Обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала, во время проведения мероприятия, а также в анкетах публичных обсуждений Башкортостанского УФАС России 20 марта 2019 года

В какие именно СМИ осуществляется информирование граждан об антимонопольной деятельности? Почему объявления, противоречащие антимонопольному законодательству, публикуются в газетах?

Информация о возбужденных и рассмотренных делах, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность), ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения), информация о деятельности управления размещается на сайте (в разделе главное - новости). Информация о деятельности Башкортостанское УФАС России размещается в различных средствах массовой информации (в разделе главное – УФАС в СМИ).    

По выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и в газетах, в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" выдаются предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; направляются предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства; возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

В области строительства (реконструкции) объектов кап. строительства в сфере электроэнергетики (закупки по ФЗ № 223). Ваши рекомендации Заказчикам?

Подготовка рекомендаций в области строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в сфере энергетики (закупки по 223-ФЗ) в полномочия территориального органа федеральной антимонопольной службы не входит.

Проблемы мониторинга недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующих субъектов.

Согласно статье 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Антимонопольный орган рассматривает действия хозяйствующих субъектов, связанные с недобросовестной конкуренцией в ходе рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов и поступившей информации в соответствии с Законом о конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации и при необходимости запрашивает соответствующую информацию для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Проблемы разрешения административных барьеров при допуске субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

Для дачи полного ответа, необходима дополнительная информация, в части конкретизации проблем с которыми вы сталкиваетесь и озвучивания, что именно вы считаете административными барьерами.

Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Куда мне нужно обратиться в случае обнаружения факта нарушения антимонопольного законодательства?

В случае обнаружения факта нарушения антимонопольного законодательства Вам нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу или в ее территориальные органы. Адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан: 450008, г.Уфа, ул. Пушкина, дом 95, e-mail: to02@fas.gov.ru.

Возможно ли скинуть доклад по рекламе на электронный адрес для подробного изучения?

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность).

Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

По каким признакам узнать недобросовестного поставщика?

Информация о недобросовестных поставщиках размещена в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html

В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц.

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Используя  фильтры поисковика можно проверить любого контрагента.

Вправе ли заказчик включить в проект контракта на поставку запчастей требование о предоставлении вместе с товаром документов, подтверждающих законность введения товара в гражданский оборот на территории РФ правообладателя товарного знака (например, дилерский договор, соглашение и т.д.)? В целях исключения поставки контрафактной продукции.

Закон о контрактной системе предусматривает возможность установления заказчиком требования к участникам закупки только в  соответствие с требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вправе ли Заказчик отказаться от заключения контракта, если на этапе заключения контракта выявилось, что Поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару, что позволило ему стать победителем определения поставщика? Нормативно-правовое основание для такого отказа? Как должен быть оформлен данный отказ (Решение единой комиссии по закупкам или решение Заказчика)?

Согласно части .6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Полномочия как заказчика так и комиссии закреплены в части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Где указано, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Кроме того, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Согласно ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе)

Рынок автомобильных компонентов в настоящее время наводнен контрафактными деталями, Заказчики систематически сталкиваются с фактами поставки поддельных деталей, которые внешне сложно отличить от оригинальных деталей. Согласно рекомендациям автопроизводителей, единственным эффективным средством защиты от поставки контрафактной продукции является ее приобретение по официальным каналам. В этой связи,

Вправе ли Заказчик включить в контракт на поставку компонентов транспортных средств, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей требование о предоставлении вместе с товаром документов, подтверждающих законность введения товара в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем товарного знака?

Вправе ли Заказчик включить в такой контракт требование о предоставлении вместе с товаром декларации поставщика, подтверждающей, что компоненты, поставляемые в качестве сменных (запасных) частей, поступают со склада, находящегося под контролем изготовителя транспортного средства, с приложением подтверждающих документов: (договор поставки, накладные, счета-фактуры и т.д.) в цепочке реализаторов продвижения товара от официального представительства на территории РФ? Требование о наличии официального представительства на территории РФ? Требование о предоставлении вместе с товаром сертификатов, подтверждающих соответствие изготовителя товаров стандартам менеджмента качества IATF 16949 и ISO 901:2015?

Закон о контрактной системе предусматривает возможность установления заказчиком требования к участникам закупки только в  соответствие с требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Эквилентами оригинальных деталей изготовителя автомобиля являются детали предприятий-поставщиков на сборочное производство, которые поставляются на рынок также и под их собственными брендами. Вправе ли Заказчик в описании закупки компонентов транспортных средств, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей с указанием на товарный знак изготовителя автомобиля и номера детали по каталогу (ОЕМ), дополнительно указать также и товарный знак номер детали по каталогу предприятия-поставщика на сборочное производство? Например:

 

  •  

Наименование товара

  •  

Сведения об автомобиле, используемом Заказчиком, для взаимодействия с которым, закупаются сменные компоненты (товары), совместимость которых с данным автомобилем подтверждаются технической документацией изготовителя автомобиля

  1.  

Свеча зажигания Denso SK20R11

  1.  
  • R-300 (2005 г.в.) VIN JTJHF31IU802006134, двигатель 2995  

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,  допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Каким образом совершенствуется антимонопольное законодательство в Республике Башкортостан?

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствует право законодательной инициативы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации  основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, антимонопольное законодательство не основывается на нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

В 2014-2015 годах к ФАС России перешли полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

 

Как разрешаются ситуации с узаконением вывесок магазинов розничной продажи на территории г.Уфа, в случае если названия одинаковые (т.е. использование одинакового наименования разными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями)?

Вопросы узаконения вывесок магазинов розничной продажи на территории г.Уфа относится к компетенции администрации г.Уфа. В случае, если название магазина одновременно зарегистрировано в установленном порядке как средство индивидуализации юридического лица, и иной хозяйствующий субъект использует данное обозначение без разрешения правообладателя, необходимо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

Какими приемами, способами и методами осуществляется контроль по антимонопольному законодательству? Какие существуют способы государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства?

В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" антимонопольным органом по выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства выдаются предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; направляются предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства; возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдаются  хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (статья 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

Согласно статье 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Можно ли публиковать рекламу от микрофинансовых организаций (или потребительских кооперативов), и копии каких документов от них нужно получить? Что обязательно должно быть указано в рекламе? (условия, проценты и т.д.) Какие документы они должны предоставить?

Требования установлены статьей 28 Федерального закона "О рекламе". Реклама, во - первых, должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Не должна умалчивать об иных условиях оказания услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Как можно рекламировать услуги по рефератам, не нарушая закон?

Согласно пункту 10 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации. Данный запрет установлен Федеральным законом от 30.10.2018 № 383-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе".

Можно ли рекламировать проведения акции (скидок)? распространяется ли такую рекламу требования закона о рекламе?

Согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Являюсь репетитором, работаю самостоятельно, нанимать работников не планирую. Могу ли я, на фасаде здания, в котором я арендую комнату, повесить вывеску с текстом о профиле деятельности и номером моего телефона. Может ли такая вывеска считаться рекламой?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Перечисленные требования не распространяются в том числе на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Указание наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации. При этом манера их исполнения на вывеске не имеет значения.

Таким образом, вывеска с текстом о профиле деятельности и номером телефона не является рекламой.

В статьяе16 ФЗ «О рекламе» - в газете не более 40% рекламы, нужна ли пометка на правах рекламы?

Согласно статье 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Федеральным законом от 05.12.2016 № 413-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе" в статье 16 указанного закона слова "сорок" заменены словами "сорок пять", данные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.

Сейчас очень много рекламы микрозаймов/быстрых займов, насколько я знаю, для оказания финансовых услуг необходимо иметь соответствующее разрешения. Все ли микрофинансовые организации имеют разрешение?

Согласно части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Есть ли ограничения по количеству и месту расположения рекламы на развороте в газете?

В Федеральном законе «О рекламе» существуют ограничения только по общему объему рекламы в печатных изданиях.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе» объем рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Относительно места расположения есть ограничения к рекламе алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях;

Будет ли расцениваться в качестве рекламы алкогольной продукции следующая информация: "разливные напитки, закуски... изображение бокала с пенящимся напитком"?

Нет, поскольку нет конкретного объекта рекламирования именно алкогольной продукции  - средства индивидуализации юридического лица, являющегося производителем алкогольной продукции, средства индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица. Такая информация признавалась бы рекламой алкогольной продукцией, если бы были указаны марки алкогольной продукции или производители.

Волнует тема распространения рекламы, не отвечающей нормам морали, будь то полураздетые женщины в рекламе ночных клубов, размещенной вне таких заведений, или же образ солдата, защитника отечества, используемый в рекламе отсрочки от армии. считаю это совершенно недопустимым! подскажите, какие принимаются меры по пресечению размещения такой рекламы? и вообще существуют ли какие-то меры наказания при распространении оскорбительной и вульгарной рекламы?

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы территориальный орган имеет право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности. При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе.

На заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России дается оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Экспертный совет является совещательным органом при Башкортостанском УФАС России, его решения носят рекомендательный характер. При рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, с учетом мнения членов Экспертного Совета, Комиссия Башкортостанского УФАС выносит решение о наличии признаков нарушения части 6, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Статья 25 закона о рекламе устанавливает, что реклама биологически активных добавок должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. при этом, надпись о наличии противопоказаний в рекламных модулях применяется только в случаях рекламы лекарственных средств. учитывая, что за нарушение требований закона о рекламе бадов к ответственности могут быть привлечены как рекламодатели, так и рекламораспространители, а также то, что некоторые бады имеют противопоказания, необходимо ли при рекламе бадов указывать в рекламе о наличии противопоказаний? и если да, то в каких случаях?

В соответствии с частью 1.1. статьи  25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Таким образом, предупреждение о том, что биологически активные добавки и пищевые добавки не являются лекарственными средствами обязательно.

Надпись о наличии противопоказаний в рекламных модулях применяется только в случаях рекламы лекарственных средств, при рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок надпись о наличии противопоказаний не требуется.

Обнаружил что на счетах за ЖКХ печатается реклама, на мой взгляд это неприемлемо. Является ли подобная реклама законной?

3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения (Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе").

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" возлагается на рекламораспространителя.

Какие сведения не соответствующие действительности признаются дискредитирующими.

Согласно статье 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Попадает ли под недобросовестную конкуренцию отправка прайсов с указанием наших цен (в сравнение с их) конкурирующей стороной?

Если информация является достоверной, цены являются достоверными и нет информации в тексте, которая недопустима Федеральным законом "О защите конкуренции", то факта недобросовестной конкуренции не усматривается.

Столкнулись с недобросовестной конкуренцией. А именно расположенный магазин через стенку в одном ТЦ с нами, продает такую же торговую марку как и мы. У нас есть договор об эксклюзивности ее продажи на территории города. Конкурент, закупается не через представителя в России. Сам представитель уже закрыл канал продажи для конкурента. Есть ли какие-то правовые запреты для устранения этого инцидента. Управление торгового центра не помогает в решении вопроса.

В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" Вы можете обратиться в Башкортостанское УФАС России с заявлением с приложением всех необходимых документов, антимонопольный орган рассмотрит обращение на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

У меня открыт магазин разливных напитков, рядом со мной в одном и том же помещении открыли магазин «ВечерОк», и через некоторое время поставили себе пиво, хотя у них франшиза и пива там быть не должно, и они поставили холодильник с пивом в общий холл на открытую. Имеют ли они право? Можно ли применить закон «о недобросовестной конкуренции»?

В одном помещении размещаться магазинам со схожим ассортиментом не запрещено, если не совершаются действия по недобросовестной конкуренции (ст.ст. 14.1 – 14.8 Федерального закона "О защите конкуренции").

Наш магазин находится в г. Туймазы, аналогичное название с другим магазином в г. Октябрьский, они собираются подать на нас иск с претензией по ст. 14.6. ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", товарный знак их мы никак не копировали, дело в названии. Как быть в такой ситуации?

В данном случае возможно наличие признаков нарушения статьи 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции", при условии, что название магазина зарегистрировано в установленном порядке как товарный знак и без разрешения правообладателя используется другим хозяйствующим субъектом.

Существует ли возможность оспаривать решение УФАС о признании действий недобросовестной конкуренцией?

Согласно статье 52 Федерального закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

В случае признания действий недобросовестной конкуренцией, какая будет предусмотрена административная ответственность?

За недобросовестную конкуренция установлена административная ответственность в соответствии со статьей 14.33 КоАП РФ.

Согласно статье 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

На сайте организации размещается информация, которая не соответствует действительности, можно ли в данном случае расценивать это как недобросовестная конкуренция?

При установлении факта размещения на сайте информации, не соответствующей действительности самим хозяйствующим субъектом, установлении факта ущемления интересов конкурента, имеются признаки недобросовестной конкуренции.