РЕШЕНИЕ по делу № А-273/15-12

Номер дела: № А-273/15-12
Дата публикации: 14 сентября 2012, 10:11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

Администрация муниципального района Бураевский район РБ – <…> рассмотрев дело №А-273/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Бураевский район РБ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Бураевский район от 29 июня 2012г. №554 «О предоставлении земельного участка в аренду Дирекции капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» указанной некоммерческой организации были предоставлены в аренду сроком на 3 года земельные участки из категории земель населенных пунктов, находящиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная, для комплексного строительства жилых домов, общей площадью 35 125кв.м.

         Как усматривается из документов, указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление зданий Администрацией Муниципального района Бураевский район НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией Бураевского района РБ земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального района Бураевский район РБ.

Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

По информации Администрации муниципального района Бураевский район РБ 08 апреля 2008 года в газете «Алга» было опубликовано информационное сообщение следующего содержания: КУС МЗиО РБ по Бураевскому район объявляет торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков: площадью 199768кв.м. с кадастровым номером 02:17:090502:0002; площадью 256222кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0032; площадью 392645кв.м. с кадастровым номером 02:17:090601:0002; площадью 163159кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0034; площадью 176678кв.м. с кадастровым номером 02:17:090501:0005; площадью 79077кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0033, расположенных по адресу: РБ, Бураевский район, в границах землепользования СПК им. Маркса, для сельскохозяйственного назначения.

Представлено решение от 07 апреля 2008г. №1 «О продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», заявка ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ». В соответствии с протоколом регистрации участников торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков от 07 мая 2008г. заявку на даны аукцион подал один участник – ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ». На основании Итогового протокола о результатах торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков от 12 мая 2008г. ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» вправе заключить договор аренды земельного участка с кадстровыми номерами: 02:17:04 02 01:0366 и 02:17:04 02 01:0367.

Постановлением Администрации муниципального района Бураевский район РБ от 19 мая 2008 года №298 ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» были предоставлены земельные участки в аренду сроком на 3 года.

Однако материалами дела установлено и приобщено к делу Постановление главы администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов».

На основании данного постановления земельные участки в соответствии с приложением, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 13 019кв.м., находяещиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная были предоставлены  Некоммерческой организации Фонда строительства социального жилья РБ. Данные участки по информации Администрации муниципального района Бураевский район РБ были предоставлены бесплатно и без проведения торгов на основании Постановления правительства РБ №254 от 29 июля 2011 года «О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ», а также Решением Совета муниципального района Бураевский район от 05 сентября 2011 года №363 «О порядке бесплатного предоставления земельных участком социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ».

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов»  Некоммерческой организации Фонда строительства социального жилья РБ  были предоставлены земельные участки в соответствии с приложением, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 13 019кв.м., находяещиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная. Из документов и пояснений ответчика видно, что  указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

   Согласно информации ответчика решение о предоставлении  земельных участков согласно Приложения к Постановлению администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов»  было принято на основании Постановления правительства РБ №254 от 29 июля 2011 года «О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ», а также Решением Совета муниципального района Бураевский район от 05 сентября 2011 года №363 «О порядке бесплатного предоставления земельных участком социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ».

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  вышеуказанных земельных участков  является обязательным,  данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов» принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией муниципального района Бураевский район РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Бураевский район РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации муниципального района Бураевский район РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию муниципального района Бураевский район РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации муниципального района Бураевский район РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 8906 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-273/15-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8906 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358395951 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

Администрация муниципального района Бураевский район РБ – <…> рассмотрев дело №А-273/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Бураевский район РБ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Бураевский район от 29 июня 2012г. №554 «О предоставлении земельного участка в аренду Дирекции капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» указанной некоммерческой организации были предоставлены в аренду сроком на 3 года земельные участки из категории земель населенных пунктов, находящиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная, для комплексного строительства жилых домов, общей площадью 35 125кв.м.

         Как усматривается из документов, указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление зданий Администрацией Муниципального района Бураевский район НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией Бураевского района РБ земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального района Бураевский район РБ.

Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

По информации Администрации муниципального района Бураевский район РБ 08 апреля 2008 года в газете «Алга» было опубликовано информационное сообщение следующего содержания: КУС МЗиО РБ по Бураевскому район объявляет торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков: площадью 199768кв.м. с кадастровым номером 02:17:090502:0002; площадью 256222кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0032; площадью 392645кв.м. с кадастровым номером 02:17:090601:0002; площадью 163159кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0034; площадью 176678кв.м. с кадастровым номером 02:17:090501:0005; площадью 79077кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0033, расположенных по адресу: РБ, Бураевский район, в границах землепользования СПК им. Маркса, для сельскохозяйственного назначения.

Представлено решение от 07 апреля 2008г. №1 «О продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», заявка ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ». В соответствии с протоколом регистрации участников торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков от 07 мая 2008г. заявку на даны аукцион подал один участник – ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ». На основании Итогового протокола о результатах торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков от 12 мая 2008г. ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» вправе заключить договор аренды земельного участка с кадстровыми номерами: 02:17:04 02 01:0366 и 02:17:04 02 01:0367.

Постановлением Администрации муниципального района Бураевский район РБ от 19 мая 2008 года №298 ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» были предоставлены земельные участки в аренду сроком на 3 года.

Однако материалами дела установлено и приобщено к делу Постановление главы администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов».

На основании данного постановления земельные участки в соответствии с приложением, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 13 019кв.м., находяещиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная были предоставлены  Некоммерческой организации Фонда строительства социального жилья РБ. Данные участки по информации Администрации муниципального района Бураевский район РБ были предоставлены бесплатно и без проведения торгов на основании Постановления правительства РБ №254 от 29 июля 2011 года «О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ», а также Решением Совета муниципального района Бураевский район от 05 сентября 2011 года №363 «О порядке бесплатного предоставления земельных участком социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ».

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов»  Некоммерческой организации Фонда строительства социального жилья РБ  были предоставлены земельные участки в соответствии с приложением, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 13 019кв.м., находяещиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная. Из документов и пояснений ответчика видно, что  указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

   Согласно информации ответчика решение о предоставлении  земельных участков согласно Приложения к Постановлению администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов»  было принято на основании Постановления правительства РБ №254 от 29 июля 2011 года «О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ», а также Решением Совета муниципального района Бураевский район от 05 сентября 2011 года №363 «О порядке бесплатного предоставления земельных участком социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ».

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  вышеуказанных земельных участков  является обязательным,  данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов» принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией муниципального района Бураевский район РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Бураевский район РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации муниципального района Бураевский район РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию муниципального района Бураевский район РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации муниципального района Бураевский район РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

Администрация муниципального района Бураевский район РБ – <…> рассмотрев дело №А-273/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Бураевский район РБ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Бураевский район от 29 июня 2012г. №554 «О предоставлении земельного участка в аренду Дирекции капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» указанной некоммерческой организации были предоставлены в аренду сроком на 3 года земельные участки из категории земель населенных пунктов, находящиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная, для комплексного строительства жилых домов, общей площадью 35 125кв.м.

         Как усматривается из документов, указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление зданий Администрацией Муниципального района Бураевский район НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией Бураевского района РБ земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального района Бураевский район РБ.

Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

По информации Администрации муниципального района Бураевский район РБ 08 апреля 2008 года в газете «Алга» было опубликовано информационное сообщение следующего содержания: КУС МЗиО РБ по Бураевскому район объявляет торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков: площадью 199768кв.м. с кадастровым номером 02:17:090502:0002; площадью 256222кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0032; площадью 392645кв.м. с кадастровым номером 02:17:090601:0002; площадью 163159кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0034; площадью 176678кв.м. с кадастровым номером 02:17:090501:0005; площадью 79077кв.м. с кадастровым номером 02:17:090602:0033, расположенных по адресу: РБ, Бураевский район, в границах землепользования СПК им. Маркса, для сельскохозяйственного назначения.

Представлено решение от 07 апреля 2008г. №1 «О продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», заявка ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ». В соответствии с протоколом регистрации участников торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков от 07 мая 2008г. заявку на даны аукцион подал один участник – ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ». На основании Итогового протокола о результатах торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков от 12 мая 2008г. ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» вправе заключить договор аренды земельного участка с кадстровыми номерами: 02:17:04 02 01:0366 и 02:17:04 02 01:0367.

Постановлением Администрации муниципального района Бураевский район РБ от 19 мая 2008 года №298 ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства РБ» были предоставлены земельные участки в аренду сроком на 3 года.

Однако материалами дела установлено и приобщено к делу Постановление главы администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов».

На основании данного постановления земельные участки в соответствии с приложением, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 13 019кв.м., находяещиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная были предоставлены  Некоммерческой организации Фонда строительства социального жилья РБ. Данные участки по информации Администрации муниципального района Бураевский район РБ были предоставлены бесплатно и без проведения торгов на основании Постановления правительства РБ №254 от 29 июля 2011 года «О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ», а также Решением Совета муниципального района Бураевский район от 05 сентября 2011 года №363 «О порядке бесплатного предоставления земельных участком социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ».

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов»  Некоммерческой организации Фонда строительства социального жилья РБ  были предоставлены земельные участки в соответствии с приложением, относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 13 019кв.м., находяещиеся по адресу: РБ, Бураевский район, Бураевский сельсовет, с. Бураево, ул. Юбилейная. Из документов и пояснений ответчика видно, что  указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

   Согласно информации ответчика решение о предоставлении  земельных участков согласно Приложения к Постановлению администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов»  было принято на основании Постановления правительства РБ №254 от 29 июля 2011 года «О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ», а также Решением Совета муниципального района Бураевский район от 05 сентября 2011 года №363 «О порядке бесплатного предоставления земельных участком социально ориентированным некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями РБ».

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  вышеуказанных земельных участков  является обязательным,  данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление администрации муниципального района Бураевский район РБ от 20 марта 2012г. №210 «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для комплексного строительства жилых домов» принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией муниципального района Бураевский район РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Бураевский район РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации муниципального района Бураевский район РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию муниципального района Бураевский район РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации муниципального района Бураевский район РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-273/15-12 [format] => [safe_value] => № А-273/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 04:11:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 04:11:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358395951 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )