Перспективы концессионных соглашений

В целях исполнения требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года № 1738-р, распоряжения Главы Республики Башкортостан от 30 декабря 2015 года № РГ-229 «Об утверждении мероприятий по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан» в рамках специализации Башкортостанского УФАС России 21 ноября 2016 года состоялось совместное рабочее совещание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан с Центром государственно-частного партнерства Республики Башкортостан по проблемным вопросам заключения концессионных соглашений, установления условий концессионных соглашений, реализации проектов государственно-частного партнерства в коммунальной сфере, передача в управление частным операторам на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В рабочем освещении участвовали представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета РБ по тарифам, прокуратуры Республики Башкортостан Министерства экономического развития РБ, Министерства финансов РБ, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, СМИ.

Во вступительном слове руководитель Башкортостанского УФАС России З.Х. Акбашева отметила, что концессионное соглашение должно быть обоюдно выгодным и инвестиционно привлекательным.

Мусабиров Р.Д. – директор Центра государственно-частного партнерства в своем докладе остановился на специфике применения механизма государственно-частного партнерства, заключения концессионного соглашения в сфере ЖКХ. Так, в отличие от других сфер, где применяется государственно-частное партнерство, сфера ЖКХ подразумевает помимо объема инвестиций, возврат таких инвестиций за счет тарифов.

На рабочем совещании была рассмотрена общая ситуация по реализуемым  концессионным соглашениям в Российской Федерации. Было озвучено, что по результатам анализа концессионных соглашений, заключаемых в РФ, основной сферой, в которой реализуются концессионные соглашения, является водоснабжение и водоотведение. Общая динамика реализации инвестиционных проектов в форме ГЧП в сфере ЖКХ показывает, что уже в 1 полугодии 2016 года объем привлекаемых инвестиций в сфере ЖКХ по сравнению с 2014 годом, увеличился более чем в 10 раз.

На сегодняшний день регионы, в том числе и Республика Башкортостан,  подготовили «дорожные карты» по привлечению инвестиций. Также сформированы графики передачи в концессию неэффективных ГУПов и МУПов. Это предусмотрено и требованиями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года № 1738-р. В настоящее время обсуждается вопрос о передаче в концессию до 1 января 2018 года вообще всех ГУПов и МУПов.

Также предусматривается методологическая поддержка потенциальных инвесторов, возможность передачи объектов со значительной долей не зарегистрированного имущества, предприятий с долгами и право трансформации договоров, заключенных до 1 января в 2015 года в концессионное соглашение.

По мнению участников рабочего совещания, эффективность реализации концессионного соглашения выражается в росте качества обслуживания населения. 

Также при заключении концессионного соглашения установлены для органа власти установлены следующие плюсы: сохранение имущества в государственной и (или) муниципальной собственности, проведение реконструкции без привлечения бюджетных средств, возможность контроля за деятельностью частных операторов и обеспечение эффективного управления имуществом.

Основными плюсами для частных операторов являются: прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса, обеспечение разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных инвестиций  снижающих инвестиционные  риски, гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки при изменении нормативных правовых актов и другое.

Было отмечено, что только строительство и реконструкция могут являться объектами концессионного соглашения.

З.Х. Акбашева подчеркнула, что помимо неоформленных объектов в новом законе уточнены правила передачи в концессию бесхозяйного имущества после заключения соглашения. Теперь в законе прямо указано,  что в таком случае не допускается уменьшение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, увеличение расходов концедента, ухудшение плановых показателей деятельности концессионера.

Активным обсуждением участниками рабочего совещания стал проект государственно-частного партнерства (ГЧП) в ЖКХ на примере «Водоснабжение с. Мишкино, Мишкинский район РБ», целью которого является увеличение количества потребителей и объемов потребляемой воды в с. Мишкино; улучшение качества питьевой воды; уменьшение количества аварий в сетях водоснабжения; замещение компенсации выпадающих доходов инвестициями.

В завершение совещания З.Х. Акбашева отметила, что на концессию передать можно все, однако нужно учитывать каждый конкретный расчет по каждому конкретному делу, все обстоятельства дела, где находится оборудование, имеющуюся базу, резервы предприятия, чтобы грамотно просчитать все параметры.