РЕШЕНИЕ по делу № А-127/10-12

Номер дела: № А-127/10-12
Дата публикации: 9 августа 2012, 18:19

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей: ООО «БашРЭС» - <…>, представители ООО «ЭСКБ» и ООО «Монтажник» на заседании Комиссии отсутствовали, документы, подтверждающие надлежащее извещение сторон о месте и времени рассмотрения дела имеются, в почтовых уведомлениях имеется отметка о получении Определения об отложении дела №5/7909 от 16.07.2012 г. ООО «ЭСКБ»  - 17.07.2012 г., ООО «Монтажник» - 19.07.2012 г., в соответствии с ч. 2 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

         Комиссия рассмотрев дело № А-127/10-12 по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

    

    22 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - ООО «БашРЭС») (450096, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126) (вх. №6679) на неправомерные действия Общество с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее - ООО «ЭСКБ») (450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Злобина, д. 31/4).

ООО «БашРЭС» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан.

ООО «ЭСКБ» является гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57) и осуществляет энергоснабжение потребителей электрической энергии на территории Республики Башкортостан.

ООО «БашРЭС» оказывает ООО «ЭСКБ» услуги по передаче электрической энергии до точек поставки (точек присоединения) обслуживаемых ООО «ЭСКБ» потребителей электрической энергии на основании договора №203/1/03-10 от 28.10.2010 оказания услуг по передаче электрической энергии.

В своем письме ООО «БашРЭС» сообщило, что ООО «ЭСКБ» направило в адрес ООО «БашРЭС» заявку№132/051-151 от 12.03.2012 г. на ограничение режима потребления электроэнергии на водозаборах ООО «Монтажник».

Действующим законодательством об электроэнергетике определен перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение №6 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530; далее - Основные положения.

Водозаборы ООО «Монтажник» относятся к объектам, которые включены в перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 2 Приложения №6 к Основным положениям).

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный пунктом 177  Основных положений,  а также в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 189 Основных положений.

Пунктом 177  Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 Основных положений, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

ООО «ЭСКБ» в нарушение требований Основных положений не применило специальный порядок введения ограничения режима потребления в отношении водозаборов ООО «Монтажник» до уровня технологической брони, до уровня аварийной брони, а также не проинформировал соответствующие органы государственной власти о предполагаемых действиях.

В соответствии с частью 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов
других лиц.

ООО «БашРЭС» считает, что нарушение ООО «ЭСКБ» специального порядка введения ограничения режима потребления нарушают права сетевой организации и потребителей электрической энергии, в отношении которых не допускается полное ограничение режима потребления.

Указанное    действие    (бездействие)    ООО    «ЭСКБ» является    злоупотреблением хозяйствующим    субъектом    своим    доминирующим    положением,    и    нарушает    запрет, установленный частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Как видно из представленных документов ООО «ЭСКБ» направило в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-151 от 12.03.2012 г. следующего содержания: «Прошу Вас организовать контроль за 100 % снижением нагрузки Потребителем Приложение №1 (в Приложении №1 35 организаций и 35 объектов).

В случае невыполнения самостоятельно Потребителем заданных ограничений требуется ввести частичное ограничение режима потребления в объеме – 100% потребления электрической энергии с (дата не указана).

Основанием для введения ограничения режима потребления является неисполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления об отмене настоящей заявки прошу Вас указанному Потребителю ввести полное ограничение режима потребления.

При введении ограничения режима потребления обеспечьте подачу электрической энергии Потребителям, надлежащим образом выполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства Потребителя – неплательщика.

После каждого случая введения ограничения режима потребления прошу Вас в срок не позднее 10 часов 00 минут следующего дня направить Заказчику оформленный в установленном порядке Акт ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «ЭСКБ» являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57) и осуществляя энергоснабжение потребителей электрической энергии на территории Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии.

На основании вышеуказанных документов в действиях  ООО «ЭСКБ» усматривались признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона о защите конкуренции было принято решение о создании комиссии по рассмотрению дела в отношении ООО «ЭСКБ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению были запрошены необходимые документы, в том числе у  ООО «Монтажник» - Акт согласования аварийной брони. Однако данный документ не был представлен.

При рассмотрении дела Комиссия установила.

В ООО «БашРЭС»  от ООО «ЭСКБ» поступила заявка №132/051-151 от 12.03.2012 г. следующего содержания: «Прошу Вас организовать контроль за 100 % снижением нагрузки Потребителем Приложение №1 (в Приложении №1 35 организаций и 35 объектов, в том числе и водозаборы ООО «Монтажник»).

В случае невыполнения самостоятельно Потребителем заданных ограничений требуется ввести частичное ограничение режима потребления в объеме – 100% потребления электрической энергии с (дата не указана).

Основанием для введения ограничения режима потребления является неисполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления об отмене настоящей заявки прошу Вас указанному Потребителю ввести полное ограничение режима потребления.

При введении ограничения режима потребления обеспечьте подачу электрической энергии Потребителям, надлежащим образом выполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства Потребителя – неплательщика.

После каждого случая введения ограничения режима потребления прошу Вас в срок не позднее 10 часов 00 минут следующего дня направить Заказчику оформленный в установленном порядке Акт ограничения режима потребления электрической энергии.

          19.03.2012 г. за № 646-У ООО «ЭСКБ» направил в ООО «Монтажник» уведомление, в котором указал, что по состоянию на 19.03.2012 г. по договору электроснабжения №13969 ООО «ЭСКБ» не получило оплату по ранее выставленным счетам на сумму 1 385 294, 54 руб. ООО «ЭСКБ» просит оплатить счета в кратчайший срок с момента получения уведомления и выслать документы, подтверждающие их оплату до 27.03.2012 г., при непогашении задолженности в полном объеме указывается на необходимость ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка.

          20.03.2012 г. за №132/05-1038 ООО «ЭСКБ» направил уведомления №132/051-182 от 19 марта 2012 г. в адрес главы администрации МР Уфимский район РБ, прокурора Уфимского района, руководителя Приуральского Управления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальника отдела Го и МП администрации Уфимского района и проинформировал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" за нарушение договорных обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию планирует ввести ограничение режима потребления электрической энергии с 27 марта 2012 г. потребителю ООО «Монтажник» на водозабор в п. Чесноковка и водозабор в п. Миловка.

          Пунктом 2.2.2. договора электроснабжения №070613969 от 12.08.2011 г., заключенного ООО «ЭСКБ» с ООО «Монтажник»  предусмотрено, что Гарантирующий поставщик имеет право приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения полного (прекращение) и частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Покупателя в случаях и в порядке, определенном действующим законодательством и разделом №7 Правил.

Вместе с тем водозаборы ООО «Монтажник» относятся к объектам, которые включены в перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 2 Приложения №6 к Основным положениям).

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный пунктом 177  Основных положений,  а также в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 189 Основных положений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

Гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом ХIII настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.

Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 настоящего документа, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, сетевая организация не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязана известить об этом инициатора введения ограничения. Инициатор введения ограничения обязан повторно уведомить потребителя и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дате введения такого ограничения режима потребления. Инициатор введения ограничения обязан также уведомить федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (его территориальный орган). Сетевая организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных органов государственной власти в случае неявки их представителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель. Эти положения также распространяются на случаи неготовности потребителя к полному ограничению режима потребления;

г) если по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и уполномоченных органов государственной власти о дне и часе введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения режима потребления. Это положение не распространяется на потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается;

д) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда.

В случаях когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

          ООО «ЭСКБ» нарушил порядок уведомления ООО «Монтажник» о необходимости ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка, установленный Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии". 

          ООО «ЭСКБ» 12 марта 2012 г. направил в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-151 об организации контроля за 100 % снижением нагрузки Потребителем - ООО «Монтажник» и только впоследствии 19.03.2012 г. ООО «ЭСКБ» направил в ООО «Монтажник» уведомление с указанием суммы долга в размере 1 385 294, 54 руб. по оплате по ранее выставленным счетам и просил оплатить счета в кратчайший срок с момента получения уведомления и выслать документы, подтверждающие их оплату до 27.03.2012 г. и в случае непогашения задолженности в полном объеме указал на необходимость ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка.

Согласно представленных Актов 2 апреля 2012 года в отношении водозабора ООО «Монтажник» введено ограничение режима потребления электрической энергии, а 3 апреля 2012 г. ООО «ЭСКБ» направил в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-229 на возобновление режима потребления электрической энергии.

          В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

          Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать ООО «ЭСКБ» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления        хозяйствующим       субъектом     своим     доминирующим положением.

          2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ООО «ЭСКБ» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

<…>                                                                                                      

      Решение  может   быть  обжаловано   в   течение  трех   месяцев   со  дня  его принятия.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8873 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-127/10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8873 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358338876 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей: ООО «БашРЭС» - <…>, представители ООО «ЭСКБ» и ООО «Монтажник» на заседании Комиссии отсутствовали, документы, подтверждающие надлежащее извещение сторон о месте и времени рассмотрения дела имеются, в почтовых уведомлениях имеется отметка о получении Определения об отложении дела №5/7909 от 16.07.2012 г. ООО «ЭСКБ»  - 17.07.2012 г., ООО «Монтажник» - 19.07.2012 г., в соответствии с ч. 2 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

         Комиссия рассмотрев дело № А-127/10-12 по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

    

    22 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - ООО «БашРЭС») (450096, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126) (вх. №6679) на неправомерные действия Общество с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее - ООО «ЭСКБ») (450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Злобина, д. 31/4).

ООО «БашРЭС» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан.

ООО «ЭСКБ» является гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57) и осуществляет энергоснабжение потребителей электрической энергии на территории Республики Башкортостан.

ООО «БашРЭС» оказывает ООО «ЭСКБ» услуги по передаче электрической энергии до точек поставки (точек присоединения) обслуживаемых ООО «ЭСКБ» потребителей электрической энергии на основании договора №203/1/03-10 от 28.10.2010 оказания услуг по передаче электрической энергии.

В своем письме ООО «БашРЭС» сообщило, что ООО «ЭСКБ» направило в адрес ООО «БашРЭС» заявку№132/051-151 от 12.03.2012 г. на ограничение режима потребления электроэнергии на водозаборах ООО «Монтажник».

Действующим законодательством об электроэнергетике определен перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение №6 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530; далее - Основные положения.

Водозаборы ООО «Монтажник» относятся к объектам, которые включены в перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 2 Приложения №6 к Основным положениям).

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный пунктом 177  Основных положений,  а также в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 189 Основных положений.

Пунктом 177  Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 Основных положений, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

ООО «ЭСКБ» в нарушение требований Основных положений не применило специальный порядок введения ограничения режима потребления в отношении водозаборов ООО «Монтажник» до уровня технологической брони, до уровня аварийной брони, а также не проинформировал соответствующие органы государственной власти о предполагаемых действиях.

В соответствии с частью 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов
других лиц.

ООО «БашРЭС» считает, что нарушение ООО «ЭСКБ» специального порядка введения ограничения режима потребления нарушают права сетевой организации и потребителей электрической энергии, в отношении которых не допускается полное ограничение режима потребления.

Указанное    действие    (бездействие)    ООО    «ЭСКБ» является    злоупотреблением хозяйствующим    субъектом    своим    доминирующим    положением,    и    нарушает    запрет, установленный частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Как видно из представленных документов ООО «ЭСКБ» направило в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-151 от 12.03.2012 г. следующего содержания: «Прошу Вас организовать контроль за 100 % снижением нагрузки Потребителем Приложение №1 (в Приложении №1 35 организаций и 35 объектов).

В случае невыполнения самостоятельно Потребителем заданных ограничений требуется ввести частичное ограничение режима потребления в объеме – 100% потребления электрической энергии с (дата не указана).

Основанием для введения ограничения режима потребления является неисполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления об отмене настоящей заявки прошу Вас указанному Потребителю ввести полное ограничение режима потребления.

При введении ограничения режима потребления обеспечьте подачу электрической энергии Потребителям, надлежащим образом выполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства Потребителя – неплательщика.

После каждого случая введения ограничения режима потребления прошу Вас в срок не позднее 10 часов 00 минут следующего дня направить Заказчику оформленный в установленном порядке Акт ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «ЭСКБ» являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57) и осуществляя энергоснабжение потребителей электрической энергии на территории Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии.

На основании вышеуказанных документов в действиях  ООО «ЭСКБ» усматривались признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона о защите конкуренции было принято решение о создании комиссии по рассмотрению дела в отношении ООО «ЭСКБ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению были запрошены необходимые документы, в том числе у  ООО «Монтажник» - Акт согласования аварийной брони. Однако данный документ не был представлен.

При рассмотрении дела Комиссия установила.

В ООО «БашРЭС»  от ООО «ЭСКБ» поступила заявка №132/051-151 от 12.03.2012 г. следующего содержания: «Прошу Вас организовать контроль за 100 % снижением нагрузки Потребителем Приложение №1 (в Приложении №1 35 организаций и 35 объектов, в том числе и водозаборы ООО «Монтажник»).

В случае невыполнения самостоятельно Потребителем заданных ограничений требуется ввести частичное ограничение режима потребления в объеме – 100% потребления электрической энергии с (дата не указана).

Основанием для введения ограничения режима потребления является неисполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления об отмене настоящей заявки прошу Вас указанному Потребителю ввести полное ограничение режима потребления.

При введении ограничения режима потребления обеспечьте подачу электрической энергии Потребителям, надлежащим образом выполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства Потребителя – неплательщика.

После каждого случая введения ограничения режима потребления прошу Вас в срок не позднее 10 часов 00 минут следующего дня направить Заказчику оформленный в установленном порядке Акт ограничения режима потребления электрической энергии.

          19.03.2012 г. за № 646-У ООО «ЭСКБ» направил в ООО «Монтажник» уведомление, в котором указал, что по состоянию на 19.03.2012 г. по договору электроснабжения №13969 ООО «ЭСКБ» не получило оплату по ранее выставленным счетам на сумму 1 385 294, 54 руб. ООО «ЭСКБ» просит оплатить счета в кратчайший срок с момента получения уведомления и выслать документы, подтверждающие их оплату до 27.03.2012 г., при непогашении задолженности в полном объеме указывается на необходимость ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка.

          20.03.2012 г. за №132/05-1038 ООО «ЭСКБ» направил уведомления №132/051-182 от 19 марта 2012 г. в адрес главы администрации МР Уфимский район РБ, прокурора Уфимского района, руководителя Приуральского Управления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальника отдела Го и МП администрации Уфимского района и проинформировал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" за нарушение договорных обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию планирует ввести ограничение режима потребления электрической энергии с 27 марта 2012 г. потребителю ООО «Монтажник» на водозабор в п. Чесноковка и водозабор в п. Миловка.

          Пунктом 2.2.2. договора электроснабжения №070613969 от 12.08.2011 г., заключенного ООО «ЭСКБ» с ООО «Монтажник»  предусмотрено, что Гарантирующий поставщик имеет право приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения полного (прекращение) и частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Покупателя в случаях и в порядке, определенном действующим законодательством и разделом №7 Правил.

Вместе с тем водозаборы ООО «Монтажник» относятся к объектам, которые включены в перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 2 Приложения №6 к Основным положениям).

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный пунктом 177  Основных положений,  а также в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 189 Основных положений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

Гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом ХIII настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.

Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 настоящего документа, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, сетевая организация не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязана известить об этом инициатора введения ограничения. Инициатор введения ограничения обязан повторно уведомить потребителя и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дате введения такого ограничения режима потребления. Инициатор введения ограничения обязан также уведомить федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (его территориальный орган). Сетевая организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных органов государственной власти в случае неявки их представителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель. Эти положения также распространяются на случаи неготовности потребителя к полному ограничению режима потребления;

г) если по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и уполномоченных органов государственной власти о дне и часе введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения режима потребления. Это положение не распространяется на потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается;

д) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда.

В случаях когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

          ООО «ЭСКБ» нарушил порядок уведомления ООО «Монтажник» о необходимости ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка, установленный Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии". 

          ООО «ЭСКБ» 12 марта 2012 г. направил в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-151 об организации контроля за 100 % снижением нагрузки Потребителем - ООО «Монтажник» и только впоследствии 19.03.2012 г. ООО «ЭСКБ» направил в ООО «Монтажник» уведомление с указанием суммы долга в размере 1 385 294, 54 руб. по оплате по ранее выставленным счетам и просил оплатить счета в кратчайший срок с момента получения уведомления и выслать документы, подтверждающие их оплату до 27.03.2012 г. и в случае непогашения задолженности в полном объеме указал на необходимость ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка.

Согласно представленных Актов 2 апреля 2012 года в отношении водозабора ООО «Монтажник» введено ограничение режима потребления электрической энергии, а 3 апреля 2012 г. ООО «ЭСКБ» направил в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-229 на возобновление режима потребления электрической энергии.

          В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

          Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать ООО «ЭСКБ» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления        хозяйствующим       субъектом     своим     доминирующим положением.

          2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ООО «ЭСКБ» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

<…>                                                                                                      

      Решение  может   быть  обжаловано   в   течение  трех   месяцев   со  дня  его принятия.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии представителей: ООО «БашРЭС» - <…>, представители ООО «ЭСКБ» и ООО «Монтажник» на заседании Комиссии отсутствовали, документы, подтверждающие надлежащее извещение сторон о месте и времени рассмотрения дела имеются, в почтовых уведомлениях имеется отметка о получении Определения об отложении дела №5/7909 от 16.07.2012 г. ООО «ЭСКБ»  - 17.07.2012 г., ООО «Монтажник» - 19.07.2012 г., в соответствии с ч. 2 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

         Комиссия рассмотрев дело № А-127/10-12 по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

    

    22 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - ООО «БашРЭС») (450096, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126) (вх. №6679) на неправомерные действия Общество с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее - ООО «ЭСКБ») (450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Злобина, д. 31/4).

ООО «БашРЭС» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан.

ООО «ЭСКБ» является гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57) и осуществляет энергоснабжение потребителей электрической энергии на территории Республики Башкортостан.

ООО «БашРЭС» оказывает ООО «ЭСКБ» услуги по передаче электрической энергии до точек поставки (точек присоединения) обслуживаемых ООО «ЭСКБ» потребителей электрической энергии на основании договора №203/1/03-10 от 28.10.2010 оказания услуг по передаче электрической энергии.

В своем письме ООО «БашРЭС» сообщило, что ООО «ЭСКБ» направило в адрес ООО «БашРЭС» заявку№132/051-151 от 12.03.2012 г. на ограничение режима потребления электроэнергии на водозаборах ООО «Монтажник».

Действующим законодательством об электроэнергетике определен перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение №6 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530; далее - Основные положения.

Водозаборы ООО «Монтажник» относятся к объектам, которые включены в перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 2 Приложения №6 к Основным положениям).

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный пунктом 177  Основных положений,  а также в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 189 Основных положений.

Пунктом 177  Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 Основных положений, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

ООО «ЭСКБ» в нарушение требований Основных положений не применило специальный порядок введения ограничения режима потребления в отношении водозаборов ООО «Монтажник» до уровня технологической брони, до уровня аварийной брони, а также не проинформировал соответствующие органы государственной власти о предполагаемых действиях.

В соответствии с частью 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов
других лиц.

ООО «БашРЭС» считает, что нарушение ООО «ЭСКБ» специального порядка введения ограничения режима потребления нарушают права сетевой организации и потребителей электрической энергии, в отношении которых не допускается полное ограничение режима потребления.

Указанное    действие    (бездействие)    ООО    «ЭСКБ» является    злоупотреблением хозяйствующим    субъектом    своим    доминирующим    положением,    и    нарушает    запрет, установленный частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Как видно из представленных документов ООО «ЭСКБ» направило в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-151 от 12.03.2012 г. следующего содержания: «Прошу Вас организовать контроль за 100 % снижением нагрузки Потребителем Приложение №1 (в Приложении №1 35 организаций и 35 объектов).

В случае невыполнения самостоятельно Потребителем заданных ограничений требуется ввести частичное ограничение режима потребления в объеме – 100% потребления электрической энергии с (дата не указана).

Основанием для введения ограничения режима потребления является неисполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления об отмене настоящей заявки прошу Вас указанному Потребителю ввести полное ограничение режима потребления.

При введении ограничения режима потребления обеспечьте подачу электрической энергии Потребителям, надлежащим образом выполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства Потребителя – неплательщика.

После каждого случая введения ограничения режима потребления прошу Вас в срок не позднее 10 часов 00 минут следующего дня направить Заказчику оформленный в установленном порядке Акт ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «ЭСКБ» являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57) и осуществляя энергоснабжение потребителей электрической энергии на территории Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии.

На основании вышеуказанных документов в действиях  ООО «ЭСКБ» усматривались признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона о защите конкуренции было принято решение о создании комиссии по рассмотрению дела в отношении ООО «ЭСКБ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению были запрошены необходимые документы, в том числе у  ООО «Монтажник» - Акт согласования аварийной брони. Однако данный документ не был представлен.

При рассмотрении дела Комиссия установила.

В ООО «БашРЭС»  от ООО «ЭСКБ» поступила заявка №132/051-151 от 12.03.2012 г. следующего содержания: «Прошу Вас организовать контроль за 100 % снижением нагрузки Потребителем Приложение №1 (в Приложении №1 35 организаций и 35 объектов, в том числе и водозаборы ООО «Монтажник»).

В случае невыполнения самостоятельно Потребителем заданных ограничений требуется ввести частичное ограничение режима потребления в объеме – 100% потребления электрической энергии с (дата не указана).

Основанием для введения ограничения режима потребления является неисполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В случае отсутствия уведомления об отмене настоящей заявки прошу Вас указанному Потребителю ввести полное ограничение режима потребления.

При введении ограничения режима потребления обеспечьте подачу электрической энергии Потребителям, надлежащим образом выполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства Потребителя – неплательщика.

После каждого случая введения ограничения режима потребления прошу Вас в срок не позднее 10 часов 00 минут следующего дня направить Заказчику оформленный в установленном порядке Акт ограничения режима потребления электрической энергии.

          19.03.2012 г. за № 646-У ООО «ЭСКБ» направил в ООО «Монтажник» уведомление, в котором указал, что по состоянию на 19.03.2012 г. по договору электроснабжения №13969 ООО «ЭСКБ» не получило оплату по ранее выставленным счетам на сумму 1 385 294, 54 руб. ООО «ЭСКБ» просит оплатить счета в кратчайший срок с момента получения уведомления и выслать документы, подтверждающие их оплату до 27.03.2012 г., при непогашении задолженности в полном объеме указывается на необходимость ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка.

          20.03.2012 г. за №132/05-1038 ООО «ЭСКБ» направил уведомления №132/051-182 от 19 марта 2012 г. в адрес главы администрации МР Уфимский район РБ, прокурора Уфимского района, руководителя Приуральского Управления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальника отдела Го и МП администрации Уфимского района и проинформировал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" за нарушение договорных обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию планирует ввести ограничение режима потребления электрической энергии с 27 марта 2012 г. потребителю ООО «Монтажник» на водозабор в п. Чесноковка и водозабор в п. Миловка.

          Пунктом 2.2.2. договора электроснабжения №070613969 от 12.08.2011 г., заключенного ООО «ЭСКБ» с ООО «Монтажник»  предусмотрено, что Гарантирующий поставщик имеет право приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения полного (прекращение) и частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Покупателя в случаях и в порядке, определенном действующим законодательством и разделом №7 Правил.

Вместе с тем водозаборы ООО «Монтажник» относятся к объектам, которые включены в перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (пункт 2 Приложения №6 к Основным положениям).

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный пунктом 177  Основных положений,  а также в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 189 Основных положений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

Гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом ХIII настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.

Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 настоящего документа, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, сетевая организация не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязана известить об этом инициатора введения ограничения. Инициатор введения ограничения обязан повторно уведомить потребителя и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дате введения такого ограничения режима потребления. Инициатор введения ограничения обязан также уведомить федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (его территориальный орган). Сетевая организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных органов государственной власти в случае неявки их представителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель. Эти положения также распространяются на случаи неготовности потребителя к полному ограничению режима потребления;

г) если по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и уполномоченных органов государственной власти о дне и часе введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения режима потребления. Это положение не распространяется на потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается;

д) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда.

В случаях когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

          ООО «ЭСКБ» нарушил порядок уведомления ООО «Монтажник» о необходимости ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка, установленный Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии". 

          ООО «ЭСКБ» 12 марта 2012 г. направил в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-151 об организации контроля за 100 % снижением нагрузки Потребителем - ООО «Монтажник» и только впоследствии 19.03.2012 г. ООО «ЭСКБ» направил в ООО «Монтажник» уведомление с указанием суммы долга в размере 1 385 294, 54 руб. по оплате по ранее выставленным счетам и просил оплатить счета в кратчайший срок с момента получения уведомления и выслать документы, подтверждающие их оплату до 27.03.2012 г. и в случае непогашения задолженности в полном объеме указал на необходимость ввода ограничения режима электропотребления до технологической брони 27.03.2012 г., до аварийной брони – 02.04.2012 г. в отношении водозабора в п. Чесноковка и водозабора в п. Миловка.

Согласно представленных Актов 2 апреля 2012 года в отношении водозабора ООО «Монтажник» введено ограничение режима потребления электрической энергии, а 3 апреля 2012 г. ООО «ЭСКБ» направил в ООО «БашРЭС»  заявку №132/051-229 на возобновление режима потребления электрической энергии.

          В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

          Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать ООО «ЭСКБ» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления        хозяйствующим       субъектом     своим     доминирующим положением.

          2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ООО «ЭСКБ» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

<…>                                                                                                      

      Решение  может   быть  обжаловано   в   течение  трех   месяцев   со  дня  его принятия.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-127/10-12 [format] => [safe_value] => № А-127/10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-09 12:19:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-09 12:19:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358338876 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )