Решение по делу №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан

Дата публикации: 6 ноября 2008, 05:00

РЕШЕНИЕ

06 ноября 2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, рассмотрела дело №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан (далее – ООО «Водосбыт»), расположенного по адресу: 453830, РБ, г.Сибай, ул.Белова, 11, по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии представителей ООО «Водосбыт»: <...>, <...> доверенность от 20.09.2008 №1193, <...> доверенность от 05.11.2008 №1357,

УСТАНОВИЛА:

На основании задания Башкортостанского УФАС России от 05.09.2008 №22, <...> проведена проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Водосбыт» на товарном рынке услуг водоотведения и водоснабжения. По результатам проверки в действиях ООО «Водосбыт» выявлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В ходе проверки было установлено следующее.

Согласно Уставу ООО «Водосбыт», утвержденному собранием учредителей ООО «Водосбыт» от 30.01.2008 (протокол №7 от 30.01.2008) и выписке из ЕГРЮЛ от 06.02.2008 №123А, основной деятельностью ООО «Водосбыт» является сбор, очистка и распределение воды.

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности сбор, очистка и распределение воды – код 41.00.

ООО «Водосбыт» является единственной организацией на территории г.Сибай и в его окрестностях, предоставляющей услугу водоотведения и водоснабжения. Следовательно, потенциальные потребители услуг водоснабжения и водоотведения не могут получить данную услугу у другого хозяйствующего субъекта, кроме ООО «Водосбыт». При таких обстоятельствах ООО «Водосбыт» доминирует на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению и имеет 100 % долю на данном рынке.

В ходе проверки было установлено, что при подключении к системе водоснабжения ООО «Водосбыт» разработаны локальные сметы на врезку в трубу и утверждены директором ООО «Водосбыт» 28.04.2008г. Согласно указанным локальным сметам при подключении к системе водоснабжения врезка производиться с учетом применения труб: стальных, чугунных, полиэтиленовых, а также услуга оказывается как населению, так и предприятию.

Кроме того, Решением Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 утверждена комплексная программа производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012г.г. Также Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45 утверждена инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения ООО «Водосбыт» городского округа город Сибай Республики Башкортостана на 2009 – 2011г.г.».

Однако, при наличии утвержденной комплексной программы производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012гг., тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тариф организации коммунального комплекса на подключение не установлен.

Выборочный анализ технических условий, выдаваемых ООО «Водосбыт», показал, что при выдаче физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения и канализации ООО «Водосбыт» требовало, например, у собственников жилых домов: <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Гадельшинская г.Сибай, проложить трубы диаметром не менее 89 мм от ВК-1 до ВК-4, а после окончания работ по строительству уличного водопровода диаметром 89 мм специализированная строительная организация, осуществляющая данное строительство, должна передать эти сети на баланс ООО «Водосбыт» с приложением всей необходимой документации (ТУ от 14.05.2008 №516). Такие же условия прописаны и в технических условиях у собственников жилых домов: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Атайсал г.Сибай (ТУ от 01.06.2007 №547) и для собственников жилых домов <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Геологов г.Сибай (ТУ от 26.06.2007 №648).

При выдаче ООО «ЭкоСистемз» технических условий от 21.12.2007 исх.№1236 на подключение к сетям водоснабжения ООО «Водосбыт» требовало выполнить работы по строительству железобетонного колодца с установкой запорной арматуры и пожарного гидранта. ООО «СК Унистрой» по требованию должно было построить железобетонный колодец с установкой запорной арматуры (технические условия от 19.05.2008 исх.№530).

Кроме того, в технических условиях на водоотведение здания боулинг-клуба ООО «Омега-Сервис» по ул.З.Валиди, 45 от 22.03.2007 исх.№222 ООО «Водосбыт» обязало на территории Сибайского института (филиала) БГУ выполнить перенос канализационных сетей от здания гаража до канализационного колодца жилого дома №50 по ул.З.Валиди.

Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденнх Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N83 (далее – Правила). Правила не предусматривают вышеуказанные требования, заложенные в технических условиях ООО «Водосбыт». Между тем, ООО «Водосбыт» при выдаче технических условий (ТУ) от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516 включило требования, противоречащие нормам п.10 Правил.

Таким образом, Башкортостанское УФАС России установило в вышеперечисленных действиях ООО «Водосбыт» признаки нарушения антимонопольного законодательства ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном включении в технические условия требований, противоречащих действующему законодательству и нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно письму ООО «Водосбыт» от 21.10.2008 исх.№1253 и устным объяснениям представителей общества, ООО «Водосбыт» не признает в своих действиях нарушений антимонопольного законодательства.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвовавших в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статья 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, выраженной в п.13 Информационного письма от 30.03.1998, «…Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством…».

Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу №А43-5206/2004-10-198).

В ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом п.1 ст.539 ГК РФ не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).

Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.

Кроме того, согласно п.2 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2006 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Водосбыт» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов в условиях естественной монополии.

В соответствии с п.10 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

В соответствии с указанными актами технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий (ТУ) и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Между тем, в выданных ТУ от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516 ООО «Водосбыт» обязывало заявителей, проложить трубы от одного колодца до другого, а после окончания работ по строительству уличного водопровода специализированная строительная организация, осуществляющая данное строительство, должна была передать эти сети на баланс ООО «Водосбыт» с приложением всей необходимой документации, то есть ООО «Водосбыт» навязывало требования заявителям при выдаче ТУ непредусмотренные нормой п.10 Правил, а также ущемляло их интересы.
В свою очередь, невыполнение вышеуказанных требований означало бы для заявителей невозможность осуществления присоединения объекта и, как следствие, невозможность заключения договора водоснабжения.

В то же время, безвозмездная передача указанных участков специализированных организаций ООО «Водосбыт» и организаций, оплативших создание промежуточных сетей, а также для ООО «Водосбыт», осуществляющего техническое обслуживание данных сетей создает предпосылки для возникновения угрозы налогового риска.

Объектом обложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п.1 ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Согласно Письму Минфина России от 06.09.2006 N03-06-01-02/35 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, поэтому, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать обложению налогом на имущество организаций. В связи с этим, ООО «Водосбыт» при приеме участка инженерного оборудования по акту в безвозмездное пользование от специализированной организации, то данным хозяйствующим субъектам создается угроза налогового риска по НДС, поскольку в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ безвозмездная услуга признается объектом обложения НДС. Кроме того, к ООО «Водосбыт» могут быть применены предусмотренные ст.122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Таким образом, условия ТУ от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516, выданные ООО «Водосбыт» заявителям, обременили физических лиц непредусмотренными требованиями п.10 Правил и более того, содержали нарушение Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» Правительством РФ утверждаются правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры. Данные Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83. Кроме того, порядок заключения и исполнения указанных договоров, существенные условия таких договоров, права и обязанности сторон определяются в соответствие с Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360.

В силу норм п.12 данных Правил в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям:
1) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
2) местоположение точек подключения на границах земельного участка;
3) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства;
5) размер платы за подключение и порядок ее внесения.

Таким образом, выдача технических условий хозяйствующим субъектам представляет собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующее, согласно п.2 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Однако согласно письму ООО «Водосбыт» от 21.10.2008 №1253 выдаваемые заявителям при обращении о подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения «разрешительные документы» (лист согласований по подключению абонентов к водопроводным и канализационным сетям и ТУ), «представляют собой именно условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в которых нами указываются установленные п.п.16-18 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» технические требования в полном соответствии с нормативами и техническими документами».

На заседании Комиссии представителем ООО «Водосбыт» было подтверждено, что работы по подключению (присоединению) к сетям водоснабжения и канализации выполняются на основании ТУ и с учетом требований Правил, а договор на подключение с юридическим и физическим лицом не заключается.

Согласно п.10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.
Таким образом, ООО «Водосбыт» нарушает установленные требования «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360 и п.15 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, в части уклонения от заключения договоров подключения (присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Решением Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 утверждена комплексная программа производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012гг. и утверждена инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения ООО «Водосбыт» городского округа город Сибай Республики Башкортостана на 2009 – 2011г.г.» Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45.

Согласно представленной в Башкортостанское УФАС России информации (письмо ООО «Водосбыт» от 20.10.2008 №317), общество утверждает об отсутствии инвестиционной программы на 2008 год. Между тем во втором Решении Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45 Решение Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 не утратило силу. Более того, при соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения … о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение (п.6 ст.11 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»).

После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение (ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»).

В ходе рассмотрения дела представителем ООО «Водосбыт» было подтверждено отсутствие расчетов для формирования тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, ООО «Водосбыт» нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Согласно требованиям ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Кроме того, объективной стороной правового состава указанного антимонопольного правонарушения охватывается и сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

Перечисленными выше действиями ООО «Водосбыт» ущемило законные интересы обратившихся к нему за подключением к системам городского водоснабжения и водоотведения юридических и физических лиц на получение ТУ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, действия ООО «Водосбыт», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах г.Сибай, образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении норм действующего законодательства при получении ТУ (договор) при подключении к системам городского водоснабжения и водоотведения, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1 – 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Водосбыт», расположенного по адресу: 453830, РБ, г.Сибай, ул.Белова, 11, нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения п.10 и п.15 требований «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом чего явилось ущемление интересов юридических и физических лиц на получение ТУ.
2. Выдать ООО «Водосбыт» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

stdClass Object ( [vid] => 4761 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4761 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

06 ноября 2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, рассмотрела дело №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан (далее – ООО «Водосбыт»), расположенного по адресу: 453830, РБ, г.Сибай, ул.Белова, 11, по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии представителей ООО «Водосбыт»: <...>, <...> доверенность от 20.09.2008 №1193, <...> доверенность от 05.11.2008 №1357,

УСТАНОВИЛА:

На основании задания Башкортостанского УФАС России от 05.09.2008 №22, <...> проведена проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Водосбыт» на товарном рынке услуг водоотведения и водоснабжения. По результатам проверки в действиях ООО «Водосбыт» выявлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В ходе проверки было установлено следующее.

Согласно Уставу ООО «Водосбыт», утвержденному собранием учредителей ООО «Водосбыт» от 30.01.2008 (протокол №7 от 30.01.2008) и выписке из ЕГРЮЛ от 06.02.2008 №123А, основной деятельностью ООО «Водосбыт» является сбор, очистка и распределение воды.

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности сбор, очистка и распределение воды – код 41.00.

ООО «Водосбыт» является единственной организацией на территории г.Сибай и в его окрестностях, предоставляющей услугу водоотведения и водоснабжения. Следовательно, потенциальные потребители услуг водоснабжения и водоотведения не могут получить данную услугу у другого хозяйствующего субъекта, кроме ООО «Водосбыт». При таких обстоятельствах ООО «Водосбыт» доминирует на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению и имеет 100 % долю на данном рынке.

В ходе проверки было установлено, что при подключении к системе водоснабжения ООО «Водосбыт» разработаны локальные сметы на врезку в трубу и утверждены директором ООО «Водосбыт» 28.04.2008г. Согласно указанным локальным сметам при подключении к системе водоснабжения врезка производиться с учетом применения труб: стальных, чугунных, полиэтиленовых, а также услуга оказывается как населению, так и предприятию.

Кроме того, Решением Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 утверждена комплексная программа производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012г.г. Также Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45 утверждена инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения ООО «Водосбыт» городского округа город Сибай Республики Башкортостана на 2009 – 2011г.г.».

Однако, при наличии утвержденной комплексной программы производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012гг., тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тариф организации коммунального комплекса на подключение не установлен.

Выборочный анализ технических условий, выдаваемых ООО «Водосбыт», показал, что при выдаче физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения и канализации ООО «Водосбыт» требовало, например, у собственников жилых домов: <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Гадельшинская г.Сибай, проложить трубы диаметром не менее 89 мм от ВК-1 до ВК-4, а после окончания работ по строительству уличного водопровода диаметром 89 мм специализированная строительная организация, осуществляющая данное строительство, должна передать эти сети на баланс ООО «Водосбыт» с приложением всей необходимой документации (ТУ от 14.05.2008 №516). Такие же условия прописаны и в технических условиях у собственников жилых домов: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Атайсал г.Сибай (ТУ от 01.06.2007 №547) и для собственников жилых домов <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Геологов г.Сибай (ТУ от 26.06.2007 №648).

При выдаче ООО «ЭкоСистемз» технических условий от 21.12.2007 исх.№1236 на подключение к сетям водоснабжения ООО «Водосбыт» требовало выполнить работы по строительству железобетонного колодца с установкой запорной арматуры и пожарного гидранта. ООО «СК Унистрой» по требованию должно было построить железобетонный колодец с установкой запорной арматуры (технические условия от 19.05.2008 исх.№530).

Кроме того, в технических условиях на водоотведение здания боулинг-клуба ООО «Омега-Сервис» по ул.З.Валиди, 45 от 22.03.2007 исх.№222 ООО «Водосбыт» обязало на территории Сибайского института (филиала) БГУ выполнить перенос канализационных сетей от здания гаража до канализационного колодца жилого дома №50 по ул.З.Валиди.

Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденнх Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N83 (далее – Правила). Правила не предусматривают вышеуказанные требования, заложенные в технических условиях ООО «Водосбыт». Между тем, ООО «Водосбыт» при выдаче технических условий (ТУ) от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516 включило требования, противоречащие нормам п.10 Правил.

Таким образом, Башкортостанское УФАС России установило в вышеперечисленных действиях ООО «Водосбыт» признаки нарушения антимонопольного законодательства ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном включении в технические условия требований, противоречащих действующему законодательству и нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно письму ООО «Водосбыт» от 21.10.2008 исх.№1253 и устным объяснениям представителей общества, ООО «Водосбыт» не признает в своих действиях нарушений антимонопольного законодательства.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвовавших в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статья 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, выраженной в п.13 Информационного письма от 30.03.1998, «…Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством…».

Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу №А43-5206/2004-10-198).

В ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом п.1 ст.539 ГК РФ не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).

Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.

Кроме того, согласно п.2 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2006 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Водосбыт» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов в условиях естественной монополии.

В соответствии с п.10 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

В соответствии с указанными актами технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий (ТУ) и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Между тем, в выданных ТУ от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516 ООО «Водосбыт» обязывало заявителей, проложить трубы от одного колодца до другого, а после окончания работ по строительству уличного водопровода специализированная строительная организация, осуществляющая данное строительство, должна была передать эти сети на баланс ООО «Водосбыт» с приложением всей необходимой документации, то есть ООО «Водосбыт» навязывало требования заявителям при выдаче ТУ непредусмотренные нормой п.10 Правил, а также ущемляло их интересы.
В свою очередь, невыполнение вышеуказанных требований означало бы для заявителей невозможность осуществления присоединения объекта и, как следствие, невозможность заключения договора водоснабжения.

В то же время, безвозмездная передача указанных участков специализированных организаций ООО «Водосбыт» и организаций, оплативших создание промежуточных сетей, а также для ООО «Водосбыт», осуществляющего техническое обслуживание данных сетей создает предпосылки для возникновения угрозы налогового риска.

Объектом обложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п.1 ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Согласно Письму Минфина России от 06.09.2006 N03-06-01-02/35 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, поэтому, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать обложению налогом на имущество организаций. В связи с этим, ООО «Водосбыт» при приеме участка инженерного оборудования по акту в безвозмездное пользование от специализированной организации, то данным хозяйствующим субъектам создается угроза налогового риска по НДС, поскольку в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ безвозмездная услуга признается объектом обложения НДС. Кроме того, к ООО «Водосбыт» могут быть применены предусмотренные ст.122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Таким образом, условия ТУ от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516, выданные ООО «Водосбыт» заявителям, обременили физических лиц непредусмотренными требованиями п.10 Правил и более того, содержали нарушение Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» Правительством РФ утверждаются правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры. Данные Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83. Кроме того, порядок заключения и исполнения указанных договоров, существенные условия таких договоров, права и обязанности сторон определяются в соответствие с Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360.

В силу норм п.12 данных Правил в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям:
1) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
2) местоположение точек подключения на границах земельного участка;
3) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства;
5) размер платы за подключение и порядок ее внесения.

Таким образом, выдача технических условий хозяйствующим субъектам представляет собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующее, согласно п.2 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Однако согласно письму ООО «Водосбыт» от 21.10.2008 №1253 выдаваемые заявителям при обращении о подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения «разрешительные документы» (лист согласований по подключению абонентов к водопроводным и канализационным сетям и ТУ), «представляют собой именно условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в которых нами указываются установленные п.п.16-18 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» технические требования в полном соответствии с нормативами и техническими документами».

На заседании Комиссии представителем ООО «Водосбыт» было подтверждено, что работы по подключению (присоединению) к сетям водоснабжения и канализации выполняются на основании ТУ и с учетом требований Правил, а договор на подключение с юридическим и физическим лицом не заключается.

Согласно п.10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.
Таким образом, ООО «Водосбыт» нарушает установленные требования «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360 и п.15 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, в части уклонения от заключения договоров подключения (присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Решением Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 утверждена комплексная программа производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012гг. и утверждена инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения ООО «Водосбыт» городского округа город Сибай Республики Башкортостана на 2009 – 2011г.г.» Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45.

Согласно представленной в Башкортостанское УФАС России информации (письмо ООО «Водосбыт» от 20.10.2008 №317), общество утверждает об отсутствии инвестиционной программы на 2008 год. Между тем во втором Решении Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45 Решение Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 не утратило силу. Более того, при соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения … о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение (п.6 ст.11 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»).

После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение (ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»).

В ходе рассмотрения дела представителем ООО «Водосбыт» было подтверждено отсутствие расчетов для формирования тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, ООО «Водосбыт» нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Согласно требованиям ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Кроме того, объективной стороной правового состава указанного антимонопольного правонарушения охватывается и сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

Перечисленными выше действиями ООО «Водосбыт» ущемило законные интересы обратившихся к нему за подключением к системам городского водоснабжения и водоотведения юридических и физических лиц на получение ТУ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, действия ООО «Водосбыт», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах г.Сибай, образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении норм действующего законодательства при получении ТУ (договор) при подключении к системам городского водоснабжения и водоотведения, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1 – 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Водосбыт», расположенного по адресу: 453830, РБ, г.Сибай, ул.Белова, 11, нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения п.10 и п.15 требований «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом чего явилось ущемление интересов юридических и физических лиц на получение ТУ.
2. Выдать ООО «Водосбыт» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

06 ноября 2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, рассмотрела дело №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан (далее – ООО «Водосбыт»), расположенного по адресу: 453830, РБ, г.Сибай, ул.Белова, 11, по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии представителей ООО «Водосбыт»: <...>, <...> доверенность от 20.09.2008 №1193, <...> доверенность от 05.11.2008 №1357,

УСТАНОВИЛА:

На основании задания Башкортостанского УФАС России от 05.09.2008 №22, <...> проведена проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Водосбыт» на товарном рынке услуг водоотведения и водоснабжения. По результатам проверки в действиях ООО «Водосбыт» выявлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В ходе проверки было установлено следующее.

Согласно Уставу ООО «Водосбыт», утвержденному собранием учредителей ООО «Водосбыт» от 30.01.2008 (протокол №7 от 30.01.2008) и выписке из ЕГРЮЛ от 06.02.2008 №123А, основной деятельностью ООО «Водосбыт» является сбор, очистка и распределение воды.

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности сбор, очистка и распределение воды – код 41.00.

ООО «Водосбыт» является единственной организацией на территории г.Сибай и в его окрестностях, предоставляющей услугу водоотведения и водоснабжения. Следовательно, потенциальные потребители услуг водоснабжения и водоотведения не могут получить данную услугу у другого хозяйствующего субъекта, кроме ООО «Водосбыт». При таких обстоятельствах ООО «Водосбыт» доминирует на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению и имеет 100 % долю на данном рынке.

В ходе проверки было установлено, что при подключении к системе водоснабжения ООО «Водосбыт» разработаны локальные сметы на врезку в трубу и утверждены директором ООО «Водосбыт» 28.04.2008г. Согласно указанным локальным сметам при подключении к системе водоснабжения врезка производиться с учетом применения труб: стальных, чугунных, полиэтиленовых, а также услуга оказывается как населению, так и предприятию.

Кроме того, Решением Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 утверждена комплексная программа производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012г.г. Также Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45 утверждена инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения ООО «Водосбыт» городского округа город Сибай Республики Башкортостана на 2009 – 2011г.г.».

Однако, при наличии утвержденной комплексной программы производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012гг., тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тариф организации коммунального комплекса на подключение не установлен.

Выборочный анализ технических условий, выдаваемых ООО «Водосбыт», показал, что при выдаче физическим лицам технических условий на подключение к сетям водоснабжения и канализации ООО «Водосбыт» требовало, например, у собственников жилых домов: <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Гадельшинская г.Сибай, проложить трубы диаметром не менее 89 мм от ВК-1 до ВК-4, а после окончания работ по строительству уличного водопровода диаметром 89 мм специализированная строительная организация, осуществляющая данное строительство, должна передать эти сети на баланс ООО «Водосбыт» с приложением всей необходимой документации (ТУ от 14.05.2008 №516). Такие же условия прописаны и в технических условиях у собственников жилых домов: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Атайсал г.Сибай (ТУ от 01.06.2007 №547) и для собственников жилых домов <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по улице Геологов г.Сибай (ТУ от 26.06.2007 №648).

При выдаче ООО «ЭкоСистемз» технических условий от 21.12.2007 исх.№1236 на подключение к сетям водоснабжения ООО «Водосбыт» требовало выполнить работы по строительству железобетонного колодца с установкой запорной арматуры и пожарного гидранта. ООО «СК Унистрой» по требованию должно было построить железобетонный колодец с установкой запорной арматуры (технические условия от 19.05.2008 исх.№530).

Кроме того, в технических условиях на водоотведение здания боулинг-клуба ООО «Омега-Сервис» по ул.З.Валиди, 45 от 22.03.2007 исх.№222 ООО «Водосбыт» обязало на территории Сибайского института (филиала) БГУ выполнить перенос канализационных сетей от здания гаража до канализационного колодца жилого дома №50 по ул.З.Валиди.

Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены п.10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденнх Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N83 (далее – Правила). Правила не предусматривают вышеуказанные требования, заложенные в технических условиях ООО «Водосбыт». Между тем, ООО «Водосбыт» при выдаче технических условий (ТУ) от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516 включило требования, противоречащие нормам п.10 Правил.

Таким образом, Башкортостанское УФАС России установило в вышеперечисленных действиях ООО «Водосбыт» признаки нарушения антимонопольного законодательства ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном включении в технические условия требований, противоречащих действующему законодательству и нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно письму ООО «Водосбыт» от 21.10.2008 исх.№1253 и устным объяснениям представителей общества, ООО «Водосбыт» не признает в своих действиях нарушений антимонопольного законодательства.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвовавших в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статья 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, выраженной в п.13 Информационного письма от 30.03.1998, «…Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством…».

Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу №А43-5206/2004-10-198).

В ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом п.1 ст.539 ГК РФ не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).

Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.

Кроме того, согласно п.2 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2006 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Водосбыт» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов в условиях естественной монополии.

В соответствии с п.10 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

В соответствии с указанными актами технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий (ТУ) и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Между тем, в выданных ТУ от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516 ООО «Водосбыт» обязывало заявителей, проложить трубы от одного колодца до другого, а после окончания работ по строительству уличного водопровода специализированная строительная организация, осуществляющая данное строительство, должна была передать эти сети на баланс ООО «Водосбыт» с приложением всей необходимой документации, то есть ООО «Водосбыт» навязывало требования заявителям при выдаче ТУ непредусмотренные нормой п.10 Правил, а также ущемляло их интересы.
В свою очередь, невыполнение вышеуказанных требований означало бы для заявителей невозможность осуществления присоединения объекта и, как следствие, невозможность заключения договора водоснабжения.

В то же время, безвозмездная передача указанных участков специализированных организаций ООО «Водосбыт» и организаций, оплативших создание промежуточных сетей, а также для ООО «Водосбыт», осуществляющего техническое обслуживание данных сетей создает предпосылки для возникновения угрозы налогового риска.

Объектом обложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п.1 ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Согласно Письму Минфина России от 06.09.2006 N03-06-01-02/35 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, поэтому, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать обложению налогом на имущество организаций. В связи с этим, ООО «Водосбыт» при приеме участка инженерного оборудования по акту в безвозмездное пользование от специализированной организации, то данным хозяйствующим субъектам создается угроза налогового риска по НДС, поскольку в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ безвозмездная услуга признается объектом обложения НДС. Кроме того, к ООО «Водосбыт» могут быть применены предусмотренные ст.122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Таким образом, условия ТУ от 01.06.2007 №547, от 26.06.2007 №648, от 14.05.2008 №516, выданные ООО «Водосбыт» заявителям, обременили физических лиц непредусмотренными требованиями п.10 Правил и более того, содержали нарушение Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» Правительством РФ утверждаются правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры. Данные Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83. Кроме того, порядок заключения и исполнения указанных договоров, существенные условия таких договоров, права и обязанности сторон определяются в соответствие с Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360.

В силу норм п.12 данных Правил в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям:
1) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
2) местоположение точек подключения на границах земельного участка;
3) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства;
5) размер платы за подключение и порядок ее внесения.

Таким образом, выдача технических условий хозяйствующим субъектам представляет собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующее, согласно п.2 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Однако согласно письму ООО «Водосбыт» от 21.10.2008 №1253 выдаваемые заявителям при обращении о подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения «разрешительные документы» (лист согласований по подключению абонентов к водопроводным и канализационным сетям и ТУ), «представляют собой именно условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в которых нами указываются установленные п.п.16-18 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» технические требования в полном соответствии с нормативами и техническими документами».

На заседании Комиссии представителем ООО «Водосбыт» было подтверждено, что работы по подключению (присоединению) к сетям водоснабжения и канализации выполняются на основании ТУ и с учетом требований Правил, а договор на подключение с юридическим и физическим лицом не заключается.

Согласно п.10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.
Таким образом, ООО «Водосбыт» нарушает установленные требования «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 №360 и п.15 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, в части уклонения от заключения договоров подключения (присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Решением Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 утверждена комплексная программа производственного и инвестиционного развития ООО «Водосбыт» на 2008 – 2012гг. и утверждена инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения ООО «Водосбыт» городского округа город Сибай Республики Башкортостана на 2009 – 2011г.г.» Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45.

Согласно представленной в Башкортостанское УФАС России информации (письмо ООО «Водосбыт» от 20.10.2008 №317), общество утверждает об отсутствии инвестиционной программы на 2008 год. Между тем во втором Решении Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 07.05.2008 №45 Решение Совета городского округа г.Сибай Республики Башкортостан от 06.02.2008 №424 не утратило силу. Более того, при соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения … о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение (п.6 ст.11 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»).

После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение (ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»).

В ходе рассмотрения дела представителем ООО «Водосбыт» было подтверждено отсутствие расчетов для формирования тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, ООО «Водосбыт» нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Согласно требованиям ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Кроме того, объективной стороной правового состава указанного антимонопольного правонарушения охватывается и сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

Перечисленными выше действиями ООО «Водосбыт» ущемило законные интересы обратившихся к нему за подключением к системам городского водоснабжения и водоотведения юридических и физических лиц на получение ТУ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, действия ООО «Водосбыт», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах г.Сибай, образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении норм действующего законодательства при получении ТУ (договор) при подключении к системам городского водоснабжения и водоотведения, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1 – 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Водосбыт», расположенного по адресу: 453830, РБ, г.Сибай, ул.Белова, 11, нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения п.10 и п.15 требований «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом чего явилось ущемление интересов юридических и физических лиц на получение ТУ.
2. Выдать ООО «Водосбыт» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

06.11.2008

Решение по делу №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

06.11.2008

Решение по делу №А- 331/10-08 в отношении ООО «Водосбыт» г.Сибай Республики Башкортостан по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-11-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-11-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )