Решение по делу №А-63/10-11, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»

Сфера деятельности: ЖКХ и строительство
Номер дела: А-63/10-11
Дата публикации: 13 июня 2011, 02:00

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 13.05.2011г.                                 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 26.05.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело №А-63/10-11, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  из Прокуратуры Советского района г. Уфы поступило по подведомственности обращение жителей многоквартирного дома 123/1 по улице Мингажева г. Уфы от 08.04.2011 года о нарушении управляющей организацией ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" антимонопольного законодательства при ценообразовании на услуги ЖКХ.

Исходя из представленных материалов Прокуратуры Советского района г. Уфы (вх.№3851 от 08.04.2011г.) следует, что ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева 123/1. Электроснабжение квартир указанного дома осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями - физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения №4726 от 01.01.2009, заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго". В ВРУ данного дома установлен прибор учета электрической энергии (№05567735) для освещения мест общего пользования (ОДН). Прибор сдан на коммерческий учет.

 По данным ООО «ЭСКБ», за период с января по сентябрь 2010 г. фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составляет 2167 кВт/ч на общую сумму 3770,58 руб. с НДС. В ходе выборочной проверки лицевых счетов квартир №№ 13, 64, 67 данного дома за период с января по сентябрь 2010 г., выявлено, что ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7 кВт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб. По данным ЕРКЦ, общая сумма платы за указанную услугу, предъявленная потребителям, проживающим в вышеуказанном доме составляет 19,038.95 руб. с НДС. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15,268,37 руб. с НДС.

Информация о наличии в доме №123/1 по ул.Мингажева Советского района г.Уфы общедомовых приборов учета в ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от управляющей компании ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» не поступала.

Расчет начислений жителям дома по указанной услуге производится из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306.

Согласно п.25 вышеуказанных Правил следует, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Между тем, при начислении платы за потребленную электрическую энергию для освещения мест общего пользования (ОДН), ОАО «УЖХ Советского района ГО
г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу
электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного
дома в отношении приборов освещения мест общего пользования
многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих
устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем
противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в
месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1
человека, что является незаконным. Между тем, величина - 7 кВт/ч в месяц не
является нормативом потребления для определения размера платы за
коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из
которой определяется расход электрической энергии на работу
электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Согласно представленной информации от ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" (вх.№5381 от 11.05.2011г.) следует, что в соответствии с требованиями Федерального законодательства и представлений прокурора Республики Башкортостан и прокурора города Уфы в 2010 году из платы за содержание были исключены расходы на оплату электрической энергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов и механизмов. Поскольку электрическая энергия это коммунальный ресурс, то она была выделена как отдельная услуга "электрическая энергия на общедомовые нужды (ОДН)".

В связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы определен в соответствии с п.25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306. В соответствии с п.25 данных правил расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- на освещение мест общего пользования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека;

- на работу лифтового оборудования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

В соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что население должно рассчитываться по показаниям индивидуального прибора учета и доле фактического объема услуги, используемой на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомового прибора учета. Фактический объем услуги, используемый на общедомовые нужды, должен распределяться пропорционально расходу электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета. Практически это невозможно, так как на поставку электроэнергии на индивидуальное потребление (в квартиры граждан) заключены прямые договоры между гражданами и ОАО "Башкирэнерго", а на поставку электроэнергии на общедомовые нужды заключен договор между управляющей организацией и ОАО "Башкирэнерго". Информация о потреблении электроэнергии на индивидуальное пользование у управляющей организации нет, что не дает возможности распределить расходы электроэнергии на общедомовые нужды пропорционально расходу электроэнергии по показаниям ИПУ, как определено в постановлении Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

По домам, где установлены электросчетчики на места общего пользования и работу лифтов, по итогам 2010 года ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" произведен перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды согласно фактических показаний. В 2011 году перерасчет будет производиться ежеквартально.

Заявитель (Митюшова А.С., г. Уфа, ул. Мингажева, д. 123/1 кв.67) поддержала свои доводы, изложенные в заявлении, а также сообщила , что ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" никаких перерасчетов за потребление электроэнергии за ОДН не делало. В квитанциях продолжает начислять не по прибору учета, а как начислялось по нормативу - 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

На заседании Комиссии, назначенном на 13.05.2011г., по рассмотрению дела №А-63/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, представитель МУП УЖХ ГО г.Уфа Республики Башкортостан подтвердила доводы о том, что феврале месяце был произведен перерасчет за потребленную электроэнергию по ОДН для жителей, проживающих по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, д. 123/1.

 Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Электроснабжение квартир в доме №123/1 по ул. Мингажева осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями – физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения №4726 от 01.01.2009г., заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго".

Предметом данного договора является, что Гарантирующий поставщик ОАО "Башкирэнерго":

- осуществляет продажу (поставку) электрической энергии (мощности) Потребителю (ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ") в точки поставки, приобретающему электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях):

- обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности сетевой организации и Потребителя и предоставления услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, путем привлечения третьих лиц.

В ВРУ дома установлен прибор учета электрической энергии (№05567735-09) для освещения мест общего пользования (ОДН). Счетчик сдан на коммерческий учет.

По данным ООО "ЭСКБ" за период с января по сентябрь 2010 года фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составил 2167 квт/ч на общую сумму 3770,58 руб. с НДС.

ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7квт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб.

По данным ЕРКЦ, общая сумма платы за указанную услугу, предъявленная потребителям, проживающим в вышеуказанном доме составляет 19038,95 руб. с НДС. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15268,37 руб. с НДС (19038,95руб-3770,58руб.).

Определение размера платы и взимание платы за электрическую энергию на ОДН в вышеуказанном порядке не соответствует нормам, предусмотренным ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.

Также установлено, что информация о наличии в доме №123/1 по ул. Мингажева общедомовых приборов учета в ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от управляющей компании ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" не поступала. Расчет начисления жителям указанного дома по услуге освещения мест общего пользования (ОДН) при наличии общедомового прибора учета, ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, что противоречит действующему законодательству.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 установлен порядок расчета стоимости коммунальных услуг, который управляющей организацией нарушен.

Согласно данным правилам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16). Следовательно, расходы на электроснабжение мест общего пользования указанным гражданам не предъявляются. В силу п. 22 данных Правил, при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета, собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из его показаний.

Таким образом, ОАО «Управление жилищным хозяйством Советского района городского округа г.Уфа» неправомерно взимало плату за потребленную электрическую энергию по ОДН по нормативу 7квт.ч, так как установлено, что в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1 установлен прибор учета электрической энергии (№05567735-09) для освещения мест общего пользования.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежит утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Использование нормативов потребления коммунальных услуг, не утвержденных в установленном порядке Жилищным кодексом РФ, не допускается.

Применяемая ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» величина (7 кВт/ч в месяц на 1 человека) в порядке, предусмотренном ч,12 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, органом исполнительной власти Республики Башкортостан не утверждалось, в связи с чем применению не подлежит.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация.

Таким образом, ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1, согласно заключенным договорам управления с собственниками помещений, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В материалах дела имеется типовой договор управления многоквартирным домом от 01.01.2009 года, заключенный между собственником жилого помещения Митюшовой Е.С., проживающей в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1-6 и Управляющей организацией ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ". Предметом данного договора является, что Управляющая организация принимает в управление в соответствии с настоящим договором долю общего имущества, принадлежащего Собственнику в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. Собственник поручает, а Управляющая организация организует оказания услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту Имущества, обеспечивает предоставление коммунальных услуг в принадлежащем собственнику жилое помещение в данном доме и оказания прочих услуг. Осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом  деятельность.

В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

Таким образом, управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение.

Управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенного по по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1 является ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ". Соответственно ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" занимает доминирующее положение в доме, расположенного по по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на коммунальную услугу "ОДН" в многоквартирном доме, находящегося в управлении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы", оборудованного прибором учета электрической энергии для освещения мест общего пользования.

2. Выдать ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с собственниками жилых помещений по адресу - г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1, за коммунальную услугу «ОДН» в соответствии с действующим законодательством.

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии:                                                                                        

                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 7604 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-63/10-11, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7604 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323679285 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 13.05.2011г.                                 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 26.05.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело №А-63/10-11, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  из Прокуратуры Советского района г. Уфы поступило по подведомственности обращение жителей многоквартирного дома 123/1 по улице Мингажева г. Уфы от 08.04.2011 года о нарушении управляющей организацией ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" антимонопольного законодательства при ценообразовании на услуги ЖКХ.

Исходя из представленных материалов Прокуратуры Советского района г. Уфы (вх.№3851 от 08.04.2011г.) следует, что ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева 123/1. Электроснабжение квартир указанного дома осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями - физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения №4726 от 01.01.2009, заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго". В ВРУ данного дома установлен прибор учета электрической энергии (№05567735) для освещения мест общего пользования (ОДН). Прибор сдан на коммерческий учет.

 По данным ООО «ЭСКБ», за период с января по сентябрь 2010 г. фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составляет 2167 кВт/ч на общую сумму 3770,58 руб. с НДС. В ходе выборочной проверки лицевых счетов квартир №№ 13, 64, 67 данного дома за период с января по сентябрь 2010 г., выявлено, что ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7 кВт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб. По данным ЕРКЦ, общая сумма платы за указанную услугу, предъявленная потребителям, проживающим в вышеуказанном доме составляет 19,038.95 руб. с НДС. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15,268,37 руб. с НДС.

Информация о наличии в доме №123/1 по ул.Мингажева Советского района г.Уфы общедомовых приборов учета в ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от управляющей компании ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» не поступала.

Расчет начислений жителям дома по указанной услуге производится из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306.

Согласно п.25 вышеуказанных Правил следует, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Между тем, при начислении платы за потребленную электрическую энергию для освещения мест общего пользования (ОДН), ОАО «УЖХ Советского района ГО
г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу
электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного
дома в отношении приборов освещения мест общего пользования
многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих
устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем
противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в
месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1
человека, что является незаконным. Между тем, величина - 7 кВт/ч в месяц не
является нормативом потребления для определения размера платы за
коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из
которой определяется расход электрической энергии на работу
электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Согласно представленной информации от ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" (вх.№5381 от 11.05.2011г.) следует, что в соответствии с требованиями Федерального законодательства и представлений прокурора Республики Башкортостан и прокурора города Уфы в 2010 году из платы за содержание были исключены расходы на оплату электрической энергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов и механизмов. Поскольку электрическая энергия это коммунальный ресурс, то она была выделена как отдельная услуга "электрическая энергия на общедомовые нужды (ОДН)".

В связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы определен в соответствии с п.25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306. В соответствии с п.25 данных правил расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- на освещение мест общего пользования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека;

- на работу лифтового оборудования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

В соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что население должно рассчитываться по показаниям индивидуального прибора учета и доле фактического объема услуги, используемой на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомового прибора учета. Фактический объем услуги, используемый на общедомовые нужды, должен распределяться пропорционально расходу электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета. Практически это невозможно, так как на поставку электроэнергии на индивидуальное потребление (в квартиры граждан) заключены прямые договоры между гражданами и ОАО "Башкирэнерго", а на поставку электроэнергии на общедомовые нужды заключен договор между управляющей организацией и ОАО "Башкирэнерго". Информация о потреблении электроэнергии на индивидуальное пользование у управляющей организации нет, что не дает возможности распределить расходы электроэнергии на общедомовые нужды пропорционально расходу электроэнергии по показаниям ИПУ, как определено в постановлении Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

По домам, где установлены электросчетчики на места общего пользования и работу лифтов, по итогам 2010 года ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" произведен перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды согласно фактических показаний. В 2011 году перерасчет будет производиться ежеквартально.

Заявитель (Митюшова А.С., г. Уфа, ул. Мингажева, д. 123/1 кв.67) поддержала свои доводы, изложенные в заявлении, а также сообщила , что ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" никаких перерасчетов за потребление электроэнергии за ОДН не делало. В квитанциях продолжает начислять не по прибору учета, а как начислялось по нормативу - 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

На заседании Комиссии, назначенном на 13.05.2011г., по рассмотрению дела №А-63/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, представитель МУП УЖХ ГО г.Уфа Республики Башкортостан подтвердила доводы о том, что феврале месяце был произведен перерасчет за потребленную электроэнергию по ОДН для жителей, проживающих по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, д. 123/1.

 Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Электроснабжение квартир в доме №123/1 по ул. Мингажева осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями – физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения №4726 от 01.01.2009г., заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго".

Предметом данного договора является, что Гарантирующий поставщик ОАО "Башкирэнерго":

- осуществляет продажу (поставку) электрической энергии (мощности) Потребителю (ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ") в точки поставки, приобретающему электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях):

- обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности сетевой организации и Потребителя и предоставления услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, путем привлечения третьих лиц.

В ВРУ дома установлен прибор учета электрической энергии (№05567735-09) для освещения мест общего пользования (ОДН). Счетчик сдан на коммерческий учет.

По данным ООО "ЭСКБ" за период с января по сентябрь 2010 года фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составил 2167 квт/ч на общую сумму 3770,58 руб. с НДС.

ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7квт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб.

По данным ЕРКЦ, общая сумма платы за указанную услугу, предъявленная потребителям, проживающим в вышеуказанном доме составляет 19038,95 руб. с НДС. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15268,37 руб. с НДС (19038,95руб-3770,58руб.).

Определение размера платы и взимание платы за электрическую энергию на ОДН в вышеуказанном порядке не соответствует нормам, предусмотренным ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.

Также установлено, что информация о наличии в доме №123/1 по ул. Мингажева общедомовых приборов учета в ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от управляющей компании ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" не поступала. Расчет начисления жителям указанного дома по услуге освещения мест общего пользования (ОДН) при наличии общедомового прибора учета, ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, что противоречит действующему законодательству.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 установлен порядок расчета стоимости коммунальных услуг, который управляющей организацией нарушен.

Согласно данным правилам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16). Следовательно, расходы на электроснабжение мест общего пользования указанным гражданам не предъявляются. В силу п. 22 данных Правил, при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета, собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из его показаний.

Таким образом, ОАО «Управление жилищным хозяйством Советского района городского округа г.Уфа» неправомерно взимало плату за потребленную электрическую энергию по ОДН по нормативу 7квт.ч, так как установлено, что в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1 установлен прибор учета электрической энергии (№05567735-09) для освещения мест общего пользования.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежит утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Использование нормативов потребления коммунальных услуг, не утвержденных в установленном порядке Жилищным кодексом РФ, не допускается.

Применяемая ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» величина (7 кВт/ч в месяц на 1 человека) в порядке, предусмотренном ч,12 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, органом исполнительной власти Республики Башкортостан не утверждалось, в связи с чем применению не подлежит.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация.

Таким образом, ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1, согласно заключенным договорам управления с собственниками помещений, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В материалах дела имеется типовой договор управления многоквартирным домом от 01.01.2009 года, заключенный между собственником жилого помещения Митюшовой Е.С., проживающей в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1-6 и Управляющей организацией ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ". Предметом данного договора является, что Управляющая организация принимает в управление в соответствии с настоящим договором долю общего имущества, принадлежащего Собственнику в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. Собственник поручает, а Управляющая организация организует оказания услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту Имущества, обеспечивает предоставление коммунальных услуг в принадлежащем собственнику жилое помещение в данном доме и оказания прочих услуг. Осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом  деятельность.

В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

Таким образом, управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение.

Управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенного по по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1 является ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ". Соответственно ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" занимает доминирующее положение в доме, расположенного по по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на коммунальную услугу "ОДН" в многоквартирном доме, находящегося в управлении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы", оборудованного прибором учета электрической энергии для освещения мест общего пользования.

2. Выдать ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с собственниками жилых помещений по адресу - г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1, за коммунальную услугу «ОДН» в соответствии с действующим законодательством.

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии:                                                                                        

                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 13.05.2011г.                                 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 26.05.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело №А-63/10-11, возбужденное в отношении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  из Прокуратуры Советского района г. Уфы поступило по подведомственности обращение жителей многоквартирного дома 123/1 по улице Мингажева г. Уфы от 08.04.2011 года о нарушении управляющей организацией ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" антимонопольного законодательства при ценообразовании на услуги ЖКХ.

Исходя из представленных материалов Прокуратуры Советского района г. Уфы (вх.№3851 от 08.04.2011г.) следует, что ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева 123/1. Электроснабжение квартир указанного дома осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями - физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения №4726 от 01.01.2009, заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго". В ВРУ данного дома установлен прибор учета электрической энергии (№05567735) для освещения мест общего пользования (ОДН). Прибор сдан на коммерческий учет.

 По данным ООО «ЭСКБ», за период с января по сентябрь 2010 г. фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составляет 2167 кВт/ч на общую сумму 3770,58 руб. с НДС. В ходе выборочной проверки лицевых счетов квартир №№ 13, 64, 67 данного дома за период с января по сентябрь 2010 г., выявлено, что ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7 кВт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб. По данным ЕРКЦ, общая сумма платы за указанную услугу, предъявленная потребителям, проживающим в вышеуказанном доме составляет 19,038.95 руб. с НДС. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15,268,37 руб. с НДС.

Информация о наличии в доме №123/1 по ул.Мингажева Советского района г.Уфы общедомовых приборов учета в ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от управляющей компании ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» не поступала.

Расчет начислений жителям дома по указанной услуге производится из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306.

Согласно п.25 вышеуказанных Правил следует, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Между тем, при начислении платы за потребленную электрическую энергию для освещения мест общего пользования (ОДН), ОАО «УЖХ Советского района ГО
г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу
электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного
дома в отношении приборов освещения мест общего пользования
многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих
устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем
противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в
месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1
человека, что является незаконным. Между тем, величина - 7 кВт/ч в месяц не
является нормативом потребления для определения размера платы за
коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из
которой определяется расход электрической энергии на работу
электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Согласно представленной информации от ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" (вх.№5381 от 11.05.2011г.) следует, что в соответствии с требованиями Федерального законодательства и представлений прокурора Республики Башкортостан и прокурора города Уфы в 2010 году из платы за содержание были исключены расходы на оплату электрической энергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов и механизмов. Поскольку электрическая энергия это коммунальный ресурс, то она была выделена как отдельная услуга "электрическая энергия на общедомовые нужды (ОДН)".

В связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы определен в соответствии с п.25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306. В соответствии с п.25 данных правил расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

- на освещение мест общего пользования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека;

- на работу лифтового оборудования- 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

В соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что население должно рассчитываться по показаниям индивидуального прибора учета и доле фактического объема услуги, используемой на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомового прибора учета. Фактический объем услуги, используемый на общедомовые нужды, должен распределяться пропорционально расходу электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета. Практически это невозможно, так как на поставку электроэнергии на индивидуальное потребление (в квартиры граждан) заключены прямые договоры между гражданами и ОАО "Башкирэнерго", а на поставку электроэнергии на общедомовые нужды заключен договор между управляющей организацией и ОАО "Башкирэнерго". Информация о потреблении электроэнергии на индивидуальное пользование у управляющей организации нет, что не дает возможности распределить расходы электроэнергии на общедомовые нужды пропорционально расходу электроэнергии по показаниям ИПУ, как определено в постановлении Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

По домам, где установлены электросчетчики на места общего пользования и работу лифтов, по итогам 2010 года ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" произведен перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды согласно фактических показаний. В 2011 году перерасчет будет производиться ежеквартально.

Заявитель (Митюшова А.С., г. Уфа, ул. Мингажева, д. 123/1 кв.67) поддержала свои доводы, изложенные в заявлении, а также сообщила , что ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" никаких перерасчетов за потребление электроэнергии за ОДН не делало. В квитанциях продолжает начислять не по прибору учета, а как начислялось по нормативу - 7 квт.ч. в месяц на 1 человека.

На заседании Комиссии, назначенном на 13.05.2011г., по рассмотрению дела №А-63/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, представитель МУП УЖХ ГО г.Уфа Республики Башкортостан подтвердила доводы о том, что феврале месяце был произведен перерасчет за потребленную электроэнергию по ОДН для жителей, проживающих по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, д. 123/1.

 Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Электроснабжение квартир в доме №123/1 по ул. Мингажева осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями – физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения №4726 от 01.01.2009г., заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго".

Предметом данного договора является, что Гарантирующий поставщик ОАО "Башкирэнерго":

- осуществляет продажу (поставку) электрической энергии (мощности) Потребителю (ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ") в точки поставки, приобретающему электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях):

- обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности сетевой организации и Потребителя и предоставления услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, путем привлечения третьих лиц.

В ВРУ дома установлен прибор учета электрической энергии (№05567735-09) для освещения мест общего пользования (ОДН). Счетчик сдан на коммерческий учет.

По данным ООО "ЭСКБ" за период с января по сентябрь 2010 года фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составил 2167 квт/ч на общую сумму 3770,58 руб. с НДС.

ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7квт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб.

По данным ЕРКЦ, общая сумма платы за указанную услугу, предъявленная потребителям, проживающим в вышеуказанном доме составляет 19038,95 руб. с НДС. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15268,37 руб. с НДС (19038,95руб-3770,58руб.).

Определение размера платы и взимание платы за электрическую энергию на ОДН в вышеуказанном порядке не соответствует нормам, предусмотренным ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.

Также установлено, что информация о наличии в доме №123/1 по ул. Мингажева общедомовых приборов учета в ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от управляющей компании ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" не поступала. Расчет начисления жителям указанного дома по услуге освещения мест общего пользования (ОДН) при наличии общедомового прибора учета, ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, что противоречит действующему законодательству.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 установлен порядок расчета стоимости коммунальных услуг, который управляющей организацией нарушен.

Согласно данным правилам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16). Следовательно, расходы на электроснабжение мест общего пользования указанным гражданам не предъявляются. В силу п. 22 данных Правил, при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета, собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из его показаний.

Таким образом, ОАО «Управление жилищным хозяйством Советского района городского округа г.Уфа» неправомерно взимало плату за потребленную электрическую энергию по ОДН по нормативу 7квт.ч, так как установлено, что в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1 установлен прибор учета электрической энергии (№05567735-09) для освещения мест общего пользования.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению подлежит утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Использование нормативов потребления коммунальных услуг, не утвержденных в установленном порядке Жилищным кодексом РФ, не допускается.

Применяемая ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» величина (7 кВт/ч в месяц на 1 человека) в порядке, предусмотренном ч,12 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, органом исполнительной власти Республики Башкортостан не утверждалось, в связи с чем применению не подлежит.

Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация.

Таким образом, ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1, согласно заключенным договорам управления с собственниками помещений, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В материалах дела имеется типовой договор управления многоквартирным домом от 01.01.2009 года, заключенный между собственником жилого помещения Митюшовой Е.С., проживающей в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1-6 и Управляющей организацией ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ". Предметом данного договора является, что Управляющая организация принимает в управление в соответствии с настоящим договором долю общего имущества, принадлежащего Собственнику в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. Собственник поручает, а Управляющая организация организует оказания услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту Имущества, обеспечивает предоставление коммунальных услуг в принадлежащем собственнику жилое помещение в данном доме и оказания прочих услуг. Осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом  деятельность.

В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Исходя из норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%.

Таким образом, управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение.

Управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенного по по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1 является ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ". Соответственно ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" занимает доминирующее положение в доме, расположенного по по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, 123/1.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ст. 39 Закона о защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" (450001, РБ, г. Уфа, ул.Бессонова, 2а ) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на коммунальную услугу "ОДН" в многоквартирном доме, находящегося в управлении ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы", оборудованного прибором учета электрической энергии для освещения мест общего пользования.

2. Выдать ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения расчетов с собственниками жилых помещений по адресу - г. Уфа, ул. Мингажева, д.123/1, за коммунальную услугу «ОДН» в соответствии с действующим законодательством.

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии:                                                                                        

                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-63/10-11 [format] => [safe_value] => А-63/10-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => ЖКХ и строительство [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-12 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-12 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323679285 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )