Решение и предписание по делу № А-244/10-09 в отношении МУП "Межрайкоммунводоканал" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 21 октября 2009, 06:00

 РЕШЕНИЕ

г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2009 г.
 
В полном объеме решение изготовлено 05.11.2009 г.
 
 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Саляхутдинова Р.Ф. – исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии
в присутствии представителей Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ Филиппова Юрия Павловича по доверенности № 6/10 от 20.10.2009  и Бикбулатовой Зили Мухаметовны по доверенности № 7/10 от 20.10.2009,
рассмотрев дело № А-244/10-09 по признакам нарушения Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, расположенным по адресу: 453210, РБ, г.Ишимбай, ул.Жукова, 16, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
Башкортостанским УФАС России была проведена камеральная проверка документов, представленных Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ (далее – ИМУП «Межрайкоммунводоканал»), на предмет соответствия деятельности данного хозяйствующего субъекта требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и установлено следующее.
 
Основной деятельностью ИМУП «Межрайкоммунводоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций г.Ишимбай услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод.
 
Основными видами деятельности предприятия являются:
подача холодной,  питьевой воды населению и организациям города;
отвод сточной жидкости населения и организаций города;
оказание платных услуг по монтажу, наладке и ремонту водопроводных, канализационных сетей и узлов учета воды;
обеспечение эксплуатации водопроводно-канализационных сетей, находящихся на балансе предприятия и обслуживаемых по договорам.
 
Выборочный анализ технических условий, выдаваемых ИМУП «Межрайкоммунводоканал», показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам и физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения ИМУП «Межрайкоммунводоканал» выставлялись следующие требования:
 
ООО «Компания КСК» (от 28.11.2008 исх.№ 177): произвести замену существующего ввода водопровода жилого дома № 18 с переносом его под лестничную клетку; на вводе в подъезд жилого дома предусмотреть монтаж водомерного узла с установкой водомера в антимагнитном исполнении и переобвязкой внутренней системы;
 
Магазину «Матрица» (от 18.04.2008 исх.№ 38): водомер на воду установить в месте присоединения водопровода, в освещенном месте диаметром 20 мм марки СХВ-20 класс точности 2% в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан;
 
Муфтахетдинову Д.Х. (от 12.11.2008 № 168): на месте врезки предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой на подключаемой линии запорной арматуры, для отведения стоков предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода; разработанная проектная документация в обязательном порядке согласовывается с ИМУП «Межрайкоммунводоканал» и со всеми заинтересованными организациями в установленном порядке;
 
Кужабаеву С.М. (от 01.11.2008 исх.№ 165): в точке подключения к уличному водопроводу установить водопроводный колодец с отключающей запорной арматурой и узел учета воды, на вводе в офис в легкодоступном месте для осмотра и утепленном месте предусмотреть монтаж водомерного узла с установкой водомера в антимагнитном исполнении;
 
ООО «Канчураремстройгаз» (от 02.10.2008 исх.№ 145): произвести реконструкцию выведенного из эксплуатации участка водопровода диаметром 150 мм от бойлерной № 14, в точке подключения установить водопроводный колодец диаметром не менее 1500 мм, с отключающей запорной арматурой;
 
ООО «Строй-Ойл» (от 10.07.2008 исх.№ 92): проложить водопровод по ул.Б.Хмельницкого диаметром 100 мм от ул.Бульварной до ул.Геологической, в точках подключения вновь построенного уличного водопровода со стороны ул.Бульварная и ул.Геологическая предусмотреть строительство водопроводных колодцев с установкой разрывных запорных арматур;
 
Филипповой Е.В. (от 03.05.2008 исх.№ 25): в точке подключения предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой запорной арматуры; в точке врезки установить водомерный узел диаметром 15 мм с классом точности 2 % в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан;
 
Нигматуллиной М.Т. (от 03.02.2009 исх.№ 10): в точке подключения к внутриквартальному водопроводу, являющейся границей балансовой принадлежности, установить водопроводный колодец размером не менее 1500 мм, отключающую запорную арматуру и узел учета воды;
 
Бадретдиновой А.Р. (от 28.04.2009 исх.№ 42): в точке подключения ввода водопровода на производственную базу в существующем водопроводном колодце по ул.С.Юлаева установить водомерный узел по расчету; для отведения стоков от бытовых помещений предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода и бытового помещения; разработанная тех.документация в обязательном порядке согласовывается с МУП Управление архитектуры и градостроительства, ИМУП «МРКВК» РБ и заинтересованными организациями в установленном порядке;
 
Абдуллину И.К. (от 13.04.2009 исх.№ 36): проложить участок водопровода диаметром 100 мм от ул.Жуковского до врезки водопровода на жилой дом № 9 с подключением к нему водопроводов жилого дома № 9 и магазина по ул.Жуковского, 7; в точке подключения водопровода на ж/д № 9 установить водяной колодец с запорной арматурой ДУ-50 мм и водомера на производственную базу ул.Белинского, 1; для отведения стоков предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода и производственной базы;
 
ЗАО «ИФТИ» РБ (от 27.05.2009 исх.№ 63): точку подключения водоснабжения ЗАО «ИФТИ» РБ переключить на чугунный водопровод диаметром 300 мм и ликвидировать старую врезку на стальном водопроводе диаметром 300 мм; в точке подключения предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой в нем отключающей запорной арматуры и водомерного узла, диаметр водомера принять по выполненному расчету специализированной проектной организации.
 
Всего на проверку представлены 52 технических условия, в каждом из которых содержатся положения, не предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83. Согласно пункту 10 указанных правил технические условия должны содержать следующие данные:
 
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
 
В технических условиях, выданных ИМУП «Межрайкоммунводоканал», присутствует множество не предусмотренных правилами условий и требований и отсутствуют сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемом, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ.
 
В отдельных технических условиях, выданных ИМУП «Межрайкоммунводоканал», также отсутствует срок их действия – в технических условиях от 30.12.2008 исх.№ 193, выданных ООО «Технология» и от 13.11.2008 исх.№ 169, выданных МУП «ИДЕЗ». Срок действия технических условий, выданных 24.06.2009 исх.№ 83 ЗАО «Модуль», определен до окончания действия предписания № 112 от 28.05.2009.
 
Также выявлены нарушения требований к сроку выдачи технических условий, установленных пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83. Согласно данным правилам организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия.
 
Однако, по запросу МУП «Ишимбайстройзаказчик» РБ от 22.05.2008 исх.№ 78 технические условия выданы 25.06.2008 исх.№ 76 (более чем через месяц); по запросу Кужабаева С.М. от 10.09.2008 технические условия выданы 01.11.2008 исх.№ 165 (более чем через полтора месяца).
 
Согласно Приказам Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13.08.2004 № 49 о/д и от 06.10.2009 № 350 Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, с долей 100 % на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай.
 
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, признается доминирующим.
 
Также в соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
 
В связи с изложенным, положение ИМУП «Межрайкоммунводоканал» на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай является доминирующим, вследствие чего на деятельность данного хозяйствующего субъекта накладываются ограничения, предусмотренные действующим гражданским и антимонопольным законодательством.
 
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
 
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые ущемляют интересы другого хозяйствующего субъекта.
 
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
 
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующему, согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации,  заключению договора водоснабжения.
 
При таких обстоятельствах обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
 
Следовательно, будущие абоненты ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, доминируя на рынке оказания услуг централизованного водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по централизованному водоснабжению и канализации.
 
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Включение в технические условия положений о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными правилами не предусматривается.
 
Также в двух случаях в технические условия (от 18.04.2008 исх.№ 38 магазину «Матрица» и от 03.04.2008 исх.№ 25 Филипповой Е.В.) включены указания на установку водомерных узлов диаметром 20 мм марки СХВ-20 и 15 мм соответственно, классом точности 2 % в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан. По запросу Башкортостанского УФАС России Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ представило пояснения (от 19.10.2009 исх.№ 1288), что в указанные технические условия включены марка и завод-изготовитель водомера г.Чистополь, Татарстан по просьбе хозяйствующих субъектов. По мнению ИМУП «Межрайкоммунводоканал», это не противоречит п.36 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. Однако данное утверждение ИМУП «Межрайкоммунводоканал» не соответствует действительности, так как п.36 названных правил предусматривает выдачу абоненту только рекомендаций по типам и характеристикам средств измерений, а выбор средств измерений осуществляет сам абонент. Следовательно,  указание ИМУП «Межрайкоммунводоканал» в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера (г.Чистополь, Татарстан) противоречит требованиям ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Указание конкретного изготовителя водомера является признаком ограничения конкуренции, так как при этом могут быть созданы препятствия доступу на рынок реализации водомеров другим хозяйствующим субъектам, производящим водомеры и являющихся их потенциальными продавцами.
 
Таким образом, действия Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ по указанию в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера (г.Чистополь, Татарстан) и включению в технические условия требований о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта    капитального    строительства    к    сетям    инженерно-технического обеспечения, утвержденных    Постановлением    Правительства Российской  Федерации от 13.02.2006 № 83, образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, так как их результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции (или) ущемление интересов других лиц.
 
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
 
Таким образом, в действиях Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, занимающего доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай с долей 100 %, установлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ нарушившим положения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
2.      Выдать Ишимбайскому МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 183 А-244/10-09
05 ноября 2009  г. Уфа, ул. Пушкина, 95

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Р.Ф. Саляхутдинова – исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, председатель Комиссии;
Н.А. Антонова – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
А.Э. Ахмадисламова – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
З.Г. Атнагулов – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь Комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05.11.2009 по делу № А-244/10-09 о нарушении Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ (453210, РБ, г.Ишимбай, ул.Жукова, 16) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
предписывает:
 
Ишимбайскому МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ:
1. Прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, путем указания в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера и путем включения в технические условия требований о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта    капитального    строительства    к    сетям    инженерно-технического обеспечения, утвержденных    Постановлением    Правительства Российской  Федерации от 13.02.2006 № 83.
stdClass Object ( [vid] => 4888 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № А-244/10-09 в отношении МУП "Межрайкоммунводоканал" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4888 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ

г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2009 г.
 
В полном объеме решение изготовлено 05.11.2009 г.
 
 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Саляхутдинова Р.Ф. – исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии
в присутствии представителей Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ Филиппова Юрия Павловича по доверенности № 6/10 от 20.10.2009  и Бикбулатовой Зили Мухаметовны по доверенности № 7/10 от 20.10.2009,
рассмотрев дело № А-244/10-09 по признакам нарушения Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, расположенным по адресу: 453210, РБ, г.Ишимбай, ул.Жукова, 16, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
Башкортостанским УФАС России была проведена камеральная проверка документов, представленных Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ (далее – ИМУП «Межрайкоммунводоканал»), на предмет соответствия деятельности данного хозяйствующего субъекта требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и установлено следующее.
 
Основной деятельностью ИМУП «Межрайкоммунводоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций г.Ишимбай услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод.
 
Основными видами деятельности предприятия являются:
подача холодной,  питьевой воды населению и организациям города;
отвод сточной жидкости населения и организаций города;
оказание платных услуг по монтажу, наладке и ремонту водопроводных, канализационных сетей и узлов учета воды;
обеспечение эксплуатации водопроводно-канализационных сетей, находящихся на балансе предприятия и обслуживаемых по договорам.
 
Выборочный анализ технических условий, выдаваемых ИМУП «Межрайкоммунводоканал», показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам и физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения ИМУП «Межрайкоммунводоканал» выставлялись следующие требования:
 
ООО «Компания КСК» (от 28.11.2008 исх.№ 177): произвести замену существующего ввода водопровода жилого дома № 18 с переносом его под лестничную клетку; на вводе в подъезд жилого дома предусмотреть монтаж водомерного узла с установкой водомера в антимагнитном исполнении и переобвязкой внутренней системы;
 
Магазину «Матрица» (от 18.04.2008 исх.№ 38): водомер на воду установить в месте присоединения водопровода, в освещенном месте диаметром 20 мм марки СХВ-20 класс точности 2% в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан;
 
Муфтахетдинову Д.Х. (от 12.11.2008 № 168): на месте врезки предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой на подключаемой линии запорной арматуры, для отведения стоков предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода; разработанная проектная документация в обязательном порядке согласовывается с ИМУП «Межрайкоммунводоканал» и со всеми заинтересованными организациями в установленном порядке;
 
Кужабаеву С.М. (от 01.11.2008 исх.№ 165): в точке подключения к уличному водопроводу установить водопроводный колодец с отключающей запорной арматурой и узел учета воды, на вводе в офис в легкодоступном месте для осмотра и утепленном месте предусмотреть монтаж водомерного узла с установкой водомера в антимагнитном исполнении;
 
ООО «Канчураремстройгаз» (от 02.10.2008 исх.№ 145): произвести реконструкцию выведенного из эксплуатации участка водопровода диаметром 150 мм от бойлерной № 14, в точке подключения установить водопроводный колодец диаметром не менее 1500 мм, с отключающей запорной арматурой;
 
ООО «Строй-Ойл» (от 10.07.2008 исх.№ 92): проложить водопровод по ул.Б.Хмельницкого диаметром 100 мм от ул.Бульварной до ул.Геологической, в точках подключения вновь построенного уличного водопровода со стороны ул.Бульварная и ул.Геологическая предусмотреть строительство водопроводных колодцев с установкой разрывных запорных арматур;
 
Филипповой Е.В. (от 03.05.2008 исх.№ 25): в точке подключения предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой запорной арматуры; в точке врезки установить водомерный узел диаметром 15 мм с классом точности 2 % в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан;
 
Нигматуллиной М.Т. (от 03.02.2009 исх.№ 10): в точке подключения к внутриквартальному водопроводу, являющейся границей балансовой принадлежности, установить водопроводный колодец размером не менее 1500 мм, отключающую запорную арматуру и узел учета воды;
 
Бадретдиновой А.Р. (от 28.04.2009 исх.№ 42): в точке подключения ввода водопровода на производственную базу в существующем водопроводном колодце по ул.С.Юлаева установить водомерный узел по расчету; для отведения стоков от бытовых помещений предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода и бытового помещения; разработанная тех.документация в обязательном порядке согласовывается с МУП Управление архитектуры и градостроительства, ИМУП «МРКВК» РБ и заинтересованными организациями в установленном порядке;
 
Абдуллину И.К. (от 13.04.2009 исх.№ 36): проложить участок водопровода диаметром 100 мм от ул.Жуковского до врезки водопровода на жилой дом № 9 с подключением к нему водопроводов жилого дома № 9 и магазина по ул.Жуковского, 7; в точке подключения водопровода на ж/д № 9 установить водяной колодец с запорной арматурой ДУ-50 мм и водомера на производственную базу ул.Белинского, 1; для отведения стоков предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода и производственной базы;
 
ЗАО «ИФТИ» РБ (от 27.05.2009 исх.№ 63): точку подключения водоснабжения ЗАО «ИФТИ» РБ переключить на чугунный водопровод диаметром 300 мм и ликвидировать старую врезку на стальном водопроводе диаметром 300 мм; в точке подключения предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой в нем отключающей запорной арматуры и водомерного узла, диаметр водомера принять по выполненному расчету специализированной проектной организации.
 
Всего на проверку представлены 52 технических условия, в каждом из которых содержатся положения, не предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83. Согласно пункту 10 указанных правил технические условия должны содержать следующие данные:
 
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
 
В технических условиях, выданных ИМУП «Межрайкоммунводоканал», присутствует множество не предусмотренных правилами условий и требований и отсутствуют сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемом, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ.
 
В отдельных технических условиях, выданных ИМУП «Межрайкоммунводоканал», также отсутствует срок их действия – в технических условиях от 30.12.2008 исх.№ 193, выданных ООО «Технология» и от 13.11.2008 исх.№ 169, выданных МУП «ИДЕЗ». Срок действия технических условий, выданных 24.06.2009 исх.№ 83 ЗАО «Модуль», определен до окончания действия предписания № 112 от 28.05.2009.
 
Также выявлены нарушения требований к сроку выдачи технических условий, установленных пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83. Согласно данным правилам организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия.
 
Однако, по запросу МУП «Ишимбайстройзаказчик» РБ от 22.05.2008 исх.№ 78 технические условия выданы 25.06.2008 исх.№ 76 (более чем через месяц); по запросу Кужабаева С.М. от 10.09.2008 технические условия выданы 01.11.2008 исх.№ 165 (более чем через полтора месяца).
 
Согласно Приказам Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13.08.2004 № 49 о/д и от 06.10.2009 № 350 Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, с долей 100 % на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай.
 
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, признается доминирующим.
 
Также в соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
 
В связи с изложенным, положение ИМУП «Межрайкоммунводоканал» на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай является доминирующим, вследствие чего на деятельность данного хозяйствующего субъекта накладываются ограничения, предусмотренные действующим гражданским и антимонопольным законодательством.
 
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
 
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые ущемляют интересы другого хозяйствующего субъекта.
 
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
 
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующему, согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации,  заключению договора водоснабжения.
 
При таких обстоятельствах обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
 
Следовательно, будущие абоненты ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, доминируя на рынке оказания услуг централизованного водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по централизованному водоснабжению и канализации.
 
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Включение в технические условия положений о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными правилами не предусматривается.
 
Также в двух случаях в технические условия (от 18.04.2008 исх.№ 38 магазину «Матрица» и от 03.04.2008 исх.№ 25 Филипповой Е.В.) включены указания на установку водомерных узлов диаметром 20 мм марки СХВ-20 и 15 мм соответственно, классом точности 2 % в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан. По запросу Башкортостанского УФАС России Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ представило пояснения (от 19.10.2009 исх.№ 1288), что в указанные технические условия включены марка и завод-изготовитель водомера г.Чистополь, Татарстан по просьбе хозяйствующих субъектов. По мнению ИМУП «Межрайкоммунводоканал», это не противоречит п.36 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. Однако данное утверждение ИМУП «Межрайкоммунводоканал» не соответствует действительности, так как п.36 названных правил предусматривает выдачу абоненту только рекомендаций по типам и характеристикам средств измерений, а выбор средств измерений осуществляет сам абонент. Следовательно,  указание ИМУП «Межрайкоммунводоканал» в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера (г.Чистополь, Татарстан) противоречит требованиям ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Указание конкретного изготовителя водомера является признаком ограничения конкуренции, так как при этом могут быть созданы препятствия доступу на рынок реализации водомеров другим хозяйствующим субъектам, производящим водомеры и являющихся их потенциальными продавцами.
 
Таким образом, действия Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ по указанию в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера (г.Чистополь, Татарстан) и включению в технические условия требований о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта    капитального    строительства    к    сетям    инженерно-технического обеспечения, утвержденных    Постановлением    Правительства Российской  Федерации от 13.02.2006 № 83, образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, так как их результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции (или) ущемление интересов других лиц.
 
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
 
Таким образом, в действиях Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, занимающего доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай с долей 100 %, установлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ нарушившим положения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
2.      Выдать Ишимбайскому МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 183 А-244/10-09
05 ноября 2009  г. Уфа, ул. Пушкина, 95

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Р.Ф. Саляхутдинова – исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, председатель Комиссии;
Н.А. Антонова – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
А.Э. Ахмадисламова – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
З.Г. Атнагулов – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь Комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05.11.2009 по делу № А-244/10-09 о нарушении Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ (453210, РБ, г.Ишимбай, ул.Жукова, 16) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
предписывает:
 
Ишимбайскому МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ:
1. Прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, путем указания в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера и путем включения в технические условия требований о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта    капитального    строительства    к    сетям    инженерно-технического обеспечения, утвержденных    Постановлением    Правительства Российской  Федерации от 13.02.2006 № 83.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ

г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2009 г.
 
В полном объеме решение изготовлено 05.11.2009 г.
 
 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Саляхутдинова Р.Ф. – исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
Антонова Н.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Ахмадисламова А.Э. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Атнагулов З.Г. – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь комиссии
в присутствии представителей Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ Филиппова Юрия Павловича по доверенности № 6/10 от 20.10.2009  и Бикбулатовой Зили Мухаметовны по доверенности № 7/10 от 20.10.2009,
рассмотрев дело № А-244/10-09 по признакам нарушения Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, расположенным по адресу: 453210, РБ, г.Ишимбай, ул.Жукова, 16, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
Башкортостанским УФАС России была проведена камеральная проверка документов, представленных Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ (далее – ИМУП «Межрайкоммунводоканал»), на предмет соответствия деятельности данного хозяйствующего субъекта требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и установлено следующее.
 
Основной деятельностью ИМУП «Межрайкоммунводоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций г.Ишимбай услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод.
 
Основными видами деятельности предприятия являются:
подача холодной,  питьевой воды населению и организациям города;
отвод сточной жидкости населения и организаций города;
оказание платных услуг по монтажу, наладке и ремонту водопроводных, канализационных сетей и узлов учета воды;
обеспечение эксплуатации водопроводно-канализационных сетей, находящихся на балансе предприятия и обслуживаемых по договорам.
 
Выборочный анализ технических условий, выдаваемых ИМУП «Межрайкоммунводоканал», показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам и физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения ИМУП «Межрайкоммунводоканал» выставлялись следующие требования:
 
ООО «Компания КСК» (от 28.11.2008 исх.№ 177): произвести замену существующего ввода водопровода жилого дома № 18 с переносом его под лестничную клетку; на вводе в подъезд жилого дома предусмотреть монтаж водомерного узла с установкой водомера в антимагнитном исполнении и переобвязкой внутренней системы;
 
Магазину «Матрица» (от 18.04.2008 исх.№ 38): водомер на воду установить в месте присоединения водопровода, в освещенном месте диаметром 20 мм марки СХВ-20 класс точности 2% в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан;
 
Муфтахетдинову Д.Х. (от 12.11.2008 № 168): на месте врезки предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой на подключаемой линии запорной арматуры, для отведения стоков предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода; разработанная проектная документация в обязательном порядке согласовывается с ИМУП «Межрайкоммунводоканал» и со всеми заинтересованными организациями в установленном порядке;
 
Кужабаеву С.М. (от 01.11.2008 исх.№ 165): в точке подключения к уличному водопроводу установить водопроводный колодец с отключающей запорной арматурой и узел учета воды, на вводе в офис в легкодоступном месте для осмотра и утепленном месте предусмотреть монтаж водомерного узла с установкой водомера в антимагнитном исполнении;
 
ООО «Канчураремстройгаз» (от 02.10.2008 исх.№ 145): произвести реконструкцию выведенного из эксплуатации участка водопровода диаметром 150 мм от бойлерной № 14, в точке подключения установить водопроводный колодец диаметром не менее 1500 мм, с отключающей запорной арматурой;
 
ООО «Строй-Ойл» (от 10.07.2008 исх.№ 92): проложить водопровод по ул.Б.Хмельницкого диаметром 100 мм от ул.Бульварной до ул.Геологической, в точках подключения вновь построенного уличного водопровода со стороны ул.Бульварная и ул.Геологическая предусмотреть строительство водопроводных колодцев с установкой разрывных запорных арматур;
 
Филипповой Е.В. (от 03.05.2008 исх.№ 25): в точке подключения предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой запорной арматуры; в точке врезки установить водомерный узел диаметром 15 мм с классом точности 2 % в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан;
 
Нигматуллиной М.Т. (от 03.02.2009 исх.№ 10): в точке подключения к внутриквартальному водопроводу, являющейся границей балансовой принадлежности, установить водопроводный колодец размером не менее 1500 мм, отключающую запорную арматуру и узел учета воды;
 
Бадретдиновой А.Р. (от 28.04.2009 исх.№ 42): в точке подключения ввода водопровода на производственную базу в существующем водопроводном колодце по ул.С.Юлаева установить водомерный узел по расчету; для отведения стоков от бытовых помещений предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода и бытового помещения; разработанная тех.документация в обязательном порядке согласовывается с МУП Управление архитектуры и градостроительства, ИМУП «МРКВК» РБ и заинтересованными организациями в установленном порядке;
 
Абдуллину И.К. (от 13.04.2009 исх.№ 36): проложить участок водопровода диаметром 100 мм от ул.Жуковского до врезки водопровода на жилой дом № 9 с подключением к нему водопроводов жилого дома № 9 и магазина по ул.Жуковского, 7; в точке подключения водопровода на ж/д № 9 установить водяной колодец с запорной арматурой ДУ-50 мм и водомера на производственную базу ул.Белинского, 1; для отведения стоков предусмотреть строительство выгребной ямы на расстоянии не менее 5 м от водопровода и производственной базы;
 
ЗАО «ИФТИ» РБ (от 27.05.2009 исх.№ 63): точку подключения водоснабжения ЗАО «ИФТИ» РБ переключить на чугунный водопровод диаметром 300 мм и ликвидировать старую врезку на стальном водопроводе диаметром 300 мм; в точке подключения предусмотреть строительство водопроводного колодца с установкой в нем отключающей запорной арматуры и водомерного узла, диаметр водомера принять по выполненному расчету специализированной проектной организации.
 
Всего на проверку представлены 52 технических условия, в каждом из которых содержатся положения, не предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83. Согласно пункту 10 указанных правил технические условия должны содержать следующие данные:
 
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
 
В технических условиях, выданных ИМУП «Межрайкоммунводоканал», присутствует множество не предусмотренных правилами условий и требований и отсутствуют сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемом, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ.
 
В отдельных технических условиях, выданных ИМУП «Межрайкоммунводоканал», также отсутствует срок их действия – в технических условиях от 30.12.2008 исх.№ 193, выданных ООО «Технология» и от 13.11.2008 исх.№ 169, выданных МУП «ИДЕЗ». Срок действия технических условий, выданных 24.06.2009 исх.№ 83 ЗАО «Модуль», определен до окончания действия предписания № 112 от 28.05.2009.
 
Также выявлены нарушения требований к сроку выдачи технических условий, установленных пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83. Согласно данным правилам организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия.
 
Однако, по запросу МУП «Ишимбайстройзаказчик» РБ от 22.05.2008 исх.№ 78 технические условия выданы 25.06.2008 исх.№ 76 (более чем через месяц); по запросу Кужабаева С.М. от 10.09.2008 технические условия выданы 01.11.2008 исх.№ 165 (более чем через полтора месяца).
 
Согласно Приказам Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13.08.2004 № 49 о/д и от 06.10.2009 № 350 Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, с долей 100 % на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай.
 
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, признается доминирующим.
 
Также в соответствии с п. 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
 
В связи с изложенным, положение ИМУП «Межрайкоммунводоканал» на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай является доминирующим, вследствие чего на деятельность данного хозяйствующего субъекта накладываются ограничения, предусмотренные действующим гражданским и антимонопольным законодательством.
 
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
 
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые ущемляют интересы другого хозяйствующего субъекта.
 
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
 
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующему, согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации,  заключению договора водоснабжения.
 
При таких обстоятельствах обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
 
Следовательно, будущие абоненты ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, доминируя на рынке оказания услуг централизованного водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по централизованному водоснабжению и канализации.
 
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Включение в технические условия положений о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными правилами не предусматривается.
 
Также в двух случаях в технические условия (от 18.04.2008 исх.№ 38 магазину «Матрица» и от 03.04.2008 исх.№ 25 Филипповой Е.В.) включены указания на установку водомерных узлов диаметром 20 мм марки СХВ-20 и 15 мм соответственно, классом точности 2 % в магнитно-защищенном исполнении производитель г.Чистополь, Татарстан. По запросу Башкортостанского УФАС России Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ представило пояснения (от 19.10.2009 исх.№ 1288), что в указанные технические условия включены марка и завод-изготовитель водомера г.Чистополь, Татарстан по просьбе хозяйствующих субъектов. По мнению ИМУП «Межрайкоммунводоканал», это не противоречит п.36 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. Однако данное утверждение ИМУП «Межрайкоммунводоканал» не соответствует действительности, так как п.36 названных правил предусматривает выдачу абоненту только рекомендаций по типам и характеристикам средств измерений, а выбор средств измерений осуществляет сам абонент. Следовательно,  указание ИМУП «Межрайкоммунводоканал» в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера (г.Чистополь, Татарстан) противоречит требованиям ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Указание конкретного изготовителя водомера является признаком ограничения конкуренции, так как при этом могут быть созданы препятствия доступу на рынок реализации водомеров другим хозяйствующим субъектам, производящим водомеры и являющихся их потенциальными продавцами.
 
Таким образом, действия Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ по указанию в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера (г.Чистополь, Татарстан) и включению в технические условия требований о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта    капитального    строительства    к    сетям    инженерно-технического обеспечения, утвержденных    Постановлением    Правительства Российской  Федерации от 13.02.2006 № 83, образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, так как их результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции (или) ущемление интересов других лиц.
 
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
 
Таким образом, в действиях Ишимбайского МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ, занимающего доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Ишимбай с долей 100 %, установлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать Ишимбайское МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ нарушившим положения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
2.      Выдать Ишимбайскому МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 183 А-244/10-09
05 ноября 2009  г. Уфа, ул. Пушкина, 95

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
Р.Ф. Саляхутдинова – исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, председатель Комиссии;
Н.А. Антонова – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
А.Э. Ахмадисламова – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Камалдинова Ф.А. – ведущий специалист-экспертотдела антимонопольного контроля товарных рынков;
З.Г. Атнагулов – старший специалист 3 разряда общего отдела, секретарь Комиссии,
руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05.11.2009 по делу № А-244/10-09 о нарушении Ишимбайским МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ (453210, РБ, г.Ишимбай, ул.Жукова, 16) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
предписывает:
 
Ишимбайскому МУП «Межрайкоммунводоканал» РБ:
1. Прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, путем указания в технических условиях марки и завода-изготовителя водомера и путем включения в технические условия требований о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта    капитального    строительства    к    сетям    инженерно-технического обеспечения, утвержденных    Постановлением    Правительства Российской  Федерации от 13.02.2006 № 83.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

21.10.2009

Решение и предписание по делу № А-244/10-09 в отношении МУП "Межрайкоммунводоканал" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html [safe_value] =>

21.10.2009

Решение и предписание по делу № А-244/10-09 в отношении МУП "Межрайкоммунводоканал" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-21 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-21 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )