РЕШЕНИЕ по делу № А-299/10-12

Номер дела: № А-299/10-12
Дата публикации: 11 декабря 2012, 11:57

Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее – Комиссия УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

<…>,  рассмотрев дело № А-299/10-12 по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ          «О защите конкуренции» (далее также – Закон №135), в присутствии представителей:

Заявителя, ООО «Аква-ДКС»: юрисконсульта <…>, доверенность <…>.;

Ответчика, ООО «ЭСКБ»: начальника отдела правового обеспечения                         <…>, доверенность <…>.;

Заинтересованных лиц:

ООО «БашРЭС»: <…>, доверенность <…>.;

Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам: ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг <…>, доверенность <…>.;

ООО «Водоканал»: юрисконсульта <…>, доверенность <…>.;

в отсутствие представителя Администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан (о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, требуемые информация и документы представлены, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации, исх. №2484 от 22.11.2012г.).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Башкортостанским УФАС России (далее также – антимонопольный орган) получено заявление ООО «АКВА-ДКС» на действия ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее также – Заявитель, ООО «ЭСКБ»). Из представленного заявления следует, согласно Приложению №2 к договору электроснабжения №630201975 в перечень точке поставки электрической энергии включены в частности такие объекты, как канализационные насосные станции №№2, 3, 4, 5, насосная станция 3-го подъема, административное здание. Но на этих объектах с момента заключения договора и до сегодняшнего дня нет резервного электроснабжения, а в административном здании отключен свет. На этих объектах резервное электроснабжение отключено в апреле 2012г. в порядке введения ограничения режима потребления за имеющуюся задолженность по оплате электроэнергии предыдущим арендатором этих объектов – ООО «Водоканал».          ООО «Аква-ДКС» не является правопреемником ООО «Водоканал». Между                ООО «Аква-ДКС» и ООО «ЭСКБ» заключен новый договор электроснабжения предметом которого является продажа электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные договором. Согласно Приложению к Правилам полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов, относятся к категории потребителей электроэнергии ограничение режима потребления электроэнергией которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Как полагает Заявитель злоупотребляя доминирующим положением на рынке, ООО «ЭСКБ» ущемляя интересы ООО «Аква-ДКС», превышая пределы осуществления гражданских прав – произвело отключение электроэнергии предыдущему «Покупателю», не продает электрическую энергию ООО «Аква-ДКС» при наличии заключенного договора в нарушение норм законодательства РФ. Тем более на важные объекты жизнеобеспечения. В случае отключения основного питания на КНС №№2,3,4,5 насосной станции 3-го подъема при отсутствии резервного питания мы не сможем выполнять жизненнонеобходимые функции по подаче воды и очистке стоков, что приведет к экологической катастрофе, многотысячное население города останется без воды.

По итогам рассмотрения заявления ООО «Аква-ДКС», с приложенными к нему документами, возбуждено дело №А-299/10-12, приказ УФАС по РБ №508 от 28.09.2012г., по признакам нарушения предприятием ООО «ЭСКБ» ч. 1 ст. 10 Закона №135. Приказом УФАС по РБ №589 от 13.11.2012г. в приказ УФАС по РБ №508 от 28.09.2012г. внесены изменения.

Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле – Заявителями, Ответчиком, Заинтересованными лицами – ООО «Аква-ДКС», ООО «ЭСКБ», ООО «БашРЭС», Администрацией                  г. Давлеканово и Давлекановского района Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам,                              ООО «Водоканал» (документы и информация представлены лицами, участвующими в деле с заявлением, в соответствии с Определением о назначении дела №А-229/10-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.10.2012г., Определением об отложении дела №А-299/10-12 от 13.11.2012г., документом об объявлении Комиссией УФАС по РБ перерыва от 23.11.2012г. установлено следующее.

С 01.01.2011г., Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010г. №57 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика обществу с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Башкортостан присвоен ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана».

Согласно статье 5 Закона №135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «ЭСКБ» является единственным субъектом на территории Республики Башкортостан, которому присвоен статус гарантирующего поставщика.

В соответствии с анализом состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии на территории Республики Башкортостан за 2011г. (анализ проведен УФАС по РБ в 2012г.) доля ООО «ЭСКБ» составляет более 65%.

Таким образом, ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» является субъектом правонарушения.

О факте того, что в результате действий (бездействия) ООО «ЭСКБ» являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц свидетельствует следующее: заявление ООО «Аква-ДКС» с приложенными к нему документами, материалы дела №А-299/10-12.

Комиссии УФАС по РБ рассматривавшей дело предприятием ООО «ЭСКБ» представлены запрошенные договора электроснабжения: №630206782 от 01.06.2012г., №630201975 от 01.06.2012г.

В соответствии с условиями договора №630201975 от 01.06.2012г.                   ООО «ЭСКБ» в частности обязано:

п. 1.1. договора – осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные настоящим договором;

В соответствии с п. 1.2. договора: точки поставки электрической энергии (мощности) Покупателя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в «Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон».

п. 1.3. договора – настоящий договор заключен в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, обязательными правилами, регулирующими вопросы поставки, передачи и распределения электрической энергии и мощности;

п. 6.1. договора – настоящий договор вступает в силу с 00.00 часов 01.06.2012г. или момента подачи напряжения на энергопринимающие устройства Покупателя, в зависимости от того, что наступило ранее, и действует по 31 декабря 2012г.

№630206782 от 01.06.2012г. (перечень точек поставки электрической энергии: Южный водозабор: южная окраина г. Давлеканово; Курманкеевский водозабор: Давлекановский район, северная окраина д. Курманкеево). Данные точки поставки отражены в приложении №2 к договору «Перечень точек поставки электрической энергии», актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейных схемах электроснабжения;

№630201975 от 01.06.2012г. (перечень точек поставки электрической энергии, в частности: административно-производственное помещение: г. Давлеканово,                      ул. Энгельса, 12; канализационная насосная станция (КНС №2), г. Давлеканово,                 ул. К. Маркса, 135В (основное питание, резервное питание); КНС №3: г. Давлеканово, ул. Солнечная, 48 А (основное питание, резервное питание); КНС №4: г. Давлеканово, ул. Уральская, 80А (основное питание, резервное питание); КНС №5: г. Давлеканово, ул. Беляева, 6А (основное питание, резервное питание); насосная станция 3-го подъема: г. Давлеканово, ул. Кузнецова, 1А (основное питание, резервное питание).

Данные точки поставки отражены в приложении №2 к договору «Перечень точек поставки электрической энергии», актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейных схемах электроснабжения.

Из изложенного выше следует, что в соответствии с договорами №630206782          от 01.06.2012г., №630201975 от 01.06.2012г. ООО «ЭСКБ» обязалось с 01.06.2012г. осуществлять электроснабжение административного здания (г. Давлеканово,                   ул. Энгельса, 12); подключить резервное питание на КНС №№»,3,4, 5, насосную станцию 3-го подъема предприятия ООО «Аква-ДКС». Данная обязанность                   ООО «ЭСКБ» не исполнена.

Факт отсутствия резервного электроснабжения на канализационных насосных станциях №№2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема, а также отсутствия электроснабжения в административном здании ООО «Аква-ДКС» подтверждается следующим:

1) Заявлением ООО «Аква-ДКС» поданным в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, вх. №11712 от 28.08.2012г.;

2) Письмом ООО «ЭСКБ», исх. №007/4162 от 08.11.2012г. в котором в частности изложено: «ООО «Водоканал обратилось в ООО «ЭСКБ» с заявлением о расторжении договора электроснабжения №630201017 с 01.06.2012г. ООО «Аква-ДКС» обратилось с заявлением о заключении договора электроснабжения с 01.06.2012г., на объекты ранее принадлежавшие ООО «Водоканал», в связи с чем, были заключены договора электроснабжения №630201975 и №630206782. ООО «Аква-ДКС» начало потребление электрической энергии с 01.06.2012г. 11.04.2012г. в адрес                          ООО «Водоканал» было направлено уведомление №1/04 РЭС о наличии задолженности за потребленную электрическую энергию, а также о самостоятельном вводе ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения задолженности и последствиях непогашения задолженности. В связи с неисполнением данного уведомления, неисполнение обязательств по оплате электрической энергии со стороны ООО «Водоканал» по договору электроснабжения №630201017, в отношении объектов ООО «Водоканал» сетевой организацией было введено ограничение режима потребления электрической энергии резервного питания насосных станций №№2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема и административного здания».

3) Актами №36 от 24.04.2012г., №37 от 24.04.2012г., №38 от 24.04.2012г., №39 от 24.04.2012г., №40 от 24.04.2012г.;

4) Письмом ООО «Аква-ДКС», исх. №377 от 02.11.2012г., письмом                        «ПО Белебеевские электрические сети» Давлекановский РЭС ООО «БашРЭС»,             исх. №368/32-137 от 06.11.2012г., объяснений Давлекановского РЭС ПО БЭС начальнику Департамента правового обеспечения от 02.11.2012г., в котором в частности изложено: «Данное здание (административное здание) было отключено 20 мая 2011г. по заявке ООО «ЭСКБ» №79 от 29.04.2011 как административное здание ООО «Водоканал», договор №1017 от 1.01.2008г. Заявки от ООО «ЭСКБ» на возобновление электроснабжения административного здания ООО «Водоканал» в 2011 и 2012гг. не поступало»;

5) Письмом ООО «Водоканал», исх. №557 от 22.11.2012г. в п. е) которого изложено: «административное здание отключено 20.05.2011г., резервное питание на КНС №№2, 3, 4, 5 и насосной станции 3 подъема с 24.04.2012г.»;

6) Письмом ООО «ЭСКБ», исх. №007/4369 от 21.11.2012г. в котором в частности изложено: «Из документов, представленных ООО «Аква-ДКС» для заключения договоров электроснабжения следует отсутствие правопреемства между                         ООО «Водоканал» и ООО «Аква-ДКС»;

7) Письмом ООО «Аква-ДКС», исх. №297 от 28.08.2012г., письмом                        ООО «ЭСКБ», исх. № 623/390 от 19.09.2012г.;

8) Письмом ООО «БашРЭС», исх. № 119-1/04/1-4305 от 22.11.2012г. в котором в частности изложено: «В 2012 году, общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» … на основании заявки              ООО «ЭСКБ» №54 от 11.04.2012г. осуществило отключение резервного электроснабжения предприятия ООО «Водоканал», находящееся по адресу: Республика Башкортостан, г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12. Отключение основных источников электроснабжения, ниже уровня аварийной брони, ООО «БашРЭС» не осуществляло».

Предприятием ООО «Аква-ДКС» Комиссии УФАС по РБ рассматривавшей дело представлена заполненная форма Федерального Статистического Наблюдения – сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за январь-сентябрь 2012г.

Исходя из содержания статьи 1 «Общие положения» Устава ООО «Аква-ДКС» не следует, что ООО «Аква-ДКС» создано одним из способов указанных в ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих  в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ «Об электроэнергетике» на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации: гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с положениями п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442)

18. В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

В соответствии с п. 46 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442):

При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов отнесены к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В соответствии с положениями п. 31.6 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442):

31.6. Категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

В соответствии с положениями п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

4. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

По итогам рассмотрения дела Комиссией УФАС по РБ установлено, что в действиях (бездействии) ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» содержится нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ           «О защите конкуренции» (с учетом вышеприведенного разъяснения по тексту Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30).

Нарушение приведенных норм законодательства Российской Федерации выразилось в не исполнении ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» условий договора №630201975 от 01.06.2012г. заключенного               с ООО «Аква-ДКС» в части не исполнения договорных обязательств по подаче электрической энергии с 00.00 часов 01.06.2012г. в административное здание по адресу: г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12; не подключении резервного питания с 00 часов 01.06.2012г. к объектам ООО «Аква-ДКС»: канализационным насосным станциям (КНС) №№ 2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема.

Таким образом, Комиссия УФАС по РБ считает, что в действиях (бездействии) ООО «ЭСКБ» содержится нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» не имеется.

Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                «О защите конкуренции»

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (450080, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) нарушившей п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» Предписание о прекращении нарушения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3. ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» прекратить нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» совершив следующие действия:

3.1. В соответствии с условиями договора №630201975 от 01.06.2012г. организовать поставку электрической энергии в административное здание                    ООО «Аква-ДКС» по адресу: г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12; подключить резервное питание к объектам ООО «Аква-ДКС»: канализационным насосным станциям (КНС) №№ 2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена   административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8916 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-299/10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8916 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358402338 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее – Комиссия УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

<…>,  рассмотрев дело № А-299/10-12 по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ          «О защите конкуренции» (далее также – Закон №135), в присутствии представителей:

Заявителя, ООО «Аква-ДКС»: юрисконсульта <…>, доверенность <…>.;

Ответчика, ООО «ЭСКБ»: начальника отдела правового обеспечения                         <…>, доверенность <…>.;

Заинтересованных лиц:

ООО «БашРЭС»: <…>, доверенность <…>.;

Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам: ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг <…>, доверенность <…>.;

ООО «Водоканал»: юрисконсульта <…>, доверенность <…>.;

в отсутствие представителя Администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан (о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, требуемые информация и документы представлены, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации, исх. №2484 от 22.11.2012г.).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Башкортостанским УФАС России (далее также – антимонопольный орган) получено заявление ООО «АКВА-ДКС» на действия ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее также – Заявитель, ООО «ЭСКБ»). Из представленного заявления следует, согласно Приложению №2 к договору электроснабжения №630201975 в перечень точке поставки электрической энергии включены в частности такие объекты, как канализационные насосные станции №№2, 3, 4, 5, насосная станция 3-го подъема, административное здание. Но на этих объектах с момента заключения договора и до сегодняшнего дня нет резервного электроснабжения, а в административном здании отключен свет. На этих объектах резервное электроснабжение отключено в апреле 2012г. в порядке введения ограничения режима потребления за имеющуюся задолженность по оплате электроэнергии предыдущим арендатором этих объектов – ООО «Водоканал».          ООО «Аква-ДКС» не является правопреемником ООО «Водоканал». Между                ООО «Аква-ДКС» и ООО «ЭСКБ» заключен новый договор электроснабжения предметом которого является продажа электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные договором. Согласно Приложению к Правилам полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов, относятся к категории потребителей электроэнергии ограничение режима потребления электроэнергией которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Как полагает Заявитель злоупотребляя доминирующим положением на рынке, ООО «ЭСКБ» ущемляя интересы ООО «Аква-ДКС», превышая пределы осуществления гражданских прав – произвело отключение электроэнергии предыдущему «Покупателю», не продает электрическую энергию ООО «Аква-ДКС» при наличии заключенного договора в нарушение норм законодательства РФ. Тем более на важные объекты жизнеобеспечения. В случае отключения основного питания на КНС №№2,3,4,5 насосной станции 3-го подъема при отсутствии резервного питания мы не сможем выполнять жизненнонеобходимые функции по подаче воды и очистке стоков, что приведет к экологической катастрофе, многотысячное население города останется без воды.

По итогам рассмотрения заявления ООО «Аква-ДКС», с приложенными к нему документами, возбуждено дело №А-299/10-12, приказ УФАС по РБ №508 от 28.09.2012г., по признакам нарушения предприятием ООО «ЭСКБ» ч. 1 ст. 10 Закона №135. Приказом УФАС по РБ №589 от 13.11.2012г. в приказ УФАС по РБ №508 от 28.09.2012г. внесены изменения.

Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле – Заявителями, Ответчиком, Заинтересованными лицами – ООО «Аква-ДКС», ООО «ЭСКБ», ООО «БашРЭС», Администрацией                  г. Давлеканово и Давлекановского района Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам,                              ООО «Водоканал» (документы и информация представлены лицами, участвующими в деле с заявлением, в соответствии с Определением о назначении дела №А-229/10-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.10.2012г., Определением об отложении дела №А-299/10-12 от 13.11.2012г., документом об объявлении Комиссией УФАС по РБ перерыва от 23.11.2012г. установлено следующее.

С 01.01.2011г., Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010г. №57 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика обществу с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Башкортостан присвоен ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана».

Согласно статье 5 Закона №135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «ЭСКБ» является единственным субъектом на территории Республики Башкортостан, которому присвоен статус гарантирующего поставщика.

В соответствии с анализом состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии на территории Республики Башкортостан за 2011г. (анализ проведен УФАС по РБ в 2012г.) доля ООО «ЭСКБ» составляет более 65%.

Таким образом, ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» является субъектом правонарушения.

О факте того, что в результате действий (бездействия) ООО «ЭСКБ» являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц свидетельствует следующее: заявление ООО «Аква-ДКС» с приложенными к нему документами, материалы дела №А-299/10-12.

Комиссии УФАС по РБ рассматривавшей дело предприятием ООО «ЭСКБ» представлены запрошенные договора электроснабжения: №630206782 от 01.06.2012г., №630201975 от 01.06.2012г.

В соответствии с условиями договора №630201975 от 01.06.2012г.                   ООО «ЭСКБ» в частности обязано:

п. 1.1. договора – осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные настоящим договором;

В соответствии с п. 1.2. договора: точки поставки электрической энергии (мощности) Покупателя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в «Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон».

п. 1.3. договора – настоящий договор заключен в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, обязательными правилами, регулирующими вопросы поставки, передачи и распределения электрической энергии и мощности;

п. 6.1. договора – настоящий договор вступает в силу с 00.00 часов 01.06.2012г. или момента подачи напряжения на энергопринимающие устройства Покупателя, в зависимости от того, что наступило ранее, и действует по 31 декабря 2012г.

№630206782 от 01.06.2012г. (перечень точек поставки электрической энергии: Южный водозабор: южная окраина г. Давлеканово; Курманкеевский водозабор: Давлекановский район, северная окраина д. Курманкеево). Данные точки поставки отражены в приложении №2 к договору «Перечень точек поставки электрической энергии», актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейных схемах электроснабжения;

№630201975 от 01.06.2012г. (перечень точек поставки электрической энергии, в частности: административно-производственное помещение: г. Давлеканово,                      ул. Энгельса, 12; канализационная насосная станция (КНС №2), г. Давлеканово,                 ул. К. Маркса, 135В (основное питание, резервное питание); КНС №3: г. Давлеканово, ул. Солнечная, 48 А (основное питание, резервное питание); КНС №4: г. Давлеканово, ул. Уральская, 80А (основное питание, резервное питание); КНС №5: г. Давлеканово, ул. Беляева, 6А (основное питание, резервное питание); насосная станция 3-го подъема: г. Давлеканово, ул. Кузнецова, 1А (основное питание, резервное питание).

Данные точки поставки отражены в приложении №2 к договору «Перечень точек поставки электрической энергии», актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейных схемах электроснабжения.

Из изложенного выше следует, что в соответствии с договорами №630206782          от 01.06.2012г., №630201975 от 01.06.2012г. ООО «ЭСКБ» обязалось с 01.06.2012г. осуществлять электроснабжение административного здания (г. Давлеканово,                   ул. Энгельса, 12); подключить резервное питание на КНС №№»,3,4, 5, насосную станцию 3-го подъема предприятия ООО «Аква-ДКС». Данная обязанность                   ООО «ЭСКБ» не исполнена.

Факт отсутствия резервного электроснабжения на канализационных насосных станциях №№2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема, а также отсутствия электроснабжения в административном здании ООО «Аква-ДКС» подтверждается следующим:

1) Заявлением ООО «Аква-ДКС» поданным в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, вх. №11712 от 28.08.2012г.;

2) Письмом ООО «ЭСКБ», исх. №007/4162 от 08.11.2012г. в котором в частности изложено: «ООО «Водоканал обратилось в ООО «ЭСКБ» с заявлением о расторжении договора электроснабжения №630201017 с 01.06.2012г. ООО «Аква-ДКС» обратилось с заявлением о заключении договора электроснабжения с 01.06.2012г., на объекты ранее принадлежавшие ООО «Водоканал», в связи с чем, были заключены договора электроснабжения №630201975 и №630206782. ООО «Аква-ДКС» начало потребление электрической энергии с 01.06.2012г. 11.04.2012г. в адрес                          ООО «Водоканал» было направлено уведомление №1/04 РЭС о наличии задолженности за потребленную электрическую энергию, а также о самостоятельном вводе ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения задолженности и последствиях непогашения задолженности. В связи с неисполнением данного уведомления, неисполнение обязательств по оплате электрической энергии со стороны ООО «Водоканал» по договору электроснабжения №630201017, в отношении объектов ООО «Водоканал» сетевой организацией было введено ограничение режима потребления электрической энергии резервного питания насосных станций №№2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема и административного здания».

3) Актами №36 от 24.04.2012г., №37 от 24.04.2012г., №38 от 24.04.2012г., №39 от 24.04.2012г., №40 от 24.04.2012г.;

4) Письмом ООО «Аква-ДКС», исх. №377 от 02.11.2012г., письмом                        «ПО Белебеевские электрические сети» Давлекановский РЭС ООО «БашРЭС»,             исх. №368/32-137 от 06.11.2012г., объяснений Давлекановского РЭС ПО БЭС начальнику Департамента правового обеспечения от 02.11.2012г., в котором в частности изложено: «Данное здание (административное здание) было отключено 20 мая 2011г. по заявке ООО «ЭСКБ» №79 от 29.04.2011 как административное здание ООО «Водоканал», договор №1017 от 1.01.2008г. Заявки от ООО «ЭСКБ» на возобновление электроснабжения административного здания ООО «Водоканал» в 2011 и 2012гг. не поступало»;

5) Письмом ООО «Водоканал», исх. №557 от 22.11.2012г. в п. е) которого изложено: «административное здание отключено 20.05.2011г., резервное питание на КНС №№2, 3, 4, 5 и насосной станции 3 подъема с 24.04.2012г.»;

6) Письмом ООО «ЭСКБ», исх. №007/4369 от 21.11.2012г. в котором в частности изложено: «Из документов, представленных ООО «Аква-ДКС» для заключения договоров электроснабжения следует отсутствие правопреемства между                         ООО «Водоканал» и ООО «Аква-ДКС»;

7) Письмом ООО «Аква-ДКС», исх. №297 от 28.08.2012г., письмом                        ООО «ЭСКБ», исх. № 623/390 от 19.09.2012г.;

8) Письмом ООО «БашРЭС», исх. № 119-1/04/1-4305 от 22.11.2012г. в котором в частности изложено: «В 2012 году, общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» … на основании заявки              ООО «ЭСКБ» №54 от 11.04.2012г. осуществило отключение резервного электроснабжения предприятия ООО «Водоканал», находящееся по адресу: Республика Башкортостан, г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12. Отключение основных источников электроснабжения, ниже уровня аварийной брони, ООО «БашРЭС» не осуществляло».

Предприятием ООО «Аква-ДКС» Комиссии УФАС по РБ рассматривавшей дело представлена заполненная форма Федерального Статистического Наблюдения – сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за январь-сентябрь 2012г.

Исходя из содержания статьи 1 «Общие положения» Устава ООО «Аква-ДКС» не следует, что ООО «Аква-ДКС» создано одним из способов указанных в ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих  в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ «Об электроэнергетике» на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации: гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с положениями п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442)

18. В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

В соответствии с п. 46 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442):

При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов отнесены к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В соответствии с положениями п. 31.6 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442):

31.6. Категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

В соответствии с положениями п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

4. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

По итогам рассмотрения дела Комиссией УФАС по РБ установлено, что в действиях (бездействии) ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» содержится нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ           «О защите конкуренции» (с учетом вышеприведенного разъяснения по тексту Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30).

Нарушение приведенных норм законодательства Российской Федерации выразилось в не исполнении ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» условий договора №630201975 от 01.06.2012г. заключенного               с ООО «Аква-ДКС» в части не исполнения договорных обязательств по подаче электрической энергии с 00.00 часов 01.06.2012г. в административное здание по адресу: г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12; не подключении резервного питания с 00 часов 01.06.2012г. к объектам ООО «Аква-ДКС»: канализационным насосным станциям (КНС) №№ 2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема.

Таким образом, Комиссия УФАС по РБ считает, что в действиях (бездействии) ООО «ЭСКБ» содержится нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» не имеется.

Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                «О защите конкуренции»

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (450080, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) нарушившей п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» Предписание о прекращении нарушения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3. ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» прекратить нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» совершив следующие действия:

3.1. В соответствии с условиями договора №630201975 от 01.06.2012г. организовать поставку электрической энергии в административное здание                    ООО «Аква-ДКС» по адресу: г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12; подключить резервное питание к объектам ООО «Аква-ДКС»: канализационным насосным станциям (КНС) №№ 2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена   административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее – Комиссия УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

<…>,  рассмотрев дело № А-299/10-12 по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ          «О защите конкуренции» (далее также – Закон №135), в присутствии представителей:

Заявителя, ООО «Аква-ДКС»: юрисконсульта <…>, доверенность <…>.;

Ответчика, ООО «ЭСКБ»: начальника отдела правового обеспечения                         <…>, доверенность <…>.;

Заинтересованных лиц:

ООО «БашРЭС»: <…>, доверенность <…>.;

Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам: ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг <…>, доверенность <…>.;

ООО «Водоканал»: юрисконсульта <…>, доверенность <…>.;

в отсутствие представителя Администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан (о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, требуемые информация и документы представлены, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации, исх. №2484 от 22.11.2012г.).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Башкортостанским УФАС России (далее также – антимонопольный орган) получено заявление ООО «АКВА-ДКС» на действия ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее также – Заявитель, ООО «ЭСКБ»). Из представленного заявления следует, согласно Приложению №2 к договору электроснабжения №630201975 в перечень точке поставки электрической энергии включены в частности такие объекты, как канализационные насосные станции №№2, 3, 4, 5, насосная станция 3-го подъема, административное здание. Но на этих объектах с момента заключения договора и до сегодняшнего дня нет резервного электроснабжения, а в административном здании отключен свет. На этих объектах резервное электроснабжение отключено в апреле 2012г. в порядке введения ограничения режима потребления за имеющуюся задолженность по оплате электроэнергии предыдущим арендатором этих объектов – ООО «Водоканал».          ООО «Аква-ДКС» не является правопреемником ООО «Водоканал». Между                ООО «Аква-ДКС» и ООО «ЭСКБ» заключен новый договор электроснабжения предметом которого является продажа электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные договором. Согласно Приложению к Правилам полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов, относятся к категории потребителей электроэнергии ограничение режима потребления электроэнергией которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Как полагает Заявитель злоупотребляя доминирующим положением на рынке, ООО «ЭСКБ» ущемляя интересы ООО «Аква-ДКС», превышая пределы осуществления гражданских прав – произвело отключение электроэнергии предыдущему «Покупателю», не продает электрическую энергию ООО «Аква-ДКС» при наличии заключенного договора в нарушение норм законодательства РФ. Тем более на важные объекты жизнеобеспечения. В случае отключения основного питания на КНС №№2,3,4,5 насосной станции 3-го подъема при отсутствии резервного питания мы не сможем выполнять жизненнонеобходимые функции по подаче воды и очистке стоков, что приведет к экологической катастрофе, многотысячное население города останется без воды.

По итогам рассмотрения заявления ООО «Аква-ДКС», с приложенными к нему документами, возбуждено дело №А-299/10-12, приказ УФАС по РБ №508 от 28.09.2012г., по признакам нарушения предприятием ООО «ЭСКБ» ч. 1 ст. 10 Закона №135. Приказом УФАС по РБ №589 от 13.11.2012г. в приказ УФАС по РБ №508 от 28.09.2012г. внесены изменения.

Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле – Заявителями, Ответчиком, Заинтересованными лицами – ООО «Аква-ДКС», ООО «ЭСКБ», ООО «БашРЭС», Администрацией                  г. Давлеканово и Давлекановского района Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам,                              ООО «Водоканал» (документы и информация представлены лицами, участвующими в деле с заявлением, в соответствии с Определением о назначении дела №А-229/10-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.10.2012г., Определением об отложении дела №А-299/10-12 от 13.11.2012г., документом об объявлении Комиссией УФАС по РБ перерыва от 23.11.2012г. установлено следующее.

С 01.01.2011г., Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010г. №57 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика обществу с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Башкортостан присвоен ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана».

Согласно статье 5 Закона №135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «ЭСКБ» является единственным субъектом на территории Республики Башкортостан, которому присвоен статус гарантирующего поставщика.

В соответствии с анализом состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии на территории Республики Башкортостан за 2011г. (анализ проведен УФАС по РБ в 2012г.) доля ООО «ЭСКБ» составляет более 65%.

Таким образом, ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» является субъектом правонарушения.

О факте того, что в результате действий (бездействия) ООО «ЭСКБ» являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц свидетельствует следующее: заявление ООО «Аква-ДКС» с приложенными к нему документами, материалы дела №А-299/10-12.

Комиссии УФАС по РБ рассматривавшей дело предприятием ООО «ЭСКБ» представлены запрошенные договора электроснабжения: №630206782 от 01.06.2012г., №630201975 от 01.06.2012г.

В соответствии с условиями договора №630201975 от 01.06.2012г.                   ООО «ЭСКБ» в частности обязано:

п. 1.1. договора – осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные настоящим договором;

В соответствии с п. 1.2. договора: точки поставки электрической энергии (мощности) Покупателя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в «Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон».

п. 1.3. договора – настоящий договор заключен в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, обязательными правилами, регулирующими вопросы поставки, передачи и распределения электрической энергии и мощности;

п. 6.1. договора – настоящий договор вступает в силу с 00.00 часов 01.06.2012г. или момента подачи напряжения на энергопринимающие устройства Покупателя, в зависимости от того, что наступило ранее, и действует по 31 декабря 2012г.

№630206782 от 01.06.2012г. (перечень точек поставки электрической энергии: Южный водозабор: южная окраина г. Давлеканово; Курманкеевский водозабор: Давлекановский район, северная окраина д. Курманкеево). Данные точки поставки отражены в приложении №2 к договору «Перечень точек поставки электрической энергии», актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейных схемах электроснабжения;

№630201975 от 01.06.2012г. (перечень точек поставки электрической энергии, в частности: административно-производственное помещение: г. Давлеканово,                      ул. Энгельса, 12; канализационная насосная станция (КНС №2), г. Давлеканово,                 ул. К. Маркса, 135В (основное питание, резервное питание); КНС №3: г. Давлеканово, ул. Солнечная, 48 А (основное питание, резервное питание); КНС №4: г. Давлеканово, ул. Уральская, 80А (основное питание, резервное питание); КНС №5: г. Давлеканово, ул. Беляева, 6А (основное питание, резервное питание); насосная станция 3-го подъема: г. Давлеканово, ул. Кузнецова, 1А (основное питание, резервное питание).

Данные точки поставки отражены в приложении №2 к договору «Перечень точек поставки электрической энергии», актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейных схемах электроснабжения.

Из изложенного выше следует, что в соответствии с договорами №630206782          от 01.06.2012г., №630201975 от 01.06.2012г. ООО «ЭСКБ» обязалось с 01.06.2012г. осуществлять электроснабжение административного здания (г. Давлеканово,                   ул. Энгельса, 12); подключить резервное питание на КНС №№»,3,4, 5, насосную станцию 3-го подъема предприятия ООО «Аква-ДКС». Данная обязанность                   ООО «ЭСКБ» не исполнена.

Факт отсутствия резервного электроснабжения на канализационных насосных станциях №№2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема, а также отсутствия электроснабжения в административном здании ООО «Аква-ДКС» подтверждается следующим:

1) Заявлением ООО «Аква-ДКС» поданным в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, вх. №11712 от 28.08.2012г.;

2) Письмом ООО «ЭСКБ», исх. №007/4162 от 08.11.2012г. в котором в частности изложено: «ООО «Водоканал обратилось в ООО «ЭСКБ» с заявлением о расторжении договора электроснабжения №630201017 с 01.06.2012г. ООО «Аква-ДКС» обратилось с заявлением о заключении договора электроснабжения с 01.06.2012г., на объекты ранее принадлежавшие ООО «Водоканал», в связи с чем, были заключены договора электроснабжения №630201975 и №630206782. ООО «Аква-ДКС» начало потребление электрической энергии с 01.06.2012г. 11.04.2012г. в адрес                          ООО «Водоканал» было направлено уведомление №1/04 РЭС о наличии задолженности за потребленную электрическую энергию, а также о самостоятельном вводе ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения задолженности и последствиях непогашения задолженности. В связи с неисполнением данного уведомления, неисполнение обязательств по оплате электрической энергии со стороны ООО «Водоканал» по договору электроснабжения №630201017, в отношении объектов ООО «Водоканал» сетевой организацией было введено ограничение режима потребления электрической энергии резервного питания насосных станций №№2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема и административного здания».

3) Актами №36 от 24.04.2012г., №37 от 24.04.2012г., №38 от 24.04.2012г., №39 от 24.04.2012г., №40 от 24.04.2012г.;

4) Письмом ООО «Аква-ДКС», исх. №377 от 02.11.2012г., письмом                        «ПО Белебеевские электрические сети» Давлекановский РЭС ООО «БашРЭС»,             исх. №368/32-137 от 06.11.2012г., объяснений Давлекановского РЭС ПО БЭС начальнику Департамента правового обеспечения от 02.11.2012г., в котором в частности изложено: «Данное здание (административное здание) было отключено 20 мая 2011г. по заявке ООО «ЭСКБ» №79 от 29.04.2011 как административное здание ООО «Водоканал», договор №1017 от 1.01.2008г. Заявки от ООО «ЭСКБ» на возобновление электроснабжения административного здания ООО «Водоканал» в 2011 и 2012гг. не поступало»;

5) Письмом ООО «Водоканал», исх. №557 от 22.11.2012г. в п. е) которого изложено: «административное здание отключено 20.05.2011г., резервное питание на КНС №№2, 3, 4, 5 и насосной станции 3 подъема с 24.04.2012г.»;

6) Письмом ООО «ЭСКБ», исх. №007/4369 от 21.11.2012г. в котором в частности изложено: «Из документов, представленных ООО «Аква-ДКС» для заключения договоров электроснабжения следует отсутствие правопреемства между                         ООО «Водоканал» и ООО «Аква-ДКС»;

7) Письмом ООО «Аква-ДКС», исх. №297 от 28.08.2012г., письмом                        ООО «ЭСКБ», исх. № 623/390 от 19.09.2012г.;

8) Письмом ООО «БашРЭС», исх. № 119-1/04/1-4305 от 22.11.2012г. в котором в частности изложено: «В 2012 году, общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» … на основании заявки              ООО «ЭСКБ» №54 от 11.04.2012г. осуществило отключение резервного электроснабжения предприятия ООО «Водоканал», находящееся по адресу: Республика Башкортостан, г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12. Отключение основных источников электроснабжения, ниже уровня аварийной брони, ООО «БашРЭС» не осуществляло».

Предприятием ООО «Аква-ДКС» Комиссии УФАС по РБ рассматривавшей дело представлена заполненная форма Федерального Статистического Наблюдения – сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за январь-сентябрь 2012г.

Исходя из содержания статьи 1 «Общие положения» Устава ООО «Аква-ДКС» не следует, что ООО «Аква-ДКС» создано одним из способов указанных в ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих  в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ «Об электроэнергетике» на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации: гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с положениями п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442)

18. В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

В соответствии с п. 46 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442):

При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов отнесены к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В соответствии с положениями п. 31.6 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442):

31.6. Категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

В соответствии с положениями п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

4. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

По итогам рассмотрения дела Комиссией УФАС по РБ установлено, что в действиях (бездействии) ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» содержится нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ           «О защите конкуренции» (с учетом вышеприведенного разъяснения по тексту Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30).

Нарушение приведенных норм законодательства Российской Федерации выразилось в не исполнении ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» условий договора №630201975 от 01.06.2012г. заключенного               с ООО «Аква-ДКС» в части не исполнения договорных обязательств по подаче электрической энергии с 00.00 часов 01.06.2012г. в административное здание по адресу: г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12; не подключении резервного питания с 00 часов 01.06.2012г. к объектам ООО «Аква-ДКС»: канализационным насосным станциям (КНС) №№ 2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема.

Таким образом, Комиссия УФАС по РБ считает, что в действиях (бездействии) ООО «ЭСКБ» содержится нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» не имеется.

Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                «О защите конкуренции»

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (450080, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) нарушившей п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» Предписание о прекращении нарушения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3. ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» прекратить нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» совершив следующие действия:

3.1. В соответствии с условиями договора №630201975 от 01.06.2012г. организовать поставку электрической энергии в административное здание                    ООО «Аква-ДКС» по адресу: г. Давлеканово, ул. Энгельса, 12; подключить резервное питание к объектам ООО «Аква-ДКС»: канализационным насосным станциям (КНС) №№ 2, 3, 4, 5, насосной станции 3-го подъема.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена   административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-299/10-12 [format] => [safe_value] => № А-299/10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-11 05:57:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-11 05:57:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358402338 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )