Резолютивная часть объявлена 05.09.2012.
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-207/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №338 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.
Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет -http://www.admsterlibash.ru в разделе «Муниципальные услуги» были размещены только проекты административных регламентов: «Предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ», «Исполнение запросов архивным отделом Администрации» и административные регламенты по муниципальным услугам: «Предоставление информации об объектах культурного наследия регионального или местного значения» и «Организация культурно-досугового обслуживания». Также в данном разделе размещено постановление Администрации от 30.12.2011 №987 об утверждении Перечня гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, в которых размещается муниципальное задание (заказ) и Перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями.
Кроме того, в разделе нормативно-правовые акты размещено постановление Администрации от 10.11.2011 №852 о внесении изменении в постановление Администрации от 08.09.2011 №556 об утверждении административного регламента по рассмотрению обращений граждан.
Другие административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, постановлений об утверждении таких административных регламентов на официальном сайте Администрации в сети Интернет - http://www.admsterlibash.ru не размещены.
Перечень муниципальных услуг включает 29 муниципальных услуг. Вместе с тем, в Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие муниципальные услуги, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией. Также в Перечне муниципальных услуг отсутствуют муниципальные услуги по переводу жилого помещения в нежилое и т. п. Административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не утверждены.
Просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией показал следующее.
По состоянию на 27.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения только об одной муниципальной услуге – «Рассмотрение обращений граждан».
Кроме того, на официальных сайтах в сети Интернет Администрацией не размещен в нарушение ч. 4 ст. 9 Закона №210-ФЗ Перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг.
Таким образом, по состоянию на 07.08.2012 Администрацией в нарушение требований ч. 1, 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ не разработаны, не утверждены и не размещены на официальных сайтах в сети Интернет сведения по ряду административных регламентов предоставления муниципальных услуг, сведения о предоставлении муниципальных услуг. Кроме того, информация о получении муниципальных услуг заявителями не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 10.08.2012 о назначении дела №А-207/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 10.08.2012 №1016. Исходя из письменных пояснений Администрации, по состоянию на 30.08.2012 на официальном сайте муниципального района Стерлибашевский район РБ http://www.admsterlibash.ru в разделе «Муниципальные услуги» размещены утвержденные административные регламенты, в дальнейшем данные административные регламенты будут размещены в Реестре муниципальных услуг. Также в материалы дела представлены копии постановлений Администрации об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
По состоянию на дату рассмотрения дела – 05.09.2012 Перечень муниципальных услуг, сформированный Администрацией, включает 29 муниципальных услуг. Однако, согласно представленным документам и материалам, Администрацией утверждены только 19 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом такие административные регламенты муниципальных услуг, таких как: Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; Оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; Продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального района или государственная собственность на который не разграничена; Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального района или государственная собственность на который не разграничена, в аренду для целей, не связанных со строительством и другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией, а также услуги: Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Предоставление муниципального недвижимого имущества муниципального района в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление; Перевод жилого помещения в нежилое и другие муниципальные услуги не разработаны, не утверждены и информация о данных административных регламентах предоставления муниципальных услуг не включена в реестр муниципальных услуг.
В соответствии п. 2.4. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией и ее структурными подразделениями, утвержденного постановлением Администрации от 11.02.2011 №84 утвержденные административные регламенты подлежат публикации в средствах массовой информации, размещаются в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования с обязательным указанием реквизитов, по которым граждане и организации могут обращаться за получением муниципальной услуги. Административные регламенты утверждаются постановлением Администрации.
Утвержденные Администрацией административные регламенты касаются муниципальных услуг культурно-образовательного характера и утверждены в марте- июне 2012 года. При этом по состоянию на 07.08.2012 – дату возбуждения дела №А-207/15-12 Администрацией в нарушение вышеуказанного Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг административные регламенты не размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
Просмотр сайта Администрации на заседании Комиссии показал, что на данном сайте размещены как утвержденные административные регламенты, так и проекты административных регламентов, т.е. административные регламенты, не прошедшие соответствующую правовую экспертизу. Также установлено, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, а именно: подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; продление срока действия разрешения на строительство; выдача градостроительных планов земельных участков; выдача разрешения на установку рекламной конструкции, не разработаны, не утверждены и не размещены на официальном сайте в сети Интернет в нарушение требований ч. 1 ст. 29 закона №210-ФЗ и соответственно не доступны для заявителей – неопределенного круга лиц.
Также на сайте муниципального района Стерлибашевский район РБ в сети Интернет размещено постановление Администрации от 30.12.2011 № 988 об утверждении Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Однако Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, на официальном сайте в сети Интернет не размещен в нарушение требований ч. 4 ст. 9 Закона №210-ФЗ. Это приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом.
На заседании Комиссии был также просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения сведений о муниципальных услугах Администрацией на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 05.09.2012 на указанном сайте по Стерлибашевскому району Республики Башкортостан отсутствуют сведения о предоставляемых муниципальных услугах. Между тем, согласно ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении административных регламентов в установленный федеральным законодательством срок; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ №131-А-207/15-12
18.09.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 05.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 18.09.2012) по делу №А-207/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
stdClass Object
(
[vid] => 8847
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу №А-207/15-12 в отношении Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8847
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1358273903
[changed] => 1370522184
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370522184
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Резолютивная часть объявлена 05.09.2012.
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-207/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №338 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.
Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет -http://www.admsterlibash.ru в разделе «Муниципальные услуги» были размещены только проекты административных регламентов: «Предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ», «Исполнение запросов архивным отделом Администрации» и административные регламенты по муниципальным услугам: «Предоставление информации об объектах культурного наследия регионального или местного значения» и «Организация культурно-досугового обслуживания». Также в данном разделе размещено постановление Администрации от 30.12.2011 №987 об утверждении Перечня гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, в которых размещается муниципальное задание (заказ) и Перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями.
Кроме того, в разделе нормативно-правовые акты размещено постановление Администрации от 10.11.2011 №852 о внесении изменении в постановление Администрации от 08.09.2011 №556 об утверждении административного регламента по рассмотрению обращений граждан.
Другие административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, постановлений об утверждении таких административных регламентов на официальном сайте Администрации в сети Интернет - http://www.admsterlibash.ru не размещены.
Перечень муниципальных услуг включает 29 муниципальных услуг. Вместе с тем, в Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие муниципальные услуги, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией. Также в Перечне муниципальных услуг отсутствуют муниципальные услуги по переводу жилого помещения в нежилое и т. п. Административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не утверждены.
Просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией показал следующее.
По состоянию на 27.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения только об одной муниципальной услуге – «Рассмотрение обращений граждан».
Кроме того, на официальных сайтах в сети Интернет Администрацией не размещен в нарушение ч. 4 ст. 9 Закона №210-ФЗ Перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг.
Таким образом, по состоянию на 07.08.2012 Администрацией в нарушение требований ч. 1, 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ не разработаны, не утверждены и не размещены на официальных сайтах в сети Интернет сведения по ряду административных регламентов предоставления муниципальных услуг, сведения о предоставлении муниципальных услуг. Кроме того, информация о получении муниципальных услуг заявителями не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 10.08.2012 о назначении дела №А-207/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 10.08.2012 №1016. Исходя из письменных пояснений Администрации, по состоянию на 30.08.2012 на официальном сайте муниципального района Стерлибашевский район РБ http://www.admsterlibash.ru в разделе «Муниципальные услуги» размещены утвержденные административные регламенты, в дальнейшем данные административные регламенты будут размещены в Реестре муниципальных услуг. Также в материалы дела представлены копии постановлений Администрации об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
По состоянию на дату рассмотрения дела – 05.09.2012 Перечень муниципальных услуг, сформированный Администрацией, включает 29 муниципальных услуг. Однако, согласно представленным документам и материалам, Администрацией утверждены только 19 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом такие административные регламенты муниципальных услуг, таких как: Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; Оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; Продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального района или государственная собственность на который не разграничена; Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального района или государственная собственность на который не разграничена, в аренду для целей, не связанных со строительством и другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией, а также услуги: Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Предоставление муниципального недвижимого имущества муниципального района в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление; Перевод жилого помещения в нежилое и другие муниципальные услуги не разработаны, не утверждены и информация о данных административных регламентах предоставления муниципальных услуг не включена в реестр муниципальных услуг.
В соответствии п. 2.4. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией и ее структурными подразделениями, утвержденного постановлением Администрации от 11.02.2011 №84 утвержденные административные регламенты подлежат публикации в средствах массовой информации, размещаются в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования с обязательным указанием реквизитов, по которым граждане и организации могут обращаться за получением муниципальной услуги. Административные регламенты утверждаются постановлением Администрации.
Утвержденные Администрацией административные регламенты касаются муниципальных услуг культурно-образовательного характера и утверждены в марте- июне 2012 года. При этом по состоянию на 07.08.2012 – дату возбуждения дела №А-207/15-12 Администрацией в нарушение вышеуказанного Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг административные регламенты не размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
Просмотр сайта Администрации на заседании Комиссии показал, что на данном сайте размещены как утвержденные административные регламенты, так и проекты административных регламентов, т.е. административные регламенты, не прошедшие соответствующую правовую экспертизу. Также установлено, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, а именно: подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; продление срока действия разрешения на строительство; выдача градостроительных планов земельных участков; выдача разрешения на установку рекламной конструкции, не разработаны, не утверждены и не размещены на официальном сайте в сети Интернет в нарушение требований ч. 1 ст. 29 закона №210-ФЗ и соответственно не доступны для заявителей – неопределенного круга лиц.
Также на сайте муниципального района Стерлибашевский район РБ в сети Интернет размещено постановление Администрации от 30.12.2011 № 988 об утверждении Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Однако Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, на официальном сайте в сети Интернет не размещен в нарушение требований ч. 4 ст. 9 Закона №210-ФЗ. Это приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом.
На заседании Комиссии был также просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения сведений о муниципальных услугах Администрацией на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 05.09.2012 на указанном сайте по Стерлибашевскому району Республики Башкортостан отсутствуют сведения о предоставляемых муниципальных услугах. Между тем, согласно ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении административных регламентов в установленный федеральным законодательством срок; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ №131-А-207/15-12
18.09.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 05.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 18.09.2012) по делу №А-207/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Резолютивная часть объявлена 05.09.2012.
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-207/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг -
http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №338 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.
Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет -
http://www.admsterlibash.ru в разделе «Муниципальные услуги» были размещены только проекты административных регламентов: «Предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ», «Исполнение запросов архивным отделом Администрации» и административные регламенты по муниципальным услугам: «Предоставление информации об объектах культурного наследия регионального или местного значения» и «Организация культурно-досугового обслуживания». Также в данном разделе размещено постановление Администрации от 30.12.2011 №987 об утверждении Перечня гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, в которых размещается муниципальное задание (заказ) и Перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями.
Кроме того, в разделе нормативно-правовые акты размещено постановление Администрации от 10.11.2011 №852 о внесении изменении в постановление Администрации от 08.09.2011 №556 об утверждении административного регламента по рассмотрению обращений граждан.
Другие административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, постановлений об утверждении таких административных регламентов на официальном сайте Администрации в сети Интернет -
http://www.admsterlibash.ru не размещены.
Перечень муниципальных услуг включает 29 муниципальных услуг. Вместе с тем, в Перечне муниципальных услуг отсутствуют такие муниципальные услуги, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией. Также в Перечне муниципальных услуг отсутствуют муниципальные услуги по переводу жилого помещения в нежилое и т. п. Административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не утверждены.
Просмотр сайта
http://www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией показал следующее.
По состоянию на 27.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (
http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения только об одной муниципальной услуге – «Рассмотрение обращений граждан».
Кроме того, на официальных сайтах в сети Интернет Администрацией не размещен в нарушение ч. 4 ст. 9 Закона №210-ФЗ Перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг.
Таким образом, по состоянию на 07.08.2012 Администрацией в нарушение требований ч. 1, 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ не разработаны, не утверждены и не размещены на официальных сайтах в сети Интернет сведения по ряду административных регламентов предоставления муниципальных услуг, сведения о предоставлении муниципальных услуг. Кроме того, информация о получении муниципальных услуг заявителями не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (
http://www.gosuslugi.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 10.08.2012 о назначении дела №А-207/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 10.08.2012 №1016. Исходя из письменных пояснений Администрации, по состоянию на 30.08.2012 на официальном сайте муниципального района Стерлибашевский район РБ
http://www.admsterlibash.ru в разделе «Муниципальные услуги» размещены утвержденные административные регламенты, в дальнейшем данные административные регламенты будут размещены в Реестре муниципальных услуг. Также в материалы дела представлены копии постановлений Администрации об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
По состоянию на дату рассмотрения дела – 05.09.2012 Перечень муниципальных услуг, сформированный Администрацией, включает 29 муниципальных услуг. Однако, согласно представленным документам и материалам, Администрацией утверждены только 19 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом такие административные регламенты муниципальных услуг, таких как: Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; Оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; Продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального района или государственная собственность на который не разграничена; Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального района или государственная собственность на который не разграничена, в аренду для целей, не связанных со строительством и другие муниципальные услуги, касающиеся земельных отношений, предоставляемые Администрацией, а также услуги: Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Предоставление муниципального недвижимого имущества муниципального района в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление; Перевод жилого помещения в нежилое и другие муниципальные услуги не разработаны, не утверждены и информация о данных административных регламентах предоставления муниципальных услуг не включена в реестр муниципальных услуг.
В соответствии п. 2.4. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией и ее структурными подразделениями, утвержденного постановлением Администрации от 11.02.2011 №84 утвержденные административные регламенты подлежат публикации в средствах массовой информации, размещаются в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования с обязательным указанием реквизитов, по которым граждане и организации могут обращаться за получением муниципальной услуги. Административные регламенты утверждаются постановлением Администрации.
Утвержденные Администрацией административные регламенты касаются муниципальных услуг культурно-образовательного характера и утверждены в марте- июне 2012 года. При этом по состоянию на 07.08.2012 – дату возбуждения дела №А-207/15-12 Администрацией в нарушение вышеуказанного Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг административные регламенты не размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
Просмотр сайта Администрации на заседании Комиссии показал, что на данном сайте размещены как утвержденные административные регламенты, так и проекты административных регламентов, т.е. административные регламенты, не прошедшие соответствующую правовую экспертизу. Также установлено, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, а именно: подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; продление срока действия разрешения на строительство; выдача градостроительных планов земельных участков; выдача разрешения на установку рекламной конструкции, не разработаны, не утверждены и не размещены на официальном сайте в сети Интернет в нарушение требований ч. 1 ст. 29 закона №210-ФЗ и соответственно не доступны для заявителей – неопределенного круга лиц.
Также на сайте муниципального района Стерлибашевский район РБ в сети Интернет размещено постановление Администрации от 30.12.2011 № 988 об утверждении Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Однако Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, на официальном сайте в сети Интернет не размещен в нарушение требований ч. 4 ст. 9 Закона №210-ФЗ. Это приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом.
На заседании Комиссии был также просмотрен сайт
http://www.gosuslugi.ru, в части размещения сведений о муниципальных услугах Администрацией на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 05.09.2012 на указанном сайте по Стерлибашевскому району Республики Башкортостан отсутствуют сведения о предоставляемых муниципальных услугах. Между тем, согласно ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении административных регламентов в установленный федеральным законодательством срок; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ №131-А-207/15-12
18.09.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 05.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 18.09.2012) по делу №А-207/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 97) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А-207/15-12
[format] =>
[safe_value] => А-207/15-12
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 58
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 58
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => filtered_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-09-18 18:15:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-09-18 08:59:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1358273903
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Башкортостанское УФАС России
)