РЕШЕНИЕ по делу № А-268/15-12

Номер дела: № А-268/15-12
Дата публикации: 14 сентября 2012, 10:03

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

Администрация муниципального района Учалинский район – <…>., рассмотрев дело №А-268/15-12 по признакам нарушения Администрацией Муниципального района Учалинский район РБ (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, дом 20) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД  «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) указанной некоммерческой организации был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м., находящийся по адресу: РБ, муниципальный район Учалинский район, городское поселение г. Учалы, микрорайон №9, под строительство жилого дома.

         Как усматривается из документов, указанный земельный участок был выделен без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией Муниципального района Учалинский район НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией Учалинского района РБ земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального района Учалинский  район.

         Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

В ответ на определение о назначении дела Администрация муниципального района Учалинский район РБ представила следующие пояснения.

Право на заключение  договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Уфы, мкр. №9, с кадастровым №02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. продано на аукционе 4 октября 2007г. (лот №4). Победителем аукциона признан ГУП «Фонд жилищного строительства». Представлены копии документов по данному земельному участку: копия информационного сообщения в газете «Учалинская газета» от 04 сентября 2007 года, Постановление администрации муниципального района Учалинский район от 06 июня 2007г. №6-709 УД «О проведении торгов в форме аукциона, по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, связанного со строительством многоэтажных жилых домов», копия заявки ГУП «Фонд жилищного строительства» на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды, копия заявки гр. Фаизова Д.М. на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды, копия протокола аукциона от 04.10.2007г.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД  «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) указанной некоммерческой организации был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м., находящийся по адресу: РБ, муниципальный район Учалинский район, городское поселение г. Учалы, микрорайон №9, под строительство жилого дома.

         По информации ответчика в 2007 году на право аренды данного земельного участка проводился конкурс, по результатам которого был выбран победитель – ГУП «Фонд жилищного строительства». В 2012 году земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Уфы, мкр. №9, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. был предоставлен НКО «Фонд строительства социального жилья» бесплатно без проведения торгов на основании Постановления главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД.   

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  земельного участка с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. является обязательным,  данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией муниципального района Учалинский район РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Учалинский район РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации муниципального района Учалинский район РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию муниципального района Учалинский район РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации муниципального района Учалинский район РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 8901 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-268/15-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8901 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358395473 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

Администрация муниципального района Учалинский район – <…>., рассмотрев дело №А-268/15-12 по признакам нарушения Администрацией Муниципального района Учалинский район РБ (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, дом 20) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД  «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) указанной некоммерческой организации был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м., находящийся по адресу: РБ, муниципальный район Учалинский район, городское поселение г. Учалы, микрорайон №9, под строительство жилого дома.

         Как усматривается из документов, указанный земельный участок был выделен без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией Муниципального района Учалинский район НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией Учалинского района РБ земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального района Учалинский  район.

         Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

В ответ на определение о назначении дела Администрация муниципального района Учалинский район РБ представила следующие пояснения.

Право на заключение  договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Уфы, мкр. №9, с кадастровым №02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. продано на аукционе 4 октября 2007г. (лот №4). Победителем аукциона признан ГУП «Фонд жилищного строительства». Представлены копии документов по данному земельному участку: копия информационного сообщения в газете «Учалинская газета» от 04 сентября 2007 года, Постановление администрации муниципального района Учалинский район от 06 июня 2007г. №6-709 УД «О проведении торгов в форме аукциона, по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, связанного со строительством многоэтажных жилых домов», копия заявки ГУП «Фонд жилищного строительства» на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды, копия заявки гр. Фаизова Д.М. на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды, копия протокола аукциона от 04.10.2007г.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД  «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) указанной некоммерческой организации был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м., находящийся по адресу: РБ, муниципальный район Учалинский район, городское поселение г. Учалы, микрорайон №9, под строительство жилого дома.

         По информации ответчика в 2007 году на право аренды данного земельного участка проводился конкурс, по результатам которого был выбран победитель – ГУП «Фонд жилищного строительства». В 2012 году земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Уфы, мкр. №9, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. был предоставлен НКО «Фонд строительства социального жилья» бесплатно без проведения торгов на основании Постановления главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД.   

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  земельного участка с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. является обязательным,  данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией муниципального района Учалинский район РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Учалинский район РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации муниципального района Учалинский район РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию муниципального района Учалинский район РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации муниципального района Учалинский район РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

Администрация муниципального района Учалинский район – <…>., рассмотрев дело №А-268/15-12 по признакам нарушения Администрацией Муниципального района Учалинский район РБ (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, дом 20) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД  «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) указанной некоммерческой организации был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м., находящийся по адресу: РБ, муниципальный район Учалинский район, городское поселение г. Учалы, микрорайон №9, под строительство жилого дома.

         Как усматривается из документов, указанный земельный участок был выделен без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией Муниципального района Учалинский район НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией Учалинского района РБ земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального района Учалинский  район.

         Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

В ответ на определение о назначении дела Администрация муниципального района Учалинский район РБ представила следующие пояснения.

Право на заключение  договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Уфы, мкр. №9, с кадастровым №02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. продано на аукционе 4 октября 2007г. (лот №4). Победителем аукциона признан ГУП «Фонд жилищного строительства». Представлены копии документов по данному земельному участку: копия информационного сообщения в газете «Учалинская газета» от 04 сентября 2007 года, Постановление администрации муниципального района Учалинский район от 06 июня 2007г. №6-709 УД «О проведении торгов в форме аукциона, по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, связанного со строительством многоэтажных жилых домов», копия заявки ГУП «Фонд жилищного строительства» на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды, копия заявки гр. Фаизова Д.М. на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды, копия протокола аукциона от 04.10.2007г.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД  «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) указанной некоммерческой организации был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м., находящийся по адресу: РБ, муниципальный район Учалинский район, городское поселение г. Учалы, микрорайон №9, под строительство жилого дома.

         По информации ответчика в 2007 году на право аренды данного земельного участка проводился конкурс, по результатам которого был выбран победитель – ГУП «Фонд жилищного строительства». В 2012 году земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Уфы, мкр. №9, с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. был предоставлен НКО «Фонд строительства социального жилья» бесплатно без проведения торгов на основании Постановления главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД.   

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  земельного участка с кадастровым номером 02:67:010110:79, площадью 9078кв.м. является обязательным,  данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление главы администрации муниципального района Учалинский район от 23 марта 2012г. №3-490 УД «О предоставлении в собственность земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья» Республики Башкортостан на праве собственности (бесплатно) принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельного участка Администрацией муниципального района Учалинский район РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация муниципального района Учалинский район РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации муниципального района Учалинский район РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию муниципального района Учалинский район РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации муниципального района Учалинский район РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-268/15-12 [format] => [safe_value] => № А-268/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 04:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 04:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358395473 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )