РЕШЕНИЕ по делу № А-274 /10-12

Номер дела: № А-274 /10-12
Дата публикации: 27 сентября 2012, 18:31

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

 в присутствии: от ООО «Нефтепродуктресурс» – <…>; от ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» – <…>; от ответчика ООО «Булгарнефтепродукт» представители не явились. Извещены надлежащим образом, в протоколе заседания Комиссии Башкортостанского УФАС России от 07 сентября 2012 года имеется подпись директора ООО «Булгарнефтепродукт» <…>.

 

Рассмотрев на заседании  Комиссии дело № А-274/10-12, возбужденное по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Нефтепродуктресурс» (450076, РБ, г.Уфа, ул.Аксакова, д.59) и заявление ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"(далее ООО "ЭСКБ") с жалобой  на действия ООО «Булгарнефтепродукт» (452920, РБ, г.Агидель, ул.Первых Строителей, д.3Б) по вопросу прекращения подачи электроэнергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс».

По информации ООО «Нефтепродуктресурс» следует, что между ООО «Нефтепродуктресурс» и ООО «Булгарнефтепродукт» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г., в соответствии с которым ООО «Булгарнефтепродукт» приняло на себя обязательство оказать услуги по передаче электроэнергии через линии электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС, обеспечить возможность бесперебойной подачи электроэнергии электрическим сетям автозаправочной станции, принадлежащей «Нефтепродуктресурс», расположенной по адресу: г.Агидель, ул. Первых строителей, 26 (АЗС № 4).

Линии ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС принадлежат ООО «Булгарнефтепродукт». Через указанные линии электроэнергию, наряду с ООО «Нефтепродуктресурс», получают также операторы связи МТС и Мегафон. При этом потери в линии по показаниям фидерного счетчика распределяются между указанными тремя абонентами.

13.07.2012 г. вышло из строя оборудование ВЛ-6 КВ фидера 41, анкерная опора к ТП АЗС № 4. В результате с 13.07.2012 г. на АЗС № 4 прекращена розничная торговля нефтепродуктами. Предприятие ООО «Нефтепродуктресурс» при этом несет убытки.

ООО «Булгарнефтепродукт» никаких ремонтных работ не производит. Со стороны ООО «Нефтепродуктресурс» было предложено за свой счет провести ремонт оборудования, на что в устном порядке получен отказ в допуске к линиям электропередач.

ООО «Нефтепродуктресурс» не имеет иной возможности получать электроэнергию, как только через линии электропередач ООО «Булгарнефтепродукт». Поиск иных источников транзита электроэнергии требует значительного количества времени и финансовых затрат.

По информации ООО "ЭСКБ" следует, что между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и ООО «Булгарнефтепродукт» был заключен договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011 г. на электроснабжение производственной базы, находящейся по адресу: г.Агидель, ул.Берлин-14 от ПС «Агидель» Ф-9941. По данному договору (схеме электроснабжения) ООО «Булгарнефтепродукт» являлся потребителем-транзитером в отношении трех потребителей: ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

Договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г. расторгнут с 01.04.2012г. по заявлению ООО «Булгарнефтепродукт», при этом данный потребитель продолжает оставаться собственником КЛ-10кВ от границ балансовой принадлежности с Производственным отделением «Нефтекамские электрические сети» (далее – ПО «НЭС»)   Ф-9941, ПС «Агидель». Также через КЛ-10кВ осуществляется передача электроэнергии ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

В результате срабатывания АПВ (автоматического повторного включения) в 14:42 13.07.2012г. отключился Ф-9941, ПС «Агидель» 110/35/6кВ (по данным ООО «Булгарнефтепродукт» (письмо за исх. № 49 от 20.07.2012г.) и филиала ОАО «МТС» в РБ (телефонограмма от 16.07.2012г.) линии электропередач собственника находятся в неисправном состоянии).

В ООО «ЭСКБ» обратились ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» с жалобой о прекращении подачи электроэнергии. ООО «ЭСКБ» направило запрос в ПО «НЭС», а также письмо в ООО «Булгарнефтепродукт» с предложением принять меры по восстановлению подачи электроэнергии в кратчайшие сроки с целью недопущения возникновения конфликтов между гарантирующим поставщиком и потребителем.

ПО «НЭС» предоставил письменный ответ о том, что ООО «Булгарнефтепродукт» подал заявку о выводе в ремонт КЛ-10кВ в срок до 23.07.2012г. ООО «Булгарнефтепродукт» обращение ООО «ЭСКБ» оставил без ответа.

ООО «ЭСКБ» направило повторное письмо в ООО «Булгарнефтепродукт» о неправомерности действий по препятствованию передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к КЛ-10кВ в надлежащем порядке.

ООО «Булгарнефтепродукт», ссылаясь на отсутствие необходимости в работоспособности Ф-9941, к ремонтным работам не приступает и предупреждает о возможном демонтаже линии. По состоянию на 25.07.2012г. ремонтные работы на данной линии не производятся. Подача электроэнергии потребителям, опосредованно присоединенным к сетям ПО «НЭС» через сети ООО «Булгарнефтепродукт» не возобновлена.

В ответ на определение № 5/9609 от 21.08.2012г ООО "Булгарнефтепродукт" сообщило, что предприятие, являясь собственником КЛ-10кВ фидер 9941 ПС «Агидель», до 01.04.2012г. осуществляло вопросы своей деятельности на основании договора №400600042 от 01.01.2011г. с сетевой организацией и пропускало электрическую энергию субабонентам ОАО «Интеграл», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон». ООО "Булгарнефтепродукт" как точка поставки электрической энергии, оплачивало за всех потребителей.

13.07.2012 года в результате стихийного явления фидер 9941 ПС «Агидель» вышел из строя и без соответствующего ремонта эксплуатировать его невозможно. Поскольку ООО "Булгарнефтепродукт" в работоспособности  фидера 9941 ПС «Агидель» не нуждается, а с сетевой организацией договор расторгнут, ремонтировать поврежденный объект нет необходимости. По заключению электрика ООО "Булгарнефтепродукт" произошел пробой анкерного изолятора, что привело к обрыву провода воздушной линии на анкерной опоре №20 и аварийному отключению.

2. Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Поставка электрической энергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс», расположенные по адресу: РБ, г. Агидель, ул.Первых Строителей, 2б (АЗС №4), осуществляется согласно договору электроснабжения №1027 от 01.04.2010 года, заключенному между ООО «ЭСКБ» и ООО «Нефтепродуктресурс».

Также между ООО «Нефтепродуктресурс» и ООО «Булгарнефтепродукт» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г., в соответствии с которым ООО «Булгарнефтепродукт» оказывает услуги по передаче электроэнергии через линии электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС, принадлежащие ООО «Булгарнефтепродукт».

Согласно предмету вышеназванного договора следует, что Исполнитель (ООО «Булгарнефтепродукт») разрешает поставщику энергии подачу электроэнергии Заказчику (ООО «Нефтепродуктресурс»)  через линию электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС. Заказчик обязуется принять и оплатить услуги по передачи электрической энергии, а также потери в линии по показаниям фидерного счетчика, распределенные между абонентами по удельному весу показаний счетчиков абонентов.

Между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и ООО «Булгарнефтепродукт» был заключен договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011 г. на электроснабжение производственной базы, находящейся по адресу: г.Агидель, ул.Берлин-14 от ПС «Агидель» Ф-9941. По данному договору (схеме электроснабжения) ООО «Булгарнефтепродукт» являлся потребителем-транзитером в отношении трех потребителей: ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

Договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г. расторгнут с 01.04.2012г. по заявлению ООО «Булгарнефтепродукт». При этом данный потребитель продолжает оставаться собственником КЛ-10кВ от границ балансовой принадлежности с Производственным отделением «Нефтекамские электрические сети»  Ф-9941, ПС «Агидель».

 Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон к договору электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г., владельцем сетей, оказывающим услуги по передачи электрической энергии (Посредник) является ООО «Булгарнефтепродукт», на балансе которого находится ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС.

В данном случае  ООО «Булгарнефтепродукт» не является гарантирующим поставщиком, энергосбытовой или сетевой организацией. Виды деятельности, связанные с продажей или передачей электрической энергии, не являются основными видами его деятельности. Фактически ООО "Новое время" признается иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

ООО «Булгарнефтепродукт» являясь единственным владельцем объектов электросетевого хозяйства, обеспечивает подачу электрической энергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС» и ОАО «Мегафон».

Факт отключения на объекты ООО «Нефтепродуктресурс» сторонами не оспаривается, отключение вызвано в связи  с выходом из строя ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС. Материалами дела подтверждается, что ООО «Булгарнефтепродукт» подал заявку о выводе в ремонт КЛ-10кВ в срок до 23.07.2012г. Также на рассмотрении комиссии Башкортостанского УФАС представлено от ООО «Нефтепродуктресурс» письмо (от 13.09.2012г.) о том, что в связи с наличием возможности подключения к линиям электропередач через гаражный кооператив «Спутник», ООО «Нефтепродуктресурс» отказывается от просьбы обязать устранить нарушение со стороны ООО «Булгарнефтепродукт», обеспечив доступ к линиям электропередач в целях их ремонта.

Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что в части отключения электрической энергии со стороны  ООО «Булгарнефтепродукт» имеет место отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства.   

Однако Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что ООО «Булгарнефтепродукт» в нарушение действующего законодательства по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г. неправомерно взимало плату за передачу электрической энергии а также оплату за потери в линии у потребителя ООО «Нефтепродуктресурс».

В п. 4.1 договора № 89 от 29.03.2011 г. указано, что стоимость услуг по передаче электроэнергии и содержание линии электропередач, а также потери составляет 2000 (две тысячи) рублей 00 коп. в месяц. Также в материалах дела имеются письмо (исх №101 от 11.11.2010г.) ООО «Булгарнефтепродукт», адресованное ООО «Нефтепродуктресурс» о требовании компенсации за услуги по пользованию линией электропередачи и за потери электроэнергии.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, а также ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. №35-ФЗ, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии  по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.

Из вышеуказанного следует, что действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) являются нарушением норм действующего законодательства.

Таким образом, требование денежных средств на содержание объектов электросетевого хозяйства в отсутствие утвержденного тарифа без установленных законодательством оснований, является неправомерным.

3. Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует,  что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

ООО «Булгарнефтепродукт»  действует в условиях естественной монополии, поэтому является субъектом естественной монополии по оказанию услуг при передаче электрической энергии.

Также в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Булгарнефтепродукт» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого Заявители могут получить электрическую энергию на свои объекты. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО «Булгарнефтепродукт» имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В действиях ООО «Булгарнефтепродукт»  установлены признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

        С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что основания для прекращении дела в отношении ООО «Булгарнефтепродукт»  отсутствуют.

В связи с наличием возможности подключения объектов ООО «Нефтепродуктресурс» к линиям электропередач гаражного кооператива «Спутник», Комиссия Башкортостанского УФАС России решило предписание ООО «Булгарнефтепродукт» не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Р Е Ш И Л А:

  Признать ООО «Булгарнефтепродукт» нарушившим п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, выразившихся в требовании компенсации расходов на транспортировку электрической энергии, на содержание объектов электросетевого хозяйства и потери через принадлежащие ООО «Булгарнефтепродукт» объекты электросетевого хозяйства в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8879 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-274 /10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8879 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358339599 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

 в присутствии: от ООО «Нефтепродуктресурс» – <…>; от ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» – <…>; от ответчика ООО «Булгарнефтепродукт» представители не явились. Извещены надлежащим образом, в протоколе заседания Комиссии Башкортостанского УФАС России от 07 сентября 2012 года имеется подпись директора ООО «Булгарнефтепродукт» <…>.

 

Рассмотрев на заседании  Комиссии дело № А-274/10-12, возбужденное по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Нефтепродуктресурс» (450076, РБ, г.Уфа, ул.Аксакова, д.59) и заявление ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"(далее ООО "ЭСКБ") с жалобой  на действия ООО «Булгарнефтепродукт» (452920, РБ, г.Агидель, ул.Первых Строителей, д.3Б) по вопросу прекращения подачи электроэнергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс».

По информации ООО «Нефтепродуктресурс» следует, что между ООО «Нефтепродуктресурс» и ООО «Булгарнефтепродукт» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г., в соответствии с которым ООО «Булгарнефтепродукт» приняло на себя обязательство оказать услуги по передаче электроэнергии через линии электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС, обеспечить возможность бесперебойной подачи электроэнергии электрическим сетям автозаправочной станции, принадлежащей «Нефтепродуктресурс», расположенной по адресу: г.Агидель, ул. Первых строителей, 26 (АЗС № 4).

Линии ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС принадлежат ООО «Булгарнефтепродукт». Через указанные линии электроэнергию, наряду с ООО «Нефтепродуктресурс», получают также операторы связи МТС и Мегафон. При этом потери в линии по показаниям фидерного счетчика распределяются между указанными тремя абонентами.

13.07.2012 г. вышло из строя оборудование ВЛ-6 КВ фидера 41, анкерная опора к ТП АЗС № 4. В результате с 13.07.2012 г. на АЗС № 4 прекращена розничная торговля нефтепродуктами. Предприятие ООО «Нефтепродуктресурс» при этом несет убытки.

ООО «Булгарнефтепродукт» никаких ремонтных работ не производит. Со стороны ООО «Нефтепродуктресурс» было предложено за свой счет провести ремонт оборудования, на что в устном порядке получен отказ в допуске к линиям электропередач.

ООО «Нефтепродуктресурс» не имеет иной возможности получать электроэнергию, как только через линии электропередач ООО «Булгарнефтепродукт». Поиск иных источников транзита электроэнергии требует значительного количества времени и финансовых затрат.

По информации ООО "ЭСКБ" следует, что между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и ООО «Булгарнефтепродукт» был заключен договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011 г. на электроснабжение производственной базы, находящейся по адресу: г.Агидель, ул.Берлин-14 от ПС «Агидель» Ф-9941. По данному договору (схеме электроснабжения) ООО «Булгарнефтепродукт» являлся потребителем-транзитером в отношении трех потребителей: ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

Договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г. расторгнут с 01.04.2012г. по заявлению ООО «Булгарнефтепродукт», при этом данный потребитель продолжает оставаться собственником КЛ-10кВ от границ балансовой принадлежности с Производственным отделением «Нефтекамские электрические сети» (далее – ПО «НЭС»)   Ф-9941, ПС «Агидель». Также через КЛ-10кВ осуществляется передача электроэнергии ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

В результате срабатывания АПВ (автоматического повторного включения) в 14:42 13.07.2012г. отключился Ф-9941, ПС «Агидель» 110/35/6кВ (по данным ООО «Булгарнефтепродукт» (письмо за исх. № 49 от 20.07.2012г.) и филиала ОАО «МТС» в РБ (телефонограмма от 16.07.2012г.) линии электропередач собственника находятся в неисправном состоянии).

В ООО «ЭСКБ» обратились ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» с жалобой о прекращении подачи электроэнергии. ООО «ЭСКБ» направило запрос в ПО «НЭС», а также письмо в ООО «Булгарнефтепродукт» с предложением принять меры по восстановлению подачи электроэнергии в кратчайшие сроки с целью недопущения возникновения конфликтов между гарантирующим поставщиком и потребителем.

ПО «НЭС» предоставил письменный ответ о том, что ООО «Булгарнефтепродукт» подал заявку о выводе в ремонт КЛ-10кВ в срок до 23.07.2012г. ООО «Булгарнефтепродукт» обращение ООО «ЭСКБ» оставил без ответа.

ООО «ЭСКБ» направило повторное письмо в ООО «Булгарнефтепродукт» о неправомерности действий по препятствованию передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к КЛ-10кВ в надлежащем порядке.

ООО «Булгарнефтепродукт», ссылаясь на отсутствие необходимости в работоспособности Ф-9941, к ремонтным работам не приступает и предупреждает о возможном демонтаже линии. По состоянию на 25.07.2012г. ремонтные работы на данной линии не производятся. Подача электроэнергии потребителям, опосредованно присоединенным к сетям ПО «НЭС» через сети ООО «Булгарнефтепродукт» не возобновлена.

В ответ на определение № 5/9609 от 21.08.2012г ООО "Булгарнефтепродукт" сообщило, что предприятие, являясь собственником КЛ-10кВ фидер 9941 ПС «Агидель», до 01.04.2012г. осуществляло вопросы своей деятельности на основании договора №400600042 от 01.01.2011г. с сетевой организацией и пропускало электрическую энергию субабонентам ОАО «Интеграл», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон». ООО "Булгарнефтепродукт" как точка поставки электрической энергии, оплачивало за всех потребителей.

13.07.2012 года в результате стихийного явления фидер 9941 ПС «Агидель» вышел из строя и без соответствующего ремонта эксплуатировать его невозможно. Поскольку ООО "Булгарнефтепродукт" в работоспособности  фидера 9941 ПС «Агидель» не нуждается, а с сетевой организацией договор расторгнут, ремонтировать поврежденный объект нет необходимости. По заключению электрика ООО "Булгарнефтепродукт" произошел пробой анкерного изолятора, что привело к обрыву провода воздушной линии на анкерной опоре №20 и аварийному отключению.

2. Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Поставка электрической энергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс», расположенные по адресу: РБ, г. Агидель, ул.Первых Строителей, 2б (АЗС №4), осуществляется согласно договору электроснабжения №1027 от 01.04.2010 года, заключенному между ООО «ЭСКБ» и ООО «Нефтепродуктресурс».

Также между ООО «Нефтепродуктресурс» и ООО «Булгарнефтепродукт» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г., в соответствии с которым ООО «Булгарнефтепродукт» оказывает услуги по передаче электроэнергии через линии электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС, принадлежащие ООО «Булгарнефтепродукт».

Согласно предмету вышеназванного договора следует, что Исполнитель (ООО «Булгарнефтепродукт») разрешает поставщику энергии подачу электроэнергии Заказчику (ООО «Нефтепродуктресурс»)  через линию электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС. Заказчик обязуется принять и оплатить услуги по передачи электрической энергии, а также потери в линии по показаниям фидерного счетчика, распределенные между абонентами по удельному весу показаний счетчиков абонентов.

Между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и ООО «Булгарнефтепродукт» был заключен договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011 г. на электроснабжение производственной базы, находящейся по адресу: г.Агидель, ул.Берлин-14 от ПС «Агидель» Ф-9941. По данному договору (схеме электроснабжения) ООО «Булгарнефтепродукт» являлся потребителем-транзитером в отношении трех потребителей: ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

Договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г. расторгнут с 01.04.2012г. по заявлению ООО «Булгарнефтепродукт». При этом данный потребитель продолжает оставаться собственником КЛ-10кВ от границ балансовой принадлежности с Производственным отделением «Нефтекамские электрические сети»  Ф-9941, ПС «Агидель».

 Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон к договору электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г., владельцем сетей, оказывающим услуги по передачи электрической энергии (Посредник) является ООО «Булгарнефтепродукт», на балансе которого находится ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС.

В данном случае  ООО «Булгарнефтепродукт» не является гарантирующим поставщиком, энергосбытовой или сетевой организацией. Виды деятельности, связанные с продажей или передачей электрической энергии, не являются основными видами его деятельности. Фактически ООО "Новое время" признается иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

ООО «Булгарнефтепродукт» являясь единственным владельцем объектов электросетевого хозяйства, обеспечивает подачу электрической энергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС» и ОАО «Мегафон».

Факт отключения на объекты ООО «Нефтепродуктресурс» сторонами не оспаривается, отключение вызвано в связи  с выходом из строя ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС. Материалами дела подтверждается, что ООО «Булгарнефтепродукт» подал заявку о выводе в ремонт КЛ-10кВ в срок до 23.07.2012г. Также на рассмотрении комиссии Башкортостанского УФАС представлено от ООО «Нефтепродуктресурс» письмо (от 13.09.2012г.) о том, что в связи с наличием возможности подключения к линиям электропередач через гаражный кооператив «Спутник», ООО «Нефтепродуктресурс» отказывается от просьбы обязать устранить нарушение со стороны ООО «Булгарнефтепродукт», обеспечив доступ к линиям электропередач в целях их ремонта.

Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что в части отключения электрической энергии со стороны  ООО «Булгарнефтепродукт» имеет место отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства.   

Однако Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что ООО «Булгарнефтепродукт» в нарушение действующего законодательства по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г. неправомерно взимало плату за передачу электрической энергии а также оплату за потери в линии у потребителя ООО «Нефтепродуктресурс».

В п. 4.1 договора № 89 от 29.03.2011 г. указано, что стоимость услуг по передаче электроэнергии и содержание линии электропередач, а также потери составляет 2000 (две тысячи) рублей 00 коп. в месяц. Также в материалах дела имеются письмо (исх №101 от 11.11.2010г.) ООО «Булгарнефтепродукт», адресованное ООО «Нефтепродуктресурс» о требовании компенсации за услуги по пользованию линией электропередачи и за потери электроэнергии.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, а также ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. №35-ФЗ, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии  по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.

Из вышеуказанного следует, что действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) являются нарушением норм действующего законодательства.

Таким образом, требование денежных средств на содержание объектов электросетевого хозяйства в отсутствие утвержденного тарифа без установленных законодательством оснований, является неправомерным.

3. Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует,  что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

ООО «Булгарнефтепродукт»  действует в условиях естественной монополии, поэтому является субъектом естественной монополии по оказанию услуг при передаче электрической энергии.

Также в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Булгарнефтепродукт» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого Заявители могут получить электрическую энергию на свои объекты. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО «Булгарнефтепродукт» имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В действиях ООО «Булгарнефтепродукт»  установлены признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

        С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что основания для прекращении дела в отношении ООО «Булгарнефтепродукт»  отсутствуют.

В связи с наличием возможности подключения объектов ООО «Нефтепродуктресурс» к линиям электропередач гаражного кооператива «Спутник», Комиссия Башкортостанского УФАС России решило предписание ООО «Булгарнефтепродукт» не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Р Е Ш И Л А:

  Признать ООО «Булгарнефтепродукт» нарушившим п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, выразившихся в требовании компенсации расходов на транспортировку электрической энергии, на содержание объектов электросетевого хозяйства и потери через принадлежащие ООО «Булгарнефтепродукт» объекты электросетевого хозяйства в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

 в присутствии: от ООО «Нефтепродуктресурс» – <…>; от ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» – <…>; от ответчика ООО «Булгарнефтепродукт» представители не явились. Извещены надлежащим образом, в протоколе заседания Комиссии Башкортостанского УФАС России от 07 сентября 2012 года имеется подпись директора ООО «Булгарнефтепродукт» <…>.

 

Рассмотрев на заседании  Комиссии дело № А-274/10-12, возбужденное по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление ООО «Нефтепродуктресурс» (450076, РБ, г.Уфа, ул.Аксакова, д.59) и заявление ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"(далее ООО "ЭСКБ") с жалобой  на действия ООО «Булгарнефтепродукт» (452920, РБ, г.Агидель, ул.Первых Строителей, д.3Б) по вопросу прекращения подачи электроэнергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс».

По информации ООО «Нефтепродуктресурс» следует, что между ООО «Нефтепродуктресурс» и ООО «Булгарнефтепродукт» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г., в соответствии с которым ООО «Булгарнефтепродукт» приняло на себя обязательство оказать услуги по передаче электроэнергии через линии электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС, обеспечить возможность бесперебойной подачи электроэнергии электрическим сетям автозаправочной станции, принадлежащей «Нефтепродуктресурс», расположенной по адресу: г.Агидель, ул. Первых строителей, 26 (АЗС № 4).

Линии ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС принадлежат ООО «Булгарнефтепродукт». Через указанные линии электроэнергию, наряду с ООО «Нефтепродуктресурс», получают также операторы связи МТС и Мегафон. При этом потери в линии по показаниям фидерного счетчика распределяются между указанными тремя абонентами.

13.07.2012 г. вышло из строя оборудование ВЛ-6 КВ фидера 41, анкерная опора к ТП АЗС № 4. В результате с 13.07.2012 г. на АЗС № 4 прекращена розничная торговля нефтепродуктами. Предприятие ООО «Нефтепродуктресурс» при этом несет убытки.

ООО «Булгарнефтепродукт» никаких ремонтных работ не производит. Со стороны ООО «Нефтепродуктресурс» было предложено за свой счет провести ремонт оборудования, на что в устном порядке получен отказ в допуске к линиям электропередач.

ООО «Нефтепродуктресурс» не имеет иной возможности получать электроэнергию, как только через линии электропередач ООО «Булгарнефтепродукт». Поиск иных источников транзита электроэнергии требует значительного количества времени и финансовых затрат.

По информации ООО "ЭСКБ" следует, что между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и ООО «Булгарнефтепродукт» был заключен договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011 г. на электроснабжение производственной базы, находящейся по адресу: г.Агидель, ул.Берлин-14 от ПС «Агидель» Ф-9941. По данному договору (схеме электроснабжения) ООО «Булгарнефтепродукт» являлся потребителем-транзитером в отношении трех потребителей: ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

Договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г. расторгнут с 01.04.2012г. по заявлению ООО «Булгарнефтепродукт», при этом данный потребитель продолжает оставаться собственником КЛ-10кВ от границ балансовой принадлежности с Производственным отделением «Нефтекамские электрические сети» (далее – ПО «НЭС»)   Ф-9941, ПС «Агидель». Также через КЛ-10кВ осуществляется передача электроэнергии ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

В результате срабатывания АПВ (автоматического повторного включения) в 14:42 13.07.2012г. отключился Ф-9941, ПС «Агидель» 110/35/6кВ (по данным ООО «Булгарнефтепродукт» (письмо за исх. № 49 от 20.07.2012г.) и филиала ОАО «МТС» в РБ (телефонограмма от 16.07.2012г.) линии электропередач собственника находятся в неисправном состоянии).

В ООО «ЭСКБ» обратились ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» с жалобой о прекращении подачи электроэнергии. ООО «ЭСКБ» направило запрос в ПО «НЭС», а также письмо в ООО «Булгарнефтепродукт» с предложением принять меры по восстановлению подачи электроэнергии в кратчайшие сроки с целью недопущения возникновения конфликтов между гарантирующим поставщиком и потребителем.

ПО «НЭС» предоставил письменный ответ о том, что ООО «Булгарнефтепродукт» подал заявку о выводе в ремонт КЛ-10кВ в срок до 23.07.2012г. ООО «Булгарнефтепродукт» обращение ООО «ЭСКБ» оставил без ответа.

ООО «ЭСКБ» направило повторное письмо в ООО «Булгарнефтепродукт» о неправомерности действий по препятствованию передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к КЛ-10кВ в надлежащем порядке.

ООО «Булгарнефтепродукт», ссылаясь на отсутствие необходимости в работоспособности Ф-9941, к ремонтным работам не приступает и предупреждает о возможном демонтаже линии. По состоянию на 25.07.2012г. ремонтные работы на данной линии не производятся. Подача электроэнергии потребителям, опосредованно присоединенным к сетям ПО «НЭС» через сети ООО «Булгарнефтепродукт» не возобновлена.

В ответ на определение № 5/9609 от 21.08.2012г ООО "Булгарнефтепродукт" сообщило, что предприятие, являясь собственником КЛ-10кВ фидер 9941 ПС «Агидель», до 01.04.2012г. осуществляло вопросы своей деятельности на основании договора №400600042 от 01.01.2011г. с сетевой организацией и пропускало электрическую энергию субабонентам ОАО «Интеграл», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон». ООО "Булгарнефтепродукт" как точка поставки электрической энергии, оплачивало за всех потребителей.

13.07.2012 года в результате стихийного явления фидер 9941 ПС «Агидель» вышел из строя и без соответствующего ремонта эксплуатировать его невозможно. Поскольку ООО "Булгарнефтепродукт" в работоспособности  фидера 9941 ПС «Агидель» не нуждается, а с сетевой организацией договор расторгнут, ремонтировать поврежденный объект нет необходимости. По заключению электрика ООО "Булгарнефтепродукт" произошел пробой анкерного изолятора, что привело к обрыву провода воздушной линии на анкерной опоре №20 и аварийному отключению.

2. Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Поставка электрической энергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс», расположенные по адресу: РБ, г. Агидель, ул.Первых Строителей, 2б (АЗС №4), осуществляется согласно договору электроснабжения №1027 от 01.04.2010 года, заключенному между ООО «ЭСКБ» и ООО «Нефтепродуктресурс».

Также между ООО «Нефтепродуктресурс» и ООО «Булгарнефтепродукт» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г., в соответствии с которым ООО «Булгарнефтепродукт» оказывает услуги по передаче электроэнергии через линии электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС, принадлежащие ООО «Булгарнефтепродукт».

Согласно предмету вышеназванного договора следует, что Исполнитель (ООО «Булгарнефтепродукт») разрешает поставщику энергии подачу электроэнергии Заказчику (ООО «Нефтепродуктресурс»)  через линию электропередач ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС. Заказчик обязуется принять и оплатить услуги по передачи электрической энергии, а также потери в линии по показаниям фидерного счетчика, распределенные между абонентами по удельному весу показаний счетчиков абонентов.

Между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и ООО «Булгарнефтепродукт» был заключен договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011 г. на электроснабжение производственной базы, находящейся по адресу: г.Агидель, ул.Берлин-14 от ПС «Агидель» Ф-9941. По данному договору (схеме электроснабжения) ООО «Булгарнефтепродукт» являлся потребителем-транзитером в отношении трех потребителей: ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон».

Договор электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г. расторгнут с 01.04.2012г. по заявлению ООО «Булгарнефтепродукт». При этом данный потребитель продолжает оставаться собственником КЛ-10кВ от границ балансовой принадлежности с Производственным отделением «Нефтекамские электрические сети»  Ф-9941, ПС «Агидель».

 Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон к договору электроснабжения № 400600042 от 01.01.2011г., владельцем сетей, оказывающим услуги по передачи электрической энергии (Посредник) является ООО «Булгарнефтепродукт», на балансе которого находится ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС.

В данном случае  ООО «Булгарнефтепродукт» не является гарантирующим поставщиком, энергосбытовой или сетевой организацией. Виды деятельности, связанные с продажей или передачей электрической энергии, не являются основными видами его деятельности. Фактически ООО "Новое время" признается иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

ООО «Булгарнефтепродукт» являясь единственным владельцем объектов электросетевого хозяйства, обеспечивает подачу электрической энергии на объекты ООО «Нефтепродуктресурс», ОАО «МТС» и ОАО «Мегафон».

Факт отключения на объекты ООО «Нефтепродуктресурс» сторонами не оспаривается, отключение вызвано в связи  с выходом из строя ВЛ-10 кВ и Ф-41 ПС. Материалами дела подтверждается, что ООО «Булгарнефтепродукт» подал заявку о выводе в ремонт КЛ-10кВ в срок до 23.07.2012г. Также на рассмотрении комиссии Башкортостанского УФАС представлено от ООО «Нефтепродуктресурс» письмо (от 13.09.2012г.) о том, что в связи с наличием возможности подключения к линиям электропередач через гаражный кооператив «Спутник», ООО «Нефтепродуктресурс» отказывается от просьбы обязать устранить нарушение со стороны ООО «Булгарнефтепродукт», обеспечив доступ к линиям электропередач в целях их ремонта.

Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что в части отключения электрической энергии со стороны  ООО «Булгарнефтепродукт» имеет место отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства.   

Однако Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что ООО «Булгарнефтепродукт» в нарушение действующего законодательства по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 89 от 29.03.2011 г. неправомерно взимало плату за передачу электрической энергии а также оплату за потери в линии у потребителя ООО «Нефтепродуктресурс».

В п. 4.1 договора № 89 от 29.03.2011 г. указано, что стоимость услуг по передаче электроэнергии и содержание линии электропередач, а также потери составляет 2000 (две тысячи) рублей 00 коп. в месяц. Также в материалах дела имеются письмо (исх №101 от 11.11.2010г.) ООО «Булгарнефтепродукт», адресованное ООО «Нефтепродуктресурс» о требовании компенсации за услуги по пользованию линией электропередачи и за потери электроэнергии.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, а также ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. №35-ФЗ, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии  по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.

Из вышеуказанного следует, что действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) являются нарушением норм действующего законодательства.

Таким образом, требование денежных средств на содержание объектов электросетевого хозяйства в отсутствие утвержденного тарифа без установленных законодательством оснований, является неправомерным.

3. Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует,  что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

ООО «Булгарнефтепродукт»  действует в условиях естественной монополии, поэтому является субъектом естественной монополии по оказанию услуг при передаче электрической энергии.

Также в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Булгарнефтепродукт» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого Заявители могут получить электрическую энергию на свои объекты. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО «Булгарнефтепродукт» имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В действиях ООО «Булгарнефтепродукт»  установлены признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

        С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что основания для прекращении дела в отношении ООО «Булгарнефтепродукт»  отсутствуют.

В связи с наличием возможности подключения объектов ООО «Нефтепродуктресурс» к линиям электропередач гаражного кооператива «Спутник», Комиссия Башкортостанского УФАС России решило предписание ООО «Булгарнефтепродукт» не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Р Е Ш И Л А:

  Признать ООО «Булгарнефтепродукт» нарушившим п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, выразившихся в требовании компенсации расходов на транспортировку электрической энергии, на содержание объектов электросетевого хозяйства и потери через принадлежащие ООО «Булгарнефтепродукт» объекты электросетевого хозяйства в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-274 /10-12 [format] => [safe_value] => № А-274 /10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-27 12:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-27 12:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358339599 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )