Предписание и решение по делу № А-83/15-09 в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан

Дата публикации: 8 июня 2009, 20:03

ПРЕДПИСАНИЕ № 60 А-83/15-09
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

08.06.2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Ишбулатов Р.А. – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.06.2009 по делу № А-83/15-09 о нарушении Министерством здравоохранения Республики Башкортостан (450002, РБ, г.Уфа, ул.Тукаева, 23) ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
предписывает:
Министерству здравоохранения Республики Башкортостан
1. Прекратить нарушение ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для чего:
1) Внести изменения в «Порядок организации закупок лекарственных средств для централизованного обеспечения государственных учреждений здравоохранения», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р», исключив положения, противоречащие антимонопольному законодательству.
2) В срок до 30.06.2009 представить в адрес Башкортостанского УФАС России доказательства исполнения предписания.

 

РЕШЕНИЕ

08.06.2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Ишбулатов Р.А. – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии
в присутствии представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Исхакова Валерия Римовича по доверенности от 08.06.2009 № 16-08/479,
рассмотрев дело № А-083/15-09 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, расположенном по адресу: 450002, РБ, г.Уфа, ул.Тукаева, 23, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Отделом антимонопольного контроля товарных рынков Башкортостанского УФАС России с 30.03.2009 по 20.04.2009 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения государственным унитарным предприятием «Башфармация» Республики Башкортостан требований Закона о защите конкуренции.
В ходе контрольного мероприятия был проанализирован «Порядок организации закупок лекарственных средств для централизованного обеспечения государственных учреждений здравоохранения», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» (зарегистрирован в Минюсте РБ 13.11.2008 № 466), и выявлено наличие в данном нормативном акте признаков нарушения ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции. В связи с этим Башкортостанским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, вследствие чего на основании ч.4 ст. 44 Закона о защите конкуренции издан приказ от 25.05.2009 № 130.
В рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства Башкортостанским УФАС России у Министерства здравоохранения Республики Башкортостан было запрошено аргументированное обоснование включения в Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» (далее – Порядок № 1680-Д) положений, регламентирующих участие фармацевтической организации, выбираемой на конкурсной основе в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р, в процедурах размещения государственного заказа, подписания и регистрации государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов.
Изучив представленную информацию и материалы дела, на заседании, состоявшемся 08.06.2009, Комиссия установила следующее.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 08.04.2008 №363-р (далее – Распоряжение № 363-р) принято предложение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее – Минздрав РБ) о централизованном обеспечении государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами путем привлечения на конкурсной основе фармацевтической организации, осуществляющей приемку от поставщиков, хранение, распределение и отпуск в государственные учреждения здравоохранения лекарственных средств.
Исходя из текста п.1 Распоряжения № 363-р данная фармацевтическая организация выбирается на конкурсной основе для осуществления определенных функций - по приемке от поставщиков, хранению, распределению и отпуску лекарственных средств.
Однако положениями Порядка № 1680-Д фармацевтическая организация, выбранная на конкурсной основе в соответствии с п.1 Распоряжения 363-р, наделяется дополнительными функциями, не упоминаемыми в данном распоряжении, а именно – функциями заказчика – Минздрава РБ – при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
К функциям заказчика относится в частности, подготовка конкурсной документации. В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Согласно ч.4 ст.31.3, ч.5 ст.22 данного закона к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Однако, в соответствии с п.3.3 Порядка 1680-Д, в случае, если условия позволяют осуществить размещение заказа в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (до 100 тысяч рублей) Минздравом РБ в фармацевтическую организацию готовится поручение о подготовке проекта государственного контракта.
Проект государственного контракта, подготовленный и подписанный фармацевтической организацией, визируется начальником отдела государственных закупок, согласовывается с отделом организации фармацевтической деятельности и клинической фармакологии, после чего представляется на подпись министру или заместителю министра по экономическим вопросам.
Таким образом, в нарушение требований, установленных п.1 ст. 22 Закона № 94-ФЗ, проект государственного контракта готовится не Минздравом РБ, исполняющим функции заказчика, а фармацевтической организацией.
Аналогичная процедура подготовки проекта государственного контракта, также с участием фармацевтической организации, предусмотрена п.3.4 Порядка 1680-Д для размещения заказа путем запроса котировок.
В соответствии с п.3.7.2 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет информирование учреждений (если по результатам проведения процедур размещения заказа образовалась экономия). Согласно п.3.9 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет информирование учреждений о результатах проведения процедур размещения заказа.
Однако обязанность по информационному обеспечению, в частности, по размещению в официальном печатном издании, либо на официальном сайте извещений о проведении конкурса, аукциона, о проведении запроса котировок, размещению протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения контракта и др., Законом № 94-ФЗ возложена на заказчика, уполномоченного органа, специализированную организацию (ч.3.1 ст.9, ч.1,2 ст.21, ч.11 ст.28, ч.1 ст.33, ч.1 ст.45). Следовательно, наделение фармацевтической организации функцией по информированию учреждений о результатах проведения процедур размещения заказа является не правомерным.
В соответствии с п.3.8 Порядка 1680-Д, после подписания проекта государственного контракта поставщиком, фармацевтическая организация осуществляет проверку соответствия условий, содержащихся в документации об аукционе и заявке на участие в аукционе лица, с которым в соответствии с законодательством заключается государственный контракт. Проекты государственных контрактов, подписанные поставщиком и фармацевтической организацией, предоставляются в отдел государственных закупок.
Однако, в соответствии с ч.3 ст. 36 и п.4 ч.1 ст.12 Закона № 94-ФЗ при несоответствии заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе. Процедура несоответствия проводится конкурсной или аукционной комиссией до начала проведения конкурса или аукциона. Следовательно, наделение фармацевтической организации полномочиями, указанными в п.3.8 Порядка 1680-Д также является неправомерным.
В соответствии с п.5.5 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет своевременность подписания и соблюдение условий государственных контрактов. Следует отметить, что даже в случае создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков и в случае привлечения специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, подписание государственных или муниципальных контрактов осуществляется государственным или муниципальным заказчиком (ч.2 ст.4, ч.1 ст.6 Закона № 94-ФЗ).
Следовательно, наделение фармацевтической организации функцией, указанной в п.5.5 Порядка 1680-Д, является нарушением требований Закона № 94-ФЗ.
С учетом изложенного, действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа.
П.11 ст.6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан отнесено обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 20.03.2002 № УП-124 (далее – Положение о Минздраве РБ) Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, проводящим в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Функции, которые в соответствии с вышеуказанными пунктами Порядка № 1680-Д предписывается выполнять фармацевтической организации, выбранной на конкурсной основе в соответствии с п.1 Распоряжения 363-р, являются функциями Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. Так, к функциям Минздрава РБ относится заключение договоров в пределах своей компетенции (п.3.1.3 Положения о Минздраве РБ), определение объемов поставок лекарственных, диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения для республиканских государственных нужд и централизованного их приобретения (п. .3.6.3 Положения о Минздраве РБ). Также, согласно п.2.16 Положения о Минздраве РБ, одной из основных задач Минздрава РБ является организация работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минздрава РБ и организаций, находящихся в ведении Минздрава РБ, в соответствии с законодательством.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст.5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
П.1 ст.4 Закона № 94-ФЗ устанавливает, что государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Следовательно, Минздрав РБ выполняет функции заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд здравоохранения исключительно в силу того, что является органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Поэтому, применительно к данной ситуации, функции Минздрава РБ как заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд здравоохранения являются функциями Минздрава РБ - органа исполнительной власти.
Исходя из вышесказанного, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан своим приказом устанавливает участие фармацевтической организации в процессе исполнения одной из основных задач Минздрава РБ - организации работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организаций, находящихся в ведении Минздрава РБ, в частности, в процедурах подписания, регистрации и исполнения государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов для государственных нужд, государственным заказчиком которых является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Хотя п.1 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 08.04.2008 № 363-р для фармацевтической организации, выбираемой на конкурсной основе, установлен конкретный перечень функций, а именно – приемка от поставщиков, хранение, распределение и отпуск в государственные учреждения Республики Башкортостан лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Следует отметить, что в соответствии с п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если органом власти субъекта РФ не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять акт, осуществить действия (бездействие), противоречащие антимонопольному законодательству, такие акты, действия (бездействие), признанные антимонопольным органом противоречащими ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, судами также признаются противоречащими антимонопольному законодательству. По аналогии, издание Приказа Министерства здравоохранения РБ от 29.10.2008 № 1680-Д должно быть основано на конкретной норме федерального закона, разрешающей наделять фармацевтическую организацию, выбираемую на конкурсной основе для осуществления функций по приемке от поставщиков, хранению, распределению и отпуску лекарственных средств, функциями госзаказчика при размещении государственного заказа для нужд здравоохранения.
Согласно ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Ч.1 ст.3 Закона регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Ч.3 ст.15 Закона запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
Из этого следует, что Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» противоречит ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по изданию Приказа от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» образуют состав правонарушения по ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан нарушившим положения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
2. Выдать Министерству здравоохранения Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

stdClass Object ( [vid] => 4892 [uid] => 1 [title] => Предписание и решение по делу № А-83/15-09 в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4892 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПРЕДПИСАНИЕ № 60 А-83/15-09
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

08.06.2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Ишбулатов Р.А. – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.06.2009 по делу № А-83/15-09 о нарушении Министерством здравоохранения Республики Башкортостан (450002, РБ, г.Уфа, ул.Тукаева, 23) ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
предписывает:
Министерству здравоохранения Республики Башкортостан
1. Прекратить нарушение ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для чего:
1) Внести изменения в «Порядок организации закупок лекарственных средств для централизованного обеспечения государственных учреждений здравоохранения», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р», исключив положения, противоречащие антимонопольному законодательству.
2) В срок до 30.06.2009 представить в адрес Башкортостанского УФАС России доказательства исполнения предписания.

 

РЕШЕНИЕ

08.06.2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Ишбулатов Р.А. – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии
в присутствии представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Исхакова Валерия Римовича по доверенности от 08.06.2009 № 16-08/479,
рассмотрев дело № А-083/15-09 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, расположенном по адресу: 450002, РБ, г.Уфа, ул.Тукаева, 23, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Отделом антимонопольного контроля товарных рынков Башкортостанского УФАС России с 30.03.2009 по 20.04.2009 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения государственным унитарным предприятием «Башфармация» Республики Башкортостан требований Закона о защите конкуренции.
В ходе контрольного мероприятия был проанализирован «Порядок организации закупок лекарственных средств для централизованного обеспечения государственных учреждений здравоохранения», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» (зарегистрирован в Минюсте РБ 13.11.2008 № 466), и выявлено наличие в данном нормативном акте признаков нарушения ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции. В связи с этим Башкортостанским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, вследствие чего на основании ч.4 ст. 44 Закона о защите конкуренции издан приказ от 25.05.2009 № 130.
В рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства Башкортостанским УФАС России у Министерства здравоохранения Республики Башкортостан было запрошено аргументированное обоснование включения в Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» (далее – Порядок № 1680-Д) положений, регламентирующих участие фармацевтической организации, выбираемой на конкурсной основе в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р, в процедурах размещения государственного заказа, подписания и регистрации государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов.
Изучив представленную информацию и материалы дела, на заседании, состоявшемся 08.06.2009, Комиссия установила следующее.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 08.04.2008 №363-р (далее – Распоряжение № 363-р) принято предложение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее – Минздрав РБ) о централизованном обеспечении государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами путем привлечения на конкурсной основе фармацевтической организации, осуществляющей приемку от поставщиков, хранение, распределение и отпуск в государственные учреждения здравоохранения лекарственных средств.
Исходя из текста п.1 Распоряжения № 363-р данная фармацевтическая организация выбирается на конкурсной основе для осуществления определенных функций - по приемке от поставщиков, хранению, распределению и отпуску лекарственных средств.
Однако положениями Порядка № 1680-Д фармацевтическая организация, выбранная на конкурсной основе в соответствии с п.1 Распоряжения 363-р, наделяется дополнительными функциями, не упоминаемыми в данном распоряжении, а именно – функциями заказчика – Минздрава РБ – при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
К функциям заказчика относится в частности, подготовка конкурсной документации. В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Согласно ч.4 ст.31.3, ч.5 ст.22 данного закона к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Однако, в соответствии с п.3.3 Порядка 1680-Д, в случае, если условия позволяют осуществить размещение заказа в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (до 100 тысяч рублей) Минздравом РБ в фармацевтическую организацию готовится поручение о подготовке проекта государственного контракта.
Проект государственного контракта, подготовленный и подписанный фармацевтической организацией, визируется начальником отдела государственных закупок, согласовывается с отделом организации фармацевтической деятельности и клинической фармакологии, после чего представляется на подпись министру или заместителю министра по экономическим вопросам.
Таким образом, в нарушение требований, установленных п.1 ст. 22 Закона № 94-ФЗ, проект государственного контракта готовится не Минздравом РБ, исполняющим функции заказчика, а фармацевтической организацией.
Аналогичная процедура подготовки проекта государственного контракта, также с участием фармацевтической организации, предусмотрена п.3.4 Порядка 1680-Д для размещения заказа путем запроса котировок.
В соответствии с п.3.7.2 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет информирование учреждений (если по результатам проведения процедур размещения заказа образовалась экономия). Согласно п.3.9 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет информирование учреждений о результатах проведения процедур размещения заказа.
Однако обязанность по информационному обеспечению, в частности, по размещению в официальном печатном издании, либо на официальном сайте извещений о проведении конкурса, аукциона, о проведении запроса котировок, размещению протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения контракта и др., Законом № 94-ФЗ возложена на заказчика, уполномоченного органа, специализированную организацию (ч.3.1 ст.9, ч.1,2 ст.21, ч.11 ст.28, ч.1 ст.33, ч.1 ст.45). Следовательно, наделение фармацевтической организации функцией по информированию учреждений о результатах проведения процедур размещения заказа является не правомерным.
В соответствии с п.3.8 Порядка 1680-Д, после подписания проекта государственного контракта поставщиком, фармацевтическая организация осуществляет проверку соответствия условий, содержащихся в документации об аукционе и заявке на участие в аукционе лица, с которым в соответствии с законодательством заключается государственный контракт. Проекты государственных контрактов, подписанные поставщиком и фармацевтической организацией, предоставляются в отдел государственных закупок.
Однако, в соответствии с ч.3 ст. 36 и п.4 ч.1 ст.12 Закона № 94-ФЗ при несоответствии заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе. Процедура несоответствия проводится конкурсной или аукционной комиссией до начала проведения конкурса или аукциона. Следовательно, наделение фармацевтической организации полномочиями, указанными в п.3.8 Порядка 1680-Д также является неправомерным.
В соответствии с п.5.5 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет своевременность подписания и соблюдение условий государственных контрактов. Следует отметить, что даже в случае создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков и в случае привлечения специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, подписание государственных или муниципальных контрактов осуществляется государственным или муниципальным заказчиком (ч.2 ст.4, ч.1 ст.6 Закона № 94-ФЗ).
Следовательно, наделение фармацевтической организации функцией, указанной в п.5.5 Порядка 1680-Д, является нарушением требований Закона № 94-ФЗ.
С учетом изложенного, действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа.
П.11 ст.6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан отнесено обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 20.03.2002 № УП-124 (далее – Положение о Минздраве РБ) Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, проводящим в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Функции, которые в соответствии с вышеуказанными пунктами Порядка № 1680-Д предписывается выполнять фармацевтической организации, выбранной на конкурсной основе в соответствии с п.1 Распоряжения 363-р, являются функциями Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. Так, к функциям Минздрава РБ относится заключение договоров в пределах своей компетенции (п.3.1.3 Положения о Минздраве РБ), определение объемов поставок лекарственных, диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения для республиканских государственных нужд и централизованного их приобретения (п. .3.6.3 Положения о Минздраве РБ). Также, согласно п.2.16 Положения о Минздраве РБ, одной из основных задач Минздрава РБ является организация работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минздрава РБ и организаций, находящихся в ведении Минздрава РБ, в соответствии с законодательством.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст.5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
П.1 ст.4 Закона № 94-ФЗ устанавливает, что государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Следовательно, Минздрав РБ выполняет функции заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд здравоохранения исключительно в силу того, что является органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Поэтому, применительно к данной ситуации, функции Минздрава РБ как заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд здравоохранения являются функциями Минздрава РБ - органа исполнительной власти.
Исходя из вышесказанного, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан своим приказом устанавливает участие фармацевтической организации в процессе исполнения одной из основных задач Минздрава РБ - организации работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организаций, находящихся в ведении Минздрава РБ, в частности, в процедурах подписания, регистрации и исполнения государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов для государственных нужд, государственным заказчиком которых является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Хотя п.1 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 08.04.2008 № 363-р для фармацевтической организации, выбираемой на конкурсной основе, установлен конкретный перечень функций, а именно – приемка от поставщиков, хранение, распределение и отпуск в государственные учреждения Республики Башкортостан лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Следует отметить, что в соответствии с п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если органом власти субъекта РФ не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять акт, осуществить действия (бездействие), противоречащие антимонопольному законодательству, такие акты, действия (бездействие), признанные антимонопольным органом противоречащими ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, судами также признаются противоречащими антимонопольному законодательству. По аналогии, издание Приказа Министерства здравоохранения РБ от 29.10.2008 № 1680-Д должно быть основано на конкретной норме федерального закона, разрешающей наделять фармацевтическую организацию, выбираемую на конкурсной основе для осуществления функций по приемке от поставщиков, хранению, распределению и отпуску лекарственных средств, функциями госзаказчика при размещении государственного заказа для нужд здравоохранения.
Согласно ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Ч.1 ст.3 Закона регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Ч.3 ст.15 Закона запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
Из этого следует, что Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» противоречит ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по изданию Приказа от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» образуют состав правонарушения по ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан нарушившим положения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
2. Выдать Министерству здравоохранения Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПРЕДПИСАНИЕ № 60 А-83/15-09
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

08.06.2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Ишбулатов Р.А. – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков,
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 08.06.2009 по делу № А-83/15-09 о нарушении Министерством здравоохранения Республики Башкортостан (450002, РБ, г.Уфа, ул.Тукаева, 23) ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
предписывает:
Министерству здравоохранения Республики Башкортостан
1. Прекратить нарушение ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для чего:
1) Внести изменения в «Порядок организации закупок лекарственных средств для централизованного обеспечения государственных учреждений здравоохранения», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р», исключив положения, противоречащие антимонопольному законодательству.
2) В срок до 30.06.2009 представить в адрес Башкортостанского УФАС России доказательства исполнения предписания.

 

РЕШЕНИЕ

08.06.2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Ишбулатов Р.А. – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Саляхутдинова Р.Ф. – начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии
в присутствии представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Исхакова Валерия Римовича по доверенности от 08.06.2009 № 16-08/479,
рассмотрев дело № А-083/15-09 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, расположенном по адресу: 450002, РБ, г.Уфа, ул.Тукаева, 23, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Отделом антимонопольного контроля товарных рынков Башкортостанского УФАС России с 30.03.2009 по 20.04.2009 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения государственным унитарным предприятием «Башфармация» Республики Башкортостан требований Закона о защите конкуренции.
В ходе контрольного мероприятия был проанализирован «Порядок организации закупок лекарственных средств для централизованного обеспечения государственных учреждений здравоохранения», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» (зарегистрирован в Минюсте РБ 13.11.2008 № 466), и выявлено наличие в данном нормативном акте признаков нарушения ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции. В связи с этим Башкортостанским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, вследствие чего на основании ч.4 ст. 44 Закона о защите конкуренции издан приказ от 25.05.2009 № 130.
В рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства Башкортостанским УФАС России у Министерства здравоохранения Республики Башкортостан было запрошено аргументированное обоснование включения в Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» (далее – Порядок № 1680-Д) положений, регламентирующих участие фармацевтической организации, выбираемой на конкурсной основе в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р, в процедурах размещения государственного заказа, подписания и регистрации государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов.
Изучив представленную информацию и материалы дела, на заседании, состоявшемся 08.06.2009, Комиссия установила следующее.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 08.04.2008 №363-р (далее – Распоряжение № 363-р) принято предложение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее – Минздрав РБ) о централизованном обеспечении государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами путем привлечения на конкурсной основе фармацевтической организации, осуществляющей приемку от поставщиков, хранение, распределение и отпуск в государственные учреждения здравоохранения лекарственных средств.
Исходя из текста п.1 Распоряжения № 363-р данная фармацевтическая организация выбирается на конкурсной основе для осуществления определенных функций - по приемке от поставщиков, хранению, распределению и отпуску лекарственных средств.
Однако положениями Порядка № 1680-Д фармацевтическая организация, выбранная на конкурсной основе в соответствии с п.1 Распоряжения 363-р, наделяется дополнительными функциями, не упоминаемыми в данном распоряжении, а именно – функциями заказчика – Минздрава РБ – при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
К функциям заказчика относится в частности, подготовка конкурсной документации. В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Согласно ч.4 ст.31.3, ч.5 ст.22 данного закона к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Однако, в соответствии с п.3.3 Порядка 1680-Д, в случае, если условия позволяют осуществить размещение заказа в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (до 100 тысяч рублей) Минздравом РБ в фармацевтическую организацию готовится поручение о подготовке проекта государственного контракта.
Проект государственного контракта, подготовленный и подписанный фармацевтической организацией, визируется начальником отдела государственных закупок, согласовывается с отделом организации фармацевтической деятельности и клинической фармакологии, после чего представляется на подпись министру или заместителю министра по экономическим вопросам.
Таким образом, в нарушение требований, установленных п.1 ст. 22 Закона № 94-ФЗ, проект государственного контракта готовится не Минздравом РБ, исполняющим функции заказчика, а фармацевтической организацией.
Аналогичная процедура подготовки проекта государственного контракта, также с участием фармацевтической организации, предусмотрена п.3.4 Порядка 1680-Д для размещения заказа путем запроса котировок.
В соответствии с п.3.7.2 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет информирование учреждений (если по результатам проведения процедур размещения заказа образовалась экономия). Согласно п.3.9 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет информирование учреждений о результатах проведения процедур размещения заказа.
Однако обязанность по информационному обеспечению, в частности, по размещению в официальном печатном издании, либо на официальном сайте извещений о проведении конкурса, аукциона, о проведении запроса котировок, размещению протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения контракта и др., Законом № 94-ФЗ возложена на заказчика, уполномоченного органа, специализированную организацию (ч.3.1 ст.9, ч.1,2 ст.21, ч.11 ст.28, ч.1 ст.33, ч.1 ст.45). Следовательно, наделение фармацевтической организации функцией по информированию учреждений о результатах проведения процедур размещения заказа является не правомерным.
В соответствии с п.3.8 Порядка 1680-Д, после подписания проекта государственного контракта поставщиком, фармацевтическая организация осуществляет проверку соответствия условий, содержащихся в документации об аукционе и заявке на участие в аукционе лица, с которым в соответствии с законодательством заключается государственный контракт. Проекты государственных контрактов, подписанные поставщиком и фармацевтической организацией, предоставляются в отдел государственных закупок.
Однако, в соответствии с ч.3 ст. 36 и п.4 ч.1 ст.12 Закона № 94-ФЗ при несоответствии заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе. Процедура несоответствия проводится конкурсной или аукционной комиссией до начала проведения конкурса или аукциона. Следовательно, наделение фармацевтической организации полномочиями, указанными в п.3.8 Порядка 1680-Д также является неправомерным.
В соответствии с п.5.5 Порядка 1680-Д фармацевтическая организация осуществляет своевременность подписания и соблюдение условий государственных контрактов. Следует отметить, что даже в случае создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков и в случае привлечения специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, подписание государственных или муниципальных контрактов осуществляется государственным или муниципальным заказчиком (ч.2 ст.4, ч.1 ст.6 Закона № 94-ФЗ).
Следовательно, наделение фармацевтической организации функцией, указанной в п.5.5 Порядка 1680-Д, является нарушением требований Закона № 94-ФЗ.
С учетом изложенного, действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа.
П.11 ст.6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан отнесено обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 20.03.2002 № УП-124 (далее – Положение о Минздраве РБ) Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, проводящим в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Функции, которые в соответствии с вышеуказанными пунктами Порядка № 1680-Д предписывается выполнять фармацевтической организации, выбранной на конкурсной основе в соответствии с п.1 Распоряжения 363-р, являются функциями Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. Так, к функциям Минздрава РБ относится заключение договоров в пределах своей компетенции (п.3.1.3 Положения о Минздраве РБ), определение объемов поставок лекарственных, диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения для республиканских государственных нужд и централизованного их приобретения (п. .3.6.3 Положения о Минздраве РБ). Также, согласно п.2.16 Положения о Минздраве РБ, одной из основных задач Минздрава РБ является организация работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минздрава РБ и организаций, находящихся в ведении Минздрава РБ, в соответствии с законодательством.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст.5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
П.1 ст.4 Закона № 94-ФЗ устанавливает, что государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Следовательно, Минздрав РБ выполняет функции заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд здравоохранения исключительно в силу того, что является органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Поэтому, применительно к данной ситуации, функции Минздрава РБ как заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд здравоохранения являются функциями Минздрава РБ - органа исполнительной власти.
Исходя из вышесказанного, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан своим приказом устанавливает участие фармацевтической организации в процессе исполнения одной из основных задач Минздрава РБ - организации работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организаций, находящихся в ведении Минздрава РБ, в частности, в процедурах подписания, регистрации и исполнения государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов для государственных нужд, государственным заказчиком которых является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Хотя п.1 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 08.04.2008 № 363-р для фармацевтической организации, выбираемой на конкурсной основе, установлен конкретный перечень функций, а именно – приемка от поставщиков, хранение, распределение и отпуск в государственные учреждения Республики Башкортостан лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Следует отметить, что в соответствии с п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если органом власти субъекта РФ не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять акт, осуществить действия (бездействие), противоречащие антимонопольному законодательству, такие акты, действия (бездействие), признанные антимонопольным органом противоречащими ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, судами также признаются противоречащими антимонопольному законодательству. По аналогии, издание Приказа Министерства здравоохранения РБ от 29.10.2008 № 1680-Д должно быть основано на конкретной норме федерального закона, разрешающей наделять фармацевтическую организацию, выбираемую на конкурсной основе для осуществления функций по приемке от поставщиков, хранению, распределению и отпуску лекарственных средств, функциями госзаказчика при размещении государственного заказа для нужд здравоохранения.
Согласно ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Ч.1 ст.3 Закона регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Ч.3 ст.15 Закона запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
Из этого следует, что Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» противоречит ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по изданию Приказа от 29.10.2008 № 1680-Д «О мерах по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 363-р» образуют состав правонарушения по ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан нарушившим положения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
2. Выдать Министерству здравоохранения Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

08.06.2009

Предписание и решение по делу № А-83/15-09 в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по признакам нарушения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

08.06.2009

Предписание и решение по делу № А-83/15-09 в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по признакам нарушения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-08 14:03:15 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-08 14:03:15 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )