Решение Верховного суда РБ в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ

Дата публикации: 25 марта 2010, 05:00

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
25.03.2010г. г.Уфа

Судья Верховного суда Республики Башкортостан <…> при <...>, в отсутствие <...> главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ должностного лица, в отношении которого возбуждено административное производство, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, с участием его защитника <...> на основании доверенности №1205 от 14.12.2009г., представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по РБ <...> по доверенности №26 от 30.03.2009г., удостоверение №3281, рассмотрев жалобу главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> на решение Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г., которым: постановление <...> №АА-115/09 от 18.12.2009г. о привлечении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

Согласно постановлению <...> (далее - УФАС по РБ) №АА-115/09 от 18.12.2009г. глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, а именно за заключение с Советом Потребительского общества «Радуга» соглашения с ограничением правил конкуренции, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, чем нарушен п.п.1,3 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, <…> обжаловал его в суд.
Решением Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г. постановление должностного лица УФАС по РБ № АГЗ-115/09 от 18.12.2009г. в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, <...> обжаловал его в Верховный суд РБ, предлагая отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что соглашение о сотрудничестве с Советом Потребительского общества «Радуга» заключено в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 16.07.2009г. №734-р, с использованием типового Соглашения. Он действовал во исполнение указанных актов органов власти РБ, но никак не в нарушение норм закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». Никакие действия, направленные на реализацию положений Соглашения о сотрудничестве, не совершались, что является основанием для применения ст.2.9 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу <...> по доверенности №1 от 11.01.2010г. считает доводы жалобы необоснованными, решение суда просит оставить без изменения, так как обстоятельства дела судом установлены правильно и полностью, нормы материального права применены правильно.
Проверив материалы дела, выслушав защитника <...> - <...>, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по РБ <...>, обсудив доводы жалобы и возражений, нахожу решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно 4.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
В соответствии с п.3 ч.1 ст.16 названного закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Эти требования закона должностным лицом - главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> не выполнены.
Как правильно установлено должностным лицом УФАС и следует из материалов дела, 15.09.2009г. между Администрацией муниципального района Балтачевский район РБ и потребительским обществом «Радуга» было заключено Соглашение о сотрудничестве. В соответствии со ст.1 Соглашения его предметом является сотрудничество Сторон на принципах долгосрочного партнерства, отвечающего обоюдным интересам и интересам муниципального района Балтачевский район. В ст.2 указано, что Стороны будут осуществлять мониторинг состояния потребительского рынка, ассортимента и уровня цен на основные продовольственные товары. Согласно ст.3 Соглашения управляющая организация потребительское общество «Радуга» обязуется обеспечить: бесперебойное наличие в продаже социально значимых товаров первой необходимости, входящих в потребительскую корзину, в том числе товаропроизводителей Республики Башкортостан; представление в продаже каждого предприятия розничной торговли и торговом месте переданного в аренду, количества наименований продукции республиканских товаропроизводителей одной группы товаров, не менее:
хлеб и хлебобулочные изделия-90%
молоко, пастеризованное жирностью до 3.2%-80%
колбасные изделия-60%;
мясо птицы-60%
масло животное-60%
мясные полуфабрикаты-50%
яйца-50%
сыры твердые-не менее 40%
питьевая и минеральная вода-40%;
применение на социальные сорта хлеба и молока (не менее 2 наименований) торговой надбавки не более 5%; творога-не более 8%; сметаны, масла растительного, яйца, сахара-песок, муки пшеничной-не более 10%.
Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, торговая организация обязуется представлять в Администрацию муниципального района Балтачевский район информацию о выполнении вышеуказанного Соглашения.
Далее, в статье 4 Соглашения указано, что в целях реализации Соглашения Стороны проводят мероприятия, направленные на насыщение потребительского рынка товарами республиканского агропродовольственного комплекса.
Положения Соглашения создают препятствия свободному перемещению товаров и доступу производителей, находящихся за пределами Республики Башкортостан, на республиканский рынок розничной торговли продуктами питания, ставят производителей, находящихся за пределами Республики Башкортостан, в неравное положение по сравнению с республиканскими производителями, исключают самостоятельность торговых организаций на товарном рынке услуг по розничной торговле (реализации) продуктов питания, влекут ограниченный ассортимент для покупателей, когда выбор продукции должен быть за покупателем, а не за продавцом.
Пункт в Соглашении о применении определенного размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары первой необходимости нарушает положение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2007г. №769 «О Соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», что возможно на определенный срок, но не позднее чем на срок до 30.04.2008г. Соглашение было подписано гораздо позже разрешенного срока и без определения обязательных условий для обеспечения конкуренции.
Следовательно, условия данного Соглашения, содержащие признаки ограничения конкуренции, предусмотренные п.17 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов).
Доводы жалобы об отсутствии негативных последствий в результате ограничения конкуренции не могут освободить <…> от ответственности, поскольку состав вмененного правонарушения является формальным.
В силу ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Соглашение о сотрудничестве подписано главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> и председателем Совета Потребительского общества «Радуга» <...>.
В соответствии с Решением II созыва Совета муниципального района Балтачевский район РБ от 04.12.2008г. № 04/37 <...> назначен на должность <...>. Контракт с главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> подписан 04.12.2008г. В соответствии с п.4.1 Контракта глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ возглавляет Администрацию, руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за результаты ее деятельности.
В соответствии с п.4.2 Контракта глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ представляет Администрацию в отношениях с органами местного самоуправления, другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; совершает в пределах своих полномочий и в установленном порядке сделки от имени Администрации, осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами и законами Республики Башкортостан, Уставом и настоящим контрактом к его компетенции. В п.4.4 Контракта указано, что глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Соглашение о сотрудничестве, подписанное должностным лицом Администрации муниципального района Балтачевский район РБ нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Доводы жалобы, что <...> действовал в соответствии с Распоряжением Правительства РБ, не могут быть приняты, поскольку данное Распоряжение, как видно из его текста, носит рекомендательный характер, при наличии противоречий в нормативно-правовых актах следует руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами.
Таким образом, совершение административного правонарушения должностным лицом <...> обусловлено ненадлежащим исполнением обязанностей.
Его действия посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с экономической деятельностью между хозяйствующими субъектами, где конкуренция является необходимым условием обеспечения свободы. Поддержка конкуренции закреплена в качестве одной из основных задач государства в ст.8 Конституции РФ. Обеспечение эффективного функционирования товарных рынков на основе свободной добросовестной конкуренции является основной целью антимонопольного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В связи с этим действия <...> нельзя признать малозначительными, с доводами жалобы об этом согласиться не имеется оснований.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно, подтверждаются материалами дела и по существу <...> не оспариваются.
Вывод должностного лица УФАС, с которым обоснованно согласился суд первой инстанции, о доказанности вины должностного лица <...> во вмененном правонарушении является правильным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и доказательствах. Юридическая оценка его действиям по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ дана правильная. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ. Административный штраф наложен в минимальном размере в пределах санкции вмененной статьи.
Порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом и рассмотрения жалобы судом соблюдены. Протокол об административном правонарушении составлен и дело должностным лицом УФАС по РБ рассмотрено 18.12.2009г. с участием защитника <...> - <...> по доверенности.
Жалоба заявителя судом первой инстанции рассмотрена с участием защитника <...>. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г. об оставлении без изменения постановления <...> № АА-115/09 от 18.12.2009г. в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного суда РБ или его заместители.

stdClass Object ( [vid] => 7347 [uid] => 1 [title] => Решение Верховного суда РБ в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7347 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
25.03.2010г. г.Уфа

Судья Верховного суда Республики Башкортостан <…> при <...>, в отсутствие <...> главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ должностного лица, в отношении которого возбуждено административное производство, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, с участием его защитника <...> на основании доверенности №1205 от 14.12.2009г., представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по РБ <...> по доверенности №26 от 30.03.2009г., удостоверение №3281, рассмотрев жалобу главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> на решение Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г., которым: постановление <...> №АА-115/09 от 18.12.2009г. о привлечении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

Согласно постановлению <...> (далее - УФАС по РБ) №АА-115/09 от 18.12.2009г. глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, а именно за заключение с Советом Потребительского общества «Радуга» соглашения с ограничением правил конкуренции, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, чем нарушен п.п.1,3 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, <…> обжаловал его в суд.
Решением Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г. постановление должностного лица УФАС по РБ № АГЗ-115/09 от 18.12.2009г. в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, <...> обжаловал его в Верховный суд РБ, предлагая отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что соглашение о сотрудничестве с Советом Потребительского общества «Радуга» заключено в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 16.07.2009г. №734-р, с использованием типового Соглашения. Он действовал во исполнение указанных актов органов власти РБ, но никак не в нарушение норм закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». Никакие действия, направленные на реализацию положений Соглашения о сотрудничестве, не совершались, что является основанием для применения ст.2.9 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу <...> по доверенности №1 от 11.01.2010г. считает доводы жалобы необоснованными, решение суда просит оставить без изменения, так как обстоятельства дела судом установлены правильно и полностью, нормы материального права применены правильно.
Проверив материалы дела, выслушав защитника <...> - <...>, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по РБ <...>, обсудив доводы жалобы и возражений, нахожу решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно 4.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
В соответствии с п.3 ч.1 ст.16 названного закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Эти требования закона должностным лицом - главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> не выполнены.
Как правильно установлено должностным лицом УФАС и следует из материалов дела, 15.09.2009г. между Администрацией муниципального района Балтачевский район РБ и потребительским обществом «Радуга» было заключено Соглашение о сотрудничестве. В соответствии со ст.1 Соглашения его предметом является сотрудничество Сторон на принципах долгосрочного партнерства, отвечающего обоюдным интересам и интересам муниципального района Балтачевский район. В ст.2 указано, что Стороны будут осуществлять мониторинг состояния потребительского рынка, ассортимента и уровня цен на основные продовольственные товары. Согласно ст.3 Соглашения управляющая организация потребительское общество «Радуга» обязуется обеспечить: бесперебойное наличие в продаже социально значимых товаров первой необходимости, входящих в потребительскую корзину, в том числе товаропроизводителей Республики Башкортостан; представление в продаже каждого предприятия розничной торговли и торговом месте переданного в аренду, количества наименований продукции республиканских товаропроизводителей одной группы товаров, не менее:
хлеб и хлебобулочные изделия-90%
молоко, пастеризованное жирностью до 3.2%-80%
колбасные изделия-60%;
мясо птицы-60%
масло животное-60%
мясные полуфабрикаты-50%
яйца-50%
сыры твердые-не менее 40%
питьевая и минеральная вода-40%;
применение на социальные сорта хлеба и молока (не менее 2 наименований) торговой надбавки не более 5%; творога-не более 8%; сметаны, масла растительного, яйца, сахара-песок, муки пшеничной-не более 10%.
Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, торговая организация обязуется представлять в Администрацию муниципального района Балтачевский район информацию о выполнении вышеуказанного Соглашения.
Далее, в статье 4 Соглашения указано, что в целях реализации Соглашения Стороны проводят мероприятия, направленные на насыщение потребительского рынка товарами республиканского агропродовольственного комплекса.
Положения Соглашения создают препятствия свободному перемещению товаров и доступу производителей, находящихся за пределами Республики Башкортостан, на республиканский рынок розничной торговли продуктами питания, ставят производителей, находящихся за пределами Республики Башкортостан, в неравное положение по сравнению с республиканскими производителями, исключают самостоятельность торговых организаций на товарном рынке услуг по розничной торговле (реализации) продуктов питания, влекут ограниченный ассортимент для покупателей, когда выбор продукции должен быть за покупателем, а не за продавцом.
Пункт в Соглашении о применении определенного размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары первой необходимости нарушает положение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2007г. №769 «О Соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», что возможно на определенный срок, но не позднее чем на срок до 30.04.2008г. Соглашение было подписано гораздо позже разрешенного срока и без определения обязательных условий для обеспечения конкуренции.
Следовательно, условия данного Соглашения, содержащие признаки ограничения конкуренции, предусмотренные п.17 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов).
Доводы жалобы об отсутствии негативных последствий в результате ограничения конкуренции не могут освободить <…> от ответственности, поскольку состав вмененного правонарушения является формальным.
В силу ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Соглашение о сотрудничестве подписано главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> и председателем Совета Потребительского общества «Радуга» <...>.
В соответствии с Решением II созыва Совета муниципального района Балтачевский район РБ от 04.12.2008г. № 04/37 <...> назначен на должность <...>. Контракт с главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> подписан 04.12.2008г. В соответствии с п.4.1 Контракта глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ возглавляет Администрацию, руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за результаты ее деятельности.
В соответствии с п.4.2 Контракта глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ представляет Администрацию в отношениях с органами местного самоуправления, другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; совершает в пределах своих полномочий и в установленном порядке сделки от имени Администрации, осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами и законами Республики Башкортостан, Уставом и настоящим контрактом к его компетенции. В п.4.4 Контракта указано, что глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Соглашение о сотрудничестве, подписанное должностным лицом Администрации муниципального района Балтачевский район РБ нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Доводы жалобы, что <...> действовал в соответствии с Распоряжением Правительства РБ, не могут быть приняты, поскольку данное Распоряжение, как видно из его текста, носит рекомендательный характер, при наличии противоречий в нормативно-правовых актах следует руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами.
Таким образом, совершение административного правонарушения должностным лицом <...> обусловлено ненадлежащим исполнением обязанностей.
Его действия посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с экономической деятельностью между хозяйствующими субъектами, где конкуренция является необходимым условием обеспечения свободы. Поддержка конкуренции закреплена в качестве одной из основных задач государства в ст.8 Конституции РФ. Обеспечение эффективного функционирования товарных рынков на основе свободной добросовестной конкуренции является основной целью антимонопольного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В связи с этим действия <...> нельзя признать малозначительными, с доводами жалобы об этом согласиться не имеется оснований.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно, подтверждаются материалами дела и по существу <...> не оспариваются.
Вывод должностного лица УФАС, с которым обоснованно согласился суд первой инстанции, о доказанности вины должностного лица <...> во вмененном правонарушении является правильным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и доказательствах. Юридическая оценка его действиям по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ дана правильная. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ. Административный штраф наложен в минимальном размере в пределах санкции вмененной статьи.
Порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом и рассмотрения жалобы судом соблюдены. Протокол об административном правонарушении составлен и дело должностным лицом УФАС по РБ рассмотрено 18.12.2009г. с участием защитника <...> - <...> по доверенности.
Жалоба заявителя судом первой инстанции рассмотрена с участием защитника <...>. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г. об оставлении без изменения постановления <...> № АА-115/09 от 18.12.2009г. в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного суда РБ или его заместители.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
25.03.2010г. г.Уфа

Судья Верховного суда Республики Башкортостан при <...>, в отсутствие <...> главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ должностного лица, в отношении которого возбуждено административное производство, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, с участием его защитника <...> на основании доверенности №1205 от 14.12.2009г., представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по РБ <...> по доверенности №26 от 30.03.2009г., удостоверение №3281, рассмотрев жалобу главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> на решение Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г., которым: постановление <...> №АА-115/09 от 18.12.2009г. о привлечении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

Согласно постановлению <...> (далее - УФАС по РБ) №АА-115/09 от 18.12.2009г. глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, а именно за заключение с Советом Потребительского общества «Радуга» соглашения с ограничением правил конкуренции, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, чем нарушен п.п.1,3 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, обжаловал его в суд.
Решением Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г. постановление должностного лица УФАС по РБ № АГЗ-115/09 от 18.12.2009г. в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, <...> обжаловал его в Верховный суд РБ, предлагая отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что соглашение о сотрудничестве с Советом Потребительского общества «Радуга» заключено в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 16.07.2009г. №734-р, с использованием типового Соглашения. Он действовал во исполнение указанных актов органов власти РБ, но никак не в нарушение норм закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». Никакие действия, направленные на реализацию положений Соглашения о сотрудничестве, не совершались, что является основанием для применения ст.2.9 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу <...> по доверенности №1 от 11.01.2010г. считает доводы жалобы необоснованными, решение суда просит оставить без изменения, так как обстоятельства дела судом установлены правильно и полностью, нормы материального права применены правильно.
Проверив материалы дела, выслушав защитника <...> - <...>, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по РБ <...>, обсудив доводы жалобы и возражений, нахожу решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно 4.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
В соответствии с п.3 ч.1 ст.16 названного закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Эти требования закона должностным лицом - главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> не выполнены.
Как правильно установлено должностным лицом УФАС и следует из материалов дела, 15.09.2009г. между Администрацией муниципального района Балтачевский район РБ и потребительским обществом «Радуга» было заключено Соглашение о сотрудничестве. В соответствии со ст.1 Соглашения его предметом является сотрудничество Сторон на принципах долгосрочного партнерства, отвечающего обоюдным интересам и интересам муниципального района Балтачевский район. В ст.2 указано, что Стороны будут осуществлять мониторинг состояния потребительского рынка, ассортимента и уровня цен на основные продовольственные товары. Согласно ст.3 Соглашения управляющая организация потребительское общество «Радуга» обязуется обеспечить: бесперебойное наличие в продаже социально значимых товаров первой необходимости, входящих в потребительскую корзину, в том числе товаропроизводителей Республики Башкортостан; представление в продаже каждого предприятия розничной торговли и торговом месте переданного в аренду, количества наименований продукции республиканских товаропроизводителей одной группы товаров, не менее:
хлеб и хлебобулочные изделия-90%
молоко, пастеризованное жирностью до 3.2%-80%
колбасные изделия-60%;
мясо птицы-60%
масло животное-60%
мясные полуфабрикаты-50%
яйца-50%
сыры твердые-не менее 40%
питьевая и минеральная вода-40%;
применение на социальные сорта хлеба и молока (не менее 2 наименований) торговой надбавки не более 5%; творога-не более 8%; сметаны, масла растительного, яйца, сахара-песок, муки пшеничной-не более 10%.
Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, торговая организация обязуется представлять в Администрацию муниципального района Балтачевский район информацию о выполнении вышеуказанного Соглашения.
Далее, в статье 4 Соглашения указано, что в целях реализации Соглашения Стороны проводят мероприятия, направленные на насыщение потребительского рынка товарами республиканского агропродовольственного комплекса.
Положения Соглашения создают препятствия свободному перемещению товаров и доступу производителей, находящихся за пределами Республики Башкортостан, на республиканский рынок розничной торговли продуктами питания, ставят производителей, находящихся за пределами Республики Башкортостан, в неравное положение по сравнению с республиканскими производителями, исключают самостоятельность торговых организаций на товарном рынке услуг по розничной торговле (реализации) продуктов питания, влекут ограниченный ассортимент для покупателей, когда выбор продукции должен быть за покупателем, а не за продавцом.
Пункт в Соглашении о применении определенного размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары первой необходимости нарушает положение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2007г. №769 «О Соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», что возможно на определенный срок, но не позднее чем на срок до 30.04.2008г. Соглашение было подписано гораздо позже разрешенного срока и без определения обязательных условий для обеспечения конкуренции.
Следовательно, условия данного Соглашения, содержащие признаки ограничения конкуренции, предусмотренные п.17 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов).
Доводы жалобы об отсутствии негативных последствий в результате ограничения конкуренции не могут освободить от ответственности, поскольку состав вмененного правонарушения является формальным.
В силу ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Соглашение о сотрудничестве подписано главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> и председателем Совета Потребительского общества «Радуга» <...>.
В соответствии с Решением II созыва Совета муниципального района Балтачевский район РБ от 04.12.2008г. № 04/37 <...> назначен на должность <...>. Контракт с главой Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> подписан 04.12.2008г. В соответствии с п.4.1 Контракта глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ возглавляет Администрацию, руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за результаты ее деятельности.
В соответствии с п.4.2 Контракта глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ представляет Администрацию в отношениях с органами местного самоуправления, другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; совершает в пределах своих полномочий и в установленном порядке сделки от имени Администрации, осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами и законами Республики Башкортостан, Уставом и настоящим контрактом к его компетенции. В п.4.4 Контракта указано, что глава Администрации муниципального района Балтачевский район РБ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Соглашение о сотрудничестве, подписанное должностным лицом Администрации муниципального района Балтачевский район РБ нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Доводы жалобы, что <...> действовал в соответствии с Распоряжением Правительства РБ, не могут быть приняты, поскольку данное Распоряжение, как видно из его текста, носит рекомендательный характер, при наличии противоречий в нормативно-правовых актах следует руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами.
Таким образом, совершение административного правонарушения должностным лицом <...> обусловлено ненадлежащим исполнением обязанностей.
Его действия посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с экономической деятельностью между хозяйствующими субъектами, где конкуренция является необходимым условием обеспечения свободы. Поддержка конкуренции закреплена в качестве одной из основных задач государства в ст.8 Конституции РФ. Обеспечение эффективного функционирования товарных рынков на основе свободной добросовестной конкуренции является основной целью антимонопольного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В связи с этим действия <...> нельзя признать малозначительными, с доводами жалобы об этом согласиться не имеется оснований.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно, подтверждаются материалами дела и по существу <...> не оспариваются.
Вывод должностного лица УФАС, с которым обоснованно согласился суд первой инстанции, о доказанности вины должностного лица <...> во вмененном правонарушении является правильным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и доказательствах. Юридическая оценка его действиям по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ дана правильная. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ. Административный штраф наложен в минимальном размере в пределах санкции вмененной статьи.
Порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом и рассмотрения жалобы судом соблюдены. Протокол об административном правонарушении составлен и дело должностным лицом УФАС по РБ рассмотрено 18.12.2009г. с участием защитника <...> - <...> по доверенности.
Жалоба заявителя судом первой инстанции рассмотрена с участием защитника <...>. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Уфа от 22.01.2010г. об оставлении без изменения постановления <...> № АА-115/09 от 18.12.2009г. в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного суда РБ или его заместители.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

25.03.2010

Решение Верховного суда РБ в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ

[format] => full_html [safe_value] =>

25.03.2010

Решение Верховного суда РБ в отношении главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-25 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-25 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )