Проект «пятого антимонопольного пакета»: главное

Ведомство считает важным принятие ряда законов, предусматривающих антимонопольные ограничения для цифровых гигантов

 

В ходе модернизации антимонопольного законодательства было принято 4 антимонопольных пакета. Ввиду развития новых технологий и во исполнение поручения о совершенствовании антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики, которое было дано Президентом Российской Федерации в Национальном плане развития конкуренции на 2018 – 2020 годы, ФАС России подготовила новые законодательные инициативы по внесению изменений в Закон о защите конкуренции и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («пятый антимонопольный пакет»).

Цифровизация экономики кроме благ несет в себе и риски, связанные с монополизацией товарных рынков, возможностью злоупотребления рыночной властью со стороны «цифровых гигантов» в ущерб интересам потребителей.

В настоящее время рост экономической власти цифровых платформ требует от законодателей не только в России, но и в других странах определиться с правилами и требованиями к их деятельности. Аналогичные инициативы рассматриваются и обсуждаются во многих странах мира.

В рамках «пятого антимонопольного пакета» ФАС России предлагает запретить различные формы злоупотреблений со стороны цифровых гигантов.

Документ определит новые критерии «доминирующего положения» на рынке интернет-пространства, в том числе: владение инфраструктурой (программой или программами для ЭВМ), которая используется для заключения сделок продавцов и покупателей; сетевые эффекты; доля более 35% на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок.

Это не будет препятствовать работе цифровых платформ, но при условии их доминирования установит запрет на дискриминацию клиентов, монопольно высокую цену на оказываемые услуги и т.д. 

При этом антимонопольные правила не будут распространяться на стартапы небольших компаний с годовой выручкой менее 400 млн рублей. Механизмы будут относиться только к тем компаниям, которые имеют существенный оборот и могут оказывать влияние на рынок.

Кроме того, необходимо принимать во внимание прямые и косвенные сетевые эффекты, «параллельное использование» нескольких онлайн-сервисов и возможность переключения, эффект масштаба, доступ к конкурентно-актуальным данным и роль инноваций. 

Предлагается также рассмотреть и соответствующие санкции за нарушение таких правил и требований антимонопольного законодательства.

Такие санкции должны быть соизмеримы и адекватны масштабам нарушений.

 

«Поскольку субъектами такой ответственности будут цифровые монополии, имеющие, как правило, глобальный характер, то последствия от их нарушений могут существенно нарушать экономические процессы и права большого количества пользователей, - отметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. - В связи с этим при обсуждении законопроектов с экспертами и представителями бизнес-сообщества рассматривалось несколько вариантов таких санкций: от блокирования интернет-трафика цифровой платформы на территории Российской Федерации до повышенных штрафных санкций».

 

В результате обсуждения «пятого антимонопольного пакета» было принято решение о редакции законопроекта только в части удвоения штрафных санкций в отношении цифровых платформ в тех случаях, когда они пренебрегают требованиями антимонопольного законодательства и повторно злостно не исполняют законные предписания антимонопольного органа.