Протокол Заседания Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 сентября 2012

25  сентября  2012 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Руководитель Башкортостанского УФАС России <…> – председатель Экспертного Совета.

 

В заседании приняли участие председатель «Башкирского регионального отделения общероссийской  общественной  организации   малого и среднего  предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» <…>, заместитель  главы  Администрации  городского округа город Уфа <…>, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РБ <…>, директор правового департамента Торгово-промышленной палаты РБ <…>, заместитель начальника  отдела механизации и электрификации в отраслях  АПК  Министерства сельского хозяйства РБ <…>, заместитель энергетического отдела Приуральского Управления  федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <…>, главный специалист-эксперт Госкомитета РБ по тарифам <…>, начальник отдела государственного контроля за правильностью применения установленных нормативов и тарифов Государственной жилищной инспекции РБ <…>, работники УФАС по РБ, а также приглашенные. Среди них - заместитель директора МУП УЖХ г. Уфы <…>, заместитель директора ООО  «Энергетическая сбытовая компания  Башкортостана»  <…>, заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» <…>, начальник отдела по эксплуатации ВДГО ОАО «Газ-Сервис» <…>, начальник департамента транспорта электрической энергии ООО «БашРЭС» <…>, главный инженер ООО «БашРТС» <…>, главный инженер ОАО «Башкоммунэнерго» <…>, начальник ПТО МУП Уфимские инженерные сети ГО г. Уфа РБ <…>, начальник ПТО МУП «Электрические сети» ГО г. Стерлитамак <…>, директор ООО «Кармаскалинскрайсельхозэнерго» <…>, председатель Совета директоров ООО «Жилкомзаказчик» <…>, представители управляющих компаний и ТСЖ а также иные заинтересованные лица.

 

В рамках заседания Экспертного Совета обсуждались проблемы на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов: газа, тепловой энергии, электрической энергии, воды.

 

Также обсуждалось антимонопольное регулирование на данном рынке, соблюдение субъектами естественных монополий требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Члены Экспертного совета а также приглашенные приняли активное участие в обсуждении  вышеуказанных вопросов.

 

Как отметила в своем вступительном слове председатель Экспертного Совета, на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов идет большое противостояние между участниками данного рынка, они не могут урегулировать разногласия между собой, в результате чего страдает граждане. Таким образом, все эти проблемы должны рассматриваться через антимонопольное регулирование.  

 

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, обязанностью потребителя энергетических ресурсов является установка приборов учёта потребления этих ресурсов. Требования установки приборов учёта распространяются на учёт электрической, тепловой энергии, газа, воды.

 

Члены Экспертного совета и приглашенные участники заседания отметили, что основной проблемой на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов является:

- несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства);

- несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям;

- необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов;

- разногласия между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета;

- выбор подрядной организации по оснащению и эксплуатации приборов учета без конкурсных процедур;

- установка приборов учета без уведомления собственников жилых домов о выборе подрядной организации.

- в большинстве многоквартирных домов нет возможности индивидуального учета тепловой энергии в отопительных приборах, что связано с вертикальной разводкой стояков отопления, и учет технологически не осуществим.

 

Приборы учёта имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учёта должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.

 

 

 

Установку индивидуального прибора учета газа вправе выполнить индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельства о допуске к такому виду работ, выданные саморегулируемой организацией.

ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации

- Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда

- Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"

Переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг. Специализированная организация" - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

 

Вопросы учета тепловой энергии регулируются при взаимоотношениях юридических лиц друг с другом «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и Гражданским кодексом РФ, при взаимоотношениях жителей с юридическими лицами или управляющими компаниями постановлением правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Жилищным Кодексом РФ.

При установке и вводу в эксплуатацию приборов учета тепла возникают разногласия между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. Также управляющие компания и ТСЖ не уведомляют  собственников жилых домов о выборе подрядной организации по оснащению и эксплуатации приборов учета и выбор проходит без конкурсных процедур.

 

Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442) предусмотрено, что прибор учета электрической энергии оптимально устанавливать на границе балансовой принадлежности между потребителем и сетевой компанией.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан считает, что оптимальным местом установки прибора учета с дистанционным снятием показаний израсходованной электрической энергии, является фасад дома потребителя электрической энергии.

 

Действия по взиманию платы за установку пломб на приборы учета воды противоречат действующему законодательству:

- ч. 1 ст. 421 Гражданского Кодекса РФ;

- ч. 2 ст. 543 Гражданского Кодекса РФ;

- п. 2 ст. 16 закона РФ от 07.02.1998 «О защите прав потребителей»;

- пп. 11, 34, 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.

 

В целях исключения случаев бесконтрольного демонтажа прибора учета производится пломбирование установки прибора учета. Услуга по пломбированию прибора учета не подлежит государственному регулированию и определяется на основании прейскуранта цен исполнителя коммунальной услуги.

 Необходимо отметить, что поскольку ввод прибора учета в эксплуатацию может быть осуществлен только исполнителем коммунальной услуги, то по вопросу обоснованности калькуляции затрат на ввод прибора учета в эксплуатацию исполнителя коммунальной услуги потребитель может обратиться в Федеральную антимонопольную службу.

 

По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу, что вопросы поставленные на совете требуют тщательной проработки всех ее аспектов и делать это нужно в интересах граждан. Мерами, способствующими исключению нарушений антимонопольного законодательства является четкое исполнения субъектами естественных монополий норм действующего законодательства, а именно: Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила учета тепловой энергии и теплоносителя; Постановление правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; Приказ Минрегиона РФ от 26 июня 2009 г. № 239 «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации»; Постановление Правительства от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»; Федеральный закон от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике»; Постановление Правительства от 4 мая 2012 г. N 442«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»; Правила учета электрической энергии; Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ; Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

 

Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

 До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учёта используемых энергоресурсов.

 

Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

 

Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК - донести информацию до собственников, что установка приборов учёта необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учёта со стороны энергоснабжающей организации. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учёта энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

 

Дата проведения Совета: 
25 сентября 2012, 14:00