Специализация – возможность совершенствования земельного законодательства

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также Управление, Башкортостанское УФАС России) в силу приказа  ФАС России от 19.05.2014г. №341/14 является исполнителем по теме общероссийской специализации территориальных органов «Контроль за соблюдением требований статей 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в сфере земельных отношений и строительства».

В целях обобщения правоприменительной, судебной и др. практики территориальных органов по теме специализации, Управление провело анализ нормативных и ненормативных актов, регулирующих сферу земельных отношений и строительства, судебной практики, затрагивающей данную сферу, и пришло к следующим выводам.

С вступлением в силу Федерального закона №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года, процедуры предоставления земельных участков стали прозрачными, вместе с тем, проведенный анализ, показал, что в Земельном кодексе заложена норма, позволяющая органам власти предоставлять преимущества отдельным субъектам и выделять им земельные участки в обход конкурентных процедур.

Для начала хотим напомнить о многолетней борьбе антимонопольных органов с ущемлением принципов конкуренции на рынке строительства социального жилья в Республике Башкортостан.

Центральным аппаратом ФАС России Правительство Республики Башкортостан признано нарушившим часть 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции», в части издания, ограничивающего конкуренцию постановления №254 «О порядке бесплатного предоставления земельных участков под жилищное строительство социально-ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан. Тогда при рассмотрении дела было установлено, что на территории Республики Башкортостан зарегистрирована только одна социально-ориентированная некоммерческая  организация, созданная государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан - Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан (дело №А40-15894/2013).

После чего, полагая, что антимонопольный орган усмотрел нарушение антимонопольного законодательства только в части непроведения торгов при бесплатном предоставлении земельных участков некоммерческим организациям, Правительство Республики Башкортостан приняло новое постановление от 25 декабря 2013 г. №615, при этом новое постановление отличалось от прежнего лишь тем, что в нем было предусмотрено условие, что земельные участки предоставляются в   собственность   бесплатно   на торгах в форме конкурса, при этом конкурс  проводится только среди социально - ориентированных организаций, созданных государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан.

Башкортостанским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Республики Башкортостан. Управлению удалось доказать,  что в связи с тем, что на территории республики зарегистрирована только одна такая некоммерческая организация, указание Правительства на то, что земельные участки предоставляются по конкурсу само по себе фактически не обеспечивало конкуренцию. Так как проведение конкурса, среди организаций, обладающих специальным статусом, когда таким статусом обладает всего одна организация – априори невозможно. Решением Башкортостанского УФАС России действия Правительства Республики Башкортостан по изданию постановления от 25 декабря 2013 г. №615, признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Правительству Республики Башкортостан выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Данное решение устоялось во всех инстанциях арбитражного суда (№А07-16360/2014).

Таким образом, Правительство Республики Башкортостан сначала отдавала земельные участки Фонду строительства социального жилья Республики Башкортостан без конкурса, после проигрыша в судах правительство, пыталось создать мнимую конкуренцию, издав постановление, согласно которому земельные участки будут предоставляться по конкурсу, который должен проводится среди социально-ориентированных некоммерческих организаций, созданных ГУПами Республики Башкортостан, хотя Правительству было известно, что на территории Республики зарегистрирована только одна такая организация. В случае объявления конкурса о предоставлении земельных участков в собственность, к данному конкурсу была бы допущена только данная организация. Как показала практика, остальные участники строительного рынка заключали с Фондом строительства социального жилья Республики Башкортостан договор субподряда, так как сам фонд не осуществлял строительство. Договоры субподряда заключались на кабальных для субподрядных организаций условиях, Фонд навязывал строительным организациям условия у кого покупать строительные материалы, и по какой цене.

Данные постановления Правительства РБ были изданы на основании положений Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

Тогда центральный аппарат ФАС России обратился в Арбитражный суд с заявлением об отмене данных положений закона Республики. Арбитражные суды в удовлетворение требований ФАС России признали недействующей часть  1.1  статьи  10  Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», отметив положение данной статьи как ограничивающую конкуренцию среди  субъектов строительного рынка (дело № А07-23741/2013).

Казалось бы, со вступлением в силу окончательного судебного акта, поставлена точка в многолетней борьбе.

Вместе с тем, пунктом 15 части 2 статьи 39.10 нового Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено право некоммерческих организаций созданных субъектом Российской Федерации на получение земельного участка в безвозмездное пользование в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

По мнению Управления, положения, предусмотренные пунктом 15 Части 2 статьи 39.10 нового Земельного Кодекса Российской Федерации может негативно повлиять на развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, что в свою очередь приведет к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, к созданию для них дискриминационных условий для ведения бизнеса, к предоставлению различного рода преимуществ отдельным субъектам предпринимательства и, как следствие – к ограничению устранению и (или) недопущению конкуренции.

На сегодняшний день Управлением, в рамках темы исполнения общероссийской специализации, направило в Центральный аппарат ФАС России предложения о дальнейшем совершенствовании земельного законодательства в целях защиты конкуренции.