РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-212-11)
02.12.2011г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии директора (главного редактора газеты) КП РБ Редакция газеты «Время» <…>. дело №Р-212-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенную на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – Магазин-салон "ВИКА", рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"").
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
16.11.2011г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело №Р-212-11 в отношении рекламодателя – Магазин-салон "ВИКА", и рекламораспространителя - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"")
Реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – Магазин-салон "ВИКА" (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"") имеет признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Так же, вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В данном случае существенной является так же подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
02.12.2011г. на рассмотрении дела №Р-212-11 присутствовал директор (главный редактор газеты) КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" <…>. На рассмотрении дела была представлена объяснительная (вх.№15708 от 02.12.2011г.) о том, что:
«В рекламе «Мебель Вика Стенки, шкафы, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон «Вика» ул.Худайбердина, 2/1 т.4-41-04. Кредит! Рассрочка!», нами как рекламораспростарнителями непреднамеренно была допущена неточность. Рекламодатель предоставил редакции информацию, которая и была полностью отражена в модуле. Зная, что заявленный в модуле кредит – это финансовая услуга, рекламный агент, прежде чем размещать его в газете, сверилась с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» Данный рекламный модуль содержал наименование юридического лица – Магазин-салон «Вика», его адрес и контактные телефоны. Зная, что магазины города отпускают товары в кредит и в рассрочку самостоятельно, не пользуясь услугами банков, рекламный агент была уверена, что магазин-салон «Вика», как юридическое лицо поступает именно так. И поэтому не стала запрашивать у рекламодателя дополнительную информацию. Дабы не вводить в заблуждение читателей, в газете №182 был опубликован обновленный модуль рекламы с необходимыми уточнениями».
Так же были представлены следующие документы (вх.№15708 от 02.12.2011г.): договор на оказание информационных услуг №9 от 12.01.2011г., согласованный макет рекламного модуля в 2экз., приказ №157 от 24.11.2011г., приказ №133-к от 23.06.2010г., устав КП РБ Редакция газеты «Время», выписка из ЕГРЮЛ от 26.09.2011г., свидетельство о регистрации СМИ от 04.05.2011г., свидетельство о гос. регистрации юр.лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, реквизиты ООО ТД «Центральный», счет №658 от 27.09.2011г., платежное поручение №543 от 03.11.2011г., газета «Кумертауское время».
В ходе рассмотрения дела №Р-212-11 Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных объяснений и документов, а именно договора на оказание информационных услуг №9 от 12.01.2011г. рекламораспространителем данной рекламы является КП РБ Редакция газеты «Время», рекламодателем – ООО ТД «Центральный». Таким образом, имеет место замена лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с магазина-салона "ВИКА" на ООО ТД «Центральный». Так же Комиссией установлено, что имеет место необходимость выделить из дела № Р-212-11 в отдельное производство дело №Р-228-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО ТД «Центральный»
Анализ материалов дела №Р-212-11 показал, что реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты «Время», нарушает ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк
или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные
средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных
договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и
уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от
02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная
организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как
основной цели своей деятельности на основании специального разрешения
(лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские
операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право
осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные
денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка
организация. Это установлено в Федеральном законе «О банках и банковской
деятельности». Предметом кредитного договора в отличии от договора займа
являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ).
Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть
только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе «О банках и банковском деятельности», а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств". Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В ходе рассмотрения дела Комиссией принято решение исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя, так как ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет только рекламодатель.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 02.12.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Заменить лицо, в действиях, которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя – с магазина-салона "ВИКА" на ООО ТД «Центральный»
2. Выделить из дела № Р-212-11 в отдельное производство дело №Р-228-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО ТД «Центральный»
3. Признать ненадлежащей рекламу, "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты «Время», так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
4. Исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя, так как ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет только рекламодатель.
5. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для мер, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 09.12.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 7938
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № Р-212-11 в отношении магазина-салона "ВИКА" по признакам нарушения ч.1 ст. 28 ФЗ "О рекламе"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7938
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1326281163
[changed] => 1370522184
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370522184
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-212-11)
02.12.2011г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии директора (главного редактора газеты) КП РБ Редакция газеты «Время» <…>. дело №Р-212-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенную на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – Магазин-салон "ВИКА", рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"").
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
16.11.2011г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело №Р-212-11 в отношении рекламодателя – Магазин-салон "ВИКА", и рекламораспространителя - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"")
Реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – Магазин-салон "ВИКА" (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"") имеет признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Так же, вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В данном случае существенной является так же подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
02.12.2011г. на рассмотрении дела №Р-212-11 присутствовал директор (главный редактор газеты) КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" <…>. На рассмотрении дела была представлена объяснительная (вх.№15708 от 02.12.2011г.) о том, что:
«В рекламе «Мебель Вика Стенки, шкафы, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон «Вика» ул.Худайбердина, 2/1 т.4-41-04. Кредит! Рассрочка!», нами как рекламораспростарнителями непреднамеренно была допущена неточность. Рекламодатель предоставил редакции информацию, которая и была полностью отражена в модуле. Зная, что заявленный в модуле кредит – это финансовая услуга, рекламный агент, прежде чем размещать его в газете, сверилась с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» Данный рекламный модуль содержал наименование юридического лица – Магазин-салон «Вика», его адрес и контактные телефоны. Зная, что магазины города отпускают товары в кредит и в рассрочку самостоятельно, не пользуясь услугами банков, рекламный агент была уверена, что магазин-салон «Вика», как юридическое лицо поступает именно так. И поэтому не стала запрашивать у рекламодателя дополнительную информацию. Дабы не вводить в заблуждение читателей, в газете №182 был опубликован обновленный модуль рекламы с необходимыми уточнениями».
Так же были представлены следующие документы (вх.№15708 от 02.12.2011г.): договор на оказание информационных услуг №9 от 12.01.2011г., согласованный макет рекламного модуля в 2экз., приказ №157 от 24.11.2011г., приказ №133-к от 23.06.2010г., устав КП РБ Редакция газеты «Время», выписка из ЕГРЮЛ от 26.09.2011г., свидетельство о регистрации СМИ от 04.05.2011г., свидетельство о гос. регистрации юр.лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, реквизиты ООО ТД «Центральный», счет №658 от 27.09.2011г., платежное поручение №543 от 03.11.2011г., газета «Кумертауское время».
В ходе рассмотрения дела №Р-212-11 Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных объяснений и документов, а именно договора на оказание информационных услуг №9 от 12.01.2011г. рекламораспространителем данной рекламы является КП РБ Редакция газеты «Время», рекламодателем – ООО ТД «Центральный». Таким образом, имеет место замена лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с магазина-салона "ВИКА" на ООО ТД «Центральный». Так же Комиссией установлено, что имеет место необходимость выделить из дела № Р-212-11 в отдельное производство дело №Р-228-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО ТД «Центральный»
Анализ материалов дела №Р-212-11 показал, что реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты «Время», нарушает ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк
или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные
средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных
договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и
уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от
02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная
организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как
основной цели своей деятельности на основании специального разрешения
(лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские
операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право
осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные
денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка
организация. Это установлено в Федеральном законе «О банках и банковской
деятельности». Предметом кредитного договора в отличии от договора займа
являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ).
Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть
только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе «О банках и банковском деятельности», а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств". Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В ходе рассмотрения дела Комиссией принято решение исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя, так как ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет только рекламодатель.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 02.12.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Заменить лицо, в действиях, которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя – с магазина-салона "ВИКА" на ООО ТД «Центральный»
2. Выделить из дела № Р-212-11 в отдельное производство дело №Р-228-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО ТД «Центральный»
3. Признать ненадлежащей рекламу, "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты «Время», так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
4. Исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя, так как ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет только рекламодатель.
5. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для мер, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 09.12.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-212-11)
02.12.2011г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии директора (главного редактора газеты) КП РБ Редакция газеты «Время» <…>. дело №Р-212-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенную на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – Магазин-салон "ВИКА", рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"").
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение №1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 №30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
16.11.2011г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело №Р-212-11 в отношении рекламодателя – Магазин-салон "ВИКА", и рекламораспространителя - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"")
Реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожии, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламодатель – Магазин-салон "ВИКА" (г.Кумертау, ул.Худайбердина, 2\1), рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" (общественно-политическая газета "Кумертауское время"") имеет признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Так же, вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В данном случае существенной является так же подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
02.12.2011г. на рассмотрении дела №Р-212-11 присутствовал директор (главный редактор газеты) КП РБ Редакция газеты "ВРЕМЯ" <…>. На рассмотрении дела была представлена объяснительная (вх.№15708 от 02.12.2011г.) о том, что:
«В рекламе «Мебель Вика Стенки, шкафы, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон «Вика» ул.Худайбердина, 2/1 т.4-41-04. Кредит! Рассрочка!», нами как рекламораспростарнителями непреднамеренно была допущена неточность. Рекламодатель предоставил редакции информацию, которая и была полностью отражена в модуле. Зная, что заявленный в модуле кредит – это финансовая услуга, рекламный агент, прежде чем размещать его в газете, сверилась с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» Данный рекламный модуль содержал наименование юридического лица – Магазин-салон «Вика», его адрес и контактные телефоны. Зная, что магазины города отпускают товары в кредит и в рассрочку самостоятельно, не пользуясь услугами банков, рекламный агент была уверена, что магазин-салон «Вика», как юридическое лицо поступает именно так. И поэтому не стала запрашивать у рекламодателя дополнительную информацию. Дабы не вводить в заблуждение читателей, в газете №182 был опубликован обновленный модуль рекламы с необходимыми уточнениями».
Так же были представлены следующие документы (вх.№15708 от 02.12.2011г.): договор на оказание информационных услуг №9 от 12.01.2011г., согласованный макет рекламного модуля в 2экз., приказ №157 от 24.11.2011г., приказ №133-к от 23.06.2010г., устав КП РБ Редакция газеты «Время», выписка из ЕГРЮЛ от 26.09.2011г., свидетельство о регистрации СМИ от 04.05.2011г., свидетельство о гос. регистрации юр.лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, реквизиты ООО ТД «Центральный», счет №658 от 27.09.2011г., платежное поручение №543 от 03.11.2011г., газета «Кумертауское время».
В ходе рассмотрения дела №Р-212-11 Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных объяснений и документов, а именно договора на оказание информационных услуг №9 от 12.01.2011г. рекламораспространителем данной рекламы является КП РБ Редакция газеты «Время», рекламодателем – ООО ТД «Центральный». Таким образом, имеет место замена лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с магазина-салона "ВИКА" на ООО ТД «Центральный». Так же Комиссией установлено, что имеет место необходимость выделить из дела № Р-212-11 в отдельное производство дело №Р-228-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО ТД «Центральный»
Анализ материалов дела №Р-212-11 показал, что реклама: "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты «Время», нарушает ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк
или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные
средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных
договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и
уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от
02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная
организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как
основной цели своей деятельности на основании специального разрешения
(лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские
операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право
осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные
денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка
организация. Это установлено в Федеральном законе «О банках и банковской
деятельности». Предметом кредитного договора в отличии от договора займа
являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ).
Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть
только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе «О банках и банковском деятельности», а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств". Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В ходе рассмотрения дела Комиссией принято решение исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя, так как ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет только рекламодатель.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 02.12.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Заменить лицо, в действиях, которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя – с магазина-салона "ВИКА" на ООО ТД «Центральный»
2. Выделить из дела № Р-212-11 в отдельное производство дело №Р-228-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО ТД «Центральный»
3. Признать ненадлежащей рекламу, "МЕБЕЛЬ ВИКА Стенки, шкафы, кровати, прихожие, кухни, мягкая мебель. Магазин-салон "ВИКА" ул.Худайбердина, 2\1 т.4-41-04 КРЕДИТ! РАССРОЧКА!", размещенная на стр.4 в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 29.09.2011г., рекламораспространитель - КП РБ Редакция газеты «Время», так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
4. Исключить признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя, так как ответственность в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет только рекламодатель.
5. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для мер, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 09.12.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => Р-212-11
[format] =>
[safe_value] => Р-212-11
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-01 21:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-01 21:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1326281163
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Башкортостанское УФАС России
)