РЕШЕНИЕ по делу № А-105/14-12

Номер дела: № А-105/14-12
Дата публикации: 7 августа 2012, 12:52

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии представителя  от ООО «Башжилиндустрия»:

<…>по доверенности <…>;

в присутствии представителя  от МУП «Управляющая компания «Жилкомсервис» городского округа город Стерлитамак:

<…>по доверенности <…>,

рассмотрев дело № А-105/14-12 по признакам нарушения МУП «УК «Жилкомсервис» (453109, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2б) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в непередаче МУП «УК «Жилкомсервис» поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия»,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Башжилиндустрия» (450103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Николаева, 120) на действия МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б»), в части отказа от передачи ООО «Башжилиндустрия» картотеки по учету населения (регистрационному обслуживанию граждан).

В своем заявлении ООО «Башжилиндустрия» (далее также – Общество) указывает, что на основании решений собраний собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ЖЭУ №№3, 15, 18, 19, 20, 21 и 22, ООО «Башжилиндустрия» выбрано управляющей организацией многоквартирных домов. В подтверждение этому Обществом представлены копии протоколов собраний собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов.

Прежней управляющей компанией в многоквартирных домах, обслуживаемых ЖЭУ №№3, 15, 18, 19, 20, 21 и 22, являлось МУП «УК «Жилкомсервис». Технические паспорта МУП «УК «Жилкомсервис» передало в ООО «Башжилиндустрия», согласно списку домов для передачи техпаспортов в управление ООО «Башжилиндустрия» (по ЖЭУ-3 от 28.10.2008; по ЖЭУ-15 от 23.10.2008; по ЖЭУ-18 от 28.10.2008; по ЖЭУ-19 от 31.10.2008; по ЖЭУ-20 от 28.10.2008; по ЖЭУ-21 от 29.10.2008; по ЖЭУ-22 от 30.10.2008).

Также ООО «Башжилиндустрия» заключило с МУП «УК «Жилкомсервис» договоры на расчетно-сервисное обслуживание и ведение картотеки учета населения.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. договора от 01.01.2009 б/н МУП «УК «Жилкомсервис» обязуется осуществлять расчетно-сервисное обслуживание многоквартирных домов, в том числе регистрацию граждан по месту жительства, по месту пребывания и снятие с регистрационного учета; постановку на воинский учет и снятие с воинского учета; получение и обмен паспортов гражданами; выдачу справок потребителям услуг ООО «Башжилиндустрия».

Письмом от 20.06.2010 №1616 ООО «Башжилиндустрия» уведомило МУП «УК «Жилкомсервис» о своем намерении производить с 01.09.2010 расчетно-сервисное обслуживание самостоятельно и высказало просьбу передать картотеку по учету населения, проживающего в жилом фонде, находящегося в управлении ООО «Башжилиндустрия».

06.09.2010 письмом №1540 МУП «УК «Жилкомсервис» ответило отказом на вышеуказанное письмо со ссылкой на отсутствие согласования данного вопроса с администрацией г. Стерлитамака.

Данные действия МУП «УК «Жилкомсервис» нарушают антимонопольное законодательство и являются недобросовестной конкуренцией, т.к. в данном случае они направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации.

ООО «ЖилСервис» и ООО «Башжилиндустрия» осуществляют свою деятельность на товарном рынке по управлению эксплуатацией жилого фонда города Стерлитамака и являются на данном рынке конкурентами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция во всех ее проявлениях не допускается. При этом перечень признаков недобросовестной конкуренции не является исчерпывающим.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Указанные положения находятся во взаимосвязи с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускающим действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из имеющихся в материалах заявления документов, ООО «Башжилиндустрия» оказывает жилищные и коммунальные услуги жителям многоквартирных домов и осуществляет управление вышеуказанными многоквартирными домами с октября 2008 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, являются, в том числе уполномоченные лица управляющей организации. Как следует из п.6 и 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержден Приказом ФМС Российской Федерации от 20.09.2007 №208), должностные лица, ответственные за регистрацию граждан, обязаны не только осуществлять первичный прием соответствующих документов от граждан, но и вести, хранить поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства.

Таким образом, к новой управляющей организации переходят обязанности по регистрационному учету граждан. В связи с этим поквартирные карточки и карточки регистрации также должны быть переданы при передаче дома в управление.

Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Непередача МУП «УК «Жилкомсервис» поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия» создают препятствия для полноценного и эффективного управления многоквартирными домами данному Обществу, ввиду невозможности в полном объеме ведения регистрационного учета населения в управляемых им многоквартирных домах. Кроме того, такие действия МУП «УК «Жилкомсервис» могут причинить убытки ООО «Башжилиндустрия».

Вместе с тем имеется судебная практика по аналогичному вопросу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением № 1089/11 от 06.09.2011, рассмотрев дело по заявлению Товарищество  собственников  жилья  «Седова» на действия «Управляющей компании «РЭМП  Железнодорожного  района», выразившиеся в непередаче  карточек регистрационного учета граждан жилого дома, обязало закрытое акционерное общество «Управляющая компания «РЭМП  Железнодорожного  района»  передать  товариществу собственников  жилья  «Седова»  карточки  регистрации.

Решение Высшего Арбитражного Суда основывалось на части  10  статьи  162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).

Данной  нормой  предусмотрено,  что  управляющая  организация  за тридцать  дней  до  прекращения  договора  управления  многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом  и  иные  связанные  с  управлением  таким  домом  документы  вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо  жилищному  кооперативу  или  иному  специализированному потребительскому  кооперативу  либо  в  случае  непосредственного управления  домом  собственниками  помещений  в  этом  доме  одному  из собственников, названному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в доме.

В  соответствии  со  статьей  3  Закона  Российской  Федерации  от  25.06.1993  №  5242-1  «О  праве  граждан  Российской  Федерации  на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации  гражданином  Российской  Федерации  его  прав  и  свобод,  а также  исполнения  им  обязанностей  перед  другими  гражданами, государством  и  обществом  вводится  регистрационный  учет  граждан Российской  Федерации  по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации.

Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской  Федерации;  правила регистрации  и  снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию,  утверждаются Правительством Российской Федерации. Исходя  из  пункта  1  Правил  регистрации  и  снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по  месту  жительства  в  пределах  Российской  Федерации  и  перечня должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию,  утвержденных постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.07.1995   №  713  (далее  –  Правила  регистрации),  регистрационный  учет устанавливается  в  целях  обеспечения  необходимых  условий  для реализации  гражданами  своих  прав  и  свобод,  а  также  исполнения  ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В  Перечне  должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию, утвержденном  тем  же  постановлением  Правительства  Российской Федерации  (в  редакции  от  28.03.2008),  к  таким  лицам  отнесены собственники,  самостоятельно  осуществляющие  управление  своими помещениями,  или  уполномоченные  лица  товарищества  собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых  помещениях  частного  жилищного  фонда;  уполномоченные  лица органов  управления  жилищными  и  жилищно-строительными кооперативами,  ответственные  за  регистрацию  в  жилых  помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Таким  образом,  товарищество  собственников  жилья  наряду  с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции  управления  многоквартирным  домом,  в  соответствии  с приведенными  нормами  права  осуществляет  полномочия  должностного лица, ответственного за регистрацию граждан. Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными  Правилами  регистрации  документами  к  названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).

Введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 885 изменениями в Правила регистрации предусмотрена также  возможность  уведомления  гражданами  органа  регистрационного учета  о сроке и месте своего  пребывания  по почте  или в электронной форме  с  использованием  информационно-телекоммуникационных  сетей общего  доступа,  в  том  числе  сети  Интернет,  включая  федеральную государственную  информационную  систему  «Единый  портал государственных  и  муниципальных  услуг  (функций)».  Однако  эти изменения  не  отменяют  последующей  обязанности  должностных  лиц, ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета. Органы  регистрационного  учета  регистрируют  граждан  по  месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).

Аналогичные  положения  предусмотрены  Административным регламентом  предоставления  Федеральной  миграционной  службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации  по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в  пределах Российской  Федерации  (далее  –  Административный  регламент), утвержденным  приказом  Федеральной  миграционной  службы  от  20.09.2007  №  208,  который  осуществление  регистрационного  учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу. Согласно  пунктам  56,  58  Административного  регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления  гражданина о регистрации по месту жительства и представленных  документов  карточек  регистрации  по  формам  №  9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица,  поименованные  в  качестве  должностных  лиц,  ответственных  за регистрацию, исполняя  функции, связанные с регистрацией  граждан по месту  жительства  либо  пребывания,  выполняют  публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения  указанных  функций  товариществом,  осуществляющим полномочия  должностного  лица,  ответственного  за  регистрацию,  в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан – собственников  помещений  многоквартирного  дома,  которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного  порядка  совершения  данных  процедур,  а  следовательно,  и требований закона.

Управляющая  компания,  утратив  полномочия  по  управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к новоизбранной управляющей компании передать по требованию все  документы  по  ведению  регистрационного  учета  для  последующего исполнения им возложенных на него законом функций.

Нахождение  у  лица,  не  имеющего  права  хранить  документы регистрационного  учета,  которые  содержат  сведения  о  собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию,  имя,  отчество,  год,  месяц,  дату  и  место  рождения,  адрес, семейное  и  иное  социальное  положение  и  т.д.),  а  также  сведения  о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность  их  распространения  без  согласия  субъекта  персональных данных или наличия иного законного основания.

Таким образом, действия МУП «УК «Жилкомсервис», выразившиеся в непередаче им поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия», нарушают часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускающая недобросовестную конкуренции на рынке управления эксплуатацией жилого фонда в г. Стерлитамаке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б») нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б») Предписание об устранении нарушения п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>                     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 8917 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-105/14-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8917 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358405687 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии представителя  от ООО «Башжилиндустрия»:

<…>по доверенности <…>;

в присутствии представителя  от МУП «Управляющая компания «Жилкомсервис» городского округа город Стерлитамак:

<…>по доверенности <…>,

рассмотрев дело № А-105/14-12 по признакам нарушения МУП «УК «Жилкомсервис» (453109, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2б) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в непередаче МУП «УК «Жилкомсервис» поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия»,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Башжилиндустрия» (450103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Николаева, 120) на действия МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б»), в части отказа от передачи ООО «Башжилиндустрия» картотеки по учету населения (регистрационному обслуживанию граждан).

В своем заявлении ООО «Башжилиндустрия» (далее также – Общество) указывает, что на основании решений собраний собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ЖЭУ №№3, 15, 18, 19, 20, 21 и 22, ООО «Башжилиндустрия» выбрано управляющей организацией многоквартирных домов. В подтверждение этому Обществом представлены копии протоколов собраний собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов.

Прежней управляющей компанией в многоквартирных домах, обслуживаемых ЖЭУ №№3, 15, 18, 19, 20, 21 и 22, являлось МУП «УК «Жилкомсервис». Технические паспорта МУП «УК «Жилкомсервис» передало в ООО «Башжилиндустрия», согласно списку домов для передачи техпаспортов в управление ООО «Башжилиндустрия» (по ЖЭУ-3 от 28.10.2008; по ЖЭУ-15 от 23.10.2008; по ЖЭУ-18 от 28.10.2008; по ЖЭУ-19 от 31.10.2008; по ЖЭУ-20 от 28.10.2008; по ЖЭУ-21 от 29.10.2008; по ЖЭУ-22 от 30.10.2008).

Также ООО «Башжилиндустрия» заключило с МУП «УК «Жилкомсервис» договоры на расчетно-сервисное обслуживание и ведение картотеки учета населения.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. договора от 01.01.2009 б/н МУП «УК «Жилкомсервис» обязуется осуществлять расчетно-сервисное обслуживание многоквартирных домов, в том числе регистрацию граждан по месту жительства, по месту пребывания и снятие с регистрационного учета; постановку на воинский учет и снятие с воинского учета; получение и обмен паспортов гражданами; выдачу справок потребителям услуг ООО «Башжилиндустрия».

Письмом от 20.06.2010 №1616 ООО «Башжилиндустрия» уведомило МУП «УК «Жилкомсервис» о своем намерении производить с 01.09.2010 расчетно-сервисное обслуживание самостоятельно и высказало просьбу передать картотеку по учету населения, проживающего в жилом фонде, находящегося в управлении ООО «Башжилиндустрия».

06.09.2010 письмом №1540 МУП «УК «Жилкомсервис» ответило отказом на вышеуказанное письмо со ссылкой на отсутствие согласования данного вопроса с администрацией г. Стерлитамака.

Данные действия МУП «УК «Жилкомсервис» нарушают антимонопольное законодательство и являются недобросовестной конкуренцией, т.к. в данном случае они направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации.

ООО «ЖилСервис» и ООО «Башжилиндустрия» осуществляют свою деятельность на товарном рынке по управлению эксплуатацией жилого фонда города Стерлитамака и являются на данном рынке конкурентами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция во всех ее проявлениях не допускается. При этом перечень признаков недобросовестной конкуренции не является исчерпывающим.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Указанные положения находятся во взаимосвязи с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускающим действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из имеющихся в материалах заявления документов, ООО «Башжилиндустрия» оказывает жилищные и коммунальные услуги жителям многоквартирных домов и осуществляет управление вышеуказанными многоквартирными домами с октября 2008 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, являются, в том числе уполномоченные лица управляющей организации. Как следует из п.6 и 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержден Приказом ФМС Российской Федерации от 20.09.2007 №208), должностные лица, ответственные за регистрацию граждан, обязаны не только осуществлять первичный прием соответствующих документов от граждан, но и вести, хранить поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства.

Таким образом, к новой управляющей организации переходят обязанности по регистрационному учету граждан. В связи с этим поквартирные карточки и карточки регистрации также должны быть переданы при передаче дома в управление.

Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Непередача МУП «УК «Жилкомсервис» поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия» создают препятствия для полноценного и эффективного управления многоквартирными домами данному Обществу, ввиду невозможности в полном объеме ведения регистрационного учета населения в управляемых им многоквартирных домах. Кроме того, такие действия МУП «УК «Жилкомсервис» могут причинить убытки ООО «Башжилиндустрия».

Вместе с тем имеется судебная практика по аналогичному вопросу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением № 1089/11 от 06.09.2011, рассмотрев дело по заявлению Товарищество  собственников  жилья  «Седова» на действия «Управляющей компании «РЭМП  Железнодорожного  района», выразившиеся в непередаче  карточек регистрационного учета граждан жилого дома, обязало закрытое акционерное общество «Управляющая компания «РЭМП  Железнодорожного  района»  передать  товариществу собственников  жилья  «Седова»  карточки  регистрации.

Решение Высшего Арбитражного Суда основывалось на части  10  статьи  162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).

Данной  нормой  предусмотрено,  что  управляющая  организация  за тридцать  дней  до  прекращения  договора  управления  многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом  и  иные  связанные  с  управлением  таким  домом  документы  вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо  жилищному  кооперативу  или  иному  специализированному потребительскому  кооперативу  либо  в  случае  непосредственного управления  домом  собственниками  помещений  в  этом  доме  одному  из собственников, названному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в доме.

В  соответствии  со  статьей  3  Закона  Российской  Федерации  от  25.06.1993  №  5242-1  «О  праве  граждан  Российской  Федерации  на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации  гражданином  Российской  Федерации  его  прав  и  свобод,  а также  исполнения  им  обязанностей  перед  другими  гражданами, государством  и  обществом  вводится  регистрационный  учет  граждан Российской  Федерации  по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации.

Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской  Федерации;  правила регистрации  и  снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию,  утверждаются Правительством Российской Федерации. Исходя  из  пункта  1  Правил  регистрации  и  снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по  месту  жительства  в  пределах  Российской  Федерации  и  перечня должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию,  утвержденных постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.07.1995   №  713  (далее  –  Правила  регистрации),  регистрационный  учет устанавливается  в  целях  обеспечения  необходимых  условий  для реализации  гражданами  своих  прав  и  свобод,  а  также  исполнения  ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В  Перечне  должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию, утвержденном  тем  же  постановлением  Правительства  Российской Федерации  (в  редакции  от  28.03.2008),  к  таким  лицам  отнесены собственники,  самостоятельно  осуществляющие  управление  своими помещениями,  или  уполномоченные  лица  товарищества  собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых  помещениях  частного  жилищного  фонда;  уполномоченные  лица органов  управления  жилищными  и  жилищно-строительными кооперативами,  ответственные  за  регистрацию  в  жилых  помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Таким  образом,  товарищество  собственников  жилья  наряду  с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции  управления  многоквартирным  домом,  в  соответствии  с приведенными  нормами  права  осуществляет  полномочия  должностного лица, ответственного за регистрацию граждан. Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными  Правилами  регистрации  документами  к  названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).

Введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 885 изменениями в Правила регистрации предусмотрена также  возможность  уведомления  гражданами  органа  регистрационного учета  о сроке и месте своего  пребывания  по почте  или в электронной форме  с  использованием  информационно-телекоммуникационных  сетей общего  доступа,  в  том  числе  сети  Интернет,  включая  федеральную государственную  информационную  систему  «Единый  портал государственных  и  муниципальных  услуг  (функций)».  Однако  эти изменения  не  отменяют  последующей  обязанности  должностных  лиц, ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета. Органы  регистрационного  учета  регистрируют  граждан  по  месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).

Аналогичные  положения  предусмотрены  Административным регламентом  предоставления  Федеральной  миграционной  службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации  по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в  пределах Российской  Федерации  (далее  –  Административный  регламент), утвержденным  приказом  Федеральной  миграционной  службы  от  20.09.2007  №  208,  который  осуществление  регистрационного  учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу. Согласно  пунктам  56,  58  Административного  регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления  гражданина о регистрации по месту жительства и представленных  документов  карточек  регистрации  по  формам  №  9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица,  поименованные  в  качестве  должностных  лиц,  ответственных  за регистрацию, исполняя  функции, связанные с регистрацией  граждан по месту  жительства  либо  пребывания,  выполняют  публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения  указанных  функций  товариществом,  осуществляющим полномочия  должностного  лица,  ответственного  за  регистрацию,  в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан – собственников  помещений  многоквартирного  дома,  которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного  порядка  совершения  данных  процедур,  а  следовательно,  и требований закона.

Управляющая  компания,  утратив  полномочия  по  управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к новоизбранной управляющей компании передать по требованию все  документы  по  ведению  регистрационного  учета  для  последующего исполнения им возложенных на него законом функций.

Нахождение  у  лица,  не  имеющего  права  хранить  документы регистрационного  учета,  которые  содержат  сведения  о  собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию,  имя,  отчество,  год,  месяц,  дату  и  место  рождения,  адрес, семейное  и  иное  социальное  положение  и  т.д.),  а  также  сведения  о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность  их  распространения  без  согласия  субъекта  персональных данных или наличия иного законного основания.

Таким образом, действия МУП «УК «Жилкомсервис», выразившиеся в непередаче им поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия», нарушают часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускающая недобросовестную конкуренции на рынке управления эксплуатацией жилого фонда в г. Стерлитамаке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б») нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б») Предписание об устранении нарушения п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>                     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии представителя  от ООО «Башжилиндустрия»:

<…>по доверенности <…>;

в присутствии представителя  от МУП «Управляющая компания «Жилкомсервис» городского округа город Стерлитамак:

<…>по доверенности <…>,

рассмотрев дело № А-105/14-12 по признакам нарушения МУП «УК «Жилкомсервис» (453109, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2б) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в непередаче МУП «УК «Жилкомсервис» поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия»,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Башжилиндустрия» (450103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Николаева, 120) на действия МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б»), в части отказа от передачи ООО «Башжилиндустрия» картотеки по учету населения (регистрационному обслуживанию граждан).

В своем заявлении ООО «Башжилиндустрия» (далее также – Общество) указывает, что на основании решений собраний собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ЖЭУ №№3, 15, 18, 19, 20, 21 и 22, ООО «Башжилиндустрия» выбрано управляющей организацией многоквартирных домов. В подтверждение этому Обществом представлены копии протоколов собраний собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов.

Прежней управляющей компанией в многоквартирных домах, обслуживаемых ЖЭУ №№3, 15, 18, 19, 20, 21 и 22, являлось МУП «УК «Жилкомсервис». Технические паспорта МУП «УК «Жилкомсервис» передало в ООО «Башжилиндустрия», согласно списку домов для передачи техпаспортов в управление ООО «Башжилиндустрия» (по ЖЭУ-3 от 28.10.2008; по ЖЭУ-15 от 23.10.2008; по ЖЭУ-18 от 28.10.2008; по ЖЭУ-19 от 31.10.2008; по ЖЭУ-20 от 28.10.2008; по ЖЭУ-21 от 29.10.2008; по ЖЭУ-22 от 30.10.2008).

Также ООО «Башжилиндустрия» заключило с МУП «УК «Жилкомсервис» договоры на расчетно-сервисное обслуживание и ведение картотеки учета населения.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. договора от 01.01.2009 б/н МУП «УК «Жилкомсервис» обязуется осуществлять расчетно-сервисное обслуживание многоквартирных домов, в том числе регистрацию граждан по месту жительства, по месту пребывания и снятие с регистрационного учета; постановку на воинский учет и снятие с воинского учета; получение и обмен паспортов гражданами; выдачу справок потребителям услуг ООО «Башжилиндустрия».

Письмом от 20.06.2010 №1616 ООО «Башжилиндустрия» уведомило МУП «УК «Жилкомсервис» о своем намерении производить с 01.09.2010 расчетно-сервисное обслуживание самостоятельно и высказало просьбу передать картотеку по учету населения, проживающего в жилом фонде, находящегося в управлении ООО «Башжилиндустрия».

06.09.2010 письмом №1540 МУП «УК «Жилкомсервис» ответило отказом на вышеуказанное письмо со ссылкой на отсутствие согласования данного вопроса с администрацией г. Стерлитамака.

Данные действия МУП «УК «Жилкомсервис» нарушают антимонопольное законодательство и являются недобросовестной конкуренцией, т.к. в данном случае они направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации.

ООО «ЖилСервис» и ООО «Башжилиндустрия» осуществляют свою деятельность на товарном рынке по управлению эксплуатацией жилого фонда города Стерлитамака и являются на данном рынке конкурентами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются недобросовестной конкуренцией (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция во всех ее проявлениях не допускается. При этом перечень признаков недобросовестной конкуренции не является исчерпывающим.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Указанные положения находятся во взаимосвязи с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускающим действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из имеющихся в материалах заявления документов, ООО «Башжилиндустрия» оказывает жилищные и коммунальные услуги жителям многоквартирных домов и осуществляет управление вышеуказанными многоквартирными домами с октября 2008 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, являются, в том числе уполномоченные лица управляющей организации. Как следует из п.6 и 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержден Приказом ФМС Российской Федерации от 20.09.2007 №208), должностные лица, ответственные за регистрацию граждан, обязаны не только осуществлять первичный прием соответствующих документов от граждан, но и вести, хранить поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства.

Таким образом, к новой управляющей организации переходят обязанности по регистрационному учету граждан. В связи с этим поквартирные карточки и карточки регистрации также должны быть переданы при передаче дома в управление.

Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Непередача МУП «УК «Жилкомсервис» поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия» создают препятствия для полноценного и эффективного управления многоквартирными домами данному Обществу, ввиду невозможности в полном объеме ведения регистрационного учета населения в управляемых им многоквартирных домах. Кроме того, такие действия МУП «УК «Жилкомсервис» могут причинить убытки ООО «Башжилиндустрия».

Вместе с тем имеется судебная практика по аналогичному вопросу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением № 1089/11 от 06.09.2011, рассмотрев дело по заявлению Товарищество  собственников  жилья  «Седова» на действия «Управляющей компании «РЭМП  Железнодорожного  района», выразившиеся в непередаче  карточек регистрационного учета граждан жилого дома, обязало закрытое акционерное общество «Управляющая компания «РЭМП  Железнодорожного  района»  передать  товариществу собственников  жилья  «Седова»  карточки  регистрации.

Решение Высшего Арбитражного Суда основывалось на части  10  статьи  162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).

Данной  нормой  предусмотрено,  что  управляющая  организация  за тридцать  дней  до  прекращения  договора  управления  многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом  и  иные  связанные  с  управлением  таким  домом  документы  вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо  жилищному  кооперативу  или  иному  специализированному потребительскому  кооперативу  либо  в  случае  непосредственного управления  домом  собственниками  помещений  в  этом  доме  одному  из собственников, названному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в доме.

В  соответствии  со  статьей  3  Закона  Российской  Федерации  от  25.06.1993  №  5242-1  «О  праве  граждан  Российской  Федерации  на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации  гражданином  Российской  Федерации  его  прав  и  свобод,  а также  исполнения  им  обязанностей  перед  другими  гражданами, государством  и  обществом  вводится  регистрационный  учет  граждан Российской  Федерации  по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации.

Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской  Федерации;  правила регистрации  и  снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию,  утверждаются Правительством Российской Федерации. Исходя  из  пункта  1  Правил  регистрации  и  снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по  месту  жительства  в  пределах  Российской  Федерации  и  перечня должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию,  утвержденных постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.07.1995   №  713  (далее  –  Правила  регистрации),  регистрационный  учет устанавливается  в  целях  обеспечения  необходимых  условий  для реализации  гражданами  своих  прав  и  свобод,  а  также  исполнения  ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В  Перечне  должностных  лиц,  ответственных  за  регистрацию, утвержденном  тем  же  постановлением  Правительства  Российской Федерации  (в  редакции  от  28.03.2008),  к  таким  лицам  отнесены собственники,  самостоятельно  осуществляющие  управление  своими помещениями,  или  уполномоченные  лица  товарищества  собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых  помещениях  частного  жилищного  фонда;  уполномоченные  лица органов  управления  жилищными  и  жилищно-строительными кооперативами,  ответственные  за  регистрацию  в  жилых  помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Таким  образом,  товарищество  собственников  жилья  наряду  с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции  управления  многоквартирным  домом,  в  соответствии  с приведенными  нормами  права  осуществляет  полномочия  должностного лица, ответственного за регистрацию граждан. Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными  Правилами  регистрации  документами  к  названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).

Введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 885 изменениями в Правила регистрации предусмотрена также  возможность  уведомления  гражданами  органа  регистрационного учета  о сроке и месте своего  пребывания  по почте  или в электронной форме  с  использованием  информационно-телекоммуникационных  сетей общего  доступа,  в  том  числе  сети  Интернет,  включая  федеральную государственную  информационную  систему  «Единый  портал государственных  и  муниципальных  услуг  (функций)».  Однако  эти изменения  не  отменяют  последующей  обязанности  должностных  лиц, ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета. Органы  регистрационного  учета  регистрируют  граждан  по  месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).

Аналогичные  положения  предусмотрены  Административным регламентом  предоставления  Федеральной  миграционной  службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации  по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  в  пределах Российской  Федерации  (далее  –  Административный  регламент), утвержденным  приказом  Федеральной  миграционной  службы  от  20.09.2007  №  208,  который  осуществление  регистрационного  учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу. Согласно  пунктам  56,  58  Административного  регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления  гражданина о регистрации по месту жительства и представленных  документов  карточек  регистрации  по  формам  №  9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица,  поименованные  в  качестве  должностных  лиц,  ответственных  за регистрацию, исполняя  функции, связанные с регистрацией  граждан по месту  жительства  либо  пребывания,  выполняют  публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения  указанных  функций  товариществом,  осуществляющим полномочия  должностного  лица,  ответственного  за  регистрацию,  в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан – собственников  помещений  многоквартирного  дома,  которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного  порядка  совершения  данных  процедур,  а  следовательно,  и требований закона.

Управляющая  компания,  утратив  полномочия  по  управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к новоизбранной управляющей компании передать по требованию все  документы  по  ведению  регистрационного  учета  для  последующего исполнения им возложенных на него законом функций.

Нахождение  у  лица,  не  имеющего  права  хранить  документы регистрационного  учета,  которые  содержат  сведения  о  собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию,  имя,  отчество,  год,  месяц,  дату  и  место  рождения,  адрес, семейное  и  иное  социальное  положение  и  т.д.),  а  также  сведения  о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность  их  распространения  без  согласия  субъекта  персональных данных или наличия иного законного основания.

Таким образом, действия МУП «УК «Жилкомсервис», выразившиеся в непередаче им поквартирных карточек и карточек регистрации ООО «Башжилиндустрия», нарушают часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускающая недобросовестную конкуренции на рынке управления эксплуатацией жилого фонда в г. Стерлитамаке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б») нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «УК «Жилкомсервис» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Харьковская, 2«б») Предписание об устранении нарушения п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>                     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-105/14-12 [format] => [safe_value] => № А-105/14-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 3 [name] => Контроль экономической концентрации [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-07 06:52:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-07 06:52:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358405687 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )