Постановление о наложении штрафа по делу № АА-063/09 в отношении ОАО «Каустик»

Дата публикации: 7 июля 2009, 06:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № АА-063/09

07.07.2009 г.Уфа, ул.Пушкина, 95

<...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 и материалы дела об административном правонарушении № АА-063/09, возбужденного в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Каустик» г.Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – ОАО «Каустик»), расположенному по адресу: 453110, РБ, г.Стерлитамак, ул.Техническая, 32), в присутствии законных представителей ОАО «Каустик» <...> и <...> (доверенности от 17.06.2009 № 010-28-244 и 17.06.2009 № 010-28-245 соответственно; доверенным представителям разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях),

УСТАНОВИЛ:

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № А-10/10-09 принято решение от 25.05.2009 о признании ОАО «Каустик» (453110, РБ, г.Стерлитамак, ул.Техническая, 32), занимающего в географических границах Российской Федерации доминирующее положение на рынке алюминия хлористого безводного (ТУ 6-01-2-88), нарушившим п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно: экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на один и тот же товар - алюминий хлористый безводный (ТУ 6-01-2-88 марки А-1 и А-5).
В спецификациях к договорам на поставку алюминия хлористого безводного, которые являются неотъемлемой частью договора, выявлены различные цены на указанную выше продукцию в один и тот же временной период, результатом которого явилось или могло явиться ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов на рынке алюминия хлористого безводного:
ООО «Баш - Титан» (450045, РБ, г.Уфа, пр.Октября, 162/1, офис 1) от 11.01.2008 № 023.01.08.3.СБ;
ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423570, Россия, Республика Татарстан, г.Нижнекамск) от 23.11.2006 № 057.11.06.3.СБ;
ОАО «Ангарский завод полимеров» (665830, Россия, Иркутская обл., г.Ангарск) от 12.09.2007 № 027.09.07.3.СБ;
ЗАО «Химреактивы» (453107, РБ, г.Стерлитамак, ул.Элеваторная, 19) от 09.01.2008 № 007.01.08.3.СБ.
По результатам рассмотрения дела № А-10/10-09 в отношении ОАО «Каустик» возбуждено дело об административном правонарушении № АА - 063/09 по ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведено административное расследование, по результатам которого 23.06.2009 составлен протокол об административном правонарушении.
В протоколе зафиксировано: место совершения административного правонарушения - место подписания спецификаций к договорам поставки продукции - город Стерлитамак Республики Башкортостан. Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Субъект правонарушения - юридическое лицо - ОАО «Каустик», занимающее доминирующее положение на товарном рынке алюминия хлористого безводного в географических границах Российской Федерации, с долей в 2007г. - 90,44% рынка, а в 2008г. – 91,44% рынка в географических границах Российской Федерации.
Субъективной стороной данного административного правонарушения являются действия хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на рынке алюминия хлористого безводного на территории Российской Федерации. Кроме того, ОАО «Каустик» должно было знать о нормах запрета ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований Закона о защите конкуренции в соответствии с принципом, закрепленным в статье 15 Конституции Российской Федерации. У ОАО «Каустик» имелась возможность реализовать алюминий хлористый безводный всем контрагентам по единой цене, не нарушая антимонопольное законодательство, в связи с отсутствием у общества экономических, технологических и иных обоснований для установления различных цен на алюминий хлористый безводный. Случаи, препятствующие установлению единых цен (тарифов) на рынке алюминия хлористого безводного на территории Российской Федерации, когда происходило подписание спецификаций к договорам поставки продукции ОАО «Каустик» вследствие действия непреодолимой силы отсутствовали. Следовательно, субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, происходит в момент подписания ОАО «Каустик», занимающего доминирующее положение на товарном рынке алюминия хлористого безводного, спецификаций к договорам поставки продукции с ООО «Баш - Титан» (450045, РБ, г.Уфа, пр.Октября, 162/1, офис 1) от 11.01.2008 № 023.01.08.3.СБ;
ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423570, Россия, Республика Татарстан, г.Нижнекамск) от 23.11.2006 № 057.11.06.3.СБ;
ОАО «Ангарский завод полимеров» (665830, Россия, Иркутская обл., г.Ангарск) от 12.09.2007 № 027.09.07.3.СБ;
ЗАО «Химреактивы» (453107, РБ, г.Стерлитамак, ул.Элеваторная, 19) от 09.01.2008 № 007.01.08.3.СБ, устанавливающих различные цен на алюминий хлористый безводный.
Установлено, что ОАО «Каустик» осуществляло поставку алюминия хлористого безводного по ценам (при условии поставки железнодорожным транспортом):
в мае 2007г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Нижнекамскнефтехим» 100т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене - 31350 руб./т (без НДС), что выше, чем ООО «Башхимтрейд» г.Стерлитамак, которое закупило меньшее количество алюминия хлористого – 50т по цене – 31150руб./т (без НДС);
в мае 2007г. ОАО «Каустик» поставило ООО «Баш - Титан» 25т алюминия хлористого безводного марки А-1 по цене - 31650 руб./т (без НДС), что выше, чем ООО «Башхимтрейд» г.Стерлитамак, которое приобрело 25т по цене – 31150руб./т (без НДС);
в феврале 2008г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Нижнекамскнефтехим» 100т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене - 33000 руб./т (без НДС), что выше, чем реализовано всем остальным контрагентам по данным прейскуранта ОАО «Каустик» за февраль месяц, цена 32000 руб./т (без НДС);
в июле и в августе 2008г. ОАО «Каустик» поставило ООО «Баш - Титан» 25т алюминия хлористого безводного марки А-1 по цене - 34500 руб./т (без НДС), что выше, чем ОАО «Уфаоргсинтез», которое закупило такой же объем продукции – 25 т по цене 34000 руб./т (без НДС);
в сентябре 2008г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Ангарский завод полимеров» 25т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене – 35000 руб./т (без НДС) что выше, чем Казанскому ОАО «Органический синтез», которое закупило такой же объем продукции – 25 т по цене 34000 руб./т (без НДС).
В марте 2008г. ОАО «Каустик» осуществило поставку алюминия хлористого безводного марки А-1 при условии поставки самовывозом: ЗАО «Химреактивы» по цене - 36000 руб./т (без НДС) за 5,25т, что выше, чем ОАО «Редкинский опытный завод», которое закупило 5т по цене - 35000 руб./т (без НДС) и выше, чем <...>, который закупил всего 0,35т по такой же цене - 35000 руб./т (без НДС).
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на алюминий хлористый безводный (ТУ 6-01-2-88 марки А-1 и А-5).
Таким образом, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По обстоятельствам дела ОАО «Каустик» на рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в письме ОАО «Каустик» от 03.07.2009 исх.№ 010/2706 было дано следующее объяснение: ОАО «Каустик» не признает необоснованного факта установления в 2007-2008 годах различных цен для покупателей алюминия хлористого безводного.
Также при рассмотрении дела представителями ОАО «Каустик» на заседании Комиссии были представлены копии документов: приказ ОАО «Каустик» от 19.06.2009 № 1577 «О порядке формирования цены реализации на алюминий хлористый», приказ ОАО «Каустик» от 19.06.2009 № 1580 «О цене на алюминий хлористый». Содержание локальных нормативных документов ОАО «Каустик» подтверждает наличие фактов нарушения антимонопольного законодательства обществом и принятые меры для его устранения, а именно, <...> до 19 числа месяца, предшествующего планируемому, утверждать цену реализации алюминия хлористого (на условиях FCA) приказом по предприятию. <...> ежемесячно при заключении договоров, спецификаций на продажу алюминия хлористого руководствоваться утвержденными ценами. В настоящее время ОАО «Каустик» реализует алюминий хлористый безводный по единой цене.
С учетом изложенного, следует, что с момента вынесения решения и предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Каустик» проводит работу по формированию единой ценовой политики для всех покупателей (потребителей) алюминия хлористого безводного.
Протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 составлен <...>, имеющим полномочия для составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.48. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составлен в соответствии с требованиями вышеуказанного Кодекса, в том числе, ст. 28.2. КоАП РФ. Иные материалы дела соответствуют требованиям законодательства, в том числе, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Права и обязанности, определенные ст. 51 Конституции РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст. 25.1. КоАП РФ, лицам, участвующим в деле и их представителям, разъяснены.
Интересы ОАО «Каустик» при рассмотрении дела об административном правонарушении № АА-063/09 представляет законные представители ОАО «Каустик»: <...> (доверенности от 17.06.2009 № 010-28-244), а также в деле имеется доверенность от 17.06.2009 № 010-28-245 на <...>.
Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу № АА-063/09 в связи с обжалованием решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены основания для приостановления производства по административному делу при поступлении ходатайства в связи с подачей заявления в арбитражный суд обжалованием решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Каустик» обеспечены.
За совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность занимающего доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта, в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии в ч. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (п. 3 ч. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья, должностное лицо вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом степень общественной опасности деяния, смягчающие, отягчающие, и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, рассматривающим дело, признаются: тяжелое финансовое положение ОАО «Каустик» по производству алюминия хлористого безводного: по данным, представленным ОАО «Каустик» письмами от 16.01.2009 исх.№ 021/18 и от 31.03.2009 № 010/1240, убытки ОАО «Каустик» в 2007 году составили 12451,4 тыс. рублей, в 2008 году – 9 164,9 тыс. рублей. Производство алюминия хлористого безводного по представленной информации ОАО «Каустик» (от 16.01.2009 исх.№ 021/18) по итогам 2007-2008гг. являлось убыточным.
Вышеуказанное правонарушение совершено впервые.
Согласно ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично - правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности, что относится и к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
А также учитывая текущую экономическую ситуацию, обусловленную последствиями мирового финансового кризиса, и на основании указаний ФАС России от 20.11.2008 № ИА/30696 при расчете величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.14.31 КоАП РФ, следует применять минимальный коэффициент.
Сумма выручки ОАО «Каустик» на рынке реализации алюминия хлористого безводного марки А-1 в 2008 году составила 51 931 903,84 рубля (с НДС), марки А-5 – 85 927 010,00 рублей (с НДС).
Совокупный размер суммы выручки ООО «Каустик» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2008 год составил 10 562 959,00тыс. рублей (без НДС). Данный размер выручки определен в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом тяжелого финансового положения ОАО «Каустик» по производству алюминия хлористого безводного, однократности совершения административного правонарушения, необходимости защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, конкуренции, штраф назначается в размере – двух миллионов сто тысяч рублей.
На основании изложенного, принимая во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь ст.ст. 14.31., 23.48., ч. 1 ст. 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на ОАО «Каустик» административный штраф в размере 2 100 000,00 рублей (двух миллионов сто тысяч рублей 00 копеек). В соответствии с п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 3.5. КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)
Номер счета получателя 40101810100000010001
ГРКЦ НБ Республики Башкортостан Банка России г. Уфа
БИК 048073001 ИНН получателя платежа 0274090077
КПП Получателя 027401001
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140
ОКАТО 80401000000

Согласно ч. 4 ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс 272-58-82).
Согласно ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

stdClass Object ( [vid] => 7244 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № АА-063/09 в отношении ОАО «Каустик» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7244 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № АА-063/09

07.07.2009 г.Уфа, ул.Пушкина, 95

<...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 и материалы дела об административном правонарушении № АА-063/09, возбужденного в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Каустик» г.Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – ОАО «Каустик»), расположенному по адресу: 453110, РБ, г.Стерлитамак, ул.Техническая, 32), в присутствии законных представителей ОАО «Каустик» <...> и <...> (доверенности от 17.06.2009 № 010-28-244 и 17.06.2009 № 010-28-245 соответственно; доверенным представителям разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях),

УСТАНОВИЛ:

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № А-10/10-09 принято решение от 25.05.2009 о признании ОАО «Каустик» (453110, РБ, г.Стерлитамак, ул.Техническая, 32), занимающего в географических границах Российской Федерации доминирующее положение на рынке алюминия хлористого безводного (ТУ 6-01-2-88), нарушившим п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно: экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на один и тот же товар - алюминий хлористый безводный (ТУ 6-01-2-88 марки А-1 и А-5).
В спецификациях к договорам на поставку алюминия хлористого безводного, которые являются неотъемлемой частью договора, выявлены различные цены на указанную выше продукцию в один и тот же временной период, результатом которого явилось или могло явиться ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов на рынке алюминия хлористого безводного:
ООО «Баш - Титан» (450045, РБ, г.Уфа, пр.Октября, 162/1, офис 1) от 11.01.2008 № 023.01.08.3.СБ;
ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423570, Россия, Республика Татарстан, г.Нижнекамск) от 23.11.2006 № 057.11.06.3.СБ;
ОАО «Ангарский завод полимеров» (665830, Россия, Иркутская обл., г.Ангарск) от 12.09.2007 № 027.09.07.3.СБ;
ЗАО «Химреактивы» (453107, РБ, г.Стерлитамак, ул.Элеваторная, 19) от 09.01.2008 № 007.01.08.3.СБ.
По результатам рассмотрения дела № А-10/10-09 в отношении ОАО «Каустик» возбуждено дело об административном правонарушении № АА - 063/09 по ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведено административное расследование, по результатам которого 23.06.2009 составлен протокол об административном правонарушении.
В протоколе зафиксировано: место совершения административного правонарушения - место подписания спецификаций к договорам поставки продукции - город Стерлитамак Республики Башкортостан. Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Субъект правонарушения - юридическое лицо - ОАО «Каустик», занимающее доминирующее положение на товарном рынке алюминия хлористого безводного в географических границах Российской Федерации, с долей в 2007г. - 90,44% рынка, а в 2008г. – 91,44% рынка в географических границах Российской Федерации.
Субъективной стороной данного административного правонарушения являются действия хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на рынке алюминия хлористого безводного на территории Российской Федерации. Кроме того, ОАО «Каустик» должно было знать о нормах запрета ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований Закона о защите конкуренции в соответствии с принципом, закрепленным в статье 15 Конституции Российской Федерации. У ОАО «Каустик» имелась возможность реализовать алюминий хлористый безводный всем контрагентам по единой цене, не нарушая антимонопольное законодательство, в связи с отсутствием у общества экономических, технологических и иных обоснований для установления различных цен на алюминий хлористый безводный. Случаи, препятствующие установлению единых цен (тарифов) на рынке алюминия хлористого безводного на территории Российской Федерации, когда происходило подписание спецификаций к договорам поставки продукции ОАО «Каустик» вследствие действия непреодолимой силы отсутствовали. Следовательно, субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, происходит в момент подписания ОАО «Каустик», занимающего доминирующее положение на товарном рынке алюминия хлористого безводного, спецификаций к договорам поставки продукции с ООО «Баш - Титан» (450045, РБ, г.Уфа, пр.Октября, 162/1, офис 1) от 11.01.2008 № 023.01.08.3.СБ;
ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423570, Россия, Республика Татарстан, г.Нижнекамск) от 23.11.2006 № 057.11.06.3.СБ;
ОАО «Ангарский завод полимеров» (665830, Россия, Иркутская обл., г.Ангарск) от 12.09.2007 № 027.09.07.3.СБ;
ЗАО «Химреактивы» (453107, РБ, г.Стерлитамак, ул.Элеваторная, 19) от 09.01.2008 № 007.01.08.3.СБ, устанавливающих различные цен на алюминий хлористый безводный.
Установлено, что ОАО «Каустик» осуществляло поставку алюминия хлористого безводного по ценам (при условии поставки железнодорожным транспортом):
в мае 2007г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Нижнекамскнефтехим» 100т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене - 31350 руб./т (без НДС), что выше, чем ООО «Башхимтрейд» г.Стерлитамак, которое закупило меньшее количество алюминия хлористого – 50т по цене – 31150руб./т (без НДС);
в мае 2007г. ОАО «Каустик» поставило ООО «Баш - Титан» 25т алюминия хлористого безводного марки А-1 по цене - 31650 руб./т (без НДС), что выше, чем ООО «Башхимтрейд» г.Стерлитамак, которое приобрело 25т по цене – 31150руб./т (без НДС);
в феврале 2008г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Нижнекамскнефтехим» 100т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене - 33000 руб./т (без НДС), что выше, чем реализовано всем остальным контрагентам по данным прейскуранта ОАО «Каустик» за февраль месяц, цена 32000 руб./т (без НДС);
в июле и в августе 2008г. ОАО «Каустик» поставило ООО «Баш - Титан» 25т алюминия хлористого безводного марки А-1 по цене - 34500 руб./т (без НДС), что выше, чем ОАО «Уфаоргсинтез», которое закупило такой же объем продукции – 25 т по цене 34000 руб./т (без НДС);
в сентябре 2008г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Ангарский завод полимеров» 25т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене – 35000 руб./т (без НДС) что выше, чем Казанскому ОАО «Органический синтез», которое закупило такой же объем продукции – 25 т по цене 34000 руб./т (без НДС).
В марте 2008г. ОАО «Каустик» осуществило поставку алюминия хлористого безводного марки А-1 при условии поставки самовывозом: ЗАО «Химреактивы» по цене - 36000 руб./т (без НДС) за 5,25т, что выше, чем ОАО «Редкинский опытный завод», которое закупило 5т по цене - 35000 руб./т (без НДС) и выше, чем <...>, который закупил всего 0,35т по такой же цене - 35000 руб./т (без НДС).
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на алюминий хлористый безводный (ТУ 6-01-2-88 марки А-1 и А-5).
Таким образом, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По обстоятельствам дела ОАО «Каустик» на рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в письме ОАО «Каустик» от 03.07.2009 исх.№ 010/2706 было дано следующее объяснение: ОАО «Каустик» не признает необоснованного факта установления в 2007-2008 годах различных цен для покупателей алюминия хлористого безводного.
Также при рассмотрении дела представителями ОАО «Каустик» на заседании Комиссии были представлены копии документов: приказ ОАО «Каустик» от 19.06.2009 № 1577 «О порядке формирования цены реализации на алюминий хлористый», приказ ОАО «Каустик» от 19.06.2009 № 1580 «О цене на алюминий хлористый». Содержание локальных нормативных документов ОАО «Каустик» подтверждает наличие фактов нарушения антимонопольного законодательства обществом и принятые меры для его устранения, а именно, <...> до 19 числа месяца, предшествующего планируемому, утверждать цену реализации алюминия хлористого (на условиях FCA) приказом по предприятию. <...> ежемесячно при заключении договоров, спецификаций на продажу алюминия хлористого руководствоваться утвержденными ценами. В настоящее время ОАО «Каустик» реализует алюминий хлористый безводный по единой цене.
С учетом изложенного, следует, что с момента вынесения решения и предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Каустик» проводит работу по формированию единой ценовой политики для всех покупателей (потребителей) алюминия хлористого безводного.
Протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 составлен <...>, имеющим полномочия для составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.48. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составлен в соответствии с требованиями вышеуказанного Кодекса, в том числе, ст. 28.2. КоАП РФ. Иные материалы дела соответствуют требованиям законодательства, в том числе, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Права и обязанности, определенные ст. 51 Конституции РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст. 25.1. КоАП РФ, лицам, участвующим в деле и их представителям, разъяснены.
Интересы ОАО «Каустик» при рассмотрении дела об административном правонарушении № АА-063/09 представляет законные представители ОАО «Каустик»: <...> (доверенности от 17.06.2009 № 010-28-244), а также в деле имеется доверенность от 17.06.2009 № 010-28-245 на <...>.
Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу № АА-063/09 в связи с обжалованием решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены основания для приостановления производства по административному делу при поступлении ходатайства в связи с подачей заявления в арбитражный суд обжалованием решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Каустик» обеспечены.
За совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность занимающего доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта, в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии в ч. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (п. 3 ч. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья, должностное лицо вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом степень общественной опасности деяния, смягчающие, отягчающие, и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, рассматривающим дело, признаются: тяжелое финансовое положение ОАО «Каустик» по производству алюминия хлористого безводного: по данным, представленным ОАО «Каустик» письмами от 16.01.2009 исх.№ 021/18 и от 31.03.2009 № 010/1240, убытки ОАО «Каустик» в 2007 году составили 12451,4 тыс. рублей, в 2008 году – 9 164,9 тыс. рублей. Производство алюминия хлористого безводного по представленной информации ОАО «Каустик» (от 16.01.2009 исх.№ 021/18) по итогам 2007-2008гг. являлось убыточным.
Вышеуказанное правонарушение совершено впервые.
Согласно ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично - правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности, что относится и к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
А также учитывая текущую экономическую ситуацию, обусловленную последствиями мирового финансового кризиса, и на основании указаний ФАС России от 20.11.2008 № ИА/30696 при расчете величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.14.31 КоАП РФ, следует применять минимальный коэффициент.
Сумма выручки ОАО «Каустик» на рынке реализации алюминия хлористого безводного марки А-1 в 2008 году составила 51 931 903,84 рубля (с НДС), марки А-5 – 85 927 010,00 рублей (с НДС).
Совокупный размер суммы выручки ООО «Каустик» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2008 год составил 10 562 959,00тыс. рублей (без НДС). Данный размер выручки определен в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом тяжелого финансового положения ОАО «Каустик» по производству алюминия хлористого безводного, однократности совершения административного правонарушения, необходимости защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, конкуренции, штраф назначается в размере – двух миллионов сто тысяч рублей.
На основании изложенного, принимая во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь ст.ст. 14.31., 23.48., ч. 1 ст. 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на ОАО «Каустик» административный штраф в размере 2 100 000,00 рублей (двух миллионов сто тысяч рублей 00 копеек). В соответствии с п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 3.5. КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)
Номер счета получателя 40101810100000010001
ГРКЦ НБ Республики Башкортостан Банка России г. Уфа
БИК 048073001 ИНН получателя платежа 0274090077
КПП Получателя 027401001
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140
ОКАТО 80401000000

Согласно ч. 4 ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс 272-58-82).
Согласно ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № АА-063/09

07.07.2009 г.Уфа, ул.Пушкина, 95

<...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 и материалы дела об административном правонарушении № АА-063/09, возбужденного в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Каустик» г.Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – ОАО «Каустик»), расположенному по адресу: 453110, РБ, г.Стерлитамак, ул.Техническая, 32), в присутствии законных представителей ОАО «Каустик» <...> и <...> (доверенности от 17.06.2009 № 010-28-244 и 17.06.2009 № 010-28-245 соответственно; доверенным представителям разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях),

УСТАНОВИЛ:

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела № А-10/10-09 принято решение от 25.05.2009 о признании ОАО «Каустик» (453110, РБ, г.Стерлитамак, ул.Техническая, 32), занимающего в географических границах Российской Федерации доминирующее положение на рынке алюминия хлористого безводного (ТУ 6-01-2-88), нарушившим п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно: экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на один и тот же товар - алюминий хлористый безводный (ТУ 6-01-2-88 марки А-1 и А-5).
В спецификациях к договорам на поставку алюминия хлористого безводного, которые являются неотъемлемой частью договора, выявлены различные цены на указанную выше продукцию в один и тот же временной период, результатом которого явилось или могло явиться ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов на рынке алюминия хлористого безводного:
ООО «Баш - Титан» (450045, РБ, г.Уфа, пр.Октября, 162/1, офис 1) от 11.01.2008 № 023.01.08.3.СБ;
ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423570, Россия, Республика Татарстан, г.Нижнекамск) от 23.11.2006 № 057.11.06.3.СБ;
ОАО «Ангарский завод полимеров» (665830, Россия, Иркутская обл., г.Ангарск) от 12.09.2007 № 027.09.07.3.СБ;
ЗАО «Химреактивы» (453107, РБ, г.Стерлитамак, ул.Элеваторная, 19) от 09.01.2008 № 007.01.08.3.СБ.
По результатам рассмотрения дела № А-10/10-09 в отношении ОАО «Каустик» возбуждено дело об административном правонарушении № АА - 063/09 по ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведено административное расследование, по результатам которого 23.06.2009 составлен протокол об административном правонарушении.
В протоколе зафиксировано: место совершения административного правонарушения - место подписания спецификаций к договорам поставки продукции - город Стерлитамак Республики Башкортостан. Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Субъект правонарушения - юридическое лицо - ОАО «Каустик», занимающее доминирующее положение на товарном рынке алюминия хлористого безводного в географических границах Российской Федерации, с долей в 2007г. - 90,44% рынка, а в 2008г. – 91,44% рынка в географических границах Российской Федерации.
Субъективной стороной данного административного правонарушения являются действия хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на рынке алюминия хлористого безводного на территории Российской Федерации. Кроме того, ОАО «Каустик» должно было знать о нормах запрета ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований Закона о защите конкуренции в соответствии с принципом, закрепленным в статье 15 Конституции Российской Федерации. У ОАО «Каустик» имелась возможность реализовать алюминий хлористый безводный всем контрагентам по единой цене, не нарушая антимонопольное законодательство, в связи с отсутствием у общества экономических, технологических и иных обоснований для установления различных цен на алюминий хлористый безводный. Случаи, препятствующие установлению единых цен (тарифов) на рынке алюминия хлористого безводного на территории Российской Федерации, когда происходило подписание спецификаций к договорам поставки продукции ОАО «Каустик» вследствие действия непреодолимой силы отсутствовали. Следовательно, субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, происходит в момент подписания ОАО «Каустик», занимающего доминирующее положение на товарном рынке алюминия хлористого безводного, спецификаций к договорам поставки продукции с ООО «Баш - Титан» (450045, РБ, г.Уфа, пр.Октября, 162/1, офис 1) от 11.01.2008 № 023.01.08.3.СБ;
ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423570, Россия, Республика Татарстан, г.Нижнекамск) от 23.11.2006 № 057.11.06.3.СБ;
ОАО «Ангарский завод полимеров» (665830, Россия, Иркутская обл., г.Ангарск) от 12.09.2007 № 027.09.07.3.СБ;
ЗАО «Химреактивы» (453107, РБ, г.Стерлитамак, ул.Элеваторная, 19) от 09.01.2008 № 007.01.08.3.СБ, устанавливающих различные цен на алюминий хлористый безводный.
Установлено, что ОАО «Каустик» осуществляло поставку алюминия хлористого безводного по ценам (при условии поставки железнодорожным транспортом):
в мае 2007г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Нижнекамскнефтехим» 100т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене - 31350 руб./т (без НДС), что выше, чем ООО «Башхимтрейд» г.Стерлитамак, которое закупило меньшее количество алюминия хлористого – 50т по цене – 31150руб./т (без НДС);
в мае 2007г. ОАО «Каустик» поставило ООО «Баш - Титан» 25т алюминия хлористого безводного марки А-1 по цене - 31650 руб./т (без НДС), что выше, чем ООО «Башхимтрейд» г.Стерлитамак, которое приобрело 25т по цене – 31150руб./т (без НДС);
в феврале 2008г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Нижнекамскнефтехим» 100т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене - 33000 руб./т (без НДС), что выше, чем реализовано всем остальным контрагентам по данным прейскуранта ОАО «Каустик» за февраль месяц, цена 32000 руб./т (без НДС);
в июле и в августе 2008г. ОАО «Каустик» поставило ООО «Баш - Титан» 25т алюминия хлористого безводного марки А-1 по цене - 34500 руб./т (без НДС), что выше, чем ОАО «Уфаоргсинтез», которое закупило такой же объем продукции – 25 т по цене 34000 руб./т (без НДС);
в сентябре 2008г. ОАО «Каустик» поставило ОАО «Ангарский завод полимеров» 25т алюминия хлористого безводного марки А-5 по цене – 35000 руб./т (без НДС) что выше, чем Казанскому ОАО «Органический синтез», которое закупило такой же объем продукции – 25 т по цене 34000 руб./т (без НДС).
В марте 2008г. ОАО «Каустик» осуществило поставку алюминия хлористого безводного марки А-1 при условии поставки самовывозом: ЗАО «Химреактивы» по цене - 36000 руб./т (без НДС) за 5,25т, что выше, чем ОАО «Редкинский опытный завод», которое закупило 5т по цене - 35000 руб./т (без НДС) и выше, чем <...>, который закупил всего 0,35т по такой же цене - 35000 руб./т (без НДС).
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на алюминий хлористый безводный (ТУ 6-01-2-88 марки А-1 и А-5).
Таким образом, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По обстоятельствам дела ОАО «Каустик» на рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в письме ОАО «Каустик» от 03.07.2009 исх.№ 010/2706 было дано следующее объяснение: ОАО «Каустик» не признает необоснованного факта установления в 2007-2008 годах различных цен для покупателей алюминия хлористого безводного.
Также при рассмотрении дела представителями ОАО «Каустик» на заседании Комиссии были представлены копии документов: приказ ОАО «Каустик» от 19.06.2009 № 1577 «О порядке формирования цены реализации на алюминий хлористый», приказ ОАО «Каустик» от 19.06.2009 № 1580 «О цене на алюминий хлористый». Содержание локальных нормативных документов ОАО «Каустик» подтверждает наличие фактов нарушения антимонопольного законодательства обществом и принятые меры для его устранения, а именно, <...> до 19 числа месяца, предшествующего планируемому, утверждать цену реализации алюминия хлористого (на условиях FCA) приказом по предприятию. <...> ежемесячно при заключении договоров, спецификаций на продажу алюминия хлористого руководствоваться утвержденными ценами. В настоящее время ОАО «Каустик» реализует алюминий хлористый безводный по единой цене.
С учетом изложенного, следует, что с момента вынесения решения и предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Каустик» проводит работу по формированию единой ценовой политики для всех покупателей (потребителей) алюминия хлористого безводного.
Протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 составлен <...>, имеющим полномочия для составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.48. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составлен в соответствии с требованиями вышеуказанного Кодекса, в том числе, ст. 28.2. КоАП РФ. Иные материалы дела соответствуют требованиям законодательства, в том числе, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Права и обязанности, определенные ст. 51 Конституции РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст. 25.1. КоАП РФ, лицам, участвующим в деле и их представителям, разъяснены.
Интересы ОАО «Каустик» при рассмотрении дела об административном правонарушении № АА-063/09 представляет законные представители ОАО «Каустик»: <...> (доверенности от 17.06.2009 № 010-28-244), а также в деле имеется доверенность от 17.06.2009 № 010-28-245 на <...>.
Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. Имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу № АА-063/09 в связи с обжалованием решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены основания для приостановления производства по административному делу при поступлении ходатайства в связи с подачей заявления в арбитражный суд обжалованием решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Каустик» обеспечены.
За совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность занимающего доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта, в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии в ч. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (п. 3 ч. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья, должностное лицо вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом степень общественной опасности деяния, смягчающие, отягчающие, и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, должностным лицом Башкортостанского УФАС России, рассматривающим дело, признаются: тяжелое финансовое положение ОАО «Каустик» по производству алюминия хлористого безводного: по данным, представленным ОАО «Каустик» письмами от 16.01.2009 исх.№ 021/18 и от 31.03.2009 № 010/1240, убытки ОАО «Каустик» в 2007 году составили 12451,4 тыс. рублей, в 2008 году – 9 164,9 тыс. рублей. Производство алюминия хлористого безводного по представленной информации ОАО «Каустик» (от 16.01.2009 исх.№ 021/18) по итогам 2007-2008гг. являлось убыточным.
Вышеуказанное правонарушение совершено впервые.
Согласно ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично - правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности, что относится и к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
А также учитывая текущую экономическую ситуацию, обусловленную последствиями мирового финансового кризиса, и на основании указаний ФАС России от 20.11.2008 № ИА/30696 при расчете величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.14.31 КоАП РФ, следует применять минимальный коэффициент.
Сумма выручки ОАО «Каустик» на рынке реализации алюминия хлористого безводного марки А-1 в 2008 году составила 51 931 903,84 рубля (с НДС), марки А-5 – 85 927 010,00 рублей (с НДС).
Совокупный размер суммы выручки ООО «Каустик» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2008 год составил 10 562 959,00тыс. рублей (без НДС). Данный размер выручки определен в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом тяжелого финансового положения ОАО «Каустик» по производству алюминия хлористого безводного, однократности совершения административного правонарушения, необходимости защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, конкуренции, штраф назначается в размере – двух миллионов сто тысяч рублей.
На основании изложенного, принимая во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь ст.ст. 14.31., 23.48., ч. 1 ст. 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на ОАО «Каустик» административный штраф в размере 2 100 000,00 рублей (двух миллионов сто тысяч рублей 00 копеек). В соответствии с п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 3.5. КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России)
Номер счета получателя 40101810100000010001
ГРКЦ НБ Республики Башкортостан Банка России г. Уфа
БИК 048073001 ИНН получателя платежа 0274090077
КПП Получателя 027401001
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140
ОКАТО 80401000000

Согласно ч. 4 ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95; факс 272-58-82).
Согласно ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в сроки, определенные в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

07.07.2009

Постановление о наложении штрафа по делу № АА-063/09 в отношении ОАО «Каустик» по признакам нарушения требований ст.14.31 КоАП РФ

[format] => full_html [safe_value] =>

07.07.2009

Постановление о наложении штрафа по делу № АА-063/09 в отношении ОАО «Каустик» по признакам нарушения требований ст.14.31 КоАП РФ

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-07 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-07 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )