Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2012.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>
в присутствии представителей
от заявителя: <…>
от ответчиков:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
от заинтересованного лица:
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
рассмотрев дело №А-195/15-12 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) и Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило (вх. №<…> от 02.07.2012 года) обращение <...> о нарушениях антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», допускаемых Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация городского округа город Уфа).
По результатам рассмотрения данного обращения и представленной информации установлено, что в действиях Администрация городского округа город Уфа при разработке, а Совета при утверждении решением от 26.06.2008 №5/14 Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение), а также в действиях Администрация городского округа город Уфа при утверждении постановлением от 29.06.2012 №2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Административный регламент), содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.08.2012 №321 в отношении Администрации городского округа город Уфа и Совета городского округа город Уфа возбуждено дело №А-195/15-12 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела №А-195/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.08.2012 у Администрации городского округа город Уфа запрошены письменное мотивированное пояснение установления требований о предоставлении заявителем документов, указанных в подпункте 1 пункта 2.9. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 №2947; у Совета городского округа город Уфа запрошена копия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.07.2012 №6/8 «О внесении изменений в пункт 2.4. Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 №5/14». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450055, г. РБ, Уфа, ул.Российская, 50) (далее – Главархитектура).
В связи с необходимостью истребования дополнительной информации, а также по ходатайствам лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела несколько раз откладывалось.
Как следует из письменных и устных пояснений Администрации городского округа город Уфа (далее – Администрация ГО г.Уфа) и Главархитектуры. Галановой Е.В. представлена в Главархитектуру часть документов, необходимых в соответствии с Положением для предоставления градостроительного плана земельного участка. В связи с тем, что документов, представленных Галановой Е.В., для подготовки градостроительного плана недостаточно, ей неоднократно направлялись приглашения в Главархитектуру с просьбой о предоставлении полного пакета документов, предусмотренных Положением.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.
Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».
Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Согласно пункту 2.4 Положения заявитель при подготовке ГПЗУ представляет следующие документы:
- кадастровый план земельного участка (подлинник либо нотариально заверенная копия или копия, заверенная органом выдавшим оригинал);
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, либо договора аренды земельного участка, заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа; иного правоустанавливающего документа на землю, оформленного в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, Устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), свидетельства о внесении в ЕГРП (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
В случае, если на земельном участке, в отношении которого осуществляется подготовка ГПЗУ в целях дальнейшего проектирования объекта (объектов капитального строительств, находятся здания, строения, сооружения, необходимо дополнительно представить правоустанавливающие документы на них, а также учетно-техническую документацию.
Пункт 2.4 данного Положения, решением Совета ГО г.Уфа от 04.07.2012 года №6/8 изложен в следующей редакции, согласно которой заявителем к заявлению о выдачи ГПЗУ прикладываются следующие документы:
- паспорт заявителя либо иной документ, подтверждающий личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га; в М 1: 10000 (для линейных объектов).
- Устав (Положение) юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- технический план объекта недвижимости.
Галанова Е.В. 20.03.2012 года обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040610:2716, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ГО г.Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, кв-л <…>, номер участка <…>.
Галанова Е.В. испрашивала градостроительный план сформированного, поставленного на кадастровый учёт земельного участка, определённой площади, в установленных границах предназначенного для строительства индивидуального жилого дома (согласно информации с официального сайта ФГПУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Башкортостан в сети Интернет - zkprb.ru).
Структурным подразделением Администрации – Главархитектурой Галановой Е.В. ГПЗУ не представлено. Как следует из письменных и устных пояснений Главархитектуры, а также из писем Главархитектуры, адресованным <...> (исх.№7-2923/11 от 03.04.2012, исх.№7-3499/11 от 17.04.2012, исх. №7-3784/11 от 24.04.2012) в виду того, что<...> представлен неполный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.4 Положения, ГПЗУ <...> не выдано.
Таким образом, Администрация ГО г.Уфа, разработав, а Совет ГО г.Уфа, утвердив Положение, нарушили часть 17 статьи 46 Градостроительного кодексом Российской Федерации. Установление в пункте 2.4 Положения, требований к заявителю о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативно-правовыми актами, привело к непредставлению Главархитектурой ГПЗУ по запросу <...> Наличие данного факта привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности<...>
В силу Перечня муниципальных услуг (функций), оказываемых структурными подразделениями, утвержденного постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 3594 от 30 июня 2011 года, подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков является муниципальной услугой, предоставляемой структурным подразделением Администрации ГО г.Уфа – Главархитектурой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг) органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется органом местного самоуправления в течение тридцати дней на основе заявления физического или юридического лица.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, согласно статье 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и т. д.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее – Административный регламент).
Пункт 2.9 Административного регламента содержит аналогичный перечень документов, указанных в Положении (в ред. Решения Совета ГО г. Уфа от 04.07.2012 года №6/8) и прикладываемых заявителем к обращению о получении ГПЗУ.
В соответствии с пунктом 2.12 Административного регламента ГО г.Уфа «непредставление (в том числе предоставление не в полном объеме) необходимых документов» является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из сказанного выше, Администрация ГО г.Уфа, разработав и утвердив Административный регламент нарушила часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, что привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Администрации городского округа город Уфа при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной функции «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в действиях Администрации при разработке проекта Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в действиях Совета ГО г.Уфа по утверждению данного положения выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации городского округа город Уфа по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной функции «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», а также
при разработке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 №5/14.
2. Признать Совет городского округа город Уфа (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
4. Выдать Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ № 253 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу №А-195/15-11 в отношении в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», а также при подготовке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 №5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем:
- приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947
- разработки и внесения на утверждение Совета городского округа город Уфа изменений в Положение о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета при утверждении решением от 26.06.2008 №5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания – в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
ПРЕДПИСАНИЕ № 254 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу №А-195/15-11 в отношении в отношении Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (решением Совета от 26.06.2008 №5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 №5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
stdClass Object
(
[vid] => 9206
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу №А-195/15-12 в отношении Администрации ГО г. Уфа РБ, Совета ГО г. Уфа РБ
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9206
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1363762553
[changed] => 1390811485
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1390811485
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2012.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>
в присутствии представителей
от заявителя: <…>
от ответчиков:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
от заинтересованного лица:
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
рассмотрев дело №А-195/15-12 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) и Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило (вх. №<…> от 02.07.2012 года) обращение <...> о нарушениях антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», допускаемых Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация городского округа город Уфа).
По результатам рассмотрения данного обращения и представленной информации установлено, что в действиях Администрация городского округа город Уфа при разработке, а Совета при утверждении решением от 26.06.2008 №5/14 Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение), а также в действиях Администрация городского округа город Уфа при утверждении постановлением от 29.06.2012 №2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Административный регламент), содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.08.2012 №321 в отношении Администрации городского округа город Уфа и Совета городского округа город Уфа возбуждено дело №А-195/15-12 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела №А-195/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.08.2012 у Администрации городского округа город Уфа запрошены письменное мотивированное пояснение установления требований о предоставлении заявителем документов, указанных в подпункте 1 пункта 2.9. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 №2947; у Совета городского округа город Уфа запрошена копия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.07.2012 №6/8 «О внесении изменений в пункт 2.4. Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 №5/14». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450055, г. РБ, Уфа, ул.Российская, 50) (далее – Главархитектура).
В связи с необходимостью истребования дополнительной информации, а также по ходатайствам лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела несколько раз откладывалось.
Как следует из письменных и устных пояснений Администрации городского округа город Уфа (далее – Администрация ГО г.Уфа) и Главархитектуры. Галановой Е.В. представлена в Главархитектуру часть документов, необходимых в соответствии с Положением для предоставления градостроительного плана земельного участка. В связи с тем, что документов, представленных Галановой Е.В., для подготовки градостроительного плана недостаточно, ей неоднократно направлялись приглашения в Главархитектуру с просьбой о предоставлении полного пакета документов, предусмотренных Положением.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.
Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».
Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Согласно пункту 2.4 Положения заявитель при подготовке ГПЗУ представляет следующие документы:
- кадастровый план земельного участка (подлинник либо нотариально заверенная копия или копия, заверенная органом выдавшим оригинал);
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, либо договора аренды земельного участка, заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа; иного правоустанавливающего документа на землю, оформленного в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, Устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), свидетельства о внесении в ЕГРП (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
В случае, если на земельном участке, в отношении которого осуществляется подготовка ГПЗУ в целях дальнейшего проектирования объекта (объектов капитального строительств, находятся здания, строения, сооружения, необходимо дополнительно представить правоустанавливающие документы на них, а также учетно-техническую документацию.
Пункт 2.4 данного Положения, решением Совета ГО г.Уфа от 04.07.2012 года №6/8 изложен в следующей редакции, согласно которой заявителем к заявлению о выдачи ГПЗУ прикладываются следующие документы:
- паспорт заявителя либо иной документ, подтверждающий личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га; в М 1: 10000 (для линейных объектов).
- Устав (Положение) юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- технический план объекта недвижимости.
Галанова Е.В. 20.03.2012 года обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040610:2716, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ГО г.Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, кв-л <…>, номер участка <…>.
Галанова Е.В. испрашивала градостроительный план сформированного, поставленного на кадастровый учёт земельного участка, определённой площади, в установленных границах предназначенного для строительства индивидуального жилого дома (согласно информации с официального сайта ФГПУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Башкортостан в сети Интернет - zkprb.ru).
Структурным подразделением Администрации – Главархитектурой Галановой Е.В. ГПЗУ не представлено. Как следует из письменных и устных пояснений Главархитектуры, а также из писем Главархитектуры, адресованным <...> (исх.№7-2923/11 от 03.04.2012, исх.№7-3499/11 от 17.04.2012, исх. №7-3784/11 от 24.04.2012) в виду того, что<...> представлен неполный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.4 Положения, ГПЗУ <...> не выдано.
Таким образом, Администрация ГО г.Уфа, разработав, а Совет ГО г.Уфа, утвердив Положение, нарушили часть 17 статьи 46 Градостроительного кодексом Российской Федерации. Установление в пункте 2.4 Положения, требований к заявителю о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативно-правовыми актами, привело к непредставлению Главархитектурой ГПЗУ по запросу <...> Наличие данного факта привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности<...>
В силу Перечня муниципальных услуг (функций), оказываемых структурными подразделениями, утвержденного постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 3594 от 30 июня 2011 года, подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков является муниципальной услугой, предоставляемой структурным подразделением Администрации ГО г.Уфа – Главархитектурой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг) органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется органом местного самоуправления в течение тридцати дней на основе заявления физического или юридического лица.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, согласно статье 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и т. д.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее – Административный регламент).
Пункт 2.9 Административного регламента содержит аналогичный перечень документов, указанных в Положении (в ред. Решения Совета ГО г. Уфа от 04.07.2012 года №6/8) и прикладываемых заявителем к обращению о получении ГПЗУ.
В соответствии с пунктом 2.12 Административного регламента ГО г.Уфа «непредставление (в том числе предоставление не в полном объеме) необходимых документов» является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из сказанного выше, Администрация ГО г.Уфа, разработав и утвердив Административный регламент нарушила часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, что привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Администрации городского округа город Уфа при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной функции «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в действиях Администрации при разработке проекта Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в действиях Совета ГО г.Уфа по утверждению данного положения выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации городского округа город Уфа по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной функции «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», а также
при разработке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 №5/14.
2. Признать Совет городского округа город Уфа (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
4. Выдать Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ № 253 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу №А-195/15-11 в отношении в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», а также при подготовке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 №5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем:
- приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947
- разработки и внесения на утверждение Совета городского округа город Уфа изменений в Положение о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета при утверждении решением от 26.06.2008 №5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания – в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
ПРЕДПИСАНИЕ № 254 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу №А-195/15-11 в отношении в отношении Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (решением Совета от 26.06.2008 №5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 №5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2012.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>
в присутствии представителей
от заявителя: <…>
от ответчиков:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
от заинтересованного лица:
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – <…>;
рассмотрев дело №А-195/15-12 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) и Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило (вх. №<…> от 02.07.2012 года) обращение <...> о нарушениях антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», допускаемых Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация городского округа город Уфа).
По результатам рассмотрения данного обращения и представленной информации установлено, что в действиях Администрация городского округа город Уфа при разработке, а Совета при утверждении решением от 26.06.2008 №5/14 Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение), а также в действиях Администрация городского округа город Уфа при утверждении постановлением от 29.06.2012 №2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Административный регламент), содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.08.2012 №321 в отношении Администрации городского округа город Уфа и Совета городского округа город Уфа возбуждено дело №А-195/15-12 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела №А-195/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.08.2012 у Администрации городского округа город Уфа запрошены письменное мотивированное пояснение установления требований о предоставлении заявителем документов, указанных в подпункте 1 пункта 2.9. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 №2947; у Совета городского округа город Уфа запрошена копия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.07.2012 №6/8 «О внесении изменений в пункт 2.4. Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 №5/14». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450055, г. РБ, Уфа, ул.Российская, 50) (далее – Главархитектура).
В связи с необходимостью истребования дополнительной информации, а также по ходатайствам лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела несколько раз откладывалось.
Как следует из письменных и устных пояснений Администрации городского округа город Уфа (далее – Администрация ГО г.Уфа) и Главархитектуры. Галановой Е.В. представлена в Главархитектуру часть документов, необходимых в соответствии с Положением для предоставления градостроительного плана земельного участка. В связи с тем, что документов, представленных Галановой Е.В., для подготовки градостроительного плана недостаточно, ей неоднократно направлялись приглашения в Главархитектуру с просьбой о предоставлении полного пакета документов, предусмотренных Положением.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.
Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».
Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Согласно пункту 2.4 Положения заявитель при подготовке ГПЗУ представляет следующие документы:
- кадастровый план земельного участка (подлинник либо нотариально заверенная копия или копия, заверенная органом выдавшим оригинал);
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, либо договора аренды земельного участка, заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа; иного правоустанавливающего документа на землю, оформленного в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, Устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), свидетельства о внесении в ЕГРП (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
В случае, если на земельном участке, в отношении которого осуществляется подготовка ГПЗУ в целях дальнейшего проектирования объекта (объектов капитального строительств, находятся здания, строения, сооружения, необходимо дополнительно представить правоустанавливающие документы на них, а также учетно-техническую документацию.
Пункт 2.4 данного Положения, решением Совета ГО г.Уфа от 04.07.2012 года №6/8 изложен в следующей редакции, согласно которой заявителем к заявлению о выдачи ГПЗУ прикладываются следующие документы:
- паспорт заявителя либо иной документ, подтверждающий личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га; в М 1: 10000 (для линейных объектов).
- Устав (Положение) юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- технический план объекта недвижимости.
Галанова Е.В. 20.03.2012 года обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040610:2716, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ГО г.Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, кв-л <…>, номер участка <…>.
Галанова Е.В. испрашивала градостроительный план сформированного, поставленного на кадастровый учёт земельного участка, определённой площади, в установленных границах предназначенного для строительства индивидуального жилого дома (согласно информации с официального сайта ФГПУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Башкортостан в сети Интернет - zkprb.ru).
Структурным подразделением Администрации – Главархитектурой Галановой Е.В. ГПЗУ не представлено. Как следует из письменных и устных пояснений Главархитектуры, а также из писем Главархитектуры, адресованным <...> (исх.№7-2923/11 от 03.04.2012, исх.№7-3499/11 от 17.04.2012, исх. №7-3784/11 от 24.04.2012) в виду того, что<...> представлен неполный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.4 Положения, ГПЗУ <...> не выдано.
Таким образом, Администрация ГО г.Уфа, разработав, а Совет ГО г.Уфа, утвердив Положение, нарушили часть 17 статьи 46 Градостроительного кодексом Российской Федерации. Установление в пункте 2.4 Положения, требований к заявителю о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативно-правовыми актами, привело к непредставлению Главархитектурой ГПЗУ по запросу <...> Наличие данного факта привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности<...>
В силу Перечня муниципальных услуг (функций), оказываемых структурными подразделениями, утвержденного постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 3594 от 30 июня 2011 года, подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков является муниципальной услугой, предоставляемой структурным подразделением Администрации ГО г.Уфа – Главархитектурой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг) органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется органом местного самоуправления в течение тридцати дней на основе заявления физического или юридического лица.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, согласно статье 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и т. д.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» (далее – Административный регламент).
Пункт 2.9 Административного регламента содержит аналогичный перечень документов, указанных в Положении (в ред. Решения Совета ГО г. Уфа от 04.07.2012 года №6/8) и прикладываемых заявителем к обращению о получении ГПЗУ.
В соответствии с пунктом 2.12 Административного регламента ГО г.Уфа «непредставление (в том числе предоставление не в полном объеме) необходимых документов» является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из сказанного выше, Администрация ГО г.Уфа, разработав и утвердив Административный регламент нарушила часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, что привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Администрации городского округа город Уфа при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной функции «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в действиях Администрации при разработке проекта Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в действиях Совета ГО г.Уфа по утверждению данного положения выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации городского округа город Уфа по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной функции «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», а также
при разработке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 №5/14.
2. Признать Совет городского округа город Уфа (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
4. Выдать Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ № 253 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу №А-195/15-11 в отношении в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», а также при подготовке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 №5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем:
- приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 №2947
- разработки и внесения на утверждение Совета городского округа город Уфа изменений в Положение о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета при утверждении решением от 26.06.2008 №5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания – в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
ПРЕДПИСАНИЕ № 254 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу №А-195/15-11 в отношении в отношении Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (решением Совета от 26.06.2008 №5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 №5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А-195/15-12
[format] =>
[safe_value] => А-195/15-12
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 58
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 58
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => filtered_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-11-09 08:33:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-24 06:47:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1363762553
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Башкортостанское УФАС России
)