РЕШЕНИЕ по делу № А-118/10-12

Номер дела: № А-118/10-12
Дата публикации: 10 сентября 2012, 13:09

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии: от ОАО «Уфанет»: <…>. – коммерческого директора Общества по доверенности от <…>; <…>- юрисконсульт ОАО «Уфанет» по доверенности от <…>; <…>. – руководителя группы обслуживания АТС по доверенности <…>; <…> – руководитель отдела по работе с операторами направления Телефония по доверенности от 27.06.2012 б/н; <…>. - заместитель руководителя юридической службы ОАО «Уфанет» по доверенности <…>;

от ОАО «Башинформсвязь»: <…>. – по доверенности <…>; <…>. – начальник отдела по работе с операторами по доверенности <…>,

             рассмотрев дело № А-118/10-12, возбужденное в отношении ОАО «Башинформсвязь» (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение вх. №6698 от 22.05.2012 ОАО "Уфанет" (далее – заявитель) на действия ОАО "Башинформсвязь", выраженные в неисполнении своих обязанностей ОАО "Башинформсвязь" по существующему договору № МУ4-08/2006 от 24.10.2006  о присоединении сетей электросвязи на местном уровне и их взаимодействии, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

Суть обращения состоит в следующем. Между ОАО "Башинформсвязь" и ОАО "Уфанет" заключен договор № МУ4-08/2006 от 24.10.2006 о присоединении сетей электросвязи на местном уровне и их взаимодействии (далее "Договор").

Приложением №5 к данному договору является Технические условия на присоединение сети оператора ОАО "Уфанет" к сети ОАО "Башинформсвязь" (далее ТУ).

Лицензионными условиями ОАО "Уфанет" и ОАО "Башинформсвязь", Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи), а также взаимными обязательствами сторон - п.2.1.7., 2.3.7. договора, предусмотрена обязанность операторов связи обеспечивать предоставление услуг связи с качеством, соответствующим нормам. П.6.3 ТУ предусмотрена максимальная нагрузка в точках присоединения 0.8 Эрл.

В связи с увеличением телефонного трафика ОАО "Уфанет" было обнаружено ухудшение качества связи и превышение максимальной нагрузки в точке присоединения на узле ОПТС 244-246 до 0,85-0,95 Эрл.

Пунктом 2.5.7 Договора предусмотрено, что "в случае обнаружения несоответствия качества предоставляемых услуг действующим нормам, взаимодействующие Стороны должны незамедлительно выяснить причины такого несоответствия и принять меры к их устранению".

ОАО "Уфанет" письмом № 427 от 31.01.2011 обратилось к ОАО "Башинформсвязь" с просьбой организовать дополнительно 2 точки присоединения на узле ОПТС 244/246, на что был получен ответ № 06-04/03-39 от 28.02.2011 о том, что организация дополнительных точек будет рассмотрена после выполнения "Плана реконструкции объектов ГТС на 2011 г."

11.11.2011 письмом № 5898 ОАО "Уфанет" вновь обратилось к ОАО "Башинформсвязь" с просьбой организовать дополнительные точки присоединения на узле ОПТС 244/246, на что был получен ответ № 06-04/03 от 14.12.2011 о том, что ОАО "Башинформсвязь" "в 2011 году не смогло провести реконструкцию местной сети с возможностью организации новых транков. В связи с чем, данные работы запланированы на 2012 год".

ОАО "Уфанет" письмом № 6909 от 28.12.2011 сообщило ОАО "Башинформсвязь", что готово взять на себя расходы по закупке дополнительного оборудования в счет оплаты организации точек присоединения.

Письмом № 325 от 20.01.2012 ОАО "Уфанет" вновь обратилось к  ОАО "Башинформсвязь" с предложением об организации 10 дополнительных новых точек присоединения сети оператора ОАО "Уфанет" к сети ОАО "Башинформсвязь" на узле ОПТС 244/246. Ответ от ОАО "Башинформсвязь"  не получен.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные документы и материалы, пришла к следующим выводам.  

ОАО «Уфанет» не имеет возможности полноценно предоставлять услуги местной телефонной связи в г. Уфе по причине ухудшения качества связи вследствие  превышения в точке присоединения на узле ОПТС 244/246 максимальной нагрузки, установленной нормативными документами – 0,8 Эрл.

ОАО «Уфанет» для поддержания качества связи вынуждено было перенаправлять часть телефонного трафика с узла ОПТС 244/246 на сеть ОАО «МТС», что является для ОАО «Уфанет» технически и экономически нецелесообразным.

ОАО "Уфанет" представить доказательства превышения максимальной нагрузки в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, сверх предусмотренной техническим условием на присоединение сети оператора к местной телефонной сети ОАО «Башинформсвязь» максимальной нагрузки 0,8 Эрл, при пропуске трафика, предусмотренного договором № МУ4-08/2006 от 24.10.2006;

ОАО "Башинформсвязь" представить доводы по вменяемому ОАО "Башинформсвязь" нарушению  договора № МУ4-08/2006 от 24.10.2006, в части превышения максимальной нагрузки в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, сверх предусмотренной техническим условием на присоединение сети оператора к местной телефонной сети ОАО «Башинформсвязь» максимальной нагрузки 0,8 Эрл.

ОАО «Уфанет» в адрес ОАО "Башинформсвязь" было направлено письмо №4690 от 08.08.2012, которым было предложено провести совместные замеры нагрузки местного телефонного трафика (г. Уфы) в направлении от/на ОПТС 244/246 «13» августа 2012 г. в период с 11-00 до 12-00 (время местное). Во исполнение Определения УФАС по Республике Башкортостан от 31.07.2012 ОАО «Уфанет» 13.08.2012 с 11-00 по 12-00 (время местное) провело замеры в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, результаты которых представлены в Акте «О результатах проведения замеров нагрузки телефонного трафика от сети связи ОАО «Уфанет» в направлении точки присоединения к сети связи ОАО "Башинформсвязь" на узле ОПТС 244/246» от 13.08.2012. Согласно Акту ОАО «Уфанет» от 13.08.2012 процент отказов в установлении соединения по причине отсутствия свободных каналов и перегрузки в сети связи ОАО "Башинформсвязь" составило 3,17%, нагрузка - 0,97 Эрл.

ОАО "Башинформсвязь" производило замеры нагрузки с участием представителей незаинтересованной организации, без оповещения и приглашения ОАО «Уфанет», результаты которых представлены актами проверок. Согласно актам ОАО "Башинформсвязь": 17.08.2012 с 11-00 до 12-00 (местное время) в точке присоединения ОАО «Уфанет» к сети ОАО "Башинформсвязь", ОПТС-240/248, ул. Луганская, 37а нагрузка на одну соединительную линию не превышает 0,5 Эрл, 23.08.2012 с 11-00 до 12-00 (местное время) в точке присоединения ОАО «Уфанет» к сети ОАО "Башинформсвязь", ОПТС-240/248, ул. Луганская, 37а нагрузка на одну соединительную линию не превышает 0,6 Эрл.

На заседании Комиссии ОАО «Уфанет» пояснил, что проведение ОАО "Башинформсвязь" замеров нагрузки в точке присоединения, не оповестив и не пригласив представителя другой стороны - ОАО «Уфанет», влияет на результаты замеров, а именно 17.08.2012 и 23.08.2012 ОАО «Уфанет» перенаправляло часть трафика через сеть ОАО «МТС».

Приказом Россвязьнадзора РФ №39 от 21.10.2005 ОАО «Башинформсвязь» включено в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

В пункте 11 статьи 2 Закона о связи дано определение оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, это - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет  возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика.

Приказом от 21.07.2003 №43 о/д ОАО «Башинформсвязь» с долей более 65% на рынке общедоступной электросвязи включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Согласно ч.1 ст.18 Закона о связи операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.

Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.18 Закона о связи).

 В силу ч.3 ст. 19 Закона о связи порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, и его обязанности при присоединении сетей электросвязи и взаимодействии с сетями электросвязи других операторов связи определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 46 Закона о связи установлены обязанности оператора связи:

оказывать пользователям услуг связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;

руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности из функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи;

соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Положениями части 1 статьи 19 Закона о связи и пунктом 28 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 года № 161 установлено, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающие аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

Пунктом 22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 161 от 28.03.2005 установлено, что оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

  1. между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения;
  2. между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территорий муниципального образования или города федерального значения.

Таким образом, действия ОАО "Башинформсвязь", выражающиеся в непринятии мер по устранению превышения нагрузки в точке присоединения ОПТС 244/246, сверх предусмотренных договором 0,8 Эрл., приведших к ухудшению качества связи, ограничению пропуска трафика при оказании услуг местного телефонного завершения вызова на сеть ОАО "Башинформсвязь" от сети ОАО «Уфанет» при предоставлении услуг телефонной связи, ограничивают конкуренцию на рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Уфы, а так же могут привести к ограничению конкуренции на рынке местной телефонной связи, вынуждая ОАО «Уфанет» отказывать в заключении новых договоров с абонентами, в связи с перегруженностью трафика, и перенаправлять часть телефонного трафика с узла ОПТС 244/246 на сеть ОАО «МТС», что является для ОАО «Уфанет» технически и экономически нецелесообразным.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В названный Перечень, в том числе, вошли: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

ОАО «Башинформсвязь» 24.03.2000 включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, за регистрационным № 02-2-1.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественно монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637
«О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи относятся к услугам общедоступной электросвязи и подлежат государственному регулированию Федеральной службой по тарифам.

ОАО «Башинформсвязь» занимает существенное и доминирующее положение по оказанию услуг общедоступной электрической связи в Республике Башкортостан, что позволяет данному хозяйствующему субъекту оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг общедоступной электрической связи, в том числе местной телефонной связи в г. Уфе.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был составлен Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории Уфимского городского округа и Уфимского муниципального района, и рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на зоновом уровне на территории Республики Башкортостан.

В ходе анализа выявлено, что лидирующее положение на рынках услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном и зоновом уровне занимает ОАО "Башинформсвязь". Доля Общества на рынке по организации точек присоединения на местном уровне в административных границах города Уфы и района по итогам 2008г составила 57,2%, по пропуску трафика - 42,0%.

Анализ количественных и качественных показателей исследуемых рынков показал, что на рынках услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном и зоновом уровне конкурентная среда неразвита, при этом доминирующее положение на рынках занимает хозяйствующий субъект - оператор связи ОАО "Башинформсвязь", что дает ему возможность оказывать влияние на данные рынки.

Таким образом, ОАО «Башинформсвязь», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной электросвязи в Республике Башкортостан, на рынке услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории Уфимского городского округа и Уфимского муниципального района, и рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на зоновом уровне на территории Республики Башкортостан, совершила действия, недопустимые частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Уфа, а так же действий, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке местной телефонной связи на территории г. Уфа.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Башинформсвязь" (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО "Башинформсвязь" (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1)  Предписание об устранении нарушения п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                 

stdClass Object ( [vid] => 8922 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-118/10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8922 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358406991 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии: от ОАО «Уфанет»: <…>. – коммерческого директора Общества по доверенности от <…>; <…>- юрисконсульт ОАО «Уфанет» по доверенности от <…>; <…>. – руководителя группы обслуживания АТС по доверенности <…>; <…> – руководитель отдела по работе с операторами направления Телефония по доверенности от 27.06.2012 б/н; <…>. - заместитель руководителя юридической службы ОАО «Уфанет» по доверенности <…>;

от ОАО «Башинформсвязь»: <…>. – по доверенности <…>; <…>. – начальник отдела по работе с операторами по доверенности <…>,

             рассмотрев дело № А-118/10-12, возбужденное в отношении ОАО «Башинформсвязь» (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение вх. №6698 от 22.05.2012 ОАО "Уфанет" (далее – заявитель) на действия ОАО "Башинформсвязь", выраженные в неисполнении своих обязанностей ОАО "Башинформсвязь" по существующему договору № МУ4-08/2006 от 24.10.2006  о присоединении сетей электросвязи на местном уровне и их взаимодействии, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

Суть обращения состоит в следующем. Между ОАО "Башинформсвязь" и ОАО "Уфанет" заключен договор № МУ4-08/2006 от 24.10.2006 о присоединении сетей электросвязи на местном уровне и их взаимодействии (далее "Договор").

Приложением №5 к данному договору является Технические условия на присоединение сети оператора ОАО "Уфанет" к сети ОАО "Башинформсвязь" (далее ТУ).

Лицензионными условиями ОАО "Уфанет" и ОАО "Башинформсвязь", Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи), а также взаимными обязательствами сторон - п.2.1.7., 2.3.7. договора, предусмотрена обязанность операторов связи обеспечивать предоставление услуг связи с качеством, соответствующим нормам. П.6.3 ТУ предусмотрена максимальная нагрузка в точках присоединения 0.8 Эрл.

В связи с увеличением телефонного трафика ОАО "Уфанет" было обнаружено ухудшение качества связи и превышение максимальной нагрузки в точке присоединения на узле ОПТС 244-246 до 0,85-0,95 Эрл.

Пунктом 2.5.7 Договора предусмотрено, что "в случае обнаружения несоответствия качества предоставляемых услуг действующим нормам, взаимодействующие Стороны должны незамедлительно выяснить причины такого несоответствия и принять меры к их устранению".

ОАО "Уфанет" письмом № 427 от 31.01.2011 обратилось к ОАО "Башинформсвязь" с просьбой организовать дополнительно 2 точки присоединения на узле ОПТС 244/246, на что был получен ответ № 06-04/03-39 от 28.02.2011 о том, что организация дополнительных точек будет рассмотрена после выполнения "Плана реконструкции объектов ГТС на 2011 г."

11.11.2011 письмом № 5898 ОАО "Уфанет" вновь обратилось к ОАО "Башинформсвязь" с просьбой организовать дополнительные точки присоединения на узле ОПТС 244/246, на что был получен ответ № 06-04/03 от 14.12.2011 о том, что ОАО "Башинформсвязь" "в 2011 году не смогло провести реконструкцию местной сети с возможностью организации новых транков. В связи с чем, данные работы запланированы на 2012 год".

ОАО "Уфанет" письмом № 6909 от 28.12.2011 сообщило ОАО "Башинформсвязь", что готово взять на себя расходы по закупке дополнительного оборудования в счет оплаты организации точек присоединения.

Письмом № 325 от 20.01.2012 ОАО "Уфанет" вновь обратилось к  ОАО "Башинформсвязь" с предложением об организации 10 дополнительных новых точек присоединения сети оператора ОАО "Уфанет" к сети ОАО "Башинформсвязь" на узле ОПТС 244/246. Ответ от ОАО "Башинформсвязь"  не получен.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные документы и материалы, пришла к следующим выводам.  

ОАО «Уфанет» не имеет возможности полноценно предоставлять услуги местной телефонной связи в г. Уфе по причине ухудшения качества связи вследствие  превышения в точке присоединения на узле ОПТС 244/246 максимальной нагрузки, установленной нормативными документами – 0,8 Эрл.

ОАО «Уфанет» для поддержания качества связи вынуждено было перенаправлять часть телефонного трафика с узла ОПТС 244/246 на сеть ОАО «МТС», что является для ОАО «Уфанет» технически и экономически нецелесообразным.

ОАО "Уфанет" представить доказательства превышения максимальной нагрузки в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, сверх предусмотренной техническим условием на присоединение сети оператора к местной телефонной сети ОАО «Башинформсвязь» максимальной нагрузки 0,8 Эрл, при пропуске трафика, предусмотренного договором № МУ4-08/2006 от 24.10.2006;

ОАО "Башинформсвязь" представить доводы по вменяемому ОАО "Башинформсвязь" нарушению  договора № МУ4-08/2006 от 24.10.2006, в части превышения максимальной нагрузки в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, сверх предусмотренной техническим условием на присоединение сети оператора к местной телефонной сети ОАО «Башинформсвязь» максимальной нагрузки 0,8 Эрл.

ОАО «Уфанет» в адрес ОАО "Башинформсвязь" было направлено письмо №4690 от 08.08.2012, которым было предложено провести совместные замеры нагрузки местного телефонного трафика (г. Уфы) в направлении от/на ОПТС 244/246 «13» августа 2012 г. в период с 11-00 до 12-00 (время местное). Во исполнение Определения УФАС по Республике Башкортостан от 31.07.2012 ОАО «Уфанет» 13.08.2012 с 11-00 по 12-00 (время местное) провело замеры в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, результаты которых представлены в Акте «О результатах проведения замеров нагрузки телефонного трафика от сети связи ОАО «Уфанет» в направлении точки присоединения к сети связи ОАО "Башинформсвязь" на узле ОПТС 244/246» от 13.08.2012. Согласно Акту ОАО «Уфанет» от 13.08.2012 процент отказов в установлении соединения по причине отсутствия свободных каналов и перегрузки в сети связи ОАО "Башинформсвязь" составило 3,17%, нагрузка - 0,97 Эрл.

ОАО "Башинформсвязь" производило замеры нагрузки с участием представителей незаинтересованной организации, без оповещения и приглашения ОАО «Уфанет», результаты которых представлены актами проверок. Согласно актам ОАО "Башинформсвязь": 17.08.2012 с 11-00 до 12-00 (местное время) в точке присоединения ОАО «Уфанет» к сети ОАО "Башинформсвязь", ОПТС-240/248, ул. Луганская, 37а нагрузка на одну соединительную линию не превышает 0,5 Эрл, 23.08.2012 с 11-00 до 12-00 (местное время) в точке присоединения ОАО «Уфанет» к сети ОАО "Башинформсвязь", ОПТС-240/248, ул. Луганская, 37а нагрузка на одну соединительную линию не превышает 0,6 Эрл.

На заседании Комиссии ОАО «Уфанет» пояснил, что проведение ОАО "Башинформсвязь" замеров нагрузки в точке присоединения, не оповестив и не пригласив представителя другой стороны - ОАО «Уфанет», влияет на результаты замеров, а именно 17.08.2012 и 23.08.2012 ОАО «Уфанет» перенаправляло часть трафика через сеть ОАО «МТС».

Приказом Россвязьнадзора РФ №39 от 21.10.2005 ОАО «Башинформсвязь» включено в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

В пункте 11 статьи 2 Закона о связи дано определение оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, это - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет  возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика.

Приказом от 21.07.2003 №43 о/д ОАО «Башинформсвязь» с долей более 65% на рынке общедоступной электросвязи включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Согласно ч.1 ст.18 Закона о связи операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.

Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.18 Закона о связи).

 В силу ч.3 ст. 19 Закона о связи порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, и его обязанности при присоединении сетей электросвязи и взаимодействии с сетями электросвязи других операторов связи определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 46 Закона о связи установлены обязанности оператора связи:

оказывать пользователям услуг связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;

руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности из функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи;

соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Положениями части 1 статьи 19 Закона о связи и пунктом 28 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 года № 161 установлено, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающие аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

Пунктом 22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 161 от 28.03.2005 установлено, что оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

  1. между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения;
  2. между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территорий муниципального образования или города федерального значения.

Таким образом, действия ОАО "Башинформсвязь", выражающиеся в непринятии мер по устранению превышения нагрузки в точке присоединения ОПТС 244/246, сверх предусмотренных договором 0,8 Эрл., приведших к ухудшению качества связи, ограничению пропуска трафика при оказании услуг местного телефонного завершения вызова на сеть ОАО "Башинформсвязь" от сети ОАО «Уфанет» при предоставлении услуг телефонной связи, ограничивают конкуренцию на рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Уфы, а так же могут привести к ограничению конкуренции на рынке местной телефонной связи, вынуждая ОАО «Уфанет» отказывать в заключении новых договоров с абонентами, в связи с перегруженностью трафика, и перенаправлять часть телефонного трафика с узла ОПТС 244/246 на сеть ОАО «МТС», что является для ОАО «Уфанет» технически и экономически нецелесообразным.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В названный Перечень, в том числе, вошли: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

ОАО «Башинформсвязь» 24.03.2000 включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, за регистрационным № 02-2-1.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественно монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637
«О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи относятся к услугам общедоступной электросвязи и подлежат государственному регулированию Федеральной службой по тарифам.

ОАО «Башинформсвязь» занимает существенное и доминирующее положение по оказанию услуг общедоступной электрической связи в Республике Башкортостан, что позволяет данному хозяйствующему субъекту оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг общедоступной электрической связи, в том числе местной телефонной связи в г. Уфе.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был составлен Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории Уфимского городского округа и Уфимского муниципального района, и рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на зоновом уровне на территории Республики Башкортостан.

В ходе анализа выявлено, что лидирующее положение на рынках услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном и зоновом уровне занимает ОАО "Башинформсвязь". Доля Общества на рынке по организации точек присоединения на местном уровне в административных границах города Уфы и района по итогам 2008г составила 57,2%, по пропуску трафика - 42,0%.

Анализ количественных и качественных показателей исследуемых рынков показал, что на рынках услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном и зоновом уровне конкурентная среда неразвита, при этом доминирующее положение на рынках занимает хозяйствующий субъект - оператор связи ОАО "Башинформсвязь", что дает ему возможность оказывать влияние на данные рынки.

Таким образом, ОАО «Башинформсвязь», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной электросвязи в Республике Башкортостан, на рынке услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории Уфимского городского округа и Уфимского муниципального района, и рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на зоновом уровне на территории Республики Башкортостан, совершила действия, недопустимые частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Уфа, а так же действий, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке местной телефонной связи на территории г. Уфа.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Башинформсвязь" (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО "Башинформсвязь" (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1)  Предписание об устранении нарушения п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии: от ОАО «Уфанет»: <…>. – коммерческого директора Общества по доверенности от <…>; <…>- юрисконсульт ОАО «Уфанет» по доверенности от <…>; <…>. – руководителя группы обслуживания АТС по доверенности <…>; <…> – руководитель отдела по работе с операторами направления Телефония по доверенности от 27.06.2012 б/н; <…>. - заместитель руководителя юридической службы ОАО «Уфанет» по доверенности <…>;

от ОАО «Башинформсвязь»: <…>. – по доверенности <…>; <…>. – начальник отдела по работе с операторами по доверенности <…>,

             рассмотрев дело № А-118/10-12, возбужденное в отношении ОАО «Башинформсвязь» (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение вх. №6698 от 22.05.2012 ОАО "Уфанет" (далее – заявитель) на действия ОАО "Башинформсвязь", выраженные в неисполнении своих обязанностей ОАО "Башинформсвязь" по существующему договору № МУ4-08/2006 от 24.10.2006  о присоединении сетей электросвязи на местном уровне и их взаимодействии, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

Суть обращения состоит в следующем. Между ОАО "Башинформсвязь" и ОАО "Уфанет" заключен договор № МУ4-08/2006 от 24.10.2006 о присоединении сетей электросвязи на местном уровне и их взаимодействии (далее "Договор").

Приложением №5 к данному договору является Технические условия на присоединение сети оператора ОАО "Уфанет" к сети ОАО "Башинформсвязь" (далее ТУ).

Лицензионными условиями ОАО "Уфанет" и ОАО "Башинформсвязь", Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи), а также взаимными обязательствами сторон - п.2.1.7., 2.3.7. договора, предусмотрена обязанность операторов связи обеспечивать предоставление услуг связи с качеством, соответствующим нормам. П.6.3 ТУ предусмотрена максимальная нагрузка в точках присоединения 0.8 Эрл.

В связи с увеличением телефонного трафика ОАО "Уфанет" было обнаружено ухудшение качества связи и превышение максимальной нагрузки в точке присоединения на узле ОПТС 244-246 до 0,85-0,95 Эрл.

Пунктом 2.5.7 Договора предусмотрено, что "в случае обнаружения несоответствия качества предоставляемых услуг действующим нормам, взаимодействующие Стороны должны незамедлительно выяснить причины такого несоответствия и принять меры к их устранению".

ОАО "Уфанет" письмом № 427 от 31.01.2011 обратилось к ОАО "Башинформсвязь" с просьбой организовать дополнительно 2 точки присоединения на узле ОПТС 244/246, на что был получен ответ № 06-04/03-39 от 28.02.2011 о том, что организация дополнительных точек будет рассмотрена после выполнения "Плана реконструкции объектов ГТС на 2011 г."

11.11.2011 письмом № 5898 ОАО "Уфанет" вновь обратилось к ОАО "Башинформсвязь" с просьбой организовать дополнительные точки присоединения на узле ОПТС 244/246, на что был получен ответ № 06-04/03 от 14.12.2011 о том, что ОАО "Башинформсвязь" "в 2011 году не смогло провести реконструкцию местной сети с возможностью организации новых транков. В связи с чем, данные работы запланированы на 2012 год".

ОАО "Уфанет" письмом № 6909 от 28.12.2011 сообщило ОАО "Башинформсвязь", что готово взять на себя расходы по закупке дополнительного оборудования в счет оплаты организации точек присоединения.

Письмом № 325 от 20.01.2012 ОАО "Уфанет" вновь обратилось к  ОАО "Башинформсвязь" с предложением об организации 10 дополнительных новых точек присоединения сети оператора ОАО "Уфанет" к сети ОАО "Башинформсвязь" на узле ОПТС 244/246. Ответ от ОАО "Башинформсвязь"  не получен.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные документы и материалы, пришла к следующим выводам.  

ОАО «Уфанет» не имеет возможности полноценно предоставлять услуги местной телефонной связи в г. Уфе по причине ухудшения качества связи вследствие  превышения в точке присоединения на узле ОПТС 244/246 максимальной нагрузки, установленной нормативными документами – 0,8 Эрл.

ОАО «Уфанет» для поддержания качества связи вынуждено было перенаправлять часть телефонного трафика с узла ОПТС 244/246 на сеть ОАО «МТС», что является для ОАО «Уфанет» технически и экономически нецелесообразным.

ОАО "Уфанет" представить доказательства превышения максимальной нагрузки в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, сверх предусмотренной техническим условием на присоединение сети оператора к местной телефонной сети ОАО «Башинформсвязь» максимальной нагрузки 0,8 Эрл, при пропуске трафика, предусмотренного договором № МУ4-08/2006 от 24.10.2006;

ОАО "Башинформсвязь" представить доводы по вменяемому ОАО "Башинформсвязь" нарушению  договора № МУ4-08/2006 от 24.10.2006, в части превышения максимальной нагрузки в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, сверх предусмотренной техническим условием на присоединение сети оператора к местной телефонной сети ОАО «Башинформсвязь» максимальной нагрузки 0,8 Эрл.

ОАО «Уфанет» в адрес ОАО "Башинформсвязь" было направлено письмо №4690 от 08.08.2012, которым было предложено провести совместные замеры нагрузки местного телефонного трафика (г. Уфы) в направлении от/на ОПТС 244/246 «13» августа 2012 г. в период с 11-00 до 12-00 (время местное). Во исполнение Определения УФАС по Республике Башкортостан от 31.07.2012 ОАО «Уфанет» 13.08.2012 с 11-00 по 12-00 (время местное) провело замеры в точках присоединения ОАО «Уфанет» на узле ОПТС 244/246, результаты которых представлены в Акте «О результатах проведения замеров нагрузки телефонного трафика от сети связи ОАО «Уфанет» в направлении точки присоединения к сети связи ОАО "Башинформсвязь" на узле ОПТС 244/246» от 13.08.2012. Согласно Акту ОАО «Уфанет» от 13.08.2012 процент отказов в установлении соединения по причине отсутствия свободных каналов и перегрузки в сети связи ОАО "Башинформсвязь" составило 3,17%, нагрузка - 0,97 Эрл.

ОАО "Башинформсвязь" производило замеры нагрузки с участием представителей незаинтересованной организации, без оповещения и приглашения ОАО «Уфанет», результаты которых представлены актами проверок. Согласно актам ОАО "Башинформсвязь": 17.08.2012 с 11-00 до 12-00 (местное время) в точке присоединения ОАО «Уфанет» к сети ОАО "Башинформсвязь", ОПТС-240/248, ул. Луганская, 37а нагрузка на одну соединительную линию не превышает 0,5 Эрл, 23.08.2012 с 11-00 до 12-00 (местное время) в точке присоединения ОАО «Уфанет» к сети ОАО "Башинформсвязь", ОПТС-240/248, ул. Луганская, 37а нагрузка на одну соединительную линию не превышает 0,6 Эрл.

На заседании Комиссии ОАО «Уфанет» пояснил, что проведение ОАО "Башинформсвязь" замеров нагрузки в точке присоединения, не оповестив и не пригласив представителя другой стороны - ОАО «Уфанет», влияет на результаты замеров, а именно 17.08.2012 и 23.08.2012 ОАО «Уфанет» перенаправляло часть трафика через сеть ОАО «МТС».

Приказом Россвязьнадзора РФ №39 от 21.10.2005 ОАО «Башинформсвязь» включено в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

В пункте 11 статьи 2 Закона о связи дано определение оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, это - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет  возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика.

Приказом от 21.07.2003 №43 о/д ОАО «Башинформсвязь» с долей более 65% на рынке общедоступной электросвязи включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Согласно ч.1 ст.18 Закона о связи операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.

Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.18 Закона о связи).

 В силу ч.3 ст. 19 Закона о связи порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, и его обязанности при присоединении сетей электросвязи и взаимодействии с сетями электросвязи других операторов связи определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 46 Закона о связи установлены обязанности оператора связи:

оказывать пользователям услуг связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;

руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности из функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи;

соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Положениями части 1 статьи 19 Закона о связи и пунктом 28 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 года № 161 установлено, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающие аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

Пунктом 22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 161 от 28.03.2005 установлено, что оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика:

  1. между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения;
  2. между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территорий муниципального образования или города федерального значения.

Таким образом, действия ОАО "Башинформсвязь", выражающиеся в непринятии мер по устранению превышения нагрузки в точке присоединения ОПТС 244/246, сверх предусмотренных договором 0,8 Эрл., приведших к ухудшению качества связи, ограничению пропуска трафика при оказании услуг местного телефонного завершения вызова на сеть ОАО "Башинформсвязь" от сети ОАО «Уфанет» при предоставлении услуг телефонной связи, ограничивают конкуренцию на рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Уфы, а так же могут привести к ограничению конкуренции на рынке местной телефонной связи, вынуждая ОАО «Уфанет» отказывать в заключении новых договоров с абонентами, в связи с перегруженностью трафика, и перенаправлять часть телефонного трафика с узла ОПТС 244/246 на сеть ОАО «МТС», что является для ОАО «Уфанет» технически и экономически нецелесообразным.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п.17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В названный Перечень, в том числе, вошли: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

ОАО «Башинформсвязь» 24.03.2000 включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, за регистрационным № 02-2-1.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественно монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637
«О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи относятся к услугам общедоступной электросвязи и подлежат государственному регулированию Федеральной службой по тарифам.

ОАО «Башинформсвязь» занимает существенное и доминирующее положение по оказанию услуг общедоступной электрической связи в Республике Башкортостан, что позволяет данному хозяйствующему субъекту оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг общедоступной электрической связи, в том числе местной телефонной связи в г. Уфе.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был составлен Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории Уфимского городского округа и Уфимского муниципального района, и рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на зоновом уровне на территории Республики Башкортостан.

В ходе анализа выявлено, что лидирующее положение на рынках услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном и зоновом уровне занимает ОАО "Башинформсвязь". Доля Общества на рынке по организации точек присоединения на местном уровне в административных границах города Уфы и района по итогам 2008г составила 57,2%, по пропуску трафика - 42,0%.

Анализ количественных и качественных показателей исследуемых рынков показал, что на рынках услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном и зоновом уровне конкурентная среда неразвита, при этом доминирующее положение на рынках занимает хозяйствующий субъект - оператор связи ОАО "Башинформсвязь", что дает ему возможность оказывать влияние на данные рынки.

Таким образом, ОАО «Башинформсвязь», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной электросвязи в Республике Башкортостан, на рынке услуг присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории Уфимского городского округа и Уфимского муниципального района, и рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на зоновом уровне на территории Республики Башкортостан, совершила действия, недопустимые частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке присоединения сетей связи к сети связи общего пользования и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Уфа, а так же действий, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке местной телефонной связи на территории г. Уфа.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Башинформсвязь" (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО "Башинформсвязь" (450000, г. Уфа, ул. Ленина, 32/1)  Предписание об устранении нарушения п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-118/10-12 [format] => [safe_value] => № А-118/10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 3 [name] => Контроль экономической концентрации [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-10 07:09:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-10 07:09:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358406991 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )