Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-8867/2011

Дата публикации: 18 июля 2011, 02:00

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-8867/2011

18.07.2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
18 июля 2011 года
г.Уфа Дело№А07-8867/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2011 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи <…>, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…>, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (450501, Уфимский район, с.Булгаково, микрорайон Аэропорт, ИНН 0274108180, ОГРН 1060274000192) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11 от 11.05.2011г., при участии в судебном заседании: от заявителя: <…> - представитель по доверенности № 594.06 от 14.06.2011г.; от ответчика: <…> по доверенности № 69 от 03.11.2010г; <…> по доверенности № 8/2741 от 04.04.2011г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (далее Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11 от 11.05.2011г.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.
Ответчик требования Общества не признает, считает обжалуемое постановление законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзывах.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд установил, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «КАС-Югра» на действия ОАО «Международный аэропорт «Уфа», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Управление, рассмотрев данное обращение, 11.11.2010г. приняло решение по делу № А-443/10-10, которым действия ОАО «Международный аэропорт «Уфа» при применении тарифа на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденного Федеральной службой по тарифам, признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекращено.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства предписание ОАО «Международный аэропорт «Уфа» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, Управлением не выдавалось.
31 марта 2011 года Управлением в отношении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» возбуждено дело об административном правонарушении № АА-030/11 по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
28 апреля 2011 года Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу № АА-030/11 по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управление 11.05.2011 года вынесло постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11, которым ОАО «Международный аэропорт «Уфа» привлечено к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 823 469,78 руб.
Общество с вынесенным постановлением не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, За исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с ч.5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.06.1999г. № 122-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с решением Правления МАП России от 27.07.2000г. № 23/11-4-р, от 06.11.2001 № 41/11-1-р (изменения от 25.04.2007 № 71-т, от 14.05.2007 № 92-т) ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов».
Приказом Территориального управления МАП России по Республике Башкортостан от 21.07.2003г. № 43 о/д ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов на товарном рынке услуг по обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты, грузов.
Таким образом, Общество в географических границах Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
Приказом Минтранса РФ от 02.10.2000г. № ПО «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и Порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 27.08.2009г. № 233 «Об изменении тарифа ВС авиа ГСМ» в ОАО «Международный аэропорт «Уфа» с 01.10.2009г. установлен тариф за услуги по обеспечению авиационным топливом в размере 3 050 рублей за тонну заправленного топлива без учета НДС.
Указанный размер тарифа в соответствии с приказом Минтранса РФ от 02.10.2000г. №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» был зарегистрирован Обществом 01.10.2009г. в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.
В соответствии с п.3 указанного постановления обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом включено в Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008г. № 293 (пункт 5).
Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
В силу п.2 постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 органами регулирования является Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов и контроль по вопросам, связанным с их определением (установлением) и применением, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 23.11.2009г. № 211 были внесены изменения в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000г. № ПО, в том числе, пункт 4.11 приложения № 1 изложен в следующей редакции: "4.11. Тарифы за обеспечение АвиаГСМ".
Пункт 4.11 приложения № 1 к Приказу дополнен подпунктами 4.11.1. Тариф за хранение авиационного топлива; 4.11.2. Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна; 4.11.3. Тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями.
Данные изменения вступили в силу с 02.02.2010г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.12.2009г. № 509-т/12 утверждены тарифы (сборы) на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО «Международный аэропорт «Уфа»: а именно: сбор за вылет-посадку (включая стоянку воздушных судов на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажиров и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке в аэропорту посадки; сбор за стоянку воздушных судов на аэродроме более 3-х часов после посадки для пассажиров и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке в аэропорту посадки; сбор за обеспечение авиационной безопасности; сбор за предоставление аэровокзального комплекса; тарифы за обслуживание пассажиров.
Таким образом УФАС по РБ установлено, что ОАО «Международный аэропорт «Уфа» в соответствии с действующим законодательством 24.12.2009г. утверждены в Федеральной службе по тарифам следующие тарифы и сборы: на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров. Тариф за обеспечение АвиаГСМ, состоящий из организации обеспечения авиаГСМ, хранения ГСМ, анализа качества ГСМ, приема и выдачи ГСМ, предоставления персонала и технических передвижных средств, установленный с 01.10.2009г. в размере 3050 руб./т без НДС был зарегистрирован ОАО «Международный аэропорт «Уфа» в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Федеральную службу по тарифам с материалами по аэропортовым сборам и тарифам за наземное обслуживание воздушных судов для российских и иностранных эксплуатантов в соответствии с фактическими и прогнозными показателями ОАО «Международный аэропорт «Уфа» для утверждения аэропортовых сборов и тарифов только 28.10.2010г. (письмо от 28.10.2010г. № 88Б.10).
Таким образом, Обществом в течение более десяти месяцев не предпринималось мер по подаче документов в Федеральную службу по тарифам для утверждения соответствующих тарифов.
До утверждения тарифов Федеральной службой по тарифам Общество продолжало применять тариф за услуги по обеспечению авиационным топливом в размере 3 050 рублей за тонну заправленного топлива без учета НДС, зарегистрированный 01.10.2009г. в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Довод Общества о том, что до утверждения тарифов Федеральной службой по тарифам оно вправе использовать зарегистрированный ранее тариф, судом отклоняется, поскольку разъяснения, данные Министерством транспорта Российской Федерации в телеграмме № 01-01-02/2746 от 27.08.2010г. о возможности применения зарегистрированных ранее тарифов за обеспечение авиа ГСМ - при осуществлении заправки воздушных судов авиационным топливом; договорных тарифов - при осуществлении услуги по хранению авиационного топлива, касаются организаций, в отношении которых вопрос о включении в реестр субъектов естественных монополий и утверждении тарифов находится в стадии рассмотрения.
В данном случае, ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов» в соответствии с решением Правления МАП России от 27.07.2000г. № 23/11-4-р, от 06.11.2001 № 41/11-1-р (изменения от 25.04.2007 № 71-т, от 14.05.2007 № 92-т) и до 28.10.2010г. в Федеральную службу по тарифам для утверждения тарифов не обращалось.
Кроме того, использование ранее зарегистрированного тарифа возможно лишь в том случае, если этот тариф утвержден уполномоченным органом, то есть Федеральной службой по тарифам. В данном случае тариф был зарегистрирован ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата», которое не является уполномоченным органом.
Довод Общества об отсутствии механизма формирования и утверждения в Федеральной службе по тарифам тарифа за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, судом отклоняется, так как по состоянию на 09.09.2010г. пятью аэропортами Российской Федерации использовались утвержденные тарифы: Тариф за хранение авиационного топлива и Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, утвержденные Федеральной службой по тарифам в соответствии с постановлением Правительства РФ № 599 от 22.07.2009г.
На основании изложенного, Управление пришло к правильному выводу о нарушении Обществом требований п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, арбитражный суд считает, что вина ОАО «Международный аэропорт «Уфа» заключается в несоблюдении Обществом антимонопольного законодательства. У Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.
Каких-либо данных, свидетельствующих о принятии Обществом всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения, судом по материалам дела не установлено.
Факт нарушения Обществом требований п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением Управления Федеральной антимонопольной службы по делу №А-443/10-10 от 24.11.2010г. (резолютивная часть решения оглашена 11.11.2010г.). Решение Управления от 24.11.2010г. по делу №А-443/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства Обществом не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует наступления последствий.
При наложении административного штрафа Управлением были учтены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а именно: совершение правонарушения впервые, в связи с чем, наложен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 14.31 КоАП РФ - одна сотая размера суммы выручки ОАО «Международный аэропорт «Уфа» - 823 469,78 руб. Назначение наказания ниже низшего предела не допускается.
Довод Общества о малозначительности допущенного правонарушения судом отклоняется в силу следующего.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003г. № 349-0, из содержания статьи 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со статьей 71 АПК РФ и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952г. о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», суд считает, что в данном случае основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Иных оснований для освобождения Общества от административной ответственности не установлено.
На основании изложенного, суд считает постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11.05.2011г. № АА-030/11 о привлечении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующим требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Уфа» (450501, Уфимский район, с.Булгаково, микрорайон Аэропорт, ИНН 0274108180, ОГРН1060274000192) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95) от 11.05.2011г. № АА-030/11 о привлечении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

 

stdClass Object ( [vid] => 7556 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-8867/2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7556 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322124685 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-8867/2011

18.07.2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
18 июля 2011 года
г.Уфа Дело№А07-8867/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2011 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи <…>, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…>, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (450501, Уфимский район, с.Булгаково, микрорайон Аэропорт, ИНН 0274108180, ОГРН 1060274000192) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11 от 11.05.2011г., при участии в судебном заседании: от заявителя: <…> - представитель по доверенности № 594.06 от 14.06.2011г.; от ответчика: <…> по доверенности № 69 от 03.11.2010г; <…> по доверенности № 8/2741 от 04.04.2011г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (далее Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11 от 11.05.2011г.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.
Ответчик требования Общества не признает, считает обжалуемое постановление законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзывах.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд установил, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «КАС-Югра» на действия ОАО «Международный аэропорт «Уфа», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Управление, рассмотрев данное обращение, 11.11.2010г. приняло решение по делу № А-443/10-10, которым действия ОАО «Международный аэропорт «Уфа» при применении тарифа на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденного Федеральной службой по тарифам, признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекращено.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства предписание ОАО «Международный аэропорт «Уфа» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, Управлением не выдавалось.
31 марта 2011 года Управлением в отношении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» возбуждено дело об административном правонарушении № АА-030/11 по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
28 апреля 2011 года Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу № АА-030/11 по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управление 11.05.2011 года вынесло постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11, которым ОАО «Международный аэропорт «Уфа» привлечено к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 823 469,78 руб.
Общество с вынесенным постановлением не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, За исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с ч.5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.06.1999г. № 122-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с решением Правления МАП России от 27.07.2000г. № 23/11-4-р, от 06.11.2001 № 41/11-1-р (изменения от 25.04.2007 № 71-т, от 14.05.2007 № 92-т) ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов».
Приказом Территориального управления МАП России по Республике Башкортостан от 21.07.2003г. № 43 о/д ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов на товарном рынке услуг по обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты, грузов.
Таким образом, Общество в географических границах Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
Приказом Минтранса РФ от 02.10.2000г. № ПО «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и Порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 27.08.2009г. № 233 «Об изменении тарифа ВС авиа ГСМ» в ОАО «Международный аэропорт «Уфа» с 01.10.2009г. установлен тариф за услуги по обеспечению авиационным топливом в размере 3 050 рублей за тонну заправленного топлива без учета НДС.
Указанный размер тарифа в соответствии с приказом Минтранса РФ от 02.10.2000г. №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» был зарегистрирован Обществом 01.10.2009г. в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.
В соответствии с п.3 указанного постановления обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом включено в Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008г. № 293 (пункт 5).
Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
В силу п.2 постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 органами регулирования является Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов и контроль по вопросам, связанным с их определением (установлением) и применением, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 23.11.2009г. № 211 были внесены изменения в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000г. № ПО, в том числе, пункт 4.11 приложения № 1 изложен в следующей редакции: "4.11. Тарифы за обеспечение АвиаГСМ".
Пункт 4.11 приложения № 1 к Приказу дополнен подпунктами 4.11.1. Тариф за хранение авиационного топлива; 4.11.2. Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна; 4.11.3. Тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями.
Данные изменения вступили в силу с 02.02.2010г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.12.2009г. № 509-т/12 утверждены тарифы (сборы) на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО «Международный аэропорт «Уфа»: а именно: сбор за вылет-посадку (включая стоянку воздушных судов на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажиров и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке в аэропорту посадки; сбор за стоянку воздушных судов на аэродроме более 3-х часов после посадки для пассажиров и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке в аэропорту посадки; сбор за обеспечение авиационной безопасности; сбор за предоставление аэровокзального комплекса; тарифы за обслуживание пассажиров.
Таким образом УФАС по РБ установлено, что ОАО «Международный аэропорт «Уфа» в соответствии с действующим законодательством 24.12.2009г. утверждены в Федеральной службе по тарифам следующие тарифы и сборы: на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров. Тариф за обеспечение АвиаГСМ, состоящий из организации обеспечения авиаГСМ, хранения ГСМ, анализа качества ГСМ, приема и выдачи ГСМ, предоставления персонала и технических передвижных средств, установленный с 01.10.2009г. в размере 3050 руб./т без НДС был зарегистрирован ОАО «Международный аэропорт «Уфа» в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Федеральную службу по тарифам с материалами по аэропортовым сборам и тарифам за наземное обслуживание воздушных судов для российских и иностранных эксплуатантов в соответствии с фактическими и прогнозными показателями ОАО «Международный аэропорт «Уфа» для утверждения аэропортовых сборов и тарифов только 28.10.2010г. (письмо от 28.10.2010г. № 88Б.10).
Таким образом, Обществом в течение более десяти месяцев не предпринималось мер по подаче документов в Федеральную службу по тарифам для утверждения соответствующих тарифов.
До утверждения тарифов Федеральной службой по тарифам Общество продолжало применять тариф за услуги по обеспечению авиационным топливом в размере 3 050 рублей за тонну заправленного топлива без учета НДС, зарегистрированный 01.10.2009г. в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Довод Общества о том, что до утверждения тарифов Федеральной службой по тарифам оно вправе использовать зарегистрированный ранее тариф, судом отклоняется, поскольку разъяснения, данные Министерством транспорта Российской Федерации в телеграмме № 01-01-02/2746 от 27.08.2010г. о возможности применения зарегистрированных ранее тарифов за обеспечение авиа ГСМ - при осуществлении заправки воздушных судов авиационным топливом; договорных тарифов - при осуществлении услуги по хранению авиационного топлива, касаются организаций, в отношении которых вопрос о включении в реестр субъектов естественных монополий и утверждении тарифов находится в стадии рассмотрения.
В данном случае, ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов» в соответствии с решением Правления МАП России от 27.07.2000г. № 23/11-4-р, от 06.11.2001 № 41/11-1-р (изменения от 25.04.2007 № 71-т, от 14.05.2007 № 92-т) и до 28.10.2010г. в Федеральную службу по тарифам для утверждения тарифов не обращалось.
Кроме того, использование ранее зарегистрированного тарифа возможно лишь в том случае, если этот тариф утвержден уполномоченным органом, то есть Федеральной службой по тарифам. В данном случае тариф был зарегистрирован ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата», которое не является уполномоченным органом.
Довод Общества об отсутствии механизма формирования и утверждения в Федеральной службе по тарифам тарифа за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, судом отклоняется, так как по состоянию на 09.09.2010г. пятью аэропортами Российской Федерации использовались утвержденные тарифы: Тариф за хранение авиационного топлива и Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, утвержденные Федеральной службой по тарифам в соответствии с постановлением Правительства РФ № 599 от 22.07.2009г.
На основании изложенного, Управление пришло к правильному выводу о нарушении Обществом требований п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, арбитражный суд считает, что вина ОАО «Международный аэропорт «Уфа» заключается в несоблюдении Обществом антимонопольного законодательства. У Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.
Каких-либо данных, свидетельствующих о принятии Обществом всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения, судом по материалам дела не установлено.
Факт нарушения Обществом требований п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением Управления Федеральной антимонопольной службы по делу №А-443/10-10 от 24.11.2010г. (резолютивная часть решения оглашена 11.11.2010г.). Решение Управления от 24.11.2010г. по делу №А-443/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства Обществом не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует наступления последствий.
При наложении административного штрафа Управлением были учтены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а именно: совершение правонарушения впервые, в связи с чем, наложен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 14.31 КоАП РФ - одна сотая размера суммы выручки ОАО «Международный аэропорт «Уфа» - 823 469,78 руб. Назначение наказания ниже низшего предела не допускается.
Довод Общества о малозначительности допущенного правонарушения судом отклоняется в силу следующего.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003г. № 349-0, из содержания статьи 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со статьей 71 АПК РФ и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952г. о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», суд считает, что в данном случае основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Иных оснований для освобождения Общества от административной ответственности не установлено.
На основании изложенного, суд считает постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11.05.2011г. № АА-030/11 о привлечении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующим требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Уфа» (450501, Уфимский район, с.Булгаково, микрорайон Аэропорт, ИНН 0274108180, ОГРН1060274000192) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95) от 11.05.2011г. № АА-030/11 о привлечении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-8867/2011

18.07.2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
18 июля 2011 года
г.Уфа Дело№А07-8867/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2011 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи <…>, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…>, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (450501, Уфимский район, с.Булгаково, микрорайон Аэропорт, ИНН 0274108180, ОГРН 1060274000192) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11 от 11.05.2011г., при участии в судебном заседании: от заявителя: <…> - представитель по доверенности № 594.06 от 14.06.2011г.; от ответчика: <…> по доверенности № 69 от 03.11.2010г; <…> по доверенности № 8/2741 от 04.04.2011г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (далее Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11 от 11.05.2011г.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.
Ответчик требования Общества не признает, считает обжалуемое постановление законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзывах.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд установил, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ООО «КАС-Югра» на действия ОАО «Международный аэропорт «Уфа», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Управление, рассмотрев данное обращение, 11.11.2010г. приняло решение по делу № А-443/10-10, которым действия ОАО «Международный аэропорт «Уфа» при применении тарифа на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденного Федеральной службой по тарифам, признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекращено.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства предписание ОАО «Международный аэропорт «Уфа» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, Управлением не выдавалось.
31 марта 2011 года Управлением в отношении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» возбуждено дело об административном правонарушении № АА-030/11 по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
28 апреля 2011 года Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу № АА-030/11 по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управление 11.05.2011 года вынесло постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-030/11, которым ОАО «Международный аэропорт «Уфа» привлечено к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 823 469,78 руб.
Общество с вынесенным постановлением не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, За исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с ч.5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.06.1999г. № 122-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с решением Правления МАП России от 27.07.2000г. № 23/11-4-р, от 06.11.2001 № 41/11-1-р (изменения от 25.04.2007 № 71-т, от 14.05.2007 № 92-т) ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов».
Приказом Территориального управления МАП России по Республике Башкортостан от 21.07.2003г. № 43 о/д ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов на товарном рынке услуг по обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты, грузов.
Таким образом, Общество в географических границах Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
Приказом Минтранса РФ от 02.10.2000г. № ПО «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и Порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 27.08.2009г. № 233 «Об изменении тарифа ВС авиа ГСМ» в ОАО «Международный аэропорт «Уфа» с 01.10.2009г. установлен тариф за услуги по обеспечению авиационным топливом в размере 3 050 рублей за тонну заправленного топлива без учета НДС.
Указанный размер тарифа в соответствии с приказом Минтранса РФ от 02.10.2000г. №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» был зарегистрирован Обществом 01.10.2009г. в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.
В соответствии с п.3 указанного постановления обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом включено в Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008г. № 293 (пункт 5).
Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
В силу п.2 постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 органами регулирования является Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов и контроль по вопросам, связанным с их определением (установлением) и применением, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 23.11.2009г. № 211 были внесены изменения в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000г. № ПО, в том числе, пункт 4.11 приложения № 1 изложен в следующей редакции: "4.11. Тарифы за обеспечение АвиаГСМ".
Пункт 4.11 приложения № 1 к Приказу дополнен подпунктами 4.11.1. Тариф за хранение авиационного топлива; 4.11.2. Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна; 4.11.3. Тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями.
Данные изменения вступили в силу с 02.02.2010г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.12.2009г. № 509-т/12 утверждены тарифы (сборы) на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО «Международный аэропорт «Уфа»: а именно: сбор за вылет-посадку (включая стоянку воздушных судов на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажиров и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке в аэропорту посадки; сбор за стоянку воздушных судов на аэродроме более 3-х часов после посадки для пассажиров и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке в аэропорту посадки; сбор за обеспечение авиационной безопасности; сбор за предоставление аэровокзального комплекса; тарифы за обслуживание пассажиров.
Таким образом УФАС по РБ установлено, что ОАО «Международный аэропорт «Уфа» в соответствии с действующим законодательством 24.12.2009г. утверждены в Федеральной службе по тарифам следующие тарифы и сборы: на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров. Тариф за обеспечение АвиаГСМ, состоящий из организации обеспечения авиаГСМ, хранения ГСМ, анализа качества ГСМ, приема и выдачи ГСМ, предоставления персонала и технических передвижных средств, установленный с 01.10.2009г. в размере 3050 руб./т без НДС был зарегистрирован ОАО «Международный аэропорт «Уфа» в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Федеральную службу по тарифам с материалами по аэропортовым сборам и тарифам за наземное обслуживание воздушных судов для российских и иностранных эксплуатантов в соответствии с фактическими и прогнозными показателями ОАО «Международный аэропорт «Уфа» для утверждения аэропортовых сборов и тарифов только 28.10.2010г. (письмо от 28.10.2010г. № 88Б.10).
Таким образом, Обществом в течение более десяти месяцев не предпринималось мер по подаче документов в Федеральную службу по тарифам для утверждения соответствующих тарифов.
До утверждения тарифов Федеральной службой по тарифам Общество продолжало применять тариф за услуги по обеспечению авиационным топливом в размере 3 050 рублей за тонну заправленного топлива без учета НДС, зарегистрированный 01.10.2009г. в Центре расписания и тарифов ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Довод Общества о том, что до утверждения тарифов Федеральной службой по тарифам оно вправе использовать зарегистрированный ранее тариф, судом отклоняется, поскольку разъяснения, данные Министерством транспорта Российской Федерации в телеграмме № 01-01-02/2746 от 27.08.2010г. о возможности применения зарегистрированных ранее тарифов за обеспечение авиа ГСМ - при осуществлении заправки воздушных судов авиационным топливом; договорных тарифов - при осуществлении услуги по хранению авиационного топлива, касаются организаций, в отношении которых вопрос о включении в реестр субъектов естественных монополий и утверждении тарифов находится в стадии рассмотрения.
В данном случае, ОАО «Международный аэропорт «Уфа» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов» в соответствии с решением Правления МАП России от 27.07.2000г. № 23/11-4-р, от 06.11.2001 № 41/11-1-р (изменения от 25.04.2007 № 71-т, от 14.05.2007 № 92-т) и до 28.10.2010г. в Федеральную службу по тарифам для утверждения тарифов не обращалось.
Кроме того, использование ранее зарегистрированного тарифа возможно лишь в том случае, если этот тариф утвержден уполномоченным органом, то есть Федеральной службой по тарифам. В данном случае тариф был зарегистрирован ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата», которое не является уполномоченным органом.
Довод Общества об отсутствии механизма формирования и утверждения в Федеральной службе по тарифам тарифа за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, судом отклоняется, так как по состоянию на 09.09.2010г. пятью аэропортами Российской Федерации использовались утвержденные тарифы: Тариф за хранение авиационного топлива и Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, утвержденные Федеральной службой по тарифам в соответствии с постановлением Правительства РФ № 599 от 22.07.2009г.
На основании изложенного, Управление пришло к правильному выводу о нарушении Обществом требований п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, арбитражный суд считает, что вина ОАО «Международный аэропорт «Уфа» заключается в несоблюдении Обществом антимонопольного законодательства. У Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.
Каких-либо данных, свидетельствующих о принятии Обществом всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения, судом по материалам дела не установлено.
Факт нарушения Обществом требований п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением Управления Федеральной антимонопольной службы по делу №А-443/10-10 от 24.11.2010г. (резолютивная часть решения оглашена 11.11.2010г.). Решение Управления от 24.11.2010г. по делу №А-443/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства Обществом не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует наступления последствий.
При наложении административного штрафа Управлением были учтены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а именно: совершение правонарушения впервые, в связи с чем, наложен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 14.31 КоАП РФ - одна сотая размера суммы выручки ОАО «Международный аэропорт «Уфа» - 823 469,78 руб. Назначение наказания ниже низшего предела не допускается.
Довод Общества о малозначительности допущенного правонарушения судом отклоняется в силу следующего.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003г. № 349-0, из содержания статьи 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со статьей 71 АПК РФ и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952г. о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», суд считает, что в данном случае основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Иных оснований для освобождения Общества от административной ответственности не установлено.
На основании изложенного, суд считает постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11.05.2011г. № АА-030/11 о привлечении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующим требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Уфа» (450501, Уфимский район, с.Булгаково, микрорайон Аэропорт, ИНН 0274108180, ОГРН1060274000192) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95) от 11.05.2011г. № АА-030/11 о привлечении ОАО «Международный аэропорт «Уфа» к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-17 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-17 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322124685 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )