РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-182-11)
18.11.2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> материалы дела №Р-182-11, возбужденного по обращению заявителя ООО «МедиаХолдинг Дело» (вх.№11740 от 23.09.2011г.), а именно рекламу: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT»
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 №324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
06.10.2011г. возбуждено дело №Р-182-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Поколение NEXT».
Реклама: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT» имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данном случае в данной рекламе финансовых услуг отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Так же вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В данном случае в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
20.10.2011г. представитель ООО «Поколение NEXT» на рассмотрение дела №Р-176-11 не явился. Почтовое отправление вернулось в управление с пометкой «Адресат по указанному адресу не проживает. Уточнить адрес».
02.11.2011г. от представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) <…> поступили письменные объяснения (вх.№13969 от 02.112011г.) о том, что в данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации для потребителей рекламы в заблуждение не вводилось. Рекламировалось продажа верхней одежды, головных уборов в кредит.
Так же, были представлены копии следующих документов: чек №103501 от 19.09.2011г; приходный кассовый ордер №79 от 19.09.2011г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ТУ 02-00061 от 06.11.2008г; приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу №16к от 12.05.2009г; эфирная справка; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц №4232 от 21.07.2011г; эфирный диск.
02.11.2011г. представителем по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> заявлено ходатайство (вх. №13968 от 02.11.2011г.) об отложении рассмотрения дела №182-11, в связи с необходимостью предоставления документов. Ходатайство удовлетворено.
18.11.2011г. на рассмотрении дела №Р-182-11 представитель по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> поддержал свои объяснения, представленные в управление (вх.№13969 от 02.11.2011г.) о том, что:
«Заявление ООО «МедиаХолдинг Дело» о нарушении ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы «Меха Глория» г.Киров со стороны ООО «Поколение NEXT» пологаю необоснованными. В данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации был понятен, потребителей рекламы в заблуждение не вводились. Рекламировалась продажа верхней одежды, головных уборов в кредит. Статья 488 Гражданского кодекса РФ предусматривает продажу товаров в кредит, что не означает представление банковских, страховых и иных финансовых услуг. вышеуказанные услуги регулируются другими главами ГК РФ»
Анализ представленных материалов дела №Р-182-11 показал, что реклама: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT» нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Текст данной рекламы свидетельствует о распространении обществом помимо рекламы товара и организации, реализующей указанный товар, так и рекламу финансовых услуг – «кредита», представляемого в связи с покупкой указанного товара. Поскольку в указанной рекламе продажи меховых изделий (верхней одежды и головных уборов) указана финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе «О банках и банковском деятельности», а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств". Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В связи с возбуждением отдельного дела в отношении рекламодателя данной рекламы по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» производство по делу в отношении рекламораспростарнителя (по части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе») исключить.
В настоящее время данная реклама не размещается на телеканале «Нефтекамск ТВ» так как выставка, указанная в рекламе проходила с 19 по 20 сентября в Филармонии города Нефтекамска.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 18.11.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT», так как данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2.В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 7566
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №Р-182-11 в отношении ООО «Поколение NEXT» по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7566
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1322199415
[changed] => 1370522184
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370522184
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-182-11)
18.11.2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> материалы дела №Р-182-11, возбужденного по обращению заявителя ООО «МедиаХолдинг Дело» (вх.№11740 от 23.09.2011г.), а именно рекламу: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT»
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 №324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
06.10.2011г. возбуждено дело №Р-182-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Поколение NEXT».
Реклама: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT» имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данном случае в данной рекламе финансовых услуг отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Так же вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В данном случае в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
20.10.2011г. представитель ООО «Поколение NEXT» на рассмотрение дела №Р-176-11 не явился. Почтовое отправление вернулось в управление с пометкой «Адресат по указанному адресу не проживает. Уточнить адрес».
02.11.2011г. от представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) <…> поступили письменные объяснения (вх.№13969 от 02.112011г.) о том, что в данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации для потребителей рекламы в заблуждение не вводилось. Рекламировалось продажа верхней одежды, головных уборов в кредит.
Так же, были представлены копии следующих документов: чек №103501 от 19.09.2011г; приходный кассовый ордер №79 от 19.09.2011г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ТУ 02-00061 от 06.11.2008г; приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу №16к от 12.05.2009г; эфирная справка; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц №4232 от 21.07.2011г; эфирный диск.
02.11.2011г. представителем по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> заявлено ходатайство (вх. №13968 от 02.11.2011г.) об отложении рассмотрения дела №182-11, в связи с необходимостью предоставления документов. Ходатайство удовлетворено.
18.11.2011г. на рассмотрении дела №Р-182-11 представитель по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> поддержал свои объяснения, представленные в управление (вх.№13969 от 02.11.2011г.) о том, что:
«Заявление ООО «МедиаХолдинг Дело» о нарушении ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы «Меха Глория» г.Киров со стороны ООО «Поколение NEXT» пологаю необоснованными. В данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации был понятен, потребителей рекламы в заблуждение не вводились. Рекламировалась продажа верхней одежды, головных уборов в кредит. Статья 488 Гражданского кодекса РФ предусматривает продажу товаров в кредит, что не означает представление банковских, страховых и иных финансовых услуг. вышеуказанные услуги регулируются другими главами ГК РФ»
Анализ представленных материалов дела №Р-182-11 показал, что реклама: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT» нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Текст данной рекламы свидетельствует о распространении обществом помимо рекламы товара и организации, реализующей указанный товар, так и рекламу финансовых услуг – «кредита», представляемого в связи с покупкой указанного товара. Поскольку в указанной рекламе продажи меховых изделий (верхней одежды и головных уборов) указана финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе «О банках и банковском деятельности», а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств". Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В связи с возбуждением отдельного дела в отношении рекламодателя данной рекламы по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» производство по делу в отношении рекламораспростарнителя (по части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе») исключить.
В настоящее время данная реклама не размещается на телеканале «Нефтекамск ТВ» так как выставка, указанная в рекламе проходила с 19 по 20 сентября в Филармонии города Нефтекамска.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 18.11.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT», так как данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2.В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
(по делу №Р-182-11)
18.11.2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <…>,<…>,<…> рассмотрев, в присутствии представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> материалы дела №Р-182-11, возбужденного по обращению заявителя ООО «МедиаХолдинг Дело» (вх.№11740 от 23.09.2011г.), а именно рекламу: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT»
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России от 15.12.2006 №324) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
06.10.2011г. возбуждено дело №Р-182-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Поколение NEXT».
Реклама: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT» имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данном случае в данной рекламе финансовых услуг отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Так же вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В данном случае в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
20.10.2011г. представитель ООО «Поколение NEXT» на рассмотрение дела №Р-176-11 не явился. Почтовое отправление вернулось в управление с пометкой «Адресат по указанному адресу не проживает. Уточнить адрес».
02.11.2011г. от представителя по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) <…> поступили письменные объяснения (вх.№13969 от 02.112011г.) о том, что в данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации для потребителей рекламы в заблуждение не вводилось. Рекламировалось продажа верхней одежды, головных уборов в кредит.
Так же, были представлены копии следующих документов: чек №103501 от 19.09.2011г; приходный кассовый ордер №79 от 19.09.2011г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ТУ 02-00061 от 06.11.2008г; приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу №16к от 12.05.2009г; эфирная справка; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц №4232 от 21.07.2011г; эфирный диск.
02.11.2011г. представителем по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> заявлено ходатайство (вх. №13968 от 02.11.2011г.) об отложении рассмотрения дела №182-11, в связи с необходимостью предоставления документов. Ходатайство удовлетворено.
18.11.2011г. на рассмотрении дела №Р-182-11 представитель по доверенности (доверенность от 07.06.2011г.) от ООО «Поколение NEXT» <…> поддержал свои объяснения, представленные в управление (вх.№13969 от 02.11.2011г.) о том, что:
«Заявление ООО «МедиаХолдинг Дело» о нарушении ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы «Меха Глория» г.Киров со стороны ООО «Поколение NEXT» пологаю необоснованными. В данной рекламе банковские, страховые и иные финансовые услуги не рекламировались, смысл информации был понятен, потребителей рекламы в заблуждение не вводились. Рекламировалась продажа верхней одежды, головных уборов в кредит. Статья 488 Гражданского кодекса РФ предусматривает продажу товаров в кредит, что не означает представление банковских, страховых и иных финансовых услуг. вышеуказанные услуги регулируются другими главами ГК РФ»
Анализ представленных материалов дела №Р-182-11 показал, что реклама: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенная 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT» нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в части того, что:
-реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспростарнитель.
Текст данной рекламы свидетельствует о распространении обществом помимо рекламы товара и организации, реализующей указанный товар, так и рекламу финансовых услуг – «кредита», представляемого в связи с покупкой указанного товара. Поскольку в указанной рекламе продажи меховых изделий (верхней одежды и головных уборов) указана финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Также, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе «О банках и банковском деятельности», а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств". Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
В данном случае данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, так как не указано лицо, предоставляющее кредит.
В связи с возбуждением отдельного дела в отношении рекламодателя данной рекламы по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» производство по делу в отношении рекламораспростарнителя (по части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе») исключить.
В настоящее время данная реклама не размещается на телеканале «Нефтекамск ТВ» так как выставка, указанная в рекламе проходила с 19 по 20 сентября в Филармонии города Нефтекамска.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 18.11.2011г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу: «МЕХА «ГЛОРИЯ» г. Киров Верхняя одежда и головные уборы Новая коллекция 2011 КРЕДИТ без первого взноса и переплаты! СКИДКИ! Высокое качество, доступность! 19-20 сентября Филармония ул. Ленина 9 10.00-19.00» с голосовым сопровождением: «Меха «Глория» г.Киров 19 и 20 сентября филармония с 10.00 до 19.00 часов новая коллекция 2011 года кредит без первого взноса и переплаты высокое качество доступность», размещенную 19 сентября 2011 года на телеканале «Нефтекамск ТВ» в 12 часов 43 минуты, рекламораспростарнитель – ООО «Поколение NEXT», так как данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2.В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2011г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-24 21:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-17 21:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1322199415
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Башкортостанское УФАС России
)