Антимонопольному органу республики 20 лет

17 октября 1991 года приказом Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур № 62 "Об организации и создании территориальных управлений Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" в республиках в составе РСФСР, краях, областях и городах Москве и Санкт-Петербурге были образованы территориальные управления.

История создания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан имеет свои особенности.

Законом Башкирской ССР от 29 октября 1991 года № ВС-9/18 образован Государственный комитет Башкирской ССР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. ГКАП Башкирской ССР не являлся территориальным органом Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. На республиканский антимонопольный орган были возложены дополнительные функции - государственного регулирования цен. Возглавила антимонопольный орган республики Акбашева Зульфира Хабибулловна.

Указом Президента Республики Башкортостан от 18 августа 1998 года № УП-560 было образовано Министерство экономики и антимонопольной политикb Республики Башкортостан, с передачей министерству части функций упраздненного Государственного комитета Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан были переданы функции упраздненного ГКАП Республики Башкортостан по вопросам поддержки новых экономических структур. Руководила деятельностью антимонопольного органа республики Акбашева З.Х. в ранге первого заместителя министра экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан.

Территориальное управление МАП России по Республике Башкортостан образовано с 1 января 2003 года приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 30.09.2002 № 698 "О создании территориального управления МАП России по Республике Башкортостан". Руководителем Территориального управления МАП России по Республике Башкортостан по результатам конкурса назначена З.Х. Акбашева.

9 марта 2004 года МАП РФ было упразднено, функции федерального антимонопольного органа переданы вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы и действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26 января 2011 года № 30 (с изменениями и дополнениями).

Башкортостанское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

По итогам работы Башкортостанское УФАС России уверенно занимает лидирующие позиции, динамика рейтинга результативности деятельности демонстрирует стабильные результаты управления - среди всех территориальных органов ФАС России управление занимает место в первой тройке по итогам работы за последние годы.

В соответствии с возложенными полномочиями в 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 1145 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о рекламе, о торговле, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 58 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.07.2011, включено 133 хозяйствующих субъекта. Проведен анализ состояния конкурентной среды на 10 товарных рынках, рассмотрено 177 обращений граждан, управление участвовало в более чем 390 заседаниях судов различных инстанций.

В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 130 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – возбуждено и рассмотрено 58 дел (44,6 % возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства).

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 29 дел. Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения аналогичны нарушениям в 2010 году: создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (38 % возбужденных дел по фактам злоупотребления доминирующим положением), навязывание невыгодных условий договора и нарушение порядка ценообразования – по 17 %.

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 9 дел по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и 1 дело – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, выданы предписания об устранении нарушений.

В рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 7 дел. Основной вид нарушения – нарушение порядка определения победителя торгов.

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей, а также продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 19 дел по фактам недобросовестной конкуренции.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 147 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в результате рассмотрения дел принято 110 решений о признании нарушений и выдано 43 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг, несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований к рекламе.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2011 года проведено 46 проверок, рассмотрена 289 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Поступило 178 материалов на согласование о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), 32 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрено 517 дел по нарушениям Закона о размещении заказов.

В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 347 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 179 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов, 97 дел – за нарушение законодательства о рекламе, 10 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 39 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 13 дел – за недобросовестную конкуренцию. Федеральным законом от 28.12.2010 № 411-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьями, устанавливающими ответственность за нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Возбуждено и рассмотрено дело, сумма наложенного штрафа составила 20 тысяч рублей. Возбуждено 26 дел в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.

С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Закон направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. Башкортостанское УФАС России за 1 полугодие 2011 года провело больше 10 проверок, проверки проходили в городах Уфа, Стерлитамак, с. Верхнеяркеево. Возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выданы предписания.

При Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует Общественно-консультативный совет. В 2011 году состоялось 5 заседаний, на которых обсуждались вопросы взаимоотношения малого бизнеса с субъектами естественных монополий, обоснованность и прозрачность тарифов; проблемы, существующие при реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; вопросы, связанные с реализацией Республиканской Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан № 341 от 07.09.2010; вопросы, предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; проблемы становления конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг; результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

При Башкортостанском УФАС России созданы: Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе; Экспертный Совет по естественным монополиям; Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. В 2011 году состоялось 7 заседаний экспертных советов.

Приоритетные направления работы ФАС России:
совершенствование законодательства в области развития конкуренции;
усиление работы по контролю за антиконкурентными соглашениями и действиями, в том числе органов власти;
разработка нового, современного и эффективного закона о естественных монополиях;
активизация расследования картелей совместно с правоохранительными органами.

9 сентября 2011 года, Государственная Дума Российской Федерации в первом чтении одобрила "третий антимонопольный пакет" поправок, проект которого был подготовлен Федеральной антимонопольной службой и внесен Правительством РФ.

Реализация предлагаемых изменений позволит сформировать систему законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающую надежное и эффективное обеспечение пользователей (в том числе конечных потребителей) товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции, повысит качество государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.