Предписание по делу №А-321/17.1.-08 в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей

Дата публикации: 21 октября 2008, 06:00

ПРЕДПИСАНИЕ №298-А-321/17.1.-08

21.10.2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95


Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...> руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.10.2008 по делу №А-321/17.1.-08, возбужденного в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления прекратить действия, являющиеся нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. Представить в Башкортостанское УФАС России копии уведомлений <...>, <...>, что по окончании сроков договоров аренды нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, новые договоры аренды будут заключены в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Привести в соответствие со ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, заключенные с ООО «Гелиос» 15.07.2008 №181/2008/д сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015, и с <...> 08.07.2008 №177/2008/д сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018.

РЕШЕНИЕ

21.10.2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...> рассмотрела материалы дела №А-321/17.1.-08 о нарушении ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116).
При рассмотрении дела присутствовали <...> (доверенность от 20.10.2008 №01-15/2945) и <...> (доверенность от 17.04.2008 №01-15/931),
Комиссия,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан направило в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей запрос информации от 28.07.2008 №8/3406 о договорах аренды, договорах безвозмездного пользования, договорах доверительного управления имуществом, иных договорах, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключенных и (или) находящихся в процессе оформления, за период с 01.07.2007 по 15.08.2008.
Ответ на запрос информации был получен от Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, исходящий от 18.08.2008 №01-15/2120.
Согласно представленной информации были заключены следующие договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа: 08.07.2008 был заключен договор №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; 15.07.2008 был заключен договор №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; 31.07.2008 был заключен договор №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009, 11.08.2008 был заключен договор №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009.
Анализ представленных документов выявил, что конкурсы или аукционы на право заключения вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества не проводились, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, ознакомившись с Определением от 01.10.2008 о назначении дела А-321/17.1.-08 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, представил письмо (исходящий от 09.10.2008 №01-15/2896), из которого следует, что договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа были заключены на основании постановлений главы администрации муниципального района Белебеевский район РБ и актов приема-передачи пользователю, а также постановлений выданных ранее.
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей было представлено Соглашение о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей и Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан по вопросам управления и распоряжения имуществом», утвержденное Решением Совета муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от 06.04.2006 №121, в п.1.1. которого указано, что подготовка документации, а также проектов решений Администрации муниципального района и заключения договоров аренды, купли-продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального района от имени Администрации муниципального района, осуществляет Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей.

Представители Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей на заседании Комиссии пояснили следующее: Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей заключал договоры аренды с <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> в соответствии со ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. На заседании Комиссии было также заявлено, что в настоящее время договоры аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав объяснения и исследовав доказательства Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебею, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам: В соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующей с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:
1) актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;
2) решения суда, вступившего в законную силу;
3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.
Предоставление <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает под исключения, предусмотренные пп.1-3 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Положения ст.17.1, 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) в целях, указанных в ст.19 вышеуказанного закона, однако для этого необходимо предварительное согласование антимонопольного органа. Ни Администрация муниципального района Белебеевский район, ни Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не обращались в Башкортостанское УФАС России о предоставлении муниципальной помощи вышеуказанным хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.1 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п.2 ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Все вышеуказанные договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа заключены позднее 02.07.2008, но применяются к отношениям по договорам, возникшим до заключения договора, что допускается п.2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, договоры аренды с <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> заключены и вступили в силу после 02.07.2008, т.е. после вступления в силу положений ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Сроки действия договоров аренды от 11.08.2009 №192/2008/д и от 31.07.2008 №188/2008/д и заканчиваются 01.06.2008. Договор от 08.07.2008 №177/2008/д был заключен с <...> сроком по 01.05.2018. Договор от 15.07.2008 №181/2008/д был заключен с ООО «Гелиос» по 01.06.2015.

Ссылка Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей на предоставление нежилых помещений в аренду в силу ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна по следующим причинам: в соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный в соответствии с п.1 ст.621 ГК РФ на новый срок, является новым договором аренды. Сроки действия договоров аренды, заключенные на нежилые помещения во исполнение ранее изданных постановлений главы Администрации муниципального района Белебеевский район РБ, истекли. Соответственно, новые договоры аренды муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурса или аукциона, в соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не принимает во внимание указание, содержащееся в п.1 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, что преимущественное право может возникнуть не только при наличии определенных условий; в вышеуказанной статье также указано: «если иное не предусмотрено законом или договором аренды…». Однако в данном случае «иное» предусмотрено ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. На момент заключения договоров аренды уже вступили в действия положения ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как разъяснено в п.35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», реализация предусмотренного п.1 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Таким образом, у Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не было правовых оснований заключения договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения конкурса или аукциона. Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, во исполнение антимонопольного законодательства, должен был соблюсти права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заключив договоры аренды на нежилые помещения только по результатам аукционов или конкурсов, а не в продолжение постановлений, изданных ранее.

Таким образом, действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды: от 08.07.2008 №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; от 15.07.2008 №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; от 31.07.2008 №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009; от 11.08.2008 №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009, являются нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, указанных в ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Ст.34 Конституции РФ каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество.
Нарушаются конкурентные принципы предоставления нежилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности. Нарушаются права неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов нежилых помещений, которые, при соблюдении Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей установленного Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» порядка заключения договоров аренды, могли принять участие в аукционе или конкурсе на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав пользования в отношении муниципального имущества.
Комиссия Башкортостанского УФАС России учитывает, что в настоящее время Администрацией муниципального района Белебеевский район РБ и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей договоры аренды помещений, находящиеся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов. Комиссия Башкортостанского УФАС России принимает во внимание, что <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> арендуют помещения для осуществления социально значимых видов деятельности: реализация промышленных товаров; торговли промышленными товарами; оказания юридических услуг; размещения диспетчерской службы такси. Комиссия констатирует, что в настоящее время половина сроков договоров аренды истекла (исключение составляют договоры, заключенные с ООО «Гелиос» и <...>, дата окончания договоров которых являются даты 01.06.2015 и 01.05.2018 соответственно). Башкортостанское УФАС России также учитывает, что в соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» нормы закона определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч.1 – 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116) при заключении договоров аренды от 08.07.2008 №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; от 15.07.2008 №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; от 31.07.2008 №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009; от 11.08.2008 №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009, без проведения конкурсных или аукционных процедур, нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. Выдать Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

stdClass Object ( [vid] => 4776 [uid] => 1 [title] => Предписание по делу №А-321/17.1.-08 в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4776 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПРЕДПИСАНИЕ №298-А-321/17.1.-08

21.10.2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95


Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...> руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.10.2008 по делу №А-321/17.1.-08, возбужденного в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления прекратить действия, являющиеся нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. Представить в Башкортостанское УФАС России копии уведомлений <...>, <...>, что по окончании сроков договоров аренды нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, новые договоры аренды будут заключены в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Привести в соответствие со ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, заключенные с ООО «Гелиос» 15.07.2008 №181/2008/д сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015, и с <...> 08.07.2008 №177/2008/д сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018.

РЕШЕНИЕ

21.10.2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...> рассмотрела материалы дела №А-321/17.1.-08 о нарушении ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116).
При рассмотрении дела присутствовали <...> (доверенность от 20.10.2008 №01-15/2945) и <...> (доверенность от 17.04.2008 №01-15/931),
Комиссия,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан направило в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей запрос информации от 28.07.2008 №8/3406 о договорах аренды, договорах безвозмездного пользования, договорах доверительного управления имуществом, иных договорах, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключенных и (или) находящихся в процессе оформления, за период с 01.07.2007 по 15.08.2008.
Ответ на запрос информации был получен от Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, исходящий от 18.08.2008 №01-15/2120.
Согласно представленной информации были заключены следующие договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа: 08.07.2008 был заключен договор №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; 15.07.2008 был заключен договор №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; 31.07.2008 был заключен договор №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009, 11.08.2008 был заключен договор №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009.
Анализ представленных документов выявил, что конкурсы или аукционы на право заключения вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества не проводились, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, ознакомившись с Определением от 01.10.2008 о назначении дела А-321/17.1.-08 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, представил письмо (исходящий от 09.10.2008 №01-15/2896), из которого следует, что договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа были заключены на основании постановлений главы администрации муниципального района Белебеевский район РБ и актов приема-передачи пользователю, а также постановлений выданных ранее.
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей было представлено Соглашение о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей и Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан по вопросам управления и распоряжения имуществом», утвержденное Решением Совета муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от 06.04.2006 №121, в п.1.1. которого указано, что подготовка документации, а также проектов решений Администрации муниципального района и заключения договоров аренды, купли-продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального района от имени Администрации муниципального района, осуществляет Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей.

Представители Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей на заседании Комиссии пояснили следующее: Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей заключал договоры аренды с <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> в соответствии со ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. На заседании Комиссии было также заявлено, что в настоящее время договоры аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав объяснения и исследовав доказательства Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебею, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам: В соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующей с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:
1) актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;
2) решения суда, вступившего в законную силу;
3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.
Предоставление <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает под исключения, предусмотренные пп.1-3 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Положения ст.17.1, 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) в целях, указанных в ст.19 вышеуказанного закона, однако для этого необходимо предварительное согласование антимонопольного органа. Ни Администрация муниципального района Белебеевский район, ни Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не обращались в Башкортостанское УФАС России о предоставлении муниципальной помощи вышеуказанным хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.1 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п.2 ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Все вышеуказанные договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа заключены позднее 02.07.2008, но применяются к отношениям по договорам, возникшим до заключения договора, что допускается п.2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, договоры аренды с <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> заключены и вступили в силу после 02.07.2008, т.е. после вступления в силу положений ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Сроки действия договоров аренды от 11.08.2009 №192/2008/д и от 31.07.2008 №188/2008/д и заканчиваются 01.06.2008. Договор от 08.07.2008 №177/2008/д был заключен с <...> сроком по 01.05.2018. Договор от 15.07.2008 №181/2008/д был заключен с ООО «Гелиос» по 01.06.2015.

Ссылка Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей на предоставление нежилых помещений в аренду в силу ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна по следующим причинам: в соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный в соответствии с п.1 ст.621 ГК РФ на новый срок, является новым договором аренды. Сроки действия договоров аренды, заключенные на нежилые помещения во исполнение ранее изданных постановлений главы Администрации муниципального района Белебеевский район РБ, истекли. Соответственно, новые договоры аренды муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурса или аукциона, в соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не принимает во внимание указание, содержащееся в п.1 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, что преимущественное право может возникнуть не только при наличии определенных условий; в вышеуказанной статье также указано: «если иное не предусмотрено законом или договором аренды…». Однако в данном случае «иное» предусмотрено ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. На момент заключения договоров аренды уже вступили в действия положения ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как разъяснено в п.35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», реализация предусмотренного п.1 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Таким образом, у Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не было правовых оснований заключения договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения конкурса или аукциона. Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, во исполнение антимонопольного законодательства, должен был соблюсти права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заключив договоры аренды на нежилые помещения только по результатам аукционов или конкурсов, а не в продолжение постановлений, изданных ранее.

Таким образом, действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды: от 08.07.2008 №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; от 15.07.2008 №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; от 31.07.2008 №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009; от 11.08.2008 №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009, являются нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, указанных в ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Ст.34 Конституции РФ каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество.
Нарушаются конкурентные принципы предоставления нежилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности. Нарушаются права неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов нежилых помещений, которые, при соблюдении Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей установленного Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» порядка заключения договоров аренды, могли принять участие в аукционе или конкурсе на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав пользования в отношении муниципального имущества.
Комиссия Башкортостанского УФАС России учитывает, что в настоящее время Администрацией муниципального района Белебеевский район РБ и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей договоры аренды помещений, находящиеся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов. Комиссия Башкортостанского УФАС России принимает во внимание, что <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> арендуют помещения для осуществления социально значимых видов деятельности: реализация промышленных товаров; торговли промышленными товарами; оказания юридических услуг; размещения диспетчерской службы такси. Комиссия констатирует, что в настоящее время половина сроков договоров аренды истекла (исключение составляют договоры, заключенные с ООО «Гелиос» и <...>, дата окончания договоров которых являются даты 01.06.2015 и 01.05.2018 соответственно). Башкортостанское УФАС России также учитывает, что в соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» нормы закона определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч.1 – 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116) при заключении договоров аренды от 08.07.2008 №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; от 15.07.2008 №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; от 31.07.2008 №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009; от 11.08.2008 №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009, без проведения конкурсных или аукционных процедур, нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. Выдать Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПРЕДПИСАНИЕ №298-А-321/17.1.-08

21.10.2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95


Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...> руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.10.2008 по делу №А-321/17.1.-08, возбужденного в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления прекратить действия, являющиеся нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. Представить в Башкортостанское УФАС России копии уведомлений <...>, <...>, что по окончании сроков договоров аренды нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, новые договоры аренды будут заключены в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Привести в соответствие со ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, заключенные с ООО «Гелиос» 15.07.2008 №181/2008/д сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015, и с <...> 08.07.2008 №177/2008/д сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018.

РЕШЕНИЕ

21.10.2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...> рассмотрела материалы дела №А-321/17.1.-08 о нарушении ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116).
При рассмотрении дела присутствовали <...> (доверенность от 20.10.2008 №01-15/2945) и <...> (доверенность от 17.04.2008 №01-15/931),
Комиссия,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан направило в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей запрос информации от 28.07.2008 №8/3406 о договорах аренды, договорах безвозмездного пользования, договорах доверительного управления имуществом, иных договорах, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключенных и (или) находящихся в процессе оформления, за период с 01.07.2007 по 15.08.2008.
Ответ на запрос информации был получен от Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, исходящий от 18.08.2008 №01-15/2120.
Согласно представленной информации были заключены следующие договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа: 08.07.2008 был заключен договор №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; 15.07.2008 был заключен договор №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; 31.07.2008 был заключен договор №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009, 11.08.2008 был заключен договор №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009.
Анализ представленных документов выявил, что конкурсы или аукционы на право заключения вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества не проводились, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, ознакомившись с Определением от 01.10.2008 о назначении дела А-321/17.1.-08 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, представил письмо (исходящий от 09.10.2008 №01-15/2896), из которого следует, что договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа были заключены на основании постановлений главы администрации муниципального района Белебеевский район РБ и актов приема-передачи пользователю, а также постановлений выданных ранее.
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей было представлено Соглашение о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей и Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан по вопросам управления и распоряжения имуществом», утвержденное Решением Совета муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от 06.04.2006 №121, в п.1.1. которого указано, что подготовка документации, а также проектов решений Администрации муниципального района и заключения договоров аренды, купли-продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального района от имени Администрации муниципального района, осуществляет Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей.

Представители Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей на заседании Комиссии пояснили следующее: Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей заключал договоры аренды с <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> в соответствии со ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. На заседании Комиссии было также заявлено, что в настоящее время договоры аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав объяснения и исследовав доказательства Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебею, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам: В соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующей с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:
1) актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;
2) решения суда, вступившего в законную силу;
3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.
Предоставление <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает под исключения, предусмотренные пп.1-3 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Положения ст.17.1, 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) в целях, указанных в ст.19 вышеуказанного закона, однако для этого необходимо предварительное согласование антимонопольного органа. Ни Администрация муниципального района Белебеевский район, ни Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не обращались в Башкортостанское УФАС России о предоставлении муниципальной помощи вышеуказанным хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.1 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п.2 ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Все вышеуказанные договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа заключены позднее 02.07.2008, но применяются к отношениям по договорам, возникшим до заключения договора, что допускается п.2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, договоры аренды с <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> заключены и вступили в силу после 02.07.2008, т.е. после вступления в силу положений ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Сроки действия договоров аренды от 11.08.2009 №192/2008/д и от 31.07.2008 №188/2008/д и заканчиваются 01.06.2008. Договор от 08.07.2008 №177/2008/д был заключен с <...> сроком по 01.05.2018. Договор от 15.07.2008 №181/2008/д был заключен с ООО «Гелиос» по 01.06.2015.

Ссылка Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей на предоставление нежилых помещений в аренду в силу ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна по следующим причинам: в соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный в соответствии с п.1 ст.621 ГК РФ на новый срок, является новым договором аренды. Сроки действия договоров аренды, заключенные на нежилые помещения во исполнение ранее изданных постановлений главы Администрации муниципального района Белебеевский район РБ, истекли. Соответственно, новые договоры аренды муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурса или аукциона, в соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не принимает во внимание указание, содержащееся в п.1 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, что преимущественное право может возникнуть не только при наличии определенных условий; в вышеуказанной статье также указано: «если иное не предусмотрено законом или договором аренды…». Однако в данном случае «иное» предусмотрено ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. На момент заключения договоров аренды уже вступили в действия положения ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как разъяснено в п.35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», реализация предусмотренного п.1 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Таким образом, у Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей не было правовых оснований заключения договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения конкурса или аукциона. Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей, во исполнение антимонопольного законодательства, должен был соблюсти права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заключив договоры аренды на нежилые помещения только по результатам аукционов или конкурсов, а не в продолжение постановлений, изданных ранее.

Таким образом, действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды: от 08.07.2008 №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; от 15.07.2008 №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; от 31.07.2008 №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009; от 11.08.2008 №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009, являются нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, указанных в ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Ст.34 Конституции РФ каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество.
Нарушаются конкурентные принципы предоставления нежилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности. Нарушаются права неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов нежилых помещений, которые, при соблюдении Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей установленного Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» порядка заключения договоров аренды, могли принять участие в аукционе или конкурсе на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав пользования в отношении муниципального имущества.
Комиссия Башкортостанского УФАС России учитывает, что в настоящее время Администрацией муниципального района Белебеевский район РБ и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей договоры аренды помещений, находящиеся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов. Комиссия Башкортостанского УФАС России принимает во внимание, что <...>, ООО «Гелиос», <...>, <...> арендуют помещения для осуществления социально значимых видов деятельности: реализация промышленных товаров; торговли промышленными товарами; оказания юридических услуг; размещения диспетчерской службы такси. Комиссия констатирует, что в настоящее время половина сроков договоров аренды истекла (исключение составляют договоры, заключенные с ООО «Гелиос» и <...>, дата окончания договоров которых являются даты 01.06.2015 и 01.05.2018 соответственно). Башкортостанское УФАС России также учитывает, что в соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» нормы закона определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч.1 – 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей (452000, РБ, Белебеевский район, г.Белебей, ул.Красная, 116) при заключении договоров аренды от 08.07.2008 №177/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «реализации промышленных товаров» сроком с 01.05.2008 по 01.05.2018; от 15.07.2008 №181/2008/д с ООО «Гелиос» о передаче нежилого помещения для использования в целях «торговли промышленными товарами» сроком с 01.06.2008 по 01.06.2015; от 31.07.2008 №188/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «оказания юридических услуг» сроком с 15.06.2008 по 01.06.2009; от 11.08.2008 №192/2008/д с <...> о передаче нежилого помещения для использования в целях «размещения диспетчерской службы такси» сроком с 01.07.2008 по 01.06.2009, без проведения конкурсных или аукционных процедур, нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. Выдать Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

21.10.2008

Предписание и решение по делу №А-321/17.1.-08 в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по признакам нарушения ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

21.10.2008

Предписание и решение по делу №А-321/17.1.-08 в отношении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белебеевскому району и городу Белебей по признакам нарушения ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-21 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-21 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )