Решение по делу №А-210/15-13 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений РБ

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-210/15-13
Дата публикации: 20 января 2014, 10:40

РЕШЕНИЕ

по делу №А-210/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 27.12.2013

В полном объеме решение изготовлено: 20.01.2014                                                  г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

Шакирьяновой А. А. – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<...>

в присутствии представителей:

от ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: <...>,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще,

рассмотрев дело №А-210/15-13 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (450008, г. Уфа, ул.Цюрупы, д.13)  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившегося в предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером <...> площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом

руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Во исполнение дополнения №ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013  к поручению руководителя Федеральной антимонопольной службы России И.Ю.Артемьева от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» истребована информация у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Минземимущество РБ) на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства при выделении земельных участков под строительство. В том числе Управлением запрошено письменное мотивированное обоснование предоставления земельных участков под строительство без проведения торгов.

По результатам анализа представленных Минземимуществом РБ документов и сведений установлено, что действия Минземимущества РБ содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выражаются в следующем.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 5 ст. 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура выбора земельного участка включает в себя действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений по информированию населения являются его обязанностью именно на этапе выбора земельного участка, поскольку в силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор и в случае наличия нескольких заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.

На этой стадии населением могут быть также заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования населения о предоставлении данного земельного участка.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Аналогичной позиции придерживается Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 14.09.2010 №4224/10).

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Согласно  Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан № УП-335 от 12июля 2007г., в полномочия данного министерства входит, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан, осуществление в установленном законодательством порядке проведение аукционов, конкурсов по продаже государственного имущества, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, и права их аренды, в том числе под застройку.

Согласно документам и сведениям, представленным Минземимуществом РБ в Управление, […] обратился в Минзимимущество РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственно-складской базы, для чего просил произвести выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта, находящегося по адресу: г.Уфа, Орджоникидзевский район, Уфа- 37, Промзона, площадка «Новоил». Примерная площадь земельного участка – 10 000 кв.м.

На основании обращения […] Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского город Уфа РБ был подготовлен Акт выбора земельного участка для строительства складской базы по Бирскому тракту восточнее территории ОАО «Новойл» в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.04.2011года №А-20/С.(далее – Акт выбора)

Акт выбора утвержден Приказом Минземимущества РБ от 01.11.2011г.  №3471 «О предварительном согласовании места размещения складской базы восточнее территории ОАО «Новоил» в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Приказом Минземимущества РБ от 10.01.2012 № 2 о Предоставлении земельного участка […] предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил», для строительства складской базы (далее – земельный участок)

Вместе с тем, информация о публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка Минземимуществом РБ не представлена, документы и сведения, подтверждающие проведение торгов не представлены, согласование с антимонопольным органом не проводилось.

Минземимущество РБ своими действиями по изданию приказа о предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом исключила возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на данный земельный участок. В данных действиях Минземимущества РБ содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Приказом Башкортостанского УФАС России от 28.11.2013 №521 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возбуждено дело №А-210/15-13 и создана Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом.

На рассмотрении дела от Министерства земельных и имущественных отношений РБ поступили письменные и устные пояснения, в которых говорится о том, что предоставление земельного участка […] в аренду для строительства складской базы осуществлено в соответствии с положением статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Акта выбора земельного участка от 26.04.2011 года №А-20/С и заявления […].

Также представителем Минземимущества РБ представлены документы, в том числе:

- копия заявления […] об оформлении права аренды на земельный участок;

- копия информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, размещенного в №37 газеты «Вечерняя Уфа» от 19 июля 2011 года.

Документы и сведения о наличии заявлений иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка для целей указанных в информационном сообщении, документы и сведения о наличии заявлений иных лиц заинтересованных в получении земельного участка для иных целей, а также документы и сведения о наличии нарушений прав и законных интересов лиц в случае предоставления земельного участка для целей указанных в информационном сообщении в Управление не представлены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия установила,  что Минземимущество РБ при предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» не исключило возможности участия иных заинтересованных лиц в приобретении права аренды на данный земельный участок.

Исходя из изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкорстан в части предоставления земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Исходя из указанной нормы Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу №А-210/15-13, возбужденному в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

                                                         

Председатель комиссии

 

Члены комиссии                                                             

 

А. А. Шакирьянова

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10392 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-210/15-13 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений РБ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10392 [type] => solution [language] => ru [created] => 1390970604 [changed] => 1390970604 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390970604 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-210/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 27.12.2013

В полном объеме решение изготовлено: 20.01.2014                                                  г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

Шакирьяновой А. А. – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<...>

в присутствии представителей:

от ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: <...>,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще,

рассмотрев дело №А-210/15-13 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (450008, г. Уфа, ул.Цюрупы, д.13)  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившегося в предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером <...> площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом

руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Во исполнение дополнения №ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013  к поручению руководителя Федеральной антимонопольной службы России И.Ю.Артемьева от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» истребована информация у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Минземимущество РБ) на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства при выделении земельных участков под строительство. В том числе Управлением запрошено письменное мотивированное обоснование предоставления земельных участков под строительство без проведения торгов.

По результатам анализа представленных Минземимуществом РБ документов и сведений установлено, что действия Минземимущества РБ содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выражаются в следующем.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 5 ст. 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура выбора земельного участка включает в себя действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений по информированию населения являются его обязанностью именно на этапе выбора земельного участка, поскольку в силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор и в случае наличия нескольких заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.

На этой стадии населением могут быть также заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования населения о предоставлении данного земельного участка.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Аналогичной позиции придерживается Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 14.09.2010 №4224/10).

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Согласно  Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан № УП-335 от 12июля 2007г., в полномочия данного министерства входит, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан, осуществление в установленном законодательством порядке проведение аукционов, конкурсов по продаже государственного имущества, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, и права их аренды, в том числе под застройку.

Согласно документам и сведениям, представленным Минземимуществом РБ в Управление, […] обратился в Минзимимущество РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственно-складской базы, для чего просил произвести выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта, находящегося по адресу: г.Уфа, Орджоникидзевский район, Уфа- 37, Промзона, площадка «Новоил». Примерная площадь земельного участка – 10 000 кв.м.

На основании обращения […] Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского город Уфа РБ был подготовлен Акт выбора земельного участка для строительства складской базы по Бирскому тракту восточнее территории ОАО «Новойл» в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.04.2011года №А-20/С.(далее – Акт выбора)

Акт выбора утвержден Приказом Минземимущества РБ от 01.11.2011г.  №3471 «О предварительном согласовании места размещения складской базы восточнее территории ОАО «Новоил» в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Приказом Минземимущества РБ от 10.01.2012 № 2 о Предоставлении земельного участка […] предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил», для строительства складской базы (далее – земельный участок)

Вместе с тем, информация о публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка Минземимуществом РБ не представлена, документы и сведения, подтверждающие проведение торгов не представлены, согласование с антимонопольным органом не проводилось.

Минземимущество РБ своими действиями по изданию приказа о предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом исключила возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на данный земельный участок. В данных действиях Минземимущества РБ содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Приказом Башкортостанского УФАС России от 28.11.2013 №521 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возбуждено дело №А-210/15-13 и создана Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом.

На рассмотрении дела от Министерства земельных и имущественных отношений РБ поступили письменные и устные пояснения, в которых говорится о том, что предоставление земельного участка […] в аренду для строительства складской базы осуществлено в соответствии с положением статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Акта выбора земельного участка от 26.04.2011 года №А-20/С и заявления […].

Также представителем Минземимущества РБ представлены документы, в том числе:

- копия заявления […] об оформлении права аренды на земельный участок;

- копия информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, размещенного в №37 газеты «Вечерняя Уфа» от 19 июля 2011 года.

Документы и сведения о наличии заявлений иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка для целей указанных в информационном сообщении, документы и сведения о наличии заявлений иных лиц заинтересованных в получении земельного участка для иных целей, а также документы и сведения о наличии нарушений прав и законных интересов лиц в случае предоставления земельного участка для целей указанных в информационном сообщении в Управление не представлены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия установила,  что Минземимущество РБ при предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» не исключило возможности участия иных заинтересованных лиц в приобретении права аренды на данный земельный участок.

Исходя из изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкорстан в части предоставления земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Исходя из указанной нормы Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу №А-210/15-13, возбужденному в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

                                                         

Председатель комиссии

 

Члены комиссии                                                             

 

А. А. Шакирьянова

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-210/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 27.12.2013

В полном объеме решение изготовлено: 20.01.2014                                                  г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

Шакирьяновой А. А. – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<...>

в присутствии представителей:

от ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: <...>,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще,

рассмотрев дело №А-210/15-13 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (450008, г. Уфа, ул.Цюрупы, д.13)  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившегося в предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером <...> площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом

руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Во исполнение дополнения №ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013  к поручению руководителя Федеральной антимонопольной службы России И.Ю.Артемьева от 29.01.2013 №ИА/2803-ПР/13, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» истребована информация у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Минземимущество РБ) на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства при выделении земельных участков под строительство. В том числе Управлением запрошено письменное мотивированное обоснование предоставления земельных участков под строительство без проведения торгов.

По результатам анализа представленных Минземимуществом РБ документов и сведений установлено, что действия Минземимущества РБ содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выражаются в следующем.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 5 ст. 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура выбора земельного участка включает в себя действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений по информированию населения являются его обязанностью именно на этапе выбора земельного участка, поскольку в силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор и в случае наличия нескольких заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.

На этой стадии населением могут быть также заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования населения о предоставлении данного земельного участка.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Аналогичной позиции придерживается Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 14.09.2010 №4224/10).

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Согласно  Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан № УП-335 от 12июля 2007г., в полномочия данного министерства входит, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан, осуществление в установленном законодательством порядке проведение аукционов, конкурсов по продаже государственного имущества, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, и права их аренды, в том числе под застройку.

Согласно документам и сведениям, представленным Минземимуществом РБ в Управление, […] обратился в Минзимимущество РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственно-складской базы, для чего просил произвести выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта, находящегося по адресу: г.Уфа, Орджоникидзевский район, Уфа- 37, Промзона, площадка «Новоил». Примерная площадь земельного участка – 10 000 кв.м.

На основании обращения […] Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского город Уфа РБ был подготовлен Акт выбора земельного участка для строительства складской базы по Бирскому тракту восточнее территории ОАО «Новойл» в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.04.2011года №А-20/С.(далее – Акт выбора)

Акт выбора утвержден Приказом Минземимущества РБ от 01.11.2011г.  №3471 «О предварительном согласовании места размещения складской базы восточнее территории ОАО «Новоил» в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Приказом Минземимущества РБ от 10.01.2012 № 2 о Предоставлении земельного участка […] предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил», для строительства складской базы (далее – земельный участок)

Вместе с тем, информация о публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка Минземимуществом РБ не представлена, документы и сведения, подтверждающие проведение торгов не представлены, согласование с антимонопольным органом не проводилось.

Минземимущество РБ своими действиями по изданию приказа о предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом исключила возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на данный земельный участок. В данных действиях Минземимущества РБ содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Приказом Башкортостанского УФАС России от 28.11.2013 №521 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возбуждено дело №А-210/15-13 и создана Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом.

На рассмотрении дела от Министерства земельных и имущественных отношений РБ поступили письменные и устные пояснения, в которых говорится о том, что предоставление земельного участка […] в аренду для строительства складской базы осуществлено в соответствии с положением статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Акта выбора земельного участка от 26.04.2011 года №А-20/С и заявления […].

Также представителем Минземимущества РБ представлены документы, в том числе:

- копия заявления […] об оформлении права аренды на земельный участок;

- копия информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, размещенного в №37 газеты «Вечерняя Уфа» от 19 июля 2011 года.

Документы и сведения о наличии заявлений иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка для целей указанных в информационном сообщении, документы и сведения о наличии заявлений иных лиц заинтересованных в получении земельного участка для иных целей, а также документы и сведения о наличии нарушений прав и законных интересов лиц в случае предоставления земельного участка для целей указанных в информационном сообщении в Управление не представлены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия установила,  что Минземимущество РБ при предоставлении земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил» не исключило возможности участия иных заинтересованных лиц в приобретении права аренды на данный земельный участок.

Исходя из изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства земельных и имущественных отношений  Республики Башкорстан в части предоставления земельного участка  […] в аренду с кадастровым номером 02:55:030404:252 площадью 10769 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа,  Орджоникидзевский район, завод «Новоил».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Исходя из указанной нормы Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу №А-210/15-13, возбужденному в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

                                                         

Председатель комиссии

 

Члены комиссии                                                             

 

А. А. Шакирьянова

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-210/15-13 [format] => [safe_value] => А-210/15-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 04:40:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 04:40:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1390970604 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )