Экспертный совет по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

15 апреля 2013 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Повестка дня:  Актуальные вопросы антимонопольного регулирования  на рынках электрической энергии.  «Дорожная карта»  «Повышение  доступности энергетической инфраструктуры».

                  

Поводом для обсуждения данной темы послужило принятие Правительством Российской Федерации распоряжения от 30 июня 2012 года № 1144-р, которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» и других нормативных актов Правительства для реализации «Дорожной карты» на территории России.

 

На заседании присутствовали: члены данного совета, представители

-  Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам;

- Министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан;

- Администрации  городского округа город Уфа;

- Управление Ростехнадзора по РБ, а также руководители территориальных сетевых организаций,  коммерческие организации, общественные объединения энергетиков, представители средств массовой информации.

 

Во вступительном слове председатель Экспертного совета - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З.Х. подчеркнула особую актуальность обсуждаемой темы, указав, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

 

Акбашева З.Х. сказала, что проблемы реализации «Дорожной карты» на территории республики, мероприятия, проводимые территориальными сетевыми организациями для  облегчения условий подключения потребителей к энергетической инфраструктуре, сокращения времени прохождения всех этапов по получению доступа к энергосети, а также снижение затрат на получение доступа к энергосети касаются в той или иной степени каждого гражданина республики, субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Кожевников В.Е. в свою очередь  отметил, что территориальные сетевые организации не проводят работу по инвентаризации мощностей, хотя на сегодняшний день разработаны все нормативные акты, регулирующие данный вопрос. По мнению Госкомитета по тарифам РБ, вызовет затруднение и реализация положений «Дорожной карты» о снижении стоимости технологического присоединения к электросети в 2 раза. Это связано с тем, что территориальные сетевые организации республики не имеют инвестиционные программы. Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ проводит работу по созданию и реализации инвестиционных программ, но пока только с крупными территориальными сетевыми организациями. При этом в инвестиционные программы ООО «Башкирские распределительные сети» включены программы муниципальных ТСО, однако это не всегда экономически выгодно для крупных ТСО. Остается серьезным вопрос повышения эффективности ресурсов, используемых на сегодняшний день.

 

Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам также обратил внимание собравшихся на проблемы опосредованного присоединения потребителей к электрическим сетям, особенно проблемы длительных и затратных технологических присоединений между различными территориальными сетевыми организациями, решаемых на сегодняшний день по индивидуальным проектам.

 

Заместитель  министра  промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ Шахмаев И.З. представил на рассмотрение Экспертного совета План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №1276, затрагивающий, в том числе и проблемы реализации «Дорожной карты». Он сообщил участникам заседания, что в настоящее время государственная политика направлена на сокращение мелких ТСО. Это связано в основном с бесконтрольностью ТСО. В республике, согласно принятой «дорожной карте» изменятся приоритеты и усилится контроль за снижением этапов техприсоединения, за снижением сроков подключения до 150 кВт, за снижением стоимости оказываемых услуг. В районах отсутствует системная возможность подключения. Намечается введение ответственности потребителей за излишне запрошенную мощность, а ТСО – за излишне введенную мощность и не эффективное его использование.

 

Руководители территориальных сетевых организаций (г. Октябрьский, г. Нефтекамск, г. Стерлитамак и др.) обратили внимание на сложности реализации «Дорожной карты». Так, в соответствии с Правилами технологического присоединения установлена льготная категория потребителей с присоединяемой мощностью до 1 кВт, которое особенно больно бьет по коммунальным предприятиям на уровне напряжения 0,4-10 кВ, так как именно здесь происходит 95% всех подключений льготников. Понятно, что в законодательстве заложен механизм компенсации затрат льготной категории через тариф на передачу электрической энергии в следующие периоде регулирования. Все знают про предельный уровень рост тарифов, согласно которому ГК РБ устанавливает тарифы на передачу. Другой вопрос, где взять средства для выполнения мероприятий по технологическом присоединению здесь и сейчас, тем более, если для подключения новы потребителей и качественное электроснабжение существующих потребителей необходимо строить линии электропередач и устанавливать трансформаторные подстанции. Многие электросетевые предприятия находятся в финансово неблагополучном состоянии, и вариант «строить на кредитные средства» просто не может быть реализован, так как никакой банк не даст средства, не будучи уверен в их возврате.

 

Активное жилищное строительство индивидуальных жилых домов, в рамках реализации республиканских программ «Доступное жилье», а также выделение земельных участков социально незащищенным слоям населения, создает проблемы строительства новых сетей «в чистом поле», для выполнения которого необходимо строить сети по высокому напряжению и запрашивать новые мощности в вышестоящей сетевой организации (ООО «БашРЭС»), что ложится неподъемны бременем на коммунальные сетевые организации.

 

Кроме того, существуют моменты злоупотребления потребителей, которые прекрасно осведомлены про льготный порядок присоединения, и начинают умышленно дробить помещения, сдавать часть помещений в аренду, тем самым выбирая мощности до 15 кВт.

 

Актуальным и болезненным вопросом остается проблема субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт, для которых технологическое присоединение осуществляется с рассрочкой на срок до 3 лет.  При этом Сетевая организация не только должна построить сети за свой счет, из-за отсутствия мощности и пропускной способности существующих сетей, но и обязана оплат НДС со всей суммы по технологическому присоединению, следовательно кроме расходов по тех. присоединению, Сетевая организация дополнительно, за счет собственных средств уплачивает НДС, который ей в лучшем случае компенсируют через 6-12 месяцев.

 

Член Экспертного Совета – гр. Хасанов И.У.  считает, что в республике не ведется борьба с хищениями электроэнергии и потерями из-за устаревших коммуникаций и оборудования энергетических хозяйств, энергоэффективность в промышленности и в сельском хозяйстве неудовлетворительна. Энергоемкость производства многократно выше, чем для аналогичных производств европейских стран. В частности, он считает, что на ОАО "НефАЗ" энергообеспечение можно улучшить и сэкономить не меньше 6 млн. руб. в год.

 

По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу, что территориальные сетевые организации проводят мероприятия по реализации «Дорожной карты» на территории республики.

 

Каждое муниципальное образование должно участвовать в разработке «дорожной карты» республики «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Разработка «дорожной карты» является одной из первоочередных задач и одним из основных проблем, которые надо решать для привлечения инвестиций в энергосистему республики и развития политики энергосбережения.  Информация об имеющейся мощности для каждого инвестора должна быть открыта и доступна.

 

Члены Экспертного совета решили направить материалы заседания в ФАС России и Правительство Республики Башкортостан  для решения проблем, затронутых на заседании экспертного Совета.