Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2018 год
Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2018 год
Раздел I. Антимонопольный контроль
1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции
1.1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":
возбуждено 8 дел (в 2017 году – 9 дел);
выявлено 45 нарушений (в 2017 году – 89);
выдано 5 предписаний (в 2017 году – 8 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в разрезе видов нарушений
навязывание невыгодных условий договора – 28 нарушений, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 1 нарушение, 1 дело и 1 предписание;
необоснованный отказ от заключения договора – 11 нарушений, 2 дела и 2 предписания;
создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение, 1 дело и 1 предписание;
нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения, 4 дела и 1 предписание.
В 2018 года Башкортостанским УФАС России всего было выдано 36 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":
по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - 28 предупреждений;
по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" – 8 предупреждений;
по пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения;
по пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения.
По пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 28 предупреждений: 28 предупреждений выполнено (27 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 1 предупреждение, выданное в предыдущем периоде); по 1 предупреждению возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения; обжаловано в суд 1 предупреждение.
По пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 8 предупреждений: выполнено 9 предупреждений (7 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 2 предупреждения, выданных в предыдущем периоде); по 1 предупреждению возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения.
По пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" предупреждения не выдавались.
В 2017 году 1 предупреждение по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" обжаловано в суд.
1.1.2.Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции":
возбуждено 10 дел (в 2017 году – 12 дел);
выявлено 9 нарушений (в 2017 году – 10);
выдано 25 предписаний (в 2017 году – 19 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по статье 11 в разрезе видов нарушений:
повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 10 дел, 9 нарушений и 25 предписаний.
1.1.3.Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.1.4.Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по фактам недобросовестной конкуренции:
возбуждено 13 дел (в 2017 году – 3 дела);
выявлено 37 нарушений (в 2017 году – 38 нарушений);
выдано 6 предписаний (в 2017 году – 2 предписания).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений, возбужденных дел и количества выданных предписаний по фактам недобросовестной конкуренции (по видам нарушений):
недобросовестная конкуренция путем дискредитации - 2 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение – 1 дело, 9 нарушений, предписания не выдавались;
недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения – 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг – 1 дело, 1 нарушение, предписания не выдавались;
недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения – 9 дел, 5 нарушений и 5 предписаний;
иные формы недобросовестной конкуренции – 19 нарушений, 2 дела, 1 предписание.
В 2018 году Башкортостанским УФАС России выявлены нарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией:
путем дискредитации в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:
качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара;
путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени;
путем совершения иных форм недобросовестной конкуренции, в том числе при участии в запросах котировок, открытых конкурсах, аукционах.
В 2018 году выдано 31 предупреждение по фактам недобросовестной конкуренции о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 141, 142, 143, 147, 148:
по статье 141 – предупреждения не выдавались, выполнено 2 предупреждения, выданные в предыдущие периоды;
по статье 142 – 9 предупреждений, выполнено 9 предупреждений;
по статье 143 – 1 предупреждение, выполнено 1 предупреждение;
по статье 148 – 21 предупреждение, выполнено 18 предупреждений, не исполнено 3 предупреждения в установленный срок, по которым возбуждено 3 дела.
В 2018 году обжалованы 2 предупреждения, находятся в стадии рассмотрения.
Также в 2018 году после невыполнения предупреждения, выданного в предыдущие периоды, возбуждено дело по статье 148 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.1.5.Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции":
возбуждено 8 дел (в 2017 году – 7 дел);
выявлено 42 нарушения (в 2017 году – 158);
выдано 4 предписания (в 2017 году – 6 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 15 в разрезе видов нарушений:
необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 4 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
установление ограничен6ий в выборе продавцов – 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 6 дел, 15 нарушений, выдано 3 предписания;
создание дискриминационных условий – 2 дела, 20 нарушений, выдано 1 предписание;
наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции – 2 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались.
В 2018 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках:
рынок недвижимого имущества;
рынок ритуальных услуг;
рынок печатных изданий;
рынок нестационарных торговых объектов.
В 2018 году Башкортостанским УФАС России выдано 28 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выполнено 34 предупреждения (17 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 19 предупреждений, выданных в предыдущие периоды), 3 предупреждения – в стадии выполнения, не выполнено в установленный срок 8 предупреждений, после невыполнения предупреждений возбуждено 8 дел, предупреждения не обжаловались в суд.
1.1.6.Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции"
возбуждено 10 дел (в 2017 году – 16 дел);
выявлено 2 нарушения (в 2017 году – 10 нарушений);
предписания не выдавались (в 2017 году – 11 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 16 в разрезе видов нарушений:
ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 10 дел, 2 нарушения, предписания не выдавались.
1.1.7.Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции"
возбуждено 16 дел (в 2017 году – 41 дело);
выявлено10 нарушений (в 2017 году – 40 нарушений);
выдано 1 предписание (в 2017 году – 8 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 17 в разрезе видов нарушений:
создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 4 дела, 3 нарушения и 1 предписание;
нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 4 дела, 2 нарушения, предписания не выдавались;
необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 7 дел, 5 нарушений, предписания не выдавались;
ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок – 1 дело, нарушения не выявлены, предписания не выдавались.
1.1.8.Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
возбуждено 1 дело (в 2017 году – 8 дел);
нарушения не выявлены (в 2017 году – 6 нарушений);
предписания не выдавались (в 2017 году – 2 предписания).
1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году не выявлены факты нарушений статьи 18 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции".
1.1.10.Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году основные виды торгов, обжалуемые в Башкортостанское УФАС России:
67,5% поступивших жалоб в Башкортостанское УФАС России касалось обжалования торгов, проводимых по Федеральному Закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
8,9% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";
8,4% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
6,5% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
2,2% поступивших жалоб касалось обжалования аукционов и предварительных отборов, проводимых в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Основные виды нарушений, выявленных в 2018 году:
необоснованное отклонение заявки;
установление требований к участникам торгов, не предусмотренных документацией о закупках, Положением о закупках;
необоснованный не допуск к участию в закупке;
установление необоснованных требований на этапе допуска, а также на этапе оценки;
несвоевременное размещение информации, подлежащей размещению (протоколы, извещения и др.);
сокращение сроков приема заявок.
1.1.11.Предоставление государственных или муниципальных преференций
Башкортостанским УФАС России в 2018 году рассмотрено 9 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 6 решений о даче согласия.
Поступило на рассмотрение 9 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:
развитие образования и науки – 1 заявление;
проведение научных исследований – 2 заявления;
развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 1 заявление;
обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 1 заявление;
охрана здоровья граждан – 1 заявление;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 1 заявление;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" – 2 заявления.
В 2018 году поступило на рассмотрение 9 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 6 - от органов исполнительной власти субъекта РФ, 3 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (не денежных средств) – 2 заявления, передача имущества (денежных средств) - 3 заявления, передача иных объектов гражданских прав – 4 заявления.
1.1.12.Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет
В 2018 году Башкортостанским УФАС России не принимались решения по делам, в которых включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.
1.1.13.Практика направления предостережений
В 2018 году Башкортостанским УФАС России выдано 16 предостережений по статье 15 Закона "О защите конкуренции".
В 2017 году выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона "О защите конкуренции":
по статье 15 – 5 предостережений;
по статье 16 – 1 предостережение.
1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля
1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено 4 ходатайства, направленных участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст. 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции". В 2017 году – 1 ходатайство.
В Башкортостанское УФАС России в 2018 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.
Башкортостанским УФАС России в 2018 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 34 Федерального закона "О защите конкуренции"
1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году в Башкортостанское УФАС России не поступали проекты соглашений в соответствии со статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)
В 2018 году не было случаев применения статьи 38 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.2.4.Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)
В 2018 году рассмотрено 1 ходатайство, поданное в соответствии с Законом «О естественных монополиях».
1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций
В 2018 году Башкортостанским УФАС России проведено 9 плановых проверок органов местного самоуправления, по итогам которых выдано 4 предупреждения, все предупреждения исполнены органами местного самоуправления в установленный срок. По результатам проведенных проверок к административной ответственности в отчетном периоде должностные лица не привлекались, поскольку выданные предупреждения исполнялись в срок, в связи с чем, дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались.
Значительная часть выявленных нарушений приходится на:
рынок печатной продукции – 75%;
рынок недвижимого имущества – 25%.
1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации
В 2018 году Башкортостанским УФАС России не передавались сообщения (материалы) в правоохранительные органы.
Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
В 2018 году не поступали обращения, не возбуждались дела, не проводились проверки по контролю соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» было возбуждено 1 дело; выявлено 1 нарушение; предписания не выдавались.
Башкортостанским УФАС России по итогам 64 проведенных внеплановых проверок в связи с выявлением нарушений законодательства о торговле, в части несоответствия условий договоров поставки действующему законодательству, были возбуждены 74 административных дела по статье 14.42. КоАП РФ.
По результатам рассмотрения 74 дел об административных правонарушениях было выдано 41 предупреждение и выдано 33 постановления о наложении штрафа на общую сумму 660 тыс. рублей.
Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике
Действие | Количество |
Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики | - |
Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики | - |
Раздел 4. Контроль рекламной деятельности
Башкортостанским УФАС России всего в 2018 году возбуждено и рассмотрено 81 дело по признакам нарушения законодательства о рекламе., выдано 62 предписания.
Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.
Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2018 году возбуждено и рассмотрено 750 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе:
420 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок;
6 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках;
50 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений;
5 дел – за недобросовестную конкуренцию;
15 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;
100 дел – за нарушение законодательства о рекламе;
2 дела – за нарушение законодательства об энергосбережении;
25 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения;
99 дел – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц;
3 дела – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган.
За неуплату штрафа в установленные сроки передано на рассмотрение мировых судей материалы по 25 делам.
Общая сумма уплаченного штрафа – более 11,9 млн.рублей.
Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд
с исковыми требованиями
В 2018 году в результате рассмотрения 66 дел (в 2017 году – 96) по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 42 решения (в 2017 году – 84) о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 41 предписание (в 2017 году – 56) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В 2018 году всего обжаловано 34 решения (в 2017 году – 52), из них:
12 решений, принятых в 2018 году (в 2017 году - 28 решений, принятых в 2017 году);
22 решения, принятых в предыдущем периоде (в 2017 году – 24 решение).
Признаны судом законными в полном объеме 19 решений, всего (в 2017 году – 26 решений), из них:
2 решения, принятых в 2018 году (в 2017 году – 7 решений, приятых в 2017 году);
17 решений, принятых в предыдущем периоде (в 2017 году – 19 решений).
Признано судом полностью недействительными 4 решения, принятых в предыдущие периоды (в 2017 году – 7 обжалованных решения, принятых в предыдущем периоде).
Признано судом частично недействительным 1 решение, принятое в предыдущие периоды (в 2017 году – отсутствуют решения, признанные судом частично недействительными).
В стадии судебного обжалования находятся 18 обжалованных решения (в 2017 году – 23), из них:
10 решений, принятых в 2018 году (в 2017 году – 21 решение, принятое в 2017 году);
8 решений, принятые в предыдущем периоде (в 2017 году – 2 решения).
Также в 2018 году было обжаловано 36 решений (предписания), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2017 году – 54).
3 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2017 году – 2).
Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности
В 2018 году в Башкортостанское УФАС России не поступали жалобы в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве).
Раздел 8. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями
В 2018 году было обжаловано 36 решений (предписания), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2017 году – 54).
3 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2017 году – 2).
Раздел 9. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2018 год Башкортостанским УФАС России рассмотрено 1305 жалоб. Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, уполномоченного органа, распределился следующим образом: при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для федеральных нужд – 164 поданных жалобы или 12,57% от общего количества, для нужд субъекта Российской Федерации – 802 или 61,45%, для муниципальных нужд – 339 или 25,98%.
Участниками закупки, подавшими жалобы, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 54 жалобы или 4% от общего количества поступивших жалоб.
Из принятых к рассмотрению жалоб признано обоснованными – 237 жалоб (27,32%); обоснованными частично – 135 жалоб (16,25%); необоснованными – 425 жалоб (51,15%); необоснованными, при этом выявлены нарушения – 45 жалоб (5,42%). В соответствии с выявленными нарушениями Комиссией Башкортостанского УФАС России выданы соответствующие предписания об устранении нарушений.
Проведено в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе на основании поступившей информации и обращений 263 внеплановые проверки, по результатам которых в 193 случаях выявлены нарушения действующего законодательства, что составляет 73,39% от общего количества проведенных внеплановых проверок. В 70 случаях (26,62%) нарушений не установлено.
Наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб являются:
"заточка" технических требований под "определенного" производителя;
неприменение постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2017 года № 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
предоставление участниками закупок недостоверной информации;
неправомерное отклонение заявок;
установление показателей отличных от ГОСТ (без обоснования);
разработка документации о закупке не соответствующей действующей редакции ГОСТ.
Также Башкортостанским УФАС России в 2018 году осуществлены 2 плановые проверки, по результатам которых в действиях субъектов проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, должностные лица субъектов проверки привлечены к административной ответственности.
В 2018 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 373 обращения (заявления) о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения Управлением включен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 121 поставщик (подрядчик, исполнитель). Большая часть обращений (заявлений) поступает в связи с уклонением от заключения контракта.
Наибольший удельный вес, выявленных в 2018 году административных правонарушений, приходится на положения статьи 7.30 КоАП РФ (около 69,77%).
Раздел 10. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях
Башкортостанским УФАС России в 2018 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференция, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.
Проведено 4 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (21 марта, 20 июня, 19 сентября и 21 ноября 2018 года).
В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.
15 ноября 2018 года проведена международная научно-практическая конференция "Современная конкуренция: состояние, проблемы и тренды развития" с участием представителей Центрального аппарата ФАС России, территориальных органов ФАС России, членов Ассоциации антимонопольных экспертов, органов исполнительной власти республики, Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Башкирского государственного университета, общественных организаций и бизнеса.
Проведены семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России и круглый стол по актуальным проблемам применения и развития антимонопольного законодательства, взгляд регулятора и экспертов с участием представителя ФАС России и членов Ассоциации антимонопольных экспертов.
Проведены экскурсии, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов; конкурсы рисунков "Реклама школьных каникул", "Реклама новогоднего товара", "Реклама новогодней елки" для учащихся младших классов; практические занятия с учащимися старших классов в виде деловой игры "Модельный процесс, посвященный рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке"; "школьный" Экспертный Совет по рекламе для учащихся средних классов; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"; "Веселые старты - за честную конкуренцию" среди воспитанников старшего дошкольного возраста; классные часы по рекламе для учащихся младших и средних классов.
В наши дни актуальным вопросом остается разработка антимонопольного комплаенса в государственных органах и на предприятиях. Антимонопольный комплаенс предполагает совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Крупные компании приходят к необходимости внедрения антимонопольного комплаенса, а также необходимости наличия кадров в штате, владеющих комплексом знаний, в том числе антимонопольного законодательства.
Школа конкурентного права, организованная в ноябре 2014 года совместно с Башкирским государственным университетом (кафедра государственного права Института права БашГУ), уже сегодня готовит таких специалистов. В 2016 года состоялся первый выпуск Школы конкурентного права. Слушателями являются студенты разных ВУЗов и курсов, в том числе магистранты. В 2016-2018 г.г. проведены четыре сессии II набора Школы конкурентного права. В мае 2018 года состоялся второй выпуск Школы конкурентного права.
Школа востребована – в ноябре 2018 года состоялся III набор Школы конкурентного права и проведены занятия первой сессии школы.
В Башкортостанском УФАС России проводится личный прием граждан руководителем управления, заместители руководителя, начальники отделов управления (по мере обращения) ведут приемы граждан.
Информация о графике приема граждан размещена на сайте Башкортостанское УФАС России в разделе "обратная связь" (обратная связь - контактная информация – график приема граждан).
По поручению Президента Российской Федерации в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан 20 февраля и 10 октября 2018 года проведены приемы граждан руководителем управления по вопросам, входящим в компетенцию Башкортостанского УФАС России.
За 2018 год поступило 1061 письменное обращение граждан, принято 69 граждан.
Основные вопросы, по которым обращаются граждане: ситуация на продовольственных рынках; нарушения в сфере ЖКХ; нарушения в сфере энергетики (технологическое присоединение); вопросы, связанные с методами реагирования и административной ответственностью за нарушение процедуры торгов; нарушения процедуры предоставления земельных участков в аренду; по вопросам рекламы (обращения по рекламе, размещаемой в средствах массовой информации и по наружной рекламе).
При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют:
Общественно-консультативный совет;
Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;
Экспертный Совет по естественным монополиям;
Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли;
Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет. В 2018 году состоялось 2 заседания совета (22 ноября и 13 декабря 2018 года).
22 ноября 2018 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Башкортостанском УФАС России, на котором обсуждена тема "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года". На заседании совета 13 декабря 2018 года состоялось обсуждение вопросов о предстоящих изменениях регламента работы Общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России.
При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 4 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. В 2018 году состоялось 4 заседания Экспертного совета (14 марта, 26 июня, 11 сентября и 25 декабря 2018 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям. На заседании совета 29 августа 2018 года обсуждалась тема: "Ситуация на рынке теплоснабжения с учетом вынесенного Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года №30-П".
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. В 2018 году состоялось 2 заседания совета (23 мая и 18 сентября 2018 года).
На заседании Экспертного Совета в сфере розничной торговли 23 мая 2018 года обсуждалась ситуация на топливном рынке. В рамках заседания совета обсуждены вопросы, касающиеся повышения розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо и тенденции на топливном рынке. 18 сентября 2018 года на заседании совета обсуждалась ситуация на рынке розничной торговли - обсуждены вопросы ограничения приобретения, аренды торговыми сетями торговых площадей под магазины.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок. В 2018 году проведено 2 заседания совета. (17 апреля и 24 октября 2018 года).
На заседаниях совета совместно с представителями государственных заказчиков, органов прокуратуры, бизнес–сообществ, участников рынка, общественных организаций, слушателей школы конкурентного права в присутствии средств массовой информации обсуждались проблемы, препятствующие развитию конкуренции в сфере закупок, актуальные вопросы и сложившуюся правоприменительную практику (17 апреля 2018 года), проблемные вопросы на рынке охранных услуг (24 октября 2018 года).