Обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала, во время проведения мероприятия, а также в анкетах публичных обсуждений Башкортостанского УФАС России 26 сентября 2019 года

Изменение стоимости контракта. Вопросы контрактной системы.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных положениями части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Доминирующие положение организации.

Понятие доминирующего положения организации раскрывается в статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции".

Монопольное положение предприятия, доминирующие положение; навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ от заключения договора; недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере рекламы.

Понятия монополистической деятельности, доминирующего положения организации, недобросовестной конкуренции раскрываются в статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Федеральный закон "О защите конкуренции" регламентирует вопросы запрета злоупотребления доминирующим положением (статья 10), запрета недобросовестной конкуренции (глава 2.1).

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

Вопросы формирования начальной максимальной цены контракта.

Почему гос. заказчики выставляют на закупках начальную максимальную цену контракта ниже рентабельности и без учета МРОТ?

Вопросы формирования (обоснования) начальной (максимальной) цены контракта регламентированы положениями статьи 22 Закона о контрактной системе и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». При этом полномочия по контролю за соблюдением правильности формирования (обоснования) начальной (максимальной) цены контракта входят в компетенцию органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При закупках по 44-ФЗ приоритет получают предприятия, предложившие самую низкую цену без учета штата и квалификации сотрудников и время существования на рынке.

Положениями Закона о контрактной системе определен перечень конкурентных процедур, при проведении которых Заказчики обязаны предъявлять требования к участникам закупки, в том числе о квалификации сотрудников и время существования на рынке. К примеру, к таким процедурам можно отнести осуществление закупок путем проведения открытого конкурса, открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием, в том числе в электронной форме, электронный аукцион.

Невыплаты по государственным контрактам со стороны МУПов, ГУПов, Администраций РБ.

Предусмотрена административная ответственность по статье 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.

Вероятность включения в РНП.

В случае установления (подтверждения) фактов недобросовестного отношения, информация подлежит включению в соответствующий реестр.

Необходимо ли, в случае если деятельность по дезинсекции и дератизации не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи (например, в школе, детских садах), устанавливать в документации о закупках требования о предоставлении копии лицензии на медицинскую деятельность по "дезинфектологии"?

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 № 14-5/993 при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2019 № 46-АД19-1, из которого следует, что буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи.

Необходимо ли в документации о закупке на оказание услуг по ОСАГО в требованиях к участнику закупки устанавливать требования, предоставлять свидетельства РСА, помимо лицензии на осуществление ОСАГО?

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае, если законодательством предусмотрен, что участник закупки должен соответствовать установленным требованиям, соответствующее требование к участникам закупки должно быть отражено в документации о закупке.

При применение типовых форм контрактов можно ли их дополнять или изменять условия, не противоречащие законодательству?

Согласно письму Министерства финансов РФ от 04.07.2019 № 24-03-07/49396 заказчик при осуществлении закупки, по которой разработан типовой контракт, не вправе добавить в такой контракт дополнительные положения. Вместе с тем отмечается, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос, касающийся возможности применения типовых контрактов, типовых условий контрактов, разработанных в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, в части, не противоречащей типовым контрактам, типовым условиям контрактов, разработанным в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в случае осуществления закупки для нужд субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минфина №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник должен продекларировать страну происхождения товара. В этом приказе в приложении есть код ОКПО 62.0 - услуги по разработке программного обеспечения, консультативных услуг. Как указывать страну происхождения именно на услугу?

Как следует из данного приказа, условия допуска распространяются, в том числе на код 62.0 Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий. С учетом изложенного, необходимо указывать страну происхождения программного продукта (обеспечения), и, соответственно оказываемой услуги.

Часто замечаю рекламу на улице, где внизу мелким шрифтом и светлым цветом размещена различная информация, которую очень сложно прочитать. Регулируется ли на законодательном уровне шрифт в рекламе?

В соответствии частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.