Cостоялось заседание Круглого стола организованного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан и Башкирским Региональным отделением Общероссийской Общественной организации "ОПОРА "РОССИИ"

31 марта 2011 года в региональной общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе по Республике Башкортостан состоялось заседание Круглого стола организованного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан и Башкирским Региональным отделением Общероссийской Общественной организации "ОПОРА "РОССИИ", на котором обсуждались вопросы взаимоотношения малого бизнеса с естественными монополиями, обоснованность и прозрачность тарифов, и проблемы существующие при реализации Федерального закона 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В заседании круглого стола приняли участие руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан - Акбашева Зльфира Хабибулловна, Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - Борисов Сергей Ренатович, начальник Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РБ - подполковник милиции Черницев Юрий Александрович, Председатель Башкирского Регионального отделения "ОПОРА РОССИИ" Мусин Денис Мухамедьянович, Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму – Кинзикеев Руслан Усманович, Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам – Салимгареев Фадис Фаукатович, председатели местных отделений БРО "ОПОРА РОССИИ", предприниматели.

Открыла заседание круглого стола руководитель Башкортостанского УФАС Акбашева З.Х.. Она рассказала о взаимодействии, Башкортостанского УФАС России и Башкирским региональным отделение "ОПОРА РОССИИ", о совместной деятельности, осуществляемой посредством проведения заседаний Общественно-консультативного совета при Управлении, различных совещаний и рабочих встреч.

Затем слово было представлено Президенту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - Борисову С.Р.. Он отметил важность сотрудничества регионального отделения общественной организации с управлением федеральной антимонопольной службы, рассказал о работе проводимой организацией в рамках своей деятельности в целях облегчения условий для работы и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Дискуссию по вопросу взаимоотношений малого и среднего бизнеса с субъектами естественных монополий открыла Акбашева З.Х.. Она рассказала участникам круглого стола о том, что с января 2011 года в управление поступило более 20 обращений субъектом малого и среднего предпринимательства по вопросам увеличения тарифов на электрическую энергию. В частности в управление поступило обращение за подписью Председателя Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, в котором указывается, что предприниматели малого и среднего бизнеса поставлены на грань выживания, а зачастую и закрытия бизнеса, в связи с резким ростом тарифов на электрическую энергию. Связано это с тем, что предприниматели получили счета на оплату электроэнергии, в соответствии с которыми повышение составило от 25% до 40% по отношению к тарифам 2010 года.

Также выступил Председатель Белорецкого отделения "ОПОРА РОССИИ", который сказал что на территории Белорецкого района Республики Башкортостан повышение цены на электроэнергию составило более 60 процентов к тарифу 2010 года и тем самым различные предприятия поставлены на грань банкротства, вынуждены сокращать уровень производства и заработной платы.

Затем слово было представлено Председателю Государственного комитета Республик Башкортостан по тарифам Салимгарееву Ф.Ф.. В своем выступлении он отметил, что большинство изменений в данной сфере связано с тем, что в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2011 года оканчивается переходный период реформирования электроэнергетики. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 года № 205 с 1 января 2011 года электрическая энергия с оптового рынка в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. В этой связи, с 2011 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам не устанавливаются конечные цены на электрическую энергию для прочих потребителей.

Конечные цены для прочих потребителей складываются из цены, формирующейся на оптовом рынке электроэнергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, услуг по передаче электрической энергии по сетям. Республики Башкортостан. Процедура их формирования, в связи с отсутствием Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, в полной мере не определена. Проект Правил размещен на официальном сайте Минэнерго РФ и в основном сохранил тенденции уже имеющихся Правил функционирования розничных рынков переходного периода.

Из указанных трех составляющих Госкомитетом РБ по тарифам продолжают регулироваться сбытовая надбавка и тарифы на услуги по передаче электроэнергии.

Проверить правильность выставления счета за электроэнергию сможет каждый потребитель, взяв с сайта ОАО «Администратор торговой системы» фактически сложившуюся величину стоимости электроэнергии и мощности и прибавив к ним регулируемые Госкомитетом РБ по тарифам составляющие. Кроме того, данная информация должна публиковаться на сайте гарантирующего поставщика и правильность трансляции будет контролироваться Госкомитетом РБ по тарифам.

В обсуждении данного вопроса Борисов С.Р., отметил, что по данным мониторинга "ОПОРА РОССИИ", повышение тарифов на электроэнергию в разных регионах составляет от 25 до 150 процентов. Так же он довел до сведения участников круглого стола информацию о том, что повышение тарифа не должно превышать 15 процентов и в настоящее время проводится работа по приведению тарифа к указанному уровню.

По итогам бурного обсуждения данного вопроса, участники круглого стола приняли решение обсудить сложившуюся ситуацию с тарифами "Башкирэнерго" на территории Республики Башкортостан на заседании экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан.

Дискуссию по вопросу имеющихся проблем, нарушений и пути совершенствования государственных закупок регламентирующихся Федеральным законом № 94-ФЗ, открыла руководитель Башкортостанского УФАС Акбашева З.Х.. Она рассказала, что управлением проводится большая работа по осуществлению контроля за размещением государственного заказа, например в 2010 году было рассмотрено более 500 жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков, из которых обоснованными было признано более 60 процентов. По результатам рассмотрения данных жалоб более 300 чиновников различного уровня подвергнуты административному наказанию в виде денежного штрафа. Все эти показатели говорят о росте правонарушений при размещении заказов.

В то же время Зульфира Хабибулловна, отметила, что в действующем Законе по мнению Управления содержатся определенные недостатки, например отсутствие единого регламента работы электронных торговых площадок, единого параметра доступности сведений, размещаемых на сайтах данных площадок не позволяет выявить на сайте электронной торговой площадки историю размещения заказа, в связи с чем невозможно было определить в какой срок заказчиком был направлен проект контракта победителю аукциона. Кроме того, в Законе о размещении заказов не прописаны сроки размещения заказов с учетом праздников и длительных выходных, что фактически влияет на сроки подачи заявок, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявок, подачу жалоб и т.д.. Например, предновогоднее закрытие счетов Казначейством и длительные выходные дни ограничивают возможность участников размещения заказа в оплате обеспечения заявки, подготовки заявок на участие в торгах и т.д.

Также следует отметить, что согласно Закона о размещении заказов в случае, если начальная цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Учитывая, Законом о размещении заказов предусмотрен срок аккредитации участника размещения заказа до пяти рабочих дней, срок размещения заказ в семь рабочих дней будет влиять на ограничение количества участников размещения заказа.

В ходе осуждения данного вопроса в своем выступлении Президент ООО "ОПОРА РОССИИ" Борисов С.Р., отметил, что основной проблемой при размещении заказов является коррупционная составляющая, а сам Закон о размещении заказов, несмотря на имеющиеся недостатки должен быть, так он защищает интересы бизнеса, и прежде всего дает развиваться малому и среднему предпринимательству, и все органы власти совместно с бизнессообществом должны работать над его совершенствованием.

Участники круглого стола также поддержали выступление Борисова С.Р., о том что Закон о размещении заказов должен существовать, так как посредством данного закона, малый и средний бизнес получает гарантированную поддержку государства в развитии своей деятельности.

В заключение данной дискуссии Акбашева З.Х. отметила, что необходимо обобщить имеющийся опыт предпринимателей по участию в размещении заказа и Управления по осуществлению контроля за размещением заказа, и совместными усилиями принимать меры по совершенствования действующего законодательства в целях обеспечения добросовестной конкуренции и развития рынка.
В ходе заседания круглого стола, одним из предпринимателей города Нефтекамска был поднят вопрос о безконкурсном предоставлении частным управляющим компаниям, так называемым "карманным" фирмам, имущества муниципальной организации, которая занималась обслуживанием жилого фонда.

В ходе обсуждения данного вопроса, Акбашева З.Х. отметила, что органы власти возможно используют данные методы ограничения конкуренции, но это нарушение действующего законодательства и с ним необходимо бороться, и в случае наличия доказательств осуществления таких действий предложила обращаться с заявлением в Управление.

Проведение заседаний круглого стола с участием представителей общественных организаций всероссийского уровня, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, Республиканских органов власти несомненно позволит усилить борьбу с недобросовестной конкуренцией и проводить совместную работу по совершенствованию действующего законодательства.