Решение и предписание по делу №А-301/10-11 по признакам нарушения ОАО "Уфимский хлопчатобумажный комбинат" пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"

Номер дела: А-301/10-11
Дата публикации: 25 ноября 2011, 03:00

Резолютивная часть объявлена 11.11.2011.

В полном объеме решение изготовлено 24.11.2011.

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…> в присутствии: от ТСЖ «Солнечный» - председатель правления ТСЖ «Солнечный» - <…>; от ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат»: <…> по доверенности от 08.11.2011 №44; <…> по доверенности от 08.11.2011 №43,

     рассмотрев дело № А-301/10-11, возбужденное в отношении ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан поступило обращение ТСЖ «Солнечный», суть которого состояла в следующем.

Между ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (далее – ОАО «УХБК») и ТСЖ «Солнечный» 30.12.2010 заключен договор №96/10 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (далее – договор), где ОАО «УХБК» выступает поставщиком тепловой энергии (энергоснабжающей организацией).

Исходя из предмета договора, энергоснабжающая организация обязуется подавать ТСЖ «Солнечный» (Абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для жилого дома по адресу: ул. Бакалинская, 25, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный носитель, а также компенсировать разницу в стоимости газа.

Пунктом 5.4. указанного договора предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК». В случае наличия у Абонента задолженности по оплате тепловой энергии, превышающей 30 календарных дней, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного между сторонами и (или) при невыполнении условий такого соглашения, ОАО «УХБК» имеет право ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) абонента (пункт 3.1.1. Договора).

Однако в связи с тем, что ТСЖ «Солнечный» производит начисление жильцам за отопление и горячее водоснабжение после истечения месяца потребления соблюдение пункта 5.4. вышеуказанного договора не представляется возможным.

30.12.2010 ТСЖ «Солнечный», не согласившись с включением в договор пункта 5.4. в представленной ОАО «УХБК» редакции, в части 100% предоплаты, направило в адрес ОАО «УХБК» протокол разногласий. Однако ОАО «УХБК» не приняло условия ТСЖ «Солнечный». 31.12.2010 между ТСЖ «Солнечный» и ОАО «УХБК» был подписан протокол согласования к протоколу разногласий по договору, где все спорные пункты, кроме пункта 5.2., были приняты в редакции энергоснабжающей организации.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии является субъектом естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. То есть ОАО «УХБК» является субъектом естественной монополии по оказанию услуг по передаче тепловой энергии.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Таким образом, ОАО «УХБК» занимает доминирующее положение на рынке обеспечения населения тепловой энергией в границах присоединенных тепловых сетей, в частности, по отношению к ТСЖ «Солнечный».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Приказом Управления от 27.10.2011 №503 в отношении ОАО «УХБК» возбуждено дело №А-301/10-11 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Определением от 28.10.2011 рассмотрение дела назначено на 11.11.2011.

В ходе рассмотрения дела представитель ТСЖ «Солнечный» поддержал доводы, изложенные в заявлении, и ходатайствовал об изменении условий договора, а именно: пункта 5.4. договора, предусматривающего 100% предоплату за поставленную тепловую энергию до 20 числа предыдущего месяца. Также были высказаны претензии на действия Государственного комитета РБ по тарифам, в части установления для ОАО «УХБК» завышенного, по мнению ТСЖ «Солнечный»,  тарифа на тепловую энергию.

От ОАО «УХБК» были представлены письменные пояснения, согласно которым ОАО «УХБК» не признает себя хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, ссылаясь на отсутствие данного Общества в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, опубликованном на официальном сайте Башкортостанского УФАС России. По существу рассматриваемого дела по факту включения в договор №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде условия по 100% предоплате заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца были представлены следующие пояснения.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Размер задолженности ТСЖ «Солнечный» перед ОАО «УХБК» за 2010 год составил 1 325 699,84 руб. Задолженность за январь 2011 года за текущее потребление составила 1 905 494, 95 руб. За февраль 2011 года – 2 965 397,93 руб., за март – 3 477 984,35 руб.

В связи с невозможностью своевременно рассчитываться за поставку тепловой энергии в полном объеме, с учетом задолженности, ТСЖ «Солнечный» предложило рассчитываться по договору №96/10 от 30.12.2010 равномерными платежами.

ОАО «УХБК» имеет договорные отношения по поставке тепловой энергии в горячей воде с ТСЖ «Солнечный» с 2009 года. Оплата абонентом часто производилась с задержкой. Учитывая социальную значимость отапливаемых жилых объектов, подача тепла ТСЖ «Солнечный» производилась иногда и без оплаты, а порой и без договора.

Между тем, ОАО «УХБК», получая от ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» по договору поставки газа, вынуждено было в 2009-2010 гг. платить за подачу газа ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» 100% аванса до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки по договору, заключенному специально для ТСЖ «Солнечный», а в2011 году – 35% до 18 числа и 50% аванса до последнего числа месяца поставки.

Если ОАО «УХБК» допустит просрочку, поставщик перестанет оказывать услуги вплоть до момента перечисления всей суммы по договору, что повлечет отключение в подаче газа, и соответственно тепловой энергии для абонента, что недопустимо в жилищной сфере.

В свою очередь, ТСЖ «Солнечный» обязался обеспечить наличие и возможность использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки. Это условие выполнено не было.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Условие, предусмотренное в договоре №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде о 100% предоплате заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца, как указывает ОАО «УХБК», являлось защитной мерой, призванной с одной стороны дисциплинировать платежи ТСЖ «Солнечный», направляемые в адрес снабжающей организации, с другой стороны, обеспечить бесперебойную поставку газа для котельной от ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» своевременно оплачивая авансовые платежи за газ. В настоящее время стороны руководствуются графиком, предложенным ТСЖ «Солнечный» письмом от 07.04.2011 №47, по которому с 01.04.2011 по 31.12.2011 оплата производится равными платежами по 1 млн. руб. за потребление в текущем месяце.

По мнению ОАО «УХБК», Общество не является монополистом и не занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению. Тепловую энергию ОАО «УХБК» производит самостоятельно, для чего закупается газ по авансовым платежам.

Пени, штрафы, предусмотренные пунктом 6.3. договора за несвоевременную оплату в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день прострочки, ОАО «УХБК» никогда не начислялись и не взимались.

ОАО «УХБК» считает, что ТСЖ «Солнечный» следовало бы предпринять все усилия для обеспечения возможности использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки, предусмотреть технологическую возможность присоединения к городским теплосетям как к дополнительному способу защиты жильцов на случаи аварии или других рисков, своевременно и полно собирать средства за коммунальные услуги с жильцов ТСЖ «Солнечный», обеспечить бюджетное планирование и рациональное расходование собираемых средств. В связи с чем, ОАО «УХБК» просит прекратить рассмотрение данного дела.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив все представленные документы и материалы, установила следующее.  

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по ул. Бакалинская, 25 г. Уфа, находится на расстоянии 1,3 км от ОАО «УХБК» и запитан от котельной ОАО «УХБК». Технические условия для теплоснабжения застройщиком ОАО «СтройпроектЦентр» выполнены в 2005 году. Собственные источники тепла для резервирования тепловой нагрузки у ТСЖ «Солнечный» отсутствуют.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «УХБК» занимает доминирующее положение на рынке обеспечения населения тепловой энергией в границах присоединенных тепловых сетей, в частности, по отношению к ТСЖ «Солнечный».

Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.11.2010
№ 1143 утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «УХБК», в размере 817,79 руб./Гкал

Таким образом, отсутствие ОАО «УХБК» в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, не может являться основанием для невозможности признания его положения доминирующим.

Как следует из пункта 5.4. договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 30.12.2010 №96/10, заключенного между ОАО «УХБК» и ТСЖ «Солнечный», ТСЖ «Солнечный» обязано оплачивать 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

Согласно пункту 6.3. указанного договора, за несвоевременное внесение платы за потребленную тепловую энергию (теплоноситель) с Абонента взыскивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно.

В соответствии с пунктом 7.2. данного договора в случае просрочки Абонентом оплаты или неполной оплаты стоимости поданной тепловой энергии (теплоносителя) сроком более одного месяца Энергоснабжающая организация имеет право досрочно в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть настоящий договор, уведомив об этом Абонента за 15 календарных дней до предполагаемой Энергоснабжающей организацией даты расторжения договора.

Пунктом 7.3. договора предусмотрено, что Энергоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии при наличии задолженности возникшей по договору теплоснабжения.

По данным пунктам договора ТСЖ «Солнечный» 30.12.2010 направило протокол разногласий. Однако ОАО «УХБК» согласилось заключить договор только при условии принятия ТСЖ «Солнечный» вышеуказанных пунктов договора в редакции ОАО «УХБК».

В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор энергоснабжения является публичным договором.

По договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Согласно статье 548 ГК РФ, Правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ («Энергоснабжение»), применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Аналогичные положения предусмотрены и в пункте 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Поскольку ТСЖ не может получать с населения предварительную оплату за услуги теплоснабжения, оно не может располагать денежными средствами для внесения авансовых платежей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000
№ 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ (далее – Порядок).

Порядок, разработанный в соответствии со статьей 544 ГК РФ, устанавливает правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно -правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа и носит диспозитивный характер. Общее правило Порядка предусматривает авансовую систему расчетов. Исключение составляют отношения с участием бюджетных организаций, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

Таким образом, Правила запрещают установление в договоре теплоснабжения с абонентом – товариществом собственников жилья условия о применении авансовых платежей.

Тем самым, включение ОАО «УХБК» пункта 5.4. договора, предусматривающего для ТСЖ «Солнечный» 100% предоплату за поставленную тепловую энергию до 20 числа предыдущего месяца, противоречат действующему законодательству. Данные действия ОАО «УХБК» являются навязыванием для ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора. Что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В материалах дела имеется переписка ТСЖ «Солнечный» и ОАО «УХБК», где ТСЖ «Солнечный» сообщает, что не в состоянии своевременно рассчитываться за поставку тепловой энергии в горячей воде в полном объеме и просит рассмотреть график платежей по году с учетом задолженности перед ОАО «УХБК», т.к. оплата за тепловую энергию в горячей воде жильцами оплачивается равномерно в течение года. (письмо от 31.03.2011 № 43). Данный факт также подтверждает, что условия договора являются невыгодными для ТСЖ «Солнечный» и могут создать угрозу для прекращения поставки тепловой энергии жителей многоквартирного дома по ул. Бакалинской, 25 г. Уфа.

В пункте 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции указано, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В то же время Комиссия не усматривает в действиях ОАО «УХБК» нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию, т.к. расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию ОАО осуществляется в соответствии с Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.11.2010 №1143. Это подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в рассмотрении дела. Рассмотрение вопроса о правомерности тарифа, установленного Государственным комитетом РБ по тарифам для ОАО «УХБК», не входит в компетенцию антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, а именно: пункта 5.4. указанного договора, которым предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

2. Выдать ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» предписание об изменении условий договора.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 232-А-301/10-11

 

24.11.2011                                                                                                                                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>, <…>, <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.11.2011 (в полном объеме решение изготовлено 24.11.2011) по делу № А-301/10-11 о нарушении ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

       1. ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, а именно: пункта 5.4. указанного договора, которым предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

2. ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» изменить пункт 5.4. договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в части порядка оплаты за тепловую энергию, а именно: не устанавливать для ТСЖ «Солнечный» авансовые платежи за тепловую энергию.

 

Настоящее предписание исполнить в срок до 20.12.2011.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив письменно доказательства исполнения.

stdClass Object ( [vid] => 7627 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №А-301/10-11 по признакам нарушения ОАО "Уфимский хлопчатобумажный комбинат" пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7627 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323701036 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть объявлена 11.11.2011.

В полном объеме решение изготовлено 24.11.2011.

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…> в присутствии: от ТСЖ «Солнечный» - председатель правления ТСЖ «Солнечный» - <…>; от ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат»: <…> по доверенности от 08.11.2011 №44; <…> по доверенности от 08.11.2011 №43,

     рассмотрев дело № А-301/10-11, возбужденное в отношении ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан поступило обращение ТСЖ «Солнечный», суть которого состояла в следующем.

Между ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (далее – ОАО «УХБК») и ТСЖ «Солнечный» 30.12.2010 заключен договор №96/10 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (далее – договор), где ОАО «УХБК» выступает поставщиком тепловой энергии (энергоснабжающей организацией).

Исходя из предмета договора, энергоснабжающая организация обязуется подавать ТСЖ «Солнечный» (Абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для жилого дома по адресу: ул. Бакалинская, 25, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный носитель, а также компенсировать разницу в стоимости газа.

Пунктом 5.4. указанного договора предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК». В случае наличия у Абонента задолженности по оплате тепловой энергии, превышающей 30 календарных дней, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного между сторонами и (или) при невыполнении условий такого соглашения, ОАО «УХБК» имеет право ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) абонента (пункт 3.1.1. Договора).

Однако в связи с тем, что ТСЖ «Солнечный» производит начисление жильцам за отопление и горячее водоснабжение после истечения месяца потребления соблюдение пункта 5.4. вышеуказанного договора не представляется возможным.

30.12.2010 ТСЖ «Солнечный», не согласившись с включением в договор пункта 5.4. в представленной ОАО «УХБК» редакции, в части 100% предоплаты, направило в адрес ОАО «УХБК» протокол разногласий. Однако ОАО «УХБК» не приняло условия ТСЖ «Солнечный». 31.12.2010 между ТСЖ «Солнечный» и ОАО «УХБК» был подписан протокол согласования к протоколу разногласий по договору, где все спорные пункты, кроме пункта 5.2., были приняты в редакции энергоснабжающей организации.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии является субъектом естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. То есть ОАО «УХБК» является субъектом естественной монополии по оказанию услуг по передаче тепловой энергии.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Таким образом, ОАО «УХБК» занимает доминирующее положение на рынке обеспечения населения тепловой энергией в границах присоединенных тепловых сетей, в частности, по отношению к ТСЖ «Солнечный».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Приказом Управления от 27.10.2011 №503 в отношении ОАО «УХБК» возбуждено дело №А-301/10-11 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Определением от 28.10.2011 рассмотрение дела назначено на 11.11.2011.

В ходе рассмотрения дела представитель ТСЖ «Солнечный» поддержал доводы, изложенные в заявлении, и ходатайствовал об изменении условий договора, а именно: пункта 5.4. договора, предусматривающего 100% предоплату за поставленную тепловую энергию до 20 числа предыдущего месяца. Также были высказаны претензии на действия Государственного комитета РБ по тарифам, в части установления для ОАО «УХБК» завышенного, по мнению ТСЖ «Солнечный»,  тарифа на тепловую энергию.

От ОАО «УХБК» были представлены письменные пояснения, согласно которым ОАО «УХБК» не признает себя хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, ссылаясь на отсутствие данного Общества в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, опубликованном на официальном сайте Башкортостанского УФАС России. По существу рассматриваемого дела по факту включения в договор №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде условия по 100% предоплате заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца были представлены следующие пояснения.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Размер задолженности ТСЖ «Солнечный» перед ОАО «УХБК» за 2010 год составил 1 325 699,84 руб. Задолженность за январь 2011 года за текущее потребление составила 1 905 494, 95 руб. За февраль 2011 года – 2 965 397,93 руб., за март – 3 477 984,35 руб.

В связи с невозможностью своевременно рассчитываться за поставку тепловой энергии в полном объеме, с учетом задолженности, ТСЖ «Солнечный» предложило рассчитываться по договору №96/10 от 30.12.2010 равномерными платежами.

ОАО «УХБК» имеет договорные отношения по поставке тепловой энергии в горячей воде с ТСЖ «Солнечный» с 2009 года. Оплата абонентом часто производилась с задержкой. Учитывая социальную значимость отапливаемых жилых объектов, подача тепла ТСЖ «Солнечный» производилась иногда и без оплаты, а порой и без договора.

Между тем, ОАО «УХБК», получая от ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» по договору поставки газа, вынуждено было в 2009-2010 гг. платить за подачу газа ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» 100% аванса до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки по договору, заключенному специально для ТСЖ «Солнечный», а в2011 году – 35% до 18 числа и 50% аванса до последнего числа месяца поставки.

Если ОАО «УХБК» допустит просрочку, поставщик перестанет оказывать услуги вплоть до момента перечисления всей суммы по договору, что повлечет отключение в подаче газа, и соответственно тепловой энергии для абонента, что недопустимо в жилищной сфере.

В свою очередь, ТСЖ «Солнечный» обязался обеспечить наличие и возможность использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки. Это условие выполнено не было.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Условие, предусмотренное в договоре №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде о 100% предоплате заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца, как указывает ОАО «УХБК», являлось защитной мерой, призванной с одной стороны дисциплинировать платежи ТСЖ «Солнечный», направляемые в адрес снабжающей организации, с другой стороны, обеспечить бесперебойную поставку газа для котельной от ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» своевременно оплачивая авансовые платежи за газ. В настоящее время стороны руководствуются графиком, предложенным ТСЖ «Солнечный» письмом от 07.04.2011 №47, по которому с 01.04.2011 по 31.12.2011 оплата производится равными платежами по 1 млн. руб. за потребление в текущем месяце.

По мнению ОАО «УХБК», Общество не является монополистом и не занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению. Тепловую энергию ОАО «УХБК» производит самостоятельно, для чего закупается газ по авансовым платежам.

Пени, штрафы, предусмотренные пунктом 6.3. договора за несвоевременную оплату в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день прострочки, ОАО «УХБК» никогда не начислялись и не взимались.

ОАО «УХБК» считает, что ТСЖ «Солнечный» следовало бы предпринять все усилия для обеспечения возможности использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки, предусмотреть технологическую возможность присоединения к городским теплосетям как к дополнительному способу защиты жильцов на случаи аварии или других рисков, своевременно и полно собирать средства за коммунальные услуги с жильцов ТСЖ «Солнечный», обеспечить бюджетное планирование и рациональное расходование собираемых средств. В связи с чем, ОАО «УХБК» просит прекратить рассмотрение данного дела.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив все представленные документы и материалы, установила следующее.  

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по ул. Бакалинская, 25 г. Уфа, находится на расстоянии 1,3 км от ОАО «УХБК» и запитан от котельной ОАО «УХБК». Технические условия для теплоснабжения застройщиком ОАО «СтройпроектЦентр» выполнены в 2005 году. Собственные источники тепла для резервирования тепловой нагрузки у ТСЖ «Солнечный» отсутствуют.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «УХБК» занимает доминирующее положение на рынке обеспечения населения тепловой энергией в границах присоединенных тепловых сетей, в частности, по отношению к ТСЖ «Солнечный».

Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.11.2010
№ 1143 утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «УХБК», в размере 817,79 руб./Гкал

Таким образом, отсутствие ОАО «УХБК» в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, не может являться основанием для невозможности признания его положения доминирующим.

Как следует из пункта 5.4. договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 30.12.2010 №96/10, заключенного между ОАО «УХБК» и ТСЖ «Солнечный», ТСЖ «Солнечный» обязано оплачивать 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

Согласно пункту 6.3. указанного договора, за несвоевременное внесение платы за потребленную тепловую энергию (теплоноситель) с Абонента взыскивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно.

В соответствии с пунктом 7.2. данного договора в случае просрочки Абонентом оплаты или неполной оплаты стоимости поданной тепловой энергии (теплоносителя) сроком более одного месяца Энергоснабжающая организация имеет право досрочно в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть настоящий договор, уведомив об этом Абонента за 15 календарных дней до предполагаемой Энергоснабжающей организацией даты расторжения договора.

Пунктом 7.3. договора предусмотрено, что Энергоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии при наличии задолженности возникшей по договору теплоснабжения.

По данным пунктам договора ТСЖ «Солнечный» 30.12.2010 направило протокол разногласий. Однако ОАО «УХБК» согласилось заключить договор только при условии принятия ТСЖ «Солнечный» вышеуказанных пунктов договора в редакции ОАО «УХБК».

В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор энергоснабжения является публичным договором.

По договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Согласно статье 548 ГК РФ, Правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ («Энергоснабжение»), применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Аналогичные положения предусмотрены и в пункте 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Поскольку ТСЖ не может получать с населения предварительную оплату за услуги теплоснабжения, оно не может располагать денежными средствами для внесения авансовых платежей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000
№ 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ (далее – Порядок).

Порядок, разработанный в соответствии со статьей 544 ГК РФ, устанавливает правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно -правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа и носит диспозитивный характер. Общее правило Порядка предусматривает авансовую систему расчетов. Исключение составляют отношения с участием бюджетных организаций, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

Таким образом, Правила запрещают установление в договоре теплоснабжения с абонентом – товариществом собственников жилья условия о применении авансовых платежей.

Тем самым, включение ОАО «УХБК» пункта 5.4. договора, предусматривающего для ТСЖ «Солнечный» 100% предоплату за поставленную тепловую энергию до 20 числа предыдущего месяца, противоречат действующему законодательству. Данные действия ОАО «УХБК» являются навязыванием для ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора. Что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В материалах дела имеется переписка ТСЖ «Солнечный» и ОАО «УХБК», где ТСЖ «Солнечный» сообщает, что не в состоянии своевременно рассчитываться за поставку тепловой энергии в горячей воде в полном объеме и просит рассмотреть график платежей по году с учетом задолженности перед ОАО «УХБК», т.к. оплата за тепловую энергию в горячей воде жильцами оплачивается равномерно в течение года. (письмо от 31.03.2011 № 43). Данный факт также подтверждает, что условия договора являются невыгодными для ТСЖ «Солнечный» и могут создать угрозу для прекращения поставки тепловой энергии жителей многоквартирного дома по ул. Бакалинской, 25 г. Уфа.

В пункте 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции указано, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В то же время Комиссия не усматривает в действиях ОАО «УХБК» нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию, т.к. расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию ОАО осуществляется в соответствии с Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.11.2010 №1143. Это подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в рассмотрении дела. Рассмотрение вопроса о правомерности тарифа, установленного Государственным комитетом РБ по тарифам для ОАО «УХБК», не входит в компетенцию антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, а именно: пункта 5.4. указанного договора, которым предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

2. Выдать ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» предписание об изменении условий договора.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 232-А-301/10-11

 

24.11.2011                                                                                                                                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>, <…>, <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.11.2011 (в полном объеме решение изготовлено 24.11.2011) по делу № А-301/10-11 о нарушении ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

       1. ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, а именно: пункта 5.4. указанного договора, которым предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

2. ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» изменить пункт 5.4. договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в части порядка оплаты за тепловую энергию, а именно: не устанавливать для ТСЖ «Солнечный» авансовые платежи за тепловую энергию.

 

Настоящее предписание исполнить в срок до 20.12.2011.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив письменно доказательства исполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть объявлена 11.11.2011.

В полном объеме решение изготовлено 24.11.2011.

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…> в присутствии: от ТСЖ «Солнечный» - председатель правления ТСЖ «Солнечный» - <…>; от ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат»: <…> по доверенности от 08.11.2011 №44; <…> по доверенности от 08.11.2011 №43,

     рассмотрев дело № А-301/10-11, возбужденное в отношении ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан поступило обращение ТСЖ «Солнечный», суть которого состояла в следующем.

Между ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (далее – ОАО «УХБК») и ТСЖ «Солнечный» 30.12.2010 заключен договор №96/10 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (далее – договор), где ОАО «УХБК» выступает поставщиком тепловой энергии (энергоснабжающей организацией).

Исходя из предмета договора, энергоснабжающая организация обязуется подавать ТСЖ «Солнечный» (Абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для жилого дома по адресу: ул. Бакалинская, 25, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный носитель, а также компенсировать разницу в стоимости газа.

Пунктом 5.4. указанного договора предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК». В случае наличия у Абонента задолженности по оплате тепловой энергии, превышающей 30 календарных дней, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного между сторонами и (или) при невыполнении условий такого соглашения, ОАО «УХБК» имеет право ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) абонента (пункт 3.1.1. Договора).

Однако в связи с тем, что ТСЖ «Солнечный» производит начисление жильцам за отопление и горячее водоснабжение после истечения месяца потребления соблюдение пункта 5.4. вышеуказанного договора не представляется возможным.

30.12.2010 ТСЖ «Солнечный», не согласившись с включением в договор пункта 5.4. в представленной ОАО «УХБК» редакции, в части 100% предоплаты, направило в адрес ОАО «УХБК» протокол разногласий. Однако ОАО «УХБК» не приняло условия ТСЖ «Солнечный». 31.12.2010 между ТСЖ «Солнечный» и ОАО «УХБК» был подписан протокол согласования к протоколу разногласий по договору, где все спорные пункты, кроме пункта 5.2., были приняты в редакции энергоснабжающей организации.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии является субъектом естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. То есть ОАО «УХБК» является субъектом естественной монополии по оказанию услуг по передаче тепловой энергии.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Таким образом, ОАО «УХБК» занимает доминирующее положение на рынке обеспечения населения тепловой энергией в границах присоединенных тепловых сетей, в частности, по отношению к ТСЖ «Солнечный».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Приказом Управления от 27.10.2011 №503 в отношении ОАО «УХБК» возбуждено дело №А-301/10-11 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Определением от 28.10.2011 рассмотрение дела назначено на 11.11.2011.

В ходе рассмотрения дела представитель ТСЖ «Солнечный» поддержал доводы, изложенные в заявлении, и ходатайствовал об изменении условий договора, а именно: пункта 5.4. договора, предусматривающего 100% предоплату за поставленную тепловую энергию до 20 числа предыдущего месяца. Также были высказаны претензии на действия Государственного комитета РБ по тарифам, в части установления для ОАО «УХБК» завышенного, по мнению ТСЖ «Солнечный»,  тарифа на тепловую энергию.

От ОАО «УХБК» были представлены письменные пояснения, согласно которым ОАО «УХБК» не признает себя хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, ссылаясь на отсутствие данного Общества в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, опубликованном на официальном сайте Башкортостанского УФАС России. По существу рассматриваемого дела по факту включения в договор №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде условия по 100% предоплате заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца были представлены следующие пояснения.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Размер задолженности ТСЖ «Солнечный» перед ОАО «УХБК» за 2010 год составил 1 325 699,84 руб. Задолженность за январь 2011 года за текущее потребление составила 1 905 494, 95 руб. За февраль 2011 года – 2 965 397,93 руб., за март – 3 477 984,35 руб.

В связи с невозможностью своевременно рассчитываться за поставку тепловой энергии в полном объеме, с учетом задолженности, ТСЖ «Солнечный» предложило рассчитываться по договору №96/10 от 30.12.2010 равномерными платежами.

ОАО «УХБК» имеет договорные отношения по поставке тепловой энергии в горячей воде с ТСЖ «Солнечный» с 2009 года. Оплата абонентом часто производилась с задержкой. Учитывая социальную значимость отапливаемых жилых объектов, подача тепла ТСЖ «Солнечный» производилась иногда и без оплаты, а порой и без договора.

Между тем, ОАО «УХБК», получая от ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» по договору поставки газа, вынуждено было в 2009-2010 гг. платить за подачу газа ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» 100% аванса до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки по договору, заключенному специально для ТСЖ «Солнечный», а в2011 году – 35% до 18 числа и 50% аванса до последнего числа месяца поставки.

Если ОАО «УХБК» допустит просрочку, поставщик перестанет оказывать услуги вплоть до момента перечисления всей суммы по договору, что повлечет отключение в подаче газа, и соответственно тепловой энергии для абонента, что недопустимо в жилищной сфере.

В свою очередь, ТСЖ «Солнечный» обязался обеспечить наличие и возможность использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки. Это условие выполнено не было.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Условие, предусмотренное в договоре №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде о 100% предоплате заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца, как указывает ОАО «УХБК», являлось защитной мерой, призванной с одной стороны дисциплинировать платежи ТСЖ «Солнечный», направляемые в адрес снабжающей организации, с другой стороны, обеспечить бесперебойную поставку газа для котельной от ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» своевременно оплачивая авансовые платежи за газ. В настоящее время стороны руководствуются графиком, предложенным ТСЖ «Солнечный» письмом от 07.04.2011 №47, по которому с 01.04.2011 по 31.12.2011 оплата производится равными платежами по 1 млн. руб. за потребление в текущем месяце.

По мнению ОАО «УХБК», Общество не является монополистом и не занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению. Тепловую энергию ОАО «УХБК» производит самостоятельно, для чего закупается газ по авансовым платежам.

Пени, штрафы, предусмотренные пунктом 6.3. договора за несвоевременную оплату в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день прострочки, ОАО «УХБК» никогда не начислялись и не взимались.

ОАО «УХБК» считает, что ТСЖ «Солнечный» следовало бы предпринять все усилия для обеспечения возможности использования собственных источников тепла для резервирования тепловой нагрузки, предусмотреть технологическую возможность присоединения к городским теплосетям как к дополнительному способу защиты жильцов на случаи аварии или других рисков, своевременно и полно собирать средства за коммунальные услуги с жильцов ТСЖ «Солнечный», обеспечить бюджетное планирование и рациональное расходование собираемых средств. В связи с чем, ОАО «УХБК» просит прекратить рассмотрение данного дела.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив все представленные документы и материалы, установила следующее.  

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по ул. Бакалинская, 25 г. Уфа, находится на расстоянии 1,3 км от ОАО «УХБК» и запитан от котельной ОАО «УХБК». Технические условия для теплоснабжения застройщиком ОАО «СтройпроектЦентр» выполнены в 2005 году. Собственные источники тепла для резервирования тепловой нагрузки у ТСЖ «Солнечный» отсутствуют.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «УХБК» занимает доминирующее положение на рынке обеспечения населения тепловой энергией в границах присоединенных тепловых сетей, в частности, по отношению к ТСЖ «Солнечный».

Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.11.2010
№ 1143 утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «УХБК», в размере 817,79 руб./Гкал

Таким образом, отсутствие ОАО «УХБК» в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, не может являться основанием для невозможности признания его положения доминирующим.

Как следует из пункта 5.4. договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 30.12.2010 №96/10, заключенного между ОАО «УХБК» и ТСЖ «Солнечный», ТСЖ «Солнечный» обязано оплачивать 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

Согласно пункту 6.3. указанного договора, за несвоевременное внесение платы за потребленную тепловую энергию (теплоноситель) с Абонента взыскивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно.

В соответствии с пунктом 7.2. данного договора в случае просрочки Абонентом оплаты или неполной оплаты стоимости поданной тепловой энергии (теплоносителя) сроком более одного месяца Энергоснабжающая организация имеет право досрочно в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть настоящий договор, уведомив об этом Абонента за 15 календарных дней до предполагаемой Энергоснабжающей организацией даты расторжения договора.

Пунктом 7.3. договора предусмотрено, что Энергоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии при наличии задолженности возникшей по договору теплоснабжения.

По данным пунктам договора ТСЖ «Солнечный» 30.12.2010 направило протокол разногласий. Однако ОАО «УХБК» согласилось заключить договор только при условии принятия ТСЖ «Солнечный» вышеуказанных пунктов договора в редакции ОАО «УХБК».

В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор энергоснабжения является публичным договором.

По договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Согласно статье 548 ГК РФ, Правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ («Энергоснабжение»), применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Аналогичные положения предусмотрены и в пункте 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Поскольку ТСЖ не может получать с населения предварительную оплату за услуги теплоснабжения, оно не может располагать денежными средствами для внесения авансовых платежей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000
№ 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ (далее – Порядок).

Порядок, разработанный в соответствии со статьей 544 ГК РФ, устанавливает правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно -правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа и носит диспозитивный характер. Общее правило Порядка предусматривает авансовую систему расчетов. Исключение составляют отношения с участием бюджетных организаций, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

Таким образом, Правила запрещают установление в договоре теплоснабжения с абонентом – товариществом собственников жилья условия о применении авансовых платежей.

Тем самым, включение ОАО «УХБК» пункта 5.4. договора, предусматривающего для ТСЖ «Солнечный» 100% предоплату за поставленную тепловую энергию до 20 числа предыдущего месяца, противоречат действующему законодательству. Данные действия ОАО «УХБК» являются навязыванием для ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора. Что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В материалах дела имеется переписка ТСЖ «Солнечный» и ОАО «УХБК», где ТСЖ «Солнечный» сообщает, что не в состоянии своевременно рассчитываться за поставку тепловой энергии в горячей воде в полном объеме и просит рассмотреть график платежей по году с учетом задолженности перед ОАО «УХБК», т.к. оплата за тепловую энергию в горячей воде жильцами оплачивается равномерно в течение года. (письмо от 31.03.2011 № 43). Данный факт также подтверждает, что условия договора являются невыгодными для ТСЖ «Солнечный» и могут создать угрозу для прекращения поставки тепловой энергии жителей многоквартирного дома по ул. Бакалинской, 25 г. Уфа.

В пункте 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции указано, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В то же время Комиссия не усматривает в действиях ОАО «УХБК» нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию, т.к. расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию ОАО осуществляется в соответствии с Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.11.2010 №1143. Это подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в рассмотрении дела. Рассмотрение вопроса о правомерности тарифа, установленного Государственным комитетом РБ по тарифам для ОАО «УХБК», не входит в компетенцию антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, а именно: пункта 5.4. указанного договора, которым предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

2. Выдать ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» предписание об изменении условий договора.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 232-А-301/10-11

 

24.11.2011                                                                                                                                                                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>, <…>, <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.11.2011 (в полном объеме решение изготовлено 24.11.2011) по делу № А-301/10-11 о нарушении ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (450022, г. Уфа, ул. Менделеева, 137) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

       1. ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ТСЖ «Солнечный» невыгодных условий договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, а именно: пункта 5.4. указанного договора, которым предусмотрено, что ТСЖ «Солнечный» оплачивает 100% заявленной тепловой энергии за предстоящий месяц не позднее 20 числа предшествующего месяца денежными средствами, перечисляемыми на расчетный счет ОАО «УХБК».

2. ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» изменить пункт 5.4. договора №96/10 от 30.12.2010 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в части порядка оплаты за тепловую энергию, а именно: не устанавливать для ТСЖ «Солнечный» авансовые платежи за тепловую энергию.

 

Настоящее предписание исполнить в срок до 20.12.2011.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив письменно доказательства исполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-301/10-11 [format] => [safe_value] => А-301/10-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-24 21:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-23 21:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323701036 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )