23 июля 2010 года в 11 часов в информационном агентстве "Башинформ" состоялась пресс-конференция руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой Зульфиры Хабибулловны

23 июля 2010 года в 11 часов в информационном агентстве "Башинформ" состоялась пресс-конференция руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой Зульфиры Хабибулловны.

Башкортостанское УФАС России как территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Вопросы пресс-конференции – итоги работы управления за 1 полугодие 2010 года и актуальные задачи на 2010 год.

В соответствии с возложенными полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 879 дел (в 2009 году - 1861 дело) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено более 140 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.07.2010, включено 166 хозяйствующих субъектов. Проведен анализ состояния конкурентной среды на 18 товарных рынках, рассмотрено более 270 обращений граждан, управление участвовало в более чем 240 заседаниях судов различных инстанций ( в 2009 году – более 470).

В 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 102 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По инициативе управления возбуждено 54% дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, остальные дела возбуждены в результате рассмотрения поступивших заявлений.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – 11% возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральный закон "О защите конкуренции" регламентирует порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. В 1 полугодии 2010 года рассмотрено 32 заявления о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций на цели развития культуры, развития физической культуры и спорта, производства сельскохозяйственной продукции, охраны здоровья граждан. В 30% случаях приняты решения о даче согласия.

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 13 дел (в 2009 году – 41 дело). Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: необоснованный отказ от заключения договора и нарушение порядка ценообразования - по 23% возбужденных дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (в 2009 году наиболее характерные нарушения – навязывание невыгодных условий договора, необоснованное сокращение или прекращение производства товара).

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явилось причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике в объеме всех дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (доля нарушений в электроэнергетике составила 54%).

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. В 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 6 дел (в 2009 году - 10 дел) по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и 25 дел (в 2009 году - 129 дел) – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, выданы предписания об устранении нарушений.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением установленных законодательством особенностей отбора финансовых организаций выявлено 24 нарушения (в 2009 году - 52 нарушения), выданы предписания о прекращении нарушения законодательства.

В рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 11 дел (в 2009 году - 8 дел). Нарушения выразились в нарушении порядка определения победителя торгов и ограничении конкуренции между участниками торгов (в 2009 году – основной вид нарушений - необоснованное ограничение доступа к участию в торгах).

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции – продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей. В 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 10 дел по фактам недобросовестной конкуренции (в 2009 году – 19 дел).

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 144 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (в 2009 году - 246 дел), в результате рассмотрения дел выдано 52 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе (в 2009 году - 90 предписаний). Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг, несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

С 2007 года действует Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 1 полугодии 2010 года состоялось очередное заседание Совета.

В 1 полугодии 2010 года возбуждено и рассмотрено 350 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (в 2009 году - 446 дел), из них 203 дела – за нарушение законодательства о размещении заказов, 70 дел – за нарушение законодательства о рекламе, 3 дела – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 58 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 9 дел – за недобросовестную конкуренцию. Рассмотрено 16 дел (в 2009 году – 10 дел) в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Общая сумма наложенного штрафа составила более 12,5 млн. рублей.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2010 года рассмотрено 230 жалоб (в 2009 году – 703 жалобы) на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Поступило 62 материала (в 2009 году – 25) на согласование о размещении заказов у единственного поставщика, 3 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (в 2009 году – 36). Рассмотрено 283 дела (в 2009 году – 700 дел) по нарушениям Закона о размещении заказов.

В связи с проводимыми реформами в сферах деятельности естественных монополий и значительными изменениями законодательства, регулирующих отношения в этих сферах в 2008 году создан Экспертный Совет по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий.

В первом полугодии 2010 года состоялось 2 заседания Совета, на которых обсуждены проблемы правомерности начислений расчетным путем за потребленную электрическую энергию, производимую гарантирующим поставщиком, гражданам-потребителям, были затронуты также проблемы присоединения энергоустановок частных застройщиков к электрическим сетям на территории Республики Башкортостан.

В истекший период в Управление поступило большое количество жалоб граждан, проживающих в Республике Башкортостан, особенно в сельской местности, по вопросу присылаемых потребителям счетов-извещений за потребленную электрическую энергию, которые не соответствуют и превышают показания счетчика. По результатам данного Совета Башкортостанское УФАС России приняло предложение ОАО "Башкирэнерго" в ближайшее время проработать вопрос по внесению изменений в счета-извещения (счета-квитанции, выставляемые ОАО "Башкирэнерго" гражданам-потребителям электрической энергии), которые были бы понятны и необременительны для потребителей. Экспертный Совет также поддержал позицию антимонопольного органа, основанную на нормах законодательства Российской Федерации. В соответствии с данными нормами потребители-граждане оплачивают потребленную электрическую энергию, исходя из утвержденных государством поставщикам тарифов и показаний приборов учета.

Другой, не менее важный вопрос, вынесенный на обсуждение членам Экспертного Совета – это обсуждение проблем присоединения энергоустановок частных застройщиков к электрическим сетям на территории Республики Башкортостан. Большое количество обращений граждан, поступающих в Управление, подчеркивает актуальность обсуждения данного вопроса и его значимость в рамках создания необходимых условий для малоэтажного строительства на территории республики. Экспертный Совет отметил особую необходимость своевременного и комплексного подхода со стороны органов власти и управления, поставщика ресурсов (сетевой организации) в части планирования строительства объектов энергоснабжения и утверждения инвестиционных планов (программ) на этапе подготовки к выделению земельных участков под малоэтажное строительство. Форма координации деятельности по решению вопросов электроснабжения застраиваемых территорий должна быть ориентирована на своевременный обмен информацией, касающейся определения территорий застройки, определения необходимого объема энергоресурсов, инвестиций и выбора источника финансирования (бюджетные средства, средства сетевых организаций, средства застройщиков).

Экспертный Совет принял предложение рассмотреть вопрос о возможной передаче введенных за счет комплексного финансирования сетей электроснабжения в д.Светлая и п. Нагаево на баланс муниципальных образований, либо на баланс сетевой компании. МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" и ООО "Уфимский краностроительный завод", являющихся уполномоченными организациями по строительству коммуникаций инженерного обеспечения в указанных населенных пунктах, рассмотреть вопрос о возможном получении статуса сетевых организаций. Также Совет предложил выйти с инициативой в Правительство Республики Башкортостан с вопросом определения координатора планирования, строительства инженерных коммуникаций и утверждения инвестиционных планов (программ) на этапах подготовки к выделению земельных участков под малоэтажное строительство.

Башкортостанское УФАС России продолжает мониторинг выделения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства и продолжает работу по проведению мероприятий по контролю соблюдения порядка заключения договоров о развитии застроенной территории.

Башкортостанское УФАС России продолжает осуществлять мониторинг за реализацией приоритетных национальных проектов в части соблюдения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Так, Башкортостанским УФАС России рассмотрена жалоба на действия заказчика ФГУ Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" по размещенному заказу методом открытого аукциона на право заключить государственный контракт по оснащению медицинским оборудованием объекта строительства "Реабилитационный комплекс ФГУ "Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. По результатам рассмотрения жалоба признана обоснованной, выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений Закона о размещении заказов.

Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2010 года проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 2 пресс-конференции, проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 70 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.

При Башкортостанском УФАС России в 2008 году создан Общественно-консультативный совет. В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан. На заседании Общественно-консультативного совета 12 мая 2010 года рассматривались вопросы реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В 1 полугодии 2010 года создан Экспертный Совет по реализации и развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Башкортостанском УФАС России. На заседании Экспертного Совета 12 мая 2010 года были обсуждены вопросы реализации Федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации".

Опыт применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации, реализация экономических и правовых реформ, активные процессы перелива капитала, обострение конкурентной борьбы на фоне процессов глобализации ставят новые задачи перед антимонопольными органами.

Среди приоритетов работы ФАС России названы:
совершенствование законодательства в области развития конкуренции;
усиление работы по контролю за антиконкурентными соглашениями и действиями, в том числе органов власти;
активизация расследования картелей совместно с правоохранительными органами.

В 2010 году исполнилось двадцать лет со дня основания антимонопольных органов России.

В начале июня 2010 года, в Суздале состоялись заседания расширенной Коллегии ФАС России, заседания Штаба антимонопольных расследований СНГ, Межгосударственного совета по антимонопольной политике. За 20 лет своего существования антимонопольное ведомство России успешно прошло все этапы становления, которые конкурентные органы других стран проходили за несколько десятилетий.

В 1 полугодии 2010 года продолжилось формирование практики применения Федерального закона "О защите конкуренции", Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О естественных монополиях".

В 2009 году приняты и вступили в силу все три основных направления "второго антимонопольного пакета" – изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции", изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С 1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Закон о торговле), который направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации.

ФАС России подготовила "третий антимонопольный пакет законов" - законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.

Так, "третий антимонопольный пакет законов":
устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей; определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий; применение типовых договоров;
исключает применение уголовного наказания за согласованные действия;
вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.

"Третий антимонопольный пакет законов" направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части вертикальных соглашений.

Антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой.

Кроме того, "третий антимонопольный пакет законов" предусматривает обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену при определении монопольно высокой цены товара. Также будет уточнено понятие согласованных действий: в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий.

Поправки предусматривают разделение понятий соглашения и согласованные действия на две разные статьи закона.

Поправки также направлены на либерализацию на рынке финансовых услуг. Предлагается отказаться от так называемой нотификации соглашений - необходимости участников рынка уведомлять ФАС о заключенных соглашениях.

"В тех случаях, когда у сторон есть сомнения в соблюдении всех антиконкурентных требований в соглашении, они могут его прислать на экспертизу", - отмечает руководитель ФАС России Игорь Артемьев.

Проект поправок предусматривает выведение согласованных действий из уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Также планируется заменить оборотные штрафы фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.

"Таким образом, примерно в половине случаев "оборотный штраф" применяться не будет. За нарушения, которые не привели к ограничению конкуренции предлагается введение фиксированные штрафы, например, 1 млн рублей. Тем самым мы снимем для бизнеса часть рисков", - заключил глава ФАС России Игорь Артемьев.