Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-17546/2008-А-ХСЯ в отношении открытого акционерного общества «Банк УралСиб»

Дата публикации: 26 декабря 2011, 03:00

Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-17546/2008-А-ХСЯ в отношении открытого акционерного общества «Банк УралСиб»

26.12.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
26 декабря 2008 года Дело № А07-17546/2008-А-ХСЯ

Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2008г. Полный текст решения изготовлен 26.12.2008г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хафизовой С.Я.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хафизовой С.Я., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Банк УралСиб»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Елисеев Е.В., доверенность №11у от 25.12.2007г.; представителя ответчика: Хакимьянова Ф.Ф., главный специалист-эксперт, доверенность №58 от 03.12.2008г.
ОАО «Банк УралСиб» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ №АА-045/08 от 01.11.2008г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей заявителя, ответчика, арбитражный суд установил, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ проведена проверка ОАО «УралСиб» по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № АА-045/08 от 22.10.2008г., в котором зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении заявителем п.З и п.4 ст. 16 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», а именно заключив соглашение и совершив согласованные действия по организации приема
А07 - 17546/2008-А-ХСЯ

2

1138 175985 ,
заявлений на выдачу «Социальной карты Башкортостана», на основе Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу «Социальной карты Башкортостана», заявитель являлся единственной кредитной организацией, в результате чего произошло ограничение доступа других организаций на участие в проекте «Социальная карта Башкортостана», раздел товарного рынка, а граждане ограничены выбором кредитной организации на обслуживание счетов с применением социальной карты.
На основании материалов проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ принято постановление № АА-045/08 от 01.11.2008г. о привлечении ОАО «УралСиб» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 8% от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со ст.ст.248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 91 066 320 ^ рублей.
ОАО «УралСиб» просит отменить указанное постановление, считая его
необоснованным и незаконным по основаниям, УФАС по РБ неправильно
исчислен размер штрафных санкций, так как в качестве базы для расчета
штрафа взят совокупный размер выручки филиалы ОАО «УралСиб»,
включая выручку всех подразделений по РБ за 2007 год, в нарушение
положений ст. 14.32 КоАП РФ, в соответствии с которой размер штрафа
составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки
правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого
совершено правонарушение, не соответствует закону и нарушает права и
законные интересы ОАО «УралСиб». ^~
Ответчик требования заявителя не признал согласно представленному отзыву по основаниям, что событие и состав вменяемого заявителю правонарушения установлен в решении от 25.08.2008г., зафиксирован в ^ протоколе об административном правонарушении. Привлечение кредитных организаций к участию в проекте «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено п.7.8 Постановления Правительства РБ от 27.02.2008г. №47 «Об утверждении плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора РБ на период до 2010 года». Также УФАС по РБ указывает на то, что по информации Национального банка РБ из тридцати девяти банков, функционирующих на территории Республики Башкортостан, десять организаций выразили свою заинтересованность в участии в проекте. Таким образом, по мнению ответчика, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ. При исчислении размера штрафных санкций, административный орган руководствовался справкой самого ОАО «УралСиб» от 16.10.2008г. № 12-1/81, в соответствии с которой совокупный размер выручки филиала ОАО «УралСиб», (включая выручку всех подразделений по РБ) за 2007 год

А07-17546/2008-А-ХСЯ 3 11387175985
составил 1 138 329 000 руб., согласно отчету о прибылях и убытках формы 0409102 (символа 17201-17323).
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
В силу п.п. 3, 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из представленного в материалы дела решения УФ АС по РБ от 25.08.2008г. (л.д. 99-106), протокола об административном правонарушении от 22.10.2008г. (л.д. 112-117) ОАО «УралСиб» заключило Дополнительное соглашение № 15-318-8 от 14.04.2008г. к Соглашению № 15-11-10/775-у от 20.01.2006г. о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала ОАО «УралСиб» в г.Уфа, расположенных на территории Республики Башкортостан с Министерством труда и социальной защиты населения РБ с целью осуществления зачисления социальных выплат на счета по вкладам или на счета банковских карт получателей. Данное дополнительное соглашение содержит широкий перечень изменений и дополнений, вносимых в основной Соглашение, в частности затрагивает вопросы, касающиеся решения задач по реализации проекта «Социальная карта Башкортостана», определяет возмездность операций по зачислению на счета во вклады или на счета банковских карт социальных выплат в размере 1% от суммы средств, подлежащих зачислению (к примеру в Сберегательном банке этот размер составляет 0,5%) и была инициирована ОАО «УралСиб».
Министерством труда и социальной защиты населения РБ письмом №15-12-72 от 18.04.2008г. территориальным органам Министерства труда дано указание об обязательном перезаключении заключенного ранее договора на основе дополнительного соглашения №15-31-8 от 14.04.2008г. к Соглашению №15-11-10/775-у от 20.01.2006г. о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала ОАО «УралСиб» в г.Уфа.
В соответствии с Приказом Минтруда РБ от 30.05.2008г. № 192-0 «Об организации работы Министерства и его территориальных органов по

А07-17546/2008-А-ХСЯ 4 1138J 75985
реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» руководителям территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения РБ поручено организовывать работу по приему анкет-заявок от граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, а также передачу данных для изготовления социальных карт и открытия банковских счетов в соответствии с Регламентом взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана».
При этом, Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» был разработан ОАО «УралСиб» и согласован с Министерством труда и социальной защиты населения РБ.
В состав вышеуказанного Регламента входят следующие Приложения:
- Приложение №4 (Форма анкеты-заявки на изготовление СКБ), которое содержит обязательную для заполнения графу «Прошу выдать мне Социальную карту Башкортостана с Банковским приложением и открытием^ счета в ОАО «УралСиб». Согласен с обработкой моих персональных данных, использованием их при выпуске и обслуживании карты. Достоверность сведений подтверждаю.», которую необходимо подтвердить подписью заявителя;
- Приложение №5 (Заявление о выпуске карты для Банка) содержит логотип ОАО «УралСиб» и содержит в своем перечне согласований обязательную для заполнения графу «Настоящим подтверждаю, что... - с условиями пользования картсчетом и Социальной картой международной платежной системы «MasterCard Worldwide», обслуживаемыми ОАО «УралСиб» и тарифами «УралСиб» «Обслуживание клиентов - держателей социальных карт международной платежной системы MasterCard Worldwide в российских*-рублях» ознакомлен (а) - присоединяйтесь к Условиям и тарифам, обязуюсь их неукоснительно соблюдать».
На основании поступивших в период с 04.08.2008г. по 18.08.2008г обращений граждан с просьбой о разъяснении причин предоставления преимущества ОАО «УралСиб» при оформлении и приеме документов на выпуск «Социальной карты Башкортостана» и правомерности действий сотрудников территориальных органов Минтруда, которые проводили прием документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» банка «УралСиб» «в добровольно-принудительном порядке» УФАС по РБ провело внеплановые проверки Управлений труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в частности:
- Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Октябрьскому району г.Уфы;
- Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г.Уфы.

А07-17546/2008-А-ХСЯ 5 *ШЧ75985
На основании указанных проверок, административным органом выявлено, что на момент заключения дополнительного Договора №15/15-100/23 от 13.05.2008г. количество получателей, подавших заявления в Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г.Уфы и изъявивших желание получать денежные выплаты через ОАО «УралСиб» составляло 437 человек, однако уже по состоянию на 14.08.2008г. количество заявок на открытие картсчета и оформление «Социальной карты Башкортостана» через ОАО «УралСиб» составляло 6632 заявлений.
По информации ОАО «Башкирский регистр» по состоянию на 30.06.2008г. принято около пятидесяти тысяч анкет-заявок, согласно данным «Вестника Национального банка РБ» (№9 (260) 2008г.).
Таким образом, содержание Регламента взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» и его приложений позволяет квалифицировать документ, определяющий порядок оформления и приема документов на выпуск «Социальной карты Башкортостана», в результате реализации которого предоставлены необоснованные преимущества определенной кредитной организации, в частности ОАО «УралСиб», а также исключена возможность участия иных кредитных организаций, то есть отсутствует возможность других кредитных организаций на равных условиях участвовать в проекте «Социальная карта Башкортостана».
В соответствии с Положением об Управлении (Отделе) Министерства труда и социальной защиты населения РБ, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 21.11.2005г. №1, зарегистрированного в Минюсте РБ 29.11.2005г. №287 Управления (отделы) труда и социальной защиты населения по району (городу) Республики Башкортостан являются Территориальным органом Министерства труда и социальной защиты населения республики Башкортостан (далее -Территориальный орган), который обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения на указанной территории, является юридическим лицом.
Территориальные органы Министерства труда, руководствуясь доведенным до них Приказом Минтруда РБ от 30.05.2008г. № 192-0 «Об организации работы Министерства и его территориальных органов по реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» (п.2.1), предоставили преимущественное положение ограниченному кругу участников рынка финансовых услуг при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана».
Между тем, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2008г. № 361-Р, пунктом 9 Плана мероприятий по широкомасштабному внедрению проекта «Социальная карта Башкортостана»

А07 - 17546/2008-А-ХСЯ

6 1138 175985
в 2008 году и разделами 6,11 Концепции создания автоматизированной информационной системы «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено привлечение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, к участию в проекте «Социальная карта Башкортостан» в части выпуска и обслуживания социальных карт. Согласно разделу 6 Концепции кредитные организации - эмитенты и акцептанты банковского приложения являются основными участниками проекта.
Привлечение кредитных организаций к участию в проекте «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено п.7.8 Постановления правительства РБ от 27.02.2008г. № 47 «Об утверждении плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора РБ на период до 2010 года».
На момент рассмотрения дела «Концепция присоединения кредитных организаций к проекту «Социальная карта Башкортостана», не утверждена. ^ Это подтверждается и информацией Башкирского отделения №8598 Сбербанка России исходящий №3835 от 19.08.2008г., представленной по запросу Башкортостанского У ФАС России.
При таких обстоятельствах, в отсутствие утвержденной «Концепции присоединения кредитных организаций к проекту «Социальная карта Башкортостана», Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и ОАО «Банк УралСиб», подписали Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» и на его основе организовали прием заявлений на оформление «Социальной карты Башкортостана». Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана»"^ был разработан и представлен на согласование в Министерство труда и социальной защиты населения РБ банком ОАО «УралСиб».
По итогам рассмотрения дела Комиссией УФАС по РБ по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг было принято решение от 25.08.2008г. (л.д. 99-106) о признании Министерства труда и социальной защиты населения РБ и ОАО «УралСиб» нарушающими требования п.З и п.4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в части проведения согласованных действий по приему документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» через единственную кредитную организацию - ОАО «Банк УралСиб», которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, которое в установленном законодательством порядке не обжаловано.
Указанные обстоятельства ОАО «УралСиб» не оспариваются, подтверждены представителем заявителя в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что УФАС по РБ сделан правильный вывод о том, что вышеуказанные действия ОАО «УралСиб» образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.32

А07 - 17546/2008-А-ХСЯ
7
1138 175985

КоАП РФ, в соответствии с которой заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Однако, арбитражный суд считает, что при назначении ОАО «УралСиб» наказания административным органом нарушен порядок исчисления размера штрафа, по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.06.2006г. № 135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. При этом под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Следовательно, для исчисления штрафных санкций по ст. 14.32 КоАП РФ необходимо определить выручку ОАО «УралСиб» от реализации финансовых услуг в рамках участия в проекте «Социальная карта Башкортостана».
При этом, согласно письму Национального Банка РБ № 11-14/15487 от 03.12.2008г. (л.д.57-58) применительно к деятельности кредитной организации в рамках реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» финансовой услугой, оказываемых держателям социальных карт, будет являться выпуск (в том числе, открытие банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, эмиссия банковских карт платежной системы «MasterCard» - «Социальная карта Башкортостана») и обслуживание «Социальных карт Башкортостана (в том числе, ведение банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, осуществление расчетов по поручению физических лиц - получателей социальных выплат по их банковским счетам).
Наказание юридическим лицам за совершение правонарушения по ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрено в пределах долей от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Кроме того, в ст. 3.5 КоАП РФ указано, что административный штраф является денежным взысканием, определяется в рублях и может быть выражен в величинах, полный перечень которых предусмотрен названной

А07-17546/2008-А-ХСЯ 8 1138J75985
статьей. Исчисление размера штрафа в процентном соотношении названная норма не предусматривает.
Согласно пп. 6 ч.1 ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе мотивированное решение по делу.
Из анализа приведенных норм следует, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 КоАП РФ, должно быть достаточно мотивированным и в любом случае содержать сведения о сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
В нарушение указанного, УФ АС по РБ исчисление суммы штрафа в размере 8 % произведено из совокупного размера выручки ОАО «УралСиб» за 2007 год, которая составила 1 138 329 000 руб., согласно справке № 12-1/81 от 16.10.2008г. (л.д. 107) и отчету о прибылях и убытках формы 0409102 (символы 17201-17323) (л.д.69-83).
Доказательств того, что по принятым в рамках реализации Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу «Социальной карты Башкортостана» анкетам-заявкам в ОАО «УралСиб» были открыты счета для получателей социальных выплат или об осуществлении обслуживания «Социальной карты Башкортостана», УФАС по РБ в соответствии со ст. 65 АПК РФ, не представлено.
При этом, согласно Распоряжению Правительства РБ № 361-р (л.д.59-63) План мероприятий по полномасштабному внедрению проекта «Социальная карта Башкортостана» был утвержден от 07 апреля 2008г., что свидетельствует об отсутствии выручки от реализации финансовых услуг в рамках проекта «Социальная карта Башкортостана» в 2007 году.
Кроме того, арбитражный суд считает, что УФАС по РБ при назначении ОАО «УралСиб» наказания нарушены общие правила назначения административного наказания, предусмотренные ч.З ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из протокола об административном правонарушении от 22.10.2008г. и оспариваемого постановления не видно, в связи с чем заявителю наложен штраф в размере 8% от размера выручки, а не минимальный размер, предусмотренной санкцией ст. 14.32 КоАП РФ, так как наличие каких-либо отягчающих обстоятельства, влияющих на размер административной ответственности, административным органом, также не установлено.
Доказательств обратного, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, ответчиком не представлено.

А07- 17546/2008-А-ХСЯ
1138 175985

Указанное в силу п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 02.06.2004г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные
сторонами доказательства на основании всестороннего, полного и
объективного их исследования, согласно ст. 71 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление антимонопольного органа не содержит мотивированного решения в части назначения ОАО «УралСиб» наказания и определения размера штрафа, в связи с чем требования заявителя об отмене постановления № АА-045/08 от 01.11.2008г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Открытого акционерного общества «УралСиб» удовлетворить.
Постановление Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.11.2008г. №АА-045/08 о привлечении Открытого акционерного общества «Банк УралСиб» к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ, отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суд www.18aac.arbitr.ru или ФАС УО www.fasuo.arbitr.ru.
Судья СЯ.Хафизова

stdClass Object ( [vid] => 7544 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-17546/2008-А-ХСЯ в отношении открытого акционерного общества «Банк УралСиб» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7544 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322121569 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-17546/2008-А-ХСЯ в отношении открытого акционерного общества «Банк УралСиб»

26.12.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
26 декабря 2008 года Дело № А07-17546/2008-А-ХСЯ

Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2008г. Полный текст решения изготовлен 26.12.2008г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хафизовой С.Я.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хафизовой С.Я., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Банк УралСиб»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Елисеев Е.В., доверенность №11у от 25.12.2007г.; представителя ответчика: Хакимьянова Ф.Ф., главный специалист-эксперт, доверенность №58 от 03.12.2008г.
ОАО «Банк УралСиб» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ №АА-045/08 от 01.11.2008г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей заявителя, ответчика, арбитражный суд установил, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ проведена проверка ОАО «УралСиб» по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № АА-045/08 от 22.10.2008г., в котором зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении заявителем п.З и п.4 ст. 16 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», а именно заключив соглашение и совершив согласованные действия по организации приема
А07 - 17546/2008-А-ХСЯ

2

1138 175985 ,
заявлений на выдачу «Социальной карты Башкортостана», на основе Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу «Социальной карты Башкортостана», заявитель являлся единственной кредитной организацией, в результате чего произошло ограничение доступа других организаций на участие в проекте «Социальная карта Башкортостана», раздел товарного рынка, а граждане ограничены выбором кредитной организации на обслуживание счетов с применением социальной карты.
На основании материалов проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ принято постановление № АА-045/08 от 01.11.2008г. о привлечении ОАО «УралСиб» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 8% от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со ст.ст.248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 91 066 320 ^ рублей.
ОАО «УралСиб» просит отменить указанное постановление, считая его
необоснованным и незаконным по основаниям, УФАС по РБ неправильно
исчислен размер штрафных санкций, так как в качестве базы для расчета
штрафа взят совокупный размер выручки филиалы ОАО «УралСиб»,
включая выручку всех подразделений по РБ за 2007 год, в нарушение
положений ст. 14.32 КоАП РФ, в соответствии с которой размер штрафа
составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки
правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого
совершено правонарушение, не соответствует закону и нарушает права и
законные интересы ОАО «УралСиб». ^~
Ответчик требования заявителя не признал согласно представленному отзыву по основаниям, что событие и состав вменяемого заявителю правонарушения установлен в решении от 25.08.2008г., зафиксирован в ^ протоколе об административном правонарушении. Привлечение кредитных организаций к участию в проекте «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено п.7.8 Постановления Правительства РБ от 27.02.2008г. №47 «Об утверждении плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора РБ на период до 2010 года». Также УФАС по РБ указывает на то, что по информации Национального банка РБ из тридцати девяти банков, функционирующих на территории Республики Башкортостан, десять организаций выразили свою заинтересованность в участии в проекте. Таким образом, по мнению ответчика, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ. При исчислении размера штрафных санкций, административный орган руководствовался справкой самого ОАО «УралСиб» от 16.10.2008г. № 12-1/81, в соответствии с которой совокупный размер выручки филиала ОАО «УралСиб», (включая выручку всех подразделений по РБ) за 2007 год

А07-17546/2008-А-ХСЯ 3 11387175985
составил 1 138 329 000 руб., согласно отчету о прибылях и убытках формы 0409102 (символа 17201-17323).
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
В силу п.п. 3, 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из представленного в материалы дела решения УФ АС по РБ от 25.08.2008г. (л.д. 99-106), протокола об административном правонарушении от 22.10.2008г. (л.д. 112-117) ОАО «УралСиб» заключило Дополнительное соглашение № 15-318-8 от 14.04.2008г. к Соглашению № 15-11-10/775-у от 20.01.2006г. о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала ОАО «УралСиб» в г.Уфа, расположенных на территории Республики Башкортостан с Министерством труда и социальной защиты населения РБ с целью осуществления зачисления социальных выплат на счета по вкладам или на счета банковских карт получателей. Данное дополнительное соглашение содержит широкий перечень изменений и дополнений, вносимых в основной Соглашение, в частности затрагивает вопросы, касающиеся решения задач по реализации проекта «Социальная карта Башкортостана», определяет возмездность операций по зачислению на счета во вклады или на счета банковских карт социальных выплат в размере 1% от суммы средств, подлежащих зачислению (к примеру в Сберегательном банке этот размер составляет 0,5%) и была инициирована ОАО «УралСиб».
Министерством труда и социальной защиты населения РБ письмом №15-12-72 от 18.04.2008г. территориальным органам Министерства труда дано указание об обязательном перезаключении заключенного ранее договора на основе дополнительного соглашения №15-31-8 от 14.04.2008г. к Соглашению №15-11-10/775-у от 20.01.2006г. о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала ОАО «УралСиб» в г.Уфа.
В соответствии с Приказом Минтруда РБ от 30.05.2008г. № 192-0 «Об организации работы Министерства и его территориальных органов по

А07-17546/2008-А-ХСЯ 4 1138J 75985
реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» руководителям территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения РБ поручено организовывать работу по приему анкет-заявок от граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, а также передачу данных для изготовления социальных карт и открытия банковских счетов в соответствии с Регламентом взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана».
При этом, Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» был разработан ОАО «УралСиб» и согласован с Министерством труда и социальной защиты населения РБ.
В состав вышеуказанного Регламента входят следующие Приложения:
- Приложение №4 (Форма анкеты-заявки на изготовление СКБ), которое содержит обязательную для заполнения графу «Прошу выдать мне Социальную карту Башкортостана с Банковским приложением и открытием^ счета в ОАО «УралСиб». Согласен с обработкой моих персональных данных, использованием их при выпуске и обслуживании карты. Достоверность сведений подтверждаю.», которую необходимо подтвердить подписью заявителя;
- Приложение №5 (Заявление о выпуске карты для Банка) содержит логотип ОАО «УралСиб» и содержит в своем перечне согласований обязательную для заполнения графу «Настоящим подтверждаю, что... - с условиями пользования картсчетом и Социальной картой международной платежной системы «MasterCard Worldwide», обслуживаемыми ОАО «УралСиб» и тарифами «УралСиб» «Обслуживание клиентов - держателей социальных карт международной платежной системы MasterCard Worldwide в российских*-рублях» ознакомлен (а) - присоединяйтесь к Условиям и тарифам, обязуюсь их неукоснительно соблюдать».
На основании поступивших в период с 04.08.2008г. по 18.08.2008г обращений граждан с просьбой о разъяснении причин предоставления преимущества ОАО «УралСиб» при оформлении и приеме документов на выпуск «Социальной карты Башкортостана» и правомерности действий сотрудников территориальных органов Минтруда, которые проводили прием документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» банка «УралСиб» «в добровольно-принудительном порядке» УФАС по РБ провело внеплановые проверки Управлений труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в частности:
- Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Октябрьскому району г.Уфы;
- Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г.Уфы.

А07-17546/2008-А-ХСЯ 5 *ШЧ75985
На основании указанных проверок, административным органом выявлено, что на момент заключения дополнительного Договора №15/15-100/23 от 13.05.2008г. количество получателей, подавших заявления в Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г.Уфы и изъявивших желание получать денежные выплаты через ОАО «УралСиб» составляло 437 человек, однако уже по состоянию на 14.08.2008г. количество заявок на открытие картсчета и оформление «Социальной карты Башкортостана» через ОАО «УралСиб» составляло 6632 заявлений.
По информации ОАО «Башкирский регистр» по состоянию на 30.06.2008г. принято около пятидесяти тысяч анкет-заявок, согласно данным «Вестника Национального банка РБ» (№9 (260) 2008г.).
Таким образом, содержание Регламента взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» и его приложений позволяет квалифицировать документ, определяющий порядок оформления и приема документов на выпуск «Социальной карты Башкортостана», в результате реализации которого предоставлены необоснованные преимущества определенной кредитной организации, в частности ОАО «УралСиб», а также исключена возможность участия иных кредитных организаций, то есть отсутствует возможность других кредитных организаций на равных условиях участвовать в проекте «Социальная карта Башкортостана».
В соответствии с Положением об Управлении (Отделе) Министерства труда и социальной защиты населения РБ, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 21.11.2005г. №1, зарегистрированного в Минюсте РБ 29.11.2005г. №287 Управления (отделы) труда и социальной защиты населения по району (городу) Республики Башкортостан являются Территориальным органом Министерства труда и социальной защиты населения республики Башкортостан (далее -Территориальный орган), который обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения на указанной территории, является юридическим лицом.
Территориальные органы Министерства труда, руководствуясь доведенным до них Приказом Минтруда РБ от 30.05.2008г. № 192-0 «Об организации работы Министерства и его территориальных органов по реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» (п.2.1), предоставили преимущественное положение ограниченному кругу участников рынка финансовых услуг при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана».
Между тем, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2008г. № 361-Р, пунктом 9 Плана мероприятий по широкомасштабному внедрению проекта «Социальная карта Башкортостана»

А07 - 17546/2008-А-ХСЯ

6 1138 175985
в 2008 году и разделами 6,11 Концепции создания автоматизированной информационной системы «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено привлечение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, к участию в проекте «Социальная карта Башкортостан» в части выпуска и обслуживания социальных карт. Согласно разделу 6 Концепции кредитные организации - эмитенты и акцептанты банковского приложения являются основными участниками проекта.
Привлечение кредитных организаций к участию в проекте «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено п.7.8 Постановления правительства РБ от 27.02.2008г. № 47 «Об утверждении плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора РБ на период до 2010 года».
На момент рассмотрения дела «Концепция присоединения кредитных организаций к проекту «Социальная карта Башкортостана», не утверждена. ^ Это подтверждается и информацией Башкирского отделения №8598 Сбербанка России исходящий №3835 от 19.08.2008г., представленной по запросу Башкортостанского У ФАС России.
При таких обстоятельствах, в отсутствие утвержденной «Концепции присоединения кредитных организаций к проекту «Социальная карта Башкортостана», Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и ОАО «Банк УралСиб», подписали Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» и на его основе организовали прием заявлений на оформление «Социальной карты Башкортостана». Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана»"^ был разработан и представлен на согласование в Министерство труда и социальной защиты населения РБ банком ОАО «УралСиб».
По итогам рассмотрения дела Комиссией УФАС по РБ по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг было принято решение от 25.08.2008г. (л.д. 99-106) о признании Министерства труда и социальной защиты населения РБ и ОАО «УралСиб» нарушающими требования п.З и п.4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в части проведения согласованных действий по приему документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» через единственную кредитную организацию - ОАО «Банк УралСиб», которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, которое в установленном законодательством порядке не обжаловано.
Указанные обстоятельства ОАО «УралСиб» не оспариваются, подтверждены представителем заявителя в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что УФАС по РБ сделан правильный вывод о том, что вышеуказанные действия ОАО «УралСиб» образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.32

А07 - 17546/2008-А-ХСЯ
7
1138 175985

КоАП РФ, в соответствии с которой заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Однако, арбитражный суд считает, что при назначении ОАО «УралСиб» наказания административным органом нарушен порядок исчисления размера штрафа, по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.06.2006г. № 135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. При этом под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Следовательно, для исчисления штрафных санкций по ст. 14.32 КоАП РФ необходимо определить выручку ОАО «УралСиб» от реализации финансовых услуг в рамках участия в проекте «Социальная карта Башкортостана».
При этом, согласно письму Национального Банка РБ № 11-14/15487 от 03.12.2008г. (л.д.57-58) применительно к деятельности кредитной организации в рамках реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» финансовой услугой, оказываемых держателям социальных карт, будет являться выпуск (в том числе, открытие банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, эмиссия банковских карт платежной системы «MasterCard» - «Социальная карта Башкортостана») и обслуживание «Социальных карт Башкортостана (в том числе, ведение банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, осуществление расчетов по поручению физических лиц - получателей социальных выплат по их банковским счетам).
Наказание юридическим лицам за совершение правонарушения по ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрено в пределах долей от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Кроме того, в ст. 3.5 КоАП РФ указано, что административный штраф является денежным взысканием, определяется в рублях и может быть выражен в величинах, полный перечень которых предусмотрен названной

А07-17546/2008-А-ХСЯ 8 1138J75985
статьей. Исчисление размера штрафа в процентном соотношении названная норма не предусматривает.
Согласно пп. 6 ч.1 ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе мотивированное решение по делу.
Из анализа приведенных норм следует, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 КоАП РФ, должно быть достаточно мотивированным и в любом случае содержать сведения о сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
В нарушение указанного, УФ АС по РБ исчисление суммы штрафа в размере 8 % произведено из совокупного размера выручки ОАО «УралСиб» за 2007 год, которая составила 1 138 329 000 руб., согласно справке № 12-1/81 от 16.10.2008г. (л.д. 107) и отчету о прибылях и убытках формы 0409102 (символы 17201-17323) (л.д.69-83).
Доказательств того, что по принятым в рамках реализации Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу «Социальной карты Башкортостана» анкетам-заявкам в ОАО «УралСиб» были открыты счета для получателей социальных выплат или об осуществлении обслуживания «Социальной карты Башкортостана», УФАС по РБ в соответствии со ст. 65 АПК РФ, не представлено.
При этом, согласно Распоряжению Правительства РБ № 361-р (л.д.59-63) План мероприятий по полномасштабному внедрению проекта «Социальная карта Башкортостана» был утвержден от 07 апреля 2008г., что свидетельствует об отсутствии выручки от реализации финансовых услуг в рамках проекта «Социальная карта Башкортостана» в 2007 году.
Кроме того, арбитражный суд считает, что УФАС по РБ при назначении ОАО «УралСиб» наказания нарушены общие правила назначения административного наказания, предусмотренные ч.З ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из протокола об административном правонарушении от 22.10.2008г. и оспариваемого постановления не видно, в связи с чем заявителю наложен штраф в размере 8% от размера выручки, а не минимальный размер, предусмотренной санкцией ст. 14.32 КоАП РФ, так как наличие каких-либо отягчающих обстоятельства, влияющих на размер административной ответственности, административным органом, также не установлено.
Доказательств обратного, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, ответчиком не представлено.

А07- 17546/2008-А-ХСЯ
1138 175985

Указанное в силу п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 02.06.2004г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные
сторонами доказательства на основании всестороннего, полного и
объективного их исследования, согласно ст. 71 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление антимонопольного органа не содержит мотивированного решения в части назначения ОАО «УралСиб» наказания и определения размера штрафа, в связи с чем требования заявителя об отмене постановления № АА-045/08 от 01.11.2008г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Открытого акционерного общества «УралСиб» удовлетворить.
Постановление Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.11.2008г. №АА-045/08 о привлечении Открытого акционерного общества «Банк УралСиб» к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ, отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суд www.18aac.arbitr.ru или ФАС УО www.fasuo.arbitr.ru.
Судья СЯ.Хафизова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-17546/2008-А-ХСЯ в отношении открытого акционерного общества «Банк УралСиб»

26.12.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
26 декабря 2008 года Дело № А07-17546/2008-А-ХСЯ

Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2008г. Полный текст решения изготовлен 26.12.2008г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хафизовой С.Я.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хафизовой С.Я., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Банк УралСиб»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Елисеев Е.В., доверенность №11у от 25.12.2007г.; представителя ответчика: Хакимьянова Ф.Ф., главный специалист-эксперт, доверенность №58 от 03.12.2008г.
ОАО «Банк УралСиб» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ №АА-045/08 от 01.11.2008г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей заявителя, ответчика, арбитражный суд установил, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ проведена проверка ОАО «УралСиб» по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № АА-045/08 от 22.10.2008г., в котором зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении заявителем п.З и п.4 ст. 16 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», а именно заключив соглашение и совершив согласованные действия по организации приема
А07 - 17546/2008-А-ХСЯ

2

1138 175985 ,
заявлений на выдачу «Социальной карты Башкортостана», на основе Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу «Социальной карты Башкортостана», заявитель являлся единственной кредитной организацией, в результате чего произошло ограничение доступа других организаций на участие в проекте «Социальная карта Башкортостана», раздел товарного рынка, а граждане ограничены выбором кредитной организации на обслуживание счетов с применением социальной карты.
На основании материалов проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ принято постановление № АА-045/08 от 01.11.2008г. о привлечении ОАО «УралСиб» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 8% от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со ст.ст.248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 91 066 320 ^ рублей.
ОАО «УралСиб» просит отменить указанное постановление, считая его
необоснованным и незаконным по основаниям, УФАС по РБ неправильно
исчислен размер штрафных санкций, так как в качестве базы для расчета
штрафа взят совокупный размер выручки филиалы ОАО «УралСиб»,
включая выручку всех подразделений по РБ за 2007 год, в нарушение
положений ст. 14.32 КоАП РФ, в соответствии с которой размер штрафа
составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки
правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого
совершено правонарушение, не соответствует закону и нарушает права и
законные интересы ОАО «УралСиб». ^~
Ответчик требования заявителя не признал согласно представленному отзыву по основаниям, что событие и состав вменяемого заявителю правонарушения установлен в решении от 25.08.2008г., зафиксирован в ^ протоколе об административном правонарушении. Привлечение кредитных организаций к участию в проекте «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено п.7.8 Постановления Правительства РБ от 27.02.2008г. №47 «Об утверждении плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора РБ на период до 2010 года». Также УФАС по РБ указывает на то, что по информации Национального банка РБ из тридцати девяти банков, функционирующих на территории Республики Башкортостан, десять организаций выразили свою заинтересованность в участии в проекте. Таким образом, по мнению ответчика, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ. При исчислении размера штрафных санкций, административный орган руководствовался справкой самого ОАО «УралСиб» от 16.10.2008г. № 12-1/81, в соответствии с которой совокупный размер выручки филиала ОАО «УралСиб», (включая выручку всех подразделений по РБ) за 2007 год

А07-17546/2008-А-ХСЯ 3 11387175985
составил 1 138 329 000 руб., согласно отчету о прибылях и убытках формы 0409102 (символа 17201-17323).
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
В силу п.п. 3, 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из представленного в материалы дела решения УФ АС по РБ от 25.08.2008г. (л.д. 99-106), протокола об административном правонарушении от 22.10.2008г. (л.д. 112-117) ОАО «УралСиб» заключило Дополнительное соглашение № 15-318-8 от 14.04.2008г. к Соглашению № 15-11-10/775-у от 20.01.2006г. о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала ОАО «УралСиб» в г.Уфа, расположенных на территории Республики Башкортостан с Министерством труда и социальной защиты населения РБ с целью осуществления зачисления социальных выплат на счета по вкладам или на счета банковских карт получателей. Данное дополнительное соглашение содержит широкий перечень изменений и дополнений, вносимых в основной Соглашение, в частности затрагивает вопросы, касающиеся решения задач по реализации проекта «Социальная карта Башкортостана», определяет возмездность операций по зачислению на счета во вклады или на счета банковских карт социальных выплат в размере 1% от суммы средств, подлежащих зачислению (к примеру в Сберегательном банке этот размер составляет 0,5%) и была инициирована ОАО «УралСиб».
Министерством труда и социальной защиты населения РБ письмом №15-12-72 от 18.04.2008г. территориальным органам Министерства труда дано указание об обязательном перезаключении заключенного ранее договора на основе дополнительного соглашения №15-31-8 от 14.04.2008г. к Соглашению №15-11-10/775-у от 20.01.2006г. о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала ОАО «УралСиб» в г.Уфа.
В соответствии с Приказом Минтруда РБ от 30.05.2008г. № 192-0 «Об организации работы Министерства и его территориальных органов по

А07-17546/2008-А-ХСЯ 4 1138J 75985
реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» руководителям территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения РБ поручено организовывать работу по приему анкет-заявок от граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, а также передачу данных для изготовления социальных карт и открытия банковских счетов в соответствии с Регламентом взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана».
При этом, Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» был разработан ОАО «УралСиб» и согласован с Министерством труда и социальной защиты населения РБ.
В состав вышеуказанного Регламента входят следующие Приложения:
- Приложение №4 (Форма анкеты-заявки на изготовление СКБ), которое содержит обязательную для заполнения графу «Прошу выдать мне Социальную карту Башкортостана с Банковским приложением и открытием^ счета в ОАО «УралСиб». Согласен с обработкой моих персональных данных, использованием их при выпуске и обслуживании карты. Достоверность сведений подтверждаю.», которую необходимо подтвердить подписью заявителя;
- Приложение №5 (Заявление о выпуске карты для Банка) содержит логотип ОАО «УралСиб» и содержит в своем перечне согласований обязательную для заполнения графу «Настоящим подтверждаю, что... - с условиями пользования картсчетом и Социальной картой международной платежной системы «MasterCard Worldwide», обслуживаемыми ОАО «УралСиб» и тарифами «УралСиб» «Обслуживание клиентов - держателей социальных карт международной платежной системы MasterCard Worldwide в российских*-рублях» ознакомлен (а) - присоединяйтесь к Условиям и тарифам, обязуюсь их неукоснительно соблюдать».
На основании поступивших в период с 04.08.2008г. по 18.08.2008г обращений граждан с просьбой о разъяснении причин предоставления преимущества ОАО «УралСиб» при оформлении и приеме документов на выпуск «Социальной карты Башкортостана» и правомерности действий сотрудников территориальных органов Минтруда, которые проводили прием документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» банка «УралСиб» «в добровольно-принудительном порядке» УФАС по РБ провело внеплановые проверки Управлений труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в частности:
- Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Октябрьскому району г.Уфы;
- Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г.Уфы.

А07-17546/2008-А-ХСЯ 5 *ШЧ75985
На основании указанных проверок, административным органом выявлено, что на момент заключения дополнительного Договора №15/15-100/23 от 13.05.2008г. количество получателей, подавших заявления в Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г.Уфы и изъявивших желание получать денежные выплаты через ОАО «УралСиб» составляло 437 человек, однако уже по состоянию на 14.08.2008г. количество заявок на открытие картсчета и оформление «Социальной карты Башкортостана» через ОАО «УралСиб» составляло 6632 заявлений.
По информации ОАО «Башкирский регистр» по состоянию на 30.06.2008г. принято около пятидесяти тысяч анкет-заявок, согласно данным «Вестника Национального банка РБ» (№9 (260) 2008г.).
Таким образом, содержание Регламента взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» и его приложений позволяет квалифицировать документ, определяющий порядок оформления и приема документов на выпуск «Социальной карты Башкортостана», в результате реализации которого предоставлены необоснованные преимущества определенной кредитной организации, в частности ОАО «УралСиб», а также исключена возможность участия иных кредитных организаций, то есть отсутствует возможность других кредитных организаций на равных условиях участвовать в проекте «Социальная карта Башкортостана».
В соответствии с Положением об Управлении (Отделе) Министерства труда и социальной защиты населения РБ, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 21.11.2005г. №1, зарегистрированного в Минюсте РБ 29.11.2005г. №287 Управления (отделы) труда и социальной защиты населения по району (городу) Республики Башкортостан являются Территориальным органом Министерства труда и социальной защиты населения республики Башкортостан (далее -Территориальный орган), который обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения на указанной территории, является юридическим лицом.
Территориальные органы Министерства труда, руководствуясь доведенным до них Приказом Минтруда РБ от 30.05.2008г. № 192-0 «Об организации работы Министерства и его территориальных органов по реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» (п.2.1), предоставили преимущественное положение ограниченному кругу участников рынка финансовых услуг при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана».
Между тем, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2008г. № 361-Р, пунктом 9 Плана мероприятий по широкомасштабному внедрению проекта «Социальная карта Башкортостана»

А07 - 17546/2008-А-ХСЯ

6 1138 175985
в 2008 году и разделами 6,11 Концепции создания автоматизированной информационной системы «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено привлечение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, к участию в проекте «Социальная карта Башкортостан» в части выпуска и обслуживания социальных карт. Согласно разделу 6 Концепции кредитные организации - эмитенты и акцептанты банковского приложения являются основными участниками проекта.
Привлечение кредитных организаций к участию в проекте «Социальная карта Башкортостана» предусмотрено п.7.8 Постановления правительства РБ от 27.02.2008г. № 47 «Об утверждении плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора РБ на период до 2010 года».
На момент рассмотрения дела «Концепция присоединения кредитных организаций к проекту «Социальная карта Башкортостана», не утверждена. ^ Это подтверждается и информацией Башкирского отделения №8598 Сбербанка России исходящий №3835 от 19.08.2008г., представленной по запросу Башкортостанского У ФАС России.
При таких обстоятельствах, в отсутствие утвержденной «Концепции присоединения кредитных организаций к проекту «Социальная карта Башкортостана», Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и ОАО «Банк УралСиб», подписали Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» и на его основе организовали прием заявлений на оформление «Социальной карты Башкортостана». Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление «Социальной карты Башкортостана»"^ был разработан и представлен на согласование в Министерство труда и социальной защиты населения РБ банком ОАО «УралСиб».
По итогам рассмотрения дела Комиссией УФАС по РБ по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг было принято решение от 25.08.2008г. (л.д. 99-106) о признании Министерства труда и социальной защиты населения РБ и ОАО «УралСиб» нарушающими требования п.З и п.4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в части проведения согласованных действий по приему документов на оформление «Социальной карты Башкортостана» через единственную кредитную организацию - ОАО «Банк УралСиб», которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, которое в установленном законодательством порядке не обжаловано.
Указанные обстоятельства ОАО «УралСиб» не оспариваются, подтверждены представителем заявителя в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что УФАС по РБ сделан правильный вывод о том, что вышеуказанные действия ОАО «УралСиб» образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.32

А07 - 17546/2008-А-ХСЯ
7
1138 175985

КоАП РФ, в соответствии с которой заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Однако, арбитражный суд считает, что при назначении ОАО «УралСиб» наказания административным органом нарушен порядок исчисления размера штрафа, по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.06.2006г. № 135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. При этом под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Следовательно, для исчисления штрафных санкций по ст. 14.32 КоАП РФ необходимо определить выручку ОАО «УралСиб» от реализации финансовых услуг в рамках участия в проекте «Социальная карта Башкортостана».
При этом, согласно письму Национального Банка РБ № 11-14/15487 от 03.12.2008г. (л.д.57-58) применительно к деятельности кредитной организации в рамках реализации проекта «Социальная карта Башкортостана» финансовой услугой, оказываемых держателям социальных карт, будет являться выпуск (в том числе, открытие банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, эмиссия банковских карт платежной системы «MasterCard» - «Социальная карта Башкортостана») и обслуживание «Социальных карт Башкортостана (в том числе, ведение банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, осуществление расчетов по поручению физических лиц - получателей социальных выплат по их банковским счетам).
Наказание юридическим лицам за совершение правонарушения по ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрено в пределах долей от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Кроме того, в ст. 3.5 КоАП РФ указано, что административный штраф является денежным взысканием, определяется в рублях и может быть выражен в величинах, полный перечень которых предусмотрен названной

А07-17546/2008-А-ХСЯ 8 1138J75985
статьей. Исчисление размера штрафа в процентном соотношении названная норма не предусматривает.
Согласно пп. 6 ч.1 ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе мотивированное решение по делу.
Из анализа приведенных норм следует, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 КоАП РФ, должно быть достаточно мотивированным и в любом случае содержать сведения о сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
В нарушение указанного, УФ АС по РБ исчисление суммы штрафа в размере 8 % произведено из совокупного размера выручки ОАО «УралСиб» за 2007 год, которая составила 1 138 329 000 руб., согласно справке № 12-1/81 от 16.10.2008г. (л.д. 107) и отчету о прибылях и убытках формы 0409102 (символы 17201-17323) (л.д.69-83).
Доказательств того, что по принятым в рамках реализации Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу «Социальной карты Башкортостана» анкетам-заявкам в ОАО «УралСиб» были открыты счета для получателей социальных выплат или об осуществлении обслуживания «Социальной карты Башкортостана», УФАС по РБ в соответствии со ст. 65 АПК РФ, не представлено.
При этом, согласно Распоряжению Правительства РБ № 361-р (л.д.59-63) План мероприятий по полномасштабному внедрению проекта «Социальная карта Башкортостана» был утвержден от 07 апреля 2008г., что свидетельствует об отсутствии выручки от реализации финансовых услуг в рамках проекта «Социальная карта Башкортостана» в 2007 году.
Кроме того, арбитражный суд считает, что УФАС по РБ при назначении ОАО «УралСиб» наказания нарушены общие правила назначения административного наказания, предусмотренные ч.З ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из протокола об административном правонарушении от 22.10.2008г. и оспариваемого постановления не видно, в связи с чем заявителю наложен штраф в размере 8% от размера выручки, а не минимальный размер, предусмотренной санкцией ст. 14.32 КоАП РФ, так как наличие каких-либо отягчающих обстоятельства, влияющих на размер административной ответственности, административным органом, также не установлено.
Доказательств обратного, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, ответчиком не представлено.

А07- 17546/2008-А-ХСЯ
1138 175985

Указанное в силу п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 02.06.2004г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные
сторонами доказательства на основании всестороннего, полного и
объективного их исследования, согласно ст. 71 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление антимонопольного органа не содержит мотивированного решения в части назначения ОАО «УралСиб» наказания и определения размера штрафа, в связи с чем требования заявителя об отмене постановления № АА-045/08 от 01.11.2008г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Открытого акционерного общества «УралСиб» удовлетворить.
Постановление Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.11.2008г. №АА-045/08 о привлечении Открытого акционерного общества «Банк УралСиб» к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ, отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суд www.18aac.arbitr.ru или ФАС УО www.fasuo.arbitr.ru.
Судья СЯ.Хафизова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-25 21:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-25 21:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322121569 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )