РЕШЕНИЕ по делу № А-120/10-12

Номер дела: № А-120/10-12
Дата публикации: 24 июля 2012, 13:19

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии представителя  от Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ:

<…> по доверенности <…>,

рассмотрев дело № А-120/10-12 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении прав пользователей услуг почтовой связи, а именно в отказе в выдаче и приеме корреспонденции по специализированной долгосрочной доверенности без хранения ее в почтовом отделении и оплате данной услуги,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «АТН» (далее – заявитель) на действия УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России», которые, по мнению заявителя, ущемляют его интересы при получении почтовых отправлений.

Суть обращения состоит в следующем. ФГУП "Почта России" в лице отделения почтовой связи № 450104 ОСП "Уфимский почтамт" требует оставлять на хранение долгосрочные доверенности. Вместе с тем за хранение долгосрочных доверенностей взимается плата согласно действующему прейскуранту.

В своем Заявлении ООО «АТН» указал, что он предупреждался ОПС-104, что если хранение доверенности не будет оплачено, то будет прекращена выдача почтовых отправлений.

Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ письмом исх. № 09/ж-6/п от 18.03.2012 сообщает, что юридическое лицо может уполномочить представителя на получение или отправление почтовых отправлений, денежный переводов, пенсий и пособий, оформив на представителя установленным порядком разовую или долгосрочную доверенность, где долгосрочная доверенность – это доверенность, выданная на совершение ряда действий в установленный период времени, с указанием какие почтовые отправления доверяется получать или отправлять, а так же сроком действия доверенности. Так же в письме указывается, что долгосрочные доверенности хранятся в отделении почтовой связи и за её хранение взимается плата согласно прейскуранту.

В ходе анализа было установлено, что условия пользования услугами почтовой связи в виде получения и отправления заказной почтовой корреспонденции представителем от юридического лица  являются  либо передача на хранение долгосрочных доверенностей, специализированных на  получении и отправлении почтовой корреспонденции, в отделении почтовой связи, либо предъявление общей (генеральной) доверенности на ведение дел или разовой доверенности, выданная на совершение одного конкретного действия.

Согласно письму № 09/ж-6/п от 18.03.2012 Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ свои действия основывает применением статей 100-105 Почтовых правил, утвержденных Министерством связи РФ № 416 от 14.11.1992.

Ст. 101 Почтовых правил гласит: доверенность на получение почтовых отправлений выдается на срок не более трех лет. За пользование долгосрочными доверенностями взимается плата по установленному тарифу оттиском клише маркировальной машины или почтовыми марками, которые наклеиваются на доверенность и погашаются оттиском календарного штемпеля. При отмене доверенности адресат обязан известить об этом предприятие связи письменно.

Если срок действия доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, недействительна.

Адресат может выдать разовую доверенность на получение почтового отправления, в которой указывается, какое именно почтовое отправление доверяется получить. Такая доверенность не оплачивается.

Ст. 103 Почтовых правил: Предъявленные на получение почтовых отправлений доверенности остаются на предприятии связи, причем разовые подкладываются к извещениям на выданные отправления, а с указанием и без указания срока действия хранятся в обеспеченном порядке в отдельной папке. Общие (генеральные) доверенности на ведение дел остаются у их владельцев.

Таким образом, долгосрочные доверенности, специализированные на получении и отправлении почтовой корреспонденции, имеют силу только при условии, что они предварительно зарегистрированы в почтовом отделении, сданы на хранение в этом отделении и их хранение оплачено по прейскуранту.

Следовательно, основываясь на заявлении ООО «АТН» и на ответе ФГУП «Почта России» № 09/ж-6/п от 18.03.2012 сделан вывод, что в случае отказа от оплаты данной услуги УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» отказывает в оказании услуги почтовой связи, что является злоупотреблением своим доминирующим положением, путем навязывания получателям (отправителям) почтовой корреспонденции дополнительных услуг при оказании услуг общедоступной почтовой связи.

Согласно письму № 09/ж-6/п от 18.03.2012 Филиал ФГУП «Почта России»  подтверждает практику взимания денег за пользование специализированными долгосрочными доверенностями, указывая что юридическое лицо может уполномочить представителя на получение или отправление почтовых отправлений, оформив на представителя установленным порядком доверенность (разовую, специализированную), и вместе с этим указывая, что разовая доверенность не оплачивается, а долгосрочные доверенности хранятся в отделении почтовой связи, и соответственно взимается плата за хранение согласно действующему прейскуранту, основываясь на вышеуказанные Почтовые Правила.

Управление считает, что услуга по хранению специализированной доверенности должна осуществляться по желанию потребителя. Соответственно, если потребитель не нуждается в услуге по хранению специализированной доверенности, он должен от этой услуги отказаться, и ФГУП «Почта России» не должна обязывать в таком случае использовать либо разовую доверенность, либо общую (генеральную) доверенность.

Согласно ст. 2 Постановлению от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи», "законные представители" - лица, имеющие доверенность, оформленную в установленном порядке; cт. 34 Постановления гласит: вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Таким образом, указанные Почтовые Правила противоречат Федеральному Закону от 17.07.99 №176-ФЗ «О почтовой связи», Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221, в связи с чем не подлежат применению в спорных правоотношениях

ФГУП "Почта России" включено в Реестр субъектов  естественных монополий в области связи, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование и контроль, следовательно, вопросы отказа оказания услуг связи, навязыванию услуг, не относящихся к почтовой деятельности, подлежат рассмотрению в рамках антимонопольного законодательства. Таким образом, доводы УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» о том, что рассмотрение Башкортостанским УФАС России заявления ООО «АТН» не относится к компетенции антимонопольного органа, не состоятельны.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи), почтовая связь общего пользования - это составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

Статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к числу сфер деятельности субъектов естественных монополий относит и услуги общедоступной почтовой связи.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи.

Приказом ФАС России от 31.12.2004 № 216 ФГУП «Почта России» включено в федеральный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара, в том числе по пересылке почтовых карточек простых, заказных; пересылка писем простых заказных; пересылка бандеролей простых, заказных; услуги по доставке на дом пенсий и пособий с долями более 65% на товарных рынках в границах РФ.

ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС РБ включено в региональный реестр хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Пунктом 2 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случае, установленном законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Навязывая дополнительную услугу по хранению долгосрочных доверенностей, ФГУП «Почта России» ущемляет интересы пользователей услуг почтовой связи.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем имеется судебная практика по аналогичному вопросу.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2009 г. № 07АП-4524/09 решение Арбитражного суда Томской области от 13.05.2009 г. по делу № А67-2498/09 оставлено без изменения. Суд первой инстанции исходил из установления факта нарушения ч.1 ст.10 ФЗ РФ "О защите конкуренции", а именно  не выдаче письменной корреспонденции ФГУП "Почта России", отказавшей в выдаче заказного письма, ссылаясь на то, что долгосрочные доверенности, специализированные на получение и отправление почтовой корреспонденции, имеют силу только при условии их предварительной регистрации в почтовом отделении, сдаче на хранение в этом отделении и оплате их хранения по прейскуранту.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 10 сентября 2009 г. № Ф04-5484/2009 (19399-А67-23), отказывая в признании недействительным решения антимонопольного органа, исходил из нарушения ФГУП "Почта России" требований законодательства, выразившегося в требовании общей (генеральной) доверенности на ведение дела, а также в навязывании услуги по хранению доверенности.

Так же имеется судебная практика Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. по делу № А46-7847/2010, в котором  Суд постановил, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о неправомерности бездействия УФАС по Омской области в части уклонения от оценки требований передачи копии доверенности либо оплаты услуг ФГУП "Почта России" по хранению подлинника доверенности при оказании ООО "Специлизированный технический центр "Крансервис" почтовых услуг.

УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» представлен  приказ №239п от 31.05.2012, указывающий об отмене с 1 июня 2012 г. действия тарифа, утвержденного приказом УФПС РБ – филиала «Почта России» №282п от 06.07.2010 «О введении тарифов на дополнительные услуги почтовой связи» по позиции 4 статьи 3 «Хранение долгосрочных доверенностей, выданных на  совершения ряда действий в установленный период на получение почтовых отправлений (за каждую доверенность)»

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ (450000,  г. Уфа, ул. Ленина, 28 ) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства дело о нарушении  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции» в отношении Филиала ФГУП «Почта России» - УФПС РБ прекратить, предписание не выдавать

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8923 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-120/10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8923 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358407231 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии представителя  от Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ:

<…> по доверенности <…>,

рассмотрев дело № А-120/10-12 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении прав пользователей услуг почтовой связи, а именно в отказе в выдаче и приеме корреспонденции по специализированной долгосрочной доверенности без хранения ее в почтовом отделении и оплате данной услуги,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «АТН» (далее – заявитель) на действия УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России», которые, по мнению заявителя, ущемляют его интересы при получении почтовых отправлений.

Суть обращения состоит в следующем. ФГУП "Почта России" в лице отделения почтовой связи № 450104 ОСП "Уфимский почтамт" требует оставлять на хранение долгосрочные доверенности. Вместе с тем за хранение долгосрочных доверенностей взимается плата согласно действующему прейскуранту.

В своем Заявлении ООО «АТН» указал, что он предупреждался ОПС-104, что если хранение доверенности не будет оплачено, то будет прекращена выдача почтовых отправлений.

Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ письмом исх. № 09/ж-6/п от 18.03.2012 сообщает, что юридическое лицо может уполномочить представителя на получение или отправление почтовых отправлений, денежный переводов, пенсий и пособий, оформив на представителя установленным порядком разовую или долгосрочную доверенность, где долгосрочная доверенность – это доверенность, выданная на совершение ряда действий в установленный период времени, с указанием какие почтовые отправления доверяется получать или отправлять, а так же сроком действия доверенности. Так же в письме указывается, что долгосрочные доверенности хранятся в отделении почтовой связи и за её хранение взимается плата согласно прейскуранту.

В ходе анализа было установлено, что условия пользования услугами почтовой связи в виде получения и отправления заказной почтовой корреспонденции представителем от юридического лица  являются  либо передача на хранение долгосрочных доверенностей, специализированных на  получении и отправлении почтовой корреспонденции, в отделении почтовой связи, либо предъявление общей (генеральной) доверенности на ведение дел или разовой доверенности, выданная на совершение одного конкретного действия.

Согласно письму № 09/ж-6/п от 18.03.2012 Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ свои действия основывает применением статей 100-105 Почтовых правил, утвержденных Министерством связи РФ № 416 от 14.11.1992.

Ст. 101 Почтовых правил гласит: доверенность на получение почтовых отправлений выдается на срок не более трех лет. За пользование долгосрочными доверенностями взимается плата по установленному тарифу оттиском клише маркировальной машины или почтовыми марками, которые наклеиваются на доверенность и погашаются оттиском календарного штемпеля. При отмене доверенности адресат обязан известить об этом предприятие связи письменно.

Если срок действия доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, недействительна.

Адресат может выдать разовую доверенность на получение почтового отправления, в которой указывается, какое именно почтовое отправление доверяется получить. Такая доверенность не оплачивается.

Ст. 103 Почтовых правил: Предъявленные на получение почтовых отправлений доверенности остаются на предприятии связи, причем разовые подкладываются к извещениям на выданные отправления, а с указанием и без указания срока действия хранятся в обеспеченном порядке в отдельной папке. Общие (генеральные) доверенности на ведение дел остаются у их владельцев.

Таким образом, долгосрочные доверенности, специализированные на получении и отправлении почтовой корреспонденции, имеют силу только при условии, что они предварительно зарегистрированы в почтовом отделении, сданы на хранение в этом отделении и их хранение оплачено по прейскуранту.

Следовательно, основываясь на заявлении ООО «АТН» и на ответе ФГУП «Почта России» № 09/ж-6/п от 18.03.2012 сделан вывод, что в случае отказа от оплаты данной услуги УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» отказывает в оказании услуги почтовой связи, что является злоупотреблением своим доминирующим положением, путем навязывания получателям (отправителям) почтовой корреспонденции дополнительных услуг при оказании услуг общедоступной почтовой связи.

Согласно письму № 09/ж-6/п от 18.03.2012 Филиал ФГУП «Почта России»  подтверждает практику взимания денег за пользование специализированными долгосрочными доверенностями, указывая что юридическое лицо может уполномочить представителя на получение или отправление почтовых отправлений, оформив на представителя установленным порядком доверенность (разовую, специализированную), и вместе с этим указывая, что разовая доверенность не оплачивается, а долгосрочные доверенности хранятся в отделении почтовой связи, и соответственно взимается плата за хранение согласно действующему прейскуранту, основываясь на вышеуказанные Почтовые Правила.

Управление считает, что услуга по хранению специализированной доверенности должна осуществляться по желанию потребителя. Соответственно, если потребитель не нуждается в услуге по хранению специализированной доверенности, он должен от этой услуги отказаться, и ФГУП «Почта России» не должна обязывать в таком случае использовать либо разовую доверенность, либо общую (генеральную) доверенность.

Согласно ст. 2 Постановлению от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи», "законные представители" - лица, имеющие доверенность, оформленную в установленном порядке; cт. 34 Постановления гласит: вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Таким образом, указанные Почтовые Правила противоречат Федеральному Закону от 17.07.99 №176-ФЗ «О почтовой связи», Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221, в связи с чем не подлежат применению в спорных правоотношениях

ФГУП "Почта России" включено в Реестр субъектов  естественных монополий в области связи, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование и контроль, следовательно, вопросы отказа оказания услуг связи, навязыванию услуг, не относящихся к почтовой деятельности, подлежат рассмотрению в рамках антимонопольного законодательства. Таким образом, доводы УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» о том, что рассмотрение Башкортостанским УФАС России заявления ООО «АТН» не относится к компетенции антимонопольного органа, не состоятельны.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи), почтовая связь общего пользования - это составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

Статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к числу сфер деятельности субъектов естественных монополий относит и услуги общедоступной почтовой связи.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи.

Приказом ФАС России от 31.12.2004 № 216 ФГУП «Почта России» включено в федеральный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара, в том числе по пересылке почтовых карточек простых, заказных; пересылка писем простых заказных; пересылка бандеролей простых, заказных; услуги по доставке на дом пенсий и пособий с долями более 65% на товарных рынках в границах РФ.

ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС РБ включено в региональный реестр хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Пунктом 2 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случае, установленном законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Навязывая дополнительную услугу по хранению долгосрочных доверенностей, ФГУП «Почта России» ущемляет интересы пользователей услуг почтовой связи.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем имеется судебная практика по аналогичному вопросу.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2009 г. № 07АП-4524/09 решение Арбитражного суда Томской области от 13.05.2009 г. по делу № А67-2498/09 оставлено без изменения. Суд первой инстанции исходил из установления факта нарушения ч.1 ст.10 ФЗ РФ "О защите конкуренции", а именно  не выдаче письменной корреспонденции ФГУП "Почта России", отказавшей в выдаче заказного письма, ссылаясь на то, что долгосрочные доверенности, специализированные на получение и отправление почтовой корреспонденции, имеют силу только при условии их предварительной регистрации в почтовом отделении, сдаче на хранение в этом отделении и оплате их хранения по прейскуранту.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 10 сентября 2009 г. № Ф04-5484/2009 (19399-А67-23), отказывая в признании недействительным решения антимонопольного органа, исходил из нарушения ФГУП "Почта России" требований законодательства, выразившегося в требовании общей (генеральной) доверенности на ведение дела, а также в навязывании услуги по хранению доверенности.

Так же имеется судебная практика Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. по делу № А46-7847/2010, в котором  Суд постановил, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о неправомерности бездействия УФАС по Омской области в части уклонения от оценки требований передачи копии доверенности либо оплаты услуг ФГУП "Почта России" по хранению подлинника доверенности при оказании ООО "Специлизированный технический центр "Крансервис" почтовых услуг.

УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» представлен  приказ №239п от 31.05.2012, указывающий об отмене с 1 июня 2012 г. действия тарифа, утвержденного приказом УФПС РБ – филиала «Почта России» №282п от 06.07.2010 «О введении тарифов на дополнительные услуги почтовой связи» по позиции 4 статьи 3 «Хранение долгосрочных доверенностей, выданных на  совершения ряда действий в установленный период на получение почтовых отправлений (за каждую доверенность)»

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ (450000,  г. Уфа, ул. Ленина, 28 ) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства дело о нарушении  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции» в отношении Филиала ФГУП «Почта России» - УФПС РБ прекратить, предписание не выдавать

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии представителя  от Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ:

<…> по доверенности <…>,

рассмотрев дело № А-120/10-12 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении прав пользователей услуг почтовой связи, а именно в отказе в выдаче и приеме корреспонденции по специализированной долгосрочной доверенности без хранения ее в почтовом отделении и оплате данной услуги,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «АТН» (далее – заявитель) на действия УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России», которые, по мнению заявителя, ущемляют его интересы при получении почтовых отправлений.

Суть обращения состоит в следующем. ФГУП "Почта России" в лице отделения почтовой связи № 450104 ОСП "Уфимский почтамт" требует оставлять на хранение долгосрочные доверенности. Вместе с тем за хранение долгосрочных доверенностей взимается плата согласно действующему прейскуранту.

В своем Заявлении ООО «АТН» указал, что он предупреждался ОПС-104, что если хранение доверенности не будет оплачено, то будет прекращена выдача почтовых отправлений.

Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ письмом исх. № 09/ж-6/п от 18.03.2012 сообщает, что юридическое лицо может уполномочить представителя на получение или отправление почтовых отправлений, денежный переводов, пенсий и пособий, оформив на представителя установленным порядком разовую или долгосрочную доверенность, где долгосрочная доверенность – это доверенность, выданная на совершение ряда действий в установленный период времени, с указанием какие почтовые отправления доверяется получать или отправлять, а так же сроком действия доверенности. Так же в письме указывается, что долгосрочные доверенности хранятся в отделении почтовой связи и за её хранение взимается плата согласно прейскуранту.

В ходе анализа было установлено, что условия пользования услугами почтовой связи в виде получения и отправления заказной почтовой корреспонденции представителем от юридического лица  являются  либо передача на хранение долгосрочных доверенностей, специализированных на  получении и отправлении почтовой корреспонденции, в отделении почтовой связи, либо предъявление общей (генеральной) доверенности на ведение дел или разовой доверенности, выданная на совершение одного конкретного действия.

Согласно письму № 09/ж-6/п от 18.03.2012 Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ свои действия основывает применением статей 100-105 Почтовых правил, утвержденных Министерством связи РФ № 416 от 14.11.1992.

Ст. 101 Почтовых правил гласит: доверенность на получение почтовых отправлений выдается на срок не более трех лет. За пользование долгосрочными доверенностями взимается плата по установленному тарифу оттиском клише маркировальной машины или почтовыми марками, которые наклеиваются на доверенность и погашаются оттиском календарного штемпеля. При отмене доверенности адресат обязан известить об этом предприятие связи письменно.

Если срок действия доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, недействительна.

Адресат может выдать разовую доверенность на получение почтового отправления, в которой указывается, какое именно почтовое отправление доверяется получить. Такая доверенность не оплачивается.

Ст. 103 Почтовых правил: Предъявленные на получение почтовых отправлений доверенности остаются на предприятии связи, причем разовые подкладываются к извещениям на выданные отправления, а с указанием и без указания срока действия хранятся в обеспеченном порядке в отдельной папке. Общие (генеральные) доверенности на ведение дел остаются у их владельцев.

Таким образом, долгосрочные доверенности, специализированные на получении и отправлении почтовой корреспонденции, имеют силу только при условии, что они предварительно зарегистрированы в почтовом отделении, сданы на хранение в этом отделении и их хранение оплачено по прейскуранту.

Следовательно, основываясь на заявлении ООО «АТН» и на ответе ФГУП «Почта России» № 09/ж-6/п от 18.03.2012 сделан вывод, что в случае отказа от оплаты данной услуги УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» отказывает в оказании услуги почтовой связи, что является злоупотреблением своим доминирующим положением, путем навязывания получателям (отправителям) почтовой корреспонденции дополнительных услуг при оказании услуг общедоступной почтовой связи.

Согласно письму № 09/ж-6/п от 18.03.2012 Филиал ФГУП «Почта России»  подтверждает практику взимания денег за пользование специализированными долгосрочными доверенностями, указывая что юридическое лицо может уполномочить представителя на получение или отправление почтовых отправлений, оформив на представителя установленным порядком доверенность (разовую, специализированную), и вместе с этим указывая, что разовая доверенность не оплачивается, а долгосрочные доверенности хранятся в отделении почтовой связи, и соответственно взимается плата за хранение согласно действующему прейскуранту, основываясь на вышеуказанные Почтовые Правила.

Управление считает, что услуга по хранению специализированной доверенности должна осуществляться по желанию потребителя. Соответственно, если потребитель не нуждается в услуге по хранению специализированной доверенности, он должен от этой услуги отказаться, и ФГУП «Почта России» не должна обязывать в таком случае использовать либо разовую доверенность, либо общую (генеральную) доверенность.

Согласно ст. 2 Постановлению от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи», "законные представители" - лица, имеющие доверенность, оформленную в установленном порядке; cт. 34 Постановления гласит: вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Таким образом, указанные Почтовые Правила противоречат Федеральному Закону от 17.07.99 №176-ФЗ «О почтовой связи», Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221, в связи с чем не подлежат применению в спорных правоотношениях

ФГУП "Почта России" включено в Реестр субъектов  естественных монополий в области связи, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование и контроль, следовательно, вопросы отказа оказания услуг связи, навязыванию услуг, не относящихся к почтовой деятельности, подлежат рассмотрению в рамках антимонопольного законодательства. Таким образом, доводы УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» о том, что рассмотрение Башкортостанским УФАС России заявления ООО «АТН» не относится к компетенции антимонопольного органа, не состоятельны.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи), почтовая связь общего пользования - это составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

Статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к числу сфер деятельности субъектов естественных монополий относит и услуги общедоступной почтовой связи.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи.

Приказом ФАС России от 31.12.2004 № 216 ФГУП «Почта России» включено в федеральный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара, в том числе по пересылке почтовых карточек простых, заказных; пересылка писем простых заказных; пересылка бандеролей простых, заказных; услуги по доставке на дом пенсий и пособий с долями более 65% на товарных рынках в границах РФ.

ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС РБ включено в региональный реестр хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Пунктом 2 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случае, установленном законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Навязывая дополнительную услугу по хранению долгосрочных доверенностей, ФГУП «Почта России» ущемляет интересы пользователей услуг почтовой связи.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем имеется судебная практика по аналогичному вопросу.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2009 г. № 07АП-4524/09 решение Арбитражного суда Томской области от 13.05.2009 г. по делу № А67-2498/09 оставлено без изменения. Суд первой инстанции исходил из установления факта нарушения ч.1 ст.10 ФЗ РФ "О защите конкуренции", а именно  не выдаче письменной корреспонденции ФГУП "Почта России", отказавшей в выдаче заказного письма, ссылаясь на то, что долгосрочные доверенности, специализированные на получение и отправление почтовой корреспонденции, имеют силу только при условии их предварительной регистрации в почтовом отделении, сдаче на хранение в этом отделении и оплате их хранения по прейскуранту.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 10 сентября 2009 г. № Ф04-5484/2009 (19399-А67-23), отказывая в признании недействительным решения антимонопольного органа, исходил из нарушения ФГУП "Почта России" требований законодательства, выразившегося в требовании общей (генеральной) доверенности на ведение дела, а также в навязывании услуги по хранению доверенности.

Так же имеется судебная практика Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. по делу № А46-7847/2010, в котором  Суд постановил, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о неправомерности бездействия УФАС по Омской области в части уклонения от оценки требований передачи копии доверенности либо оплаты услуг ФГУП "Почта России" по хранению подлинника доверенности при оказании ООО "Специлизированный технический центр "Крансервис" почтовых услуг.

УФПС РБ - филиала ФГУП «Почта России» представлен  приказ №239п от 31.05.2012, указывающий об отмене с 1 июня 2012 г. действия тарифа, утвержденного приказом УФПС РБ – филиала «Почта России» №282п от 06.07.2010 «О введении тарифов на дополнительные услуги почтовой связи» по позиции 4 статьи 3 «Хранение долгосрочных доверенностей, выданных на  совершения ряда действий в установленный период на получение почтовых отправлений (за каждую доверенность)»

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС РБ (450000,  г. Уфа, ул. Ленина, 28 ) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства дело о нарушении  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции» в отношении Филиала ФГУП «Почта России» - УФПС РБ прекратить, предписание не выдавать

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-120/10-12 [format] => [safe_value] => № А-120/10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 3 [name] => Контроль экономической концентрации [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-24 07:19:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-24 07:19:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358407231 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )