Обобщенные итоги рассмотрения анкет, вопросов и предложений из анкет по результатам публичных обсуждений

26 сентября 2019 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан за III квартал 2019 года в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

В завершении мероприятия участникам предлагалось заполнить специальные анкеты.

Общее количество участников составило более 90 человек, заполнено 93 анкет (100% участников).

Присутствующим было предложено ответить на вопрос: «насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию» (оценка от одного до пяти баллов):

По итогам анализа анкет, в части соответствия мероприятия

- по тематической направленности  общий балл составил - 4,88 балла.

- по программе  общий балл составил – 4,89 баллов.

- по квалификации выступающих  общий балл составил – 4,98 баллов.

- по организации мероприятия  общий балл составил – 4,96 балла.

Таким образом, средняя оценка по всем показателям составила  – 4,92 (при максимуме в 5 баллов).

Анкетируемые единогласно выразили мнение о необходимости проведения подобных мероприятий.

 

Предложения по совершенствованию антимонопольному законодательства Российской Федерации:

 

Отменить обязанность по закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, либо установить, что они должны быть производителями поставляемых товаров, работ и услуг.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями), территориальный антимонопольный орган не обладает правом законодательной инициативы.

Регулирование государственных (муниципальных) преференций, свободной конкуренции; контроль торгов при закупках.

Целями Федерального закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон "О защите конкуренции" регламентирует вопросы предоставления государственных или муниципальных преференций (глава 5) и порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1).

При определении победителя оценивать все качественные характеристики исполнителя, а не только минимальную цену.

Федеральный закон о контрактной системе содержит единые требования к участникам закупки, закрепленные в статье 31. Кроме того, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме, установив критерии оценки участников, в том числе квалификации.

Исключить возможность невыплаты по государственным контрактам.

За нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрена административная ответственность статьей 7.32.5. КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 указанной статьи совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Создать реестр недобросовестных заказчиков

Для заказчиков предусмотрена административная ответственность в случае нарушения требований Закона о контрактной системе.

В сфере законодательства о закупках: ввести ответственность для заявителей жалоб (в случае признания их необоснованными) в формате штрафа и/или возмещения инициатору закупок убытков, вызванных приостановкой закупочных процедур.

Ввести предложение в законодательный орган по установлению ответственности к участникам закупки на жалобы к заказчику в случае признания жалобы необоснованной.

Установление пошлин/штрафов за необоснованные жалобы, срывающие закупки.

Предложения о внесении изменений в указанной сфере Закона о контрактной системе были направлены в ЦА ФАС России.

Формировать единообразную практику правоприменения с другими государственными органами РБ и РФ.

Решения территориальных органов принимаются с учетом позиции Центрального аппарата ФАС России.

Операторы электронных площадок нарушают 44-ФЗ, установить контроль над действием и фиксация данных действий.

Действия/бездействия оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, заказчика могут быть обжалованы в Центральный аппарат ФАС России.

Уменьшение размера штрафов, налагаемых на орган исполнительной власти.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2.3. статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Почему в разных аптеках разные цены на лекарства? Когда лекарства подешевеют?

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями), вопросы ценообразования на лекарственные средства не относится к полномочиям территориального антимонопольного органа.

 

Вопросы правоприменительной практики, возникающие при осуществлении государственного надзора за соблюдением антимонопольного законодательства:

 

Изменение стоимости контракта. Вопросы контрактной системы.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных положениями части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Доминирующие положение организации.

Понятие доминирующего положения организации раскрывается в статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции".

Монопольное положение предприятия, доминирующие положение; навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ от заключения договора; недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере рекламы.

Понятия монополистической деятельности, доминирующего положения организации, недобросовестной конкуренции раскрываются в статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Федеральный закон "О защите конкуренции" регламентирует вопросы запрета злоупотребления доминирующим положением (статья 10), запрета недобросовестной конкуренции (глава 2.1).

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

Вопросы формирования начальной максимальной цены контракта.

Почему гос. заказчики выставляют на закупках начальную максимальную цену контракта ниже рентабельности и без учета МРОТ?

Вопросы формирования (обоснования) начальной (максимальной) цены контракта регламентированы положениями статьи 22 Закона о контрактной системе и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». При этом полномочия по контролю за соблюдением правильности формирования (обоснования) начальной (максимальной) цены контракта входят в компетенцию органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При закупках по 44-ФЗ приоритет получают предприятия, предложившие самую низкую цену без учета штата и квалификации сотрудников и время существования на рынке.

Положениями Закона о контрактной системе определен перечень конкурентных процедур, при проведении которых Заказчики обязаны предъявлять требования к участникам закупки, в том числе о квалификации сотрудников и время существования на рынке. К примеру, к таким процедурам можно отнести осуществление закупок путем проведения открытого конкурса, открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием, в том числе в электронной форме, электронный аукцион.

Невыплаты по государственным контрактам со стороны МУПов, ГУПов, Администраций РБ.

Предусмотрена административная ответственность по статье 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.

Вероятность включения в РНП.

В случае установления (подтверждения) фактов недобросовестного отношения, информация подлежит включению в соответствующий реестр.

Необходимо ли, в случае если деятельность по дезинсекции и дератизации не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи (например, в школе, детских садах), устанавливать в документации о закупках требования о предоставлении копии лицензии на медицинскую деятельность по "дезинфектологии"?

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 № 14-5/993 при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2019 № 46-АД19-1, из которого следует, что буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи.

Необходимо ли в документации о закупке на оказание услуг по ОСАГО в требованиях к участнику закупки устанавливать требования, предоставлять свидетельства РСА, помимо лицензии на осуществление ОСАГО?

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае, если законодательством предусмотрен, что участник закупки должен соответствовать установленным требованиям, соответствующее требование к участникам закупки должно быть отражено в документации о закупке.

При применение типовых форм контрактов можно ли их дополнять или изменять условия, не противоречащие законодательству?

Согласно письму Министерства финансов РФ от 04.07.2019 № 24-03-07/49396 заказчик при осуществлении закупки, по которой разработан типовой контракт, не вправе добавить в такой контракт дополнительные положения. Вместе с тем отмечается, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос, касающийся возможности применения типовых контрактов, типовых условий контрактов, разработанных в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, в части, не противоречащей типовым контрактам, типовым условиям контрактов, разработанным в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в случае осуществления закупки для нужд субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минфина №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник должен продекларировать страну происхождения товара. В этом приказе в приложении есть код ОКПО 62.0 - услуги по разработке программного обеспечения, консультативных услуг. Как указывать страну происхождения именно на услугу?

Как следует из данного приказа, условия допуска распространяются, в том числе на код 62.0 Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий. С учетом изложенного, необходимо указывать страну происхождения программного продукта (обеспечения), и, соответственно оказываемой услуги.