Решение и предписание по делу №А-190/15-12 в отношении муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-190/15-12
Дата публикации: 3 сентября 2012, 23:24

 

 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-190/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №309 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №309 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-190/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
  Согласно информации, размещенной на сайте Администрации в сети Интернет, доступной для неопределенного круга лиц – административные регламенты подлежат размещению на официальном сайте Администрации. Тексты регламентов размещаются также в местах исполнения муниципальной функции (предоставления муниципальной услуги).
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.alshei.ru от 30.07.2012, на указанном сайте размещены проекты административных регламентов, такие как: продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность за плату; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное пользование, безвозмездное срочное пользование; выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; принятие документов и выдача решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещения. Кроме того, в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, муниципальными учреждениями муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 28.04.2012 №504  (далее – Перечень муниципальных услуг) отсутствует информация об административных регламентах, в соответствии с которыми осуществляется предоставление Администрацией муниципальных услуг. 
Таким образом, ряд административных регламентов Администрации по предоставлению  муниципальных услуг по состоянию на 30.07.2012 Администрацией не утверждены.
Кроме того, согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru по муниципальному району Альшеевский район Республики Башкортостан информация об административных регламентах, сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, отсутствуют на Едином портале государственных и муниципальных услуг в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-190/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Во исполнение указанного Определения Администрацией письмом от 15.08.2012 №1474 представлены следующие пояснения. Реестр муниципальных услуг сформирован и размещен на официальном сайте Администрации до 01.07.2012. Перечень необходимых и обязательных услуг, предоставляемых органами, участвующими в предоставлении муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан утвержден решением Совета муниципального района Альшеевский район РБ от 19.05.2012 №41-10 и размещен на официальном сайте Администрации. Перечень гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, и в которых размещается муниципальное задание (заказ), утвержден Постановлением Администрации от 30.03.2012 №351. Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями утвержден постановлением Администрации от 28.04.2012 №504 и размещен на сайте Администрации. Как указывает в своем письме Администрация все административные регламенты муниципальных услуг (26 услуг) разработаны и утверждены до 01.07.2012 и размещены на официальном сайте Администрации. Размещение информации и техническое обслуживание официального сайта Администрации, согласно договору №169-ТО от 11.01.2012, осуществляет ООО «Экспресс-лаб». После утверждения все административные регламенты были направлены на размещение в сети Интернет, но в связи с технической невозможностью не были размещены до 01.07.2012. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам. 
Как следует из материалов дела, по состоянию на 30.07.2012 ряд административных регламентов Администрации по предоставлению муниципальных услуг размещены на официальном сайте Администрации как проекты. То есть данные административные регламенты не прошли соответствующую экспертизу и являются не утвержденными. В то же время, исходя из пояснений представителей Администрации, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг утверждены постановлениями Администрации в мае, июне 2012 года. 
Таким образом, Администрация, утвердив административные регламенты предоставления муниципальных услуг, в нарушение установленного порядка опубликования административного регламента до 30.07.2012 не обеспечила доступ к указанным административным регламентам на официальном сайте Администрации заинтересованным лицам. 
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012. Однако информация об утвержденных административных регламентах предоставления муниципальных услуг в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями, утвержденном постановлением Администрации от 28.04.2012 №504 (далее – Перечень муниципальных услуг), отсутствует.
На заседании Комиссии был просмотрен сайт Администрации и установлено, что по состоянию на 21.08.2012 административные регламенты утверждены и размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет, т.е. доступны для ознакомления и пользования для заинтересованных лиц. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг не включена в Перечень муниципальных услуг.
Также на заседании Комиссии был просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения сведений о муниципальных услугах Администрацией на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 21.08.2012 на указанном сайте по Альшеевскому району Республики Башкортостан сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, отсутствуют. Каких-либо пояснений по данному факту Администрация не представила.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №96-А-190/15-12
03.09.2012
 
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-190/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
 
 
 
 
 
 
stdClass Object ( [vid] => 8843 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №А-190/15-12 в отношении муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8843 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358270830 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-190/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №309 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №309 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-190/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
  Согласно информации, размещенной на сайте Администрации в сети Интернет, доступной для неопределенного круга лиц – административные регламенты подлежат размещению на официальном сайте Администрации. Тексты регламентов размещаются также в местах исполнения муниципальной функции (предоставления муниципальной услуги).
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.alshei.ru от 30.07.2012, на указанном сайте размещены проекты административных регламентов, такие как: продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность за плату; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное пользование, безвозмездное срочное пользование; выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; принятие документов и выдача решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещения. Кроме того, в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, муниципальными учреждениями муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 28.04.2012 №504  (далее – Перечень муниципальных услуг) отсутствует информация об административных регламентах, в соответствии с которыми осуществляется предоставление Администрацией муниципальных услуг. 
Таким образом, ряд административных регламентов Администрации по предоставлению  муниципальных услуг по состоянию на 30.07.2012 Администрацией не утверждены.
Кроме того, согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru по муниципальному району Альшеевский район Республики Башкортостан информация об административных регламентах, сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, отсутствуют на Едином портале государственных и муниципальных услуг в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-190/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Во исполнение указанного Определения Администрацией письмом от 15.08.2012 №1474 представлены следующие пояснения. Реестр муниципальных услуг сформирован и размещен на официальном сайте Администрации до 01.07.2012. Перечень необходимых и обязательных услуг, предоставляемых органами, участвующими в предоставлении муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан утвержден решением Совета муниципального района Альшеевский район РБ от 19.05.2012 №41-10 и размещен на официальном сайте Администрации. Перечень гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, и в которых размещается муниципальное задание (заказ), утвержден Постановлением Администрации от 30.03.2012 №351. Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями утвержден постановлением Администрации от 28.04.2012 №504 и размещен на сайте Администрации. Как указывает в своем письме Администрация все административные регламенты муниципальных услуг (26 услуг) разработаны и утверждены до 01.07.2012 и размещены на официальном сайте Администрации. Размещение информации и техническое обслуживание официального сайта Администрации, согласно договору №169-ТО от 11.01.2012, осуществляет ООО «Экспресс-лаб». После утверждения все административные регламенты были направлены на размещение в сети Интернет, но в связи с технической невозможностью не были размещены до 01.07.2012. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам. 
Как следует из материалов дела, по состоянию на 30.07.2012 ряд административных регламентов Администрации по предоставлению муниципальных услуг размещены на официальном сайте Администрации как проекты. То есть данные административные регламенты не прошли соответствующую экспертизу и являются не утвержденными. В то же время, исходя из пояснений представителей Администрации, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг утверждены постановлениями Администрации в мае, июне 2012 года. 
Таким образом, Администрация, утвердив административные регламенты предоставления муниципальных услуг, в нарушение установленного порядка опубликования административного регламента до 30.07.2012 не обеспечила доступ к указанным административным регламентам на официальном сайте Администрации заинтересованным лицам. 
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012. Однако информация об утвержденных административных регламентах предоставления муниципальных услуг в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями, утвержденном постановлением Администрации от 28.04.2012 №504 (далее – Перечень муниципальных услуг), отсутствует.
На заседании Комиссии был просмотрен сайт Администрации и установлено, что по состоянию на 21.08.2012 административные регламенты утверждены и размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет, т.е. доступны для ознакомления и пользования для заинтересованных лиц. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг не включена в Перечень муниципальных услуг.
Также на заседании Комиссии был просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения сведений о муниципальных услугах Администрацией на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 21.08.2012 на указанном сайте по Альшеевскому району Республики Башкортостан сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, отсутствуют. Каких-либо пояснений по данному факту Администрация не представила.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №96-А-190/15-12
03.09.2012
 
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-190/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
 
 
 
 
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>
при участии: от Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-190/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №309 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №309 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-190/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
  Согласно информации, размещенной на сайте Администрации в сети Интернет, доступной для неопределенного круга лиц – административные регламенты подлежат размещению на официальном сайте Администрации. Тексты регламентов размещаются также в местах исполнения муниципальной функции (предоставления муниципальной услуги).
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.alshei.ru от 30.07.2012, на указанном сайте размещены проекты административных регламентов, такие как: продление срока аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность за плату; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное пользование, безвозмездное срочное пользование; выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; принятие документов и выдача решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещения. Кроме того, в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, муниципальными учреждениями муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации от 28.04.2012 №504  (далее – Перечень муниципальных услуг) отсутствует информация об административных регламентах, в соответствии с которыми осуществляется предоставление Администрацией муниципальных услуг. 
Таким образом, ряд административных регламентов Администрации по предоставлению  муниципальных услуг по состоянию на 30.07.2012 Администрацией не утверждены.
Кроме того, согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru по муниципальному району Альшеевский район Республики Башкортостан информация об административных регламентах, сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, отсутствуют на Едином портале государственных и муниципальных услуг в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-190/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Во исполнение указанного Определения Администрацией письмом от 15.08.2012 №1474 представлены следующие пояснения. Реестр муниципальных услуг сформирован и размещен на официальном сайте Администрации до 01.07.2012. Перечень необходимых и обязательных услуг, предоставляемых органами, участвующими в предоставлении муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан утвержден решением Совета муниципального района Альшеевский район РБ от 19.05.2012 №41-10 и размещен на официальном сайте Администрации. Перечень гарантированных бесплатных для потребителя муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, и в которых размещается муниципальное задание (заказ), утвержден Постановлением Администрации от 30.03.2012 №351. Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями утвержден постановлением Администрации от 28.04.2012 №504 и размещен на сайте Администрации. Как указывает в своем письме Администрация все административные регламенты муниципальных услуг (26 услуг) разработаны и утверждены до 01.07.2012 и размещены на официальном сайте Администрации. Размещение информации и техническое обслуживание официального сайта Администрации, согласно договору №169-ТО от 11.01.2012, осуществляет ООО «Экспресс-лаб». После утверждения все административные регламенты были направлены на размещение в сети Интернет, но в связи с технической невозможностью не были размещены до 01.07.2012. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам. 
Как следует из материалов дела, по состоянию на 30.07.2012 ряд административных регламентов Администрации по предоставлению муниципальных услуг размещены на официальном сайте Администрации как проекты. То есть данные административные регламенты не прошли соответствующую экспертизу и являются не утвержденными. В то же время, исходя из пояснений представителей Администрации, административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг утверждены постановлениями Администрации в мае, июне 2012 года. 
Таким образом, Администрация, утвердив административные регламенты предоставления муниципальных услуг, в нарушение установленного порядка опубликования административного регламента до 30.07.2012 не обеспечила доступ к указанным административным регламентам на официальном сайте Администрации заинтересованным лицам. 
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012. Однако информация об утвержденных административных регламентах предоставления муниципальных услуг в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями, утвержденном постановлением Администрации от 28.04.2012 №504 (далее – Перечень муниципальных услуг), отсутствует.
На заседании Комиссии был просмотрен сайт Администрации и установлено, что по состоянию на 21.08.2012 административные регламенты утверждены и размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет, т.е. доступны для ознакомления и пользования для заинтересованных лиц. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг не включена в Перечень муниципальных услуг.
Также на заседании Комиссии был просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения сведений о муниципальных услугах Администрацией на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 21.08.2012 на указанном сайте по Альшеевскому району Республики Башкортостан сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, отсутствуют. Каких-либо пояснений по данному факту Администрация не представила.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №96-А-190/15-12
03.09.2012
 
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-190/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевский, ул. Ленина, 113) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
 
 
 
 
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-190/15-12 [format] => [safe_value] => А-190/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-03 17:24:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-03 07:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358270830 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )