Кассация поддержала Башкортостанское УФАС России по иску о признании сделки недействительной в связи с уклонением от процедур торгов

В последние несколько лет на территории Республики Башкортостан сформировалась негативная тенденция по осуществлению закупок товаров для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов с предприятием уголовно-исполнительной системы в лице ФГУП Управление строительства №3 ФСИН России минуя проведение конкурентных способов определения поставщика.

 

Помимо осуществления контрольных мероприятий в рамках законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, антимонопольного законодательства, Башкортостанским УФАС России в 2019 году в защиту публичных интересов инициирована подача заявления в Арбитражный суд РБ о признании недействительной сделкой госконтракт от 31 июля 2019 года № 04/2019-135, заключенный между ГКУ Управление капитального строительства РБ и ФГУП «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний», признании недействительной сделкой договор субподряда от 06 августа 2019 года № 135-201-19, заключенный между ФГУП «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний» и ООО «Строительная фирма № 3».

Указанные контракт и договор заключены на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ и поставки оборудования, неразрывно связанного с производством работ, по объекту «Строительство детского сада на 260 мест по ул.Островского, г.Туймазы». Первоначальная стоимость объекта составляла 184 206 429,57 руб, конечная стоимость объекта достигла  200 085 294,25 руб.

Суть исковых требований, заявленных Башкортостанским УФАС России, сводилась к существенному нарушению положений 44-ФЗ, 135-ФЗ 223-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, повлекшие нарушение принципов конкуренции и равного допуска к торгам всех заинтересованных хозяйствующих субъектов, а также нарушение, которые ставят под угрозу безопасность строительства объектов капстроительства и нерационального расходования бюджетных средств.

Правота антимонопольного органа нашла подтверждение в судебных актах трех инстанций по делу №А07-28343/2019.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.03.2021 кассационные жалобы ГКУ УКС РБ, ФГУП УС-3 ФСИН России, ООО «Строительная фирма № 3» оставлены без удовлетворения.

Судом кассационной инстанции была дана надлежащая оценка всем фактам, установленным в ходе судебных разбирательств, в том числе осуществлена оценка и на соответствие п.43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

 

Судом подтверждено, что в действиях ГКУ Управление капитального строительства РБ, ФГУП УС-3 ФСИН России и ООО «Строительная фирма № 3» усматривается наличие недобросовестных согласованных действий, направленных на устранение конкуренции и представления преимущества единственному хозяйствующему субъекту. Данными действиями фактически устраняется конкуренция, нивелируется деятельность органов государственной власти в сфере осуществления закупок, устраняется гласность и прозрачность осуществления закупок.