Решение по делу №А-07-167/2009 от 20.10.2009 в отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Дата публикации: 30 октября 2009, 02:00

Решение по делу №А-07-167/2009 от 20.10.2009 в отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан

30.10.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа. ул.Октябрьской революции. 63а. тел. (347) 272-13-89.

факс (347) 272-27-40. e-mail:sud@ufanet.ru, сайт vvww.ufa.arbiir.ru
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г.Уфа    Дело № А07-167/2009

 20 октября 2009 года                                                                                               

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе <...>, при ведении протокола судебного заседания <...> рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
третьи лица без самостоятельных требований: ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб»;
МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ»; ООО «ПКС-Инвест»; ОАО «Крупнопанельное домостроение»;
МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Респуьлики Башкортостан»; ООО «СтройИнвест» о признании ненормативных правовых актов недействительными

при участии в заседании:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - <...>,доверенность № 26 от 30.03.2009 года;
от третьего лица:
ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб» - не явились, извещены надлежащим
образом;
МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ» - не
явились, извещены надлежащим образом;
ООО «ПКС-Инвест» - не явились, извещены надлежащим образом;
ОАО «Крупнопанельное домостроение» - не явились, извещены надлежащим
образом;
МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа
Республики Башкортостан» - не явились, извещены, ходатайство о
рассмотрении дела без их участия;
ООО «СтройИнвест» - не явились, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей заявителя, третьих лиц.

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация г. Уфы) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании незаконными решения исх. № 8/5716 от 27 октября 2008 года и выданного на его основе предписания от № 278-А-151/15-08.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Уральского округа от 26 августа 2009 года решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду предписано проверить соблюдение администрацией г. Уфы порядка предоставления земельных участков (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, п. 15 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ»); оценить доводы заявителя о ведении на-спорных земельных участках строительства; привлечь к участию в деле заинтересованных лиц.

При новом рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб»; МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ»; ООО «ПКС-Инвест»; ОАО «Крупнопанельное домостроение»; МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан»; ООО «СтройИнвест».

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзывах.

Третье лицо МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» представило отзыв в котором указывает на то, что администрацией г. Уфы все нарушения земельного законодательства, по эпизодам дела связанным с МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан», устранены, оспоренные ненормативные правовые акты прав и законных интересов третьего лица не нарушают.

Заявитель, иные третьи лица вызов в судебное заседание проигнорировали, отзывов других документов в материалы дела не представили. В соответствии с ст. 41 АПК РФ лица злоупотребляющие процессуальными правами и не исполняющие процессуальные обязанности несут риск соответствующих неблагоприятных последствий.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Администрацией г. Уфы приняты постановление от 14.05.2008 года № 2829 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Промышленно-коммерческая фирма «Жилстройкомплектснаб» земельного участка по бульвару Баландина в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома с предприятиями обслуживания»; постановление от 15.05.2008 года № 2878 «О предоставлении Муниципальному унитарному предприятию Управлению жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельного участка по ул. Гафури в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома»; постановление от 04.06.2008 года № 3221 «Об утверждении проекта границ по перераспределению земельных участков, находящихся в микрорайоне «Южный» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и предоставлении муниципальному унитарному предприятию Инвестиционно-строительному комитету городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельного участка в микрорайоне «Южный» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилого дома (литер 18)»; постановление от 27.06.2008 года № 3809 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» земельного участка, ограниченного улицами Госпитальной, Чернышевского и Гафури в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями»; постановление от 27.06.2008 года № 3804 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ПКС-ИНВЕСТ» Открытого акционерного общества «Крупнопанельное домостроение» земельного участка, находящегося в микрорайоне «Дема-6» в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилых домов»; постановление от 27.06.2008 года № 3803 «О предоставлении Открытому акционерному обществу «Крупнопанельное домостроение» земельных участков, находящихся в микрорайоне «Калининский-2» по ул. Орджоникидзе в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилого дома с предприятиями обслуживания в первом этаже».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ), по результатам изучения вышеуказанных постановлений администрации г. Уфы, вынесено решение исх. № 8/5716 от 27.10.2008 года по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно данному решению действия администрации г. Уфы по безаукционному представлению земельных участков для жилищного строительства признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Выданным на основании данного решения предписанием № 278-А-151/15-08 администрации г. Уфы предписано при предоставлении земельных участков для жилищного строительства впредь не допускать действия, являющиеся нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, определенных ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, при последующем предоставлении земельных участков для жилищного строительства, из земель, находящихся в муниципальной собственности.

По мнению заявителя УФАС по РБ при вынесении оспоренных актов вышло за рамки своей компетенции. По существу спора заявителем указывается на то, что все земельные участки, указанные в постановлениях по решению № 8/5716, выделены хозяйствующим субъектам в аренду на основание п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Администрацией г. Уфы процедура выделения земельных участков полностью соблюдена, так как постановления принимались по земельным участкам, выделенным ранее, до 1 марта 2007 года.

Суд считает доводы заявителя несостоятельными. Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 5 ст. 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Также без предварительного согласования места размещения объекта, на аукционе осуществляется предоставление земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства (ст. 30.1, 30.2 названного Кодекса).

Согласно п. 1, 2 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2005, земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление такого земельного участка осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 названного Кодекса.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с поел, изм.) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта включает в себя, в том числе, информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства; информирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Заявителем и третьими лицами не представлено, и в материалах дела отсутствуют, доказательства получения третьими лицами в срок до 1 октября 2005 года предварительного согласования места размещения объекта (получения акта выбора земельного участка).

В постановлениях о выделении земельных участков имеются только ссылки на зональные свидетельства, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии предварительного согласования места размещения объекта в связи со следующим.

Решением Уфимского городского Совета РБ от 28.09.2000 года утверждены границы и регламенты территориальных зон, зон экологических ограничений, а также объединенных зон охраны памятников истории и культуры. Во исполнение указанного Решения принято постановление главы Администрации г. Уфы от 29.06.2001 года № 2554 «О завершении формирования правил застройки г. Уфы», которым утверждено, в том числе. Положение о зональных согласованиях. Однако, согласно п. 1.3 данного Положения зональное свидетельство это документ, выдаваемый Главным управлением архитектуры и градостроительства г. Уфы, подтверждающий соответствие проектных намерений заявителя по осуществлению градостроительных изменений принадлежащих заявителю объектов недвижимости требованиям Зонального регламента г. Уфы, а в соответствии сп. 1.1 данного Положения зональное согласование служит одним из средств контроля за соответствием проектных намерений субъекта градостроительной деятельности (заявителя) по осуществлению градостроительных изменений принадлежащих заявителю объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков) требованиям Зонального регламента г. Уфы.

Кроме того, необходимо отметить, что ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ понятия «зонального свидетельства» не содержит, а говорят о необходимости получения застройщиком акта выбора земельного участка.

В силу п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок 1 марта 2007 года, до которого было возможно выделение земельного участка под жилищное строительство без проведения аукционов, является пресекательным, он не может быть восстановлен, продлен, иным способом преодолен.

Предоставление администрацией г. Уфа земельных участков третьим лицам, не подпадает под исключения, предусмотренные п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (безвозмездное срочное пользование земельными участками - пп. 5 п. 1 ст. 24 Кодекса; предоставление для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии - п. 2.1 ст. 30 Кодекса; признание аукциона не состоявшимся по причине, указанной в п.п. 1 п. 26 ст. 38.1, п. 27 ст.38.1 Кодекса).

В соответствии с постановлениями администрации г. Уфа от 14.05.2008 года № 2829; от 15.05.2008 года № 2878; от 04.06.2008 года № 3221; от 27.06.2008 года № 3809; от 27.06.2008 года № 3804; от 27.06.2008 года № 3803 все земельные участки предоставлены целевым назначением - для жилищного строительства. Таким образом, земельные участки для жилищного строительства, предоставленные в соответствии с вышеуказанными постановлениями, должны были быть предоставлены в соответствии с особым порядком предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исключительно в форме аукционной продажи.

Доводы заявителя о том, что в данном случае речь идет не о новом предоставлении земельных участков, а о продлении действия старых договоров аренды, ссылки на п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, несостоятельны.

Договор аренды, заключенный в соответствии с п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ на новый срок, является новым договором аренды (п. 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 года № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

Само по себе совпадение площади земельных участков в постановлениях, изданных до 01.03.2007 года и после этой даты, не свидетельствует о продлении ранее заключенных договоров аренды, так как согласно постановлениям администрации г. Уфы предыдущие договора аренды подлежали расторжению, проводилось межевание (перераспределение границ земельных участков), арендаторам предписывалось осуществить постановку предоставляемых земельных участков на кадастровый учет.

Продление ранее действовавших договорных арендных отношений, осуществляется в соответствии с нормой п. 2, а не п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ.

Доводы заявителя о том, что оспоренные ненормативные правовые акты УФАС по РБ препятствуют завершению уже начатого строительства, делают невозможным использование земельных участков по целевому назначению, также несостоятельны.

В решении и предписании УФАС по РБ от 27.10.2008 года не содержится выводов о необходимости расторжения действующих договоров аренды либо об их недействительности (ничтожности). В предписании № 278-А-151/15-08 содержится прямое указание администрации г. Уфы на недопущение действий, нарушающих ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в будущем, а также на то, что данное предписание носит упреждающий характер.

Таким образом оспоренные ненормативные акты прав и законных интересов ни заявителя, ни третьих лиц не нарушают.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам власти и органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действиями администрации г. Уфы по предоставлению земельных участков без проведения аукциона исключена возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на спорные земельные участки, то есть ограничена конкуренция в области обращения земельных участков, чем нарушено антимонопольное законодательство.

В соответствии с ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

При этом, как указанно в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременно его несоответствие закону и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Поскольку оспоренные ненормативные правовые акты УФАС по РБ соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, также как и третьих лиц, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

<...>

stdClass Object ( [vid] => 7550 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-07-167/2009 от 20.10.2009 в отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7550 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322122923 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №А-07-167/2009 от 20.10.2009 в отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан

30.10.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа. ул.Октябрьской революции. 63а. тел. (347) 272-13-89.

факс (347) 272-27-40. e-mail:sud@ufanet.ru, сайт vvww.ufa.arbiir.ru
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г.Уфа    Дело № А07-167/2009

 20 октября 2009 года                                                                                               

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе <...>, при ведении протокола судебного заседания <...> рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
третьи лица без самостоятельных требований: ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб»;
МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ»; ООО «ПКС-Инвест»; ОАО «Крупнопанельное домостроение»;
МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Респуьлики Башкортостан»; ООО «СтройИнвест» о признании ненормативных правовых актов недействительными

при участии в заседании:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - <...>,доверенность № 26 от 30.03.2009 года;
от третьего лица:
ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб» - не явились, извещены надлежащим
образом;
МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ» - не
явились, извещены надлежащим образом;
ООО «ПКС-Инвест» - не явились, извещены надлежащим образом;
ОАО «Крупнопанельное домостроение» - не явились, извещены надлежащим
образом;
МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа
Республики Башкортостан» - не явились, извещены, ходатайство о
рассмотрении дела без их участия;
ООО «СтройИнвест» - не явились, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей заявителя, третьих лиц.

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация г. Уфы) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании незаконными решения исх. № 8/5716 от 27 октября 2008 года и выданного на его основе предписания от № 278-А-151/15-08.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Уральского округа от 26 августа 2009 года решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду предписано проверить соблюдение администрацией г. Уфы порядка предоставления земельных участков (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, п. 15 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ»); оценить доводы заявителя о ведении на-спорных земельных участках строительства; привлечь к участию в деле заинтересованных лиц.

При новом рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб»; МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ»; ООО «ПКС-Инвест»; ОАО «Крупнопанельное домостроение»; МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан»; ООО «СтройИнвест».

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзывах.

Третье лицо МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» представило отзыв в котором указывает на то, что администрацией г. Уфы все нарушения земельного законодательства, по эпизодам дела связанным с МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан», устранены, оспоренные ненормативные правовые акты прав и законных интересов третьего лица не нарушают.

Заявитель, иные третьи лица вызов в судебное заседание проигнорировали, отзывов других документов в материалы дела не представили. В соответствии с ст. 41 АПК РФ лица злоупотребляющие процессуальными правами и не исполняющие процессуальные обязанности несут риск соответствующих неблагоприятных последствий.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Администрацией г. Уфы приняты постановление от 14.05.2008 года № 2829 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Промышленно-коммерческая фирма «Жилстройкомплектснаб» земельного участка по бульвару Баландина в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома с предприятиями обслуживания»; постановление от 15.05.2008 года № 2878 «О предоставлении Муниципальному унитарному предприятию Управлению жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельного участка по ул. Гафури в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома»; постановление от 04.06.2008 года № 3221 «Об утверждении проекта границ по перераспределению земельных участков, находящихся в микрорайоне «Южный» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и предоставлении муниципальному унитарному предприятию Инвестиционно-строительному комитету городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельного участка в микрорайоне «Южный» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилого дома (литер 18)»; постановление от 27.06.2008 года № 3809 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» земельного участка, ограниченного улицами Госпитальной, Чернышевского и Гафури в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями»; постановление от 27.06.2008 года № 3804 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ПКС-ИНВЕСТ» Открытого акционерного общества «Крупнопанельное домостроение» земельного участка, находящегося в микрорайоне «Дема-6» в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилых домов»; постановление от 27.06.2008 года № 3803 «О предоставлении Открытому акционерному обществу «Крупнопанельное домостроение» земельных участков, находящихся в микрорайоне «Калининский-2» по ул. Орджоникидзе в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилого дома с предприятиями обслуживания в первом этаже».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ), по результатам изучения вышеуказанных постановлений администрации г. Уфы, вынесено решение исх. № 8/5716 от 27.10.2008 года по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно данному решению действия администрации г. Уфы по безаукционному представлению земельных участков для жилищного строительства признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Выданным на основании данного решения предписанием № 278-А-151/15-08 администрации г. Уфы предписано при предоставлении земельных участков для жилищного строительства впредь не допускать действия, являющиеся нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, определенных ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, при последующем предоставлении земельных участков для жилищного строительства, из земель, находящихся в муниципальной собственности.

По мнению заявителя УФАС по РБ при вынесении оспоренных актов вышло за рамки своей компетенции. По существу спора заявителем указывается на то, что все земельные участки, указанные в постановлениях по решению № 8/5716, выделены хозяйствующим субъектам в аренду на основание п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Администрацией г. Уфы процедура выделения земельных участков полностью соблюдена, так как постановления принимались по земельным участкам, выделенным ранее, до 1 марта 2007 года.

Суд считает доводы заявителя несостоятельными. Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 5 ст. 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Также без предварительного согласования места размещения объекта, на аукционе осуществляется предоставление земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства (ст. 30.1, 30.2 названного Кодекса).

Согласно п. 1, 2 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2005, земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление такого земельного участка осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 названного Кодекса.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с поел, изм.) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта включает в себя, в том числе, информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства; информирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Заявителем и третьими лицами не представлено, и в материалах дела отсутствуют, доказательства получения третьими лицами в срок до 1 октября 2005 года предварительного согласования места размещения объекта (получения акта выбора земельного участка).

В постановлениях о выделении земельных участков имеются только ссылки на зональные свидетельства, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии предварительного согласования места размещения объекта в связи со следующим.

Решением Уфимского городского Совета РБ от 28.09.2000 года утверждены границы и регламенты территориальных зон, зон экологических ограничений, а также объединенных зон охраны памятников истории и культуры. Во исполнение указанного Решения принято постановление главы Администрации г. Уфы от 29.06.2001 года № 2554 «О завершении формирования правил застройки г. Уфы», которым утверждено, в том числе. Положение о зональных согласованиях. Однако, согласно п. 1.3 данного Положения зональное свидетельство это документ, выдаваемый Главным управлением архитектуры и градостроительства г. Уфы, подтверждающий соответствие проектных намерений заявителя по осуществлению градостроительных изменений принадлежащих заявителю объектов недвижимости требованиям Зонального регламента г. Уфы, а в соответствии сп. 1.1 данного Положения зональное согласование служит одним из средств контроля за соответствием проектных намерений субъекта градостроительной деятельности (заявителя) по осуществлению градостроительных изменений принадлежащих заявителю объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков) требованиям Зонального регламента г. Уфы.

Кроме того, необходимо отметить, что ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ понятия «зонального свидетельства» не содержит, а говорят о необходимости получения застройщиком акта выбора земельного участка.

В силу п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок 1 марта 2007 года, до которого было возможно выделение земельного участка под жилищное строительство без проведения аукционов, является пресекательным, он не может быть восстановлен, продлен, иным способом преодолен.

Предоставление администрацией г. Уфа земельных участков третьим лицам, не подпадает под исключения, предусмотренные п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (безвозмездное срочное пользование земельными участками - пп. 5 п. 1 ст. 24 Кодекса; предоставление для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии - п. 2.1 ст. 30 Кодекса; признание аукциона не состоявшимся по причине, указанной в п.п. 1 п. 26 ст. 38.1, п. 27 ст.38.1 Кодекса).

В соответствии с постановлениями администрации г. Уфа от 14.05.2008 года № 2829; от 15.05.2008 года № 2878; от 04.06.2008 года № 3221; от 27.06.2008 года № 3809; от 27.06.2008 года № 3804; от 27.06.2008 года № 3803 все земельные участки предоставлены целевым назначением - для жилищного строительства. Таким образом, земельные участки для жилищного строительства, предоставленные в соответствии с вышеуказанными постановлениями, должны были быть предоставлены в соответствии с особым порядком предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исключительно в форме аукционной продажи.

Доводы заявителя о том, что в данном случае речь идет не о новом предоставлении земельных участков, а о продлении действия старых договоров аренды, ссылки на п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, несостоятельны.

Договор аренды, заключенный в соответствии с п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ на новый срок, является новым договором аренды (п. 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 года № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

Само по себе совпадение площади земельных участков в постановлениях, изданных до 01.03.2007 года и после этой даты, не свидетельствует о продлении ранее заключенных договоров аренды, так как согласно постановлениям администрации г. Уфы предыдущие договора аренды подлежали расторжению, проводилось межевание (перераспределение границ земельных участков), арендаторам предписывалось осуществить постановку предоставляемых земельных участков на кадастровый учет.

Продление ранее действовавших договорных арендных отношений, осуществляется в соответствии с нормой п. 2, а не п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ.

Доводы заявителя о том, что оспоренные ненормативные правовые акты УФАС по РБ препятствуют завершению уже начатого строительства, делают невозможным использование земельных участков по целевому назначению, также несостоятельны.

В решении и предписании УФАС по РБ от 27.10.2008 года не содержится выводов о необходимости расторжения действующих договоров аренды либо об их недействительности (ничтожности). В предписании № 278-А-151/15-08 содержится прямое указание администрации г. Уфы на недопущение действий, нарушающих ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в будущем, а также на то, что данное предписание носит упреждающий характер.

Таким образом оспоренные ненормативные акты прав и законных интересов ни заявителя, ни третьих лиц не нарушают.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам власти и органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действиями администрации г. Уфы по предоставлению земельных участков без проведения аукциона исключена возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на спорные земельные участки, то есть ограничена конкуренция в области обращения земельных участков, чем нарушено антимонопольное законодательство.

В соответствии с ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

При этом, как указанно в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременно его несоответствие закону и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Поскольку оспоренные ненормативные правовые акты УФАС по РБ соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, также как и третьих лиц, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

<...>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №А-07-167/2009 от 20.10.2009 в отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан

30.10.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа. ул.Октябрьской революции. 63а. тел. (347) 272-13-89.

факс (347) 272-27-40. e-mail:sud@ufanet.ru, сайт vvww.ufa.arbiir.ru
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г.Уфа    Дело № А07-167/2009

 20 октября 2009 года                                                                                               

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе <...>, при ведении протокола судебного заседания <...> рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
третьи лица без самостоятельных требований: ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб»;
МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ»; ООО «ПКС-Инвест»; ОАО «Крупнопанельное домостроение»;
МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Респуьлики Башкортостан»; ООО «СтройИнвест» о признании ненормативных правовых актов недействительными

при участии в заседании:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - <...>,доверенность № 26 от 30.03.2009 года;
от третьего лица:
ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб» - не явились, извещены надлежащим
образом;
МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ» - не
явились, извещены надлежащим образом;
ООО «ПКС-Инвест» - не явились, извещены надлежащим образом;
ОАО «Крупнопанельное домостроение» - не явились, извещены надлежащим
образом;
МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа
Республики Башкортостан» - не явились, извещены, ходатайство о
рассмотрении дела без их участия;
ООО «СтройИнвест» - не явились, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей заявителя, третьих лиц.

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация г. Уфы) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании незаконными решения исх. № 8/5716 от 27 октября 2008 года и выданного на его основе предписания от № 278-А-151/15-08.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Уральского округа от 26 августа 2009 года решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду предписано проверить соблюдение администрацией г. Уфы порядка предоставления земельных участков (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, п. 15 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ»); оценить доводы заявителя о ведении на-спорных земельных участках строительства; привлечь к участию в деле заинтересованных лиц.

При новом рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ООО «ПКФ «Жилстройкомплектснаб»; МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа РБ»; ООО «ПКС-Инвест»; ОАО «Крупнопанельное домостроение»; МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан»; ООО «СтройИнвест».

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзывах.

Третье лицо МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» представило отзыв в котором указывает на то, что администрацией г. Уфы все нарушения земельного законодательства, по эпизодам дела связанным с МУП «Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан», устранены, оспоренные ненормативные правовые акты прав и законных интересов третьего лица не нарушают.

Заявитель, иные третьи лица вызов в судебное заседание проигнорировали, отзывов других документов в материалы дела не представили. В соответствии с ст. 41 АПК РФ лица злоупотребляющие процессуальными правами и не исполняющие процессуальные обязанности несут риск соответствующих неблагоприятных последствий.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Администрацией г. Уфы приняты постановление от 14.05.2008 года № 2829 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Промышленно-коммерческая фирма «Жилстройкомплектснаб» земельного участка по бульвару Баландина в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома с предприятиями обслуживания»; постановление от 15.05.2008 года № 2878 «О предоставлении Муниципальному унитарному предприятию Управлению жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельного участка по ул. Гафури в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома»; постановление от 04.06.2008 года № 3221 «Об утверждении проекта границ по перераспределению земельных участков, находящихся в микрорайоне «Южный» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и предоставлении муниципальному унитарному предприятию Инвестиционно-строительному комитету городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельного участка в микрорайоне «Южный» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилого дома (литер 18)»; постановление от 27.06.2008 года № 3809 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» земельного участка, ограниченного улицами Госпитальной, Чернышевского и Гафури в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями»; постановление от 27.06.2008 года № 3804 «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ПКС-ИНВЕСТ» Открытого акционерного общества «Крупнопанельное домостроение» земельного участка, находящегося в микрорайоне «Дема-6» в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилых домов»; постановление от 27.06.2008 года № 3803 «О предоставлении Открытому акционерному обществу «Крупнопанельное домостроение» земельных участков, находящихся в микрорайоне «Калининский-2» по ул. Орджоникидзе в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства жилого дома с предприятиями обслуживания в первом этаже».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ), по результатам изучения вышеуказанных постановлений администрации г. Уфы, вынесено решение исх. № 8/5716 от 27.10.2008 года по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно данному решению действия администрации г. Уфы по безаукционному представлению земельных участков для жилищного строительства признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Выданным на основании данного решения предписанием № 278-А-151/15-08 администрации г. Уфы предписано при предоставлении земельных участков для жилищного строительства впредь не допускать действия, являющиеся нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, определенных ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, при последующем предоставлении земельных участков для жилищного строительства, из земель, находящихся в муниципальной собственности.

По мнению заявителя УФАС по РБ при вынесении оспоренных актов вышло за рамки своей компетенции. По существу спора заявителем указывается на то, что все земельные участки, указанные в постановлениях по решению № 8/5716, выделены хозяйствующим субъектам в аренду на основание п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Администрацией г. Уфы процедура выделения земельных участков полностью соблюдена, так как постановления принимались по земельным участкам, выделенным ранее, до 1 марта 2007 года.

Суд считает доводы заявителя несостоятельными. Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 5 ст. 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Также без предварительного согласования места размещения объекта, на аукционе осуществляется предоставление земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства (ст. 30.1, 30.2 названного Кодекса).

Согласно п. 1, 2 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2005, земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление такого земельного участка осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 названного Кодекса.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с поел, изм.) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта включает в себя, в том числе, информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства; информирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Заявителем и третьими лицами не представлено, и в материалах дела отсутствуют, доказательства получения третьими лицами в срок до 1 октября 2005 года предварительного согласования места размещения объекта (получения акта выбора земельного участка).

В постановлениях о выделении земельных участков имеются только ссылки на зональные свидетельства, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии предварительного согласования места размещения объекта в связи со следующим.

Решением Уфимского городского Совета РБ от 28.09.2000 года утверждены границы и регламенты территориальных зон, зон экологических ограничений, а также объединенных зон охраны памятников истории и культуры. Во исполнение указанного Решения принято постановление главы Администрации г. Уфы от 29.06.2001 года № 2554 «О завершении формирования правил застройки г. Уфы», которым утверждено, в том числе. Положение о зональных согласованиях. Однако, согласно п. 1.3 данного Положения зональное свидетельство это документ, выдаваемый Главным управлением архитектуры и градостроительства г. Уфы, подтверждающий соответствие проектных намерений заявителя по осуществлению градостроительных изменений принадлежащих заявителю объектов недвижимости требованиям Зонального регламента г. Уфы, а в соответствии сп. 1.1 данного Положения зональное согласование служит одним из средств контроля за соответствием проектных намерений субъекта градостроительной деятельности (заявителя) по осуществлению градостроительных изменений принадлежащих заявителю объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков) требованиям Зонального регламента г. Уфы.

Кроме того, необходимо отметить, что ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ понятия «зонального свидетельства» не содержит, а говорят о необходимости получения застройщиком акта выбора земельного участка.

В силу п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок 1 марта 2007 года, до которого было возможно выделение земельного участка под жилищное строительство без проведения аукционов, является пресекательным, он не может быть восстановлен, продлен, иным способом преодолен.

Предоставление администрацией г. Уфа земельных участков третьим лицам, не подпадает под исключения, предусмотренные п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (безвозмездное срочное пользование земельными участками - пп. 5 п. 1 ст. 24 Кодекса; предоставление для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии - п. 2.1 ст. 30 Кодекса; признание аукциона не состоявшимся по причине, указанной в п.п. 1 п. 26 ст. 38.1, п. 27 ст.38.1 Кодекса).

В соответствии с постановлениями администрации г. Уфа от 14.05.2008 года № 2829; от 15.05.2008 года № 2878; от 04.06.2008 года № 3221; от 27.06.2008 года № 3809; от 27.06.2008 года № 3804; от 27.06.2008 года № 3803 все земельные участки предоставлены целевым назначением - для жилищного строительства. Таким образом, земельные участки для жилищного строительства, предоставленные в соответствии с вышеуказанными постановлениями, должны были быть предоставлены в соответствии с особым порядком предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исключительно в форме аукционной продажи.

Доводы заявителя о том, что в данном случае речь идет не о новом предоставлении земельных участков, а о продлении действия старых договоров аренды, ссылки на п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, несостоятельны.

Договор аренды, заключенный в соответствии с п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ на новый срок, является новым договором аренды (п. 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 года № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

Само по себе совпадение площади земельных участков в постановлениях, изданных до 01.03.2007 года и после этой даты, не свидетельствует о продлении ранее заключенных договоров аренды, так как согласно постановлениям администрации г. Уфы предыдущие договора аренды подлежали расторжению, проводилось межевание (перераспределение границ земельных участков), арендаторам предписывалось осуществить постановку предоставляемых земельных участков на кадастровый учет.

Продление ранее действовавших договорных арендных отношений, осуществляется в соответствии с нормой п. 2, а не п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ.

Доводы заявителя о том, что оспоренные ненормативные правовые акты УФАС по РБ препятствуют завершению уже начатого строительства, делают невозможным использование земельных участков по целевому назначению, также несостоятельны.

В решении и предписании УФАС по РБ от 27.10.2008 года не содержится выводов о необходимости расторжения действующих договоров аренды либо об их недействительности (ничтожности). В предписании № 278-А-151/15-08 содержится прямое указание администрации г. Уфы на недопущение действий, нарушающих ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в будущем, а также на то, что данное предписание носит упреждающий характер.

Таким образом оспоренные ненормативные акты прав и законных интересов ни заявителя, ни третьих лиц не нарушают.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам власти и органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действиями администрации г. Уфы по предоставлению земельных участков без проведения аукциона исключена возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на спорные земельные участки, то есть ограничена конкуренция в области обращения земельных участков, чем нарушено антимонопольное законодательство.

В соответствии с ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

При этом, как указанно в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременно его несоответствие закону и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Поскольку оспоренные ненормативные правовые акты УФАС по РБ соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, также как и третьих лиц, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

<...>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-29 21:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-29 21:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322122923 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )