Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

20 июня 2017 года в 15 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: Практика применения Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Заседание Экспертного совета вел Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

На заседании Совета присутствовали:

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Исполняющий обязанности руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

 

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

 

<…>

Заместитель председателя  Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, член ЭС

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

<…>

Председатель Башкирской торговой Ассоциации, член ЭС

 

Председатель Объединения работодателей «Союза работодателей Республики Башкортостан»

 

Начальник отдела статистики торговли и услуг Башкортостанстата

 

Начальник отдела развития продовольственных рынков и пищевой промышленности

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

<…>

 

Начальник Управления по предпринимательству, потребительскому рынку и туризму

 

Председатель Некоммерческой организации «Молочный союз Башкортостана»

 

Председатель Союза пекарей Республики Башкортостан

 

Коммерческий директор сети «Апельсин-СИТИ»
г. Октябрьский

 

Коммерческий директор ООО «Натуральные продукты» (торговая сеть «Ярмарка»)

 

Исполнительный директор ООО «Универсал-Трейдинг» (торговая сеть «Матрица»)

 

Заместитель директора департамента по правовым и корпоративным вопросам ООО «Элемент-Трейд»

 

Заместитель директора Приволжского дивизиона по работе с государственными органами ЗАО ТД «Перекресток»

 

Генеральный директор ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат»

 

Юрист АО «Форвард»

 

Руководитель торгового отдела

ООО «Экопродукт» (ОАО «Миякимолзавод»)

 

Коммерческий директор ООО «Уфагормолзавод»

 

Директор торговой сети «Лукошко»

 

<…>

 

 

Исполнительный директор НО «Молочный Союз Башкортостана»

Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово Исполняющему обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>. 

Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

Прения и дебаты

Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> было отмечено, что Управлением на основании поручения Правительства Российской Федерации, ФАС России проведены проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговых сетей, находящихся на территории Республики Башкортостан.
Цель проверочных мероприятий - установить как участники рынка: торговые сети, производители подстроились под изменения в Закон о торговой деятельности, а также выявление проблем применения положений Закона о торговой деятельности (в ред. Закона № 273-Ф3) и необходимости внесения соответствующих изменений.

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС <…> озвучил итоги проверок,  нарушения Закона о торговле, выявленные антимонопольным органом. Отметил, что проведя 64 проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговых сетей федерального, регионального (межрегионального), муниципального уровней, проанализировав более 1300 договоров, Управлением было установлено следующее.
В договорах торговых сетей отсутствуют условия, предусматривающие плату за право поставок продовольственных товаров; платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; отсутствуют положения, при которых расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров не по вине поставщика ложатся на поставщика. Включение в договоры поставки услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг также не осуществляется. 
Можно констатировать, что уже многие торговые сети, как федеральные, так и региональные, отказались от практики заключения договоров услуг, и работают только по вознаграждению.
Осуществляется переход торговых сетей на более прозрачные условия работы, на «чистую цену», что понятно обеим сторонам. Период расчета вознаграждения у торговых сетей различается: ежемесячный, ежеквартальный, годовой. 
При проведении опросов поставщиков ни один из поставщиков не указал, что как-то в этой части его права нарушаются и не исполняются торговой сетью.
Вместе с тем, в ходе проведения проверок в договорах ряда торговых сетей выявлены признаки нарушений части 4 статьи 9 Закона о торговой деятельности. Так, при расчете совокупного размера вознаграждения учитывался налог на добавленную стоимость (НДС). Хотя Законом предусмотрено, что при расчете указанного совокупного размера сумма налога на добавленную стоимость не учитывается.
За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.42 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 1 млн. до 5 млн. руб.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о торговой деятельности сроки оплаты товара исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
При этом указано, что не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять.
Таким образом, вопрос передачи документов законодателем урегулирован. При этом необходимо отметить, что многие торговые сети за несвоевременное предоставление товаросопроводительных документов используют штрафные санкции.
В то же время анализ полученных в ходе проверки договоров поставки показал, что у ряда торговых сетей договоры содержат следующий пункт: «В случае если при проведении приемки товара, Поставщиком не будет переданы документы, которые он должен передать покупателю в соответствии с законодательством и условиями настоящего договора Покупатель вправе,  без применения к нему каких-либо мер ответственности, не оплачивать товар до предоставления документов. Срок оплаты данного товара будет исчисляться с момента предоставления недостающих документов». 
Данное условие в договоре противоречит части 8 статьи 9 Закона о торговой деятельности.
За установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 млн. до 5 млн. рублей.
Сроки оплаты продовольственных товаров установлены ч. 7 ст. 9 Закона о торговой деятельности, и определяются Законом в зависимости от срока годности таких товаров: менее 10 дней, от 10 до 30 дней и свыше 30 дней. 
В данной части по некоторым торговым сетям установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 9 Закона о торговой деятельности. Например, по некоторым товарам, срок годности которых составляет менее 10 дней, срок оплаты превышал установленный законом срок – 8 рабочих дней. 
Также в поле зрения антимонопольного органа попал договор поставки со следующими условиями: покупатель осуществляет оплату товара, согласно указанному в соответствующей товарной накладной условию: по факту получения товара либо с отсрочкой оплаты. При этом в дополнительном соглашении к договору поставки прямо указано, что в отношении продовольственных товаров, применяются положения о стоимости отсрочки оплаты: 1% при отсрочке оплаты товара не более 27 дней; 2% не более 34 дней; 3% не более 40 дней; 10% более 40 дней.
Данные условия не соответствуют положениям ч. 7 ст. 9 Закона о торговле.
Также одним из выявленных нарушений является установление в договоре поставки запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора. Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается.
Законом о торговой деятельности включение данного условия запрещено (часть 10 статьи 9).
Руководствуясь разъяснениями ФАС России, Управлением в ходе анализа представленных договоров поставки были просмотрены положения о штрафных санкциях и премиях и выявлено по некоторым торговым сетям установление различных сумм штрафных санкций, премий, применительно к поставщикам, находящихся на одном товарном рынке. Такие действия торговых сетей создают неравные условия в отношении различных поставщиков, носят дискриминационный характер и содержат признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговой деятельности.

Заместитель председателя  Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, член ЭС <…>  затронул проблемы, с которыми приходится сталкиваться производителям при вхождении в торговые сети, о положениях федерального законодательства, которые влияют как на общее состояние потребительского рынка.

Председатель Союза пекарей РБ <…>, указал, что в настоящее время остро стоит проблема возврата хлебобулочной продукции, в связи с которыми хлебопеки несут убытки.

В заключение Исполняющим обязанности руководителя Управления отмечено, что все предложения, а также высказанные проблемы будут зафиксированы,  Управление будет продолжать работу по этой проблеме.

После заседания Экспертного совета состоялся брифинг с представителями СМИ.
 

Дата проведения Совета: 
20 июня 2017, 15:29