РЕШЕНИЕ по делу № А-267/15-12

Номер дела: № А-267/15-12
Дата публикации: 14 сентября 2012, 10:02

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

от ответчика – <…>. по доверенности, рассмотрев дело №А-267/15-12 по признакам нарушения Администрацией городского округа город Октябрьский РБ (452600, г. Октябрьский, ул. Чапаева, 23) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» бесплатно указанной некоммерческой организации был предоставлен в  собственность земельные участки, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, общей площадью 1412кв.м для строительства многоквартирного жилого дома, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне:

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32;

         Как усматривается из документов, указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков Администрацией городского округа город Октябрьский  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией городского округа город Октябрьский земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации городского округа город Октябрьский РБ.

Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

В ответ на определение о назначении дела Администрация городского округа город Октябрьский представила следующие пояснения.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011г. №254 утвержден порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ.

В городском округе город Октябрьский РБ порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ (далее - Порядок), утвержден Решением Совета городского округа город Октябрьский РБ №455 от 06.10.2011г.

В соответствии с обозначенным Порядком, предоставлением указанным организациям земельных участков в собственность бесплатно, производится без торгов, публикация сообщения о наличии земельного участка подлежащего передаче в собственность не требуется.

Перечень необходимых документов, правила приема, рассмотрения заявок, принятия решений о предоставлении земельных участков, основания для отказа в предоставлении земельного участка устанавливаются Порядком.

17 февраля 2012 года в администрацию обратилась некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья РБ» с заявлением №110-127 от 15.02.2012г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №02:57:010108:113, площадью 1051 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Октябрьский, ул. Чапаева, д.32. К заявлению были приложены все необходимые документы. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не имелось.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц «Фонд строительства социального жилья РБ» является некоммерческой организацией, учредителем которой является государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства РБ».

Постановлением администрации городского округа город Октябрьский РБ №503 от 02.03.2012г. земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Октябрьский, ул. Чапаева д. 32, предоставлен некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья РБ» в собственность бесплатно.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано некоммерческой организацией «Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан» в установленном порядке.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» бесплатно указанной некоммерческой организации был предоставлен в  собственность земельные участки, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, общей площадью 1412кв.м для строительства многоквартирного жилого дома, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне:

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32.

         Материалами дела, а также пояснениями ответчика подтверждено, что указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

         Согласно информации Администрации Городского округа город Октябрьский решение о предоставлении  земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32, а также земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32 было принято в соответствии с  Порядком бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 29.07.2011г. №254. Участки были предоставлены  без проведения конкурсных процедур, а также без публикации информационного сообщения о наличии предлагаемого для передачи участка.

 Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32, а также земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32 является обязательным, данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельных участков Администрацией городского округа город Октябрьский РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация городского округа город Октябрьский РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации городского округа город Октябрьский РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию городского округа город Октябрьский РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации городского округа город Октябрьский РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8900 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-267/15-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8900 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358395391 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

от ответчика – <…>. по доверенности, рассмотрев дело №А-267/15-12 по признакам нарушения Администрацией городского округа город Октябрьский РБ (452600, г. Октябрьский, ул. Чапаева, 23) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» бесплатно указанной некоммерческой организации был предоставлен в  собственность земельные участки, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, общей площадью 1412кв.м для строительства многоквартирного жилого дома, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне:

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32;

         Как усматривается из документов, указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков Администрацией городского округа город Октябрьский  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией городского округа город Октябрьский земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации городского округа город Октябрьский РБ.

Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

В ответ на определение о назначении дела Администрация городского округа город Октябрьский представила следующие пояснения.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011г. №254 утвержден порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ.

В городском округе город Октябрьский РБ порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ (далее - Порядок), утвержден Решением Совета городского округа город Октябрьский РБ №455 от 06.10.2011г.

В соответствии с обозначенным Порядком, предоставлением указанным организациям земельных участков в собственность бесплатно, производится без торгов, публикация сообщения о наличии земельного участка подлежащего передаче в собственность не требуется.

Перечень необходимых документов, правила приема, рассмотрения заявок, принятия решений о предоставлении земельных участков, основания для отказа в предоставлении земельного участка устанавливаются Порядком.

17 февраля 2012 года в администрацию обратилась некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья РБ» с заявлением №110-127 от 15.02.2012г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №02:57:010108:113, площадью 1051 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Октябрьский, ул. Чапаева, д.32. К заявлению были приложены все необходимые документы. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не имелось.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц «Фонд строительства социального жилья РБ» является некоммерческой организацией, учредителем которой является государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства РБ».

Постановлением администрации городского округа город Октябрьский РБ №503 от 02.03.2012г. земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Октябрьский, ул. Чапаева д. 32, предоставлен некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья РБ» в собственность бесплатно.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано некоммерческой организацией «Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан» в установленном порядке.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» бесплатно указанной некоммерческой организации был предоставлен в  собственность земельные участки, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, общей площадью 1412кв.м для строительства многоквартирного жилого дома, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне:

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32.

         Материалами дела, а также пояснениями ответчика подтверждено, что указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

         Согласно информации Администрации Городского округа город Октябрьский решение о предоставлении  земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32, а также земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32 было принято в соответствии с  Порядком бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 29.07.2011г. №254. Участки были предоставлены  без проведения конкурсных процедур, а также без публикации информационного сообщения о наличии предлагаемого для передачи участка.

 Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32, а также земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32 является обязательным, данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельных участков Администрацией городского округа город Октябрьский РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация городского округа город Октябрьский РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации городского округа город Октябрьский РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию городского округа город Октябрьский РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации городского округа город Октябрьский РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее − Башкортостанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей:

от ответчика – <…>. по доверенности, рассмотрев дело №А-267/15-12 по признакам нарушения Администрацией городского округа город Октябрьский РБ (452600, г. Октябрьский, ул. Чапаева, 23) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В рамках проверки исполнения требований антимонопольного законодательства было выявлено следующее.     

         В соответствии с Постановлением главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» бесплатно указанной некоммерческой организации был предоставлен в  собственность земельные участки, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, общей площадью 1412кв.м для строительства многоквартирного жилого дома, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне:

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32;

         Как усматривается из документов, указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно действующему законодательству, а именно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков Администрацией городского округа город Октябрьский  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выделение администрацией городского округа город Октябрьский земельных участков не соответствуют порядку предоставления государственной преференции (глава 5 Закона о защите конкуренции) и нарушает пункт 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято решение о создании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации городского округа город Октябрьский РБ.

Определением о назначении дела от 16.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у ответчика были запрошены пояснения по делу, а также вся необходимая информация о процедуре предоставления участка.

В ответ на определение о назначении дела Администрация городского округа город Октябрьский представила следующие пояснения.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011г. №254 утвержден порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ.

В городском округе город Октябрьский РБ порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ (далее - Порядок), утвержден Решением Совета городского округа город Октябрьский РБ №455 от 06.10.2011г.

В соответствии с обозначенным Порядком, предоставлением указанным организациям земельных участков в собственность бесплатно, производится без торгов, публикация сообщения о наличии земельного участка подлежащего передаче в собственность не требуется.

Перечень необходимых документов, правила приема, рассмотрения заявок, принятия решений о предоставлении земельных участков, основания для отказа в предоставлении земельного участка устанавливаются Порядком.

17 февраля 2012 года в администрацию обратилась некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья РБ» с заявлением №110-127 от 15.02.2012г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №02:57:010108:113, площадью 1051 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Октябрьский, ул. Чапаева, д.32. К заявлению были приложены все необходимые документы. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не имелось.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц «Фонд строительства социального жилья РБ» является некоммерческой организацией, учредителем которой является государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства РБ».

Постановлением администрации городского округа город Октябрьский РБ №503 от 02.03.2012г. земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г. Октябрьский, ул. Чапаева д. 32, предоставлен некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья РБ» в собственность бесплатно.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано некоммерческой организацией «Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан» в установленном порядке.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к следующим выводам.

         Материалами дела установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» бесплатно указанной некоммерческой организации был предоставлен в  собственность земельные участки, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, общей площадью 1412кв.м для строительства многоквартирного жилого дома, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне:

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;

         - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32.

         Материалами дела, а также пояснениями ответчика подтверждено, что указанные земельные участки были выделены без конкурсных процедур.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

            В обоих случаях предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Исходя из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 2 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.

Из подпункта 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

         Согласно информации Администрации Городского округа город Октябрьский решение о предоставлении  земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32, а также земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32 было принято в соответствии с  Порядком бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 29.07.2011г. №254. Участки были предоставлены  без проведения конкурсных процедур, а также без публикации информационного сообщения о наличии предлагаемого для передачи участка.

 Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка.

         Исходя из изложенного, в силу ст.1, ст. 30 ЗК РФ, принимая во внимание необходимость соблюдения принципов земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, проведение торгов по предоставлению  земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359кв.м. по адресу: г.Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32, а также земельного участка с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053кв.м. по адресу: г.Октябрьский, ул. Чапаева, 32 является обязательным, данное условие нарушено.

Таким образом, Постановление главы администрации городского округа город Октябрьский  от 02 марта 2012г. №503 «Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома» принято в нарушение действующего законодательства в части предоставления НКО Фонд строительства социального жилья РБ без проведения торгов, тем самым может нарушить права других хозяйствующих субъектов на получение земельного участка на торгах.

Предоставление земельных участков Администрацией городского округа город Октябрьский РБ  НКО «Фонд строительства социального жилья» без проведения торгов создало организации преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц. Тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация городского округа город Октябрьский РБ своими действиями допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном предоставлении земельных участков НКО «Фонд строительства социального жилья РБ» без проведения торгов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия установила в действиях Администрации городского округа город Октябрьский РБ наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать Администрацию городского округа город Октябрьский РБ нарушившей требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.     Выдать предписание Администрации городского округа город Октябрьский РБ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-267/15-12 [format] => [safe_value] => № А-267/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 04:02:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 04:02:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358395391 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )