РЕШЕНИЕ по делу №А-06/10-12

Номер дела: №А-06/10-12
Дата публикации: 1 марта 2012, 18:44

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

от ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы":

<…> – юрисконсульт по доверенности <…>.

от Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан:

<…> – удостоверение <…>;

рассмотрев дело №А-06/10-12, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  из Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее – Госжилинспекция РБ) поступили материалы проверок по вопросу порядка определения размеры платы за электроэнергию управляющей организации ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ".

 Из представленных материалов проверки следует, что в ноябре, декабре 2011 года в Госжилинспекцию РБ поступили многочисленные коллективные обращения граждан, проживающих в 94-х домах города Уфы, оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета электроэнергии, по вопросу порядка определения размера платы за электроэнергию. Данные жилые дома находятся в управлении ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ» (66 домов).

По документам представленным управляющей организацией ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ», Госжилинспекцией РБ проведена выборочная проверка правильности начисления платежей за электроэнергию за сентябрь и октябрь 2011 года гражданам, проживающим в ряде многоквартирных жилых домов.

Проверками установлено, что начисление платы за электроэнергию должно производиться согласно пп.а) п.23 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исходя из ежемесячных показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Проверки показали, что по ряду жилых домов определение размера платы за электроэнергию произведено по индивидуальному расчету, что привело к необоснованным излишне предъявленным платежам за электроэнергию для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме. Так, по кв. №98, в доме №14, по ул. Шафиева оплата по показанию квартирного прибора учета составила в ноябре 2011г. 328,52 руб., а доначисление составило 522,55 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 20651 руб.); по кв. №8, в доме №106, по ул. Российская оплата по показанию квартирного прибора учета составила в ноябре 2011г. 622,66 руб., а доначисление составило 1238,25 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 17466 руб.); по кв.№25, в доме №21, по ул. Р.Зорге оплата по показанию индивидуального прибора учета составила в ноябре 2011 г. 458,40 руб., а доначисление составило 507,07 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 12874,17 руб.).

Анализ размера платы по лицевым счетам показал, что по ряду жилых домов коэффициент корректировки расхода электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета составил от 1,45 до 2,1.

По запросам граждан о порядке начисления платежей за электроэнергию управляющая компания в адрес жителей направляет только выписку из Правил №307, при   этом   не   дает   соответствующих   разъяснений   (не   предоставляет подробную письменную информацию о порядке начисления платежей за электроэнергию по многоквартирному жилому дому с приложением расчетов по каждой квартире, не предоставляет потребителям журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета), что противоречит требованиям п.49 Правил №307 и п. 10. ст. 161 Жилищного кодекса РФ и не дает возможность Председателю совета многоквартирного дома в полной мере реализовать свои полномочия в соответствии с требованиями ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ.

В настоящее время выездные инспекционные проверки завершены, по фактам выявленных нарушений действующих жилищных нормативов оформлены предписания с требованием устранения нарушений.

Согласно представленной информации от ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ" следует, что в связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы определен в соответствии с п.25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306. В соответствии с п.25 данных правил расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- на освещение мест общего пользования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека;

- на работу лифтового оборудования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

Согласно Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", по домам, где установлены электросчетчики на места общего пользования и работу лифтов, по итогам 1 полугодия 2011г. произведен перерасчет, согласно их фактическим показаниям. По указанным адресам перерасчет не производился, в связи с недобором. Доначисление не производилось на основании факсограммы Министерства регионального развития Российской Федерации №18/14 от 24.01.2011г.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 установлен порядок расчета стоимости коммунальных услуг, который управляющей организацией нарушен.

Как установлено  на заседании комиссии Башкортостанского УФАС России от 16.02.2012г. и материалами дела, представленные из Госжилинспекции РБ, ОАО «Управление жилищным хозяйством Октябрьского района городского округа г.Уфа» неправомерно взимало плату за потребленную электрическую энергию по индивидуальному расчету, что привело к необоснованным излишне предъявленным платежам за электроэнергию для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам:, г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежит утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Использование нормативов потребления коммунальных услуг, не утвержденных в установленном порядке Жилищным кодексом РФ, не допускается.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» в многоквартирных домах по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21, согласно заключенным договорам управления с собственниками помещений, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

Таким образом, управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В результате допущенных действий со стороны ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» в части неправомерного взимания платы за потребленную электрическую энергию по индивидуальному расчету, происходит ущемление прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на оплату электроэнергии  в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы".

2. Выдать ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с собственниками жилых помещений по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21, на оплату электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.

<…>

                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 8885 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №А-06/10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8885 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358340421 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

от ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы":

<…> – юрисконсульт по доверенности <…>.

от Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан:

<…> – удостоверение <…>;

рассмотрев дело №А-06/10-12, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  из Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее – Госжилинспекция РБ) поступили материалы проверок по вопросу порядка определения размеры платы за электроэнергию управляющей организации ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ".

 Из представленных материалов проверки следует, что в ноябре, декабре 2011 года в Госжилинспекцию РБ поступили многочисленные коллективные обращения граждан, проживающих в 94-х домах города Уфы, оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета электроэнергии, по вопросу порядка определения размера платы за электроэнергию. Данные жилые дома находятся в управлении ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ» (66 домов).

По документам представленным управляющей организацией ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ», Госжилинспекцией РБ проведена выборочная проверка правильности начисления платежей за электроэнергию за сентябрь и октябрь 2011 года гражданам, проживающим в ряде многоквартирных жилых домов.

Проверками установлено, что начисление платы за электроэнергию должно производиться согласно пп.а) п.23 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исходя из ежемесячных показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Проверки показали, что по ряду жилых домов определение размера платы за электроэнергию произведено по индивидуальному расчету, что привело к необоснованным излишне предъявленным платежам за электроэнергию для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме. Так, по кв. №98, в доме №14, по ул. Шафиева оплата по показанию квартирного прибора учета составила в ноябре 2011г. 328,52 руб., а доначисление составило 522,55 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 20651 руб.); по кв. №8, в доме №106, по ул. Российская оплата по показанию квартирного прибора учета составила в ноябре 2011г. 622,66 руб., а доначисление составило 1238,25 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 17466 руб.); по кв.№25, в доме №21, по ул. Р.Зорге оплата по показанию индивидуального прибора учета составила в ноябре 2011 г. 458,40 руб., а доначисление составило 507,07 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 12874,17 руб.).

Анализ размера платы по лицевым счетам показал, что по ряду жилых домов коэффициент корректировки расхода электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета составил от 1,45 до 2,1.

По запросам граждан о порядке начисления платежей за электроэнергию управляющая компания в адрес жителей направляет только выписку из Правил №307, при   этом   не   дает   соответствующих   разъяснений   (не   предоставляет подробную письменную информацию о порядке начисления платежей за электроэнергию по многоквартирному жилому дому с приложением расчетов по каждой квартире, не предоставляет потребителям журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета), что противоречит требованиям п.49 Правил №307 и п. 10. ст. 161 Жилищного кодекса РФ и не дает возможность Председателю совета многоквартирного дома в полной мере реализовать свои полномочия в соответствии с требованиями ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ.

В настоящее время выездные инспекционные проверки завершены, по фактам выявленных нарушений действующих жилищных нормативов оформлены предписания с требованием устранения нарушений.

Согласно представленной информации от ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ" следует, что в связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы определен в соответствии с п.25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306. В соответствии с п.25 данных правил расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- на освещение мест общего пользования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека;

- на работу лифтового оборудования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

Согласно Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", по домам, где установлены электросчетчики на места общего пользования и работу лифтов, по итогам 1 полугодия 2011г. произведен перерасчет, согласно их фактическим показаниям. По указанным адресам перерасчет не производился, в связи с недобором. Доначисление не производилось на основании факсограммы Министерства регионального развития Российской Федерации №18/14 от 24.01.2011г.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 установлен порядок расчета стоимости коммунальных услуг, который управляющей организацией нарушен.

Как установлено  на заседании комиссии Башкортостанского УФАС России от 16.02.2012г. и материалами дела, представленные из Госжилинспекции РБ, ОАО «Управление жилищным хозяйством Октябрьского района городского округа г.Уфа» неправомерно взимало плату за потребленную электрическую энергию по индивидуальному расчету, что привело к необоснованным излишне предъявленным платежам за электроэнергию для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам:, г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежит утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Использование нормативов потребления коммунальных услуг, не утвержденных в установленном порядке Жилищным кодексом РФ, не допускается.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» в многоквартирных домах по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21, согласно заключенным договорам управления с собственниками помещений, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

Таким образом, управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В результате допущенных действий со стороны ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» в части неправомерного взимания платы за потребленную электрическую энергию по индивидуальному расчету, происходит ущемление прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на оплату электроэнергии  в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы".

2. Выдать ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с собственниками жилых помещений по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21, на оплату электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.

<…>

                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

от ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы":

<…> – юрисконсульт по доверенности <…>.

от Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан:

<…> – удостоверение <…>;

рассмотрев дело №А-06/10-12, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  из Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее – Госжилинспекция РБ) поступили материалы проверок по вопросу порядка определения размеры платы за электроэнергию управляющей организации ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ".

 Из представленных материалов проверки следует, что в ноябре, декабре 2011 года в Госжилинспекцию РБ поступили многочисленные коллективные обращения граждан, проживающих в 94-х домах города Уфы, оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета электроэнергии, по вопросу порядка определения размера платы за электроэнергию. Данные жилые дома находятся в управлении ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ» (66 домов).

По документам представленным управляющей организацией ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ», Госжилинспекцией РБ проведена выборочная проверка правильности начисления платежей за электроэнергию за сентябрь и октябрь 2011 года гражданам, проживающим в ряде многоквартирных жилых домов.

Проверками установлено, что начисление платы за электроэнергию должно производиться согласно пп.а) п.23 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исходя из ежемесячных показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Проверки показали, что по ряду жилых домов определение размера платы за электроэнергию произведено по индивидуальному расчету, что привело к необоснованным излишне предъявленным платежам за электроэнергию для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме. Так, по кв. №98, в доме №14, по ул. Шафиева оплата по показанию квартирного прибора учета составила в ноябре 2011г. 328,52 руб., а доначисление составило 522,55 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 20651 руб.); по кв. №8, в доме №106, по ул. Российская оплата по показанию квартирного прибора учета составила в ноябре 2011г. 622,66 руб., а доначисление составило 1238,25 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 17466 руб.); по кв.№25, в доме №21, по ул. Р.Зорге оплата по показанию индивидуального прибора учета составила в ноябре 2011 г. 458,40 руб., а доначисление составило 507,07 руб. (излишне предъявленная плата за электроэнергию по всему дому составила 12874,17 руб.).

Анализ размера платы по лицевым счетам показал, что по ряду жилых домов коэффициент корректировки расхода электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета составил от 1,45 до 2,1.

По запросам граждан о порядке начисления платежей за электроэнергию управляющая компания в адрес жителей направляет только выписку из Правил №307, при   этом   не   дает   соответствующих   разъяснений   (не   предоставляет подробную письменную информацию о порядке начисления платежей за электроэнергию по многоквартирному жилому дому с приложением расчетов по каждой квартире, не предоставляет потребителям журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета), что противоречит требованиям п.49 Правил №307 и п. 10. ст. 161 Жилищного кодекса РФ и не дает возможность Председателю совета многоквартирного дома в полной мере реализовать свои полномочия в соответствии с требованиями ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ.

В настоящее время выездные инспекционные проверки завершены, по фактам выявленных нарушений действующих жилищных нормативов оформлены предписания с требованием устранения нарушений.

Согласно представленной информации от ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа РБ" следует, что в связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы определен в соответствии с п.25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306. В соответствии с п.25 данных правил расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- на освещение мест общего пользования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека;

- на работу лифтового оборудования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

Согласно Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", по домам, где установлены электросчетчики на места общего пользования и работу лифтов, по итогам 1 полугодия 2011г. произведен перерасчет, согласно их фактическим показаниям. По указанным адресам перерасчет не производился, в связи с недобором. Доначисление не производилось на основании факсограммы Министерства регионального развития Российской Федерации №18/14 от 24.01.2011г.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 установлен порядок расчета стоимости коммунальных услуг, который управляющей организацией нарушен.

Как установлено  на заседании комиссии Башкортостанского УФАС России от 16.02.2012г. и материалами дела, представленные из Госжилинспекции РБ, ОАО «Управление жилищным хозяйством Октябрьского района городского округа г.Уфа» неправомерно взимало плату за потребленную электрическую энергию по индивидуальному расчету, что привело к необоснованным излишне предъявленным платежам за электроэнергию для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам:, г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежит утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Использование нормативов потребления коммунальных услуг, не утвержденных в установленном порядке Жилищным кодексом РФ, не допускается.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» в многоквартирных домах по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21, согласно заключенным договорам управления с собственниками помещений, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

Таким образом, управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение.

Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В результате допущенных действий со стороны ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» в части неправомерного взимания платы за потребленную электрическую энергию по индивидуальному расчету, происходит ущемление прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на оплату электроэнергии  в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы".

2. Выдать ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфы" (450098, РБ, г. Уфа, ул. Российская, 157/1) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с собственниками жилых помещений по адресам: г.Уфа, ул. Шафиева, д.14; г.Уфа, ул. Российская, д.106; г.Уфа, ул.Р.Зорге, 21, на оплату электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.

<…>

                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-06/10-12 [format] => [safe_value] => №А-06/10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-01 12:44:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-01 12:44:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358340421 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )