Решение и предписание по делу № А-264/10-09 в отношении ОАО "Водоканал"

Дата публикации: 3 ноября 2009, 05:00

РЕШЕНИЕ
г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть решения оглашена 22.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 03.11.2009.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…> в присутствии представителя: <…>, рассмотрев дело № А-264/10-09 по признакам нарушения ОАО «Водоканал» (453850, г. Мелеуз, ул. Ленина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате анализа документов, представленных в ходе проверки соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ОАО «Водоканал» Башкортостанским УФАС России установлено следующее.
Открытое акционерное общество «Водоканал» является правопреемником Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, так как создано путем его преобразования.
МУП «Водоканал» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан (приказ Башкортостанского УФАС России от 13.08.2004 № 49 о/д).
Согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.10.2009 № 360 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан.
Основной деятельностью ОАО «Водоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций города Мелеуз Республики Башкортостан услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод (код 41.00 ОКВЭД).
Основными видами деятельности предприятия являются:
сбор и очистка воды;
распределение воды;
удаление и обработка сточных вод;
строительство зданий и сооружений;
техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Согласно информации от 16.09.2009 № 299, представленной ОАО «Водоканал», инвестиционной программы на 2008-2009 годы нет, в связи с тем, что генеральный план развития города Мелеуз находится в стадии утверждения Советом муниципального района Мелеузовский район.
Выборочный анализ технических условий, выданных МУП «Водоканал» показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам технических условий на водоснабжение и водоотведение к сетям водоснабжения МУП «Водоканал» выставлялись следующие требования: для ОАО «Башкирнефтепродукт» на водоснабжение АЗС № 48 (от 12.05.2008 № 48): проложить водопровод диаметром не менее 76 мм (сталь) или диаметром 63 мм (п/э) до АЗС № 48 от существующего водопровода диаметром 100 мм по ул. Свердлова (район жилого дома № 132). Установить задвижку диаметром 50 мм. Предусмотреть в точке подключения устройство колодца с запорной арматурой, водомерный узел. Глубину заложения принять: водопровода не менее – 2,3м; канализации – 1,5 м. Охранная зона водопровода не менее – 5,0м ( в свету от жилых домов и прочих хоз. построек), канализация не менее – 3,0 м (в свету). Установку люка колодца необходимо предусматривать: в одном уровне с поверхностью проезжей части дорог, на 50-70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне и на 200 мм выше поверхности земли на не застроенной территории. Вокруг люка делается отмостка шириной 1 м, высотой 5 см.
Также, кроме перечисленных выше требований данные технические условия включают в себя: ограничения в использовании воды (п.11), требования о составе сброса сточных вод (п.12);
для ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М.Гафури» (от 03.03.2008 № 14): выполнить реконструкцию 2-х скважин Ировского водозабора, с заменой насосов марки ЭЦВ-8-40-60 на марку ЭВЦ-10-120-60. Запроектировать и провезти установку частотного преобразователя для 2-х насосов насосной станции второго подъема Каранского водозабора, для электродвигателей 132 квт. Для надежного водоснабжения убойного цеха и цеха переработки отходов водопортеблением 750 м3/сут. на хоз.бытовые и производственные нужды и водопотреблением 378 м3/сут., 35 л/с на противопожарные нужды выполнить два ввода водопровода диаметром 100 мм каждый, в убойный цех ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М.Гафури» от существующего водопровода диаметром 300 мм. При необходимости принять долевое участие в строительстве закольцовки водопровода диаметром 300 мм, согласно техническим условиям № 30 от 26.01.2007г., выданных МУП «Стройзаказчик».
Из 6 технических условий на водоснабжение и водоотведение, представленных ОАО «Водоканал» для проверки, Башкортостанским УФАС России установлено, что в каждом из них содержатся положения, не предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 30.03.1998, «...Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством...».
Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу № А43-5206/2004-10-198).
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).
Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.
Кроме того, согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.
Также согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.10.2009 № 360 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан.
Таким образом, ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов.
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующего согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора водоснабжения.
В таких случаях обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
Следовательно, будущие абоненты ОАО «Водоканал» не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах ОАО «Водоканал», доминируя на рынке оказания услуг водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по водоснабжению и канализации.
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила) технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в пункте 10 Правил. Положение о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными Правилами не предусматривается. Также данными Правилами не предусматривается и положение о необходимости заключать договор на долевое участие в строительстве сетей.
ОАО «Водоканал», действуя вопреки указанным правовым нормам, включило в технические условия положение, ущемляющее интересы хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в действиях ОАО «Водоканал» содержаться нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов хозяйствующих субъектов путем включения в технические условия требований о заключении договора на долевое участие и выполнение работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 13.02.2006 № 83.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемление интересов других лиц.
2. Выдать ОАО «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ПРЕДПИСАНИЕ № 181 А-264/10-09
03 ноября 2009 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 03.11.2009 по делу № А-264/10-09 о нарушении ОАО «Водоканал» (453850, г. Мелеуз, ул. Ленина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Водоканал» устранить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно – привести порядок выдачи технических условий в соответствие с действующим законодательством.

stdClass Object ( [vid] => 4883 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № А-264/10-09 в отношении ОАО "Водоканал" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4883 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть решения оглашена 22.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 03.11.2009.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…> в присутствии представителя: <…>, рассмотрев дело № А-264/10-09 по признакам нарушения ОАО «Водоканал» (453850, г. Мелеуз, ул. Ленина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате анализа документов, представленных в ходе проверки соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ОАО «Водоканал» Башкортостанским УФАС России установлено следующее.
Открытое акционерное общество «Водоканал» является правопреемником Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, так как создано путем его преобразования.
МУП «Водоканал» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан (приказ Башкортостанского УФАС России от 13.08.2004 № 49 о/д).
Согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.10.2009 № 360 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан.
Основной деятельностью ОАО «Водоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций города Мелеуз Республики Башкортостан услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод (код 41.00 ОКВЭД).
Основными видами деятельности предприятия являются:
сбор и очистка воды;
распределение воды;
удаление и обработка сточных вод;
строительство зданий и сооружений;
техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Согласно информации от 16.09.2009 № 299, представленной ОАО «Водоканал», инвестиционной программы на 2008-2009 годы нет, в связи с тем, что генеральный план развития города Мелеуз находится в стадии утверждения Советом муниципального района Мелеузовский район.
Выборочный анализ технических условий, выданных МУП «Водоканал» показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам технических условий на водоснабжение и водоотведение к сетям водоснабжения МУП «Водоканал» выставлялись следующие требования: для ОАО «Башкирнефтепродукт» на водоснабжение АЗС № 48 (от 12.05.2008 № 48): проложить водопровод диаметром не менее 76 мм (сталь) или диаметром 63 мм (п/э) до АЗС № 48 от существующего водопровода диаметром 100 мм по ул. Свердлова (район жилого дома № 132). Установить задвижку диаметром 50 мм. Предусмотреть в точке подключения устройство колодца с запорной арматурой, водомерный узел. Глубину заложения принять: водопровода не менее – 2,3м; канализации – 1,5 м. Охранная зона водопровода не менее – 5,0м ( в свету от жилых домов и прочих хоз. построек), канализация не менее – 3,0 м (в свету). Установку люка колодца необходимо предусматривать: в одном уровне с поверхностью проезжей части дорог, на 50-70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне и на 200 мм выше поверхности земли на не застроенной территории. Вокруг люка делается отмостка шириной 1 м, высотой 5 см.
Также, кроме перечисленных выше требований данные технические условия включают в себя: ограничения в использовании воды (п.11), требования о составе сброса сточных вод (п.12);
для ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М.Гафури» (от 03.03.2008 № 14): выполнить реконструкцию 2-х скважин Ировского водозабора, с заменой насосов марки ЭЦВ-8-40-60 на марку ЭВЦ-10-120-60. Запроектировать и провезти установку частотного преобразователя для 2-х насосов насосной станции второго подъема Каранского водозабора, для электродвигателей 132 квт. Для надежного водоснабжения убойного цеха и цеха переработки отходов водопортеблением 750 м3/сут. на хоз.бытовые и производственные нужды и водопотреблением 378 м3/сут., 35 л/с на противопожарные нужды выполнить два ввода водопровода диаметром 100 мм каждый, в убойный цех ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М.Гафури» от существующего водопровода диаметром 300 мм. При необходимости принять долевое участие в строительстве закольцовки водопровода диаметром 300 мм, согласно техническим условиям № 30 от 26.01.2007г., выданных МУП «Стройзаказчик».
Из 6 технических условий на водоснабжение и водоотведение, представленных ОАО «Водоканал» для проверки, Башкортостанским УФАС России установлено, что в каждом из них содержатся положения, не предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 30.03.1998, «...Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством...».
Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу № А43-5206/2004-10-198).
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).
Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.
Кроме того, согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.
Также согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.10.2009 № 360 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан.
Таким образом, ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов.
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующего согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора водоснабжения.
В таких случаях обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
Следовательно, будущие абоненты ОАО «Водоканал» не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах ОАО «Водоканал», доминируя на рынке оказания услуг водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по водоснабжению и канализации.
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила) технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в пункте 10 Правил. Положение о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными Правилами не предусматривается. Также данными Правилами не предусматривается и положение о необходимости заключать договор на долевое участие в строительстве сетей.
ОАО «Водоканал», действуя вопреки указанным правовым нормам, включило в технические условия положение, ущемляющее интересы хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в действиях ОАО «Водоканал» содержаться нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов хозяйствующих субъектов путем включения в технические условия требований о заключении договора на долевое участие и выполнение работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 13.02.2006 № 83.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемление интересов других лиц.
2. Выдать ОАО «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ПРЕДПИСАНИЕ № 181 А-264/10-09
03 ноября 2009 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 03.11.2009 по делу № А-264/10-09 о нарушении ОАО «Водоканал» (453850, г. Мелеуз, ул. Ленина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Водоканал» устранить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно – привести порядок выдачи технических условий в соответствие с действующим законодательством.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Резолютивная часть решения оглашена 22.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 03.11.2009.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…> в присутствии представителя: <…>, рассмотрев дело № А-264/10-09 по признакам нарушения ОАО «Водоканал» (453850, г. Мелеуз, ул. Ленина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В результате анализа документов, представленных в ходе проверки соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ОАО «Водоканал» Башкортостанским УФАС России установлено следующее.
Открытое акционерное общество «Водоканал» является правопреемником Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, так как создано путем его преобразования.
МУП «Водоканал» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан (приказ Башкортостанского УФАС России от 13.08.2004 № 49 о/д).
Согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.10.2009 № 360 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан.
Основной деятельностью ОАО «Водоканал» является обеспечение снабжения населения, предприятий и организаций города Мелеуз Республики Башкортостан услугами по водоснабжению, отводу и очистке сточных вод (код 41.00 ОКВЭД).
Основными видами деятельности предприятия являются:
сбор и очистка воды;
распределение воды;
удаление и обработка сточных вод;
строительство зданий и сооружений;
техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Согласно информации от 16.09.2009 № 299, представленной ОАО «Водоканал», инвестиционной программы на 2008-2009 годы нет, в связи с тем, что генеральный план развития города Мелеуз находится в стадии утверждения Советом муниципального района Мелеузовский район.
Выборочный анализ технических условий, выданных МУП «Водоканал» показал, что при выдаче хозяйствующим субъектам технических условий на водоснабжение и водоотведение к сетям водоснабжения МУП «Водоканал» выставлялись следующие требования: для ОАО «Башкирнефтепродукт» на водоснабжение АЗС № 48 (от 12.05.2008 № 48): проложить водопровод диаметром не менее 76 мм (сталь) или диаметром 63 мм (п/э) до АЗС № 48 от существующего водопровода диаметром 100 мм по ул. Свердлова (район жилого дома № 132). Установить задвижку диаметром 50 мм. Предусмотреть в точке подключения устройство колодца с запорной арматурой, водомерный узел. Глубину заложения принять: водопровода не менее – 2,3м; канализации – 1,5 м. Охранная зона водопровода не менее – 5,0м ( в свету от жилых домов и прочих хоз. построек), канализация не менее – 3,0 м (в свету). Установку люка колодца необходимо предусматривать: в одном уровне с поверхностью проезжей части дорог, на 50-70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне и на 200 мм выше поверхности земли на не застроенной территории. Вокруг люка делается отмостка шириной 1 м, высотой 5 см.
Также, кроме перечисленных выше требований данные технические условия включают в себя: ограничения в использовании воды (п.11), требования о составе сброса сточных вод (п.12);
для ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М.Гафури» (от 03.03.2008 № 14): выполнить реконструкцию 2-х скважин Ировского водозабора, с заменой насосов марки ЭЦВ-8-40-60 на марку ЭВЦ-10-120-60. Запроектировать и провезти установку частотного преобразователя для 2-х насосов насосной станции второго подъема Каранского водозабора, для электродвигателей 132 квт. Для надежного водоснабжения убойного цеха и цеха переработки отходов водопортеблением 750 м3/сут. на хоз.бытовые и производственные нужды и водопотреблением 378 м3/сут., 35 л/с на противопожарные нужды выполнить два ввода водопровода диаметром 100 мм каждый, в убойный цех ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М.Гафури» от существующего водопровода диаметром 300 мм. При необходимости принять долевое участие в строительстве закольцовки водопровода диаметром 300 мм, согласно техническим условиям № 30 от 26.01.2007г., выданных МУП «Стройзаказчик».
Из 6 технических условий на водоснабжение и водоотведение, представленных ОАО «Водоканал» для проверки, Башкортостанским УФАС России установлено, что в каждом из них содержатся положения, не предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление участниками гражданско-правовых отношений доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Также часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает, что действия хозяйствующего субъекта являются нарушением антимонопольного законодательства при наличии совокупности двух обстоятельств, а именно: доминирующего положения субъекта и действий (бездействия) такого субъекта, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статья 5 Закона о защите конкуренции определяет доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 30.03.1998, «...Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством...».
Таким образом, если деятельность организации осуществляется в состоянии естественной монополии, то такая организация занимает доминирующее положение на рынке. При этом специального анализа такого положения на рынке не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2004 по делу № А43-5206/2004-10-198).
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) указано, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Специфика договоров водоснабжения заключается в том, что предметом таких договоров является передача абоненту ресурса через присоединенную сеть (при этом пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательности непосредственного присоединения, такое присоединение возможно и через сети третьего лица).
Признание деятельности по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой в состоянии естественной монополии, не противоречит положениям части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, поскольку в данной статье устанавливаются не виды деятельности, которые осуществляются в состоянии естественной монополии, а лишь те из них, на которые распространяются методы воздействия, предусмотренные данным законом.
Кроме того, согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказание услуг водоснабжения и водоотведения осуществляется в состоянии естественной монополии.
Также согласно Приказу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 06.10.2009 № 360 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение по предоставлению услуг водоотведения и водоснабжения в географических границах города Мелеуз Республики Башкортостан.
Таким образом, ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг централизованного водоснабжения и канализации в границах присоединенных водопроводно-канализационных сетей с долей 100 процентов.
Технические условия представляют собой гражданско-правовое обязательство по присоединению к водопроводно-канализационным сетям, предшествующего согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации заключению договора водоснабжения.
В таких случаях обязательства по присоединению не могут рассматриваться в отрыве от намерения сторон заключить в будущем договор ресурсоснабжения через присоединенную сеть.
Следовательно, будущие абоненты ОАО «Водоканал» не могут получить услугу по присоединению у другого хозяйствующего субъекта. При таких обстоятельствах ОАО «Водоканал», доминируя на рынке оказания услуг водоснабжения и канализации, также занимает доминирующее положение и на рынке услуг по выдаче технических условий на присоединение, который неразрывно связан с рынком оказания услуг по водоснабжению и канализации.
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила) технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Вместе с тем, требования к содержанию технических условий установлены в пункте 10 Правил. Положение о необходимости за счет материальных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц осуществлять строительство объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указанными Правилами не предусматривается. Также данными Правилами не предусматривается и положение о необходимости заключать договор на долевое участие в строительстве сетей.
ОАО «Водоканал», действуя вопреки указанным правовым нормам, включило в технические условия положение, ущемляющее интересы хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в действиях ОАО «Водоканал» содержаться нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов хозяйствующих субъектов путем включения в технические условия требований о заключении договора на долевое участие и выполнение работ по строительству объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в нарушении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 13.02.2006 № 83.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемление интересов других лиц.
2. Выдать ОАО «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ПРЕДПИСАНИЕ № 181 А-264/10-09
03 ноября 2009 г. Уфа, ул. Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 03.11.2009 по делу № А-264/10-09 о нарушении ОАО «Водоканал» (453850, г. Мелеуз, ул. Ленина, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Водоканал» устранить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно – привести порядок выдачи технических условий в соответствие с действующим законодательством.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

03.11.2009

Решение и предписание по делу № А-264/10-09 в отношении ОАО "Водоканал" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

03.11.2009

Решение и предписание по делу № А-264/10-09 в отношении ОАО "Водоканал" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-03 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-03 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )