Обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала и во время проведения мероприятия, а также в анкетах

Очень часто на телефон приходят смс с рекламой, но я не давал согласия на их получение. Что можно с этим сделать, чтобы рассылка сообщений больше не приходили? Осуществляется ли антимонопольным управлением контроль за распространением подобной рекламы?

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

За нарушение статьи 18 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе").

Для прекращения распространения нежелательной смс-рекламы потребитель вправе обратиться к оператору связи с требованием, выражающим его волеизъявление, об отказе от получения нежелательных рекламных сообщений.

Получение рекламных смс-сообщений при отсутствии согласия на распространение такого рода сообщений, а также после обращения к оператору связи с требованием о прекращении распространения рекламы служит поводом к обращению в антимонопольный орган.

 

Очень волнует тема распространения рекламы, не отвечающей нормам морали, будь то полураздетые женщины в рекламе, которые не всегда уместны для товара (услуги) в рекламе, или же образ солдата, защитника Отечества, используемый в рекламе отсрочки от армии. Считаю это совершенно недопустимым! Подскажите, какие принимаются меры по пресечению размещения такой рекламы? И вообще существуют ли какие-то меры наказания при распространении оскорбительной и вульгарной рекламы?

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы территориальный орган имеет право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности. При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе.

На заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России дается оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Экспертный совет является совещательным органом при Башкортостанском УФАС России, его решения носят рекомендательный характер. При рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, с учетом мнения членов Экспертного Совета, Комиссия Башкортостанского УФАС выносит решение о наличии признаков нарушения части 6, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

 

Если реклама размещается на сайте Интернет-магазина о проводимой данным магазином акции, скидок и специальных предложений, является ли такая информация рекламой?

Согласно письму ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу размещения (распространения) рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Вместе с тем, в исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.

Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, "закрепленный" в определенном месте на сайте, который "остается" на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес.

 

Разрешено ли размещение рекламы на платежных документах?

Согласно части 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение указанных требований несет рекламораспространитель.

 

У нас маленький город и к нам редко приезжают культурно-массовые мероприятия (цирк, выставки и т.д.). Но в последнее время все чаще рекламы таких мероприятий оповещается с помощью автомобилей с использованием специальных звуковых аппаратов. Это шумно, привлекает внимание и отвлекает участников дорожного движения от ситуации на дороге. Насколько правомерно вещание рекламы таким способом?

В статье 20 Федерального закона "О рекламе" регламентированы вопросы размещения рекламы на транспортных средствах и с их использованием.

Согласно части 6 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

Согласно части 5 статьи 14.38 КоАП РФ распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

 

Идентичны ли понятия «коммерческое обозначение» и «товарный знак»?

Согласно статье 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

В силу статьи 1477 ГК РФ товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В соответствии со статьей 1481 ГК РФ на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Таким образом, понятия коммерческое обозначение и товарный знак не являются идентичными.

 

Возможно ли использование полезной модели без согласия правообладателя, если данный объект мы использовали до регистрации исключительных прав третьим лицом?

Согласно части 1 статьи 1361 ГК РФ лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца (статьи 1381 и 1382 ГК РФ) добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от автора тождественное решение или решение, отличающееся от изобретения только эквивалентными признаками (пункт 3 статьи 1358 ГК РФ), либо сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования (право преждепользования).

 

Могу ли я к Вам обратиться за защитой моих прав, в связи с действиями моего конкурента, который зная, что я использую обозначение без регистрации в качестве товарного знака, зарегистрировал и обратился в суд с требованием запретить использовать в моей деятельности данное обозначение?

Да можете, подобное действие Вашего конкурента будет рассмотрена на предмет нарушения требований статьи 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

 

Считаю, что в действиях моего конкурента содержаться признаки недобросовестной конкуренции, однако я не могу с точностью посчитать размер причиненного ущерба, можно ли признать действия недобросовестной конкуренции, если ущерб не подтвержден документально?

Согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Причинение ущерба, как один из признаков недобросовестной конкуренции носит вероятностный характер, поэтому достаточно одной лишь возможности наступления таких последствии, и факта причинения реального ущерба, а также исчисления его размера не требуется.

 

Между нашим ООО и управляющей компанией заключен договор. УК, уведомив нас о расторжении договора, заключила договор с иным лицом. Будет ли считаться действия УК недобросовестной конкуренцией?

Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Правовое регулирование гражданских правоотношений, договорных отношений, вопросов о заключении, исполнении и расторжении договоров осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно статье 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

 

На нормы какого закона нужно ссылаться при проведении аукциона по продаже жилого помещения (квартиры), находящейся в государственной или муниципальной собственности?

Столкнулись в ходе осуществления своей деятельности с тем, что хотим разместить на torgi.gov предложения о продаже государственного имущества, жилой недвижимости (квартиры). Согласно законодательству, жилые помещения не могут приватизироваться юр. лицами. Каким образом нам поступить, если на торгах желающими выступают юр.лица? Можем ли мы ограничивать их участие на торгах?

Порядок предоставления государственного и муниципального имущества в собственность (приватизации) определен Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

 

Часто возникают вопросы и сомнения относительно макетов рекламы, не хватает знаний для установления правомерности.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 N 38653), территориальный орган не вправе давать разъяснения.

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе, а при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждает и рассматривает дела, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные указанным Федеральным законом. При этом полномочия по предварительному контролю материалов рекламного характера до их распространения Федеральным законом "О рекламе" не предусмотрены.

 

Изменения в законе "О рекламе…"?

Согласно Положению о территориальном антимонопольном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденному приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Информация о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность), ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствует право законодательной инициативы. кроме того, в данном предложении не раскрывается, какие изменения в закон предполагается принять.