Протокол по итогам заседания общественного совета при УФАС по РБ от 14.10.2021
Протокол заседания Общественного Совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
Дата и время проведения: 14.10.2021 16:45
Место проведения: конференция zoom
Повестка заседания: обсуждение вопросов реализации Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 №2424-р (далее – Национальный план).
- Вступительное слово Председателя общественного совета УФАС по Республике Башкортостан Николаевой Л.Р.
- Выступление начальника отдела УФАС по РБ Васильева И.В. об основных показателях (результатах) развития конкуренции, предусмотренных Национальным планом и деятельности органов власти и местного самоуправления, направленные на достижения таких показателей.
- Предложения, вопросы.
Николаева Л.Р.: оглашение повестки заседания.
Васильев И.В. выступил об основных показателях (результатах) развития конкуренции, предусмотренных Национальным планом, и мероприятиях, направленных на достижение таких показателей.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:
- в срок до 1 января 2022 г. утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции на 2022 - 2025 годы;
- в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить равный доступ образовательных организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей к участию в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств);
- в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них;
- в срок до 1 января 2024 г. определить состав имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в срок до 31 декабря 2025 г.:
обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
с участием органов местного самоуправления обеспечить организацию инвентаризации кладбищ и мест захоронений на них, создание в субъектах Российской Федерации по результатам такой инвентаризации и ведение реестров кладбищ и мест захоронений с размещением указанных реестров на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Основными задачами Национального плана являются:
- развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
- снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;
- обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере);
- обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и финансовой устойчивости перевозчиков и др.
В целях достижения поставленных задач предусмотрено сокращение к 2025 году доли организаций с государственным и муниципальным участием в отраслях, определенных Национальным планом; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; сокращение доли закупок у единственного поставщика и доли закупок, результаты которых признаны несостоявшимися.
Отраслями (сферами) экономики, в которых ожидаются результаты развития конкуренции являются: агропромышленный комплекс; информационные технологии; сфера обращения твердых коммунальных отходов; финансовые рынки; природные ресурсы; электроэнергетика; транспорт; образование; здравоохранение; ритуальные услуги; энергетика; нефть и нефтепродукты; химическая промышленность и нефтегазохимическая промышленность; строительство; торговля; лесной комплекс.
Так, например, в торговле предполагается увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест под них не менее чем на 10 процентов к 2025 году по отношению к 2020 году, а для реализации запланированных мероприятий в агропромышленном комплексе Правительством РФ принята концепция развития оптовых продовольственных рынков.
Участники заседания с положительной стороны оценили поставленные цели о развитии малого и среднего предпринимательства. В то же время заместитель председателя Общественного совета Васильев В.Л. отметил, что в Национальном плане не отражена такая категория, как «Самозанятые», будут ли они учтены также как субъекты малого и среднего предпринимательства.
Также на заседании члены Общественного Совета отметили необходимость контроля за соблюдением органами власти и органами местного самоуправления такого требования как ликвидация к 2025 году государственных и унитарных предприятий на конкурентных рынках и чтобы выполнение данного требования проходило не путем простого переименования ГУПа (МУПа) в АО, ООО и т.п. с сохранением доли государственного (муниципального) участия.