РЕШЕНИЕ по делу №А-27/17-12 в отношении Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов по признакам нарушения ст.17 ФЗ "О защите конкуренции"

Номер дела: №А-27/17-12
Дата публикации: 5 мая 2012, 17:22

РЕШЕНИЕ

по делу №А-27/17-12 о нарушении антимонопольного законодательства  

 

28.03.2012.                                                                     г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе <…>,<…>,<…>

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрев дело ГЗ-41/12  возбужденное по  обращению ООО «Биотэк», усмотрело в действиях Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее – Госкомзаказ РБ) признаки нарушения статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в связи с чем материалы по данному делу были переданы в отдел  антимонопольного контроля товарных рынков.

   В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.№ 938 от 27.01.2012г.) от ООО «Биотэк» (далее - Заявитель) на действия комиссии уполномоченного органа, в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее – Госкомзаказ РБ) при проведении открытого аукциона в электронной форме №0101200008111007771 на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год».

Согласно жалобе Заявителя, комиссия Госкомзаказа РБ нарушила Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее  - Закон о размещении заказов), а именно необоснованно отклонила заявку Заявителя при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0101200008111007771 от 20.12.2011г. Заказчиком на электронной площадке в сети Интернет http://roseltorg.ru был размещен заказ на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №0101200008111007771-1 от 17.01.2012г. участнику размещения заказа с порядковым номером 5 (ООО «Биотэк») было отказано в допуске к участию в аукционе.

Причина отказа была сформулирована следующим образом:

«Несоответствие сведений (конкретных показателей), указанных в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года). В техническом задании (Раздел № 2) документации об аукционе в электронной форме установлено: лекарственная форма – концентрат для приготовления раствора для инфузий. Участник размещения заказа в первой части заявки на участие в аукционе предлагает лекарственную форму – лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, что не соответствует вышеуказанному требованию документации об открытом аукционе в электронной форме.»

Согласно документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна была содержать следующие сведения:

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в табличной части технического задания Раздел № 2 настоящей документации об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара;

- страну происхождения товара, предлагаемого к поставке (в случае, если в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме такой участник не допускается комиссией к участию в открытом аукционе в электронной форме).

Согласно техническому заданию аукциона, поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям:

  • Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота
  • Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий
  • Дозировка - 4 мг, 5 мл
  • Количество табл.,амп.,фл. и т.д. в упаковке – 1
  • Количество упаковок - 550

 

Заявка Заявителя содержала следующие значения:

  • Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота
  • Торговое наименование - Резобра
  • Лекарственная форма - лиофилизат для приготовления раствора для инфузий
  • Дозировка - 4 мг, 5 мл
  • Количество табл.,амп.,фл. и т.д. в упаковке – 1
  • Количество упаковок – 550

 

Аукционная комиссия Госкомзаказа РБ, отказала Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, так как заявка участника размещения заказа ООО «Биотэк» несоответствовала требованиям технического задания документации, а именно Заявитель в графе «Лекарственная форма» указал «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий», тогда как согласно техническому заданию, требовался «концентрат для приготовления раствора для инфузий». 

Согласно письменным объяснениям ООО «Биотэк», указанная в заявке лекарственная форма «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препарата Золедроновая кислота является взаимозаменяемым «концентрату для приготовления раствора для инфузий».

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела №А-27/17-12  проанализировав действия Аукционной комиссии Госкомзаказа РБ установила, что аукционная комиссия действовала в рамках своих полномочии и правомерно отказала в допуске Заявителю в связи с несоответствием требовании технического задания документации, в части указания в графе «Лекарственная форма» «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий», тогда как согласно техническому заданию, требовался «концентрат для приготовления раствора для инфузий». 

Заказчиком данного заказа является Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, однако документацию об открытом аукционе в электронной форме «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012» утверждал Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов.

Согласно п.3.5.3. Указа Президента РБ от 28.08.2010 №УП-514 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по размещению государственных заказов и Порядка взаимодействия Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов с государственными и иными заказчиками Республики Башкортостан при размещении заказов для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан» Госкомзаказ РБ разрабатывает и утверждает документацию, связанную с размещением  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Республики Башкортостан.

Таким образом, техническое задание документации открытого аукциона в электронной на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» утвержденное Госкомзаказом РБ в части «поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям: Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий», содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» так как не содержит формулировки или  эквивалент, тем самым  утверждение документации об аукционе «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» без формулировки или эквивалент, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

 

      Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов на рассмотрении дела предоставил следующие доводы:

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №0101200008111007771-1 от 17.01.2012г. к участию в аукционе было допущено восемь участников размещения заказа.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0101200008111007771-2 от 23.01.2012г. заявки пяти участников размещения заказа были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. По результатам проведения аукциона снижение цены контракта составило ~ 3%‌.

Согласно открытому аукциону в электронной форме «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год», участники размещения заказа предлагали к поставке препараты «Золерикс», «Верокласт», «Резокластин ФС» и другие.,

На основании вышеизложенного Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов утверждает, что при проведении вышеуказанного аукциона не было ограничения количества участников размещения заказа, цели Закона о размещении заказов были достигнуты, так как было снижение максимальной цены контракта.

 

 Учитывая, вышеизложенное Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела№А-27/17-12  пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется  Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств),  согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.

Кроме того, в соответствии со статьей 61 Закона об обращении лекарственных средств аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками. Следовательно, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами, одинаковыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к аналогичным лекарственным препаратам в контексте Закона  об обращении лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под МНН лекарственного средства понимается наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Согласно положениям ВОЗ под МНН понимаются фармацевтические субстанции или активные фармацевтические ингредиенты, имеющие уникальные общепризнанные наименования. Поскольку МНН отражает химическую формулу, название и свойства фармацевтического вещества, все лекарственные средства, имеющие одинаковое МНН, являются химически эквивалентными.

В связи с тем, что химические свойства лекарственного препарата являются его качественными характеристиками и определяют выбор потребителя, таким образом  аналогичные лекарственные препараты следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам в контексте Закона о защите конкуренции, за исключением особых случаев (инсулины, циклоспорины), по которым есть заключения компетентных учреждений здравоохранения, основанные на данных клинических испытаний.

Согласно разъяснениям ФАС России (от 22.04.2009 №АК/11528 и др.), следует, что на основании полученных данных из Росздравнадзора (вх. от 07.04.2009 №13904) лекарственные формы выпуска «концентрат для приготовления раствора для инфузий» и «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препарата Международного непатентованного наименования Золедроновая кислота являются взаимозаменяемыми, так как содержат одинаковое количество активного вещества (4 мг), биологическая допустимость которого эквивалентна, с одинаковым  путем введения.

Лекарственные препараты  в форме концентрата для приготовления раствора для инфузий обладают преимуществами по сравнению с аналогичными лекарственными препаратами  в форме лиофилизата для приготовления раствора для инфузий (не требуют разведения, исключают риск повреждения флакона и бактериального заражения препарата, обеспечивают большую точность дозировки).

Тем не менее, удобство применения лекарственного препарата не связано с его терапевтической эффективностью, поэтому не может определять выбор покупателя на товарном рынке.

         При рассмотрении дела было установлено, что государственный контракт на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» является заключенным.

 

На основании вышеизложенного, следует, что техническое задание документации открытого аукциона в электронной на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» утвержденное Госкомзаказом РБ в части «поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям: Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий», содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» так как не содержит формулировки или  эквивалент, тем самым  утверждение документации об аукционе «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» без формулировки или эквивалент, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

  В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными часть ю 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

         Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников.

Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в том числе: об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что допущенные нарушения являются оконченными, государственный контракт заключен, исполнен и, следовательно,  невозможно вернуть стороны в первоначальное положение и восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.

         В соответствии с Решением ФАС РФ от 13.11.2010 по делу NK-1146/10 «О нарушении законодательства о размещении заказов» антимонопольный орган рассматривал типичное дело, согласно которому в соответствии с письмом Росздравнадзора от 02.04.2009 N 01-5460/09 обе формы лекарства Золедроновая кислота: лиофилизат для приготовления раствора для инфузий и концентрат для приготовления раствора для инфузий являются взаимозаменяемыми, в вязи  с чем установление Заказчиком в документации об аукционе только одной формы выпуска является нарушением час ти 1 статьи 41.6 и части  3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку является требованием к товару, ограничивающим количество участников размещения заказа.

Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным зако нодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст атьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  Согласно ст.39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

2. Предписание Государственному комитету Республики Башкортостан по размещению государственных заказов не выдавать.

3. Материалы по делу направить должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 11.04.2012.

stdClass Object ( [vid] => 8254 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №А-27/17-12 в отношении Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов по признакам нарушения ст.17 ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8254 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336217492 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-27/17-12 о нарушении антимонопольного законодательства  

 

28.03.2012.                                                                     г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе <…>,<…>,<…>

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрев дело ГЗ-41/12  возбужденное по  обращению ООО «Биотэк», усмотрело в действиях Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее – Госкомзаказ РБ) признаки нарушения статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в связи с чем материалы по данному делу были переданы в отдел  антимонопольного контроля товарных рынков.

   В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.№ 938 от 27.01.2012г.) от ООО «Биотэк» (далее - Заявитель) на действия комиссии уполномоченного органа, в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее – Госкомзаказ РБ) при проведении открытого аукциона в электронной форме №0101200008111007771 на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год».

Согласно жалобе Заявителя, комиссия Госкомзаказа РБ нарушила Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее  - Закон о размещении заказов), а именно необоснованно отклонила заявку Заявителя при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0101200008111007771 от 20.12.2011г. Заказчиком на электронной площадке в сети Интернет http://roseltorg.ru был размещен заказ на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №0101200008111007771-1 от 17.01.2012г. участнику размещения заказа с порядковым номером 5 (ООО «Биотэк») было отказано в допуске к участию в аукционе.

Причина отказа была сформулирована следующим образом:

«Несоответствие сведений (конкретных показателей), указанных в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года). В техническом задании (Раздел № 2) документации об аукционе в электронной форме установлено: лекарственная форма – концентрат для приготовления раствора для инфузий. Участник размещения заказа в первой части заявки на участие в аукционе предлагает лекарственную форму – лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, что не соответствует вышеуказанному требованию документации об открытом аукционе в электронной форме.»

Согласно документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна была содержать следующие сведения:

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в табличной части технического задания Раздел № 2 настоящей документации об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара;

- страну происхождения товара, предлагаемого к поставке (в случае, если в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме такой участник не допускается комиссией к участию в открытом аукционе в электронной форме).

Согласно техническому заданию аукциона, поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям:

  • Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота
  • Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий
  • Дозировка - 4 мг, 5 мл
  • Количество табл.,амп.,фл. и т.д. в упаковке – 1
  • Количество упаковок - 550

 

Заявка Заявителя содержала следующие значения:

  • Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота
  • Торговое наименование - Резобра
  • Лекарственная форма - лиофилизат для приготовления раствора для инфузий
  • Дозировка - 4 мг, 5 мл
  • Количество табл.,амп.,фл. и т.д. в упаковке – 1
  • Количество упаковок – 550

 

Аукционная комиссия Госкомзаказа РБ, отказала Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, так как заявка участника размещения заказа ООО «Биотэк» несоответствовала требованиям технического задания документации, а именно Заявитель в графе «Лекарственная форма» указал «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий», тогда как согласно техническому заданию, требовался «концентрат для приготовления раствора для инфузий». 

Согласно письменным объяснениям ООО «Биотэк», указанная в заявке лекарственная форма «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препарата Золедроновая кислота является взаимозаменяемым «концентрату для приготовления раствора для инфузий».

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела №А-27/17-12  проанализировав действия Аукционной комиссии Госкомзаказа РБ установила, что аукционная комиссия действовала в рамках своих полномочии и правомерно отказала в допуске Заявителю в связи с несоответствием требовании технического задания документации, в части указания в графе «Лекарственная форма» «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий», тогда как согласно техническому заданию, требовался «концентрат для приготовления раствора для инфузий». 

Заказчиком данного заказа является Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, однако документацию об открытом аукционе в электронной форме «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012» утверждал Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов.

Согласно п.3.5.3. Указа Президента РБ от 28.08.2010 №УП-514 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по размещению государственных заказов и Порядка взаимодействия Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов с государственными и иными заказчиками Республики Башкортостан при размещении заказов для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан» Госкомзаказ РБ разрабатывает и утверждает документацию, связанную с размещением  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Республики Башкортостан.

Таким образом, техническое задание документации открытого аукциона в электронной на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» утвержденное Госкомзаказом РБ в части «поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям: Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий», содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» так как не содержит формулировки или  эквивалент, тем самым  утверждение документации об аукционе «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» без формулировки или эквивалент, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

 

      Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов на рассмотрении дела предоставил следующие доводы:

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №0101200008111007771-1 от 17.01.2012г. к участию в аукционе было допущено восемь участников размещения заказа.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0101200008111007771-2 от 23.01.2012г. заявки пяти участников размещения заказа были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. По результатам проведения аукциона снижение цены контракта составило ~ 3%‌.

Согласно открытому аукциону в электронной форме «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год», участники размещения заказа предлагали к поставке препараты «Золерикс», «Верокласт», «Резокластин ФС» и другие.,

На основании вышеизложенного Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов утверждает, что при проведении вышеуказанного аукциона не было ограничения количества участников размещения заказа, цели Закона о размещении заказов были достигнуты, так как было снижение максимальной цены контракта.

 

 Учитывая, вышеизложенное Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела№А-27/17-12  пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется  Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств),  согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.

Кроме того, в соответствии со статьей 61 Закона об обращении лекарственных средств аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками. Следовательно, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами, одинаковыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к аналогичным лекарственным препаратам в контексте Закона  об обращении лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под МНН лекарственного средства понимается наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Согласно положениям ВОЗ под МНН понимаются фармацевтические субстанции или активные фармацевтические ингредиенты, имеющие уникальные общепризнанные наименования. Поскольку МНН отражает химическую формулу, название и свойства фармацевтического вещества, все лекарственные средства, имеющие одинаковое МНН, являются химически эквивалентными.

В связи с тем, что химические свойства лекарственного препарата являются его качественными характеристиками и определяют выбор потребителя, таким образом  аналогичные лекарственные препараты следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам в контексте Закона о защите конкуренции, за исключением особых случаев (инсулины, циклоспорины), по которым есть заключения компетентных учреждений здравоохранения, основанные на данных клинических испытаний.

Согласно разъяснениям ФАС России (от 22.04.2009 №АК/11528 и др.), следует, что на основании полученных данных из Росздравнадзора (вх. от 07.04.2009 №13904) лекарственные формы выпуска «концентрат для приготовления раствора для инфузий» и «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препарата Международного непатентованного наименования Золедроновая кислота являются взаимозаменяемыми, так как содержат одинаковое количество активного вещества (4 мг), биологическая допустимость которого эквивалентна, с одинаковым  путем введения.

Лекарственные препараты  в форме концентрата для приготовления раствора для инфузий обладают преимуществами по сравнению с аналогичными лекарственными препаратами  в форме лиофилизата для приготовления раствора для инфузий (не требуют разведения, исключают риск повреждения флакона и бактериального заражения препарата, обеспечивают большую точность дозировки).

Тем не менее, удобство применения лекарственного препарата не связано с его терапевтической эффективностью, поэтому не может определять выбор покупателя на товарном рынке.

         При рассмотрении дела было установлено, что государственный контракт на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» является заключенным.

 

На основании вышеизложенного, следует, что техническое задание документации открытого аукциона в электронной на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» утвержденное Госкомзаказом РБ в части «поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям: Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий», содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» так как не содержит формулировки или  эквивалент, тем самым  утверждение документации об аукционе «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» без формулировки или эквивалент, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

  В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными часть ю 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

         Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников.

Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в том числе: об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что допущенные нарушения являются оконченными, государственный контракт заключен, исполнен и, следовательно,  невозможно вернуть стороны в первоначальное положение и восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.

         В соответствии с Решением ФАС РФ от 13.11.2010 по делу NK-1146/10 «О нарушении законодательства о размещении заказов» антимонопольный орган рассматривал типичное дело, согласно которому в соответствии с письмом Росздравнадзора от 02.04.2009 N 01-5460/09 обе формы лекарства Золедроновая кислота: лиофилизат для приготовления раствора для инфузий и концентрат для приготовления раствора для инфузий являются взаимозаменяемыми, в вязи  с чем установление Заказчиком в документации об аукционе только одной формы выпуска является нарушением час ти 1 статьи 41.6 и части  3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку является требованием к товару, ограничивающим количество участников размещения заказа.

Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным зако нодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст атьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  Согласно ст.39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

2. Предписание Государственному комитету Республики Башкортостан по размещению государственных заказов не выдавать.

3. Материалы по делу направить должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 11.04.2012.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-27/17-12 о нарушении антимонопольного законодательства  

 

28.03.2012.                                                                     г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе <…>,<…>,<…>

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрев дело ГЗ-41/12  возбужденное по  обращению ООО «Биотэк», усмотрело в действиях Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее – Госкомзаказ РБ) признаки нарушения статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в связи с чем материалы по данному делу были переданы в отдел  антимонопольного контроля товарных рынков.

   В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.№ 938 от 27.01.2012г.) от ООО «Биотэк» (далее - Заявитель) на действия комиссии уполномоченного органа, в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее – Госкомзаказ РБ) при проведении открытого аукциона в электронной форме №0101200008111007771 на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год».

Согласно жалобе Заявителя, комиссия Госкомзаказа РБ нарушила Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее  - Закон о размещении заказов), а именно необоснованно отклонила заявку Заявителя при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0101200008111007771 от 20.12.2011г. Заказчиком на электронной площадке в сети Интернет http://roseltorg.ru был размещен заказ на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №0101200008111007771-1 от 17.01.2012г. участнику размещения заказа с порядковым номером 5 (ООО «Биотэк») было отказано в допуске к участию в аукционе.

Причина отказа была сформулирована следующим образом:

«Несоответствие сведений (конкретных показателей), указанных в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года). В техническом задании (Раздел № 2) документации об аукционе в электронной форме установлено: лекарственная форма – концентрат для приготовления раствора для инфузий. Участник размещения заказа в первой части заявки на участие в аукционе предлагает лекарственную форму – лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, что не соответствует вышеуказанному требованию документации об открытом аукционе в электронной форме.»

Согласно документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна была содержать следующие сведения:

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в табличной части технического задания Раздел № 2 настоящей документации об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара;

- страну происхождения товара, предлагаемого к поставке (в случае, если в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме такой участник не допускается комиссией к участию в открытом аукционе в электронной форме).

Согласно техническому заданию аукциона, поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям:

  • Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота
  • Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий
  • Дозировка - 4 мг, 5 мл
  • Количество табл.,амп.,фл. и т.д. в упаковке – 1
  • Количество упаковок - 550

 

Заявка Заявителя содержала следующие значения:

  • Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота
  • Торговое наименование - Резобра
  • Лекарственная форма - лиофилизат для приготовления раствора для инфузий
  • Дозировка - 4 мг, 5 мл
  • Количество табл.,амп.,фл. и т.д. в упаковке – 1
  • Количество упаковок – 550

 

Аукционная комиссия Госкомзаказа РБ, отказала Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, так как заявка участника размещения заказа ООО «Биотэк» несоответствовала требованиям технического задания документации, а именно Заявитель в графе «Лекарственная форма» указал «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий», тогда как согласно техническому заданию, требовался «концентрат для приготовления раствора для инфузий». 

Согласно письменным объяснениям ООО «Биотэк», указанная в заявке лекарственная форма «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препарата Золедроновая кислота является взаимозаменяемым «концентрату для приготовления раствора для инфузий».

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела №А-27/17-12  проанализировав действия Аукционной комиссии Госкомзаказа РБ установила, что аукционная комиссия действовала в рамках своих полномочии и правомерно отказала в допуске Заявителю в связи с несоответствием требовании технического задания документации, в части указания в графе «Лекарственная форма» «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий», тогда как согласно техническому заданию, требовался «концентрат для приготовления раствора для инфузий». 

Заказчиком данного заказа является Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, однако документацию об открытом аукционе в электронной форме «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012» утверждал Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов.

Согласно п.3.5.3. Указа Президента РБ от 28.08.2010 №УП-514 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по размещению государственных заказов и Порядка взаимодействия Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов с государственными и иными заказчиками Республики Башкортостан при размещении заказов для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан» Госкомзаказ РБ разрабатывает и утверждает документацию, связанную с размещением  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков Республики Башкортостан.

Таким образом, техническое задание документации открытого аукциона в электронной на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» утвержденное Госкомзаказом РБ в части «поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям: Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий», содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» так как не содержит формулировки или  эквивалент, тем самым  утверждение документации об аукционе «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» без формулировки или эквивалент, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

 

      Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов на рассмотрении дела предоставил следующие доводы:

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №0101200008111007771-1 от 17.01.2012г. к участию в аукционе было допущено восемь участников размещения заказа.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0101200008111007771-2 от 23.01.2012г. заявки пяти участников размещения заказа были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. По результатам проведения аукциона снижение цены контракта составило ~ 3%‌.

Согласно открытому аукциону в электронной форме «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год», участники размещения заказа предлагали к поставке препараты «Золерикс», «Верокласт», «Резокластин ФС» и другие.,

На основании вышеизложенного Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов утверждает, что при проведении вышеуказанного аукциона не было ограничения количества участников размещения заказа, цели Закона о размещении заказов были достигнуты, так как было снижение максимальной цены контракта.

 

 Учитывая, вышеизложенное Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела№А-27/17-12  пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется  Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств),  согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.

Кроме того, в соответствии со статьей 61 Закона об обращении лекарственных средств аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками. Следовательно, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами, одинаковыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к аналогичным лекарственным препаратам в контексте Закона  об обращении лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под МНН лекарственного средства понимается наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Согласно положениям ВОЗ под МНН понимаются фармацевтические субстанции или активные фармацевтические ингредиенты, имеющие уникальные общепризнанные наименования. Поскольку МНН отражает химическую формулу, название и свойства фармацевтического вещества, все лекарственные средства, имеющие одинаковое МНН, являются химически эквивалентными.

В связи с тем, что химические свойства лекарственного препарата являются его качественными характеристиками и определяют выбор потребителя, таким образом  аналогичные лекарственные препараты следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам в контексте Закона о защите конкуренции, за исключением особых случаев (инсулины, циклоспорины), по которым есть заключения компетентных учреждений здравоохранения, основанные на данных клинических испытаний.

Согласно разъяснениям ФАС России (от 22.04.2009 №АК/11528 и др.), следует, что на основании полученных данных из Росздравнадзора (вх. от 07.04.2009 №13904) лекарственные формы выпуска «концентрат для приготовления раствора для инфузий» и «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий» для препарата Международного непатентованного наименования Золедроновая кислота являются взаимозаменяемыми, так как содержат одинаковое количество активного вещества (4 мг), биологическая допустимость которого эквивалентна, с одинаковым  путем введения.

Лекарственные препараты  в форме концентрата для приготовления раствора для инфузий обладают преимуществами по сравнению с аналогичными лекарственными препаратами  в форме лиофилизата для приготовления раствора для инфузий (не требуют разведения, исключают риск повреждения флакона и бактериального заражения препарата, обеспечивают большую точность дозировки).

Тем не менее, удобство применения лекарственного препарата не связано с его терапевтической эффективностью, поэтому не может определять выбор покупателя на товарном рынке.

         При рассмотрении дела было установлено, что государственный контракт на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» является заключенным.

 

На основании вышеизложенного, следует, что техническое задание документации открытого аукциона в электронной на право заключения государственного контракта на «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» утвержденное Госкомзаказом РБ в части «поставляемый товар должен был соответствовать следующим значениям: Международное непатентованное наименование - Золедроновая кислота Лекарственная форма - концентрат для приготовления раствора для инфузий», содержит признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» так как не содержит формулировки или  эквивалент, тем самым  утверждение документации об аукционе «на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата (Золедроновая кислота) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2012 год» без формулировки или эквивалент, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

  В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными часть ю 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

         Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников.

Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в том числе: об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что допущенные нарушения являются оконченными, государственный контракт заключен, исполнен и, следовательно,  невозможно вернуть стороны в первоначальное положение и восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.

         В соответствии с Решением ФАС РФ от 13.11.2010 по делу NK-1146/10 «О нарушении законодательства о размещении заказов» антимонопольный орган рассматривал типичное дело, согласно которому в соответствии с письмом Росздравнадзора от 02.04.2009 N 01-5460/09 обе формы лекарства Золедроновая кислота: лиофилизат для приготовления раствора для инфузий и концентрат для приготовления раствора для инфузий являются взаимозаменяемыми, в вязи  с чем установление Заказчиком в документации об аукционе только одной формы выпуска является нарушением час ти 1 статьи 41.6 и части  3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку является требованием к товару, ограничивающим количество участников размещения заказа.

Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным зако нодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст атьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  Согласно ст.39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части создания при проведении торгов организаторами или заказчиками торгов не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

2. Предписание Государственному комитету Республики Башкортостан по размещению государственных заказов не выдавать.

3. Материалы по делу направить должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 11.04.2012.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-27/17-12 [format] => [safe_value] => №А-27/17-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-05 11:22:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-28 11:22:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336217492 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )