Предписание и решение по делу № А-415/10-08 в отношении ИП Берсанов Иса Усамович

Дата публикации: 10 февраля 2009, 16:49

Предписание

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее -Комиссия У ФАС по РБ), в составе: Председателя Комиссии Ишбулатова Р. А. -Заместителя руководителя У ФАС по РБ; членов комиссии: Борисова Н.Н.- начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков; Юртаевой О.А.- главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков; Шайхутдинова М.С.- ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков, на основании своего решения по делу № А-415/10-08 о нарушении ИП Берсанов Иса Усамович (452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80) п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции",
предписывает:

I. ИП Берсанов И.У.( 452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80), доминирующему на рынке услуг передачи электрической энергии, в границах зоны расположения его сетей, прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-Ф3 "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И., присоединенного к сетям "ИП Берсанов И.У." путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии, в форме отказа оформления необходимой технической документации, необходимой для заключения договора купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и ИП Хлебников Д.И. и воспрепятствования передачи электрической энергии до бутика №84, принадлежащего последнему на праве собственности, для чего с момента получения предписания:
-прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем исполнения норм и правил установленных Федеральным законом от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный
период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, а именно принять меры для обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства - принадлежащего ИП "Берсанов И.У;
-все споры и разногласия в договорных отношениях и в отношениях, связанных с передачей электрической энергии по своим электросетям, возникающие между потребителями электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям ИП "Берсанов И.У.: в том числе И.П.Хлебников Д.И., Гарантирующим поставщиком- ОАО "Башкирэнерго" в лице ООО "ЭСКБ", решать по взаимному согласию, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. В срок, до 30 марта, 2009года, представить в У ФАС по РБ письменные доказательства, подтверждающие исполнение настоящего предписания (Копии надлежаще заверенных документов, подписанных гарантирующим поставщиком (ООО "ЭСКБ") о беспрепятственном перетоке электрической энергии до бутика №84, принадлежащего ИП Хлебников Д.И., а также копии акта разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схема электроснабжения указанного бутика, любые другие документы свидетельствующие об исполнении предписания.

 

РЕШЕНИЕ по делу № А-415/10-08 о нарушении антимонопольного законодательства


" 10 " февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина 95
изготовлено 25 февраля 2009г

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия УФАС по РБ), в составе: Председателя Комиссии Ишбулатова Р.А - зам. руководителя УФАС по РБ, Борисова Н.Н.- начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков; Юртаевой О.А.- главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков; Шайхутдинова М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков, в присутствии представителя от: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - начальника юридической службы Фархутдиновой Л.Т. по доверенности №007/002 от 11.01.2009г, от Заявителя: ИП Хлебников Д.И.представители на заседание не явились, определение от 14 января вернулось с почтового отделения г. Нефтекамска (конверт и определение -приобщены к материалам дела) от Ответчика-"ИП Берсанов И.У." представители на заседание - не явились (подтверждение о надлежащем уведомлении имеется в материалах дела), рассмотрев дело № А-415/10-08 по признакам нарушения ИП Берсанов И.У. (453200, г.Нефтекамск, ул.Ленина д.36 «А», кв.80) п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", установила:

В адрес Управления ФАС России по Республике Башкортостан поступило заявление ИП "Хлебников Д.И" (далее - Заявитель) с просьбой принять меры на незаконные действия " ИП "Берсанов И.У."(далее-Ответчик) который препятствует заключению договора электроснабжения павильона №84, находящегося в Торговом комплексе "Западный" и принадлежащего Заявителю на праве собственности (г. Нефтекамск, ул. Ленина, 72).
Как следовало из документов, представленных вместе с заявлением, энергопринимающие устройства Заявителя опосредовано присоединены к электрическим сетям МУП Нефтекамские
электрические сети, через объекты электросетевого хозяйства - электрощитовой Торгового комплекса, расположенной в торговом павильоне № 119, владельцем, которого является ИП Берсанов И.У. (далее-Ответчик).
Электроснабжение торгового комплекса осуществляется согласно договору электроснабжения №1431 от 01.04.2007г, заключенного Ответчиком с гарантирующим поставщиком в лице филиала ООО "ЭСКБ" :Нефтекамское отделение филиала "ЭСКБ-Запад".
Из переписки между хозяйствующими субъектами: Заявителем, Ответчиком и ООО "ЭСКБ", и документов, представленных вместе с перепиской следовало. ОАО "Башкирэнерго"-гарантирующий поставщик на территории Республики Башкортостан, в лице филиала ООО "ЭСКБ" : Нефтекамское отделение филиала "ЭСКБ-Запад" (далее-ООО "ЭСКБ") следовало, что ООО "ЭСКБ", готово заключить договор купли продажи электрической энергии с ИП Хлебников Д.И., для чего ему необходимо представить планируемый объем потребления электрической энергии (мощности) и документы, подтверждающие присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке (акт на границу ответственности по объектно и схему электроснабжения - оформленных сетевой организацией). Однако, акты на границу ответственности по объектно и схема электроснабжения Ответчиком так и не были составлены и не были представлены Заявителю. ООО "ЭСКБ", 14 марта 2008 г. Заявителю направило письмо о необходимости совместного с ИП Берсановым И.У. решить вопрос по составлению акта и схемы в срок до 25.03.2008 г., а также
об обязательной явке Заявителя и Ответчика в Филиал 25.03.2008г. для заключения договора электроснабжения с Заявителем.
Как следует из Протокола рабочего совещания от 25 марта 2008г проведенного в филиале, с участием: Ответчика, Заявителя, а также должностных лиц ООО "ЭСКБ", Ответчик так и не оформил необходимые документы. При этом свое нежелание в их оформлении объяснял тем, что Заявитель должен ему за другие коммунальные услуги. После их оплаты Заявителем Ответчик обещал выдать акт разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схему электроснабжения Заявителю. На совещании должностными лицами ООО "ЭСКБ" было разъяснено Ответчику, что оформление технической документации по договору электроснабжения Ответчиком не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия договора на обслуживание Заявителя. Согласно ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" обязанность оформления технической документации по договору электроснабжения лежит на сетевой организации. Кроме того, Ответчику разъяснено, что Нефтекамское отделение "ЭСКБ Запад" вынуждено обратиться с соответствующей жалобой в антимонопольную службу. Протокол совещания был подписан всеми участниками совещания, за исключением Ответчика, о чем свидетельствует Акт, в котором зафиксировано, что после составления протокола рабочего совещания от 25 марта 2008 г по вопросу заключения договора электроснабжения с индивидуальным предпринимателем Хлебниковым Д.И. на торговый павильон № 84 в торговом комплексе Западный, ИП "Берсанов И.У. отказался от подписи в протоколе рабочего совещания (имеется в материалах дела).
Нефтекамское отделение филиала ООО "ЭСКБ-Запад" 27 июня 2008г. направило ИП Берсанову И.У. письмо с требованиями о предоставлении недостающих документов (акты разграничения балансовой принадлежности и однолинейная схема) к договору электроснабжения № 1431, которые отсутствовали в ООО "ЭСКБ" и ИП "Берсанова И.У. Документы были составлены Нефтекамскими муниципальными электрическими сетями и подписаны обеими сторонами. После чего, ООО "ЭСКБ" 01.09.2008г был заключен договор купли- продажи электроэнергии № 427 от 01.09.2008 в целях электроснабжения бутика № пом./секция 84 Торгового центра "Западный" между Гарантирующим поставщиком в лице Нефтекамского отделения филиала "ЭСКБ-Запад" и ИП Хлебников Д.И. Однако, как следовало из Акта от 23.10.2008г, имеется в материалах дела, электроэнергия в бутик по- прежнему не поставлялась, при том, что электроэнергия в Торговый центр "Западный" поставлялась.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1005г "О естественных монополиях" передача электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.
Как следует из заявлений и материалов, представленных в УФАС по РБ Заявителем и ООО "ЭСКБ", Ответчик является субъектом естественной монополии- доминирует на рынке услуг по передаче электроэнергии по кругу потребителей, расположенных в границах (зоне) расположения его электросетевого хозяйства с долей 100%.
В результате анализа поступивших обращений на предмет соблюдения антимонопольного аконодательства, в действиях Ответчика (согласно Федерального закона "Об электроэнергетике", являющегося иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, к сетям которого в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства Заявителя), УФАС по РБ были обнаружены признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", которые выразились в злоупотреблении доминирующим положением ИП Берсанов И.У. и ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И. путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", УФАС по РБ приняло решение (имеется в материалах дела) о создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в отношении ИП Берсанова И.У.
Рассмотрение дела №А-415/10-08 определением о назначении дела от 12.12.2008г №5/86 было назначено на 14 января 2009г. В связи с неявкой Ответчика по делу и в связи с отсутствием доказательства получения Ответчиком по делу Определения о возбуждении дела и необходимостью привлечения к рассмотрению дела заинтересованного лица-ООО "ЭСКБ", дело было отложено на 10 февраля 2009г. Рассмотрение дела состоялось в отсутствии Заявителя -определение от 14 января вернулось с почтового отделения г. Нефтекамска (конверт и определение -приобщены к материалам дела) от Ответчика-"ИП Берсанов И.У." представители на заседание - не явились (подтверждение о надлежащем уведомлении имеется в материалах дела).
Согласно документов, представленных в Комиссию УФАС по РБ заинтересованным лицом в соответствии с определением о продлении дела, Комиссией УФАС по РБ было установлено. Договор купли-продажи электрической энергии №427 между Ответчиком и Гарантирующим поставщиком заключен с 1 сентября 2008г. Однако по сведениям ООО "ЭСКБ", потребление электроэнергии энергоустановками бутика было зафиксировано с ноября месяца и составило соответственно: в ноябре 2008г -11 кВт/час, в декабре 2008г-95 кВт/час, в январе 2009г-32 кВт/час. Согласно договору, ОАО "Башкирэнерго" не несет материальной ответственности за недоотпуск электроэнергии, произошедший по вине других покупателей электроэнергии (п.6.1.3 договора № 427), в том числе и за несанкционированные действия по отключению Ответчиком Заявителя. Между Гарантирующим поставщиком и Заявителем взаимоотношения по передаче электрической энергии до точки поставки на энергопринимающие оборудование Заявителя не урегулированы. Поскольку согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРРЭ), предусмотрено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (п. 5 Правил ФРРЭ), то и покупатель вправе сам решить какой договор ему заключать: либо договор электроснабжения, либо купли-продажи электроэнергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил ФРРЭ). По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии (п. 7 Правил ФРРЭ). При этом покупатель, свободен заключить с гарантирующим поставщиком либо договор энергоснабжения, либо договор купли-продажи (и отдельно договор на передачу энергии с сетевой организацией).
Ответчик согласно Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004г №861, является иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, а не сетевой организацией, в силу того, что не имеет тарифа на передачу электроэнергии в установленном законом порядке, а следовательно, не является сетевой организацией, и не имеет права оказывать услуги по передаче электроэнергии за плату. В соответствии с п.6 указанных Правил, Ответчик не в праве препятствовать перетоку через свои объекты электрической энергии для потребителей Гарантирующего поставщика и требовать за это какую - либо плату. Гарантирующий поставщик (в лице ООО "ЭСКБ") неоднократно разъясняло эти требования указанных нормативных актов Ответчику ( подтверждения имеются в материалах дела).
Заслушав объяснения представителя ООО "ЭСКБ", (ООО "ЭСКБ" действует на основании агентского договора от имени гарантирующего поставщика), изучив материалы дела, Комиссия УФАС по РБ пришла к следующим выводам.
Ответчик, препятствуя заключению договора между гарантирующим поставщиком и Заявителем действовал в нарушение п.4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", а также в нарушение п.п. 6, 43 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г № 861.
Согласно названной норме закона:"Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов договоров купли продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства".
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано, присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не в праве препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Согласно п.43 указанных Правил, при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора, за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.
Как следует из материалов дела, Ответчик прекратил ограничивать энергоснабжение Заявителя -покупателя электроэнергии от гарантирующего поставщика, только в ноябре месяце. Кроме того, нет никаких гарантий, что при этом энергоснабжение Заявителя, будет надежным и в дальнейшем. Таким образом, у Комиссии УФАС по РБ отсутствуют основания по прекращению дела.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в действиях "ИП Берсанов И.У." усматриваются нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И., присоединенного к сетям "ИП Берсанов И.У." путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии, в форме отказа оформления необходимой технической документации, необходимой для заключения договора купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и ИП Хлебников Д.И. и воспрепятствования передачи электрической энергии до бутика №84.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по РБ
РЕШИЛА:
1. Признать ИП Берсанов И.У.( 452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80), доминирующему на рынке услуг передачи электрической энергии, в границе зоны расположения его сетей, нарушившим п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ИП Берсанов И.У обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем принятия необходимых мер по обеспечению надежного энергоснабжения и по не допущению прекращения электроснабжения ИП Хлебников Д.И и потребителей, подключенных к электрическим сетям и энергетическому оборудованию ИП Берсанов И.У., путем исполнения норм и правил, установленных Федеральным законом от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, для чего: обеспечить беспрепятственный переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства -принадлежащего ИП "Берсанов И.У до потребителей гарантирующего поставщика, расположенных в торговом центре "Западный".
Все споры и разногласия в договорных отношениях и в отношениях, связанных с передачей электрической энергии по своим электросетям, возникающие между потребителями электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям ИП "Берсанов И.У.: в том числе И.П.Хлебников Д.И., Гарантирующим поставщиком- ОАО "Башкирэнерго" в лице ООО "ЭСКБ", решать по взаимному согласию, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 4992 [uid] => 1 [title] => Предписание и решение по делу № А-415/10-08 в отношении ИП Берсанов Иса Усамович [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4992 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Предписание

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее -Комиссия У ФАС по РБ), в составе: Председателя Комиссии Ишбулатова Р. А. -Заместителя руководителя У ФАС по РБ; членов комиссии: Борисова Н.Н.- начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков; Юртаевой О.А.- главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков; Шайхутдинова М.С.- ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков, на основании своего решения по делу № А-415/10-08 о нарушении ИП Берсанов Иса Усамович (452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80) п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции",
предписывает:

I. ИП Берсанов И.У.( 452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80), доминирующему на рынке услуг передачи электрической энергии, в границах зоны расположения его сетей, прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-Ф3 "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И., присоединенного к сетям "ИП Берсанов И.У." путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии, в форме отказа оформления необходимой технической документации, необходимой для заключения договора купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и ИП Хлебников Д.И. и воспрепятствования передачи электрической энергии до бутика №84, принадлежащего последнему на праве собственности, для чего с момента получения предписания:
-прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем исполнения норм и правил установленных Федеральным законом от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный
период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, а именно принять меры для обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства - принадлежащего ИП "Берсанов И.У;
-все споры и разногласия в договорных отношениях и в отношениях, связанных с передачей электрической энергии по своим электросетям, возникающие между потребителями электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям ИП "Берсанов И.У.: в том числе И.П.Хлебников Д.И., Гарантирующим поставщиком- ОАО "Башкирэнерго" в лице ООО "ЭСКБ", решать по взаимному согласию, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. В срок, до 30 марта, 2009года, представить в У ФАС по РБ письменные доказательства, подтверждающие исполнение настоящего предписания (Копии надлежаще заверенных документов, подписанных гарантирующим поставщиком (ООО "ЭСКБ") о беспрепятственном перетоке электрической энергии до бутика №84, принадлежащего ИП Хлебников Д.И., а также копии акта разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схема электроснабжения указанного бутика, любые другие документы свидетельствующие об исполнении предписания.

 

РЕШЕНИЕ по делу № А-415/10-08 о нарушении антимонопольного законодательства


" 10 " февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина 95
изготовлено 25 февраля 2009г

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия УФАС по РБ), в составе: Председателя Комиссии Ишбулатова Р.А - зам. руководителя УФАС по РБ, Борисова Н.Н.- начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков; Юртаевой О.А.- главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков; Шайхутдинова М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков, в присутствии представителя от: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - начальника юридической службы Фархутдиновой Л.Т. по доверенности №007/002 от 11.01.2009г, от Заявителя: ИП Хлебников Д.И.представители на заседание не явились, определение от 14 января вернулось с почтового отделения г. Нефтекамска (конверт и определение -приобщены к материалам дела) от Ответчика-"ИП Берсанов И.У." представители на заседание - не явились (подтверждение о надлежащем уведомлении имеется в материалах дела), рассмотрев дело № А-415/10-08 по признакам нарушения ИП Берсанов И.У. (453200, г.Нефтекамск, ул.Ленина д.36 «А», кв.80) п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", установила:

В адрес Управления ФАС России по Республике Башкортостан поступило заявление ИП "Хлебников Д.И" (далее - Заявитель) с просьбой принять меры на незаконные действия " ИП "Берсанов И.У."(далее-Ответчик) который препятствует заключению договора электроснабжения павильона №84, находящегося в Торговом комплексе "Западный" и принадлежащего Заявителю на праве собственности (г. Нефтекамск, ул. Ленина, 72).
Как следовало из документов, представленных вместе с заявлением, энергопринимающие устройства Заявителя опосредовано присоединены к электрическим сетям МУП Нефтекамские
электрические сети, через объекты электросетевого хозяйства - электрощитовой Торгового комплекса, расположенной в торговом павильоне № 119, владельцем, которого является ИП Берсанов И.У. (далее-Ответчик).
Электроснабжение торгового комплекса осуществляется согласно договору электроснабжения №1431 от 01.04.2007г, заключенного Ответчиком с гарантирующим поставщиком в лице филиала ООО "ЭСКБ" :Нефтекамское отделение филиала "ЭСКБ-Запад".
Из переписки между хозяйствующими субъектами: Заявителем, Ответчиком и ООО "ЭСКБ", и документов, представленных вместе с перепиской следовало. ОАО "Башкирэнерго"-гарантирующий поставщик на территории Республики Башкортостан, в лице филиала ООО "ЭСКБ" : Нефтекамское отделение филиала "ЭСКБ-Запад" (далее-ООО "ЭСКБ") следовало, что ООО "ЭСКБ", готово заключить договор купли продажи электрической энергии с ИП Хлебников Д.И., для чего ему необходимо представить планируемый объем потребления электрической энергии (мощности) и документы, подтверждающие присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке (акт на границу ответственности по объектно и схему электроснабжения - оформленных сетевой организацией). Однако, акты на границу ответственности по объектно и схема электроснабжения Ответчиком так и не были составлены и не были представлены Заявителю. ООО "ЭСКБ", 14 марта 2008 г. Заявителю направило письмо о необходимости совместного с ИП Берсановым И.У. решить вопрос по составлению акта и схемы в срок до 25.03.2008 г., а также
об обязательной явке Заявителя и Ответчика в Филиал 25.03.2008г. для заключения договора электроснабжения с Заявителем.
Как следует из Протокола рабочего совещания от 25 марта 2008г проведенного в филиале, с участием: Ответчика, Заявителя, а также должностных лиц ООО "ЭСКБ", Ответчик так и не оформил необходимые документы. При этом свое нежелание в их оформлении объяснял тем, что Заявитель должен ему за другие коммунальные услуги. После их оплаты Заявителем Ответчик обещал выдать акт разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схему электроснабжения Заявителю. На совещании должностными лицами ООО "ЭСКБ" было разъяснено Ответчику, что оформление технической документации по договору электроснабжения Ответчиком не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия договора на обслуживание Заявителя. Согласно ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" обязанность оформления технической документации по договору электроснабжения лежит на сетевой организации. Кроме того, Ответчику разъяснено, что Нефтекамское отделение "ЭСКБ Запад" вынуждено обратиться с соответствующей жалобой в антимонопольную службу. Протокол совещания был подписан всеми участниками совещания, за исключением Ответчика, о чем свидетельствует Акт, в котором зафиксировано, что после составления протокола рабочего совещания от 25 марта 2008 г по вопросу заключения договора электроснабжения с индивидуальным предпринимателем Хлебниковым Д.И. на торговый павильон № 84 в торговом комплексе Западный, ИП "Берсанов И.У. отказался от подписи в протоколе рабочего совещания (имеется в материалах дела).
Нефтекамское отделение филиала ООО "ЭСКБ-Запад" 27 июня 2008г. направило ИП Берсанову И.У. письмо с требованиями о предоставлении недостающих документов (акты разграничения балансовой принадлежности и однолинейная схема) к договору электроснабжения № 1431, которые отсутствовали в ООО "ЭСКБ" и ИП "Берсанова И.У. Документы были составлены Нефтекамскими муниципальными электрическими сетями и подписаны обеими сторонами. После чего, ООО "ЭСКБ" 01.09.2008г был заключен договор купли- продажи электроэнергии № 427 от 01.09.2008 в целях электроснабжения бутика № пом./секция 84 Торгового центра "Западный" между Гарантирующим поставщиком в лице Нефтекамского отделения филиала "ЭСКБ-Запад" и ИП Хлебников Д.И. Однако, как следовало из Акта от 23.10.2008г, имеется в материалах дела, электроэнергия в бутик по- прежнему не поставлялась, при том, что электроэнергия в Торговый центр "Западный" поставлялась.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1005г "О естественных монополиях" передача электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.
Как следует из заявлений и материалов, представленных в УФАС по РБ Заявителем и ООО "ЭСКБ", Ответчик является субъектом естественной монополии- доминирует на рынке услуг по передаче электроэнергии по кругу потребителей, расположенных в границах (зоне) расположения его электросетевого хозяйства с долей 100%.
В результате анализа поступивших обращений на предмет соблюдения антимонопольного аконодательства, в действиях Ответчика (согласно Федерального закона "Об электроэнергетике", являющегося иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, к сетям которого в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства Заявителя), УФАС по РБ были обнаружены признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", которые выразились в злоупотреблении доминирующим положением ИП Берсанов И.У. и ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И. путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", УФАС по РБ приняло решение (имеется в материалах дела) о создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в отношении ИП Берсанова И.У.
Рассмотрение дела №А-415/10-08 определением о назначении дела от 12.12.2008г №5/86 было назначено на 14 января 2009г. В связи с неявкой Ответчика по делу и в связи с отсутствием доказательства получения Ответчиком по делу Определения о возбуждении дела и необходимостью привлечения к рассмотрению дела заинтересованного лица-ООО "ЭСКБ", дело было отложено на 10 февраля 2009г. Рассмотрение дела состоялось в отсутствии Заявителя -определение от 14 января вернулось с почтового отделения г. Нефтекамска (конверт и определение -приобщены к материалам дела) от Ответчика-"ИП Берсанов И.У." представители на заседание - не явились (подтверждение о надлежащем уведомлении имеется в материалах дела).
Согласно документов, представленных в Комиссию УФАС по РБ заинтересованным лицом в соответствии с определением о продлении дела, Комиссией УФАС по РБ было установлено. Договор купли-продажи электрической энергии №427 между Ответчиком и Гарантирующим поставщиком заключен с 1 сентября 2008г. Однако по сведениям ООО "ЭСКБ", потребление электроэнергии энергоустановками бутика было зафиксировано с ноября месяца и составило соответственно: в ноябре 2008г -11 кВт/час, в декабре 2008г-95 кВт/час, в январе 2009г-32 кВт/час. Согласно договору, ОАО "Башкирэнерго" не несет материальной ответственности за недоотпуск электроэнергии, произошедший по вине других покупателей электроэнергии (п.6.1.3 договора № 427), в том числе и за несанкционированные действия по отключению Ответчиком Заявителя. Между Гарантирующим поставщиком и Заявителем взаимоотношения по передаче электрической энергии до точки поставки на энергопринимающие оборудование Заявителя не урегулированы. Поскольку согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРРЭ), предусмотрено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (п. 5 Правил ФРРЭ), то и покупатель вправе сам решить какой договор ему заключать: либо договор электроснабжения, либо купли-продажи электроэнергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил ФРРЭ). По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии (п. 7 Правил ФРРЭ). При этом покупатель, свободен заключить с гарантирующим поставщиком либо договор энергоснабжения, либо договор купли-продажи (и отдельно договор на передачу энергии с сетевой организацией).
Ответчик согласно Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004г №861, является иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, а не сетевой организацией, в силу того, что не имеет тарифа на передачу электроэнергии в установленном законом порядке, а следовательно, не является сетевой организацией, и не имеет права оказывать услуги по передаче электроэнергии за плату. В соответствии с п.6 указанных Правил, Ответчик не в праве препятствовать перетоку через свои объекты электрической энергии для потребителей Гарантирующего поставщика и требовать за это какую - либо плату. Гарантирующий поставщик (в лице ООО "ЭСКБ") неоднократно разъясняло эти требования указанных нормативных актов Ответчику ( подтверждения имеются в материалах дела).
Заслушав объяснения представителя ООО "ЭСКБ", (ООО "ЭСКБ" действует на основании агентского договора от имени гарантирующего поставщика), изучив материалы дела, Комиссия УФАС по РБ пришла к следующим выводам.
Ответчик, препятствуя заключению договора между гарантирующим поставщиком и Заявителем действовал в нарушение п.4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", а также в нарушение п.п. 6, 43 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г № 861.
Согласно названной норме закона:"Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов договоров купли продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства".
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано, присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не в праве препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Согласно п.43 указанных Правил, при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора, за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.
Как следует из материалов дела, Ответчик прекратил ограничивать энергоснабжение Заявителя -покупателя электроэнергии от гарантирующего поставщика, только в ноябре месяце. Кроме того, нет никаких гарантий, что при этом энергоснабжение Заявителя, будет надежным и в дальнейшем. Таким образом, у Комиссии УФАС по РБ отсутствуют основания по прекращению дела.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в действиях "ИП Берсанов И.У." усматриваются нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И., присоединенного к сетям "ИП Берсанов И.У." путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии, в форме отказа оформления необходимой технической документации, необходимой для заключения договора купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и ИП Хлебников Д.И. и воспрепятствования передачи электрической энергии до бутика №84.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по РБ
РЕШИЛА:
1. Признать ИП Берсанов И.У.( 452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80), доминирующему на рынке услуг передачи электрической энергии, в границе зоны расположения его сетей, нарушившим п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ИП Берсанов И.У обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем принятия необходимых мер по обеспечению надежного энергоснабжения и по не допущению прекращения электроснабжения ИП Хлебников Д.И и потребителей, подключенных к электрическим сетям и энергетическому оборудованию ИП Берсанов И.У., путем исполнения норм и правил, установленных Федеральным законом от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, для чего: обеспечить беспрепятственный переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства -принадлежащего ИП "Берсанов И.У до потребителей гарантирующего поставщика, расположенных в торговом центре "Западный".
Все споры и разногласия в договорных отношениях и в отношениях, связанных с передачей электрической энергии по своим электросетям, возникающие между потребителями электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям ИП "Берсанов И.У.: в том числе И.П.Хлебников Д.И., Гарантирующим поставщиком- ОАО "Башкирэнерго" в лице ООО "ЭСКБ", решать по взаимному согласию, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Предписание

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее -Комиссия У ФАС по РБ), в составе: Председателя Комиссии Ишбулатова Р. А. -Заместителя руководителя У ФАС по РБ; членов комиссии: Борисова Н.Н.- начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков; Юртаевой О.А.- главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков; Шайхутдинова М.С.- ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков, на основании своего решения по делу № А-415/10-08 о нарушении ИП Берсанов Иса Усамович (452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80) п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции",
предписывает:

I. ИП Берсанов И.У.( 452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80), доминирующему на рынке услуг передачи электрической энергии, в границах зоны расположения его сетей, прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-Ф3 "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И., присоединенного к сетям "ИП Берсанов И.У." путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии, в форме отказа оформления необходимой технической документации, необходимой для заключения договора купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и ИП Хлебников Д.И. и воспрепятствования передачи электрической энергии до бутика №84, принадлежащего последнему на праве собственности, для чего с момента получения предписания:
-прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем исполнения норм и правил установленных Федеральным законом от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный
период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, а именно принять меры для обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства - принадлежащего ИП "Берсанов И.У;
-все споры и разногласия в договорных отношениях и в отношениях, связанных с передачей электрической энергии по своим электросетям, возникающие между потребителями электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям ИП "Берсанов И.У.: в том числе И.П.Хлебников Д.И., Гарантирующим поставщиком- ОАО "Башкирэнерго" в лице ООО "ЭСКБ", решать по взаимному согласию, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. В срок, до 30 марта, 2009года, представить в У ФАС по РБ письменные доказательства, подтверждающие исполнение настоящего предписания (Копии надлежаще заверенных документов, подписанных гарантирующим поставщиком (ООО "ЭСКБ") о беспрепятственном перетоке электрической энергии до бутика №84, принадлежащего ИП Хлебников Д.И., а также копии акта разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схема электроснабжения указанного бутика, любые другие документы свидетельствующие об исполнении предписания.

 

РЕШЕНИЕ по делу № А-415/10-08 о нарушении антимонопольного законодательства


" 10 " февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина 95
изготовлено 25 февраля 2009г

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия УФАС по РБ), в составе: Председателя Комиссии Ишбулатова Р.А - зам. руководителя УФАС по РБ, Борисова Н.Н.- начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков; Юртаевой О.А.- главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков; Шайхутдинова М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков, в присутствии представителя от: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - начальника юридической службы Фархутдиновой Л.Т. по доверенности №007/002 от 11.01.2009г, от Заявителя: ИП Хлебников Д.И.представители на заседание не явились, определение от 14 января вернулось с почтового отделения г. Нефтекамска (конверт и определение -приобщены к материалам дела) от Ответчика-"ИП Берсанов И.У." представители на заседание - не явились (подтверждение о надлежащем уведомлении имеется в материалах дела), рассмотрев дело № А-415/10-08 по признакам нарушения ИП Берсанов И.У. (453200, г.Нефтекамск, ул.Ленина д.36 «А», кв.80) п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", установила:

В адрес Управления ФАС России по Республике Башкортостан поступило заявление ИП "Хлебников Д.И" (далее - Заявитель) с просьбой принять меры на незаконные действия " ИП "Берсанов И.У."(далее-Ответчик) который препятствует заключению договора электроснабжения павильона №84, находящегося в Торговом комплексе "Западный" и принадлежащего Заявителю на праве собственности (г. Нефтекамск, ул. Ленина, 72).
Как следовало из документов, представленных вместе с заявлением, энергопринимающие устройства Заявителя опосредовано присоединены к электрическим сетям МУП Нефтекамские
электрические сети, через объекты электросетевого хозяйства - электрощитовой Торгового комплекса, расположенной в торговом павильоне № 119, владельцем, которого является ИП Берсанов И.У. (далее-Ответчик).
Электроснабжение торгового комплекса осуществляется согласно договору электроснабжения №1431 от 01.04.2007г, заключенного Ответчиком с гарантирующим поставщиком в лице филиала ООО "ЭСКБ" :Нефтекамское отделение филиала "ЭСКБ-Запад".
Из переписки между хозяйствующими субъектами: Заявителем, Ответчиком и ООО "ЭСКБ", и документов, представленных вместе с перепиской следовало. ОАО "Башкирэнерго"-гарантирующий поставщик на территории Республики Башкортостан, в лице филиала ООО "ЭСКБ" : Нефтекамское отделение филиала "ЭСКБ-Запад" (далее-ООО "ЭСКБ") следовало, что ООО "ЭСКБ", готово заключить договор купли продажи электрической энергии с ИП Хлебников Д.И., для чего ему необходимо представить планируемый объем потребления электрической энергии (мощности) и документы, подтверждающие присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке (акт на границу ответственности по объектно и схему электроснабжения - оформленных сетевой организацией). Однако, акты на границу ответственности по объектно и схема электроснабжения Ответчиком так и не были составлены и не были представлены Заявителю. ООО "ЭСКБ", 14 марта 2008 г. Заявителю направило письмо о необходимости совместного с ИП Берсановым И.У. решить вопрос по составлению акта и схемы в срок до 25.03.2008 г., а также
об обязательной явке Заявителя и Ответчика в Филиал 25.03.2008г. для заключения договора электроснабжения с Заявителем.
Как следует из Протокола рабочего совещания от 25 марта 2008г проведенного в филиале, с участием: Ответчика, Заявителя, а также должностных лиц ООО "ЭСКБ", Ответчик так и не оформил необходимые документы. При этом свое нежелание в их оформлении объяснял тем, что Заявитель должен ему за другие коммунальные услуги. После их оплаты Заявителем Ответчик обещал выдать акт разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схему электроснабжения Заявителю. На совещании должностными лицами ООО "ЭСКБ" было разъяснено Ответчику, что оформление технической документации по договору электроснабжения Ответчиком не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия договора на обслуживание Заявителя. Согласно ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" обязанность оформления технической документации по договору электроснабжения лежит на сетевой организации. Кроме того, Ответчику разъяснено, что Нефтекамское отделение "ЭСКБ Запад" вынуждено обратиться с соответствующей жалобой в антимонопольную службу. Протокол совещания был подписан всеми участниками совещания, за исключением Ответчика, о чем свидетельствует Акт, в котором зафиксировано, что после составления протокола рабочего совещания от 25 марта 2008 г по вопросу заключения договора электроснабжения с индивидуальным предпринимателем Хлебниковым Д.И. на торговый павильон № 84 в торговом комплексе Западный, ИП "Берсанов И.У. отказался от подписи в протоколе рабочего совещания (имеется в материалах дела).
Нефтекамское отделение филиала ООО "ЭСКБ-Запад" 27 июня 2008г. направило ИП Берсанову И.У. письмо с требованиями о предоставлении недостающих документов (акты разграничения балансовой принадлежности и однолинейная схема) к договору электроснабжения № 1431, которые отсутствовали в ООО "ЭСКБ" и ИП "Берсанова И.У. Документы были составлены Нефтекамскими муниципальными электрическими сетями и подписаны обеими сторонами. После чего, ООО "ЭСКБ" 01.09.2008г был заключен договор купли- продажи электроэнергии № 427 от 01.09.2008 в целях электроснабжения бутика № пом./секция 84 Торгового центра "Западный" между Гарантирующим поставщиком в лице Нефтекамского отделения филиала "ЭСКБ-Запад" и ИП Хлебников Д.И. Однако, как следовало из Акта от 23.10.2008г, имеется в материалах дела, электроэнергия в бутик по- прежнему не поставлялась, при том, что электроэнергия в Торговый центр "Западный" поставлялась.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1005г "О естественных монополиях" передача электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.
Как следует из заявлений и материалов, представленных в УФАС по РБ Заявителем и ООО "ЭСКБ", Ответчик является субъектом естественной монополии- доминирует на рынке услуг по передаче электроэнергии по кругу потребителей, расположенных в границах (зоне) расположения его электросетевого хозяйства с долей 100%.
В результате анализа поступивших обращений на предмет соблюдения антимонопольного аконодательства, в действиях Ответчика (согласно Федерального закона "Об электроэнергетике", являющегося иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, к сетям которого в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства Заявителя), УФАС по РБ были обнаружены признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", которые выразились в злоупотреблении доминирующим положением ИП Берсанов И.У. и ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И. путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального Закона от 26 июля 2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", УФАС по РБ приняло решение (имеется в материалах дела) о создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в отношении ИП Берсанова И.У.
Рассмотрение дела №А-415/10-08 определением о назначении дела от 12.12.2008г №5/86 было назначено на 14 января 2009г. В связи с неявкой Ответчика по делу и в связи с отсутствием доказательства получения Ответчиком по делу Определения о возбуждении дела и необходимостью привлечения к рассмотрению дела заинтересованного лица-ООО "ЭСКБ", дело было отложено на 10 февраля 2009г. Рассмотрение дела состоялось в отсутствии Заявителя -определение от 14 января вернулось с почтового отделения г. Нефтекамска (конверт и определение -приобщены к материалам дела) от Ответчика-"ИП Берсанов И.У." представители на заседание - не явились (подтверждение о надлежащем уведомлении имеется в материалах дела).
Согласно документов, представленных в Комиссию УФАС по РБ заинтересованным лицом в соответствии с определением о продлении дела, Комиссией УФАС по РБ было установлено. Договор купли-продажи электрической энергии №427 между Ответчиком и Гарантирующим поставщиком заключен с 1 сентября 2008г. Однако по сведениям ООО "ЭСКБ", потребление электроэнергии энергоустановками бутика было зафиксировано с ноября месяца и составило соответственно: в ноябре 2008г -11 кВт/час, в декабре 2008г-95 кВт/час, в январе 2009г-32 кВт/час. Согласно договору, ОАО "Башкирэнерго" не несет материальной ответственности за недоотпуск электроэнергии, произошедший по вине других покупателей электроэнергии (п.6.1.3 договора № 427), в том числе и за несанкционированные действия по отключению Ответчиком Заявителя. Между Гарантирующим поставщиком и Заявителем взаимоотношения по передаче электрической энергии до точки поставки на энергопринимающие оборудование Заявителя не урегулированы. Поскольку согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРРЭ), предусмотрено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (п. 5 Правил ФРРЭ), то и покупатель вправе сам решить какой договор ему заключать: либо договор электроснабжения, либо купли-продажи электроэнергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил ФРРЭ). По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии (п. 7 Правил ФРРЭ). При этом покупатель, свободен заключить с гарантирующим поставщиком либо договор энергоснабжения, либо договор купли-продажи (и отдельно договор на передачу энергии с сетевой организацией).
Ответчик согласно Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004г №861, является иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, а не сетевой организацией, в силу того, что не имеет тарифа на передачу электроэнергии в установленном законом порядке, а следовательно, не является сетевой организацией, и не имеет права оказывать услуги по передаче электроэнергии за плату. В соответствии с п.6 указанных Правил, Ответчик не в праве препятствовать перетоку через свои объекты электрической энергии для потребителей Гарантирующего поставщика и требовать за это какую - либо плату. Гарантирующий поставщик (в лице ООО "ЭСКБ") неоднократно разъясняло эти требования указанных нормативных актов Ответчику ( подтверждения имеются в материалах дела).
Заслушав объяснения представителя ООО "ЭСКБ", (ООО "ЭСКБ" действует на основании агентского договора от имени гарантирующего поставщика), изучив материалы дела, Комиссия УФАС по РБ пришла к следующим выводам.
Ответчик, препятствуя заключению договора между гарантирующим поставщиком и Заявителем действовал в нарушение п.4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", а также в нарушение п.п. 6, 43 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г № 861.
Согласно названной норме закона:"Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов договоров купли продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства".
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано, присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не в праве препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Согласно п.43 указанных Правил, при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора, за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.
Как следует из материалов дела, Ответчик прекратил ограничивать энергоснабжение Заявителя -покупателя электроэнергии от гарантирующего поставщика, только в ноябре месяце. Кроме того, нет никаких гарантий, что при этом энергоснабжение Заявителя, будет надежным и в дальнейшем. Таким образом, у Комиссии УФАС по РБ отсутствуют основания по прекращению дела.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в действиях "ИП Берсанов И.У." усматриваются нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в ущемлении интересов гарантирующего поставщика и ИП Хлебников Д.И., присоединенного к сетям "ИП Берсанов И.У." путем создания гарантирующему поставщику и ИП Хлебников Д.И. препятствий доступу на рынок купли-продажи электрической энергии, в форме отказа оформления необходимой технической документации, необходимой для заключения договора купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком и ИП Хлебников Д.И. и воспрепятствования передачи электрической энергии до бутика №84.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по РБ
РЕШИЛА:
1. Признать ИП Берсанов И.У.( 452680, г.Нефтекамск, ул.Ленина, д.36 "А" кв.80), доминирующему на рынке услуг передачи электрической энергии, в границе зоны расположения его сетей, нарушившим п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ИП Берсанов И.У обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем принятия необходимых мер по обеспечению надежного энергоснабжения и по не допущению прекращения электроснабжения ИП Хлебников Д.И и потребителей, подключенных к электрическим сетям и энергетическому оборудованию ИП Берсанов И.У., путем исполнения норм и правил, установленных Федеральным законом от 26.03.2003г №35 ФЗ "Об электроэнергетике", "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 и "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" от 31.08.2006г №530, для чего: обеспечить беспрепятственный переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства -принадлежащего ИП "Берсанов И.У до потребителей гарантирующего поставщика, расположенных в торговом центре "Западный".
Все споры и разногласия в договорных отношениях и в отношениях, связанных с передачей электрической энергии по своим электросетям, возникающие между потребителями электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям ИП "Берсанов И.У.: в том числе И.П.Хлебников Д.И., Гарантирующим поставщиком- ОАО "Башкирэнерго" в лице ООО "ЭСКБ", решать по взаимному согласию, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

10.02.2009

Предписание и решение по делу № А-415/10-08 в отношении ИП Берсанов Иса Усамович по признакам нарушения п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

10.02.2009

Предписание и решение по делу № А-415/10-08 в отношении ИП Берсанов Иса Усамович по признакам нарушения п. 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-10 11:49:55 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-10 11:49:55 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )