства.

Члены и участники совета пришли к единому мнению относительно не эффективной работы существующей схемы организации закупок на территории Республики Башкортостан. Обязанность заказчиков проходить длительную процедуру согласования закупочной документации с  различными уполномоченными органами, каждый из которых вносит свои коррективы,  приводит к затягиванию процедуры определения поставщика и как следствие, несвоевременному освоению бюджетных средств. Кроме того, непрозрачность процедуры порождает множество домыслов - то ли ошибка в написании технического задания, то ли непрофессионализм заказчика, то ли злой умысел и т.д. Но главное, эта цепочка порождает безответственность и безнаказанность. «Наша совместная задача, выстроить прозрачную структуру по организации закупок, которая будет соответствовать Закону. Ведь в результате страдает не заказчик, не поставщик, а общество и государство в целом», добавила Зульфира Хабибулловна.

Все предложения членов и участников заседания будут обобщены и направлены в Правительство Республики Башкортостан, а также в Центральный аппарат ФАС России.

 После заседания Экспертного совета состоялся брифинг руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой З.Х. с представителями СМИ.

Файлы для скачивания

vystuplenie_yadykina_v.s.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.04 МБ
tehnicheskoe_regulirovanie.pptx
Тип файла: pptx
Размер файла: 0.34 МБ