Проблемы развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Республике Башкортостан обсудили на выездном заседании Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

22 декабря 2010 года в здании Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан состоялось выездное заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по вопросу развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

В выездном заседании Совета приняли участие члены Общественно-консультативного совета: Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России, сопредседатель ОКС; Мусин Денис Мухамедьянович – председатель совета Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель ОКС; Кинзикеев Руслан Усманович – председатель комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты РБ; Козорезов Александр Васильевич – председатель Союза предпринимателей г.Белебей и Белебеевского района РБ; Марданшин Рафаэль Мирхатимович – председатель Совета Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИИ»; Райманов Ринат Фаатович – председатель Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан; Шолом Владимир Юрьевич – председатель Правления Союза работодателей Республики Башкортостан; Представитель Гарифуллина И.М. – председателя Башкирской Торговой Ассоциации, по доверенности – Ягафарова Светлана Робертовна – исполнительный директор Башкирской Торговой Ассоциации

В качестве приглашенных представителей в заседании приняли участие Гумирова Гульназ Фанисовна – заместитель прокурора г.Стерлитамак; представители Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству; Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс»; Башкирского производственного объединения автовокзального и пассажирского автостанций; частных автоперевозчиков - ООО «Партнер»; ООО «Башкирские автомобильные линии»; «М Транс»; ООО «Транс-экспресс».

Темой обсуждения был вопрос развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Республике Башкортостан. Рассмотрение вопроса вызвало неподдельный интерес и бурное обсуждение со стороны присутствующих и членов Общественно-консультативного Совета.

Товарный рынок деятельности, связанной с автоперевозками - высококонцентрированный, и как следствие должен быть конкурентным, однако положение в отрасли на сегодняшний день характеризуется множеством серьезных структурных «перекосов». В результате неразвитости рыночных отношений и не урегулирования в данной сфере во многих городах доминирующее положение занимает ГУП «Башавтотранс», хотя рынок характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью. Зачастую из-за большого объема перевозок, осуществляемых ГУП «Башавтотранс», доля иных автоперевозчиков минимальная, соответственно, рынок автоперевозок нельзя назвать конкурентным.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан за период с 2008 год по настоящее время обратились 24 хозяйствующих субъекта, в том числе 16 хозяйствующих субъектов с жалобами на злоупотребление доминирующим положением ГУП «Башавтотранс» на рынке пассажирских перевозок в республике, 8 жалоб принято в отношении действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. За период с 2008 года Управление возбудило и рассмотрело 9 дел на рынке автоперевозок, причем на стадии возбуждения находятся еще 3.

В своих жалобах перевозчики указывают на то, что со стороны ГУП «Башавтотранс» создаются препятствия доступу на рынок пассажирских перевозок на междугородних и пригородных маршрутах. Зачастую в силу несовершенства законодательства, административных барьеров, в частности, ограничение доступа на рынок частных перевозчиков путем ограничения количества транспортных средств под различными предлогами, предпринимателям становится невыгодно и фактически невозможно «работать» на данном рынке. В обращениях автоперевозчики жалуются на проблемы, связанные с перевозками по маршрутам из городов Уфа, Стерлитамак, Кумертау, Ишимбай, Салават. Белорецк, Сибай, Нефтекамск, Пермь, Оренбург, Соль-Илецк. Все это в совокупности является одним из основных ограничивающих факторов, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам на рынке пассажирских перевозок.

После выступлений предпринимателей, осуществляющих деятельность по осуществлению пассажирских перевозок в республике, все с особым вниманием ждали выступления представителей ГУП «Башавтотранс», однако выступление заместителя генерального директора по перевозкам ГУП «Башавтотранс» Зырянова Р.С. вызвало еще больший резонанс, который заявил следующее: «ГУП «Башавтотранс» - государственное предприятие, которое выполняет социальный государственный заказ. Социальный государственный заказ заключается в том, что 850 автобусов дотируются из бюджета Республики Башкортостан. Кроме того, осуществляются поездки автобусов в пригороды, которые не дотируются, а получают деньги от перевозки льготных пассажиров. Наши задачи перед государством мы выполняем, в том числе за счет финансирования части не покрываемых убытков за счет других видов перевозок, за счет других видов деятельности». Зырянов П.С. также сообщил, что подобного рода проблемы создаются «теневыми» перевозчиками, которые подталкивают частных перевозчиков на создание конфликтной ситуации с ГУП «Башавтотранс». Все имеющиеся проблемы ГУП «Башавтотранс» в рабочем порядке решаются, с сотрудниками автовокзалов, ненадлежащим образом исполняющих свои функции, разбираются также в рабочем порядке. Наряду с этим, заместитель генерального директора по перевозкам ГУП «Башавтотранс» попросил общественность, присутствующих дать время «оглядеться» и навести в рабочих вопросах порядок.

Члены Общественно-консультативного совета отметили, что нормальному функционированию рыночных механизмов в сфере пассажирских перевозок препятствует тесная взаимосвязь автовокзалов с ГУП «Башавтотранс», и пока они не будут самостоятельными хозяйствующими единицами, ситуация не измениться на рынке пассажирских перевозок и проблемы подобного рода периодически будут «вспыхивать». Участники обсуждения высказали мнение, что отношения должны регулироваться государством, только в тех отраслях, где нет предложения услуг, а если есть рынок, предложение, то государство не должно присутствовать на таком рынке. Время назрело, если мы хотим, чтобы рыночные отношения и малый бизнес на рынке пассажирских перевозок развивались, то необходимо автовокзалы сделать независимой единицей от ГУП «Башавтотранс».

Сквозной темой заседания выездного заседания Общественно-консультативного совета явился вопрос целесообразности проведения конкурсов администрациями на право работы на городских рынках пассажирских перевозок. По данному вопросу мнения законодателей и общественности расходятся. С точки зрения антимонопольного законодательства, развития и обеспечения конкуренции подобного рода конкурсы необходимы и должно проводится. Конкурсы стимулируют деловую активность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке пассажирских перевозок, способствуют создания благоприятных конкурентных условий на рынке.

Участники заседания Общественно-консультативного совета были едины во мнении, что «… решение назревших вопросов и имеющихся проблем на рынке пассажирских перевозок возможно найти только коллегиально, нужно идти на компромиссы, чтобы найти пути выхода из сложившейся ситуации».

Частные перевозчики долгое время не шли на рынок пассажирских перевозок, рынок не имел инвестиционной привлекательности. Сегодня ситуация радикально изменилась, частный капитал готов прийти на данный рынок, поэтому нужно создать условия для развитие конкуренции на рынке пассажирских перевозок, поскольку это имеет жизненно важное значение для формирования рыночной экономики и функционирования государства. Конкуренция стимулирует предприятия повышать производительность, безопасность, вводить инновации и делать капиталовложения и т.д. Поддержка и развитие здоровой конкуренции – одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику. В грамотной, успешной реализации этой функции заинтересованы все субъекты экономической деятельности и, в конечном итоге, все общество.

Присутствующие призвали участников рынка пассажирских перевозок самостоятельно попробовать решить имеющиеся разногласия, проблемы в рамках мирового соглашения за «круглым столом».
По итогам Совета участники сошлись во мнении, что борьба с недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим положением, внесение соответствующих корректировок в действующее законодательство, создание «прозрачного» рынка пассажирских перевозок должна стать главной задачей публичной власти, что непосредственно повлияет на улучшение предпринимательского климата в Республике Башкортостан и будет способствовать динамичному развитию конкуренции.