Протокол №55 заочного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе в Башкортостанском УФАС России от 11 сентября 2023 года

 

11.09.2023 года

Республика Башкортостан, город Уфа

Заседание Экспертного Совета состоялось в заочной форме. Члены Экспертного Совета на официальный адрес электронной почты Башкортостанского УФАС России отправляли бланки ответов на указанные вопросы.

ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:

Председатель Экспертного Совета: руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - А.Н. Хомяков.

Члены Экспертного совета: «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…».

I. Обсуждение рекламы, размещенной на щитовой установке по адресу: г. Уфа, ул. Кирова, на предмет наличия в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов.

(«…», «…», «…», «…», «…» – письменные комментарии по рекламе)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по доводам, изложенным в обращении заявителя, представленному изображению и пояснениям рекламодателя.

Согласно обращению, рекламодатель привлекая потребителей с целью продажи домов использует недобросовестные методы. Так на баннере на фоне, приближенных друг к другу, мужчины и женщины большими буквами написано «ЛЮБИТЕ», ниже надпись «дома от 3250000 рублей». Рекламодатель манипулирует светлым понятием Любви, желая продать недвижимость и привлечь как можно больше покупателей, осуществляя подмену понятий, опошляя понятие Любви в сознании людей, а прежде всего молодежи, допускает двусмысленность, прослеживая интимный (сексуальный) контекст. Кроме того, указанная реклама формирует ассоциацию, что любить возможно только при наличии не менее 3250000 рублей.

Согласно пояснениям рекламодателя, текст рекламы и изображение не содержит непристойные или оскорбительные образы. На картинке размещена пара, приближенные и улыбающиеся друг к другу мужчина и женщина, что не является оскорбительным или неприличным. Ни форма взаимодействия пары, ни внешний вид не создают интимный (сексуальный) контекст. Близкое расположение друг к другу и улыбки не порицаемы в нашем обществе, являются нормой доверительного общения и проявления в публичном пространстве.  Смысл же текста напротив направлен на укрепление человеческих ценностей. Текст рекламы имеет единую концепцию и смысл, т.к. в логике традиционного российского общества любовь ассоциируется с созданием семьи и приобретением или строительством собственного жилья как фундамент стабильности, безопасности и уверенности в завтрашнем дне, и являются неразрывными понятиями. Однако, жилье не является условием возникновения чувства любви. Следовательно, в тексте рекламы отсутствует манипулирование, т.к. чувство любви неподвластно контролю и не гарантируется рекламодателем при покупке жилья, доступно всем людям и любого возраста. Используемый в рекламе объект привлечения внимания формирует вектор заинтересованности мужчин и женщин как потенциальных покупателей на потребительской ценности рекламируемого товара, что соответствует целям рекламы: привлечение внимания в объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Члены Экспертного совета отметили, что рекламная информация является профессиональной, эффективной и в то же время поддерживающей важные для общества социально-значимые цели. Изображение улыбающейся женщины, прильнувшей к мужчине, указывает на чувство любви между ними.

В спорной рекламе отсутствует непристойный контекст, который порочит светлое чувство любви. Изображение пары не содержит вызывающих (в том числе эротических) или оскорбительных образов, а наоборот вызывает чувство радости и надежности. Слово «Любите», на которое делается акцент по своей природе ассоциируется у людей с чувством чего-то нежного и теплого, обретения внутренней гармонии и счастья. На это указывает и то, что данная рекламная кампания включает размещение ряда схожих по тематике стендов, включая стенды «Мечтайте дома от 3 250 000», «Творите …», «Живите…», «Радуйте…». Этот ряд слоганов тоже подтверждает, что какой-либо акцент на слово «любите» в возможном искаженном значении этого слова этого слова у рекламодателя отсутствовал.

Вопросы, вынесенные на голосование: «Содержатся ли в данной рекламной информации непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения? (ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»)».

Большинство членов Совета ответили, что данная реклама не содержит непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.

 

II. Обсуждение рекламы, размещенной в газете «Нефтекамская весточка» №48 (76) от 16.12.2022г. на стр.3, №1(79) от 13.01.2023г. на стр.3, на предмет отсутствия части существенной информации, вводящей в заблуждение потребителей рекламы

(«…», «…», «…», «…», «…», «…» – письменные комментарии по рекламе)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по доводам, изложенным в обращении заявителя, представленному изображению и пояснениям рекламодателя.

Согласно обращению, данная реклама способна ввести граждан в заблуждение относительно результатов банкротства, а именно, рекламодатель не может, не имея никакой информации о физическом лице, которое может к нему обратиться, гарантировать 100% результат относительно списания долгов, а также сохранности имущества физических лиц в ходе процедуры банкротства.

Согласно пояснениям рекламодателя, информация на объявлении является достоверной и понятной для потребителя, содержит все существенные условия и не вводит потребителя в заблуждение, следовательно, не содержит нарушений. При этом исходя из принципа разумности, обычаев делового оборота, а также презюмирования знания гражданами общих положений законодательства, тот факт, что никакой предприниматель не вправе самостоятельно осуществлять списание долгов и сохранения имущества является общеизвестным, из чего очевидно следует, что предприниматель самостоятельно не освобождает от задолженности, а лишь оказывает консультативные и посреднические услуги, связанные с подготовкой, сбором и подачей необходимой документации для обращения граждан в арбитражный суд. Отсутствие указания в спорном рекламном объявлении на то, что предприниматель лишь оказывает услуги, связанные с подготовкой, сбором и подачей необходимой документации в суд, не является отсутствием существенной информации, не влечет ее двоякого понимания и не вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Членами Экспертного совета отмечено, что в деле о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение. Ни одна из указанных процедур не гарантирует полного списания долгов гражданина и сохранения имущества.

Рекламодатель вводит потребителя в заблуждение путем формирования мнения о легком списании долгов в случае признания гражданина банкротом. Распространение подобной некорректной рекламы представляет общественную опасность, учитывая, что значительное число граждан в имеющейся социально-экономической ситуации может испытывать имущественные проблемы и искать обещанное такой рекламой «легкое» решение через процедуру банкротства.  

Вопрос, вынесенный на голосование: «Отсутствует ли в данной рекламе часть существенной информации, вводящей в заблуждение потребителей рекламы? (часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»)».

Большинство членов Совета ответили, что реклама вводит потребителя в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемых услугах.

 

Председатель Экспертного совета

 

Ответственный секретарь Экспертного совета

А.Н. Хомяков

 

«…»

Дата проведения Совета: 
11 сентября 2023, 10:06