Предписание и решение по делу № А-02/10-09 в отношении ООО «БашМет»

Дата публикации: 12 февраля 2009, 14:52

ПРЕДПИСАНИЕ № П-004
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


12 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой – Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова – заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 12 февраля 2009г. по делу № А-02/10-09 о нарушении ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) с момента (дня) получения данного Предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
1.1. Для устранения нарушений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «БашМет» совершить следующие действия:
- прекратить взимание платежа за «Техобслуживание э/сетей», не установленного законодательством Российской Федерации, со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присоединенных к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», которым такая плата выставлялась.


2. ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) прекратить нарушения антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


2.1. В срок до 15 мая 2009г. привести отношения, по оказанию услуг по передаче электрической энергии (беспрепятственному пропуску электрической энергии), в части установленного порядка ценообразования, со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями присоединенными к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», а также с гарантирующим поставщиком, в части прав и обязанностей определенными в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 20 мая 2009г.

 

 

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой – Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова – заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, рассмотрев дело № А-02/10-09 по признакам нарушения ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в процессе рассмотрения заявления (вх. №9121 от 31.10.2008г.) заместителя директора ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее также – Заявитель) на действия ООО «БашМет», установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).


Как следует из доводов заявления «ЗАО «Единые системы телекоммуникаций» присоединено к электрическим сетям ООО «БашМет» (с которым заключен договор электроснабжения №126 от 02.10.2007г.) без согласования с ОАО «Башкирэнерго» и потребляет электрическую энергию». Подключение сторонних потребителей к электрическим сетям ООО «БашМет» Заявитель подтверждает актом от 01.07.2008г. №132/05/12. Согласно данного акта «от электросетей ООО «БашМет» запитаны сторонние потребители, а именно: ООО «ЕС Телеком», ООО «Форэст», ООО «Сатурн», ООО «Башмебель», ООО «УмиТ треста «БГС», ООО «Альфапром» без согласования с ООО «ЭСКБ, чем нарушены пункты 5.1.15, 5.2.3. договора электроснабжения между ООО «БашМет» и ОАО «Башкирэнерго».


При рассмотрении данного заявления УФАС по РБ были направлены запросы в адрес Заявителя №5/6879 от 28.11.2008г. и ООО «БашМет» 5/6878 от 28.11.2008г.


Как следовало из представленной Заявителем и ООО «БашМет» информации ООО «БашМет» по договору электроснабжения №126 от 02.10.2008г. получал электроэнергию по цене 1.94 руб. без НДС за 1 Квт/час, выставлял счета запитанным от его сетей организациям, в частности ЗАО «ЕС «Телеком», по цене 2.28 руб. за 1 Квт/час. с учетом НДС (1.94х1.18), т.е. по той же цене. Однако, ООО «БашМет» выставлял в счетах плату организациям запитанным от его сетей за «Техобслуживание э/сетей» в размере 30% от суммы пропущенной электроэнергии с учетом НДС за соответствующий месяц.


Заявителем, 05.12.2008г. УФАС по РБ представлено заявление исх. 132/02-5049 от 05.12.2008г. (приобщено к материалам дела №А-02/10-09) в котором сообщается, что ООО «БашМет» предъявило ООО «УМиТ» треста «БГС» счет на сумму 422500.00 рублей за выделение мощности в размере 25 кВт. В соответствии со счетом №4258 от 27.11.2008г. на сумму 422500.00 рублей, в т.ч. НДС, ООО «УмиТ треста «БГС» предлагается оплатить, в графе наименование товара «За выдел. мощности для потребл. э/энергии».


Также в ответ на запрос УФАС по РБ №5/8380 от 31.12.2008г. ООО «БашМет» представлены документы, в том числе договор электроснабжения №027/09-05 от 27.09.2005г. В соответствии с п. 13.1. данного договора: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания, действует до конца текущего года, в котором был подписан и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре. ООО «БашМет» соглашения с ООО «УмиТ треста «БГС» не представлено, следовательно Комиссия УФАС по РБ считает данный договор действующим.


В соответствии с положениями п. 7.1. договора цена договора включает в себя, в том числе оплату за эксплуатацию (в том числе обслуживание, ремонт, восстановление) электросетей абонента.
Комиссия УФАС по РБ выслушав доводы лиц участвующих в деле и рассмотрев имеющиеся в деле и представленные в заседание Комиссии документы, пришла к следующим выводам.


В силу технологических оснований реализации товара, а именно: сложившихся схем электроснабжения, наличия технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения, обуславливающего техническую и экономическую нецелесообразность повторного присоединения (или передподключения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям другого хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги по передаче электроэнергии (беспрепятственный переток электрической энергии) предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.


В соответствии со статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995г. "О естественных монополиях" (далее – Закон №147) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.


Согласно статье 5 Закона №135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.


Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в Законе №147 и понятие доминирующего положения, закрепленного Законом №135 следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке. Данное утверждение подтверждает и Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 13 своего информационного письма от 30.03.1998г. №32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства».


Таким образом, ООО «БашМет» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом через сети которого названные субъекты могут получить электрическую энергию. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО «БашМет» имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. На субъекты естественных монополий распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.


В соответствии с п. 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", тарифы на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической энергии (мощности), относятся к регулируемым тарифам. Следовательно, стоимость услуг по передаче электроэнергии не может быть определена соглашением сторон по договору, должен применяться тариф, установленный уполномоченным на то государственным органом (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ).


Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.


Такой тариф ООО «БашМет» в государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам (компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утвержден не был.
В соответствии с положениями части 3 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»:
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей.
В соответствии с положениями п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта, 26 июля 2007 г.):
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.


Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике":
Запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируются в соответствии разделом IX названных правил «Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках».


Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссией УФАС по РБ установлено:
в действиях ООО «БашМет» содержится нарушения п.п. 3, 10 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ сделан вывод, что оснований для прекращения рассмотрения дела исходя из сложившихся правоотношений не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»


Р Е Ш И Л А:

1. Признать ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51/1) нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «БашМет» Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.


3. ООО «БашМет» с момента (дня) получения Предписания устранить нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
- прекратить взимание платежа за «Техобслуживание э/сетей», не установленного законодательством Российской Федерации, со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присоединенных к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», которым такая плата выставлялась.


4. ООО «БашМет» в срок указанный в Предписании устранить нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
- привести отношения, по оказанию услуг по передаче электрической энергии (беспрепятственному пропуску электрической энергии), в части установленного порядка ценообразования, со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями присоединенными к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», а также с гарантирующим поставщиком, в части прав и обязанностей определенными в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».


5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ООО «БашМет» к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 4853 [uid] => 1 [title] => Предписание и решение по делу № А-02/10-09 в отношении ООО «БашМет» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4853 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПРЕДПИСАНИЕ № П-004
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


12 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой – Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова – заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 12 февраля 2009г. по делу № А-02/10-09 о нарушении ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) с момента (дня) получения данного Предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
1.1. Для устранения нарушений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «БашМет» совершить следующие действия:
- прекратить взимание платежа за «Техобслуживание э/сетей», не установленного законодательством Российской Федерации, со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присоединенных к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», которым такая плата выставлялась.


2. ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) прекратить нарушения антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


2.1. В срок до 15 мая 2009г. привести отношения, по оказанию услуг по передаче электрической энергии (беспрепятственному пропуску электрической энергии), в части установленного порядка ценообразования, со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями присоединенными к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», а также с гарантирующим поставщиком, в части прав и обязанностей определенными в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 20 мая 2009г.

 

 

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой – Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова – заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, рассмотрев дело № А-02/10-09 по признакам нарушения ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в процессе рассмотрения заявления (вх. №9121 от 31.10.2008г.) заместителя директора ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее также – Заявитель) на действия ООО «БашМет», установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).


Как следует из доводов заявления «ЗАО «Единые системы телекоммуникаций» присоединено к электрическим сетям ООО «БашМет» (с которым заключен договор электроснабжения №126 от 02.10.2007г.) без согласования с ОАО «Башкирэнерго» и потребляет электрическую энергию». Подключение сторонних потребителей к электрическим сетям ООО «БашМет» Заявитель подтверждает актом от 01.07.2008г. №132/05/12. Согласно данного акта «от электросетей ООО «БашМет» запитаны сторонние потребители, а именно: ООО «ЕС Телеком», ООО «Форэст», ООО «Сатурн», ООО «Башмебель», ООО «УмиТ треста «БГС», ООО «Альфапром» без согласования с ООО «ЭСКБ, чем нарушены пункты 5.1.15, 5.2.3. договора электроснабжения между ООО «БашМет» и ОАО «Башкирэнерго».


При рассмотрении данного заявления УФАС по РБ были направлены запросы в адрес Заявителя №5/6879 от 28.11.2008г. и ООО «БашМет» 5/6878 от 28.11.2008г.


Как следовало из представленной Заявителем и ООО «БашМет» информации ООО «БашМет» по договору электроснабжения №126 от 02.10.2008г. получал электроэнергию по цене 1.94 руб. без НДС за 1 Квт/час, выставлял счета запитанным от его сетей организациям, в частности ЗАО «ЕС «Телеком», по цене 2.28 руб. за 1 Квт/час. с учетом НДС (1.94х1.18), т.е. по той же цене. Однако, ООО «БашМет» выставлял в счетах плату организациям запитанным от его сетей за «Техобслуживание э/сетей» в размере 30% от суммы пропущенной электроэнергии с учетом НДС за соответствующий месяц.


Заявителем, 05.12.2008г. УФАС по РБ представлено заявление исх. 132/02-5049 от 05.12.2008г. (приобщено к материалам дела №А-02/10-09) в котором сообщается, что ООО «БашМет» предъявило ООО «УМиТ» треста «БГС» счет на сумму 422500.00 рублей за выделение мощности в размере 25 кВт. В соответствии со счетом №4258 от 27.11.2008г. на сумму 422500.00 рублей, в т.ч. НДС, ООО «УмиТ треста «БГС» предлагается оплатить, в графе наименование товара «За выдел. мощности для потребл. э/энергии».


Также в ответ на запрос УФАС по РБ №5/8380 от 31.12.2008г. ООО «БашМет» представлены документы, в том числе договор электроснабжения №027/09-05 от 27.09.2005г. В соответствии с п. 13.1. данного договора: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания, действует до конца текущего года, в котором был подписан и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре. ООО «БашМет» соглашения с ООО «УмиТ треста «БГС» не представлено, следовательно Комиссия УФАС по РБ считает данный договор действующим.


В соответствии с положениями п. 7.1. договора цена договора включает в себя, в том числе оплату за эксплуатацию (в том числе обслуживание, ремонт, восстановление) электросетей абонента.
Комиссия УФАС по РБ выслушав доводы лиц участвующих в деле и рассмотрев имеющиеся в деле и представленные в заседание Комиссии документы, пришла к следующим выводам.


В силу технологических оснований реализации товара, а именно: сложившихся схем электроснабжения, наличия технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения, обуславливающего техническую и экономическую нецелесообразность повторного присоединения (или передподключения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям другого хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги по передаче электроэнергии (беспрепятственный переток электрической энергии) предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.


В соответствии со статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995г. "О естественных монополиях" (далее – Закон №147) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.


Согласно статье 5 Закона №135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.


Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в Законе №147 и понятие доминирующего положения, закрепленного Законом №135 следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке. Данное утверждение подтверждает и Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 13 своего информационного письма от 30.03.1998г. №32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства».


Таким образом, ООО «БашМет» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом через сети которого названные субъекты могут получить электрическую энергию. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО «БашМет» имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. На субъекты естественных монополий распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.


В соответствии с п. 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", тарифы на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической энергии (мощности), относятся к регулируемым тарифам. Следовательно, стоимость услуг по передаче электроэнергии не может быть определена соглашением сторон по договору, должен применяться тариф, установленный уполномоченным на то государственным органом (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ).


Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.


Такой тариф ООО «БашМет» в государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам (компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утвержден не был.
В соответствии с положениями части 3 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»:
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей.
В соответствии с положениями п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта, 26 июля 2007 г.):
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.


Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике":
Запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируются в соответствии разделом IX названных правил «Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках».


Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссией УФАС по РБ установлено:
в действиях ООО «БашМет» содержится нарушения п.п. 3, 10 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ сделан вывод, что оснований для прекращения рассмотрения дела исходя из сложившихся правоотношений не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»


Р Е Ш И Л А:

1. Признать ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51/1) нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «БашМет» Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.


3. ООО «БашМет» с момента (дня) получения Предписания устранить нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
- прекратить взимание платежа за «Техобслуживание э/сетей», не установленного законодательством Российской Федерации, со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присоединенных к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», которым такая плата выставлялась.


4. ООО «БашМет» в срок указанный в Предписании устранить нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
- привести отношения, по оказанию услуг по передаче электрической энергии (беспрепятственному пропуску электрической энергии), в части установленного порядка ценообразования, со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями присоединенными к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», а также с гарантирующим поставщиком, в части прав и обязанностей определенными в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».


5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ООО «БашМет» к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПРЕДПИСАНИЕ № П-004
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


12 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой – Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова – заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 12 февраля 2009г. по делу № А-02/10-09 о нарушении ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) с момента (дня) получения данного Предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
1.1. Для устранения нарушений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «БашМет» совершить следующие действия:
- прекратить взимание платежа за «Техобслуживание э/сетей», не установленного законодательством Российской Федерации, со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присоединенных к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», которым такая плата выставлялась.


2. ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) прекратить нарушения антимонопольного законодательства и не допускать впоследствии нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


2.1. В срок до 15 мая 2009г. привести отношения, по оказанию услуг по передаче электрической энергии (беспрепятственному пропуску электрической энергии), в части установленного порядка ценообразования, со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями присоединенными к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», а также с гарантирующим поставщиком, в части прав и обязанностей определенными в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 20 мая 2009г.

 

 

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2009г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии: З.Х. Акбашевой – Руководителя УФАС по РБ; членов комиссии: Р.А. Ишбулатова – заместителя руководителя УФАС по РБ, Н.Н. Борисова - начальника отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, О.А. Юртаевой – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, М.С. Шайхутдинова – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, рассмотрев дело № А-02/10-09 по признакам нарушения ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51, корп. 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в процессе рассмотрения заявления (вх. №9121 от 31.10.2008г.) заместителя директора ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее также – Заявитель) на действия ООО «БашМет», установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).


Как следует из доводов заявления «ЗАО «Единые системы телекоммуникаций» присоединено к электрическим сетям ООО «БашМет» (с которым заключен договор электроснабжения №126 от 02.10.2007г.) без согласования с ОАО «Башкирэнерго» и потребляет электрическую энергию». Подключение сторонних потребителей к электрическим сетям ООО «БашМет» Заявитель подтверждает актом от 01.07.2008г. №132/05/12. Согласно данного акта «от электросетей ООО «БашМет» запитаны сторонние потребители, а именно: ООО «ЕС Телеком», ООО «Форэст», ООО «Сатурн», ООО «Башмебель», ООО «УмиТ треста «БГС», ООО «Альфапром» без согласования с ООО «ЭСКБ, чем нарушены пункты 5.1.15, 5.2.3. договора электроснабжения между ООО «БашМет» и ОАО «Башкирэнерго».


При рассмотрении данного заявления УФАС по РБ были направлены запросы в адрес Заявителя №5/6879 от 28.11.2008г. и ООО «БашМет» 5/6878 от 28.11.2008г.


Как следовало из представленной Заявителем и ООО «БашМет» информации ООО «БашМет» по договору электроснабжения №126 от 02.10.2008г. получал электроэнергию по цене 1.94 руб. без НДС за 1 Квт/час, выставлял счета запитанным от его сетей организациям, в частности ЗАО «ЕС «Телеком», по цене 2.28 руб. за 1 Квт/час. с учетом НДС (1.94х1.18), т.е. по той же цене. Однако, ООО «БашМет» выставлял в счетах плату организациям запитанным от его сетей за «Техобслуживание э/сетей» в размере 30% от суммы пропущенной электроэнергии с учетом НДС за соответствующий месяц.


Заявителем, 05.12.2008г. УФАС по РБ представлено заявление исх. 132/02-5049 от 05.12.2008г. (приобщено к материалам дела №А-02/10-09) в котором сообщается, что ООО «БашМет» предъявило ООО «УМиТ» треста «БГС» счет на сумму 422500.00 рублей за выделение мощности в размере 25 кВт. В соответствии со счетом №4258 от 27.11.2008г. на сумму 422500.00 рублей, в т.ч. НДС, ООО «УмиТ треста «БГС» предлагается оплатить, в графе наименование товара «За выдел. мощности для потребл. э/энергии».


Также в ответ на запрос УФАС по РБ №5/8380 от 31.12.2008г. ООО «БашМет» представлены документы, в том числе договор электроснабжения №027/09-05 от 27.09.2005г. В соответствии с п. 13.1. данного договора: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания, действует до конца текущего года, в котором был подписан и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре. ООО «БашМет» соглашения с ООО «УмиТ треста «БГС» не представлено, следовательно Комиссия УФАС по РБ считает данный договор действующим.


В соответствии с положениями п. 7.1. договора цена договора включает в себя, в том числе оплату за эксплуатацию (в том числе обслуживание, ремонт, восстановление) электросетей абонента.
Комиссия УФАС по РБ выслушав доводы лиц участвующих в деле и рассмотрев имеющиеся в деле и представленные в заседание Комиссии документы, пришла к следующим выводам.


В силу технологических оснований реализации товара, а именно: сложившихся схем электроснабжения, наличия технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения, обуславливающего техническую и экономическую нецелесообразность повторного присоединения (или передподключения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям другого хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги по передаче электроэнергии (беспрепятственный переток электрической энергии) предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.


В соответствии со статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995г. "О естественных монополиях" (далее – Закон №147) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.


Согласно статье 5 Закона №135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.


Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в Законе №147 и понятие доминирующего положения, закрепленного Законом №135 следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке. Данное утверждение подтверждает и Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 13 своего информационного письма от 30.03.1998г. №32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства».


Таким образом, ООО «БашМет» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом через сети которого названные субъекты могут получить электрическую энергию. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО «БашМет» имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. На субъекты естественных монополий распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.


В соответствии с п. 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", тарифы на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической энергии (мощности), относятся к регулируемым тарифам. Следовательно, стоимость услуг по передаче электроэнергии не может быть определена соглашением сторон по договору, должен применяться тариф, установленный уполномоченным на то государственным органом (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ).


Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.


Такой тариф ООО «БашМет» в государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам (компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утвержден не был.
В соответствии с положениями части 3 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»:
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей.
В соответствии с положениями п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта, 26 июля 2007 г.):
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.


Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике":
Запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируются в соответствии разделом IX названных правил «Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках».


Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссией УФАС по РБ установлено:
в действиях ООО «БашМет» содержится нарушения п.п. 3, 10 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ сделан вывод, что оснований для прекращения рассмотрения дела исходя из сложившихся правоотношений не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»


Р Е Ш И Л А:

1. Признать ООО «БашМет» (450081, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, д. 51/1) нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «БашМет» Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.


3. ООО «БашМет» с момента (дня) получения Предписания устранить нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
- прекратить взимание платежа за «Техобслуживание э/сетей», не установленного законодательством Российской Федерации, со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присоединенных к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», которым такая плата выставлялась.


4. ООО «БашМет» в срок указанный в Предписании устранить нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
- привести отношения, по оказанию услуг по передаче электрической энергии (беспрепятственному пропуску электрической энергии), в части установленного порядка ценообразования, со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями присоединенными к электрическим сетям (энергетическим установкам) ООО «БашМет», а также с гарантирующим поставщиком, в части прав и обязанностей определенными в соответствие с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. N530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».


5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ООО «БашМет» к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

12.02.2009

Предписание и решение по делу № А-02/10-09 в отношении ООО «БашМет» по признакам нарушения пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

12.02.2009

Предписание и решение по делу № А-02/10-09 в отношении ООО «БашМет» по признакам нарушения пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-12 09:52:44 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-12 09:52:44 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )